Слайд 50Глубокое идейное содержание «Слова о полку Игореве» гармонически воплотилось в изумительной
поэтической форме, какой мы не встретим ни в одном памятнике старинного славянского эпоса. Богатство образно-символических элементов — отличительная черта «Слова». Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы — все это в изобилии находим мы в нем. Художественные средства поэтической речи автор «Слова» использовал так, что придал своему произведению глубокую лирическую взволнованность и большое эмоциональное напряжение, то и дело высказывая свое субъективное отношение к событиям и лицам, принимавшим в событиях участие. Это делает «Слово» памятником насквозь публицистическим, агитационным, призывающим к действию, к борьбе за сплочение всех русских сил против кочевников-разорителей Русской земли.
Очень краткое содержание «Слова о полку Игореве»
Сказитель начинает повествование о походе Игоря против половцев. Он указывает, что будет освещать события не по обычаю Боянову, высокопарно и витиевато, а по былям нашего времени, то есть более простым языком.
Князь вместе с дружиной идет в поход. Несмотря на солнечное затмение, которое было предвестником беды, он продолжает путь. Вскоре на пути попадается небольшой отряд половцев. Разгромив врага и захватив много богатой добычи, Игорь, воодушевленный победой, двигается дальше.
На рассвете русское войско окружили половцы. Два дня шел кровопролитный бой. На третий, после бегства части дружины, Игорь с сыном были взяты в плен.
В это время князь Святослав видит плохой сон, утром он узнает о поражении русского войска. Его «изроненное злотое слово» является упреком для князей в том, что они хотели прославиться. Святослав призывает всех русских князей отомстить за раны Игоря и объединиться, так как все они потомки Ярослава Мудрого.
А на стене Путивля горько плачет Ярославна, жена Игоря. Она просит помощи у различных сил природы — ветра, Днепра, солнца.
Плененный же князь замышляет побег. Все силы природы встают на его сторону, кроме этого ему помогает половчанин Овлур. Гзак и Кончак пытаются догнать беглеца, но он благополучно добирается до родной земли.
Завершается «Слово…» прославлением всех русских князей.
Образ Русской земли
Со всей ответственностью можно сказать, что центральным образом произведения является образ Русской земли-матери, которая становится обобщающим символом верности, скорби, любви и достоинства. Дружина Игоря, уходящая в поход, помнит о Родине: «О Русская земля! Уже ты за холмом!». Образ этот снова появляется перед решающей битвой, и он становится трагическим — в свете того, чем эта битва закончится. Русская земля страдает от княжьих усобиц, «Теперь по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля». Земля сочувствует познавшему позор поражения Игорю: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». И «храбрые русичи» из Игоревой дружины тоже «полегли за землю Русскую», и языческие богини скорби после поражения Игоря «поскакали по Русской земле», и «тоска разлилась по Русской земле», и «горем взошел посев по Русской земле», политой кровью воинов князя Игоря… А возвращение Игоря из плена автор сравнивает с появлением солнца на небе: «Солнце светится на небе — а Игорь-князь в Русской земле». Следовательно, образ родной земли в «Слове о полку Игореве» становится не просто центральным образом-символом, он объединяет всех остальных героев в их служении интересам Руси.
Композиция, сюжет, основные мотивы и элементы повествования.
В композиции произведения можно традиционно выделить вступление (зачин), основную часть и заключение. Основное содержание, передающее сюжет, подразделено на три части, которые называют главами.
Зачин соответствует духу эпической традиции, сюжетно он отличается от основной линии повествования. В нём вводится фигура древнерусского сказителя Бояна, чьи песни прославляли русских воинов. Автор выражает уважение певицу, через его образ подтверждая достоверность рассказанной в «Слове» истории.
Первая часть. Князь Игорь собирает поход против половцев. Происходит солнечное затмение, что считается дурным знаком, но правитель не придает этому значения, отправляя дружину в бой. Войскам Игоря удается победить половцев. Удачу они отметили пиром и улеглись спать. Тут-то их и настигли мстительные противники, напав в ночи на расположение войск. Результат оказался плачевен: Игорь в плену, многие его дружинники мертвы.
Во второй части вводится ещё один важный персонаж – князь Святослав, двоюродный брат главного героя. Он осуждает желание Игоря идти на войну в одиночку, сетуя на беспечность родственника, которая может иметь печальные последствия для русских земель, и призывает объединяться для борьбы с врагом. Позиция Святослава и его мысли о родине выражаются в «Золотом слове» — это важнейший с содержательной точки зрения компонент произведения, именно в нём звучит призыв к объединению.
Третья часть знакомит нас с супругой пленного князя. «Плач Ярославны» — женщины, ждущей своего мужа из похода – пожалуй, самый известный фрагмент произведения. Он отходит от общей патриотической и героико-эпической направленности произведения, расширяя тематику и проблематику текста. В этой же части рассказывается о том, как Игорь бежит из плена, в чем ему помогают силы природы. К ним и взывала тоскующая жена в своём «Плаче».
Эпилог описывает возвращение князя и его торжественную встречу со своим народом.
Литературоведы обнаружили важную особенность «Слова», отраженную в его композиции. Интегрированные в состав произведения сюжетные куски жанрово отличаются друг от друга. Пример одного из таких вкраплений приведен выше – это плач Ярославны, передающий речь тоскующей женщины. «Плач» принято выделять как отдельный жанр древнерусской литературы. Финал произведения определяется как «слава». Таким словом называется текст, воздающий хвалу правителю. В эпилоге «Слова о полку Игореве» восхваляется не только главный герой, но и другие правители Руси – прежде всего мудрый Святослав, а также князь Всеволод.
Исторический контекст создания произведения
«Слово о полку Игореве» — один из самых известных и значимых памятников древнерусской литературы. Произведение было создано в XII веке и описывает поход князя Игоря на половцев.
Создание этого произведения произошло в условиях политических потрясений, когда Киевская Русь была ослаблена внутренними конфликтами и находилась под угрозой нападения со стороны соседних княжеств и народов. Описывая героические подвиги князей и воинов, автор старался укрепить мораль тех, кто стоял на страже своей родины.
«Слово о полку Игореве» является не только литературным произведением, но и ценным историческим источником о жизни и обычаях древнерусского народа, о его экономической и культурной жизни. Оно дает представление о военных традициях и боевых приемах того времени, характеризует политические отношения между княжествами и народами, а также рассказывает о природных условиях региона и его расположении.
Создание этого произведения явилось продолжением традиции устной поэзии, которая существовала в Киевской Руси с древнейших времен. Однако, «Слово о полку Игореве» отличается от предыдущих произведений этого жанра более осознанным характером и стремлением к созданию единого национального эпоса.
Жанр
Нет единства не только в вопросах истории возникновения, но и в определении жанра произведения. По формальным признакам ему можно дать разные характеристики. Из привычных сегодня литературных жанров «Слово» соотносится с повестью по масштабности описанных событий, объему и относительно небольшому количество героев.
Однако, древнее произведение целесообразней рассматривать через призму тех жанров, которые существовали в средневековой литературе. Некоторые исследователи выделяют «Слово» как отдельный древнерусский жанр, выдающимся образцом которого и является рассматриваемый текст.
По форме и содержанию «Слово о Полку Игореве» сродни эпической поэме. Многие исследователи считают это произведение «поучительной песней». «Слово», описывающее реальную историю боевой неудачи князя Игоря, написано «в назидание другим князьям» с изрядной долей патриотизма, автор явно обеспокоен судьбой русских земель в условиях политической раздробленности.
Возникновение полка Игорева
Полк Игорева — легендарное военное образование, которое появилось в X-XI веках на Руси и о котором идет речь в поэме «Слово о полку Игореве». Появление полка Игорева было связано с образованием дружины, военно-административного образования, состоящего из бояр, княжеской знати и свиты.
Важным событием, повлиявшим на возникновение полка Игорева, были государственные реформы, проведенные великим князем Владимиром Святославичем. Он укрепил центральную власть, устроил систему управления градами и селами, а также организовал постоянную дружину, которая выполняла функции армии и полиции одновременно.
Княжеская дружина имела важное значение для защиты границ Русского государства и поддержания внутреннего порядка. Она состояла из профессиональных воинов, которые обладали оружием, лошадями и специальными навыками
Следующим шагом к формированию полка Игорева было создание военных отрядов, в которые входили не только княжеские воины, но и местные крестьяне, знатные воины и воины-дружины других княжеств. Они объединялись вообще военно-территориальное образование, исполнявшее функции обороны и нападения.
Организация полка Игорева включала в себя также формирование военных потенциалов — оборонительных сооружений и снаряжения. Военная опасность со стороны кочевых народов, прежде всего половцев, требовала усилья в оборонительной системе Руси.
Таким образом, в результате государственных реформ и необходимости защиты территории от внешних угроз возник полк Игорева. Полк играл важную роль в истории Киевской Руси и стал основой для создания других княжеских полков и войск в будущем. Со временем полк Игорева преобразовался в воинское образование, но его имя осталось в памяти и на страницах литературы благодаря «Слову о полку Игореве».
Источники текста
Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.
В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.
Место «Слова о полку Игореве» в литературе и культуре России
«Слово о полку Игореве» — один из ценнейших памятников древнерусской литературы, который оставил свой след в культуре России на протяжении многих веков.
Этот эпос, написанный в XIV веке, описывает события, связанные с нашествием половцев на Русь и походом князя Игоря Святославича против них. «Слово о полку Игореве» не только является историческим свидетельством, но и отличается высоким искусством слова и поэтической манерой изложения.
В России «Слово о полку Игореве» было переведено на множество языков, выучено наизусть многими поколениями и стало одним из символов древней русской культуры.
Кроме того, «Слово о полку Игореве» вдохновило многих художников и композиторов, которые посвятили этому эпосу свои произведения. Например, известную оперу «Князь Игорь» написал Александр Бородин.
В настоящее время «Слово о полку Игореве» продолжает оставаться источником вдохновения для многих людей и остается значимым памятником литературы и культуры не только для России, но и для всего мира.
Исторические факты, описанные в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» – это ценнейший исторический памятник древнерусской литературы, описывающий поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году. В летописи нашлось упоминание об этом походе, но информация была крайне скудной. Автор «Слова о полку Игореве» постарался заполнить эту пробел и рассказал о всех деталях этого события.
В «Слове о полку Игореве» описывается, что Игорь отправился в поход на половцев, но его армия была разгромлена. Только после этого Игорю удалось собрать новую армию и защитить свои земли от нашествия половцев. Эта победа помогла заключить договор с половцами и установить мирные отношения между народами.
Из «Слова о полку Игореве» можно узнать очень многое о жизни и быте древних русичей. Здесь описываются различные мероприятия, крестьянские торжества, жизнь монахов и многое другое. Этот памятник древнерусской литературы является не только источником исторической информации, но и произведением литературы, которое занимает достойное место в общем культурном наследии России.
Автор и время написания сочинения
«Слово о полку Игореве» — древнерусское литературное произведение, созданное на Руси, и принадлежащее периоду средневековой литературы. Автор данного сочинения и точная дата его создания до сих пор остаются темой очень многих споров среди исследователей.
Существует несколько версий относительно авторства произведения, однако, ни одна из них не была доказана на 100%. Считается, что славянскую хронику мог написать Владимир Мономах или ряд других князей. Также появилась версия, что создателем данного текста был не Рус, а Польша или Чехия.
Что касается даты создания «Слова полку Игореве», то даже здесь нет четких ответов. Большинство ученых сходятся во мнении, что произведение было сочинено в конце XII — начале XIII века. В целом, этот текст является одной из ключевых памятников древнерусской литературы и имеет огромное значение для истории нашей страны.
Особенности поэтики
Для «Слова» характерна широчайшая палитра изобразительных средств, с помощью которых автор создаёт совершенную художественную ткань произведения. Связь с фольклором, славянской мифологией (обращение к языческим богам, образам зверей и птиц, «одушевление» неживой природы, которая становится не просто фоном, а активным участником действия, восприятие солнечного затмения как указания свыше на нежелательность похода и разнообразные приметы «несчастий», подстерегающих Игоря и его войско), богатство эпитетов, сравнений и метафор («золотое слово», «Игорь соколом полетел», «чисто поле» и множество других примеров), ритмизация произведения, приближающая его к поэтической речи, — вот основные особенности поэтики «Слова», делающие его уникальным произведением не только в русской литературе, но и в мировой культуре.
Образы природы. Плач Ярославны
Художественные особенности «Слова»
Природа в «Слове» вовлечена в действо, она очеловечена и одухотворена, вместе с героями переживает происходящее. Солнечным затмением она предупреждает о грозящей погибели, перед вторым сражением, предвещая кровавый исход битвы, ночь стонущей грозой будит птиц и зверей, волки и лисицы воют и лают, накликая беду, орлы клекотом сзывают зверей на кости еще не павших воинов. Во время самого сражения природа откликается на действо: зори становятся кровавыми, тучи чернеют, блистают, как оружие, синие молнии. После поражения войска природа скорбит: деревья с тоской к земле приклонились, трава поникла от жалости.
Природа сочувствует героям, пытается им помочь. Сами герои изображаются как часть природы, они сравниваются с птицами и зверями: туром, кукушкой, волком, соколом, горностаем. Образ русской природы и герои воспринимаются как единое целое.
Русская земля и ее природа представлены как одухотворенный образ защитницы, в самые трагические моменты, прерывая повествование, автор обращается дважды: «О, Русская земля, уже ты за холмом!»
С природой связано языческое восприятие мира. Ярославна, плача, ищет у заступницы природы помощи, взывает к ветру, солнцу, Днепрус просьбой пощадить дружинников князя Игоря. Стоя на крепостной стене в Путивле, она представляет себя кукушкой, которая полетит на поле брани к Каяле-реке и утрет кровавые раны милому мужу.
Не случайно плач Ярославны звучит над «великой Галицкой землей», долетает до «широкого берега Дуная», когда она стремится к донским степям, где погибло войско. Обычно княгинь называли по отчеству, подчеркивая их родовую принадлежность. Ярославна была дочерью Ярослава Осмомысла, влиятельного галицкого князя на дунайских землях. Она хочет, чтобы ее голос услышали в вотчине могущественного отца, надеясь на его помощь.
«Плач Ярославны» В. Фаворского
Но несмотря на происхождение и статус, в словах плача Ярославны переданы чувства любой любящей, преданной и самоотверженной русской женщины, ее забота и печаль. Плач Ярославны созвучен плачу всех жен павших ратников «стонам» Киева и Чернигова, всей Русской земли, оплакивающей гибель русской рати.
«Слово» уникально среди других произведений русского средневековья удивительной литературной выразительностью, богатством образов, метафоричностью, символикой. Подобных произведений литературы Киевской Руси до нас не дошло.
Стилистические особенности «Слова о полку Игореве»
Ораторический характер: «Слово о полку Игореве» представляет собой отчет, переданный послом старшего брата своему младшему после неудачного похода. Автор стремится убедительно и эмоционально описать события, вызвать у слушателей чувство гордости за своего предка, а также желание продолжить борьбу за свою землю.
Поэтичность: текст написан в стихах, хоть и несколько своеобразных. В нем используется большое количество эпитетов, метафор и символов, что создает яркую и запоминающуюся картину.
Использование архаических слов и оборотов: автор «Слова о полку Игореве» использует устаревшие слова и обороты, которые в ее время употреблялись чаще, однако в будущем выпали из употребления. Это позволяет ощутить атмосферу того времени и внутреннюю структуру языка.
Живописность: описание военных событий и пейзажей реализуется с помощью языковых средств, призванных воссоздать образы, звуки и запахи. Оживляются персонажи, окружающая их среда, что позволяет чувствовать себя свидетелем происходящего.
Синтаксические средства: наибольшее внимание уделено параллелизму, повтору и многократной описанию деталей. Это создает эффект словесной картинки и усиливает восприятие текста
Использование речевых вопросов и восклицательных предложений: автор активно использует риторические приемы, такие как вопросы и восклицания, чтобы привлечь внимание читателей и убедить их в правильности своих замыслов. В целом, все вышеуказанные стилистические особенности характеризуют «Слово о полку Игореве» как уникальный памятник древнерусской литературы, яркий образец художественного языка и народного творчества
В целом, все вышеуказанные стилистические особенности характеризуют «Слово о полку Игореве» как уникальный памятник древнерусской литературы, яркий образец художественного языка и народного творчества.
Подробный анализ поэмы
История создания
Интересна история создания “Слова о полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.
По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь и была уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.
Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.
В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения считается 1185 или 1187 год.
Тема
Анализ произведения «Слово о полку Игореве» определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – всё призывает к верности своему Отечеству.
Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси. Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.
Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях в конечном счёте ведут к поражению русского войска. По сути любой из противоборствующего Руси войска, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.
Особенно чётко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения является общее объединение.
Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.
Композиция
Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.
Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить своё тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули и поплатились за это кто жизнью, а кто попал в плен.
Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.
Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жён и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы они помогли Игорю бежать из половецкого плена.
Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…
Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.
Жанр
Жанр произведения заявлен в самом названии – слово. Слово – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.
Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нём такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.