Анализ произведения а. с. пушкина «станционный смотритель»

Болдинская осень 1830 года. «маленькие трагедии». «повести белкина».

Краткое содержание

Повествование начинается с маленького отступления, в нем рассказчик размышляет о том, насколько унизительная работа у смотрителя на станции. Ни один человек не обращает внимания на него, его унижают, избивают. Никто не говорит ему даже обычного «спасибо», а ведь нередко смотрители могут быть довольно интересными собеседниками и немало поведать.

Затем рассказчик описывает Самсона Вырина, который работает станционным смотрителем. Автор приехал на эту станцию совершенно случайно. Тут он познакомился с главным героем и его дочерью Дуней, которой было всего 14 лет. Автор отметил, что девушка очень красивая.

Через какое-то время рассказчик заново оказался на этой станции. Он опять повстречался с Самсоном, но девочки уже не было. Далее от отца он узнает, что когда-то на станцию прибыл гусар Минский и из-за тяжелого заболевания остался здесь на какое-то время. Дочка ухаживала за больным. Вскоре офицер выздоровел и начал собираться в путь.

Перед отъездом он предложил провести Дуню до церкви, однако назад девушка уже не вернулась. Затем Самсон узнал, что офицер не был болен, он сымитировал заболевание, чтобы с помощью обмана завлечь его дочку и забрать в Петербург.

Отыскав этого типа, смотритель попросил его вернуть дочку и не позорить их семью, но получил отказ. Спустя время несчастный отец нашел дом, где гусар держал Дуню. Он увидел дочку в богатых одеждах и стал любоваться ею. Когда девушка подняла голову и увидела своего родителя, она упала в обморок, а офицер выгнал прочь бедного отца. После этого он никогда не видел Дуню.

Через некоторое время повествователь еще раз попадает в это место. Автор узнал, что станция была расформирована, а несчастный смотритель скончался. Сейчас в его доме проживает пивовар с женой. Он отправляет своего сына указать место, где находится могила Самсона. От юноши рассказчик узнал, что когда-то сюда прибыла богатая женщина с детьми. Она тоже интересовалась смотрителем, а когда ей сообщили, что он скончался, долго рыдала возле его могилы.

Другие герои

Авдотья Самсоновна (Дуня)

дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.

Ротмистр Минский

молодой гусар, обманом увезший Дуню.

Сын пивовара

мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.

Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . При этом по наблюдениям повествователя, «смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые» .

В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.

Пока хозяева хлопотали, повествователь рассматривал комнату – на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя «как будто век были знакомы» . Уезжая, повествователь поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.

Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.

Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.

«Не прошло и получаса» , как смотритель начал беспокоится и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою» .

«Едва оправясь от болезни» , смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин приходит к нему и дрожащим голосом просит отдать ему его дочь. Минский ответил, что просит у Самсона прощения, но Дуню он ему не отдаст – «она будет счастлива, даю тебе честное слово» . Договорив, гусар выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.

Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» . Через два дня Вирин поехал обратно на станцию. Уже третий год он о ней ничего не знает и боится, что ее судьба такая же, как судьба других «молоденьких дур» .

Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пивовара, а Вырин, спившись, «с год как помер» . Повествователь попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пивовара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня» «с тремя маленькими барчатами» , которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго» .

Выстрел

Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

Выстрел

Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

Барышня-крестьянка

Это последняя история цикла. Во многом она напоминает водевильный сюжет с переодеваниями. Герои здесь также романтичны, но романтизм их рождён не французскими романами, а их натурами. К тому же романтизм героев деятельный. За своё счастье они борются, Алексей готов идти на жертву ради любимой и отказаться от отцовского состояния.

Героиня повести Лиза, дочь богатого барина, переодевшись в крестьянку, встречает в лесу Алексея Берестова и молодые люди влюбляются. Алексей, искренне считая Лизу-Акулину крестьянкой, решает на ней жениться, презрев социальные предрассудки. Достойное решение для молодого человека, надо признать. Характеризует его с самой лучшей стороны. Особенно усиливается уважение к нему, когда он готов отказаться ради любимой девушки от богатства. Это характеризует его не только как человека честного и благородного, но смелого. Маскарадный образ Лизы помог обнаружить истинные чувства героев, когда в них открылись простые русские люди.

Тема

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далёкие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объёму произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоёв русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Тема

  • В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
  • Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом.  Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.

Краткая история написания «Повестей Белкина»

Осенью 1930 г. Пушкин, готовясь к своей свадьбе, оказался в вынужденном заточении в имении Болдино. В родовое имение он вынужден был поехать для оформления наследства и планировал пробыть там несколько дней, но задержаться пришлось почти на три месяца. Поэт не мог выехать в Москву, где его ждала невеста Наталья Николаевна Гончарова, о которой он очень беспокоился. В Москве бушевала эпидемия холеры, был введен карантин, все дороги были перекрыты заградительными санитарными кордонами.

Пушкин размышлял в разлуке с любимой о подлинном счастье, любви, задумывался и о смерти, потому что видел последствия эпидемии и даже стал свидетелем холерных бунтов. Месяцы, проведенные в Болдино, стали для него временем творчества. Пушкин создал за это время более 40 выдающихся произведений, в том числе литературный цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Произведения, входящие в цикл, представляли собой пять простодушных и занимательных историй из русской жизни. «Повести Белкина»были созданы как литературная мистификация: Пушкин свое авторство приписал вымышленному человеку. Автором сборника стал провинциальный помещик, которому Пушкин сочинил даже биографию, изложенную в предисловии «Повестей Белкина». Простодушный Иван Белкин внешности был непримечательной,служил в пехотном полку, после отставки поселился в родительском имении, имел склонность к сочинительству, в котором был не очень силен. Повести он записал со слов других людей. Так, например, сюжет повести «Метель» был рассказан Белкину девицей К.И.Т.

Рукописи Белкина, скончавшегося на тридцатом году жизни, попали к издателю, в роли которого выступил Пушкин. Используя литературную маску Ивана Петровича Белкина, Пушкин написал повести от имени обычного, заурядного человека, далекого от писательской среды. Своеобразным языком провинциального графомана Пушкин иронично высмеял моду своего времени на увлечение романтизмом. Особенно он иронизировал над характерными атрибутами романтизма: любовными страстями, таинственными обстоятельствами, мнимыми страданиями, разочарованиями в жизни, дуэлями, побегами, погонями… Пушкин и сам в юности испытал увлечение романтизмом, но вскоре перерос романтические представления о жизни, понял, что главные жизненные ценности формируются в реальной национальной культуре и истории.

Сюжеты «Повестей Белкина» построены по одному принципу: главные герои предполагают прожить жизнь согласно своим романтическим представлениям, но судьба преподносит иной житейский сюжет, более невероятный. Темой судьбы объединены все произведения цикла, но более ясно она прослеживается в повести «Метель», которая была дописана 20 октября 1830 г. и стала завершающей в цикле «Повести Белкина».

Сочинение про Зимний вечер

iv> В принципе, я люблю зимние вечера. В любое другое время года трудно усидеть дома, особенно весной или летом… А тут можно отдохнуть, расслабиться. Но и погулять возможно, не то что осенью в ливень.

Наш обычный зимний вечер с семьёй. Все приходят домой после работы, то есть приезжают. Я уже давно дома со школы. Уроки уже сделала… Помогаю маме подготовить ужин, накрыть на стол. Вот мы все садимся есть, рассказываем, как прошел день. Это мило, как в кино. Брат младший иногда ставит какое-нибудь смешное видео на компьютере. Иногда мы даже спорим, часто смеёмся.

А после мои собираются на работу, чтобы утром не бегать. Мама даже зерно может засыпать в кастрюльку, посолить, воду рядом поставить, чтобы утром быстрей собраться, то есть дольше поспать.

Через полчаса все готовы. И вот мы идём на прогулку. Все вместе! Это там мне нравится. Брат, правда, иногда капризничает – остаётся дома. То что-то у него болит, то ему тяжело. Просто ему неохота на холод идти, он перед компьютером хочет остаться. Но мы стараемся его вытаскивать на улицу.

Если погода хорошая, то мы гуляем хоть час. Снег блестит под фонарями, окна светятся. Звезды в небе яркие, луна… Иней на деревьях я очень люблю. Мы идём разными маршрутами. Особенно красиво в новогодние праздники ходить, хотя украшать начинают уже с ноября, как я посмотрю.

Если погода не очень, то мы можем все вместе зайти в магазин за продуктами, даже в какой-нибудь торговый центр – одежду посмотреть, в книжный. В кино редко ходим, но тоже бывает, если сеанс подходящий есть. А так кино мы и дома можем посмотреть вечером – у телевизора или компьютера. Это тоже, конечно, не каждый день.

Когда мы приходим с прогулки, то мы пьем час – практически всегда. Зимой-то прохладно! Часто приносим с собой какие-нибудь вкусности. Опять все собираются за столом, но уже за маленьким – перед телевизором. И вот тут мы можем посмотреть что-то нормальное. Никогда новости, так как они портят настроение на вечер.

И после все уже разбредаются – в душ или книгу читать. Я могу порисовать вечером. Мама вяжет, но она рукоделием занимается и перед экраном. А мне нужно полностью переключиться на рисунок… Мы ложимся не очень поздно. Зато высыпаемся!

6 класс

Сочинение 2

Долгий и утомительный день клонится к вечеру. Немой закат окрасил город в брусничный цвет. Ощутимо повеяло прохладой.

Многолюдный центр как бы заново ожил. По набережной прогуливаются влюбленные, издалека можно уловить их веселый, юный смех. В липовом сквере с каменным фонтаном посредине, громко слушая музыку, развлекается молодежь. Одинокие скамейки заняли ворчливые старички и счастливые семейные пары, на скрипучих качелях катается капризная детвора. Спортсмены в наушниках по парковым аллеям совершают вечерние пробежки.

По бесконечным шумным улицам бесцельно склоняются зеваки и праздные прохожие. Одни заходят в гастрономы, чтобы купить излюбленные сладости, других манит аромат крошечной кофейни на углу.

Обладатели четвероногих друзей выгуливают своих собак. Породистые питомцы завистливо лают, виляя от радости хвостами, и принюхиваются к различным запахам.

На остановках стоят толпы, ожидающих своего номера автобуса, людей. Погруженные в свои мысли, они спешат быстрее добраться в уютные дома. Переполненные городские трамваи дребезжат и громыхают по булыжной мостовой, а в них толкаясь и держась за липкие поручни, едут с работы уставшие люди. По дорогам мчатся легковые автомобили, обгоняя друг друга, мощно ревя моторами. Ярко-желтые фары ослепляют поток пешеходов. Светофоры на перекрестках в вечерний час пик нередко создают автомобильные пробки, и в длинные ряды выстраиваются нескончаемые вереницы машин, сигналя наперебой.

Выкатилась таинственная луна, на небе высыпали звезды. На центральных бульварах зажглись матовые электрические фонари. Свисая, они ярко освещают узенькие тротуары и бросают на асфальт неясные тени. Привлекая покупателей, всюду горят рекламные неоновые вывески супермаркетов, цветочных магазинов и круглосуточных аптек.

Из прямоугольных окон высотных кирпичных домов сквозь закрытые жалюзи просачивается свет, мелькают силуэты. Жильцы квартир, плотно поужинав, смотрят телевизор, то подолгу сидят за компьютерами или с головой уходят в чтение любимой книги. Поздно ночью они выходят на застекленные балконы с чашечкой зеленого чая, чтобы насладиться свежестью теплого воздуха.

29 стр., 14282 слов

Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина

… нашем сознании любовь и уважение к родной русской природе. Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых … одинаково ужасна в своей неотвратимостью. Между прочим, когда это наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличении капитализма и символического предвестия его гибели, …

Время близится к полуночи. Постепенно город погружается в долгожданный сон. В окнах погасли огни, опустели переулки и дворы, редко где встретишь случайного прохожего. Часы на главной площади демонстративно пробили двенадцать ударов.

`

Композиция

Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.

  1. Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
  2. Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
  3. Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери

Иван Петрович Белкин

Иван Петрович Белкин — персонаж, придуманный Пушкиным. Это молодой дворянин, который в свободное время занимался писательством и умер в 1828 году. Он написал пять повестей. Его краткая биография описана в предисловии к книге. Помимо цикла повестей Белкин появился как автор хроники «История села Горухино».

Этот гипотетический персонаж даёт своё имя данным рассказам, а в прологе читатель узнаёт, что он был чувствительным парнем из Горюхино, деревни, в которой он в конце концов остался сиротой. Хотя Белкин умирает в 1828 году, он передаёт эти рассказы, которые попали в печать. Он — вымышленный персонаж, но, возможно, существовал реальный Иван Белкин с другим именем. Возможно, настоящий автор — просто Пушкин.

Проблематика повести

Конечно, Пушкин поднимает ряд проблем в этой повести. Например, идет речь о конфликте — вечном конфликте — между родительской волей и детьми. Часто родители не отпускают ребенка из отчего дома, а выросшим детям хочется жить самостоятельной жизнью.

Так и в «Станционном смотрителе», анализ которого мы проводим. Дочь Дуня хорошо помогает Вырину, потому что работа у него непростая, лошадей не хватает, люди из-за этого нервничают и злятся, постоянно назревают какие-то конфликты, а обаяние Дуни и ее приятная внешность помогают многое уладить. Кроме того она трудится по уюту в доме, служит перед клиентами. Неудивительно, что Самсон Вырин так ценит свою дочь и не хочет её отпускать, ведь для него она — главное в жизни.

Когда Минский увозит Дуню, Вырину кажется, что это похоже на похищение, он не верит, что она сама желает ехать с ним. Отправившись вызволять дочку, Вырин сталкивается с твердой реакцией — гусар ни в какую не хочет расставаться со своей возлюбленной, хотя станционному смотрителю кажется, что он просто использует её, как новую игрушку — поиграет и бросит.

Самсон Вырин растерян и удручен, и хотя он уезжает обратно к себе, он рисует в воображении судьбу своей дочери весьма уныло. Не верится ему, что Дуня и гусар Минский будут счастливы, и он в итоге просто спивается.

Чему учит повесть «Станционный смотритель», что особенно хотел подчеркнуть автор? Выводов можно сделать много, каждый найдет для себя что-то свое. Но в любом случае видно побуждение дорожить семейными узами, любить близких и думать об их чувствах. Кроме того, никогда нельзя отчаиваться и позволять обстоятельствам загонять себя в угол.

Надеемся, что помощью вам также будет краткое содержание этого произведения. Сейчас вы прочитали краткий анализ «Станционного смотрителя». Предлагаем вашему вниманию также статью с сочинением по данной повести.

Гробовщик

Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы. Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности. В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.

Пушкинский маленький человек — это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

Образ рассказчика

Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне

История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н

производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя

В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.

В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.

Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.

Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.

Дуня в финале 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: