Литературный анализ пьесы а. н. островского «гроза»

Анализ пьесы «гроза» а. н. островского

Введение

В данной лекции мы рассмотрим пьесу «Гроза» Александра Николаевича Островского — одно из наиболее известных и значимых произведений русской драматургии. Островский, известный как «народный драматург», создал множество пьес, которые отражали жизнь и проблемы простых людей. «Гроза» — одна из таких пьес, которая затрагивает важные темы и идеи, актуальные и в наше время. Мы рассмотрим основные события и персонажей пьесы, а также проанализируем ее структуру, жанровые особенности и влияние на развитие русской драматургии. Погрузимся в мир «Грозы» и попытаемся понять ее значение и актуальность в современном контексте.

История написания пьесы

Идея написать «Грозу», Островскому пришла после поездки по Волге, где он увидел жизнь в провинциальных городах. Он записывал все, что ему казалось интересным. Он был свидетелем разговоров и ситуаций, происходивших с горожанами. Все это легло в основу пьесы.

Замечание 1

Начата пьеса была летом 1859 года, а закончил Островский ее осенью. В этом же году она была поставлена в театрах, а вначале 1860 выпущена в печать.

До начала XX века считалось, что автор в основу сюжета положил реальный жизненный случай. В городе Кострома, молодая девушка, жившая в похожей атмосфере гнета, как и героиня пьесы, бросилась в Волгу. Она так же, как и Катерина, жила со свекровью и мужем, неспособным ее защитить от нападок соей матери. И у нее были чувства к другому мужчине, как у Катерины к Борису. Но потом выяснилось, что пьеса была поставлена в октябре 1859 года, а реальный случай произошел в ноябре этого же года.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Темы и проблемы, затронутые в пьесе «Гроза» Островского

Пьеса «Гроза» Островского затрагивает ряд важных тем и проблем, которые актуальны и по сей день. Вот некоторые из них:

Свобода и независимость

Одной из главных тем пьесы является свобода и независимость личности. Главная героиня Катерина Маслова стремится освободиться от тирании своего мужа и жить по своим правилам. Она борется за свою независимость и готова пойти на риск, чтобы достичь своей цели.

Любовь и страсть

Пьеса также затрагивает тему любви и страсти. Катерина влюбляется в Митрофана, молодого и привлекательного человека, и готова пожертвовать всем ради своей любви. Она сталкивается с препятствиями и трудностями, но не сдается, и это показывает силу ее чувств и страстей.

Социальные неравенства

Пьеса «Гроза» также поднимает проблему социальных неравенств. Она показывает, как богатые и влиятельные люди могут злоупотреблять своей властью и притеснять бедных и уязвимых. Катерина сталкивается с презрением и унижением со стороны своего мужа и его семьи, и это отражает социальные проблемы и неравенства в обществе.

Справедливость и моральные ценности

Пьеса также затрагивает вопросы справедливости и моральных ценностей. Катерина борется за свои права и справедливость, несмотря на то, что ее поступки могут быть осуждены обществом. Она стремится к счастью и свободе, и это вызывает вопросы о том, что является правильным и морально приемлемым в обществе.

В целом, пьеса «Гроза» Островского затрагивает множество важных тем и проблем, которые до сих пор актуальны. Она вызывает размышления о свободе, любви, социальных неравенствах и моральных ценностях, и показывает, что каждый человек имеет право на счастье и должен бороться за него, несмотря на препятствия и обстоятельства.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше здесь.
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Снос памятников Александру II

Памятников Александру II было очень много, и их снос в период прихода к власти большевиков и раннего СССР — это не жест против Александра II, это был жест против концепции и идеи царизма.

Как двуглавых орлов, которых везде много, нужно было сбить, точно также памятники Александру II, которых везде много, нужно было уничтожить.

12 апреля 1918 года был принят Декрет о памятниках республики, согласно которому все бюсты и монументы, связанные с императорами и их окружением, должны были быть сняты с постаментов. За исключением тех, которые обладали высокой художественной ценностью.

В значительной мере Декрет был призван урегулировать и легитимизировать иконоборческий радикализм, начало которому было положено в марте 1917 года демонтажем памятника Столыпину в Киеве, за которым последовал стихийный снос памятников по всей России.

Эти акции породили дискуссию о том, какие памятники должны быть сохранены, в первую очередь среди художественной интеллигенции. Ее представители позднее войдут в созданную в 1918 году государственную комиссию из скульпторов, архитекторов и других профессионалов.

Основная тематика

Для своей пьесы писатель выбрал самую популярную тему в XIX столетии — отношение «отцов» и «детей». Но фоном описанного конфликта было выбрано новое для России социальное сословие — купечество. Островский поднимает следующую тематику:

  1. Любовь. На примере взаимоотношений дочки Большова и Подхалюзина писатель показал, что искренней любви в обществе нет, здесь преобладают эгоистичные и корыстные интересы. В браке этому чувству давно нет места: люди женятся лишь для удовлетворения своих амбиций.
  2. Семья. Она в среде купечества производит только негативные впечатления. Каждый думает только о собственном благополучии, а к другим членам семьи относится с враждебностью и равнодушием.
  3. Честь. Самсон предпочел позор честному выполнению его долговых обязанностей, что также описывает купеческий класс.
  4. Быт и нравы. Островский ярко описывает грубость, невежественность, жестокость, эгоизм, которые царили в купеческих семьях. Как считал писатель, эти порядки вызывают отвращение у всех порядочных людей.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Гроза» включает в себя анализ композиционного строя произведения. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построено все произведение, состоящее из пяти актов.

На выставке произведения Островский рисует быт жителей города Калинова. В ней описываются исторические основы мира, которому суждено стать местом действия описываемых событий.

Далее следует сюжет, в котором резко нарастает конфликт между Катериной и ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, нежелание Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая в отчаянии бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает угрызения совести, осознав, что совершила греховный поступок по отношению к своему законному супругу.

Кульминация представлена ​​исповедью Катерины, сделанной под влиянием внутренних страданий и проклятий сошедшей с ума дамы, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы — протест Тихона и Варвары против деспотизма Кабаниха.

Луч света в пьесе

В анализе «Грозы» стоит выделить главный женский образ — Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в «старом» обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков. А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому. Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из «Грозы» Островского сравнивали с «лучом света в темном царстве».

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом. Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла. Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом сочинении.
Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное эссе. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое сочинение.
Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех

Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова

Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей сочинении.
Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое эссе.

Значение и влияние пьесы «Гроза» Островского в русской литературе

Пьеса «Гроза» Александра Островского имеет огромное значение и влияние в русской литературе. Она является одним из наиболее известных и значимых произведений русской драматургии XIX века.

Во-первых, «Гроза» представляет собой новый жанр в русской литературе — драму-феерию. Островский смешал в пьесе элементы комедии, драмы и фантастики, создавая уникальное произведение, которое отличается от традиционных драматических произведений своими яркими образами, неожиданными событиями и нестандартной структурой.

Во-вторых, «Гроза» Островского вносит важный вклад в развитие русского театра. Пьеса стала одним из первых произведений, которые активно использовали народные речевые обороты и бытовые ситуации. Она открыла новые возможности для актеров и режиссеров, позволив им создавать более живые и реалистичные образы на сцене.

Третье, «Гроза» затрагивает важные социальные и моральные проблемы своего времени. Пьеса критически относится к феодальным порядкам и обличает их несправедливость и жестокость. Она также поднимает вопросы о свободе личности, равенстве полов и необходимости изменений в обществе.

Наконец, «Гроза» Островского оказала значительное влияние на последующие поколения писателей и драматургов. Ее стиль и тематика стали образцом для многих авторов, которые стремились создать подобные произведения, сочетающие в себе разные жанры и обращающиеся к актуальным социальным проблемам.

В целом, пьеса «Гроза» Островского оказала огромное влияние на развитие русской литературы и театра. Она стала важным шагом в развитии нового жанра и открыла новые возможности для обсуждения и изменений в обществе

Ее темы и проблемы до сих пор актуальны и продолжают занимать важное место в русской литературе и культуре

Анализ произведений русской литературы 10 класс

А.А. Фет «Весенний дождь» анализ стихотворения
(567)

Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося…

А.А. Фет «Ива» анализ стихотворения
(921)

В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя.
Его восторженное состояние…

А.А. Фет «Какая грусть! Конец аллеи» анализ стихотворения
(677)

Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией.
Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».
Душе лирического героя передается печальное…

А.Н. Островский «Гроза» анализ произведения
(670)

А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и…

А.П. Чехов «Вишневый сад» анализ произведения
(459)

Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину

Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику

Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках….

А.П. Чехов «Ионыч» анализ произведения
(557)

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.

В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на…

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» анализ произведения
(661)

«История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно…

М.Е. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист» анализ произведения
(637)

Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства….

М.Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» анализ произведения
(854)

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного…

М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» анализ произведения
(625)

Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».

Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в…

Жанр и композиция

Пьеса имеет направление реализм. В ней Островский пытался наиболее достоверно показать окружающую реальность того времени. Созданные автором образы, мысли главных персонажей, их цитаты и действия выглядят очень натурально. Читатель начинает легко верить в то, что указанные в произведении события происходили в действительности. Отдельно нужно выделить литературный язык пьесы: в нем можно найти неприкрытые и живые лестные речи купцов.

Пьеса была специально создана для постановки на сцене театра. Островский использовал юмористичный подход для разоблачения общественных и человеческих пороков. Произведение насыщено множеством комичных обстановок и ситуаций. К примеру, Липочка хвастается своими утонченными манерами при их абсолютном отсутствии, сваха меняет собственное мнение раз в пять минут, а юрист в важных эпизодах беседы все время просит выпить.

В пьесе классическая композиция, в ней четыре действия:

  1. Экспозиция, где читателю представляют описание главных персонажей и предысторию, а также завязку, в которой намечается и в дальнейшем развивается основной конфликт.
  2. Кульминация, где конфликт достигает своего апогея.
  3. Развязка, где конфликт логично заканчивается.
  4. Финал, приводящий все сюжетные линии к завершению и подводящий итог всей пьесы.

В основе произведения находится конфликт безнравственного человека с обществом и непосредственно с судьбой, его противостояние изначально обречено на поражение. Другой особенностью представленной конфликтной ситуации является ее неоднозначность и моральная посредственность, читатель не может четко выделить отрицательных и положительных персонажей, все имеют свои достоинства и недостатки.

Но в комбинации с сюжетом название получает дополнительно и ироничное значение, поскольку во время окончания пьесы оно противоречит само себе. Свои люди в действительности оказываются более жесткими и скупыми, в отличие от чужих. Родная дочка готова была сгноить отца в долговой яме, а зять пожалел его же денег, чтобы выплатить долг.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история — молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Вариант 1

Островского считают основоположником русского театра, хотя он был последователем Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя, которые еще раньше писали и успешно ставили свои произведения на сцене. Однако именно ему, драматургу, написавшему за свою жизнь около пятидесяти пьес, удалось окончательно закрепить некоторые традиции и особенности русского театра, передать все тонкости и особенности русской души.

Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году. В это время широко обсуждались проблемы отцов и детей, семейных устоев, свободы чувства и воли, поэтому общественность приняла пьесу с большим интересом, давая ей положительные отклики.

В произведении поднимается проблема смены поколений. Это отражается в отношениях между консервативной Кабанихой и свободолюбивой Катериной. В пьесе нет как таковых ссор и открытых противоречий между героинями, ведь Катерина до последнего пытается сгладить все углы в отношениях.

Сразу бросается в глаза неприязнь Кабанихи к молодой девушке. Она всячески ее оскорбляет и регулярно напоминает своему сыну об обязанности держать жену в строгости и следить за ней. Тихон Кабанов вроде и рад был бы противостоять матери, но для этого он слишком мягкотелый.

Причиной возникшего конфликта становится несогласие Катерины подчиняться во всем Кабанихе, как это делали Тихон и Варвара. Она не собиралась потакать свекрови и поддерживать ее тиранию. Катерина открыто заявляет при разговоре с Варварой: «Я у вас завяла совсем». В своем знаменитом монологе героиня сравнивает себя с птицей, символом свободы.

Еще одним конфликтом в произведении стало столкновение Дикого и Кулигина. Дикой — помещик старого уклада жизни. Он ворует, пьет, ставит себя выше других и держит в страхе всех крестьян. Дикой против всего либерального и желает оставить традиционное устройство общества.

Противоположностью Дикого является изобретатель-самоучка Кулигин, который полон идей и поддерживает новейшие течения. Он хочет быть полезным обществу и сделать мир чуточку лучше, но на реализацию своих многочисленных проектов ему просто-напросто не достает денег.

Катерина, устав от непрекращающихся мучений со стороны свекрови и безвольности мужа, влюбляется в Бориса. Несмотря на свою набожность, она решается на измену. Казалось бы, героиня пьесы наконец обретает любовь и счастье, но Борис вынужден уехать, не взяв полюбившую его женщину с собой.

Единственное спасение и утешение Катерина находит в водах Волги. Поняв, что ей ничего больше не остается, она решается прыгнуть в воду и навсегда уплыть от этой нескончаемой грозы, от несчастной жизни.

Смерть Катерины не была напрасной. Это первый бунт в маленьком и далеком от всего нового городишке. Он повлиял на всех обитателей Калинова. Ведь даже Тихон, несмотря на свою робость, осмелился сказать Кабанихе, что именно она погубила его жену.

Кто такие декабристы?

Главная задача «Союза» была крайне амбициозной, его члены хотели провести реформу управления государством и освободить крестьянство. Был у них и свой устав, составленный Пестелем. Поскольку молодые дворяне отличались горячим нравом и истинным юношеским максимализмом, то «Союз спасения» самоликвидировался уже в 1817 году. Участники просто не смогли договориться о том, убивать ли императора при государственном перевороте или нет.

В самом начале 1818-го появился «Союз благоденствия». Новое тайное общество просуществовало до 1821 года. В нём состояло около двухсот человек. Причиной роспуска послужила информация о том, что власти узнали об организации.

Но та причина была формальной. На самом деле лидеры «Союза» затеяли масштабную реорганизацию общества. Несмотря на роспуск и появление новых ячеек, цели и задачи у них были примерно одинаковыми.


Павел Пестель. (Wikimedia Commons)

Молодое дворянство хотело ввести новую конституцию, отменить крепостное право и сделать судебную систему максимально справедливой. Но и проблемы у всех обществ были схожи. Никто не понимал, как взяться за дело. Получалось, что высокие идеалы не были подкреплены чётким планом действий. Взять для примера конституцию. Как её «продвигать» и провести в огромной стране выборы, если крестьяне не обучены грамоте? И таких вопросов, на которые у дворян не находилось ответов, было много.

Декабристы считали, что стране необходима не революция, как во Франции, а именно военный переворот. Брать в союзники крестьян бунтари не хотели. Они склонялись к мысли, что удержать толпу у них не получится. Соответственно, предсказать итог революции никто не брался. Упор делался на солдат, поскольку многие участники тайных обществ являлись офицерами.

Реорганизация «Союза благоденствия» привела к появлению Южного общества в Киеве и Северного общества в Санкт-Петербурге.

Северное и Южное общества декабристов: политические цели движения

Южное общество, во главе которого встал Павел Пестель, отличалось решительным революционным настроем. Его членами могли стать только военные офицеры, которым не нужно было объяснять, что такое «строгая дисциплина». Пестель и его соратники планировали военный переворот и убийство государя. Политическая программа «южан» получила название «Русская правда». Её приняли на съезде в 1823 году. По мнению Пестеля:

· Монархию в России должен был сменить республиканский строй.

· При этом государство оставалось единым и неделимым с сильной централизованной властью.

· Что же касается земли, предназначенной крестьянам, то ей отводилась роль общинной собственности.

Понимая, что на подготовку уйдёт много времени, бунтари планировали нанести удар по российской монархии в 1826 году. Но об их планах стало известно Александру I.


Кондратий Рылеев. (Wikimedia Commons)

Что же касается Северного общества, которым руководил Никита Муравьёв, то оно не было столь категоричным. Оно появилось в 1822 году. Муравьёв составил для него Конституцию. Стремления «северян» были более умеренным. Они считали, что:

· Вместо империи должна появиться федерация из 14 держав и 2 областей.

· Существовал и другой вариант развития страны — появления конституционной монархии, где роль первой скрипки отводилась парламенту.

· Крестьян предлагалось освободить и наделить их землёй.

Правда, существовало одно «но». В Северном обществе состояли люди (прежде всего Рылеев, Бестужев), которые симпатизировали Пестелю и его «Русской правде». И между Муравьёвым и Рылеевым то и дело вспыхивали конфликты из-за политических разногласий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: