Оценка и интерпретация результатов
В процессе оценки выполнения теста следует учитывать врабатываемость ребёнка, сосредоточенность и самостоятельность выполнения заданий, а также понимание и оценку ситуации, изображённой на картинке, и последовательность описания объектов.
За работу малышу выставляются баллы:
- 10 — испытуемый отметил не менее 7 нелепиц, успел прокомментировать каждую и рассказал, как должно быть на самом деле;
- 8–9 — тестируемым были замечены ошибки, но 1–3 не были объяснены до конца, а предположения о том, как следовало бы нарисовать правильно, отсутствовали;
- 6–7 — ребёнок отметил нелепицы, но 3–4 из них не успел объяснить до конца или успел, но не сумел предложить верный вариант сюжета;
- 4–5 — испытуемым определены логические нарушения, 5–7 из них прокомментированы, но исправлены не были;
- 2–3 — ребёнок не успел заметить больше 4 ошибок и не объяснил ни одну из них.
- 0–1 — тестируемым обнаружено меньше 4 нелепиц.
На основе обработки результатов теста взрослый делает вывод об уровне развития исследуемых качеств у ребёнка:
- 10 баллов — очень высокий;
- 8–9 — высокий;
- 4–7 — средний;
- 2–3 — низкий;
- 0–1 — очень низкий.
При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания
Для этого можно использовать таблицы Шульте, подробнее о которых можно почитать в статье «Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте» или стимульный материал к тесту Тулуз-Пьерона (о работе с ним можно узнать из текста «Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона»). При очень низких показателях подбор методики исправления должен проводиться детским психологом с учётом уровня развития других качеств испытуемого
Методика «Нелепицы» помогает легко и быстро диагностировать нарушения образно-логического мышления ребёнка. Данные, полученные в результате тестирования, позволяют выстроить адекватную коррекционную работу, способствующую правильному развитию всех сфер личности.
Развитие критического мышления
Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.
Пока речь идет о малышах, достаточно научить ребенка сомневаться на примере таких простых заданий как «Найди ошибки художника». А что делать взрослым?
Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Ставьте под сомнения тезисы и аргументы, проверяйте ссылки на исследования и компетентность экспертов. Научитесь работать с инструментами критического мышления:
- пользоваться методиками проверки информации;
- учитывать когнитивные искажения;
- не попадаться на ошибки аргументации;
- выходить из информационных пузырей.
Что такое рисунки-перевертыши
Оптические иллюзии бывают самые разнообразные, к одной из их групп относятся картинки перевертыши. Другое их название листовертни. Эти забавные картинки знамениты тем, что от направления взгляда зависит характер воспринимаемого изображения. Как правило, 1 рисунок содержит в себе пару образов, и каждый из рассматривающих может видеть иное. Смотря с определенного ракурса на картинку, человек воспринимает конкретный образ, но если повернуть изображение, то можно увидеть совершенно иной, перевернутый рисунок. Обычно листовертни вращаются на 180°, редко — на 90°. В старину подобные картинки были очень популярны, размещались они на монетах и спичечных коробках.
Одни из самых известных перевертышей — молодая медсестра и старушка, лошадь и лягушка, но существует множество других. Так называемый обман зрения не позволяет многим сразу воспринять все образы, сконцентрированные в рисунке. К подобным картинкам относятся и нелепицы, когда изображается заведомо невозможная ситуация, к примеру, волки на кобыле, львы в автомобиле. Для детей в дошкольный период это очень смешно, поскольку они понимают, что так не бывает.
Картинки-перевертыши — доступный метод развития внимания, умения видеть все детали, воспринимать изображение целостно, мыслить широко, а не шаблонно. Подобный зрительный тренажер развивает такие свойства внимания, как переключаемость, концентрация, устойчивость, а также пространственное мышление.
Из бабушки в девушку
Рассмотрим пример подобной картинки. Верите ли вы, что буквально на наших глазах старая бабушка может вновь превратиться в красивую и молодую девушку?
Какой такой секретный эликсир молодости необходимо применить для того, чтобы повернуть время вспять?
На самом деле, нам будут абсолютно не нужны какие-либо волшебные средства. Достаточно будет просто перевернуть картинку таким образом, чтобы ее верхняя часть стала нижней.
Мгновенно черты старушки с грустным выражением лица превратят в черты лица девушки, взирающей нас вас с надменным видом. Разве это не чудеса?
При желании вы можете вернуть картинку в первоначальное положение. А затем повторить этот эксперимент, и в данном случае количество попыток проведения таких волшебных трансформаций будет у вас совершенно ничем не ограничено.
Коллекции перевертышей собраны не только в галерее изображений на специальных сайтах, но и в рамках различных видеообзоров. Рассматривая их, вы сможете посмотреть и внимательно изучить основные варианты подобных изображений.
Возможности перевертышей расширяют наши представления о мире. С их помощью можно начать думать о схожих чертах таких объектов, которые на первый взгляд не имеют совершенно ничего общего.
Обработка и интерпретация результатов
Важно не только оценить правильность выводов ребёнка, но и обратить внимание на его манеру объяснять
Начиная анализировать результаты выполнения теста ребёнком, необходимо принять во внимание такие критерии:
- правильность нахождения нелепых предметов и явлений;
- степень понимания нелогичности того, что нарисовано;
- стратегия анализирования картинки;
- присутствие юмора в процессе работы с изображением.
Результаты деятельности тестируемого оцениваются по десятибалльной шкале, причём выше четырёх баллов и сама четвёрка ставится лишь в том случае, когда ребёнок за отведённые три минуты полностью выполнил первую часть инструкции. Это значит, что испытуемый определил все семь нелепиц, но не успел назвать или предложить правильные варианты того, как должно быть.
Баллы выставляются следующим образом:
- 10 — в отведённый временной период (180 секунд) ребёнок не только успевает заметить все семь нелепостей, но и даёт толковое объяснение этим моментам и рассказывает, какой правильный вариант должен быть изображён на картинке;
- 8–9 — количество замеченных несуразностей также максимальное, но тестируемый не может объяснить характер одного, двух или трёх неправильных предметов или явлений или описать, как должно быть при верном раскладе;
- 6–7 — схема оценивания аналогична описанной в предыдущем пункте, но в этом случае отсутствуют объяснения и описания уже трёх или четырёх нелепиц;
- 4–5 — все несуразности найдены, но ребёнок не может аргументировать своё мнение и описать, какой вариант был бы верен;
- 2–3 — испытуемому оказалось не по силам найти больше четырёх или пяти нелогичных моментов, за отведённое время он не успевает назвать всё, до объяснений дело не доходит вообще;
- 0–1 — за контрольные три минуты испытуемый смог увидеть меньше четырёх нелепиц.
По итогам выставления баллов определяется и уровень развития. Очень высокому соответствуют 10 пунктов, высокий характеризуется 8–9 баллами, о среднем уровне можно говорить, если показатели в пределах 4–7 пунктов, 2–3 балла — низкий уровень, 0–1 — очень низкий.
Используя методику «Нелепицы», можно дать оценку образно-логического мышления испытуемого. Этот тест позволяет определить готовность малыша к школе, а также скорректировать работу с уже обучающимся ребёнком, если во время диагностики он показал не самый лучший результат.
Волшебные картинки
Какие бывают интересные рисунки, трансформирующие свое изображение в зависимости от положения? Здесь существует огромное множество самых различных вариантов.
Одним из знаменитых курьезов является картинка-перевертыш про неудачливого рыбака. В прямом положении кажется, что ему достался удачный улов — большой кит, который чуть было не опрокинул его маленькую лодку.
Однако если перевернуть данное изображение, мы увидим, что рыбака держит в своем клюве огромная птица. И становится даже страшно за его судьбу. Очень интересные и необычные метаморфозы.
На другой картинке мы видим, как шевелюра на голове при переворачивании превращается в бороду, а волосатый человек превращается в лысого. При этом в любой момент вы сможете вернуть человечку волосяной покров на его макушку, просто перевернув картинку в обратном направлении.
На самом деле, такие интересные изображения не являются исключительно современным изобретением. Можно сказать, что такая техника развивалась параллельно с основной историей изобразительного искусства.
Так, еще в 16 веке появилось художественное изображение с фруктами и человеком, который одинаково хорошо воспринимается вне зависимости от того, в прямом или обратном положении вы держите перед собой эту картину.
Автором этого знаменитого произведения искусства выступил Джузеппе Арчимбольдо. С одной стороны, это фруктовый натюрморт, а с другой — человек, торгующий ими.
Существует целая серия подобных художественных произведений, на каждом из которых мы видим различные фрукты, но суть их превращения в человека остается неизменной.
В Испании в 1860-1870 годах на спичечных коробках делались рисунки, в которых происходили забавные метаморфозы:
- гусар превращался в лошадь;
- драгун в слона;
- казак в осла.
Рекс Уистлер — английский художник, который являлся автором целой серии работ. выполненных в таком стиле. На его смешных рисунках король превращается в судью, а полицейский в солдата.
В нашей стране также существуют богатые традиции творчества в подобном стиле. 1813 годом датируется известная работа Ивана Теребенева. На его гравюре французский император Наполеон, проигравший в войне 1812 года, превращается в старушку в капоре, в которой воплотился образ его матери, вынужденной пережить кратковременное возвышение и стремительное падение своего сына.
В настоящее время также существует множество профессиональных художников, использующих в своем творчестве технику перевернутых изображений. А есть среди них даже те, кто специализируются на данном направлении искусства.
Одним из известных мастеров, работающих в данном жанре, является Владимир Дубинин. По запросу «перевертыши» вы легко найждете его персональный сайт.
На этом интернет-ресурсе собрано огромное количество авторских работ этого художника. Всех их очень интересно и забавно рассматривать, независимо от того, как вы держите перед собой картинку: в прямом или обратном положении.
Самые интересные и знаменитые его образы:
- Ворона и лисица;
- Король и палач;
- Друзья Робинзона.
Однако перечисленными наименованиями далеко не ограничиваются работы этого художника. С остальными вы сможете ознакомиться в любое удобное для вас время на сайте художника.
Автор методики «Нелепицы» и её цели
«Нелепицы» – это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
Вот такое изображение предлагается ребёнку для рассмотрения и объяснения логических несостыковок
В качестве целей Немов выдвинул следующие:
- определение начальных образных представлений испытуемого;
- мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
- оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.
Методика предполагает проведение двух тестов: в начале и в конце года. Так экспериментатору удастся проследить динамику развития качеств образно-логического мышления ребёнка.
Стихотворные нелепицы
Иллюзии иного характера — словесные — заключены в стихотворных нелепицах. Название стихи-перевертыши придумал известный детский писатель К. Чуковский. Не менее знаменита и его «Путаница», где все перевернуто с ног на голову. Или «Тараканище», который своими огромными размерами и усами нагнал страху на всех зверей. В таких стишках комарище сидит на дубище, коровы летают, а компот варят из лещей и т. п.
Как известно, дети любят играть, придумывать, фантазировать, так они познают мир, а для игры необходима иллюзия. Игра в стихи-перевертыши позволяет перемещать слова, как заблагорассудится. Хотя на первый взгляд кажется, что такие стихи лишены смысла, на самом деле они подчиняются ряду правил. Так, маленькое заменяется большим, холодное — горячим, несъедобное становится съедобным и т. п.
С помощью подобных нелепиц ребенок составляет для себя подлинное понимание действительности, что возможно, а что нет. В сети представлено множество таких стишков, можно найти уже готовые, а можно сочинить свои. Самый простой способ — взять известное стихотворение и заменить антонимами практически каждое слово. Получится достойная альтернатива.
Автор методики «Нелепицы» и её цели
«Нелепицы» – это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
Вот такое изображение предлагается ребёнку для рассмотрения и объяснения логических несостыковок
В качестве целей Немов выдвинул следующие:
- определение начальных образных представлений испытуемого;
- мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
- оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.
Методика предполагает проведение двух тестов: в начале и в конце года. Так экспериментатору удастся проследить динамику развития качеств образно-логического мышления ребёнка.
Настольная игра «Что перепутал художник?» для речевого и интеллектуального развития детей
Дидактическая игра «Что перепутал художник» — красочное, привлекательное средство расширения познавательного интереса у дошкольников, ознакомления с окружающим миром. Через иллюстративный материал дети расширяют кругозор, учатся излагать мысли, высказываться, размышлять, доказывать мнение. Игра предназначена для дошкольников 4–6 лет и младших школьников.
Цель игры «Что перепутал художник»
Цель — обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
Задачи:
- усиление речевой активности;
- развитие логического мышления, концентрации внимания;
- воспитание инициативности и открытости, избавление от стеснительности, замкнутости;
- обогащение индивидуального словаря;
- развитие речевых навыков;
- расширение творческих способностей, развитие воображения.
