Составляем рассказ по серии сюжетных картин: методика, альбом

Сочинение сказок

Можно предложить в уже знакомый рассказ включить какой-то сказочный компонент. Предложение придумать, как поступил бы герой, если дать ему волшебную палочку, понравится малышу.

Детям очень нравится придумывать сказки со своим участием. Взрослый может начать придумывать, а потом предложить малышу продолжить. Затем можно перейти к сочинению сказок о любимых игрушках, других детях или предметах. Сказки несут в себе воспитательный компонент. *Можно корректировать поведение малыша, придумывая сказочные сюжеты. Герои попадают в ситуации, в которых оказался ребёнок. Вместе можно предложить герою правильный выход.#

Игровые технологии в обучении рассказыванию для дошкольников помогают поддерживать активный интерес к процессу. *Вместо картинок можно применять театрализацию.# С помощью пальчиковых кукол ребёнок придумывает окончание сюжета.

Если под рукой нет подходящих кукол или специального настольного театра, можно выполнить его своими руками. Героев можно нарисовать и наклеить на картон, а затем их вырезать. *Сочетание игры и образовательных задач даёт хороший результат.#

Дети не только обучаются осознанно решать творческие задачи, но и начинают связно, грамотно выражать свои мысли. Речевое развитие в дошкольном возрасте имеет огромное значение. В школе обычно у детей с хорошим уровнем речевого развития нет проблем с успеваемостью.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Устное сочинение» также читают

Сюжетные картинки – маленькие истории

Сюжетные картинки могут представлять собой одну картинку либо серию картинок, объединённых по смыслу. Для старших дошкольников подойдут картинки, на которых изображено не только какое-то действие героя иллюстрации, но и имеется множество подробностей. Рассказ по одной картинке нелегко составить даже младшему школьнику, да и не всех детей можно заинтересовать этим занятием. Другое дело – серия сюжетных картинок. Их может быть от трёх до пяти-семи. Встречаются книжки-картинки, где рассказ представлен только картинками в определённой последовательности

Они отлично развивают связную речь и внимание ребёнка.

Но всё же серия отдельных картинок более функциональна. При их использовании на развивающих занятиях ребёнок научится составлять связный рассказ путём использования логического мышления.

Составление рассказа Осень

Ребенок смотрит на картинки и понимает, о чем идет речь:

  1. Рассказ о погоде, какое небо, какое солнце, какая погода, особенности осени.
  2. Что происходит осенью, какая растительность
  3. Как люди одеваются осенью.
  4. Как птицы себя ведут осенью.
  5. Как ведут себя животные осенью.
  6. Что делают люди осенью, какие работы проводят.
  7. Чем дети забавляются в это время года.
  8. Как ведут себя насекомые.

Например:

Пришла осень. Ночи стали длиннее, а дни короче. Солнце уже не греет так сильно и высоко не поднимается. На улицах лужи, потому что часто идут дожди. Ветер дует холодный. Начинается листопад. Листья меняют цвет и опадают. Люди убирают убирают урожай в садах и на огородах.

На улице холодает и люди одевают теплую одежду: плащи, куртки, шарфы и шапки. Обувают ботинки и сапоги. Если пойдет дождь, берут зонтики с собой. Птицы готовятся к зиме и перестают петь. Строят гнезда. Птицы перелетные улетают в теплые края. Осенью птицам нечего есть и становится холодно.

В лесу животные тоже к зиме готовятся. Они запасаются едой. Меняют свои летние шубы на зимние.

Взрослые на полях, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.

Дети с родителями ходят за грибами в лес. Гуляют в парках, делают из листьев букеты. Катаются на роликах и велосипедах.

Не видно больше насекомых в лесах. Они залезают в теплые места и впадают в спячку.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
    Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой – хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа – деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Пример методического сопровождения (к бытовым сюжетам 2)

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа». 2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый». 3. «Маша упала» и «Маша плачет». 4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада». 5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках». 6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло». 7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю». 8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда». 9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул». 10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.

Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

Слайд 7Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине

оценка и анализ рассказов детей.Важное значение приобретают в процессе обучения

рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой – хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа – деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Урок развития речи по теме “Весна”. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Цель: Формирование умения составлять рассказ по картине.

Задачи:

  • Дидактическая: продолжить работу по формированию умения отвечать на вопросы полным ответом.
  • Коррекционно-развивающая: развивать связную речь учащихся, формировать умение строить логические высказывания, активизировать словарный запас учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать целеустремленность, наблюдательность, потребность в речевом общении, интерес к изучаемому материалу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, таблички.

I. Организационный момент

(готовность детей к уроку, эмоциональный настрой).

1. Фонетическая разминка

Целевая установка: будем хорошо произносить все звуки.

Произнести на одном выдохе: а о у и я

  • са са__ асо
  • со со__ иса
  • си си__ уса

весна, деревья без листьев, небо высокое;

Наступила весна.

2. Речевая разминка:

Целевая установка: будем отвечать на вопросы.

  • Какое время года?
  • Назови весенние месяцы.
  • Какая сегодня погода?

II. Работа по теме урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Работа по картинкам.

а) Рассмотри картинки с изображением времён года.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

б) Картинки с каким временем года не хватает? (нет картинки зимы).

в) Вводная беседа.

  • Какое время года наступило?
  • Какое небо весной?
  • Что происходит со снегом и льдом весной?
  • О каком времени года мы будем говорить? (о весне)

г) Убери лишние картинки (лето, осень).

3. Составление связного текста.

Целевая установка: будем составлять рассказ.

Что будем делать?

а) Словарная работа (чтение опорных речевых единиц, соотнесение картинки и слова).

На доске: Весна, голубое, высокое, тает снег, бегут ручьи, на реках и озёрах льдины, мутная, тёмная, рыбаки, ловят рыбу, без листьев, перелётные птицы.

б) Беседа по картине «Весна».

Учащиеся строят предложения с помощью вопросов, предложенных опорных речевых единиц, картинки с изображением весны (рис.

  • Какое время года наступило?
  • Какое небо весной?
  • Что делает снег весной?
  • Что делает лёд?
  • Что плывёт по реке?
  • Какая вода в реке?
  • Кто сидит на берегу?
  • Что они делают?
  • Какие деревья?
  • Кто прилетает весной?

в) Дополни предложения (опора на вопросы, картинку, речевой материал).

На доске текст с пропусками:

г) Чтение составленного рассказа.

д) Закрепление в речи опорных слов (показ учениками предметов и явлений природы на картинке, повтор за учителем речевых единиц).

е) Различение речевых единиц на слух за экраном (предъявление некоторых предложений из текста).

ж) Пересказ текста по картине с помощью вопросов и опорных речевых единиц.

4. Письменная работа в тетрадях (запись рассказа с опорой на вопросы).

III. Итог урока

  • Какой урок был?
  • Что делали на уроке?
  • Чему учились?
  • О чем рассказ?
  • Отметки.

IV. Домашнее задание

Выучить рассказ «Весна».

18.03.2012

Сочинение сказок

Можно предложить в уже знакомый рассказ включить какой-то сказочный компонент. Предложение придумать, как поступил бы герой, если дать ему волшебную палочку, понравится малышу.

Детям очень нравится придумывать сказки со своим участием. Взрослый может начать придумывать, а потом предложить малышу продолжить. Затем можно перейти к сочинению сказок о любимых игрушках, других детях или предметах. Сказки несут в себе воспитательный компонент. *Можно корректировать поведение малыша, придумывая сказочные сюжеты. Герои попадают в ситуации, в которых оказался ребёнок. Вместе можно предложить герою правильный выход.#

Игровые технологии в обучении рассказыванию для дошкольников помогают поддерживать активный интерес к процессу. *Вместо картинок можно применять театрализацию.# С помощью пальчиковых кукол ребёнок придумывает окончание сюжета.

Если под рукой нет подходящих кукол или специального настольного театра, можно выполнить его своими руками. Героев можно нарисовать и наклеить на картон, а затем их вырезать. *Сочетание игры и образовательных задач даёт хороший результат.#

Дети не только обучаются осознанно решать творческие задачи, но и начинают связно, грамотно выражать свои мысли. Речевое развитие в дошкольном возрасте имеет огромное значение. В школе обычно у детей с хорошим уровнем речевого развития нет проблем с успеваемостью.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Устное сочинение» также читают

Сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Мир растений и грибов. Мир животных

Предлагаемое вашему вниманию пособие состоит из 22 демонстрационных сюжетных картинок по темам, охватывающим содержание познания окружающего мира: мир растений и грибов (фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, лес); мир животных (домашние и дикие животные и птицы Средней полосы; животные и птицы холодных и жарких стран; насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы); мир человека (человек и его тело, человек и его семья, планета Земля, страна, Родина, столица, город, улица, дом, транспорт, квартира, мебель, посуда, продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии); времена года). Ребёнок не только описывает предметы по демонстрационной картинке без опоры на конкретные вопросы, но и рассказывает, какое это время года, какие явления природы можно наблюдать, что делают люди, какую одежду они носят, как ведут себя животные, птицы, чем они питаются, что происходит с растениями, как они растут и развиваются и т.д

Важно, чтобы дошкольник, выполняя задание по заданной схеме, усвоил таким образом взаимосвязь природы и человека и отразил неразрывность этой взаимосвязи в своём рассказе. В качестве раздаточного материала для составления описательного рассказа предложите ему такую же картинку, но меньшего формата*. Если ребёнок затрудняется самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке без опоры на вопросы, следует провести с ним дополнительные занятия, сориентировав его на связный рассказ по картинке с помощью примерных вопросов, которые приведены в двух вариантах во вкладке на с

3. Примерные вопросы применимы ко всем 22 картинкам пособия. Вы можете также предложить свои варианты вопросов, конкретизировав их. Такие вопросы старайтесь выстроить в логике от общего — к частному или, наоборот, идя от частного (отдельного предмета) — к общему (обобщению). Обширный картинный материал может использоваться для проверки овладения детьми этой возрастной категории (6-7 лет) доступным лексическим словарём природоведческой, обществоведческой, бытовой тематики, при организации познавательной деятельности по его освоению детьми более раннего возраста или в начальной школе. Тематика и наглядность картинок, содержание примерных вопросов по ним соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования и действующих программ воспитания и обучения детей. Пособие адресовано воспитателям детского сада, учителям начальной школы и иностранного языка, родителям, гувернёрам. Составитель: Шестернина Н. Л

Если ребёнок затрудняется самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке без опоры на вопросы, следует провести с ним дополнительные занятия, сориентировав его на связный рассказ по картинке с помощью примерных вопросов, которые приведены в двух вариантах во вкладке на с. 3. Примерные вопросы применимы ко всем 22 картинкам пособия. Вы можете также предложить свои варианты вопросов, конкретизировав их. Такие вопросы старайтесь выстроить в логике от общего — к частному или, наоборот, идя от частного (отдельного предмета) — к общему (обобщению). Обширный картинный материал может использоваться для проверки овладения детьми этой возрастной категории (6-7 лет) доступным лексическим словарём природоведческой, обществоведческой, бытовой тематики, при организации познавательной деятельности по его освоению детьми более раннего возраста или в начальной школе. Тематика и наглядность картинок, содержание примерных вопросов по ним соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования и действующих программ воспитания и обучения детей. Пособие адресовано воспитателям детского сада, учителям начальной школы и иностранного языка, родителям, гувернёрам. Составитель: Шестернина Н. Л.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

стр.74 упр.114

Обучающее сочинение
по серии
сюжетных картинок

Русский язык УМК «Школа России»

2 класс

Составила Золотарева Л.Н. учитель начальных классов МОУСШ №2 г.Богородицк2018г.

Слайд 4Сочинение
Спасение зайчика

Слайд 5

Лексическая подготовка.
Каким словом можно заменить слово Коля?
Каким словом можно заменить

слово зайчик?
Заяц, зайчик, зайчишка, зайчонок, зверёк, питомец, друг.Коля, Николай, ребёнок,

он, мальчик, мальчишка.

Слайд 7

I. Кого увидел мальчик в лесу?

.

Какая беда приключилась с зайцем?

Однажды … увидел… … сломана лапка

Составление плана

Находка

Слайд 8

II. Куда принес мальчик зайца?

Как он заботился о своем питомце?

домой перевязал кормил лечил

Составление плана

Забота о питомце

Слайд 10 Однажды мальчик увидел в

лесу зайчишку. С зайцем приключилась беда. У зверька была сломана

лапка.
Коля принёс зайца домой. Он заботился о своём питомце. Мальчик перевязал зверю лапку, кормил и лечил его.
Зайка выздоровел. После выздоровления Коля отнёс зайца в лес. Мальчик отпустил зверька на волю.

Изложение
Спасение зайчика

Слайд 11 Однажды мальчик увидел в лесу

зайчишку. С зайцем приключилась беда. У зверька была сломана лапка.

Коля принёс зайца домой. Он заботился о своём питомце. Ребёнок перевязал зверю лапку, кормил и лечил его.
Зайка выздоровел. После выздоровления Нико- лай отнёс зайца в лес. Мальчишка отпустил зверька на волю.

Слайд 12 Однажды мальчик увидел в

лесу зайчишку. С зайцем приключилась беда. У зверька была сломана

лапка.
Коля принёс зайчонка домой. Он заботился о своём питомце. Мальчик перевязал зверю лапку, кормил и лечил его.
Зайка выздоровел. После выздоровления Коля отнёс друга в лес. Мальчик отпустил зверька на волю.

Слайд 13 Однажды мальчик увидел в

лесу зайчишку. С зайцем приключилась беда. У зверька была сломана

лапка.
Коля принёс зайца домой. Он заботился о своём питомце. Мальчик перевязал зверю лапку, кормил и лечил его.
Зайка выздоровел. После выздоровления Коля отнёс зайца в лес. Мальчик отпустил зверька на волю.

Слайд 16Напиши ответы на вопросы, соблюдая красную строку.

Вопросы

Опорные слова1. Кого нашёл мальчик в лесу? однажды, увидел 2. Какая беда приключилась с зайцем? сломана лапка 3. Как заботился мальчик о зверьке? принёс, перевязал, лечил, кормил 4. Куда он отнёс зайца после выздоровления? выздоровел, отпустил на волю

Самостоятельная работа

Слайд 17

Однажды мальчик увидел в лесу зайчишку. У зверька

была сломана лапка.
Коля принёс зайца домой. Он заботился о своём питомце. Мальчик перевязал зверю лапку, кормил и лечил его.
Зайка выздоровел. После выздоровления Коля отнёс зайца в лес. Мальчик отпустил зверька на волю.

Проверка

Слайд 19
Чему вы сегодня научились?
Итог

Составление рассказа Осень

Ребенок смотрит на картинки и понимает, о чем идет речь:

  1. Рассказ о погоде, какое небо, какое солнце, какая погода, особенности осени.
  2. Что происходит осенью, какая растительность
  3. Как люди одеваются осенью.
  4. Как птицы себя ведут осенью.
  5. Как ведут себя животные осенью.
  6. Что делают люди осенью, какие работы проводят.
  7. Чем дети забавляются в это время года.
  8. Как ведут себя насекомые.

Например:

Пришла осень. Ночи стали длиннее, а дни короче. Солнце уже не греет так сильно и высоко не поднимается. На улицах лужи, потому что часто идут дожди. Ветер дует холодный. Начинается листопад. Листья меняют цвет и опадают. Люди убирают убирают урожай в садах и на огородах.

На улице холодает и люди одевают теплую одежду: плащи, куртки, шарфы и шапки. Обувают ботинки и сапоги. Если пойдет дождь, берут зонтики с собой. Птицы готовятся к зиме и перестают петь. Строят гнезда. Птицы перелетные улетают в теплые края. Осенью птицам нечего есть и становится холодно.

В лесу животные тоже к зиме готовятся. Они запасаются едой. Меняют свои летние шубы на зимние.

Взрослые на полях, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.

Дети с родителями ходят за грибами в лес. Гуляют в парках, делают из листьев букеты. Катаются на роликах и велосипедах.

Не видно больше насекомых в лесах. Они залезают в теплые места и впадают в спячку.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.

Серия картинок для рассказывания. Тема «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева

(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)

В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ

Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке. Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин

Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.

В сети достаточно много пособий, в которых предлагаются оригинальные материалы для развития связной речи на логопедических занятиях и при самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста. Одним из таких пособий является Составляем рассказ по серии сюжетных картин Воробьевой Т. А.

В пособии приводится методика обучения составлению рассказов по серии сюжетных картинок. На каждый рассказ предлагаются четыре связанные одним сюжетом картинки плюс рекомендуемая опорная лексика: существительные, прилагательные и глаголы. При выполнении приведенных заданий решаются следующие коррекционные задачи:

  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие самостоятельной связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Издание хорошо иллюстрировано. Картинки узнаваемые. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям. Рекомендовано для занятий с детьми 4-6 лет.

Ход НОД

Дидактическая игра «Подберём слово»

— Какое время года сейчас? (Ответы воспитанников)

Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу. Получивший снежинку ответит на вопрос: зима какая?

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Инструкция. Правильно. Зима ветреная, холодная, снежная, студёная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, подув на волшебные снежинки. (Задание «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. Условие: ваши плечи не должны подниматься. Вот так падает, и кружится снег зимой.

Упражнение на применение предлогов

Стимулировать применение предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов.

— Вы очень сильно подули на снежинки. Все картины разлетелись по группе и перепутались. Надо восстановить порядок.

— Давайте найдем изображения. Отвечайте так: моя карточка была…. (Ответы малышей: под стулом, на подоконнике, за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии).

Как составить рассказ по картинке 1 класс

Дети должны уметь составлять рассказы о различных явлениях и предметах. Это может быть обычная кошка и даже предмет мебели.

Помогите ребенку составить рассказ, согласно рекомендациям:

  1. Нужно начать рассказ с темы, которая была обозначена, одним предложением. Например, «Я расскажу о персидской кошке».
  2. Описание должно включать характеристики предмета, всего 4 или 5. Пусть ребенок опишет как выглядит кошка (шерсть, окрас). Где кошка живет, приносит ли пользу, что ест. Можно рассказать какие повадки у кошки. Если описывается предмет неживой, нужно рассказать, зачем этот предмет нужен, из чего сделан (какой материал), состоит из каких частей.
  3. Подвести итоги — одно или два предложения.

Гусеница и домик. Ребенок должен разложить картинки с сюжетами последовательно, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы:

  1. Про кого будешь рассказывать?
  2. Придумай имя для гусеницы и расскажи про нее.
  3. Что гусеница делает летом?
  4. Куда гусеница заползла и что увидела?
  5. Что случилось с яблоком после того, как гусеница за него взялась?
  6. Что гусеница придумала в новом домике?
  7. Составь рассказ.

Образец, который можно использовать, чтобы помочь ребенку, если у него возникнут затруднения:

Жила себе поживала молодая гусеница зеленого цвета. Звали ее Настя. Летом хорошо гусеница проводила время. Она грелась на солнышке, лакомилась вкусными листочками, ползала по деревьям. Но, у Насти не было домика, и она хотела его найти и обосноваться в нем. Однажды залезла гусеница на яблоню, увидела красивое и большое яблоко и стала его грызть. Оно было вкусное и не заметила Настя, что прогрызла яблоко насквозь. Уютно и тепло было Насте в яблоке. Смастерила она дверцу и окошко и получился отличный домик.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

История в картинках

Все любят смотреть на семейные фотографии, вспоминая драгоценные моменты жизни. Узнайте, сможет ли ваш ребенок разложить фото в хронологическом порядке.

Что понадобится:

3 или 4 фото семейного отпуска, дня рождения или иного особенного события

  1. Перемешайте фотографии и разложите на столе.
  2. Попросите ребенка вспомнить, что происходило сначала, и выбрать соответствующее фото.
  3. Потом попросите его выбрать фотографию, на которой изображено то, что было дальше. Продолжайте, пока он не соберет все фото в хронологическом порядке.
  4. Попросите ребенка рассказать о том, что происходило, от начала до конца, задавая вопросы, чтобы помочь ему вспомнить все более подробно.

Варианты игры. Выберите несколько фотографий, отражающих разные события, и попросите его разложить их по событиям. После этого нужно будет разложить фотографии, посвященному одному и тому же событию, в хронологическом порядке.

Осваиваемые навыки:

  • Навыки классификации
  • Когнитивные / мыслительные навыки
  • Тонкая моторика
  • Подготовка к обучению чтению
  • Установление последовательности/группировка
  • Социальное взаимодействие
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: