Правила проведения
- При выборе комплекса упражнений следует учитывать те занятия, которые были до сна. Так, если перед обедом была сюжетно-ролевая игра, то гимнастика может включать более интенсивные физические нагрузки.
- Температура в спальне не должна быть ниже 16–18 градусов.
- Для малышей, которые просыпаются раньше, стоит подготовить несколько упражнений для самомассажа, например, с массажными мячиками.
- Форма одежды — трусы и майка. Обычно для выполнения упражнений обувь не требуется. Исключение составляют лишь танцевальные элементы, предполагающие чешки или носки.
- Принуждать детей к выполнению гимнастики нельзя. Все малыши разные, а значит, и особенности пробуждения у каждого свои. Так что нужно просто выяснить причины отказа, но без настаивания.
Если ребёнок не хочет делать упражнение в коллективе, нужно не наказывать или неволить, а узнать причину
- Если группа находится на карантине, то нагрузки следует уменьшить в соответствии с рекомендациями врача. Обычно в пик заболеваемости ОРВИ отменяется ходьба босиком.
- Летом блок упражнений, предполагающий бег, приседания и пр., рекомендуется проводить на улице.
Чтобы дети сохранили положительный эмоциональный настрой, нужно придерживаться рамок хронометража.
- Упражнения в постели — 1,5–2 минуты.
- Нагрузки активного блока и дыхательная гимнастика — 2–3 минуты.
- Процедуры закаливания, если они есть — 3 минуты.
Активные нагрузки
Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей, находящихся в подготовительной группе, включает в себя несколько комплексов активных упражнений.
Занятия возле постели:
Любопытные малыши. Дети стоят с руками на талии и поворачивают лицо в обе стороны, а также вверх и вниз.
- Я расту. Прижав пятки к полу, ребята тянутся сцепленными руками вверх, ладошки развернуты к потолку, одновременно вверх тянется макушка.
- Мельница. Дети крутят прямыми руками сначала вперед, потом назад, ноги немного расставлены.
- Цапля. Стоя прямо на левой ноге, руки на поясе, ребята сгибают правую ногу и вытянутый носок прижимают к левому колену. В этом положении следует выстоять не менее 30 с.
- Самолет. Дети выпрямляют руки параллельно полу по сторонам, потом непрерывно произнося звук «у-у-у», они наклоняются в то в одну сторону, то в другую. В ходе упражнения делаются короткие паузы для вдоха.
- Шипящие гуси. Ребята стоят с руками на талии, расположив ноги по ширине плеч. Наклоняясь вперед и отводя прямые руки назад, дети подражают шипению гусей.
- Мячик. Ребята прыгают на обеих ногах на одном месте.
Активные упражнения для прохладной комнаты:
- Дети ходят по кругу, чередуя очень мелкие шажки с широкими шагами. Далее они поднимаются на носки, выпрямляют руки вверх и шагают, подобно цапле, с высоко поднятыми коленями. Затем следует легкий бег, заканчивающийся приседанием. В заключении ребятам предлагаются длинные прыжки.
- Цикл начинается с шагов на носках с поднятыми к потолку руками. Далее дети идут обычными шагами и периодически по команде педагога останавливаются то на правой, то на левой ноге. Продолжается движение в положении приседа, руки на талии, затем следует веселый марш с высоким подниманием коленей.
- Ребята активно шагают по комнате, затем поднимаются на носочки и, продолжая шагать, выпрямляют руки вверх. Потом они опускаются на пятки, ставят руки на талию и шагают на пятках. Завершает цикл легкая пробежка с закидыванием пяток к ягодицам.
Активные занятия для теплой комнаты:
Елка. Из положения стойки на коленях, руки расположены на талии, дети выпрямляют правую ногу в бок и одновременно руки вытягивают в стороны. То же упражнение выполняется для другой ноги.
- Солнечное настроение. Ребята выполняют подскоки на одном месте, поднимая колени как можно выше и постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 90°. После полного оборота дети отдыхают, шагая по комнате, затем упражнение повторяется снова.
- Веселая гимнастика. Дети стоят ровно, ноги расставлены, но не широко, руки расположены на талии. Отставляя правую ногу назад с вытянутым носком, ребята разводят руки в стороны, после чего возвращаются в основную стойку. То же упражнение выполняется с другой ноги.
- Ловкие прыгуны. Ребята выполняют прыжки на одном месте: сначала 5 подпрыгиваний, затем 5 больших прыжков.
Виды гимнастики, или немного о терминах
Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.
Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:
- коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
- закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
- ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
- физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
- профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).
Типы упражнений
Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:
- упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
- занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
- корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
- дыхательная гимнастика.
Картотека гимнастики пробуждения для старшей группы с целями по ФГОС
Согласно ФГОС, комплекс упражнений для старшей группы после пробуждения должен выполняться ежедневно в одно и то же время. Упражнения способствуют пробуждению и добавляют энергии. В результате этого общее самочувствие ребенка улучшается, он чувствует себя прекрасно на протяжении всего оставшегося времени. Кроме этого, упражнения помогают формировать привычку вести здоровый образ жизни и систематически выполнять упражнения.
Комплекс занятий после сна оказывает благоприятное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Благодаря ему при соблюдении всех рекомендаций у дошкольников повышается физическая выносливость, концентрация, развиваются навыки общения с людьми, а также прививается любовь к здоровому образу жизни и спорту.
На жизнеспособность и хорошее самочувствие напрямую влияет распорядок дня у ребенка. Очень важен для здоровья детей полноценный и нормальный сон, который в детском саду является режимным моментом.
Обратите внимание! Эффективная и правильно подобранная гимнастика является важным условием. Поэтому воспитатели разрабатывают специальный комплекс упражнений, которые направлены на быстрое пробуждение, активизацию всех групп мышц, создание оптимальных условий для продолжения дня, а также повышение самочувствия и улучшение настроения
В старшей группе детского сада время проведения занятия по сравнению со средними и младшими может быть увеличено. Также в комплекс рекомендуется включать занятия со спортивными предметами и тренажерами. Ребятам такая идея очень нравится, так как в этом возрасте они активные и подвижные. Как показывает практика, чем большее количество упражнений выполнить детям предлагает воспитатель, тем больший восторг у них это вызывает.
Проведение упражнений также можно совмещать с играми на сообразительность и специальными зарядками для развития ума. Дети в таком случае остаются довольными и прекрасно себя чувствуют на протяжении оставшегося дня.
Гимнастика пробуждения от сна для старшей группы — неотъемлемая часть дня в детском саду. Отдых в послеобеденное время поможет детям восстановить силы для новых свершений
Однако важно придерживаться определенных правил пробудки, используя специальные методики
https://youtube.com/watch?v=-d0j9Ht7CpM
Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ
Чтобы гимнастика после сна в старшей группе приносила ожидаемые результаты, она должна сочетать в себе несколько разновидностей упражнений. Не рекомендуется включать в состав занятий после сна силовые упражнения или упражнения на выносливость. Оценить адекватность выбранной нагрузки можно по самочувствию детей после выполнения упражнений. Если упражнения бодрят, делают детей энергичными и веселыми, в таком случае нагрузка выбрана оптимально.
Обратите внимание! В старшей группе детского сада воспитанники могут без воспитателя повторять ранее изученные упражнения, так как в этом возрасте у детей очень развита память
Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ
Составление временного плана
Чтобы поддерживать детский интерес и эмоциональный настрой, рекомендуется придерживаться временного плана, который регулирует выполнение каждого блока.
После пробуждения, в течение 1,5-2,5 минут упражнения проводятся в кроватках. Затем осуществляется переход к активному блоку, который подразумевает выполнение гимнастики возле кроваток. Его продолжительность должна варьироваться от 2 до 3 минут. После него выполняются на протяжении нескольких минут дыхательные упражнения. Завершает комплекс ходьба в течение одной минуты по массажным коврикам.
Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе
При составлении конспекта многие воспитатели в средней группе детского сада предпочитают пользоваться книгой «Физическая культура Пензулаева 4-5». В ней подробно описаны все упражнения, которые помогают дошкольникам правильно развиваться физически, быть веселыми и бодрыми.
Обратите внимание! При составлении конспекта важно понимать, что основной целью занятий является формирование привычки к ЗОЖ и самостоятельному занятию дома
Упражнения после сна
Анализ проведенной зарядки
Чтобы составить общее впечатление об эффективности проводимой детской гимнастики после побудки в старшей группе, необходимо регулярно проводить анализ. Разработка схемы анализа осуществляется методическим коллективом детского сада. Мониторинг проводится каждый месяц и определяет, насколько эффективно используются те или иные приемы.
При проведении анализа обязательно пишется аналитический отчет, в котором указывается наименование ДОУ, имя воспитателя, возраст воспитанников и их количество и обязательно дата проведения гимнастики. После этого уже непосредственно вписываются результаты деятельности.
В чем польза занятий артикуляционной гимнастикой?
Как мы знаем, речевой навык не является врожденным, речь формируется у малышей постепенно, в процессе их взросления. Артикуляционные занятия сильно влияют на успешное развитие ребенка, а освоенная правильная речь – это основной показатель готовности к обучению в школе.
Малыш, который выполняет артикуляционную гимнастику:
-
готов к первому классу;
-
активно стремится познавать мир;
-
разговаривает ярко и выразительно;
-
имеет богатый словарный запас (в соответствии со своим возрастом);
-
охотно общается со сверстниками и взрослыми;
-
рано начинает осваивать навыки чтения и письма.
Помимо этого, регулярные занятия способствуют:
-
развитию мелкой моторики;
-
улучшению кровоснабжения органов артикуляции;
-
подвижности органов артикуляции;
-
укреплению мышечной системы;
-
уменьшению напряженности органов речи;
-
прекращению заикания.
Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью человека, поэтому можно говорить о том, что гимнастика будет способствовать не только грамотной и красивой речи, но и развитию других психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Кроме того, успешный ребенок отличается от сверстников эмоциональным и физическим здоровьем, стремлением к обучению и общению, дисциплиной, высокими познавательными функциями, хорошим настроением, уверенностью в себе.
Правила бодрящей гимнастики
- Подбирая комплекс заданий, необходимо учитывать те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у малышей была физкультура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие интенсивных нагрузок на организм.
- Для создания оптимальных условий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
- Поскольку все детки просыпаются в разное время, есть смысл подготовить пару упражнений на самомассаж, например, с массажными мячиками. Но, учитывая возраст подопечных, педагоги должны направлять и корректировать действия малышей.
- Формой одежды для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения выполняются босиком. Чешки или носки требуются лишь в том случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.
- Заставлять детей делать гимнастику нельзя. Если малыш не хочет выполнять задания, то педагог должен выяснить причины отказа, но не принуждать, ведь дети не похожи друг на друга, а значит, и особенности пробуждения у них тоже неодинаковые.
- Если группа закрыта на карантин, то физические нагрузки согласовываются с врачом. Обычно при высоких показателях заболеваемости простудой отменяется ходьба босиком по массажным коврикам.
- Блок активных упражнений в летний период обычно проводится на улице.
Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: ««Гимнастика после сна как форма эффективной оздоровительной работы» ГБОУ Школа 687 дошкольное отделение 3.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
«Гимнастика после сна как форма эффективной оздоровительной работы» ГБОУ Школа 687 дошкольное отделение 3
2
Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
3
«Добрый день! Скорей проснись и солнцу улыбнись!» Такими словами приветствуем мы, воспитатели, просыпающихся детей. Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно- закаливающей эффект.
4
Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям: плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее минут (ст. возраст) и 7-10 минут (мл. возраст).
5
Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения с предметами и без. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента. Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.
6
Виды гимнастики после дневного сна: разминка в постели и самомассаж; гимнастика игрового характера; гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам («Дорожки здоровья»)
7
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 56 упражнений общеразвивающего характера. Разминка в постели и самомассаж
9
Гимнастика игрового характера Упражнения могут быть на основе игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы. Дети также очень любят гимнастику в форме музыкально – ритмических упражнений. Можно использовать комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.
12
Пробежки по массажным дорожкам («Дорожки здоровья») Очень хорошо, если у вас уже есть массажные коврики используйте их 2–3 раза в неделю. А главное все это доставляет детям огромное удовольствие. Таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы, используются для профилактики плоскостопия,- (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.
15
Типовое и нестандартное оборудование, используемое во время гимнастики после сна
21
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики после сна, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
22
Спасибо за внимание !!!
Что такое гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:
- для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками),
- для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам),
- для создания игровой ситуации (подвижные забавы).
На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.
На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут
В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада. Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой. Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.
Цели гимнастики после сна
Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:
- поднятие мышечного тонуса,
- улучшение эмоционального состояния,
- предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия,
- воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.
При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.
Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.
Задачи гимнастики после сна
В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:
- профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе,
- оздоровление опорно-двигательного аппарата,
- развитие координации,
- совершенствование мелкой и крупной моторики,
- воспитание привычки правильного пробуждения.
Приёмы для проведения гимнастики пробуждения
Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:
- Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
- Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
- Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
- «Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.
- Блок активных физических нагрузок — он предполагает интенсивную разработку мышц после пробуждения. Завершается ходьбой по массажным коврикам.
- Элементы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для стимуляции речевого аппарата, развития и тренировки органов дыхания.
- Игра.
«Ленивые» и другие упражнения
Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты. Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели. Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:
- упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»,
- подвижные игры,
- пробежки по массажным коврикам,
-
лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания,
- музыкальные занятия с элементами хореографии,
- элементы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
Цели, задачи и приёмы
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.
Целями проведения таких занятий является:
- подъём мышечного тонуса;
- улучшение настроения;
- профилактика простудных заболеваний;
- укрепление дыхательного аппарата;
- предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
- воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы
Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
- приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
- улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
- создание позитивной атмосферы в группе.
Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.
- Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
-
Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
- Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
- Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
- Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.
Закаливание
Закаливания производятся в том случае, если они разработаны и закреплены программой ДОУ. При этом методики должны быть индивидуально ориентированы на каждого учащегося с учетом характеристик здоровья каждого ребенка. Если детей в группе много и индивидуальная программа не представляется возможной, рекомендована следующая умеренная методика закаливания.
Часть активных упражнений летом проводится на улице, в более холодный сезон дети проводят гимнастику в прохладной комнате (18–20 оС) без обуви, находясь в майках и трусиках. Проводится оздоровительная ходьба босиком по резиновым массажным коврикам, чередуясь с шагами в тазики с водой. Завершить комплекс гимнастики можно умыванием лица, рук, шеи, груди.
Закаливания тренируют защитные силы организма, которые сделают ребенка менее восприимчивым к меняющимся факторам окружающей среды
Летом допустимы обливания водой комнатной температуры. Детям также будут полезны дозированные солнечные ванны в теплый период с 9:00 до 11:00. Время при этом должно постепенно увеличиваться с 3 до 20 мин.
Пример конспекта проведения гимнастики во второй младшей группе
Обычно у воспитателя в конспекте указан тематический комплекс, построенный по определенному сюжету.
На заметку! Нужно, чтобы малыши привыкли к способу пробуждения, поэтому менять комплексы рекомендуется не чаще 2-х раз в месяц.
Например: «Солнышко в гостях».
Вступление: «Ребята, пока вы спали, к нам в гости забежал маленький солнечный зайчик. Смотрите, он у вас на глазках — закрывайте скорее глазки! А теперь на носике, на щечках, на шее — погладьте себя ладошками, попробуйте его поймать. Он не озорничает, он очень хочет с вами поиграть. Вставайте скорее!».
Для большего интереса рекомендуется выполнять под знакомую детям музыку (например, песня «Я на солнышке лежу»).
- 1-е упражнение: «Солнышко улыбается». Исходное положение — стоя прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Одновременно поднимать правую руку ладошкой кверху и правую ногу. Поставить в исходное положение. То же самое с левой ногой и левой рукой.
- 2-е упражнение: «Покружимся с солнышком». И. п. — сидя, коленки притянуты к себе. По команде, мелко перебирая ножками, кружиться вокруг своей оси. Повторять не больше 5-и раз.
- 3-е упражнение: «Загораем на солнышке». Лечь в постель, вытянуться и перевернуться на живот, затем обратно на спину. В каждом положении задерживаться на 10-15 секунд.
Правильно подобранный в детсаду комплекс учит малыша просыпаться быстро и с улыбкой на лице, возвращает его к активной деятельности во второй половине дня. Для детей младшей группы крайне важны игровой подход и тематическая составляющая пробуждающей зарядки.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Гимнастика после сна в старшей группе
Поддерживать здоровый дух в здоровом теле ребенка и взбадривать его помогает воспитателям небольшая по продолжительности гимнастика после дневного сна. Она бережно и плавно помогает детям проснуться, наполниться силой и бодростью.
Бодрящая гимнастика после сна
Что это такое и для чего нужно
Гимнастика после сна в старшей группе — это комплекс упражнений, помогающий детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию. На выполнения упражнений после пробуждения старшим дошкольникам отводится в среднем после пробуждения от 5 до 8 минут.
Гимнастика необходима для следующего:
- эффективного пробуждения;
- улучшения настроения и эмоционального состояния;
- укрепления здоровья;
- профилактики простудных заболеваний;
- повышения тонуса мышц;
- предотвращения развития нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, сколиоза и плоскостопия;
- формирования привычки ведения здорового образа жизни.
Важно! За выполнением упражнений воспитатель должен пристально следить и объяснять воспитанникам, что они должны выполняться плавно, без резких движений. В противном случае не исключены растяжения мышц и появление головокружения
Основной целью упражнений после дневного сна является предотвращение у дошкольников раздражительности (если они еще хотят спать), тревожности и формирование благоприятного эмоционального фона в группе, а также совершенствование и развитие координации движений у детей.
https://youtube.com/watch?v=nxL5V06LkiA
Чтобы от комплекса упражнений добиться желаемых результатов, очень важно их проводить правильно. Конспект занятий рекомендуется составлять с учетом тех, которые предшествовали до этого
Сразу после пробуждения воспитатель должен настроить воспитанников на выполнение упражнений. При их выполнении в помещении должна поддерживаться температура от 16 до 18 градусов. Если некоторые воспитанники просыпаются раньше остальных, то для них рекомендуется придумать дополнительные занятия, которые они смогут выполнять. Детям не рекомендуется ходить босиком в период вспышек ОРВИ.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Гимнастика — побудкаПодготовила:
Воспитатель
МБДОУ Д/С № 52
Донец Ольга Андреевна
дошкольника.
находились, алгоритм один:
стопыХодьба с чередованием «на пяточках – на носочках»Ходьба с разным
положением рук – на пояс, в стороны, за спину
Слайд 12Игры-упражнения:«Удержись»: стояние на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая
согнута в колене перед собой или в сторону, руки на
поясе.«Кто дольше»: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей, сохраняя равновесие.«С кочки на кочку»: прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т. д.).«Ласточка»: стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперед, руки в стороны.«Ежики»: ходьба на четвереньках, опираясь
на стопы и ладони, на спине предмет
(мешочек с грузом, массажный мячик и др.).
положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги
в вертикальное положение, затем медленно опустить на кровать
Важно, чтобы спина и бедро образовали прямой угол.»Велосипед»: Исходное положение — лежа на спине, руки на затылке, согнуты в локтях, ноги подняты и согнуты в коленях. Дети имитируют езду на велосипеде
Это упражнение укрепляет все мышцы брюшного пояса, развивает гибкость суставов. Упражнение можно делать с 4- 5 лет.«Достань носочки»: Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять туловище, наклониться вперед, руками дотянуться до носков, не поднимая колени.«Ножницы»: Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги подняты под углом 45 градусов. Выполнять скрестные движения напряженными прямыми ногами, вытягивая носки. Разводить и скрещивать ноги нужно энергично на расстояние 20 — 30 см.
Слайд 14«Шарик»: Исходное положение – лежа на спине, согнуть ноги и
обхватить голени руками. Голову поднять и держать так несколько секунд.
Потом принять исходное положение.»Шарик катится»: Исходное положение – то же. Ребенок раскачивается, двигается (в любом направлении), как шарик.«Поднятие ног»: Исходное положение — Лежа на спине. Ребенок выпрямляет ноги, оттягивает носки и сгибает ноги, прижимая колени к животу.«Сели-встали»: Исходное положение – лежа на спине, руки к плечам. Сесть, вытянув руки вверх, потрясти расслабленно кистями и принять исходное положение.«Тонкий – толстый»: Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1-2 (вдох) живот «тонкий» — втянуть живот, на счет 3-4 (выдох) живот «толстый» — надуть живот.«Солнышко» (с мячом): Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни стоят на полу. Ноги это гора, а мяч в руках – солнце, которое каждое утро всходит (мяч перекатывается к коленям), затем стоит высоко над горной вершиной (удерживается на коленях), а вечером снова заходит (мяч возвращается на живот)
Важно не останавливать дыхание и высоко поднимать голову.