Чеченцы

Современная и национальная чеченская одежда в лёгких рисунках для детей Картинки и слайды с костюмами жителей Чечни

Содержание

Слайд 1
Чеченская республика
НОХЧО

Слайд 2

Нохчо» значит — чеченец. Чеченцы – один из древнейших народов мира.
На Северном Кавказе – это самый крупный народ (более1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по культуре и религии их соседи ингуши.

Слайд 3

Слайд 4
Герб
Чеченской
Республики
4

Слайд 5

Слайд 6
Чеченская национальная одежда
Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана — туго обтягивал фигуру и застёгивался на пуговицы-узелки и петли.
Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучшихсортов сукна.
Характерная чеченская одежда – бурка. Это — накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу.Богатые люди  носили белые бурки, черкески, папахи.

Слайд 7
Все чеченские женщины носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу.
Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка.
Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.
Головной убор чеченки – платок. Девушки складывали его углом. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы.

Слайд 8
Папаха – символ чести
Шапка у чеченца — символ чести и достоинства — является частью костюма.
У чеченцев издревле существовал культ головного убора — как женского, так и мужского.

Слайд 9
Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце.
Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя» – чистая, со свежей постелью. Даже детям запрещается играть в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя.
Гостеприимство чеченского народа

Слайд 10
Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра». Сам по себе свадебный обряд – это представление, в которое входят пение, танец, музыка, пантомима.
Свадебный обряд

Слайд 11
Национальный фольклор и танец
Самый древний  и любимый  музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же незамысловат, как  русская балалайка: три струны, деревянный корпус.
Самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Почти каждый аул или селение имеют свою лезгинку.

Слайд 12

погибло около 14 тыс

военнослужащих

Слайд 13
Разрушенный город Грозный.

Слайд 14
Восстановление республики
Сегодня Чечня восстанавливается, развивается, строится преимущественно благодаря дотациям из федерального бюджета и Главе Чеченской Республики- Рамзану Кадырову

Слайд 15
Мечеть «Сердце Чечни»

Слайд 16
Комплекс высоток «Грозный Сити»

Слайд 17
Грозный сегодня

Слайд 18
Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Чеченский мужской костюм

Он состоял из двух элементов:

  • Бешмет – облегающий расширяющийся книзу полукафтан длиной чуть выше колен, застегивался до пояса на узел-пуговицу.
  • Штаны, зауженные книзу. Чтобы движения не сковывались, их кроили из легкой ткани.

Дополнительно к костюму шли следующие элементы:

  • Черкеска – носилась поверх. По покрою схожа с бешметом, но застегивалась только на поясе. Шили из самого лучшего сукна.
  • Бурка – накидка без рукавов с зауженными твердыми плечами, расширяющаяся книзу. Делалась такая из войлока. Интересно, что бурка служила не только одеждой, но и одеялом черкесских мужчин.

Удивительно, но изготавливать накидку могли лишь мастерицы, которые считались лучшими в этом деле.

Ткачество и узоры в чеченском национальном костюме

Уникальность чеченского национального костюма заключается в тонком и сложном процессе изготовления тканей и богатстве узоров, которые украшают костюм. Наиболее популярными узорами являются геометрические и растительные мотивы, символизирующие природу и красоту Чечни. Например, одним из самых распространенных узоров является «аргиш» — растительный орнамент, который символизирует плодородие и процветание.

  • Геометрические узоры: включают в себя различные геометрические фигуры, такие как треугольники, ромбы, квадраты и шестиугольники. Они часто используются в разных комбинациях и создают интересные и сложные композиции. Эти узоры имеют символическое значение и могут олицетворять разные аспекты чеченской культуры.
  • Растительные узоры: отображают природу Чечни и ее обитателей. Например, узоры в виде листьев, ветвей, цветов или животных. Эти узоры символизируют жизненную энергию и красоту природы.

Ткачество в чеченском национальном костюме проходит через несколько этапов, начиная с выбора и подготовки материалов, таких как шелк или хлопок, и заканчивая процессом ткачества и вышивки

Ручная работа придает костюмам уникальность и индивидуальность, каждая деталь выполнена с большим мастерством и вниманием к деталям

Виды тканей Характеристики
Шелк Используется для создания особенно роскошных и дорогих костюмов, благодаря своей мягкости и блеску.
Хлопок Часто используется для повседневных и праздничных костюмов, благодаря своей прочности и удобству в носке.

В чеченской культуре национальный костюм имеет большое значение и является неотъемлемой частью традиционной одежды. Ткачество и узоры в чеченском национальном костюме отражают богатство культурного наследия и тесную связь с природой и традициями народа.

Рубахи для детей

Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. При создании детских нарядов часто применялись отрезы ношенных вещей матери или отца. Делалось это не из экономии, а в угоду поверью, гласившему, что малыша спасает от дурного глаза родительская сила.

Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов.

Достижение трехлетнего возраста для малышей ознаменовывалось получением рубахи из новины. Двенадцатилетним мальчикам полагались в придачу штаны-порты, девочек наряжали в поневы. Вообще русский народный костюм для детей мало чем отличался от одежды взрослых.

Что вы знаете о традиционном женском наряде чеченок?

1. Каково происхождение чеченского национального костюма?

Чеченский национальный костюм — это отражение культуры, религии и образа жизни кавказского народа, который сложился на протяжении веков под влиянием разных цивилизаций. По преданиям, в основу национальной одежды чеченок лег воинственный костюм, главным украшением которого являются женские газыри (туьдаргаш) и пояс. Газыри — это длинные полоски ткани, на которые вышивались различные узоры и символы, а также пришивались монеты, бусины и другие предметы. Пояс — это широкая лента, которая обвивалась вокруг талии и закреплялась спереди. Он символизировал силу, защиту и плодородие.

2. Какой головной убор носили чеченки?

Женский головной убор — платок кортали — дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала, которые закрывали волосы и плечи. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). Платок кортали имел не только эстетическое, но и практическое значение, защищая от солнца, ветра и пыли. Кроме того, он выражал уважение к традициям и религии, так как чеченцы исповедуют ислам.

3. Какое платье носили чеченки?

Женское платье — коч — было основным элементом национального костюма. Оно представляло собой длинную тунику с рукавами, которая застегивалась на груди или на спине. Платье было сшито из хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани, обычно однотонной или с цветочным рисунком. По краям платья шли полосы с вышивкой или аппликацией, которые назывались керди. Вышивка имела геометрические или растительные мотивы, а также буквы арабского алфавита. Платье коч подчеркивало красоту и изящество фигуры чеченки, а также ее скромность и достоинство.

4. Какая обувь носили чеченки?

Женская обувь — чарики — была простой и удобной. Она состояла из мягкой кожи или ткани, которая обтягивала стопу и застегивалась на пуговицу или завязывалась на шнурок. Чарики были обычно черного, коричневого или красного цвета, иногда с вышивкой или бисером. Чарики носились с носками или без них, в зависимости от погоды и сезона. Чарики были удобны для ходьбы по горам и долинам, а также для работы в поле или дома.

5. Какие украшения носили чеченки?

Женские украшения — это важная часть национального костюма, которая подчеркивала красоту и богатство чеченки. Они состояли из серег, колье, браслетов, перстней, брошей, заколок и других предметов, которые были сделаны из золота, серебра, меди, железа, камней, дерева, кости, рога, перьев и других материалов. Украшения имели разнообразные формы и размеры, а также символическое значение. Например, серьги в форме полумесяца означали верность исламу, а кольцо с камнем — счастье и удачу. Украшения носились не только на теле, но и на одежде, головном уборе, поясе и газырях.

6. Какой свадебный костюм носили чеченки?

Свадебный костюм чеченки — это самый нарядный и пышный вид национального костюма, который носился в самый важный день в жизни. Он состоял из белого или красного платья, которое было украшено золотой или серебряной вышивкой, бисером, пайетками и другими элементами. Свадебное платье было длинным и широким, чтобы скрыть фигуру невесты от посторонних глаз. На голову невеста надевала белый или красный платок, который закрывал лицо и спускался до пояса. На платке были пришиты монеты, которые символизировали достаток и процветание семьи. На шее невеста носила колье из золотых или серебряных монет, которые назывались тамга. На руках невеста носила браслеты из золота или серебра, которые назывались кулга. На ногах невеста носила белые или красные чарики, которые были украшены вышивкой или бисером. Свадебный костюм чеченки был не только красивым, но и значимым, так как он выражал ее чистоту, невинность и любовь к мужу.

Женская одежда

Чеченки. Фото Дмитрия Ермакова. Около 1900 года.

И мужская, и женская одежда изготавливались женщинами. Навыки изготовления одежды передавались из поколения в поколение. Небогатые женщины для изготовления одежды использовали высококачественное домотканное сукно. Высшее сословие изготавливало одежду из дорогих привозных тканей: шёлка, атласа, бархата. Фасон женской одежды был схож с мужским: платье походило на черкеску; куртка на вате напоминала бешмет.

В XIX веке горянки носили рубахи (чечен. Коч) с разрезом на груди и стоячим воротником. Рубаха шилась из хлопка и шёлка и по длине доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава закрывали кисти. Рукава праздничных рубах спускались почти до пола.

Свадебное платье

Свадебные платья (чечен. Гӏабали) дошли почти неизменными до наших дней. Их шили из белого или светлого шёлка. Для украшения использовали галуны, кружева, металлические застёжки, подвески, иногда золотое шитьё. Под платье поверх рубашки одевался бархатный приталенный бордовый или голубой кафтанчик с нашитыми серебряными накладками с позолотой, которые были видны в вырезе платья. Свадебное платье перетягивалось медным или серебряным поясом с позолотой. Пластинки пояса имели гравировку или накладки с филигранью и соединялись между собой шарнирами, украшались драгоценными или полудрагоценными камнями: агатом, сердоликом, бирюзой. Рукава платья спускаются почти до земли.

Тёплая одежда

В холодное время женщины носили распашную одежду из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, стёганную на тонком слое шерсти или ваты, которая имела покрой черкески с узким рукавом. Тулупы, которые носили чеченки, шились обычно из овчины. Состоятельные женщины покрывали тулупы различными тканями. Тулупы и шубы были одеждой женщин старшего возраста. Молодёжь предпочитала утеплённые бешметы.

Обувь

Женская и мужская обувь имела много общих черт. Богатые чеченки носили башмаки, туфли и галоши местного производства. Более распространённой среди менее обеспеченной части населения была сыромятная обувь.

Праздничная женская обувь (чечен. Пошмакхаш) представляла собой туфли с глухим носком без задника на твёрдой подошве с небольшим каблучком. Носок такой обуви часто делался из цветной кожи или бархата и украшался вышивкой.

Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченский народный костюм

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

1. Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля. Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство. 2. Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди. 3. Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. Он туго обтягивал торс и с талии расходился вниз почти до колена. Воротник-стойка застегивался на шее несколькими пуговками и почти полностью закрывал ее. Бешмет обычно состоял из легких материалов, которые не стесняли движений. Праздничные варианты бешмета шились из красивых и блестящих материалов, таких как атлас, и могли удивить разнообразием цветов.

4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок. Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения чистоты женщины. 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья. 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIX в. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.

“Птичье” название

Сами чеченцы называют себя нохчий (во множественном числе). Исследователи связывают происхождение этого слова с особенностями родо-племенного деления и именований.

Согласно самой распространённой теории, слов “нахчо” могло означать основную часть племён, которые, объединяясь, передали своё название и родственным этносам. Таким образом появились чеченцы, что сохранили самоназвание.

Групповой портрет мужчин и девушки в традиционных костюмах. Вторая половина XIX века / Зейдлиц Николай Карлович

А вот привычное нам слово “чеченцы” имеет крайне необычное происхождение. Востоковед А. П. Берже, отмечал, что название это могло появиться у русских как ассоциация языка чеченцев с птичьим щебетом.

Адольф Петрович Берже писал:

В дальнейшем учёные высказывали предположения, что этноним образовался от названия села чечень, но, на мой взгляд, изначально всё происходило именно так, как указал А. Берже.

Чеченцы на свадьбе, XIX век / Джордж Кеннан

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.

Слайд 11Курбан-Байрам Праздник жертвоприношения отмечается после окончания Хаджа, 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа по

мусульманскому календарю, через 70 дней после Уразы-байрам. Традиция отмечать этот праздник напрямую связана с историей, произошедшей с пророком Ибрагимом (Авраамом). В глубокой старости (86 лет) у него родился сын Исмаил (Измаил), но вскоре божественным откровением ему было велено принести его в жертву Всевышнему. Несмотря на свою любовь к долгожданному ребенку, Ибрагим (Авраам) решился на этот шаг, но в последний момент сын был заменен жертвенным животным. Это оказалось испытанием от Аллаха, которое Ибрагим (Авраам) выдержал и получил благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака).

Свадебный наряд

Чеченское платье невесты могло быть разных оттенков, не обязательно белого, как во многих европейских государствах. Но в советский период чаще использовалась именно белоснежная гамма – знак непорочности и чистоты.

Чеченские пары были не против наряжаться в самый важный день (даже сегодня) в традиционный наряд, в котором исполняли национальный танец. Торжественное платье состояло из двух слоев (как и повседневное) – из туники и верхнего платья. Но в этот день оно обязательно из лучших тканей – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.

Верхнее платье делали из дорогого шелка или тяжелого атласа. Оно имело длинные рукава (доходили до пола). Украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Привычная для многих народов фата заменялась на платок из шелка.

Вы знали, что на свадьбах, которые соответствовали традициям, невесте было принято дарить много драгоценностей, которые она демонстрировала в свадебном танце? Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс. Его дарил жених перед церемонией.

Современный чеченский костюм (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Жители Чечни высоко чтут традиции и обычаи своего народа. В отличие от многих народов, они не полностью отказались от него и с удовольствием носят и в наши дни. Молодежь, конечно же, надевает национальный костюм только по праздникам, а в остальные дни предпочитает одеваться так, как принято в современном мире. Мужчины сохраняют дань традиции и носят папахи, сочетая их даже с деловыми костюмами. В Чечне можно встретить пожилых людей, облаченных в бешмет и даже черкеску. Женщины этой же возрастной категории тоже придерживаются национальных традиций, надевают в повседневной жизни длинные платья и шаровары и всегда ходят с покрытой головой. Некоторые современные чеченские дизайнеры, желая воплотить неразрывную связь между прошлым и настоящим, создают модели в так называемом этническом стиле, используя особенности древнего национального костюма чеченцев. Так, в модных коллекциях можно встретить кавказские рубашки с воротником “стойка” на одной пуговице и т. д. То же самое касается и женской одежды: здесь гораздо больше возможностей привнести национальное в современный образ.

Кстати, в последнее время не только чеченские дизайнеры одежды, но и мировые метры фэйшн-индустрии стали использовать элементы кавказского, в частности, чеченского костюма при создании моделей в стиле “этно” или “фольк”. Несколько лет назад российская известный модельер Ульяна Сергеенко в своей коллекции «Кавказ», на создание которой ее вдохновило творчество М. Ю. Лермонтова (кавказский период), представила несколько моделей женской одежды, которые представляли собой черкески, то есть элемент не женского, а мужского национального чеченского костюма. Сегодня также в тренде кавказские украшения и различные аксессуары (пояса, подвески, головные уборы или обувь. Довольно часто свадебные современные наряды авторства чеченских дизайнеров представляют собой адаптированные варианты старинного брачного платья. Каковы же их характерные черты?

Слайд 5Женский национальный костюм:Более разнообразен по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды

отражали возраст и социальный статус женщины. Четыре элемента: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.Платье-туника — длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок с пуговицами. Под неё — широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: