Сочинение сентиментализм повести бедная лиза карамзина

Сентиментализм как направление в литературе

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм — это художественное направление в литературе, пришедшее на смену классицизму. Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины восемнадцатого века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру. Само слово «сентиментализм» происходит от латинского слова «чувство» или «чувствовать».

Замечание 1

Сентиментализм наиболее ярко из всех литературных направлений отражает в себе культ чувствительности. В сентиментальных произведениях на первое место ставятся чувства и переживания героев, а великие идеи или даже сюжет зачастую стоят на втором месте.

Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века.

Статья: Сентиментализм в руской литературе

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Сентиментализм как явление появился в России чуть позже — в семидесятых годах восемнадцатого века, а свое должное развитие и популярность приобрёл за первую половину девятнадцатого века. В русском сентиментализме наиболее ярко отражены быт и традиции как обычных русских людей – крестьян, так и представителей высшего сословия – дворян.

Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

Главные герои в таких произведениях — обычные люди, неизвестные, не имеющие денег или власти;
В русском сентиментализме чувствительность представлена как одно из главных личностных качеств главного героя;
Внимание писателя направлено на богатый внутренний мир героя, его переживания — основа главной идеи произведения;
Прославляются такие качества, как врожденная невинность, чистота и непорочность, как в помыслах, так и в действиях героя;
Прославление консервативности во взглядах на мир и на современную Россию;
Ярко выражены типичные русские традиции, русский быт, нравы и мораль;
Имеет не только возвышенность языка, свойственную данному направлению, но и содержит простую разговорную речь, характерную для обывателя.

Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма:

  • Дворянский — представители этого направления не выступали за отмену крепостного права;
  • Революционный — представители этого направления считали своим долгом рассказать в произведениях о такой глобальной и актуальной в то время в русской проблеме — о крепостном праве.

Особенности сентиментализма как литературного направления

Сентиментализм пришел на смену классицизму, но какое-то время они сосуществовали, являясь в то же время антиподами. Если классицизм во главе угла ставил разум, то сентиментализм считал приоритетными чувства человека. Об этом говорит и название направления:  sentiment в переводе с французского означает «чувство».

Можно назвать несколько особенностей этого литературного направления:

  1. Акцент на чувство. Писателя интересует внутренний мир человека, его эмоции, переживания.
  2. Ценность человеческой личности определяется способностью любить и сопереживать.
  3. Признание того, что способность чувствовать не зависит от сословной принадлежности. В результате главными героями часто становятся крестьяне, простолюдины.
  4. Прославление любви, дружбы, единения с природой как вечных ценностей.
  5. Восприятие природы как живой сущности, сопереживающей герою.

В произведениях писателей-сентименталистов могут возникать пасторальные мотивы.

Свою задачу сентименталисты видели в том, чтобы обратить душу человека к красоте и доброте, утешить и дать надежду.

Очерк, бытовой роман, повесть, роман в письмах, дневник, поэтическое послание и элегия – эти жанры появились тоже благодаря писателям-сентименталистам.

Произведение сентиментализма

Н. М. Карамзин по праву считается родоначальником русского чувствительного жанра. В 1792 году он создаёт повесть о любви крестьянки и дворянина, которая отражает в себе особенности нового направления и становится прогрессивным произведением. В ней отчётливо и самобытно проявляются его основные черты, вот почему повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму.

Одухотворённая представительница крестьянства

Главная героиня из низшего сословия, но обладает и духовностью, и чувствительностью. Девушка умеет и любить, и мечтать. Она склонна к душевному состраданию, которое несвойственно её среде. Положение крепостных — это жизнь рабов, лишённых чувств, чего не скажешь о Лизе, ей глубоко близки черты:

  • умение сопереживать;
  • бережно хранить «нежнейшие чувствия»;
  • наслаждаться ощущением собственных эмоций.

Внутренние переживания влюблённых

К признакам нового литературного течения в повести относятся постоянные душевные страдания героев, они не сдерживают чувств и нередко проливают слёзы. Доказать это в тексте может безмерное горе Лизы, когда она после отъезда Эраста в армию безумно скучает по нему, постоянно плачет и тоскует в разлуке с любимым.

Эти примеры сентиментализма в «Бедной Лизе» впервые открывают в русской литературе внутренние переживания человека, они показывают, как обнажаются человеческие сердца, когда испытывают:

  • тоску по несбывшемуся;
  • любовь к родному человеку;
  • грусть от разлуки;
  • страдание и боль.

Проявление чувств главных героев

Тема счастья и любви проникновенно и взволнованно описывается автором. Влюблённость Эраста в Лизу кажется искренней и возвышенной. Он в восторге от милой «пастушки». Вся роскошь и изысканные развлечения высшего света кажутся ему пустыми и мелкими. И только «страстная дружба невинной души питает его сердце». Но герои не справляются со своей чувственностью, а именно она главная и ценная особенность сентиментализма, и оказываются в объятиях, испытывая наслаждение и восторг.

Однако страстное притяжение молодого человека к возлюбленной резко меняется, когда взаимоотношения перестают быть платоническими. Неземной идеал чистоты и невинности рассыпается вдребезги, чувство любви и трепетности сгорает. Образованный и возвышенный дворянин Эраст расстаётся с девушкой, чтобы жениться на пожилой даме по расчёту.

Роковой исход

Повесть включает в себя элемент ожидаемой трагедии — исстрадавшаяся Лиза бросается в пруд. Печальный финал повести — ещё один пример сентиментализма.

Следуя за чувствами, несчастная девушка забывает о больной матери, практически теряет разум и принимает решение уйти из жизни по зову своего разбитого сердца. Автор убедительно доказывает, что главный признак нового жанра — это преобладание чувств над разумом.

Сочинение «Бедная Лиза» как сентиментализм

Повесть «Бедная Лиза» – вершина сентиментализма в литературе того времени. Впервые, была раскрыта тема не отдельно взятого героя, а чувств, эмоций, страданий. Карамзин одним из первых показал миру, что не только дворяне могут любит. Главная героиня обычная крестьянская девушка, которая открыто полюбила и за это поплатилась.

Повесть кажется какой-то надуманной, не реалистичной. Диалоги пестрят напыщенностью и эмоциональностью. Они наполнены ахами и вздохами, восклицаниями и эпитета. Но это придаёт особое веяние при прочтении данного произведения.

Мы сразу чувствуем весь сентиментализм повести, переживания главных героев. Главная задача произведения была создать ощущения причастности к главным героям.

Карамзин показывает нам свою героиню, как чистую открытую, нежную девушку. В один прекрасный день, торгуя в городе ландышами, Лиза встречает любовь всей своей жизни, прекрасного парня, дворянина Эраста. Это любовь поглощает их, охватывает до глубины души. Лизе кажется что вот оно счастье её. Но все заканчивается трагично.

Третьим действующим лицом этой повести можно с уверенностью назвать природу. На протяжении всей повести она словно отражает все душевные переживания и эмоции девушки. Но в нужный момент природа словно отворачивается от Лизы. Наоборот, одурманивает своей тишиной.

А после потери невинности, словно осуждая, гремит гром и льёт из чёрных туч холодные капли дождя. И Лиза чувствует душевно природу. Она осуждает себя, чувствует преступницей. Лиза очень боится грозы, ей кажется что природа словно наказывает её, за её деяние.

В один момент их любовь лопается. Эраст больше не любит Лизу, как и прежде. Он покидает её ради другой, старой, но обеспеченной женщины. Но Лиза до последнего остаётся ему верна. И Лиза, не вынося предательства и потери смысла жизни, решает трагически покончить с жизнью.

Карамзин показывает, что любовь в жизни человека это самое главное чувство!

Таким образом, сентиментализм в литературе провозглашал культ естественного чувства природы, идеалистической патриархальной деревни, апеллировал к религиозному чувству. Воспевал тихие радости семейной жизни, воспитывал у читателей чувствительность, которая якобы способна устранить всякую несправедливость.

  • Веселовский Ю. А. Сентиментализм в западноевропейской и русской литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Нравственная проблематика повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»

Карамзин, использовав канву популярного в те времена европейского любовного сюжета, написал русскую сентиментальную повесть с социальным звучанием. «Бедная Лиза» стала первым русским бестселлером. Публикация лирической повести о любви имела ошеломительный успех, последовало огромное количество литературных подражаний, начались паломничества поклонников повести к месту гибели Лизы, к пруду у Симонова монастыря. Вымышленную историю читатели воспринимали как реальную. Карамзин впервые в русской словесности затронул вещи, о которых не было принято писать: падение девушки, тайная связь, любовный треугольник, самоубийство из-за любви. Повесть привлекала новизной лаконичного повествования, утонченным слогом, одухотворенностью и лиризмом. Карамзин стал первооткрывателем русской прозы, положив начало и так называемому «женскому роману», жанру, который популярен и сегодня.

Слово «сентиментальный» в современном значении приобрело оттенок ироничности, стало обозначать «чрезмерно умиляющийся, плаксивый, излишне чувствительный». Оттого повесть «Бедная Лиза» со своим старомодным простодушным повествованием воспринимается в наше время здравого рационализма как наивная, жеманная, неестественная. Но в XVIII в. понятие «сентиментальность» означало восприимчивость к красоте природы, искусства, способность человека сострадать. Сентиментальные повести Карамзина воспитывали у читателя умение сопереживать, сочувствовать, принимать чужие чувства как свои собственные

Это качество, важное для общения, теперь современные психологи называют эмпатией, т.е. умением понимать, чувствовать другого человека, видеть мир его глазами

Словарь

1. Масонство – религиозно-мистическое философское движение, целью которого было нравственное совершенствование и упразднение национальной государственности

2. Альманах – серийное издание, представляющее сборник, выпускаемый раз в год

3. Бестселлер – популярное, хорошо продаваемое произведение

Роль в повествовании московского пейзажа как психологической характеристики героев

Образ автора-рассказчика, его позиция

У Карамзина впервые появляется особого рода пейзаж, не просто отражающий описания полюбившихся автору-рассказчику мест и «милых сердцу» времен дня и года, эти пейзажные зарисовки служат для отражения состояния его души. Он пишет, что любит бесцельно бродить «куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» и находит «новые приятные места» или замечает в «старых новые красоты». Ему полюбились окрестности Симонова монастыря, там он в уединении радовался приходу весны, а осенью «горевал вместе с природою».

Эти места у стен овеянного легендами мрачного заброшенного древнего монастыря с готическими башнями на высоком берегу Москва-реки связаны с трагической жизнью и смертью Лизы: неподалеку стояла ее хижина, здесь она погибла. С высокого холма открывался вдалеке «величественный амфитеатр» Москвы,«ужасная громада домов и церквей», Воробьевы горы, Данилов монастырь, Коломенское, видны окрестные деревеньки и бесчисленные золотые купола в лучах заходящего солнца, зеленые луга с многочисленными стадами, река с плывущими судами, доставляющими хлеб в «алчную» отставную столицу. Здесь рассказчику часто вспоминается история монастыря, Москвы и плачевная судьба бедной девушки, похороненной под дубом у пруда. Это место хранит не только московские тайны, но и тайну бедной Лизы. Впервые судьба вымышленного персонажа привязана к реальному месту.

Еще до развития любовного сюжета, в пейзажной зарисовке определяются средства психологической характеристики главных героев и среда, в которой воспитаны. Эраст – порождение города,который представляется и «алчным» и гибельным. Почти каждое упоминание о герое связано с мотивом денег: за ландыши пытался заплатить вместо пятака рубль, хотел скупать всю работу девушки и платить вдесятеро больше, состояние проиграл в карты, из-за денег женился, выпроваживая возлюбленную, сунул ей сто рублей в карман. Не умея зарабатывать, он лишь с удовольствием тратит, Лиза же к деньгам относится щепетильно, зарабатывая гроши, она за свой труд отказывается брать более положенного.

Героиня «Бедной Лизы» – дитя деревенской природы, пространства естественности, искренности. Матушка Лизы, словно предчувствуя беду, всегда молилась перед иконой и зажигала свечу, когда Лиза уходила в город, стараясь оберечь ее от «всякой беды и напасти». Пейзажные детали характеризуют главную героиню, подчеркивая ее близость к окружающему миру. В чертах Лизы присутствует природное начало: ее щеки горели «как заря в ясный, тихий вечер», ее улыбка была «как майское утро», «розы на щеках ее освежались». Ее облику присуща свежесть и чистота, в деталях, связанными с нею, много белого цвета: держит ландыши в руках, молоко наливает из «чистой кринки», вытирает белым полотенцем стакан, смотрит перед восходом солнца на белые туманы.

Природа откликается на состояние души девушки. Лиза смотрит на восходящее солнце, и в ее душе зарождается еще неведомое ей чувство. После объяснения с Эрастом она, как никогда ранее, радуется прекрасному утру, пению жаворонков, сиянию солнца, запаху цветов. На вечерних свиданиях лунным светом серебрятся ее волосы, которыми играет ветер. Природа предстает умиротворенной, как и ее чувства. После грехопадения Лиза считает себя преступницей, природа вторит ее душевому состоянию, предвещая беду: шумит буря, в черных тучах сверкает молния, гремит гром. Описания природы в повести выполняют не просто эстетическую функцию, они помогают понять внутренний мир героини.

Авторская позиция в «Бедной Лизе» проявляется в сочувствии героям: он оплакивает несчастную участь Лизы; Эраста, хоть и осуждает, все же жалеет, ведь тот, раскаявшись, поведал ему историю своей любви. Автор-рассказчик, изложивший печальную повесть о бедной Лизе и Эрасте, предстает благородным и чутким человеком. Незримо присутствующий при развитии событий, наблюдая за своими героями, он делится тем, как тронули его душу сложные оттенки человеческих чувств, заставляя читателя сопереживать героям, что и составляет основную идею «Бедной Лизы».

Отличительные черты сентиментализма в русской литературе

В каждой стране сентиментализм приобретал свои уникальные черты. Если говорить об этом направлении в русской литературе, то можно выделить два течения.

  1. Дворянский сентиментализм. Межсословный конфликт рассматривается преимущественно с духовной, морально-нравственной стороны. Социальная тема не затрагивается. Путь к процветанию человечества лежит через духовное развитие, самосовершенствование. Задачей писателя видится нравственное воспитание. Такие представления, в частности, нам дают произведения Карамзина.
  2. Революционный сентиментализм. Характерен произведениям Радищева. Главная ценность – это свободная личность. Каждый имеет право на счастье, творчество, свободу. Межсословный конфликт обретает социальную подоплеку. Поднимается вопрос о недопустимости крепостного права.

Сентиментализм был ведущим направлением в русской литературе в течение столетия: с 70-х годов 18 века до 70-х годов 19-го. Позже он не исчез совсем, а трансформировался в романтизм

Поэтому обойти вниманием его, изучая литературу в школе, никак нельзя. Я постаралась рассказать о характерных чертах этого литературного направления как можно более кратко и емко

Надеюсь, вам было все понятно, и вы пойдете на экзамен по нашему любимому предмету хорошо подготовленными.

Вы здесь

Главная » Дистанционное обучение » Сентиментализм в повести Карамзина Н.М. «Бедная Лиза».

15
дек
2010

Сентиментализм в повести Карамзина Н.М. «Бедная Лиза».

Сентиментализм в повести Карамзина Н.М. «Бедная Лиза».
Трогательная любовь простой крестьянской девушки Лизы и московского дворянина Эраста глубоко потрясла души современников писателя. Всё в этой повести: от сюжета и узнаваемых пейзажных зарисовок Подмосковья до искренних чувств героев – было необычным для читателей конца 18 века.
Впервые повесть была опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. Сюжет достаточно прост: после смерти отца юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом. Молодой человек влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе вечера, пока однажды Эраст не сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает. Проходит несколько месяцев. Однажды Лиза случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен. Эраст проиграл в карты своё имение и, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение, женится по расчёту на богатой вдове. В отчаянии Лиза бросается в пруд.

Художественное своеобразие.

Сюжет повести Карамзин позаимствовал из европейской любовной литературы. Все события были перенесены на «русскую» почву. Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы и читателей того времени это было новаторством. Привыкнув к счастливым развязкам в старых романах, они встретились в произведении Карамзина с правдой жизни. Главная цель писателя – добиться сострадания – была достигнута. Русская публика читала, сострадала, сочувствовала. Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы. Пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда.
Недостатки сентиментализма.
Правдоподобие в повести только кажущееся. Мир героев, который изображает автор, идилличен, придуман. Крестьянка Лиза и её мать обладают утончёнными чувствами, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи Эраста, который был дворянином. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль: «Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растет зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей“. Он взглянул бы на меня с видом ласковым — взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним холмом». Подобные описания и рассуждения далеки от реализма.
Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: герои важны своей способностью любить, чувствовать, переживать. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.
Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

Сочинение 3

Среди литераторов 18 века было популярное направление под названием сентиментализм.  Если до этого периода главенство вал строгий классицизм, который включал в себя огромное количество условностей и норм, то теперь начали пробиваться первые ростки направления, где в основе лежал внутренний мир человека и его чувства.

Проявление сентиментализма в произведении «Бедная Лиза»

События, которые происходили в реальности, отходили на второй план, а автор мог описывать то, что происходит в голове человека.  Чувства, состояние души, внутренний мир.  Эти и многие другие характеристики описывают сентиментализм практически со всех сторон.  Эти темы раскрыты в произведение Карамзина «Бедная Лиза». Практически в каждой строке встречаются элементы данного направления, раскрываясь с новой силой в каждом образе. Произведение будто пропитано накалом эмоций, оно буквально живет им. Автор добивался именно этого. Он хотел, чтобы читатель полностью был погружен в гущу событий, не забывая позаботиться о том, чтобы каждый прочувствовал проблемы и трудности, преодолеваемые главной героиней Лизой.

Каждая строчка раскрывает героев с новой стороны, заставляя читателя сопереживать.  Герои Карамзина страдают, плачут, радуются, влюбляются и расстаются.  В отличие от классицизма, в сентиментализме чувства занимают главенствующую роль.

Рассказов о новом витке сюжета, автор делает всевозможные лирические отступления, дабы прокомментировать ситуацию. Новаторством для розы того времени стали авторские вставки, которые выражают эмоциональное состояние самого Карамзина. Если научиться читать между строк, то можно увидеть эмоциональное состояние самого автора.  Лиза достойна лучшей любви, однако из-за своей ситуации она не может найти альтернативы.  Автор жалеет главную героиню, желая ей лучшего.  Он хочет, чтобы у неё были честные отношения и искренние чувства, однако по сюжету читатель узнаёт, что этому не суждено сбыться.

Что касается Эраста, кто автор относится к нему со снисхождением. Он считает персонажи глупого там, однако не отвергает его кандидатуру.  По воспитанию он довольно ветреный, однако автор не лишает персонажа чувств.  Когда Лиза погибает, Ира становится несчастным на всю оставшуюся жизнь. Как видно из описания, Карамзин пытается подарить каждому читателю уникальную возможность проникнуть во внутренний мир персонажей, почувствовав их ситуацию изнутри.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: