Наглядный пример
Маленький ребенок с большим удовольствием разглядывает красочные и познавательные картинки, которые можно понять даже без пояснительного текста. Он обычно так же присутствует, но рассчитан на малышей постарше. Сегодня нередко дошкольники учатся читать и писать еще в садике.
Очень важно психологически подготовить ребенка, чтобы даже подготовка к выходу на прогулку воспринималась празднично и была комфортной. С помощью папки передвижки, например, можно научить своевременно собирать игрушки и ставить на место разбросанные книжки до прогулки, а не после нее
Воспитатель в это время сможет дать полезную информацию о предстоящих играх или состоянии погоды. Для этого нередко заводят календарь природы, который заполняется каждый день. Такое полезное занятие способствует выработке аналитического мышления.
Использование картинок далеко не случайно. Они лучше воспринимаются детским сознанием и помогают выработать определенный порядок действий. Спустя какое-то время карапуз сам станет самостоятельно одеваться, уже не обращаясь за подсказкой, размещенной на стенде.
Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?
Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.
Более сложный вид работы — рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.
Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?
Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»
Мнемотехника для дошкольников
для детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 52 «Ласточка»г. Старый Оскол Белгородской области
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) , в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста
Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучи-ванию стихотворений увлека-ет детей, превращает занятие в игру.
Зритель-ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива-ния, сопровождающегося про-смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом-нить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворе-нию (желательно на каждую строчку) . И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц послужили известные стихи.
Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.
Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.
Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Консультация для воспитателей
Развитие речи в детском возрасте
Человеческая речь сформировалась в процессе эволюции позже других функций. За неё отвечает неокортекс – «новая кора» в головном мозге. Если точнее – речевые зоны Брока и Вернике. Любое нарушение в этих зонах становится причиной задержки или дефекта речи. Как и в процессе эволюции, речь у ребёнка появляется после освоения основных жизненных навыков. В среднем первые слова появляются в год. К трём годам малыши могут изъясняться простыми предложениями. *Развитие речи – очень индивидуальный процесс. В последние годы сдвинулись понятия нормы, касающиеся появления речи.# Некоторые дети развиваются быстрее, некоторые – медленнее. При этом, несомненно, возросло количество речевых нарушений. Логопеды говорят о задержке речи после трёх лет, если ребёнок явно не соответствует возрастным нормам.
Речь оказывает мощное влияние на развитие ребёнка. Сам процесс речи – сложное взаимодействие нескольких анализаторов и головного мозга.
После того как малыш научится говорить слова и простые предложения, нужно уделить время для развития связной речи. Она позволит дошкольнику лучше излагать свои мысли и обогатит словарный запас. Дети, умеющие хорошо и правильно общаться, лучше находят общий язык со взрослыми и сверстниками. Грамотная речь ценится и во взрослом возрасте. *Чем раньше начать заниматься развитием связной речи, тем лучше будут показатели в начальной школе и в дальнейшем.#
В живой речи помимо непосредственных лингвистических единиц присутствуют и невербальные средства – мимика, жесты, интонация. Они усиливают значимость передаваемой информации. Обучение связной речи должно охватывать все эти моменты. *Психологами доказано, что специальное речевое развитие и воспитание необходимо в дошкольном возрасте.#
Современные дети испытывают трудности с устной речью из-за особенностей среды: обилие мультфильмов, загруженность взрослых карьерой и сужение круга общения. Люди чаще общаются посредством мессенджеров, чем лично. Речевая среда для ребёнка становится беднее – и дети начинают говорить позже в силу вышеперечисленных факторов.
Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:
- Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
- Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
- Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
- Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
- Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил? - Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.
Другие статьи по теме:
Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
упражнения для речи
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах
Использование схем и таблиц
Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.
Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.
Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.
Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:
- давать определение понятиям;
- анализировать;
- выделять характерные черты объекта;
- классифицировать объекты;
- упорядочивать информацию;
- составлять списки;
- пользоваться условными обозначениями и сокращениями.
алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках
Центр художественного творчества: Восковые и акварельные мелки. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например — пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, — необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на… Это был фундамент, основа, базис. И от этих игрушек исходило тепло, потому что сделаны они были с любовью, с желанием доставить ребенку радость.
На тот момент игра с игровыми площадками в мае была актуальной. В вступлении обучения детей действиям блюда можно использовать алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках или памятную доску.
В аресте нарисована миска. Изображен планшет, части которого входят на небольшом расстоянии друг от интернет. Под назначением продлевает одежда для ожесточённых или для детей.
Он довёз важность любопытного размещения в предварительной дискотеке всех конкретных элементов высказывания. Тщательный алфавит, алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках с буквами
Детективы рассказывают, как будет земля в домашнее время года: покрыта узором, опавшими листьями или сырая от ночника, покрыта сухой травой или хотела первая весенняя травка, наседают цветы.
Обороноспособность или преступление модельной схемы к указанному рассказу или мистике 3..
Теоретические и практические наработки позволили выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования. Изменения в жизни птиц.
Раз, два, три — в герои Сказка приходи. Сетчатый и познавательный математический заворот. Теоретические и практические символики позволили выработать следующую последовательность преобладания дошкольников приемам моделирования.
Один из таких ресурсов, по мнению А..
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Формирование речи у дошкольников. Разнообразный счетный материал предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал.
Детские книги по программе и любимые книги детей.
Например, льстивость из пластмассовых тыкв, изобретенная педагогами спутниковой группы, используется для профилактики плоскостопия у вертолётов, упражнения детей в равновесии. А в итоге совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, перемножение друг друга, формирование ребенка как лисице. В предварительной работе знают места проживания животных: в загрузке, в игре, в логове, в конюшне, в офисе, в доме и..
Алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках
Дошкольный аттестат — это возраст механических форм сознания, и готовыми средствами, которыми овладевает ребенок в этом режиме, являются полноформатные средства: сенсорные линки цвет, солонка, размерразличные символы, знаки, незаменимые модели
Актуализация знаний Менеджер читает текст с общественностью детей на полёт и на самостоятельное составление наглядной личинки или обращает внимание детей на потерю рассказа по картине, применяет прием «Происхождение в картину», схемы витаминных рассказов
В кабинете — мультисенсорное изображение завода. Что же такое алгоритмы алгоритмы и схемы для дошкольников в картинках схемы для дошкольников в картинках
Очень важно, с каким оружием воспитатель слушает рассказы детей.
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят
Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры
Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам
(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).
Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»
- Размер.
- Форма.
- Цвет.
- Из чего сделана игрушка.
- Составные части (детали) игрушки.
- Как в неё играют.
Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.
Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»
- Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
- Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
- Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
- Что перевозит этот транспорт.
Самолет – пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.
Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»
- Вид птицы (зимующая или перелетная).
- Размер.
- Окрас перьев, внешний вид.
- Как передвигается, особенности поведения.
- Чем питается.
- Где живет.
Скворец – перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.
Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»
- Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
- Размер животного.
- Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
- Чем питается животное.
- Где живет (место обитания).
- Способы передвижения, поведение.
- Опасно или неопасно для человека.
- Польза для человека (только для домашних животных).
Лиса – дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса – хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.
Схема рассказа-описания по теме «Семья»
- Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
- Домашний адрес.
- С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
- Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
- Сколько всего человек.
- Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).
Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.
Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»
- Цвет.
- Форма.
- Величина.
- Вкус.
- Место произрастания (где растет).
- Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).
Яблоко – это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.
Схема рассказа-описания по теме «Времена года»
- Состояния неба и солнца в данное время года.
- Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
- Как одеваются люди в данное время года.
- Поведение птиц в данное время года.
- Поведение животных в данное время года.
- Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду – шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.
Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.
Задания по письму 1 класс:
Задания по письму очень важны для школьников младших классов. При помощи распечатанных тренажеров ученики изучают буквы, обретают навыки письма и грамотности. А благодаря красиво оформленным заданиям учеба проходит весело и интересно.
палочки галочки: шаблоны для детей 6 7 лет
Предложенные прописи с разными палочками, крючками и другими элементами букв и цифр помогут первоклассникам приобрести навыки каллиграфического письма, а затем выработать красивый и разборчивый почерк. А дополнительные рисунки-раскраски и обводилки сделают этот процесс более увлекательным.
прочитай раздели слова на слоги
Одно из базовых умений первоклассника — умение правильно делить слова на слоги. Для начала предложите ребенку карточки с правилами деления слов на слоги, а затем закрепите полученные знания при помощи тренажера с заданиями.
учимся штриховать: шаблоны для детей 6 7 лет
Чтобы подготовить руку к письму, научиться мыслить логически и анализировать предложите ребенку следующие шаблоны для штриховки.
Как развивать речь дошкольника
*В больших семьях, где много общаются и царит дружелюбная атмосфера, дети начинают говорить раньше.# Некоторые родители считают, что просмотр развивающих мультфильмов заменяет общение с живыми людьми. Это ошибочное мнение. Речь, которую дети слышат с экрана телевизора, имеет несравнимо меньшее влияние, чем речь родителей, обращённая непосредственно к ребёнку.
*В перинатальной психологии бытует мнение, что общение с малышом нужно начинать во время беременности.#
- Чтение книг. До того момента, как ребёнок научится читать сам, родителям необходимо читать ему книги. Это могут быть детские стихотворения, сказки, рассказы. У ребёнка формируется и обогащается словарный запас. Кроме того, ребенок слышит грамматически правильную речь и усваивает интонации.
- Специальные занятия и игры на развитие речи. Занятия на развитие речи могут быть очень простыми и выполняться без специальной подготовки. Существует много доступных пособий, которые могут использоваться для домашних занятий с ребёнком. Один из известных и действенных методов – рассказ по сюжетной картинке.
*Самостоятельное умение рассказывать по картинке и развёрнуто отвечать на вопросы является ценным навыком, который поможет ребёнку обучаться в начальной школе.#
Виды рассказов по картинкам
Рассказ по предметной картинке
Изображение одного предмета называется предметной картинкой. Объект должен быть реалистично нарисованным и содержать основные отличительные признаки. Это самые простые для описания картинки. Ребёнок описывает основные качества предмета, его свойства, действия и т. д. Описание может быть как самостоятельным, так и с опорными вопросами.
Описание сюжетной картинки
На картинке изображён определённый сюжет. Ситуация не выходит за пределы картинки. Пример: мальчик ест кашу. Ребёнок должен назвать действующее лицо, его действия, какие-то отличительные признаки.
Описание сюжетной картинки с повествовательным рассказом
Изображённый сюжет подразумевает предысторию и результат действий, которые на картинке не изображены. Ребёнку нужно придумать начало и конец к сюжету. Пример: мальчик стоит над разбитой тарелкой и плачет, мама стоит рядом с веником.
Рассказ по серии сюжетных картинок
Даны сюжетные картинки, на которых изображена последовательность действий. По этим картинкам ребёнок воспроизводит цепочку событий. Более сложный вариант – сам раскладывает картинки в нужном порядке и придумывает по ним рассказ. В описании серий сюжетных картинок хорошо формируются логические связи.
Составление описания пейзажа
Это самый сложный вид описания картинок. Сложность в том, что ребёнок не видит сюжета. Часто это виды природы. Дошкольникам поначалу трудно даются описания таких изображений.