Гоголь, «страшная месть»: краткое содержание, главные герои, анализ произведения

Страшная месть. «страшная месть», анализ повести гоголя

Читать краткое содержание Гоголь Страшная месть

На свадьбу сына Горобца приехал Данило Бурульбаш с супругой Катериной и маленьким сыном. Для благословения новобрачных вынесли иконы, и тут один из гостей обратился в уродливого старика: оказалось, это был колдун, испугавшийся святых ликов.

В темноте казак с семьей плывёт по Днепру обратно в свой хутор. Катерина опечалена, говорит, что, хоть и жаль ей старика, но она всегда испытывала страх от колдунов, несущих гибель всем встречным. Данило отметил, что не старика следует опасаться, а врагов, пытающихся перерезать им путь к запорожцам. Но, проплывая мимо старого кладбища, они увидели качающиеся в темноте кресты и восставших мертвецов. Маленький Иван проснулся и, испугавшись, начал плакать. Отец берёт сына на руки и успокаивает, говоря, что это всё старик пугает их.

Наконец, добралось семейство в свой хутор. Все улеглись спать. Утром отец Катерины, недавно вернувшийся после 20-летней разлуки и живший теперь с ними, начал выяснять у дочери, почему она так поздно вернулась домой. Между Данило и тестем началась ссора, а после они схватились за сабли. Катерина с трудом смогла усмирить обоих, и схватка прекратилась: мужчины пожали друг другу руки в знак примирения.

На следующее утро Катерина признаётся, что видела во сне, будто её отец занимается колдовством. Как только свечерело, Данило решил проведать заброшенный замок. Казак увидел, как кто-то темноте идёт прямо в логово колдуна. Решив проследить за ним, Данило взбирается на дерево. В окошко он увидел, как в одной из комнат старик обратился в колдуна. Старик вызвал душу, выпорхнувшую из спящей Катерины, и начал требовать её любви. Но душа воспротивилась этому, призывая отца к покаянию.

Данило ошеломлён, а узнавшая про всё Катерина отрекается от отца. Колдуна Данило посадил на цепи и за клетку, его ожидала казнь за тайный сговор с ляхами. Но магу удалось убедить дочь, что, если она его отпустит, он уйдёт в пещеры и начнёт праведную жизнь, прося у Бога милости. Катерина выпустила отца, впервые в жизни обманув мужа.

Данило чует свою приближающуюся смерть и просит супругу заботиться об их ребёнке. И правда, вскоре набежали ляхи, начали сжигать дома и угонять скотину. Начинается битва, в которой Данилу смертельно ранят. Катерина рыдает над телом мужа. Колдун, приложивший руку к смерти зятя, плывёт к своим развалинам. Он вновь пытается вызвать душу Катерины, но вместо неё видит чьё-то чужое пугающее лицо.

Катерина живёт в Киеве в семье есаула Горобца. Вдову пугают сны, в котором ей грозятся убить сына. Успокоив испуганную женщину, все легли спать. Ночью сына нашли в колыбели мёртвым. Катерина лишилась рассудка: безумно танцевала, размахивая кинжалом, и искала своего отца, чтобы заколоть его.

Вдруг приехал незнакомец, товарищ Данилы. Он разыскал Катерину и начал с ней беседовать о покойном. Во время разговора Катерина вдруг сделалась разумной, казалось, душевный недуг оставил её. Незнакомец поведал, что Данила взял с него обещание в случае смерти взять Катерину под свою опеку. Женщина сразу узнала своего отца и кинулась на него с ножом, но старик выхватил у неё кинжал и убил свою дочь.

На вершине высокой горы показался великан. Колдун в панике скрылся, так как узнал в исполине того, что явился ему во время заклинаний. Прибежал он к монаху, чтобы тот помолился за его душу, но буквы в священных книгах налились кровью, и монах отказался читать за спасение такого грешника. Убив в ярости монаха, колдун бежал дальше, но куда бы он не двигался, всё равно приближался к исполину. Схватил великан старика в ладонь, и тотчас тот умер. Уже мёртвыми глазами колдун увидел, как на всех землях поднимаются мертвецы и тянут к нему свои костистые руки. Великан, смеясь, бросил им тело колдуна и его сразу же растерзали.

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Сочинение на тему: Мой Гоголь

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Мой Гоголь

Вся жизнь Николая Васильевича представляет собой своеобразную обособленность в русской классической литературе, произведения автора не стали исключением. Его работы, кажется, выводят читателя за пределы привычного мира и погружают его в неведомый, порой мистический мир, где живут герои его бессмертных произведений.

Первая книга автора, озаглавленная «Вечера на хуторе недалеко от Диканьки», вышла в свет в 1831 году. Коллекция состоит из романов и историй, которые мы все знаем со школьных времен. Такие работы, как «Майская ночь или утопающая женщина», «Сорочинская ярмарка», «Сочельник», «Потерянная буква» открывают читателю образы украинских девушек и юношей, через эти работы мы узнаем, чем жили люди в то время, знакомимся с их жизнью и манерами.

Комедийная пьеса «Генеральный инспектор» была завершена писателем в 1835 году и, как говорил Гоголь, содержала в себе всю нечестность и лживость того времени. Несмотря на то, что пьеса была комедийной, были люди, которые называли ее клеветой и работой, чтобы опорочить дворян. Николай Васильевич не выдержал осуждения и уехал за границу, где написал стихотворение «Мертвые души». Автор настолько чудесным образом создал персонажей произведения, что вызвал гнев сторонников крепостного права и нашел положительный отголосок в душах многих других современников Гоголя. «Мертвые души» оказались актуальной поэмой в авторское время и не теряют своей актуальности и сегодня.

Вклад Николая Васильевича Гоголя невозможно переоценить, его произведения полюбились нашим бабушкам, и наше поколение читает их с таким же удовольствием. Иногда они заставляют нас смеяться, иногда грустить, и что скрывать, и мы достаточно настрадались, путешествуя по страницам книг Гоголя.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

«Необыкновенное явление в литературе»: известные произведения Гоголя

Николай Гоголь. «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки». Часть вторая. Санкт-Петербург: Типография Департамента Внешней Торговли, 1835

Борис Лебедев. Критик Виссарион Белинский и Николай Гоголь (фрагмент). Открытка из серии «В.Г. Белинский в рисунках Б. Лебедева». Москва: Искусство, 1948

Александр Иванов. Портрет Николая Гоголя. 1841. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее опубликованный «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Иван Киреевский и многие другие. Баратынский писал: «Еще не было у нас автора с такою веселостью, у нас на севере она великая редкость… <…> Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса»</…>. А Пушкин в письме Александру Воейкову оставил такой отзыв о Гоголе:

Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве, где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным. Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных. Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность».

В 1834 году писателю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Николай Гоголь согласился. Днем он читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю крестьянско-казацких восстаний в Украине. Все свободное время писал. В 1835 году вышел еще один сборник Гоголя под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Гоголь проанализировал его творчество и назвал Пушкина первым русским национальным поэтом. В «Арабесках» напечатали и первые петербургские повести Гоголя: «Портрет», «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект». В сборнике также были статьи на историческую тематику: «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и другие.

Через месяц после сборника «Арабески» у Гоголя вышла еще одна книга — «Миргород». Это было продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: писатель использовал элементы украинского фольклора, а само действие происходило в Запорожье. В «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Во время работы над произведениями Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637–1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха.

Весь тираж сборников «Арабески» и «Миргород» быстро раскупили. Критик Виссарион Белинский писал: «Его талант не упадает, но постепенно возвышается. <…> Новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика»</…>.

В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов. Спустя несколько месяцев Гоголь уже читал поэту первые главы произведения. Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Однако вскоре Гоголь забросил работу над романом.

Выбранные места из переписки с друзьями (1845)

Эта работа, написанная назидательно-проповедническим стилем, вызвала бурю в кругах критиков. Во всех литературных кругах шли споры и зачитывались отрывки из этой книги.

Страсти были нешуточные. Виссарион Григорьевич Белинский написал критический отзыв в виде открытого письма. Но письмо запретили к печати, и его стали распространять рукописями. Именно за распространения этого письма к смертной казни был приговорён Фёдор Михайлович Достоевский. Правда, «смертной казни расстрелянием» не случилось, приговор был смягчён на наказания в виде каторжных работ.

Гоголь же выпады против книги объяснял своей ошибкой, считая, что выбранный назидательный тон всё испортил. Да и те места, которые изначально не пропустила цензура, окончательно погубили изложенный материал.

Всё творчество Николая Васильевича Гоголя — это страницы изумительной красоты русского слова, когда читая радуешься и гордишься тем, что можешь говорить и думать на том же языке.

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Мертвые души» и многих других.

Николай Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детство прошло в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли.

Окончив гимназию в 1828 году, писатель отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Но первые литературные пробы оказались неудачными.

В 1830 в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» печатается глава из исторического романа «Гетьман». Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ».

Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 32), повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы». В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и «Арабески» (на темы петербургской жизни). В 1835 был написан «Ревизор» и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». 21 февраля утром Гоголь умер в своей квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был погребен на кладбище Данилова монастыря в Москве. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Литература

  1. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.
  2. Аристов Н. Я. Историческое значение сочинений Гоголя // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб. 1883. 
  3. Мандельштам И. О характере гоголевского стиля. — Гельсингфорс, 1902.
  4. Мережковский Д. С. Гоголь и чёрт. — М.: 1906.
  5. Овсянико-Куликовский Д. Н. Гоголь. Изд. 4-е, доп. — СПб.: 1912.
  6. Венгеров С. А. Писатель-гражданин Гоголь. — Собрание сочинений, т.2. — СПб.: 1913.
  7. Чудаков Г. И. Об отношении творчества Гоголя к западно-европейским литераторам. — Киев, 1908.
  8. Шамбинаго С. К. Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь). — М.: 1911.
  9. Котляревский Н. А. Н. В. Гоголь. 1829—1842. — 4-е изд. — Пг.: 1915.
  10. Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. — Пг.: 1923.
  11. Белый А. Мастерство Гоголя. — М.-Л., 1934.
  12. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и «натуральная» школа. Этюды о стиле Гоголя // Избранные труды. Поэтика русской литературы. Отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. — М.: 1976.
  13. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя, 1959.
  14. Лунин Б. В. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. — М.: Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экз.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

  • Колдун — первая попытка Гоголя изобразить Антихриста. Он собирает в себе все отрицательные черты. Что-то подозрительное и настораживающее присутствует в его образе изначально: он внезапно возвращается к дочери спустя двадцать лет отсутствия, живёт в доме Катерины и её мужа, не имея своего жилья, а бродяжничество — один из атрибутов демонизма. Он курит заморскую люльку, не ест галушек и свинины, не пьёт мёду, что окончательно убеждает пана Данилу в том, что он не верует во Христа. В образе колдуна он предстаёт с наклонившимся на сторону носом, зелёными (вместо карих) глазами, засиневшими губами, заострённым подбородком, торчащим клыком и горбом.
  • Пан Данило Бурульбаш — смелый и отчаянный казак. Очень любит своих жену и сына, хотя с женой строг, но справедлив. Забота о маленьком сыне, который должен будет продолжить славный казацкий род, заставляет его идти на уступки и даже останавливает от продолжения схватки с тестем после ссоры. С врагами жесток и безжалостен, в битве бесстрашен и непобедим. Своё бесстрашие он также демонстрирует и при столкновении с нечистой силой. Он стоит за свои идеалы и готов казнить даже жену, если она пойдёт против них.
  • Катерина — молодая красивая женщина с белым лицом, чёрными бровями, на свадьбе появляется в нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку и сапогах с серебряными подковами. Год назад стала матерью и всеми силами заботится о своём годовалом сыне Иване, желая вырастить из него настоящего казака. Также она очень любит своего мужа. Она верная, преданная, спокойная и кроткая — идеальная жена. Никогда не пойдёт на «богопротивное дело» и не совершит измену. Но её личная проблема заключается в сострадании и жалости. Она жалеет своего отца, выпустив его из неволи. После пережитой двойной трагедии она сходит с ума, но именно безумие делает её более чувствительной, позволяя распознать хитрый план колдуна. Она — самый трагический образ в повести, её душа до конца остаётся чистой и безгрешной, и даже освобождение колдуна нельзя считать плохим поступком, ведь она искренне поверила ему.

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.

Влияние Гоголя на развитие мистической литературы России

Одной из особенностей Гоголя как мистика является его способность создавать образы и ситуации, которые вносят элементы загадочности и таинственности в его произведения. Работы Гоголя часто основаны на противоречиях, где реальное и мистическое переплетаются, а граница между ними размыта. Это величие и таинственность героев Гоголя, их сложная душевная жизнь стали образцом для последующих авторов мистической литературы России.

Одним из самых знаменитых произведений, где прослеживается влияние Гоголя, является «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Гениальный роман Булгакова, содержащий элементы мистики и фантастики, напрямую связан с мировоззрением Гоголя. В «Мастере и Маргарите» встречаются темы потустороннего, дьявола и других мистических элементов, которые также присутствуют в работах Гоголя.

Влияние Гоголя на мистическую литературу России не ограничивается только «Мастером и Маргаритой». Множество авторов, включая Федора Достоевского, Александра Блока и Бориса Акунина, находили в творчестве Гоголя вдохновение и внедряли мистические элементы в свои произведения.

Гоголь заложил основу для развития мистической литературы России, и его влияние до сих пор ощущается. Его работы не только поражают воображение и погружают читателей в таинственный мир, но и вносят новые идеи и подходы к пониманию мистики. Он стал одним из столпов русской литературы и вдохновил множество поколений писателей на создание мистических произведений.

Гоголь и психологическое измерение мистицизма

Гоголь был известен своей способностью проникать в глубины человеческой души и исследовать тайные механизмы ее работы. Его мистические образы и события возвышаются над реальностью, погружая читателя в другой, параллельный мир.

Одной из наиболее ярких черт творчества Гоголя является его способность к созданию сильных психологических образов. Он исследует темные и запретные уголки нашей души, показывая, что мистика – это не только явления сверхъестественного, но и состояния человеческой психики.

Произведения Николая Гоголя, такие как «Вий», «Шинель», «Мертвые души» и другие, наполнены необычайными и загадочными персонажами, какими могли быть лишь рожденные из глазного яблока. Они живут в своем мире, где реальность и мистика переплетаются, а логика и магия существуют рядом.

Гоголь воссоздает атмосферу таинственности в своих произведениях, создает мистический мир, где возможно все – от воскрешения мертвых до столкновения с невидимыми духами. Эти образы не только пугают и волнуют, но и заставляют задуматься о глубине нашей собственной сути.

Гоголь также часто обращается к вопросам сознания и подсознания, исследует границы человеческого разума. Он раскрывает сложность и духовные конфликты героев, их страсти, желания, страхи и сомнения. Проникая в глубину психики своих персонажей, Гоголь сотрясает основы обыденного восприятия и знакомого мира.

Мистицизм в произведениях Гоголя становится неотъемлемой частью его художественного языка, влияющего на нашу собственную психологию. Читая его произведения, мы начинаем сомневаться в границах реальности и фантазии, ищем тайные значимости и символы, проникаем в мир чувств и переживаний.

Гоголь – это автор, который смог объединить мистицизм и психологическую глубину, показав нам, что эти два аспекта неразрывно связаны друг с другом. Его произведения остаются загадкой и вызывают интерес и изучение век за веком, помогая нам разгадать некоторые тайны нашего собственного существования.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

Оценка роли повести в творчестве автора

Одной из ключевых задач при анализе произведения является оценка роли повести в творчестве автора. В случае с повестью «Страшная месть» Н.В. Гоголя, она играет важную роль в формировании образа главного героя и раскрытии темы мести. Гоголь использует повествование в первом лице, что позволяет читателю более глубоко погрузиться в мир персонажа и понять его мотивы. Кроме того, автор использует различные приемы повествования, такие как монологи, диалоги и описания, чтобы создать более полную картину происходящего. В целом, повесть «Страшная месть» является важным произведением в творчестве Гоголя и демонстрирует его мастерство в использовании различных литературных приемов.

За что читатели любят Н. В. Гоголя?

ЗА ЧТО ЧИТАТЕЛИ ЛЮБЯТ Н.В.ГОГОЛЯ?

Опрос показал, что произведения классика и в 21 веке востребованы. На вопрос: интересно ли, на ваш взгляд, творчество Гоголя сегодня, 147 респондентов ответили, что не только читают его книги, но и перечитывают. Правда, среди молодежи этот показатель несколько ниже –– 61%. Не читают книги писателя лишь 10 опрошенных (6%), не определили свое отношение к литературному наследию Н.В.Гоголя 13 человек (8%). Обе эти группы относятся к молодежи. По мнению специалиста библиотеки Елены Александровны Шуршиковой не восприятие творчества великого классика обусловлено психологическими причинами, то есть юношеским максимализмом и свойственным молодым отрицанием признанных всеми авторитетов. К тому же у молодежи существуют современные кумиры, тогда как не только Гоголь, но и другие классики ими воспринимаются как устаревшие, не отвечающие их идеалам и вкусам. Каким же произведениям писателя отдают предпочтения опрошенные? Поэму «Мертвые души» назвали любимой книгой –– 112 человек (66%). «Вечера на хуторе близ Диканьки» –– 93 (55%). Особой популярностью пользуется из этого сборника «Ночь перед Рождеством» –– 41 (24%), «Майская ночь или Утопленница» –– 35 (21%), «Сорочинская ярморка» –– 13 (13%) Третье место поделили между собой «Вий», который читают 84 человека и 83 –– «Ревизор» –– по 49 % Повесть «Тарас Бульба» предпочитают –– 68 (40%), повесть «Нос» –– 24 (14%) Кроме перечисленных произведений Николая Васильевича Гоголя, в числе призеров и повесть «Шинель» –– её читали 20 респондентов (12%). А сборник «Петербургские повести» –– 7 (4%). Повести «Портрет», «Невский проспект», входящие в этот же сборник, несколько человек назвали не просто прочитанными, а любимыми, которые время от времени перечитывают, в чем признается и автор этих строк. Три человека знакомы с «Выбранными местами из переписки с друзьями», являющимися последней книгой писателя… На третий вопрос, какая книга Н.В.Гоголя вам особенно близка и почему, для многих опрошенных, как оказалось, интересны все книги писателя, в них они находят много поучительного. Но были и противоположные ответы: «Ни одну из книг Гоголя не могут назвать любимой: одни вообще не читали, другие читали, но не поняли, то есть творчество великого писателя им не нравится. Возможно, именно эти читатели помнят Гоголя со школьной скамьи и потому больше не раскрывали его книги. Однако 36 человек назвали «Мертвые души» не просто любимой, а одним из величайших произведений мировой литературы. Поэма Гоголя раскрывает русский национальный характер, выведенные типы можно встретить и сегодня. В этом и состоит злободневность творчества писателя, которое за десятилетия после его смерти не утратило своей актуальности. Выведенные им мастерски типические черты свойственны и современным политикам и чиновникам с их пороками и недостатками. «Вечера на хуторе близ Диканьки» отстают от «Мёртвых душ» на три голоса –– 33 человека (19%), сборник рассказов нравится за мистические, а то и сказочные сюжеты, быт традиции, украинский колорит, яркость образов, юмор, выразительный язык писателя. Этими же достоинствами, то есть своей мистичностью, фантастикой, привлекает «Вий» –– 22 читателей (13%) из числа молодёжи. На четвертом месте среди любимых книг Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Ревизор» –– 19 (11%). Повесть нравится за то, что воспитывает понятие чести, патриотизма и внушает презрение к предательству. Не может оставлять равнодушным то, как автор с размахом описывает жизнь казаков, героизм народа в исторических реалиях далеких времен. А вот герой гоголевской пьесы Хлестаков настолько типичен, что его черты находят в себе многие читатели. Хлестаков при всех своих порочных наклонностях помогает бороться с недостатками и улучшает взаимоотношения людей. А пятерку любимых произведений завершает «Ночь перед рождеством». Этот рассказ для 12 читателей (7%) дарит сказочные ощущения, которых нет в сегодняшней действительности. На четвертый вопрос, в чем вы видите художественное своеобразие произведений Гоголя, 62 респондента опрошенных однозначно не смогли ответить, в чем же неповторимость творчества классика. Правда, 14% из них сомневаются, что Гоголь сегодня современен, и примерно столько же не дали никакого определения творчества писателя. Однако абсолютное большинство показали своё глубокое понимание его творчества, назвав Николая Васильевича одним из тех авторов, чьи произведения могут объединять славянские народы.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: