Странная и мучительная любовь к родине
Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.
Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия – практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое – это страна рабов и господ.
В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.
Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.
Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.
Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.
Ведущие темы в лирике Лермонтова
Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»
Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.
Перед поступлением в Школу гвардейских подпрапорщиков семнадцатилетний Лермонтов,гуляя по берегу Финского залива, увидел вдалеке парусник, который вдохновил его на написание стихотворения «Парус». Конец лета 1832 г. был временем перемен для поэта: он переехал в Петербург, решил сменить учебное заведение.Главной в стихотворении стала тема одиночества,поиска себя и выбора жизненного пути. «Парус» – это лирическая новелла с философским подтекстом, имеющая черты элегии. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший, в которых пейзажи морских просторов перекликаются с душевными переживаниями героя.
Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.
Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.
Взгляд Мцыри на внешний мир
Из рассказа героя можно понять, что к природе он не относится восторженно. Юноша принимает ее целиком такой, какая она есть. Все для него естественно:
- безмятежные и тревожные картины;
- спокойствие утра и рев потока;
- кромешная тьма ночью;
- немыслимый зной в дневное время.
Герой представляет природу как единый гармоничный организм, ничего не добавляя и не удаляя из нее, и это доказательство широты души Мцыри.
И все же молодой человек — романтик. Поэтому в поэме присутствуют образные описания, которые идут от лица самого героя. Все, на что бы ни устремил свой взгляд юноша, превращается в нечто живое и образное. «Разговор» между собой каждого элемента природы: камней, цветов и потока — это то, что, опираясь на его слова, кажется ему понятным, то, о чем его вспоминания.
Искажение природы в реализме и романтизме
Тема единения человека и природы является одной из центральных в произведениях М. Ю. Лермонтова. Он в своих произведениях искренне выражал любовь к природе и стремление к единству с ней. Однако, в романтизме и реализме можно наблюдать различные подходы к изображению природы, которые порой искажают ее истинное лицо.
Романтизм, характеризующийся возвышенными идеалами и эмоциональной яркостью, часто придает природе особую символическую роль. В романтизме природа может служить отражением внутреннего состояния героя или действовать как комплементарный элемент, сопровождающий героев в их приключениях. В произведениях Лермонтова, таких как «Мцыри» и «Герой нашего времени», природа часто используется для передачи эмоционального настроения героев и создания особого атмосферного фона.
Однако, в некоторых случаях романтизм может искажать природу, преувеличивая ее красоту и величие. В романтических произведениях природа может становиться сказочной и неординарной, что создает романтическую иллюзию и отдаляет от реальности. Лермонтов в своих произведениях, таких как «Демон» и «Бородино», использовал такой прием, скрывая отрицательные стороны исторических событий и придавая им эпический характер.
В реализме, который стремится к достоверному изображению действительности, природа также может быть искажена. Однако, в отличие от романтизма, искажение природы в реализме связано с реалистическими темами и проблемами. Например, в произведении «Герой нашего времени» Лермонтов использует природу для символического отображения душевного состояния героев. Природа становится отражением их внутреннего разрыва и мира наружности.
Таким образом, искажение природы в реализме и романтизме является значимым элементом в произведениях Лермонтова. Романтизм, с его эмоциональностью и символическими образами, может порождать порой иллюзорное представление о природе. В реализме природа может становиться символом внутренних состояний героев и способом отражения реальности. Какой бы подход Лермонтов не использовал, его произведения всегда пронизаны глубоким чувством единения человека и природы.
Мотивы природы в произведениях Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт и прозаик, который в своих произведениях активно использовал мотивы природы. Он отображал единение человека и природы, показывая их взаимодействие и влияние друг на друга. В произведениях Лермонтова природа является не только фоном, но и активным участником событий.
1. Пейзажи
Лермонтов в своих произведениях часто описывал пейзажи, передавая их красоту и многообразие. Он использовал яркие краски и метафоры, чтобы оживить природу и сделать ее неотъемлемой частью сюжета. В стихотворении «Бородино» Лермонтов описывает пейзаж перед сражением, передавая его торжественность и неизбежность.
2. Символические образы
Природа в произведениях Лермонтова часто выступает в символической роли. Например, она может отражать внутренний мир героя или предвещать грядущие события. В романе «Герой нашего времени» главный герой Печорин часто находит отражение своего состояния в окружающей природе. Подобные образы придают произведениям глубину и многозначность.
3. Конфликт человека и природы
В произведениях Лермонтова мы часто наблюдаем конфликт между человеком и природой. Человек стремится овладеть и подчинить природу своей воле, но природа оказывается сильнее и неподконтрольнее. На примере героев Лермонтова мы видим, что попытки человека противостоять природе приводят его к трагической судьбе. В стихотворении «Демон» Лермонтов показывает борьбу демона с природой, которая оказывается непреодолимой.
4. Влияние природы на человека
Часто в произведениях Лермонтова мы видим, как природа воздействует на человека и изменяет его состояние. Она может вызывать меланхолию, тревогу или вдохновение. Герои Лермонтова часто идут в природу для поиска покоя или истины. В стихотворении «Избранное» Лермонтов передает состояние героя, забывшего о человеческих проблемах и погрузившегося в объятия природы.
Таким образом, мотивы природы играют важную роль в произведениях Лермонтова, их использование способствует единению человека и природы, позволяя создать гармоничное и глубокое произведение.
Начало произведения
С самых первых строк поэма повествует о монастыре. В них описывается, что он находится в живописном месте, где соединяются две реки. Начальные строки как будто дышат миром. Даже неспокойные реки Кавказа обнимаются здесь, как сестры. Это контрастирует с событиями, которые будут развиваться в дальнейшем.
Молодой послушник покидает монастырь в одну из осенних ночей. Такое время года автором было выбрано не просто так. Поэма написана в романтическом ключе, а символизм осени — покинутость, потеря. Оставшись без родных, главный герой чувствует себя одиноким. Лермонтов, изображая осень как время побега, предрекает дальнейшую судьбу юноши. Все находятся в его поиске, и пейзаж сразу резко меняется: по горам протягивается темный лес.
Возникают нотки тревожности, с одной стороны, но, с другой, сразу появляется чувство независимости, воли, которого так боятся монахи, но для героя все выглядит иначе: «От келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы». Его состояние души описано именно такой цитатой. Так, в «Мцыри» природа противопоставляется монастырю. Она по-разному воспринимается послушниками и главным героем, и поэтому из-за простого изображения пейзажа возникает конфликт.
Символика природы в романе «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является ярким примером произведения, в котором присутствует тема единения человека и природы. Природа в романе выступает в качестве символа различных аспектов жизни и внутреннего мира героев.
С первой главы романа автор акцентирует внимание на природе Кавказа – скалистых гор, бурных рек, густых лесов. Это окружение отражает дикий и стремительный характер главного героя Печорина
Скалы и ущелья символизируют его внутреннюю борьбу, разорванность и его стремление к свободе и приключениям.
Второй главой романа является «Бэла», в которой природа играет особую роль. Здесь Лермонтов использует символику природы для описания душевного состояния героя. Плавные холмы и роскошная природа символизируют чувственность и душевное спокойствие главной героини, в то время как скалы и горы на фоне этой красоты отражают ее внутреннюю страданию и несчастную судьбу.
Третья глава романа, «Тамань», также пропитана символикой природы. Здесь, на фоне моря и песчаных пляжей, главный герой Печорин совершает свои безумные поступки и погружается в бездонный безразличный мир. Море в данном контексте символизирует необъятность и многогранность его личности.
Уникальность романа «Герой нашего времени» заключается в том, что Лермонтов мастерски сплетает описание природы с внутренним состоянием героев, создавая богатый и символичный мир. Природа становится зеркалом, которое отражает и подчеркивает главные черты и эмоции героев, делая их более глубокими и многогранными.
Любимый и нелюбимый край
Тарханы — это место, где вырос маленький Миша. Свою землю он называл сладким уголком своего сердца, в котором отражался образ сельской и крестьянской России. Пейзажная поэзия Лермонтова отражена и в описании его малой родины, где есть простор полей, пронизывающий тоску затерянных деревень.
Поэт не любил официальный и парадный Петербург. Россия и Николаева в синей форме постоянно гнались за ним. В мае 1840 года Лермонтов снова уехал в ссылку. Встреча состоялась в доме Карамзина, а на улице уже ждала карета. Участник тех событий в своих воспоминаниях писал, что Лермонтов стоял у окна и грустно смотрел на небо, над которым плыли облака.
Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Облака». В этом произведении автор сначала сравнивает свою личность с небесными облаками. Назовите себя и их изгнанниками сладкого севера. Затем он спрашивает, кто их ведет? Возможно судьба, злость или зависть врагов? Какое преступление они совершили? Или это предательство друзей? Но затем он приходит к выводу, что они устали от засушливых полей, от страстей и страданий. Они бесплатны. В конце концов, у них нет родины, а значит, у них нет ссылки. Природа не идеал, но над ней человек, терзаемый страстями. Пейзажные тексты потрясающие. Лермонтов М.Ю. Я бы никогда не променял свои страдания и свою любовь на свободу холодных облаков.
Три дня на воле
Все, увиденное героем, по факту и есть его жизнь, самые волнующие эмоции в ней
Для постижения характера юноши очень важно обратить внимание на то, как в своем покаянии он описывает картину природы
На первый взгляд образ мира, вставший перед героем, великолепен и безоблачен:
- богатые поля;
- танцующие деревья;
- причудливые горы.
Глазами парня Лермонтов описывает природу Кавказа, в которую невозможно не влюбиться, увидев ее хотя бы один раз. «Мцыри» — романтическое произведение, и поскольку для такого жанра свойственно, что сюжет будет развиваться на фоне невероятного пейзажа, выбор Михаила Юрьевича оправдан. Однако не только для изображения окружающей обстановки используется здесь природа. Роль ее в поэме «Мцыри» — продемонстрировать все изменения, происходящие во внутреннем мире персонажа.
Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — великий русский поэт и прозаик, автор множества произведений, которые оказали значительное влияние на русскую литературу. Лермонтов родился в Москве и проявил себя как талантливый писатель еще в юном возрасте.
С юности Лермонтов показал себя выдающимся поэтом, писал стихи и прозу. Его первые произведения, такие как «Смерть поэта» и «Бородино», вызвали широкий резонанс и были признаны уникальными в своем жанре. В 1837 году Лермонтов опубликовал свой знаменитый роман «Герой нашего времени», который стал классикой русской литературы и оказал огромное влияние на развитие русского романа.
Жизнь Лермонтова была омрачена множеством проблем и конфликтов. Он был неоднократно попадал в драки, выходил на дуэли, имел проблемы с цензурой, а также испытывал неприязнь со стороны своих литературных коллег и властей. В 1841 году Лермонтов был убит в дуэли в возрасте всего 27 лет. Его смерть стала большим потерей для русской литературы.
В творчестве Лермонтова часто встречаются темы природы и человека. Автор изображает природу как мощную и красивую силу, которая оказывает влияние на человека и его состояние. Сочетание природы и человека в произведениях Лермонтова помогает создать гармонию и единение, а также позволяет передать сложные эмоции и чувства героев.
Через яркие и образные описания природы Лермонтов воссоздает мир, который становится своеобразным отражением внутреннего мира героев. В его произведениях часто встречаются горные пейзажи, вечная природа и мрачные леса, которые символизируют чувства и состояние героев.
Творчество М. Ю. Лермонтова является непреходящим наследием русской литературы. Его произведения продолжают вдохновлять поколения читателей и писателей, их глубинные мысли и острота переживаний актуальны и по сей день.
Сочинение Человека и природы в литературе
Отношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу природы и сравнивал её с человеческой душой.
В некоторых произведениях писателя ещё можно найти строки, которые посвящены взаимной помощи природы и человека. Это очень заметно прослеживается в сказках Александра Сергеевича. Писали на такую острую тему и в конце 19 века, хотя этот жанр не был тогда популярным. Литературные критики трезво оценивали то, что писатели делают акцент на том, что человек и природа равны и не могут существовать друг без друга. Человек – составляющая часть огромной природы. Природа – великое целое в человеке.
Связь человека и природы прослеживается в русской литературе даже во времена смены власти и революционного переворота. Но всё равно меняется взгляд на природу. Она становится частью нового цельного мира, который свергнул прежний строй. Природа воплощается и в годы Великой Отечественной войны. Она описывается как родная мать для всех раненых солдат, которые ищут и спрашивают приют и спокойствие.
О природе в «Герое нашего времени»
На Северном Кавказе Лермонтов запомнился не только как романтик, но и как писатель-реалист. В «Герое нашего времени» пейзаж конкретен и точен. Сцена хорошо видна читателю. Описание природы в романе — это не просто фон, это созвучие переживаниям героев. Здесь рождаются мысли о прекрасном и высоком предназначении человека. Общение с природой раскрывает лучшие стороны души Печорина
Обратите внимание, насколько чистый и свежий воздух Кавказа, сравните его с невинным младенческим поцелуем ребенка. Герой утверждает, что жить на такой земле весело
Но от света и умиротворения природы Печорина по-прежнему тянутся к человеческим страстям.
Последние месяцы жизни Лермонтов провел в Пятигорске. У него был с собой альбом, подаренный поэтом Одоевским. Стихи, появившиеся на страницах этой записной книжки, относятся к вершине литературы и поэзии. В них есть горечь и одиночество, а также предчувствие надвигающейся гибели. В этих строчках можно увидеть запуск души поэта, где он ищет покой и свободу в гармонии Вселенной.
Подведем итоги. Пейзажные тексты Лермонтова разнообразны. Описание природы в его произведениях выполняет несколько функций, создает романтические или реалистичные образы, а также раскрывает пребывание героя между реальностью и сном. Через пейзаж поэт обращается к своей Родине, к различным философским вопросам, а также создает очень значимый для поэта образ России.
Если ученика в школе попросили сочинение «Лермонтовские пейзажи», то не отчаивайтесь, наша статья вам в помощь. Удачи!
Природа в лирике Лермонтова | Литерагуру
(373 слова) С древних времен природа ассоциировалась с таинственными и божественными силами. Особое отношение к нему сформировалось у творцов эпохи романтизма в литературе. Михаил Юрьевич продолжил лучшие традиции этого направления
Природа в поэзии Лермонтова — еще один герой, занимающий важное место в системе образов
Философия поэта заключается в том, что необходимо полностью ощутить гармонию с природой. Это проявляется, когда образы небесного (вечного) и земного (бренного) сливаются в единое целое. Но часто это невозможно.
Например, в стихотворении «Выхожу на улицу один» герой чувствует разлад не только с окружающей средой, но и с самим собой. Лермонтов использует антитезу мирного естественного состояния и душевной дисгармонии лирического «Я». Холодный ум находит причину боли: человек устал от жизни.
Он потерял способность восхищаться красотой, а значит, не сможет обрести гармонию.
С другой стороны, природа обладает изначальной и подлинной силой. Молодой человек чувствует сильную связь с флорой и фауной. Лермонтов одухотворяет пейзаж и дает герою способность понимать его язык. Здесь звучит причина родства. Деревья шумят «прохладной толпой, как братья по хоровому танцу», а им близка по духу молния с грозой, потому что они свободны.
Мцыри видит своего друга в леопарде и отождествляет себя с ним.
Прожив много лет в «духовной темнице», Мцыри не может полностью обрести природную силу. Даже если герой выиграл битву с леопардом, духовное в нем сильно преобладает над физическим, поэтому он физически нестабилен, то есть мир природы, полный борьбы, закрыт для него.
Другой образ встречается в стихотворении «Когда встревожится пожелтевшая нива…». Здесь природа величественна и величественна. Лирический герой созерцает дарованные Богом наслаждения.
«Я» поэта разумно обращает внимание на «малиновую сливу», «ветерок» и «лист»… Он ведет диалог с красотами окружающего мира. Мать-природа — подарок судьбы
Лермонтов с любовью описывал очарование пейзажей.
Важный
Он знал, как важно ценить окружающий мир, и понимал, что для душевного равновесия необходимо с ним общаться. Поэтому роль природы в текстах Лермонтова очень важна, поскольку в романтизме (выбранном поэтом направлении) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика
Поэтому роль природы в текстах Лермонтова очень важна, поскольку в романтизме (выбранном поэтом направлении) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика.
Человек и природа в поэзии Лермонтова
Опальный ангел,
с небом разлученный.
Унывный демон,полюбивший ад,
Ветров и 6ypь огромных странный
брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной.
К Бальмонт
Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья…
Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).
Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.
В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).
Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.
Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
Пейзажная лирика
Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».
Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.
Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой
Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.
Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом».
Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.
С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:
«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит».
Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.
Эмоциональная связь с природой
В произведениях М.Ю. Лермонтова особую роль играет эмоциональная связь человека с природой. Природа становится живым и активным участником происходящих событий, она отражает и влияет на внутренний мир героев, создавая особую атмосферу и настроение.
Автор использует различные художественные приемы, чтобы передать эту особую связь. Одним из таких приемов является описание природы с помощью эмоционально окрашенных фраз и образов.
Лермонтов олицетворяет природу, наделяя ее свойствами человека. В его произведениях природа может быть величественной и суровой, как горы, или нежной и красивой, как цветы. Она может выражать грусть и отчаяние, или радость и восторг.
Эмоциональная связь героев с природой проявляется через их реакции на окружающий мир. Герои испытывают радость, когда видят красоту природы, они наслаждаются пейзажами и описывают их с помощью ярких и эмоциональных слов.
Однако, природа также может отражать и внутреннее состояние героев. Она становится отражением их чувств и эмоций. Например, в стихотворении «Смерть поэта» природа воспринимает и отражают герою грусть и отчаяние. Лермонтов описывает ненастную погоду, серый небосвод и шум моря, создавая темную и угрюмую атмосферу, которая соответствует настроению героя.
Таким образом, М.Ю. Лермонтов создает эмоциональную связь между человеком и природой, используя яркое и эмоциональное описание природы и через отражение внутренних состояний героев в окружающем мире.
Особенности лирики Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.
Особенностью лирики Лермонтова позднего периода его творчества стало философское осмысление законов мироздания, психологический подход к природе человеческих взаимоотношений. В своих пейзажно-философских стихотворениях он пытался найти ответы на «вечные вопросы» человеческого бытия.С детства Лермонтов относился к природе с восторженной, почти мистической любовью. В природе поэт видел высшие для себя ценности: свободу и совершенство. Природой наполнены поэтические размышления и живопись Лермонтова, потому что суть природы отвечает его внутреннему состоянию, его стремлениям к идеалу. Поэт Константин Бальмонт писал: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны, с которым говорили демоны и ангелы».
Словарь
Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.
Корнет – младший офицерский чин.
Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.
Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.
Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.
Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.
Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.
Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.
Эпитет – художественное выразительное определение.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.
Чинара – южное дерево с большими листьями.
Антитеза – противопоставление.
Инверсия – измененный порядок слов.
Лейтмотив – основной, ведущий мотив.