История любви Базарова и Одинцовой
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.
Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость — всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.
Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился
Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался
Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.
Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.
Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни
Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть
В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение
К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.
10 класс
Сюжет романа кратко
В богатый аристократический дом, закончив учебу в университете, возвращается Аркадий Кирсанов. Он приезжает не один, а со своим приятелем, Евгением Базаровым, всюду продвигающим идеи нигилизма. Отец Кирсанова тепло встречает сына вместе с его другом. В доме живет брат главы семейства, Николая Петровича, Павел Петрович.
Встречаясь, представители двух поколений часто спорят между собой по важным вопросам и не находят при этом согласия. Вскоре Евгений знакомится с Анной Одинцовой. Женщина была хороша собой и рано овдовела. Аркадий Кирсанов тоже влюбляется в Анну. Общее увлечение отдаляет друзей друг от друга.
Аркадий не хочет вставать на пути у Базарова и начинает ухаживать за сестрой Анны, Катей. Антипатия Павла Петровича и Базарова друг к другу доходит до крайней точки, между ними происходит дуэль. Евгений ранит Кирсанова старшего, после чего уезжает в родительский дом.
Будучи доктором, Базаров во время работы заражается тифом, его состояние быстро ухудшается.
Цитаты Евгений Базаров
Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.
Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…
Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.
Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.
Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит.
В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.
Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.
Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, — проворчал Базаров и, обратившись к Аркадию, прибавил вполголоса: — Жаль, что помешал.
Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.
Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети
Может быть, точно, всякий человек — загадка.
Базаров встал и подошел к окну.
– Да, – повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.
И вы не рассердитесь?
– Нет? – Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились.
– И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения
Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки
Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда. А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда сама свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Базаров и Одинцова. Базаров же к любви относится весьма холодно. Так ли это? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Отношение Базарова и Павла Петровича к народу (цитаты ты из текста). Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Базаров — нигилист по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине.
По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции. Базаров — яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.
Базаров не дворянин. И чему я буду верить? Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров… Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял». Воспитание? – подхватил Базаров. Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Коли раздавят, туда и дорога.
Вам хочется полюбить, – перебил Базаров, – а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «…я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру».
История любви Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»
Нигилист Евгений Базаров не верит в любовь и романтику. Он презирает людей, которые теряют голову от любви:
Однажды Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Впервые они видятся на балу, но их первый разговор происходит в номере Одинцовой в гостинице:
Анна Сергеевна Одинцова — красивая и умная молодая женщина, богатая помещица. Она нравится Базарову, но он всячески маскирует это развязным поведением:
Одинцова приглашает Базарова и Аркадия Кирсанова к себе в гости в свое имение. Приятели проводят у нее в имении около двух недель. Базаров и Одинцова много времени проводят вместе. Евгений влюбляется в Одинцову, но пытается скрыть это:
Базаров пытается «отвернуться» от Одинцовой, чтобы не мучиться от любви. Но чувство оказывает сильнее его:
Анне Сергеевне нравится Базаров, но она не готова быть с ним. Она больше всего в жизни дорожит покоем и комфортом. Одинцова отвергает Базарова, потому что боится потерять свой покой из-за любви:
Это была краткая история любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание отношений героев в цитатах.
-
Диагностика обучаемости и обученности кратко
-
История футбольного мяча кратко
-
Неосталинизм это кратко простыми словами
-
Противники и сторонники базарова кратко
- Украина и россия накануне освободительной борьбы 1648 1654 кратко
Базаров отношение к женщине
Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману «Отцы и дети» (1861 г.)
Действие романа начинается 20 мая 1859 г. Тургенев с помощью художественных деталей и картин – точная дата, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета «скудного края» – создает убедительный образ жизни, предшествовавшей реформе 1861 года.
Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. Картина «скудного края» дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ «усовершенствованного слуги» вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано, традиционное окружение деревенского помещика в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам.
Роман Тургенева «Отцы и дети» ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах произведения. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои различаются не только по возрасту, но и по социальному положению. Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к «плебейским» манерам Базарова.
Кирсанов уверен, что Базаров оскорбляет русский народ», хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают – русский народ патриархален, он не может жить без веры.
Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни. Базаров же осуждает невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.
В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Евгений считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине «Слуги. привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин». В деревне у родителей Базаров именно «барин» в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает интеллектуальную дистанцию, отделяющую молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.
Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное. Он признается Аркадию: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?» Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою «несвоевременность». Вместе с тем смерть Базарова свидетельствует о незаурядности этого человека, ибо, как говорил Писарев, «умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг».
Роман Тургенева «Отцы и дети» и в наше время звучит достаточно злободневно. В самом деле, спор о русском народе выплеснулся сейчас на страницы многих газет и журналов. В наши дни роман Тургенева с особой силой пробуждает в читателе стремление избегать всякой лжи, часто прикрытой разговорами о «высоких принципах», бороться за подлинное обновление общества.
Испытание любовью
Молодой человек довольно цинично воспринимал любовь и нежность. Он не понимал людей, поддавшихся чувствам, считал это даже неприличным, а подобное поведение невозможным для мужчины с самоуважением.
Все меняется, когда Евгений знакомится со вдовой Одинцовой. Вначале он отрицает и сопротивляется своей увлеченности. После встречи с Аркадием Кирсановым и Одинцовой в ее номере он почувствовал несвойственное ему смятение.
Анна пригласила друзей в свое имение. Аркадий не мог скрыть радости, ведь поездка могла быть отличным способом установить отношения и получить расположение хозяйки.
Судьба распорядилась по-своему — поездка в деревню Анны Одинцовой погубила влюбленность Кирсанова, но обнадежила Базарова. В мужской дружбе произошел раскол.
Поначалу Евгений пробовал скрывать собственные чувства. Он вёл себя до неприличия развязано и вольготно. Но вскоре в Базарове вспыхнула любовь: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Непривычный стыд и растерянность постепенно уступают, и Базаров принимает решение признаться в своих чувствах, но не встречает взаимности. Одинцова симпатизирует ему, но отвергает, не решаясь разрушить привычный распорядок жизни, что действует на молодого человека еще более удручающе. Евгений не может осознать причину отказа, но у него не хватает смелости спросить это у самой возлюбленной. Это сильно повлияло на молодого человека, он принял решение вернуться домой.
Евгений — противоречивый герой романа. Умный и эрудированный, он перечеркивает все свои достоинства из-за своего:
- цинизма,
- грубости,
- категоричности суждений,
- неспособности приходить к компромиссу с людьми.
Он возмущен одним фактом несогласия со своей точкой зрения. Готовность выслушать оппонента является тактическим ходом для того, чтобы доказать собственную позицию. Но когда герой знакомится с темой любви не по книгам и сочинениям, а в реальной жизни, новое чувство заставляет его раскрываться новым взглядам и реальности, к какой он не был готов. Базаров погибает, однако его смерть нельзя назвать проигрышем, поскольку чувство открыло для него неизвестную ранее сторону жизни.
Вечное одиночество
Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.
В романе «Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви – это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.
Сегодня 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева. Мы выбрали 15 цитат главного нигилиста русской литературы, в которых он отрицает и любовь, и природу, и литературу, и веру, и даже науку. Хочется возразить Евгению Базарову? Сегодня можно себя не сдерживать.
1. «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
2. «Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается».
3. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
4. «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».
5. «Эге-ге! — спокойно проговорил Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал».
6. — Я начинаю соглашаться с дядей, — заметил Аркадий, — ты решительно дурного мнения о русских.
Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки
И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.
И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
7. «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать».
8. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
9. — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. — Всё? — Всё. — Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
10. «В тихом омуте… ты знаешь! — подхватил Базаров. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»
11. — Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса. — Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
12. «Этакое богатое тело! — продолжал Базаров, — хоть сейчас в анатомический театр».
13. «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».
14. «А коли ты не совсем меня понимаешь, так я тебе доложу следующее: по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все…»
15. — А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки! — Позволь тебе заметить: то, что ты говоришь, применяется вообще ко всем людям… — Ты прав, — подхватил Базаров. — Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость.
«Испытание любовью Базарова»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров. При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека. Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства. Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист. Он экспериментатор, страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук. Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор». Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма». До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно». Но по мере их близкого общения, Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало». Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла, не сумев пройти испытание любовью. Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.