Жанровое своеобразие романа л. н. толстого «война и мир»

В чем заключается жанровое своеобразие войны. «роман-эпопея «война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

История создания произведения

Роман-эпопея «Война и мир» задумывалась изначально как рассказ о декабристе, которому посчастливилось вернуться вместе со своими родными из Сибири. Эта идея полностью поглотила Льва Толстого, отчего он стал продумывать детальнее линии повествования для раскрытия своего персонажа с разных сторон. Ему хотелось показать не сухие эмоции, а дать читателю задуматься над тем, как внешние обстоятельства могут повлиять на судьбу простого человека.

Так, автор решил начать рассказ с юношеских лет главного героя, отчего время следовало откинуть на полвека назад с момента написания романа, а именно — с 1805 года. Неудивительно, что такое решение требовало усердного продумывания огромного количества второстепенных героев, их действий и других важных исторических событий.

Около семи лет Лев Николаевич Толстой собирал сведения у своих знакомых, стараясь обрисовать фоновое историческое действие как можно точнее и красочнее. После чего у автора появился примерный план написания будущего романа: на первом плане обрисовывалась жизнь юных декабристов, на втором — восстание декабристов, а на третьем — их возвращение домой из долголетней ссылки.

В результате Лев Николаевич принял решение направить все свои силы на написание первой основной сюжетной линии, так как характеристика героев, события, которые преследовали их в момент спокойной жизни, требовали колоссальных усилий. И хотя поначалу автор задумывал написать обыкновенную повесть, у него получилась монументальная работа, настоящая эпопея, аналогов которой до сих пор не существует в мире литературного искусства.

Что касается идейно-художественного анализа, среди огромного количества различных тем, рассматриваемых автором в романе, одной из основных считается историческая участь всего российского народа в этап сложного военного времени. Лев Николаевич был противником войны, потому что они приводили к регрессу населения и развития государства в целом.

Люди, оторванные от привычного рода занятий и вынужденные убивать себе подобных из-за политики, возвращались домой сломанными как морально, так и физически. Для всего народа это оказывало неизгладимый ущерб. Похожая проблематика, как и жанровая особенность, прослеживается и в произведении Л. Н. Андреева «Стена».

На фоне развивающейся войны, Лев Николаевич оценивал своих персонажей с точки зрения настоящего и ложного патриотизма. Борьба 1812 года имела огромное значение для всего народа в общем патриотическом порыве — выгнать чужаков с собственной земли. В этом были солидарны как дворяне, так и незатейливый люд.

С точки зрения композиции, можно рассмотреть четкую последовательность развивающихся событий:

  • 1 том — описание войны и главных героев;
  • 2 том — жизненные трудности на пути у каждого из персонажей;
  • 3 том — война 1812 года;
  • 4 том — наступление долгожданного мира;
  • Эпилог — развитие центральных героев и их дальнейшая судьба.

Лев Николаевич Толстой хотел создать произведение, в котором будут отображены не только сухие факты и перечень событий. Ему хотелось показать читателю причинно-наследственную связь, отобразить все влияющие на судьбу человека факторы.

Л. Н. Толстой мечтал создать что-то необычное, и у него это получилось. Его произведение стало известным на весь мир. Роман-эпопею переводят на многие языки, изучают в школах и анализируют. На сегодняшний день это не просто художественное произведение, но и визитная карточка русской литературы.

Жанровое своеобразие, особенности жанра романа Война и мир

Любое литературное произведение написано в определенном жанре, которое определяет его композицию, тему и проблемы, которые поднимаются в нем. Вид жанра зависит и от количества персонажей и связей между ними. Вопрос жанрового определения «Войны и мира» волновал всех читателей и литературоведов, так как сам автор затруднялся дать своему произведению его.

Бесспорно, что «Война и мир» является эпическим произведением. По размеру и количеству персонажей и связей между ними это роман, но позднее для такого крупного произведения был создан термин «роман-эпопея». Но что это понятие в себя включает?

Книга «Война и мир» содержит в себе элементы множества жанров и направлений. Например, исторический роман проявляется во внимании автора к историческим событиям, которые существовали реально. Лев Толстой не только в художественной форме описывает Отечественную войну, но и приводит реальные данные об предпосылках этого события, а также о развитии отношений между странами.

Но это далеко не самый ведущий жанр в романе

Внимание автора сильнее сосредоточено на «мире», чем на «войне». В описании мирных сцен автор описывает чувства и переживания других персонажей, показывает их эволюцию

Они общаются друг с другом и принимают решения. Конечно, их жизнь связана с войной, так как некоторые герои участвуют в ней или связаны иными путями с баталией. В этих эпизодах можно заметить черты психологического романа, ведь герои анализируют себя и свои поступки.

Есть в книге и философское начало. Лев Толстой много размышляет о роли личности в истории, об войнах вообще, о том, кто виноват в них и кто страдает от этого. Также философские отступления посвящены вопросам любви, дружбы, призвания, жизни, месту человека в ней и так далее.

«Война и мир» охватывает множество тем, вопросов и проблем. В этой книге человек может найти ответ на любой вопрос, который его волнует. «Война и мир» — это уникальное произведение, которое позволяет лучше понять Льва Толстого и его жизненную философию, а также его взгляд на устройство мира. Это своего рода итог всего творчества автора, всей его работы.

«Война и мир» — это уникальное произведение в мировой литературе.

Главы романа и сюжетные линии

Роман «Евгений Онегин» состоит из 8 глав и небольшого приложения, которое по сути является остатком 9 главы, рассказывающей о путешествиях и впечатлениях Онегина. В самом первом издании было 9 глав, однако потом сам Пушкин, вняв советам друзей и почитателей, исключил из романа главу о путешествии Онегина (между отъездом его из имения после дуэли с Ленским и возвращением в Москву).

«Евгений Онегин» состоит из 5541 строки, включая в этот счет все строки глав и приложения.

Десятая глава, хотя, вероятно, и была задумана и даже написана Пушкиным, ни в одно из изданий романа никогда не включалась, да и полный её текст неизвестен. До нас дошли лишь ее отрывки и черновики. По словам современников, в десятой главе Пушкин, предположительно, хотел показать поездку Онегина на Кавказ и его гибель там. Пушкин зашифровал первые 16 строф главы. Эта зашифровка дошла до нас не полностью: по ней можно восстановить лишь часть текста

Отдельные главы «Евгения Онегина» выходили в следующие годы: Первая глава — 1825 г., (второе издание — 1829 г.) Вторая глава — 1826 г., (второе издание — 1830 г.) Третья глава — 1827 г. Четвертая и пятая главы — 1828 г. Шестая глава — 1828 г. Седьмая глава — 1830 г. Восьмая глава — 1832 г. (По материалам «Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 10 томах», том 5, 1950 г., примечания Б. В. Томашевского)

Сюжетные линии по главам

Глава 1: Онегин приезжает в деревнюГлава 2: Онегин знакомится с ЛенскимГлава 3: Онегин знакомится с Татьяной ЛаринойГлава 4: Онегин отвергает любовь ТатьяныГлава 5: Именины ТатьяныГлава 6: Дуэль Онегина и ЛенскогоГлава 7: Татьяна в Москве на «ярмарке невест»Глава 8: Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге

Главный сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история.В произведении выделяются две сюжетных линий: центральная – трагичная история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной, а также второстепенная – дружба Онегина и Ленского.

Онегин и Татьяна. ЭпизодыЗнакомство с Татьяной (3. III—IV);Разговор Татьяны с няней (3. XVII—XX);Письмо Татьяны к Онегину (3. XXXI);Объяснение в саду (4. XII—XVI);Сон Татьяны (5. X—XXI) и именины (5. XXV—XLV);Посещение дома Онегина (7. XV—XXIV);Отъезд в Москву (7. XXVI—LV);Встреча на балу в Петербурге через 3 года (8. VII—IX, XVII—XXV);Письмо Онегина к Татьяне (объяснение);Вечер у Татьяны.

Онегин и Ленский. ЭпизодыЗнакомство в деревне;Разговор после вечера у Лариных;Визит Ленского к Онегину;Именины Татьяны;Дуэль и смерть Ленского.

Хронология романа

Согласно Юрию Лотману (советский и российский литературовед, культуролог), из текста следует следующая хронология событий романа (по старому стилю)

Событие

Время

Рождение Онегина

1795

Рождение Татьяны

вероятно, 1803

Рождение Ленского

1803

Выход Онегина «в свет»

1811-1812

Пребывание Ленского в Гёттингене

с 1817 (или 1818) по весну 1820

Время действия главы I

зима 1819 — весна 1820

Время действия глав II и III

лето 1820

Время действия главы IV

лето — осень 1820

Время действия главы V

ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821

Сон Татьяны

ночь с 5 на 6 января 1821

День именин Татьяны.

12 января 1821

Время действия главы VI

13 января — весна 1821

Дуэль и гибель Ленского

14 января 1821

Время действия главы VII

весна 1821 — февраль 1822

Отъезд Онегина в Петербург

февраль-март 1821

Замужество Ольги и её отъезд

лето 1821

Посещение Татьяной дома Онегина

лето 1821

Отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия)

3 июля 1821

Поездка Лариных в Москву

конец января-февраля 1822

Замужество Татьяны

1822 (вероятно, осень)

Пребывание Онегина в Крыму

август-сентябрь 1823

Встреча Онегина и автора в Одессе

осень 1823

Возвращение Онегина в Петербург

август 1824

Время действия главы VIII

осень 1824 — весна 1825

Конец романа

март 1825

Философский роман

Наряду с сюжетной повествовательной линией, Толстой вводит в роман множество лирических отступлений и философских размышлений. В романе рассматриваются и общечеловеческие философские проблемы, и роль личности в ходе масштабных мировых событий. Философские размышления автора находят место на страницах его художественного произведения. Толстой отвергает роль личности Наполеона как великого полководца. Он утверждает, что такие события вершат стечение обстоятельств и целые нации, а самого Бонапарта сравнивает с ребенком, который дергает бахрому в повозке, но думает и даже искренне верит, что управляет повозкой.

Глава двадцать первая

В приемной уже не было никого, не считая князя Василия со старшей княжной, которая при виде входящей Анны Михайловны с Пьером прошептала, что не может видеть эту женщину.

Катерина уже держала в руках мозаиковый портфель, который желала отобрать Анна Михайловна, настойчиво и притворно-ласково убеждая княжну не сопротивляться. Две женщины пытались выхватить спорную вещь друг у друга. Борьба продолжалось до тех пор, пока средняя княжна не выбежала из комнаты, где умирал граф. Катерина выронила портфель, который тут же схватила Анна Михайловна и пошла с ним в спальню.
Очень скоро она сообщила Пьеру, что его отец скончался.

Глава двадцать вторая

В имении старого князя Николая Болконского с нетерпением ожидали приезда молодого князя Андрея и его жены, княгини. Сам Николай отличался непростым характером, признавая за добродетели только деятельность и ум. Воспитанием младшей дочери Марьи он занимался сам, распределяя её жизнь таким образом, чтобы девочка не проводила время в праздности. Отец сам преподавал ей уроки алгебры и геометрии. Главной чертой этого пожилого человека была точность, доведенная до крайности.

В день приезда молодых князь Николай передал дочери письмо от Жюли Карагиной, подруги княжны, в котором сообщалось о том, что Пьер Безухов сделался графом, получив и титул, и практически все наследство от отца, став владельцем одного из крупнейших состояний в России. Кроме того, она рассказала о замысле Анны Михайловны устроить супружество Марьи с Анатолем Курагиным. В свою очередь княжна написала ответное письмо, в котором выражала жалость и к внезапно ставшему богатым Пьеру Безухову, и к князю Василию, оставшемуся ни с чем.

Девушка также сокрушалась по поводу войн, которые ведут между собой люди и печалилась, что так происходит. «… Человечество забыло законы своего Божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга» – искренне выражала она свое мнение в письме подруге.

Глава двадцать третья

Наконец-то князь Андрей Болконский со своей женой переступили порог дома своих родителей. Однако, в это время отец, князь Николай, спал и даже приезд таких дорогих гостей не мог стать поводом для того, чтобы нарушить столь привычный распорядок дня.

Почивать отцу осталось двадцать минут, и поэтому он предложил жене пойти сначала к княжне Марье.

По всей видимости, маленькая княгиня была в доме родителей мужа впервые, поэтому, увидев роскошную обстановку, не удержалась от восклицания: «Это дворец!»

Увидев, что Мария упражняется в игре на фортепиано, гости хотели неслышно выйти, но тут их заметила мадмуазель Бурьен, компаньонка княжны Болконской, и стала выражать восторг по поводу того, что долгожданные родственники, наконец, приехали.

Брата с женой увидела и Мария и присоединилась к радости по поводу их визита. Не остался в стороне и князь Николай, и хотя выражал свои эмоции более скупо, все же по причине приезда сына находился в хорошем расположении духа. И снова пошли разговоры на военную тематику, так волновавшую в то время людей.

Популярные сегодня темы

Сергей Александрович Есенин – русский поэт из крестьянской семьи, не превзойденный в таланте воспевать Россию, истинным сыном которой был. Родился в селе Константиново, писать начал тоже довольно рано – о том, что видел вокруг.

Эта героиня Гоголя выглядит, конечно, комично. Более того, и Чичикова, и читателей (меня точно) через какое-то время она начинает раздражать. Настасья Петровна — уже старушка, вдова, коллежская, как о ней говорится, секретарша.

Появление Хлестакова вызвало переполох в чиновничьей среде. Административно-хозяйственная машина заработала во всю мощь. Городские властители спешили выставить напоказ внешнюю благопристойность

Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

Л.Н. Толстой часто задумывался об обществе и том, как оно устроено и функционирует

Также он уделил большое внимание тому, как взаимодействуют между собой люди одного социального положения и разных. Он хотел описать не только сущность одного героя, но и объять весь народный дух

Автор много философствовал, поэтому роман можно назвать отчасти философским. Проблемными представляются не только горе и жизнь конкретного человека, но и всех людей в глобальном смысле. Например, была отвергнута мысль о том, что Наполеон хороший и талантливый полководец. Он его даже сравнивал с маленьким ребёнком, от действия которого ничего не зависело.

Определение и характеристика

Термин «роман» представляет собой особый литературный жанр, чаще носящий прозаический характер. Этот жанр зародился в средневековье и представлял собой рассказы на народном языке. В настоящее время является одним из самых распространенных видов эпической литературы. В отличие от повести, роман характеризуется более сложным содержанием и широким диапазоном описываемых событий. Они всегда разворачиваются в цельном художественном пространстве, а не в каком-либо одном эпизоде.

Основное место в романе отводится борьбе человека с различными социальными противоречиями, а также стремлению личности к некоему идеалу. Особое место в романе занимает также описание жизни и личности главных действующих лиц в кризисные и достаточно нестандартные периоды их жизни. Необходимо отметить тот факт, что наиболее типичным для романиста является описание в основном бытовых забот главных героев.

Сочинение 2

Если говорить конкретно о произведении Льва Николаевича Толстого, то у этого романа-эпопеи, есть целый ряд особенностей. Начнём с того, что у данного творения говорящее название. С одной стороны, в романе описаны батальные сцены, включая Бородинское сражение, с другой стороны, Л.Н. Толстой мастерски показал повседневную жизнь народа, будь то, например, деятельность салонов или активное использование французского языка в межличностном общении. Не будет преувеличением сказать, что в этом произведении есть черты этнографического труда.

Ещё одним аспектом, который был освещён в романе – это политическая жизнь страны. Одним из героев романа является знаменитый политический деятель Российской Империи Михаил Михайлович Сперанский. XIX век стал для Российской Империи веком перемен. Это столетие уместило в себе подъём международного престижа страны, разорительную войну с Наполеоном, отмену крепостного права, а также, увлечение людей спиритизмом и участие людей в разного рода тайных обществах, таких как масонская ложа. Одновременно с этим, было непросто отказаться от старого уклада жизни. Это противостояние как раз и показывает Лев Николаевич Толстой, особенно ярко это видно через двух персонажей романа. Андрея Болконского, который был весьма и весьма прогрессивным в своих взглядах на жизнь и Николая Ростова, который напротив, выступал за традиционные ценности, был хозяйственником и крепостником.

Сочинение 2

Литературоведы определяют жанр произведения «Война и мир», как роман-эпопея. Особенностью этого жанрового направления в литературе, является то, что для этого жанра необходима продолжительная история, которая включает в себя, значимые исторические события, как например, война России и Франции 1812 года.

Если говорить конкретно о произведении Льва Николаевича Толстого, то у этого романа-эпопеи, есть целый ряд особенностей. Начнём с того, что у данного творения говорящее название. С одной стороны, в романе описаны батальные сцены, включая Бородинское сражение, с другой стороны, Л.Н. Толстой мастерски показал повседневную жизнь народа, будь то, например, деятельность салонов или активное использование французского языка в межличностном общении. Не будет преувеличением сказать, что в этом произведении есть черты этнографического труда.

Ещё одним аспектом, который был освещён в романе – это политическая жизнь страны. Одним из героев романа является знаменитый политический деятель Российской Империи Михаил Михайлович Сперанский. XIX век стал для Российской Империи веком перемен. Это столетие уместило в себе подъём международного престижа страны, разорительную войну с Наполеоном, отмену крепостного права, а также, увлечение людей спиритизмом и участие людей в разного рода тайных обществах, таких как масонская ложа. Одновременно с этим, было непросто отказаться от старого уклада жизни. Это противостояние как раз и показывает Лев Николаевич Толстой, особенно ярко это видно через двух персонажей романа. Андрея Болконского, который был весьма и весьма прогрессивным в своих взглядах на жизнь и Николая Ростова, который напротив, выступал за традиционные ценности, был хозяйственником и крепостником.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, о том, роман-эпопея «Война и мир», это произведение, в котором всесторонне освещается жизнь людей, которые оказались в гуще исторических событий. Это освещение происходит всесторонне, как в масштабе отдельной семьи, так и и точки зрения реформ в стране в целом. Эпопея, даже в отрыве от литературе – это череда событий, которые связаны одной общей ситуацией. Так и роман «Война и мир», объединил в себе, военные действия, повседневную жизнь людей и политические перипетии XIX века. Это и есть, на мой взгляд, главная особенность этого бессмертного произведения. 

Композиция романа «Война и мир»

Важнейшей особенностью романа-эпопеи Л.Н. Толстого является сложная многоуровневая композиция. Каждый том, каждая часть и все произведение в целом имеют свою кульминацию и развязку. В романе несколько сюжетных линий, и все они тесно переплетаются. Свободно переходя от одних персонажей к другим и от частных судеб к крупным историческим событиям, Толстой прибегает к чередованию общих и крупных планов, портретных зарисовок и массовых сцен.

Основу построения романа составляет многоплановое противопоставление, которое наблюдается и в названии, и в соотношении эпизодов, и в последовательности частей и томов, и в группировке образов. В романе фальшивая жизнь высшего света противопоставляется естественной жизни (салон Шерер и дом Ростовых). Полной противоположностью являются и отдельные герои (например, Наташа Ростова и Элен Курагина, Наполеон и Кутузов, княжна Марья Болконская и Жюли Карагина, и т.д.) и исторические события (Бородинская битва и Аустерлицкое сражение).

Толстой в окончательной версии романа выделил четыре тома и эпилог. В первом томе описывается война 1805 года. Эта война чужда русскому народу, а главным героям свойственны честолюбие и тщеславные мечты (например, Пьер Безухов преклоняется перед Наполеоном, Андрей Болконский мечтает «о своем Тулоне»)

Во втором томе герои оказываются в жизненном тупике, и основное внимание автора приковано к мирной семейной жизни. Третий том посвящен Отечественной войне 1812 года

В четвертом томе вместе с прозрением главных героев наступит мир. В третьем и четвертом томах Толстой больше изображает простой народ и собственно исторические эпизоды, значительно увеличивается объем философских раздумий. В Эпилоге описывается дальнейшая судьба героев, а также излагается концепция истории.

Эпика или лирика?

Е. Г. Эткинд — (1918-1999) советский и французский филолог, критик, литературовед, переводчик, создатель школы поэтического перевода, общественный деятель — утверждал, что главное в «Евгении Онегине» эпическое, повествовательное начало, а строки, которые отличны от прочих лиризмом и авторскими мыслями, он считал «отступлениями».

Ефим Григорьевич Эткинд

В. С. Непомнящий — (1934-2020) советский и российский писатель, филолог, литературовед-пушкинист — мыслил иначе. Он считал, что «Евгений Онегин» — это большое лирическое стихотворение. Он определял «лирическим отступлением» фабульный сюжет (события, расположенные в хронологическом порядке), а авторские рассуждения, пронизывающие все произведение, истинным «сюжетом» романа. То есть это, исходя из всего вышесказанного, лирическое произведение.

Валентин Семенович Непомнящий

Е. Г. Эткинд был против такого осмысления. Обосновывая свою точку зрения, он писал, что если считать «Евгения Онегина» лирическим произведением, то «в «Евгении Онегине» нет ни персонажей, ни действия, ни быта, ни моральных или политических проблем, ни истории; все происходит во внутреннем мире, в душе. Известно, что «там, внутри» нет ни пространства, ни времени – как в Вечности». По сути все, о чем писал Пушкин, это плод душевного порыва. «В этом неисчерпаемо-загадочном произведении нельзя увидеть и жанра…», — писал Е. Г. Эткинд.

Сам В. С. Непомнящий так и утверждал: «…будучи лирической исповедью, оно в то же время является эпосом авторского духа как национального духа, осмысляющего себя».

Интересно то, что если посчитать количество строк, в которых излагается фабула (эпика: события, поступки героев) и строф, в которых фабула не излагается (лирика — те самые «лирические отступления»), то мы увидим, что оно будет одинаково. Пушкин смог уравновесить эпику и лирику.

Если вернуться к понятию «стихотворение», то стихотворением Пушкин называл вообще любое произведение, к какому бы жанру оно не относилось, но которое было написано стихами. В таком случае стихотворение указывает не на род (эпос, лирика, драма) и жанр (роман, поэма, элегия и т.д.), а на стихотворную форму (стихотворением может являться и эпопея, и трагедия, и комедия, и ода, и эпиграмма, и басня).

Застарелые споры

До реформы русского языка слово «мир» писалось и толковалось двояко. Это были «миръ» и «мир» через i, которое в кириллице так и называлась «и», и ижицу, которая писалась как «и». Эти слова различались по смыслу. «Миръ» — время без военных событий, а второй вариант означал вселенную, земной шар, общество. Орфография легко могла изменить смысл названия «Война и мир». Сотрудники основного в стране Института русского языка выяснили, что старая орфография, которая мелькнула в одном-единственном раритетном издании, — не более чем опечатка

Была также найдена одна описка в деловом документе, которая привлекла внимание некоторых комментаторов. Но автор в письмах писал только «миръ»

Как появилось название романа, пока достоверно не установлено. Опять мы сошлемся на наш ведущий институт, в котором точных аналогий лингвисты не установили.