Игра «Что перепутал художник» для дошкольников
Для занятий необходимо распечатать и ламинировать картинки, в сюжетах и образах которых допущены логические ошибки. Нарисованные объекты должны быть знакомы дошкольникам, чтобы у тех не возникло сложностей с выявлением ошибок. Если есть возможность представить иллюстративный материал в виде презентации, то можно оформить картинки в виде слайдов.
Дети внимательно рассматривают изображения, называют нарисованные объекты, находят то, что изображено неправильно. Указав на неправильный объект, развернуто объясняют, в чем ошибся художник, аргументируют собственное мнение
Важно объяснить детям, что нельзя выкрикивать с места, перебивать друг друга. Нашедший ошибку ребенок поднимает руку, высказывает свое мнение, остальные слушают его
Если игрок отвечает правильно, то получает фишку. Если нет, право высказать мнение предоставляется другому ребенку, поднявшему руку после первого. Побеждает в игре тот, кто наберет наибольшее количество фишек.
Завершается занятие педагогической оценкой. Педагог хвалит воспитанников за хорошую работу, благодарит за корректное поведение.
Автор методики «Нелепицы» и её цели
С небылицами сталкиваются дети разного возраста, малыши очень любят стихи и сказки с алогичностями, некоторые ребята и сами не прочь сочинять таковые. Но есть ещё одна сфера, где небылицы нашли своё применение — психологическое тестирование по методике Роберта Семёновича Немова «Нелепицы», предполагающее поиск испытуемым ошибок на предложенном изображении. По мнению автора, этот способ диагностики полезен для работы с дошкольниками и младшими школьниками и помогает проанализировать следующие особенности познавательной деятельности:
- насколько правильно сложились представления ребёнка об окружающем мире;
- как тестируемый прослеживает отношения между растениями, животными, людьми, другими предметами и явлениями, представленными на рисунке;
- умеет ли ребёнок рассуждать логически;
- насколько хорошо испытуемый владеет грамматическими категориями при выражении своей мысли.
Слайд 3 Лжезагадки: Лжезагадки можно использовать у детей для развития аналитического мышления.
Каждая загадка имеет ярко выраженную принадлежность к какой-либо теме работы
по ознакомлению с окружающим, по экологии. Необходимо связно, логично аргументировать свой ответ:Например.Кто быстрее долетит до цветка- бабочка или гусеница?Ответы:Конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;Неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше.Одновременно, если гусеница летит на бабочке. Ответы на лжезагадки принимаются и реальные и сказочные. По каждой отгаданной загадке составьте рассказ или сказку.
рассказ или сказку.
Мир перевертышей
А вы знаете, что такое перевертыши? Это такие картинки, которые при переворачивании меняют суть, при этом оставаясь полноценной картинкой.
Может быть, поменяется весь объект целиком: например, вы можете наблюдать трансформацию лягушки в лошадь. А возможно, что поменяется только выражение лица, а сам объект останется неизменным.
Оптические иллюзии любят и взрослые, и дети. У первой категории очень популярны анаморфозы, представляющие собой экстремальные раскраски. Детям больше нравится рассматривать забавные картинки.
Если думать о таких картинках, то на ум могут приходить различные примеры, где бы мы могли их встречать. И это совсем не обязательно произведения изобразительного искусства, чем-то напоминающие комиксы.
Вполне возможно ,что вы встречаетесь с такими рисунками чаще, чем вы думаете. Например, изображения на игральных картах являются своеобразными перевертышами. Если их перевернуть, вы все равно увидите изображение, имеющее определенный смысл.
Правда, на игральных картах при переворачивании их вверх и вниз вы видите одно и то же изображение. При переворачивании никакой динамики и изменений не наблюдается.
Согласитесь, что гораздо сложнее проработать изображение таким образом, чтобы при переворачивании оно сохраняло смысл, но при этом сама суть картинки менялась. Остается поразиться творческим способностям художников, которые способны думать одновременно в двух ракурсах.
Гораздо интереснее, когда при создании рисунков соблюдены реальные пропорции, позволяющие воспринимать каждый из вариантов такого двойного изображение как полноценное произведение искусства.
Приложение
Я хочу показать вам рассказ, который сочинила моя дочь много-много лет назад. Она училась в первом классе. Ей повезло. У неё были замечательные воспитатели в детском саду, она училась в замечательной школе, а её первая учительница, Капылова Елена Вячеславовна, не жалея сил, старалась сделать из каждого ребёнка творческую личность. С первого класса все дети, под руководством учителя, писали стихи, сочиняли загадки, играли в слова, писали сочинения на заданные темы. Сегодня моя дочь – это взрослая девушка, которая выбрала творческий жизненный путь, связанный с рисунками, анимацией и дизайном.
Невероятные приключения Оксаны, Наташи, кошки Маши и вороны Даши.
Эта история произошла со мной и моей подружкой прошлым летом. Однажды, в жаркий и знойный день мы решили устроить пикник на полянке, в тени зелёных деревьев. Мы нашли поляну, на которой росло много красивых полевых цветочков. Она нам очень понравилась. Мы стали собирать цветы, чтобы сплести из них веночки на голову. С собой мы взяли мою кошку Машу. Она очень заинтересовалась беленьким цветочком и не отрываясь смотрела на него. Мне стало любопытно, я подошла и хотела сорвать цветочек, но вдруг внутри увидела три маленьких зелёненьких глазика. Лепестки цветочка потянулись ко мне, и он сказал: «Не рви меня, девочка, я могу исполнить твои три желания». Не успела я вымолвить и слова, а только подумала, как появилась маленькая фея Динь-Динь из сказки про Питера Пена. Фея кружилась вокруг меня и осыпала волшебной пыльцой. Вдруг я медленно стала подниматься вверх. Я успела схватить за руку Наташу, а Наташа Машу, а Маша корзинку с едой. Так мы долетели до облаков.
Мы сели, свесив ножки, на голубенькое, мягонькое, воздушное облачко. Пока мы смотрели вниз на землю, наша Маша уже начала обед и успела съесть целую связку сосисок, две курицы, три палки докторской колбасы, два окорока, салат, четыре упаковки «Вискаса», пакет молока, килограмм шоколадных конфет, большой торт с кремом, два банана и шесть апельсинов. А нам остались только два «Чупа-чупса» (и то уже облизанных Машей) и одно яйцо. Когда мы хотели съесть это яйцо, оно вдруг завертелось, закружилось и разломилось на две части. На дне корзины сидела красненькая ворона. Мы накормили её «Чупа-чупсами» и назвали Дашей. Ох, и здорово же было на облаке!
Мы решили устроить соревнования по бегу по облакам с прыжками. Мы бегали туда-сюда с Наташей и Машей. А Даша осталась в корзине. Когда я прыгнула за Дашей, то вдруг провалилась в дырку, которая образовалась почему-то в облаке. За мной полетела Наташа, а следом за ней Маша и Даша. Сразу же исполнилось второе желание. У меня раскрылся парашют.
Я поймала Наташу, а Даша успела схватить Машу. Так мы благополучно приземлились прямо в Тихий океан. Мы мирно покачивались на голубых волнах океана. И вдруг увидели, что на нас несётся акула с разинутой зубастой пастью. Только я хотела загадать третье желание, как вдруг Маша сказала: «Кто выключил свет?» Мы уже ничему не удивлялись. Как же нам увидеть солнце? Тогда Маша встала на Дашу, я на Машу, Наташа на меня. Но солнца мы не увидели.
Вдруг ни с того ни с сего мы попали на водный фонтан. Когда осмотрелись, то увидели, что сидим у кита на спине. Тогда-то мы поняли, что совсем недавно находились внутри акулы. Но она выплюнула нас, потому, что ей было щекотно от Наташиных кудрявых волос на голове. Ведь она упиралась головой прямо в нёбо акулы и в поисках света вертела головой. Это и спасло нас.
Третьим желанием было – поскорее попасть домой. Кит пересадил нас на подводную лодку Капитана Немо, потом на машину Рона Уизли, где Гарри Поттер уступил нам свою метлу «Молнию». На ней мы долетели до восточного экспресса, на одном из перронов нас встретила лошадь Спирит, которая довезла нас до такси, на котором мы благополучно доехали до дома.
Вот это было приключение!
Проведение диагностики мышления дошкольников и младших школьников
Изображения такого типа предлагаются ребёнку для поиска нелепиц
Обследовать по методике «Нелепицы» можно детей с четырёх лет. Тестирование проводится индивидуально, порядок его организации следующий:
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинку с нелепыми предметами и явлениями, изображёнными на ней (например, кошка, свившая гнездо на дереве; гусь, привязанный цепью к собачьей будке, и так далее).
- При рассматривании картинок дошкольник (или младший школьник) получает такую инструкцию: «Внимательно изучи изображённое на рисунке и определи, всё ли правильно здесь нарисовано. Если, по твоему мнению, что-то неправильно, то расскажи, что неверно на картинке, и объясни, почему ты так считаешь. Потом опиши, как должно быть на самом деле».
Последовательность выполнения теста ребёнком должна точно соответствовать рекомендациям: сначала найти то, что представлено неправильно, а потом рассказать, какое изображение было бы верным.
Ребёнку отводится всего три минуты на поиск неточностей на картинке, их объяснение и исправление. Чем больше тестируемый найдёт нелепостей, тем лучше. Для получения наивысших баллов за выполнение задания испытуемому нужно найти семь ошибок в изображении.
Слайд 15«Составь рассказ» Цель:
объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу
понятия. Самостоятельно подобрать 3 далёких понятия и объединить их в рассказе.Пример: Каша -листья -рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку назасыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.Пример: похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.Лодка — карандаш — муравейник Лес — парта — бегемот Кран — торшер — облако Часы — плита — море Попугай — ветер — пила Шишка — помидор — дождь Весы — дом — берег Дерево — гвоздь — озеро Собака — грузовик — тетрадь Портфель — прыгалка — ёлка .
www.themegallery.com
Слайд 13 «Подбери антонимы» Цель: подобрать слово противоположного
значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а,
в котором будут объединены оба антонима. Пример: во дворе на котёнка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.Легко ______________Темно _____________ Встречать ___________________ Толстый _______________________ Гладкий __________________________ Добрый __________________________ Искать _____________________________ Брать ________________________________ Весёлый ________________________________ Быстро ________________________________ Длинный _________________________________ Молодой ________________________________ Молчать _____________________________ Помнить ______________________________
www.themegallery.com
Слайд 9«Что не подходит»Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно,
отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Пример: книга
— альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть рассказ, а альбом и тетрадь рассказа не содержат, это просто скрепленная бумага.
Слива, яблоко, персик ____________________________ Брюки, шорты, юбка ____________________________ Стол, полка, стул ____________________________ Кофта, свитер, рубашка _______________________ Коза, свинья, корова ___________________________ Картошка, морковь, огурец ____________________ Ёлка, береза, сосна _____________________________ Трамвай, электричка, троллейбус _________________ Сковородка, чашка, кастрюля _______________________ Петух, гусь, воробей _________________________________ Корова, лошадь, лев _______________________
Ночник, торшер, свеча ________________________ Глаза, нос, брови _____________________________ Простыня, пододеяльник, наволочка _________________
Порядок проведения диагностики мышления дошкольников и младших школьников
Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, начиная с возраста 4 лет. Приём «Нелепицы» подразумевает индивидуальную работу с ребёнком, разделённую на два этапа, перед началом каждого испытуемому озвучивается инструкция, соответствующая той или иной части тестирования.
Инструкция первого уровня:
- Педагог (психолог) предлагает малышу посмотреть на картинку в течение 3 минут.
- Далее испытуемый должен рассказать, что (по его мнению) на изображении находится не на своём месте.
Инструкция второго уровня:
- Взрослый просит ребёнка аргументировать, почему объект нарисован неправильно.
- Тестируемому необходимо объяснить, как должно быть на самом деле.
Если малыш испытывает затруднения, то экспериментатор должен оказать ему поддержку необходимого характера:
- Стимулирующую. Взрослый может подбодрить ребёнка, помочь сформулировать начало ответа и преодолеть неуверенность. С этой целью педагогу (или психологу) нужно задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Тебе понравилась картинка?», «Чем именно?», «Молодец, у тебя всё получается» и так далее.
- Направляющую. Если побуждающих реплик недостаточно, то взрослому необходимо перейти к прямым вопросам, например: «Что смешного в этой картинке?».
-
Обучающую. Для её реализации нужно выбрать какой-то фрагмент изображения и вместе с малышом выявить его нелепость: «Что здесь нарисовано? А разве такое возможно в жизни? Ещё что-то необычное видишь?».