Популярные сегодня темы
-
Дон Кихот, является главным персонажем произведения. Данный герой олицетворяется в роли рыцаря, он является образом человека умеющего мечтать, человека полного решимости, смелости, уверенности в своих силах.
-
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна
-
Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
-
Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.
-
В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.
Описание внешности и психологический портрет
Максим Максимыч так описывает внешность Печорина: «Он был такой худой, белый, в такой новой форме, что я сразу понял, что он недавно был на Кавказе».
Этот же автор (чиновник-рассказчик) встретил Печорина во Владикавказе, возле гостиницы (руководитель «Максима Максимыч»). Рассказчик дает более подробное описание внешности Печорина:
- Рост был средним.
- Телосложение крепкое: плечи широкие, талия тонкая. Это дополнение позволяет пережить трудности, встречающиеся в кочевой жизни.
- У него были аристократические руки с тонкими бледными пальцами.
- Кожа была нежной, как у женщины.
- Волосы Печорина были светлыми, кудрявыми и «живописно очерчивали бледный благородный лоб».
- Хотя цвет его волос был светлым, его брови и усы были черными — «признак расы в человеке».
- Нос был немного вздернут, зубы ослепительно-белые.
- Его глаза «не смеялись, когда он смеялся!» «Это знак — либо злого нрава, либо глубокой и постоянной печали», — отмечает автор. Его взгляд был «коротким, но проницательным и тяжелым». Княжна Марья назвала взгляд Пекорина тяжелым, неприятным, дерзким.
«В ее улыбке было что-то детское». Рассказчик на первый взгляд не дал бы ему больше 23 лет, хотя после этого он был готов дать 30 лет.
Походка Печорина была ленивой, беспечной, он не махал руками — «верный признак некой скрытности характера».
Автор предлагает психологический портрет Печорина, связывая внешность этого человека с особенностями его характера. В этом случае используются оксюмороны и антитезы:
- суровый взгляд, но детская улыбка;
- светлые волосы, но черные усы и брови;
- крепкое телосложение, но нежная кожа;
- пыльный сюртук, но под ним было «необычайно чистое нижнее белье».
Поэтому уже из описания Печорина читатель понимает, что это человек со сложным и противоречивым характером.
Печорин в гуще жизни
Печорину интересна жизнь в том смысле, что он ее еще не изучил. Странное, почти детское любопытство, жажда новых впечатлений заставляет его следовать за слепым подростком и флиртовать с девушкой из банды контрабандистов. По тем же причинам Григорий Александрович организовывает похищение Белы и врывается в хату, где заперт пьяный вооруженный казак.
Печорин проявляется в столкновении с другими людьми, в различных социальных и личных отношениях, запутанных отношениях. Посмотрим, как он умело манипулирует другими, как любит, общается с друзьями, ненавидит, начинается вражда. Мы наблюдаем его перед лицом смерти (на дуэли), на светском приеме, на свидании, в кругу диких горцев и в противостоянии с контрабандистами. Он не вовлечен ни в одну из этих ситуаций. Ни одно чувство не дается бесследно, никто из окружающих не оставляет на него глубокого впечатления, ни одно событие не потрясает его. Печорин, кажется, не в состоянии полностью чувствовать ни ненависти, ни любви, ни жалости, ни презрения. Лермонтов утверждает, что человек нового поколения с острым умом и в то же время не слышащий не может найти себе другого применения, кроме вековых интриг, мелкого соперничества и игры романтических страстей. «Герой своего времени» ничего реального не делает, потому что он действительно ничего не хочет и тратит себя на ерунду.
Образец 3
Михаил Лермонтов, является автором, знаменитого произведения, под названием Герой нашего времени. Выпущен данный рассказ, был свыше 100 лет назад. С самого начала, данное произведение, является спорным, несмотря на то, что ему уже много лет, споры продолжаются и по сей день.
Как говорится в старой пословице, чужая душа, потемки. Точно так же и в жизни, неизвестно что таится в глубине души человеческой
Стоит уделить внимание главному персонажу данного произведения, Григорию Печорину. Это персонаж, является уникальным, он собрал в себя, самые разные черты
Он как человек, пытается отыскать истины жизни, он пытается отыскать свое предназначение и понять, в чём суть его жизни.
Главный персонаж не может понять, что в результате, его неверных поступков, страдают совершенно невинные люди. Пытаясь отыскать себя, он, приносит боль другим. Сам, персонаж по натуре является жестоким и холодным. Он ведет себя, как эгоист. Главное его проблема заключается в том, что он абсолютно безразличен к чужой жизни, именно поэтому, читателю, может показаться, что данный персонаж является абсолютным эгоистом
Несмотря на все свои плохие качества, он не может перестать себя критиковать. В одной из строк произведения, можно увидеть, как он называет себя нравственным калекой. Возможно, данный персонаж, родился не в то время и не в том месте, однако такая судьба, была ему предначертана. Главное, что хотел показать автор, своему читателю, это зависимость людей, той эпохи, от внешних обстоятельств, складывающихся вокруг них. Замысел автора, пытается показать что Печорин является лишней личностью по времени.
Главному персонажу данного произведения, нравилось играть с душой другого человека, его жизнью. Именно так, он мог в любой момент, поступить с княжной Мэри, несмотря на чистые и нежные чувства девушки к нему, он поступал не по совести и некрасиво. Для него не составляло труда, заставить девушку влюбиться в него, а после, растоптать искренние чувства к нему и уважение. Именно как он и поступил, он заставил девушку испытать, всю боль от неразделённой любви. Спустя какое-то время, он увлекается Беллой, однако этого увлечения не хватает на долгое время, он отвергает искренние чувства молодой девушки. Но вот проходит мгновенье, Белла умирает, а девушка которая ранее его любила всем сердцем, продолжает до конца своих дней его ненавидеть. Она ненавидит его настолько сильно, что эта злость, закрывает ей глаза на жизнь.
Взаимоотношения Печорина с Вернером
О докторе Вернере читатель узнает из записок Печорина. Григорий Александрович признается, что он и доктор сделались приятелями. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера показывает, что между этими литературными героями немало общего, хотя в чем-то они представляли противоположности друг другу. Они были умны, и у них всегда находилась тема для разговора. Они могли философствовать весь вечер, а потом рассмеяться друг над другом. Печорин не считал их взаимоотношения дружбой, потому что он, по собственному его признанию,
а Вернер жил своими знаниями, своим трудом.
Печорин и Вернер научились понимать друг друга с полуслова. Это заметно из диалога, который они ведут, когда автор впервые вывел доктора Вернера на сцену, когда Вернер пришел на квартиру к Печорину.
Только с Вернером Печорин делится своими мыслями и планами. Именно Вернера Печорин просит быть секундантом на дуэли, потому что уверен в его добропорядочности. Григорий Александрович, при всех своих недостатках, превыше всего ставил дворянскую честь и не мог потерпеть козней против себя. Печорин рассказал Вернеру о заговоре, заключенном Грушницким и драгунским капитаном. Дуэль с незаряженными пистолетами могла сойти за невинную шутку. Но Вернер случайно подслушал и узнал о той подлости, которую задумал драгунский капитан. Он решил зарядить пистолет, направленный против Печорина, при этом то оружие, которым должен был стрелять сам Печорин, хотел оставить не заряженным. Это было настоящей подлостью, недостойной дворянина.
Накануне дуэли Григорий не смог заснуть, но не от страха перед смертью. Его до глубины души возмутило людское коварство. Он решил проучить Грушницкого и капитана. Вернера Печорин попросил лишь не мешать ему. О себе он сам говорит:
Вернер не раздваивается. Противоречия сливаются в нем в единое целое. Во время дуэли Вернер беспокоится о Печорине, он порывался прекратить дуэль под предлогом обмана, но Печорин остановил его словами: «Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…». Конечно же, Печорин не собирался погибать. Он позаботился об устойчивости, чтобы в случае ранения не улететь в пропасть.
Во время дуэли Печорин убил Грушницкого, и на следующий день, встретив Вернера, он ощутил холодность с его стороны.
Возможно, Вернер ждал, что Печорин не станет стрелять, или выстрелит в сторону. Но Печорин был возмущен до глубины души коварством Грушницкого. Он до последней минуты ждал от Грушницкого признания и отказа от дуэли. Печорин был уверен до последнего, что дуэль была надуманной, а Грушницкий был убежден в том, что Печорин ночью слезал с балкона княжны Мери. И поскольку считал княжну чуть ли не своей невестой, не мог простить коварства приятелю. Каждый был прав по-своему.
Вернер предсказал Печорину ссылку в дальний гарнизон, и в действительности так и случилось. Этой ссылкой стала крепость, в которой Печорин познакомился с Максимом Максимычем и Беллой.
Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы
Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.
По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.
Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.
Вариант 2
Произведение Лермонтова является первым русским психологическим романом. «История души человеческой…» для автора интереснее истории государств. Он подвергает детальному анализу личность Печорина, именно его называя героем времени. Читатель недоумевает: странный, эгоистичный до жестокости, равнодушный к радостям и бедам людей и к своей судьбе, Печорин – лучший представитель своей эпохи! «Лучший!» — утверждает автор, постепенно раскрывая характер своего героя и условия его формирования.
Писатель нарушает хронологию событий, чтобы объяснить действия Печорина, понять, что движет им. Композиция романа отвечает этой цели: сначала о Григории Александровиче Печорине рассказывает простой человек – Максим Максимович, затем странствующий офицер -рассказчик сам видит героя, и, наконец, перед читателем дневник Печорина, его мысли и чувства.
Молоденький, тоненький, мундир на нем новенький – такое описание дает герою Максим Максимыч в первой новелле «Бэла». Он по-отечески отнесся к молодому офицеру, но штабс-капитан, человек простой и малообразованный, не способен понять скучающего Печорина, ему кажутся странными поступки его. Хорошо зная людей, герой играет их судьбами: по своей прихоти похищает Бэлу, погубил ее семью.
Психологический портрет, который дает Печорину рассказчик, позволяет более глубоко понять характер героя: постоянно печальные глаза, которые никогда не смеялись, скрытность натуры
Странствующий офицер с большим вниманием наблюдает за встречей Максима Максимовича и Печорина, видит его холодность и равнодушие при встрече с штабс-капитаном, подмечает, как болезненно кривится лицо при упоминании о Бэле, понимает, что за внешним безразличием Печорин прячет сильные переживания, что он способен глубоко и сильно чувствовать. Как должен страдать человек, если его не страшит мысль о возможной кончине! Может быть, ответ в Журнале Печорина
Печорин совершает неблаговидные поступки: похищает Бэлу, своей холодностью ранит Максима Максимовича, разрушает жизнь «честных контрабандистов», добивается любви Мери и бросает ее и, наконец, убивает Грушницкого. Но при этом герой анализирует свои действия и сурово судит себя. Печорин называет себя «нравственным калекой»: в нем словно живут два человека –один совершает поступки, а другой судит его. С удовольствием герой подмечает способность совершать безумные поступки, искренно плакать, поняв, что навсегда потерял Веру,но разум у Печорина всегда побеждает чувства. Он искреннее и выше членов «водяного»общества. Он не притворяется – он действительно скучает и страдает. Почему герой стал циничным, расчетливым, почему не верит в любовь и дружбу? Печорин признается, что с детства его искренние чувства осмеивались, его постоянно подозревали в дурных поступках – он научился не доверять и ненавидеть, свои лучшие чувства прятать глубоко в себе.
Отчего человек с большими задатками не может найти свою цель в жизни? Печорин тяготится бессмысленным существованием, он понимает, что растрачивает свои силы необъятные на мелкие цели. Один раз только Григорий Александрович действует на благо других( когда обезоруживает пьяного казака). В заключительной новелле «Фаталист» М.Ю.Лермонтов обвиняет поколение 30-х, к которому принадлежал и он, за бездеятельность и бесцельность существования. Страдающий Печорин действительно лучший представитель своего времени!
Внешность Печорина
Автор довольно ярко описывает внешность героя. Нарисуйте портрет Печорина так, чтобы читатель мог точно представить его перед собой: у него светлая кожа и волосы, но у Печорина темные усы и темные брови. Это говорит о том, что внешность героя тоже очень необычна. Улыбка у нее немного детская, нос слегка вздернут, лицо точеное и изящное.
В целом внешность персонажа очень привлекательная. Он следит за собой и следит за собой, всегда носит дорогую и аккуратную одежду. Он постоянно пользуется духами, всегда носит с собой перчатки. Его обувь всегда чистая.
В описании Печорина важную роль играют цитаты. Например, автор цитирует: «вообще было очень красиво», « физиономия, которая нравится женщинам… »,«… он был таким худым и белым »,«… на его аристократической ручонке».
Но, несмотря на всю привлекательность внешности, внешность Печорина не привлекательна. Его глаза холодные и почти никогда не бывают веселыми и смеющимися. Холодный пронзительный взгляд карих глаз всегда остается равнодушным и спокойным, что бы ни случилось.
Современность проблем романа
Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?
Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.
Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.
Тест по произведению
Григорий и современность
Личность Печорина проявляется как образец двойственности. Михаил Юрьевич Лермонтов показывает, какие люди жили в его время, но от осознания того, что эти люди еще живы, становится неудобно. Очень хочется верить, что, несмотря на все недостатки времени, они родятся такими же «печориными»
При любых обстоятельствах важно оставаться человечным и относиться к другим людям с добротой и пониманием, не пренебрегая их чувствами, чтобы не запятнать имидж
Вы не можете оставаться абсолютно хладнокровным, вы должны показать свои истинные чувства, потому что жизнь едина и неизвестно, в какой момент она может быть прервана.
Именно умение проявлять свои истинные чувства и внутренняя сила решиться на это на протяжении многих веков отличает человека от инстинктивных животных. Сейчас очень популярно изображать себя циничным и грубым, но это очень глупо, потому что это никого не осчастливит.
Отношение автора к Печорину неоднозначное. Может быть, у Грегори была какая-то реакция в душе на всякого рода события, которые с ним происходили, потому что были люди, которые могли заставить его плакать. Однако в большинстве случаев он так ловко скрывал то, что было в его душе, как будто какой-то эмоциональный блок мешал ему раскрыться. Никому уже не дано знать, что это такое на самом деле. Поэтому может развиться двойственное отношение к герою. Однако Лермонтов показывает его больше как онемевшего и бездушного персонажа.
Григорий до сих пор умеет любить, потому что он любил Белу, Веру, которая написала ему письмо.
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место
Тема и идея романа
В чем основная идея романа «Герой нашего времени»? Если автор обозначил тему уже в названии и более подробно описал ее в предисловии как «портрет пороков всего нашего поколения в их полном развитии», то идея не сразу уловлена. Прочитав первые главы, мы, читатели, не прониклись симпатией к главному герою, более того, мы склонны, как и многие современники поэта, осуждать и дистанцироваться от Печорина.
Однако по мере продвижения мы понимаем, что все в романе — и композиция, и различные рассказчики, которые знакомят нас с главным героем, и его отношения с разными персонажами — являются частью замысла автора. Он пытается привести нас к нашим выводам, где мы сможем глубже и точнее понять суть произведения «Герой нашего времени».