Краткий анализ

Год написания
– 1863-1869 годы.

История создания
– Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема
– Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция
— Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр
— Роман-эпопея.

Направление
– Реализм.

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая — восстание декабристов, а третья — их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия
«Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Особенности жанра романа «Война и мир»

Роман-эпопея повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.

Л. Н. Толстой и сам говорил, что жанр «Войны и мира» невозможно отнести к какому-то определенному существующему литературному термину. Замысел автора касательно своей эпопеи заключался в попытке переплести реалии рассказа с художественными инструментами, таким образом указывая на полную картину жизни героев того времени. Как результат, жанровое своеобразие «Войны и мира» вышло сложным для определения по литературным стилистикам.

Профессионализм Толстого не просто так вызывал восторг у многих писателей и литературоведов: его популярное произведение стало самым трудным во всей мировой литературе. Лев Толстой переплетал некоторое количество различных жанров воедино.

Автор уделял внимание историческим аспектам своего произведения, стараясь воспроизвести их максимально точно, но при этом у него не было цели создавать исторические мемуары. По словам Толстого, ему хотелось принципиально воспользоваться художественными инструментами, чтобы продемонстрировать точную ситуацию, но под определённым ракурсом, который бы отвечал идее произведения

Говоря о том, что Толстой создал роман-эпопею, следует вынести основные черты романа как жанра:

  • На первом месте изображается человек в сложных жизненных ситуациях;
  • Сюжет состоит из различных переплетающихся линий, охватывающих судьбы ряда других персонажей;
  • Объём произведения намного больше в сравнении с другими эпическими формами.

Признаки исторического романа

Л. Н. Толстой уделял большое значение исторической справке событий прошлого (войны 1805−1807 и 1812 годов). Автор собирал различные документы, общался с участниками войны и использовал собственный опыт и знания для написания подлинно исторического фона. Описания реальных исторических личностей (Александр 1, Наполеон и так далее) и войны могли бы подтолкнуть к мысли о том, что произведение с этой точки зрения можно назвать историческим романом.

Тем не менее, события эпопеи не акцентируются на истории, а скорее используют реальные ссылки для создания интересного и знакомого фонового сопровождения. Подлинность исторических событий создаёт лишь базу для раскрытия человечески нравов в эпоху больших государственных потрясений, передачи философских рассуждений автора о масштабных вопросах населения — вопросы войны и мира, роли личности в стрессовых ситуациях, закономерности истории как таковой.

Семейно-бытовые черты

Автор также акцентирует внимание на судьбы нескольких поколений семей (Ростовых, Безуховых и других). Но назвать произведение семейной сагой невозможно, потому читателем не прослеживается четкая смена поколений

Скорее, Л. Н. Толстой кратко описывает дворянские семьи для предоставления более глубокой для понимания картины тех событий. Таким образом, судьбы тех людей являются скорее толчком для раскрытия исторических аспектов произведения.

Философская сторона произведения

Л. Н. Толстой известен не только как писатель, но и как выдающийся философ. Практически все страницы его произведения пропитаны общечеловеческими философскими вопросами. Автор намеренно вводит личные рассуждения, проводя с читателем немой разговор: а уместны ли те или иные действия на фоне конкретных исторических событий?

Несмотря на то, что произведение идёт от третьего лица, складывается стойкое ощущение присутствия Толстого на страницах произведения. Он комментирует сложившиеся ситуации со своей точки зрения. Так, можно заметить, что автор не считает решение одного человека достаточно влиятельным для смены будущего, но воля большого количества людей является разрушительной силой.

Кроме того, следует обратить внимание на размышление Толстого по поводу войны в целом. Несмотря на то, что тема войны и мира является главной идейной проблематикой всего произведения, автор высказывает недовольство о решении конфликта таким способом

Он гуманист, поэтому отторгает войну, осуждая борьбу как таковую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: