Урок русского языка «наблюдение за словоизменением имен существительных»; 4 класс

Презентация на тему "имя существительное - обобщение" 4 класс

Методические рекомендации

Подготовка к уроку

Изучите план урока, подготовьте все необходимые материалы и ресурсы (учебники, дополнительные пособия, презентации, аудио- и видеоматериалы) и техническое оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска).

Введение в тему

Начните урок с краткого обсуждения предыдущих занятий и объясните ученикам, какая тема будет изучаться сегодня

Сформулируйте цели и задачи урока, подчеркните важность изучения имен существительных для понимания и использования русского языка

Организационный момент

Убедитесь, что все учащиеся готовы к занятию, обратите внимание на правила поведения и соблюдение дисциплины. Проведите разминку перед уроком, чтобы настроить детей на активное участие в уроке

Актуализация знаний

Проведите повторение пройденного материала, используя различные методы и приемы (устные вопросы, кроссворды, групповые задания). Проверьте уровень понимания имен существительных и их грамматических характеристик.

Изложение материала

Объясните школьникам основные понятия, связанные с темой «Имя существительное», дайте ясные и доступные примеры. Используйте наглядные и интерактивные методы обучения (презентации, видео, демонстрация на доске) для более эффективного усвоения материала.

Практическая работа

Предложите ученикам выполнить разнообразные упражнения на определение рода, числа и падежа имен существительных

Обратите внимание на сложные и проблемные моменты, помогите детям разобраться с ними. Организуйте работу в парах или группах для развития коммуникативных навыков

Творческая работа

Предложите школьникам выполнить творческое задание, связанное с темой «Имя существительное». Это может быть создание мини-проекта, написание рассказа или стихотворения с использованием различных имен существительных, или составление словесных портретов героев на основе их характеристик, выраженных существительными. Такие задания помогут развить творческое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию, а также применять полученные знания на практике.

Рефлексия и подведение итогов

В конце занятия проведите рефлексию с учениками, обсудите, какие задачи удалось выполнить и какие трудности возникли. Выделите моменты, требующие дополнительной работы и подготовки. Поощрите учащихся к самооценке и оценке работы своих товарищей. Подведите итоги урока и обозначьте домашнее задание.

Формативная и суммативная оценка

Оценивайте учеников по ходу урока, отмечая их активность, участие в обсуждениях, правильность выполнения заданий и умение применять полученные знания. В конце занятия проведите суммативную оценку, учитывая все показатели успеваемости учеников.

Дифференциация обучения

Учитывайте различия в уровне знаний и навыков детей, предлагайте адаптированные задания и материалы для работы. Помогайте слабоуспевающим ученикам, создавайте условия для развития инициативы и самостоятельности хорошо успевающих школьникам.

Следуя этим методическим рекомендациям, вы сможете провести успешный и продуктивный урок по теме «Имя существительное» для учеников 4 класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае.

В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Основные цели урока по теме «Несклоняемые имена существительные»: знакомство с несклоняемыми именами существительными наиболее часто встречающимися в речи, с их происхождением и значением, прави.

Тема: «Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных.

Методические рекомендации для учителей начальных классов.

В данной работе были отражены виды приёма «Кластер» вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны.

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • доро­га — дорог и
  • погон — погон ы
  • сло­во — слов а
  • лошадь — лошад и

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • злость (ед. ч.)
  • уми­ле­ние (ед. ч.)
  • день­ги (мн. ч.)
  • кани­ку­лы (мн. ч.)

Видео:Русский язык. 2 класс. Имя существительное как часть речи. Зимние виды спорта /27.01.2021/Скачать

Практическая работа

Выполните с учениками устные упражнения на определение рода, числа и падежа имен существительных.

Упражнение 1: Определение рода имен существительных

Учитель называет слова, а дети должны определить род каждого из имен существительных. Пример:

  1. Мороженое
  2. Солнце
  3. Ручка
  4. Конь
  5. Окно
  6. Мама
  7. Платье
  8. Машина
  9. Телефон
  10. Парк

Упражнение 2: Определение числа имен существительных

Преподаватель называет слова в разных числах, а ученики должны определить, в каком числе стоит каждое из имен существительных. Пример:

  1. Дети
  2. Стол
  3. Цветы
  4. Карандаш
  5. Книги
  6. Учитель
  7. Звезда
  8. Звезды
  9. Яблоко
  10. Яблоки

Упражнение 3: Определение падежа имен существительных

Учитель предлагает ученикам определить падеж имени существительного в предложении. Пример:

  1. Вера дарит бабушке (дательный падеж) цветы.
  2. Ученики смотрят на доску (винительный падеж).
  3. Мы думаем о море (предложный падеж).
  4. Ответы учеников (родительный падеж) порадовали учителя.
  5. Я забыл ключи от квартиры (родительный падеж) дома.
  6. Мама готовит обед для всей семьи (дательный падеж).
  7. Кот лежит на ковре (предложный падеж).
  8. Дети играют с собакой (творительный падеж) во дворе.

Также можно сделать групповые или по рядам задания. Например: нужно распределить имена существительные по группам и записать: 1) название качеств человека; 2) название состояний человека; 3) название промежутков времени; 4) название действий.

Не забываем про зарядку для деток.

ФизминуткаВы, наверное, устали?Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали.Ножками потопали,Ручками похлопали.Покрутились, повертелисьИ за парты все уселись.Глазки крепко закрываем,Дружно до 5 считаем.Открываем, поморгаемИ работать продолжаем.(Ученики повторяют движения за учителем)

Упражнение 4: Анализ примеров имен существительных, иллюстрирующих правила

Учитель: Помните ли вы, кто такой Незнайка? Он тоже старался учиться и выучить все про имена существительные. И решил написать прекрасное стихотворение. Давайте оценим его творчество, но будьте внимательны. Незнайка слушал невнимательно своего учителя.

Как-то рано поутруС другом сели мы в метру.И поехали в метреФильм смотреть о кенгуре.Вот сидим мы с ним в кинеБез пальта и без кашне,А вернее, я и ты без кашне и без пальты.Любит кина детвора,Если в кинах кенгура.Ходит-бродит по шоссу,Носит в сумках шимпанзу.Кенгуру в кафу зашел,Занял там свободный столИ сидит за доминойС шимпанзой и какадой.Вдруг огромный обезьянСтал играть на фортепьян.Тут и взрослый, сняв песню,Хохотал на всю киню.Интересное кино!Жаль, что кончилось оно!В гардероб пора бежать-Будут польта выдавать.

Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имен существительных, используют правильную форму, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают результат. Как вариант, можно добавить работу с пословицами по именам существительным.

Упражнение 5: Исправление пословиц

Учитель: Исправьте ошибки d пословицах и поговорках. Запишите правиль­ные ответы. Над именами существительными подпишите род, чис­ло, падеж.

Имя существительное как часть речи

Существительные обозначают:

  • конкретные предметы (стол, кукла);
  • живые существа  и растения (человек, тигр, дуб);
  • явления природы (радуга, дождь, ветер);
  • события (праздник, каникулы, парад);
  • процесс действия (бег, рост);
  • свойства, качества, состояния (доброта, дружба, волнение);
  • вещества (золото, нефть);
  • географические названия (Россия, Байкал) и др.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных

1. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные

одушевлённые неодушевлённые
отвечают на вопрос кто? отвечают на вопрос что?
называют живые предметы (люди и животные) называют неживые предметы
Например: кот, ученик Например: окно, рюкзак

2. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные

Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться друг от друга содержанием, размерами.

Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными.Например: ученик, страна, город, река и т.п.

Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название.Например, чтобы из всех рек выделить одну, ей дали название: Ока, Волга.

Каждый человек имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными.

Например: Пушкин Александр Сергеевич, Тузик, Москва и т.д.

собственные

нарицательные

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений

Остальные имена существительные

пишутся с заглавной буквы

пишутся с маленькой буквы

Например: Москва, Волга, Алиса

Например: город, река, девочка

3.  Имена существительные бывают трёх родов

мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, моё

Например: ключ, лес

Например: машина, Таня

Например: облако, животное

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: быки – бык  (м.р.), куклы — кукла  (ж. р.), облака — облако  (ср. р.).

4. Имена существительные изменяются по числам

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает один предмет

обозначает два или несколько предметов

Например: цветок, собака

Например: цветы, собаки

Имена существительные, имеющие только множественное число:

Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.

Имена существительные, имеющие только единственное число:

Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.  

А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.

5. Имена существительные бывают трёх склонений

  • Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
  • Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятсяко 2 склонению.
  • Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.  –а, –я

м.р. —

ж.р.  -ь

ж.р.  –а, -я

ср.р.  –о, -е

Например: лиса, поляна

Например: окно, утро

Например: любовь, мышь

6. Существительные изменяются по падежам

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. найти в предложении слово, к которому относится это существительное, и поставить от него вопрос;
  2. по вопросу: предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над озером кружились чайки.

кружились (над чем?} над озером —- Т. п.

Полезная статья:

Мастер класс на тему: Существительное

Организация: МОУ Вершино-Шахтаминксая СОШ

Населенный пункт: Забайкальский край, Шелопугинский р-н, с. Вершино-Шахтаминский

Здравствуйте, коллеги!

Вашему вниманию представляю мастер-класс по теме: прием — кластер.

Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления.

Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов.

Выделяют три стадии критического мышления.

— вызов – активизация, вовлечение участников в процесс. Воспроизведение имеющихся знаний по теме. Формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов.

— осмысление – работа с информацией: чтение текста, обдумывание, анализ.

— рефлексия – полученные знания перерабатываются.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Применение кластера на протяжении всего урока.

Кластер оформляется в виде грозди, модели планеты со спутниками.

Оформление кластера на доске, в тетради, на отдельном листе.

Виды кластеров.

  • планета и её спутники
  • блок-схемы
  • бумажный кластер
  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа
  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
  • обратный кластер
  • грамматический кластер

Сегодня продемонстрирую Вам, каким образом работает кластер на уроке русского языка – тема: Имя существительное.

  1. Разделите слова на группы (на листочках пишут) слова на экране. СЛАЙД

— о теме урока узнаем, если найдем лишнее слово — (слова на доске – зеленая, добрая, школа, высокая.

— посмотрите на экран вы видите картинки, запишите СЛАЙД

— девочка, собака, город

— чем объединены слова – это слова с непроверяемой гласной в корне слова.

— придумайте имя девочке, кличку собаке. Название города СЛАЙД

— на какие группы можно разделить слова?

СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

— посмотрите на экран

На экране слова

— поделите на группы слова?

— на какие группы поделили слова?

— ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

— Прочитайте пары слов найдите лишнюю пару слов?

— по какому признаку определили?

— изменили форму слова, что это значит? – поставили слово в другое число.

— какие числа имен существительных знаете?

— ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО и МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

— назовите предметы на картинке и запишите слова

— облако, солнце, звезда, туча, снег, ветер –

— подберите местоимения и разделите на группы , по каким словам определили род.

Жен. Муж. Средн.

Приложения:

  1. file0.docx.. 19,2 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 3,5 МБ

Опубликовано: 12.03.2020

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

  • суще­стви­тель­ные мно­же­ствен­но­го чис­ла (пери­ла, деба­ты, про­во­ды);
  • суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные спо­со­бом пере­хо­да при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий (набе­реж­ная, запя­тая, ска­зу­е­мое, под­ле­жа­щее, сла­га­е­мое).

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Видео:кластер » Имя прилагательное «Скачать

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак имен существительных.

Одушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нечто живое и отве­ча­ют на вопрос кто?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и явле­ния нежи­вой при­ро­ды, рас­те­ния, сово­куп­ность живых существ и отве­ча­ют на вопрос что?

Следует пони­мать, что эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия может не сов­па­дать с раз­ли­че­ни­ем живо­го и нежи­во­го в природе.

В язы­ке к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным относятся

  • назва­ния игру­шек, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (Мальвина, Золушка, робот);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (ладья, туз);
  • назва­ния мифи­че­ских существ (фея, русал­ка, Кощей).

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№82 — Имя существительное.)Скачать

Определение и признаки имен существительных

Маша подготовила для вас общий материал об имени существительном.

Запоминайте: это полнозначная лексема, наиболее употребляемая часть речи, обозначающая названия предметов и отвечающая на вопросы «Кто?», «Что?». Ею называются:

  • живые существа (кот, дельфин, щука);
  • организмы (микроб, бактерия, вирус);
  • вещи (стол, куртка, сани);
  • лица (девочка, юноша, человек);
  • географические наименования (Россия, Азия, озеро Байкал);
  • факты, явления (разговор, каникулы, радость);
  • качества, свойства, состояния (милосердие, доброта, нежность).

С точки зрения морфологии у существительного можно выделить постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки имени существительноговсегда можно выделить в предложении. Они не поддаются изменениям независимо от контекста.

Определим постоянные признаки слова «суп»:

  • неодушевленное имя существительное;
  • нарицательное;
  • мужской род.

Имена существительные изменяются по числам и падежам. Это — непостоянные признаки имени существительного.

Вспомним морфологический разбор имени существительного.

  1. Трава зеленая и хорошо пахнет.

Трава – сущ. (что?), н.ф.(начальная форма имени существительного – именительный падеж, единственное число) трава, неодушевл., нарицат., ж.р., 1-ое скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.

  1. Костры горели медленно.

Костры – сущ. (что?), н.ф. костер, неодушевл., нарицат., м.р., 2-ое скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.

  1. Вдали виднеется море с волнами.

Море – (что?), н.ф. море, неодушевл., нарицат., ср.р., 2-ое скл., Вин.пад., ед. ч., дополнение.

С волнами (какое?), н.ф. волна, неодушевл., нарицат., ж.р., 1-ое скл., Твор. пад., мн. ч., определение.

Организационный момент / Настрой на урок / Разминка перед уроком

Приветствие учеников и объяснение темы урока «Обобщение знаний про имена существительные».

— Прозвенел звонок. Мы снована уроке русского языка.Буква к букве — будет слово,Слово к слову — речь готова,И напевна, и стройна,Музыкой звучит она,Если грамотна она!— Быть грамотными учимся мына уроках русского языка!

Учитель: С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

Дети поднимают карточки с грустными и веселыми человечками. Для онлайн-урока можно открыть сайт с jamboard, чтобы ребенок мог нарисовать или отметить галочкой настроение.

Учитель: Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока /Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону.

Подписи к слайдам:

Гореванова Екатерина Александровна учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринск Первая квалификационная категория Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

ОСНОВА ТРКМ – ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

2 этап- «Осмысление» Эта стадия позволяет ученику: 1) получить новую информацию; 2) осмыслить её; 3) соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап- «стадия рефлексии» Здесь основным является: 1) целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации учеником; 3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме

Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

«Планета и ее спутники» 1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; Состав слова

2. Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Окончание Корень Приставка Суффикс Состав слова

При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил: 1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока. 2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры

Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление

Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Спасибо за внимание!

Актуализация знаний / Повторение пройденного материала

Учитель: Проверим готовность к уроку. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь мы с вами немного поиграем.

Разминка: игра «Волшебный шар»Ученики бросают мягкий шар друг другу, называя имена существительные разных родов и чисел. Цель игры — активизировать знания детей и подготовить их к уроку.

В продолжение я предлагаю нарисовать на доске ментальную карту (mind map) про характеристики имен существительных с пропусками, чтобы школьники могли сами додумать, какие они бывают, как называются, что сказать и записать в пропусках.

Другие статьи Skyteach по русскому языку:

Части речи

Все сло­ва рус­ско­го язы­ка в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми рас­пре­де­ля­ют­ся по боль­шим лексико-грамматическим клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

Части речи делят­ся на само­сто­я­тель­ные и служебные.

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Служебные части речи не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не назы­ва­ют ни пред­ме­тов, ни при­зна­ков, ни действий.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка рас­смот­рим сло­ва, кото­рые назы­ва­ют предмет.

Видео:Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

  • сест­ра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
  • ста­рик — люб ой ста­рик , седой ста­рик ;
  • озер о — наш е озер о , глу­бок ое озер о .

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

3. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие оце­ноч­ные суф­фик­сы, с окон­ча­ни­ем -о/-е, -а

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№20 — Имя существительное.)Скачать

Как сделать кластер на тему чередующие корни?

Как сделать кластер на тему чередующие корни.

Вы перешли к вопросу Составь кластер на тему»имя существительное»?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Человек — подлеж питается — сказ Питается кем чем? Хлебом — это дополн — — — Нива — полеж Питается — сказ питается чем? Потом и мудростью — допол Питается когда сначала обстоят — . — . — .

Направо, На является суффкисом.

Я думаю что это слово деление.

Презирать критику потому только, что она еще находится во младенчестве, значит презирать юную литературу за то, что она еще не возмужала. 1. презирать ск. 2. она находится во младенчестве 3. Презирать 4. Она не аозмужала. Правдоподобие положений..

НА УЛИЦАХ(ГДЕ? Обстоятельство) ЗВЕНЯТ(ЧТО ДЕЛАЮТ? Сказуемое) ВЕСЕННИЕ(КАКИЕ? Определение) РУЧЕЙКИ(что? Подлежащие) __. _. _. _. ___________.

ССП : Моя собака громко лаяла, и на её лай откликались другие псы. СПП : Моя собака громко лаяла, потому что во дворе кто — то был. БСП : Моя собака громко лаяла, я же сидел тихо и смотрел в окно.

Книга в каждой жизни играет большую роль. Книга помогает нам узнать больше, чем нам сказали родители. Учит нас грамотности, дарит огромный запас красноречия и слов, развивает мышление. Вся наша жизнь — это одна большая книга. Мы всю жизнь, что то..

Ты — местоимение, чего — местоимение, в — предлог, школе — существительное, не — частица, был — глагол.

Нездоровтся, недоумеваеш пишутся вместе по правилу если убраить не и получится слово пиши раздельно а если не получается пиши вместе.

Да, это родственные слова. Тихий — прилагательное(какой? ) Тишина — имя существительное(что? ).

Заключительная часть урока и домашнее задание

  1. Подведите итоги урока: обсудите то, что ученики узнали и сделали на уроке по теме «Имен существительных», выделите основные понятия и правила.
  2. Укажите на значимость изучаемой темы для общего развития школьников и формирования их коммуникативной компетенции.

Домашнее заданиеУченикам нужно выполнить письменные упражнения на закрепление изученного материала, подготовить краткое сообщение о своем любимом предмете с использованием имен существительных разных родов, чисел и падежей.Что еще можно задать:1. Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.2. Придумать с одноклассниками свою школьную газету, дай ей название. Рассказать, о чем или о ком бы там писали. Помнить о правильном написании имен существительных.3. Составить устный рассказ об имени существительном.4. По учебнику сделать упражнения по имени существительному.

Рефлексия. Итог урока

Оценивание своей деятельности на уроке.

Учитель: Продолжите предложения:

• Сегодня я узнал (-а)…• Было трудно… • Мне было интересно… • Я научился (-лась)…

Правописание имён существительных

Основные орфограммы с именами существительными

  1. Правописание безударных гласных в корне слова.
  2. Правописание глухих и звонких согласных(парных).
  3. Правописание непроизносимых согласных.
  4. Правописание словарных слов.
  5. Соединительная гласная в сложных словах.
  6. Правописание суффиксов ек и ик.
  7. Разделительный Ъ и Ь.
  8. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Ь — пишется

Ь — не пишется

У сущ. ж.р., ед.ч.

У сущ. м.р.,

У сущ. в Р.п., мн.ч.

Например: мышь, брошь

Например: камыш, туч

10. Правописание безударных падежных окончаний существительных.

Алгоритм написания безударного окончания имени существительного

1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):

Например: сидит на берёз… — берёза.

2.  Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.

3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: пример: лиса.

4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.

5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: