Тема свободы в лирике а. с. пушкина

Что такое свободолюбивая лирика пушкина: особенности и значение

Основные характеристики свободолюбивой лирики

Во-первых, свободолюбивая лирика отличается от других жанров свободной стихотворной формой. В противоположность классическим жанрам, где преобладает определенный метр и рифма, свободолюбивая лирика не имеет четких правил относительно структуры стиха. Это позволяет поэту использовать различные варианты и экспериментировать с формой, создавая новые комбинации и ритмические решения.

Во-вторых, свободолюбивая лирика отражает авторскую позицию и свободолюбие самого поэта. Пушкин в своих стихотворениях выражает страдания и муки человеческой души, но при этом говорит о необходимости сохранить свободу мысли и духа, отстаивает право на собственное мнение. Таким образом, свободолюбивая лирика становится выражением протеста против цензуры и ограничений.

Примером свободолюбивой лирики Пушкина может служить его знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В этом произведении Пушкин свободно варьирует строфическую структуру и рифму, а его эмоциональный взор на мимолетное мгновение демонстрирует свободу мысли и чувств.

Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина отличается свободой формы и выражает позицию поэта в защиту свободы мысли и духа. Это жанр, который позволяет поэту передать свои эмоции и потребность в неподдельных чувствах, игнорируя жесткие рамки классической поэзии.

«Свободы сеятель пустынный…»

Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя». 

Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий. «Живительное семя» в «порабощённые бразды» бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие. 

В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы…».

Исторический контекст возникновения свободолюбивой лирики

Свободолюбивая лирика Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) сформировалась в особом историческом контексте. В начале XIX века Россия находилась в переходном периоде от феодализма к капитализму, что вызвало бурные социальные и политические изменения в стране.

Пушкин был свидетелем и участником ключевых событий того времени: восстания декабристов в 1825 году, реформ Николая I, общественных протестов и эпохи решительных перемен. Все это отразилось в его поэзии и стала преломляться в свободолюбивой лирике.

Основные черты свободолюбивой лирики Пушкина — это утверждение личности и ее права на свободу, осуждение конформизма и критика власти. Поэт выступал в защиту прав и свобод человека, а также выражал свои мысли о диктатуре и неравенстве. В своих стихах Пушкин отвергал ограничения и цензуру, выражал свои чувства и мысли без страха и самоцензуры, что отличало его лирику от официальной и ограниченной поэзии того времени.

Таким образом, исторический контекст времени, в которое жил и творчество Александр Пушкин, сыграл важную роль в формировании свободолюбивой лирики. Его поэзия стала выражением протеста, свободы и вызова перед тогдашними условиями и нормами общества.

Анализ оды А.С. Пушкина «Вольность»

Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина. Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция). Тема оды — протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты Богу на земле »

Главная мысль — протест против абсолютизма. В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия. Окраска лексики — высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др. Ода написана в форме лирического монолога. Рифма — женская, рифмовка — смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В этом произведении очень много различных художественных средств. Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее. Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи: «Беги, сокройся от очей… Разбей изнеженную лиру. А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!» Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию. В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства. Он желает свободу для народа: «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок Негодует из-за тиранов и беззакония:

«Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!»

«Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть»

Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них. Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Далее автор выражает свои взгляды, недовольство властью, которая существовала в то время:

«Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты Богу на земле »

Заканчивается она обращением к царю:

«И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой»

48869 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения «Вольность» Пушкина А.С.

January 10, 2014

Александр Сергеевич, хоть прожил сравнительно недолго, успел создать огромное количество поэтических и прозаических произведений разных жанров. Великий писатель всячески пытался сделать мир лучше, а людей — добрее. Стихотворение «Вольность» Пушкина принадлежит к ранним произведениям, когда поэт еще верил в возможность изменить мир к лучшему, искоренить тиранию и избавить народ от каторжных пут. Стихотворение было написано в 1817 году, когда Александр Сергеевич вернулся домой из лицея.

Юный лицеист всегда верил, что абсолютно каждый человек рождается свободным, а вот в том, что ему приходится соблюдать условности и изменять своим принципам, виновато общество. Всех здравомыслящих людей тяготят придуманные кем-то правила. Молодой поэт даже не подозревал о наличии цензуры, поэтому наивно полагал, что сможет открыто говорить о своих мыслях и направлять людей на путь истинный. Пушкин «Вольность» написал в свои неполные 18 лет. Но уже тогда он понимал, что самостоятельно изменить мир ему будет очень сложно.

Во время учебы в лицее Александр Сергеевич снискал литературную славу, поэтому, не раздумывая, решил посвятить свою жизнь писательству. Но у него есть высший идеал, заключающийся во всеобщей свободе, ради него он даже готов пожертвовать своим талантом. Стих «Вольность» Пушкина является предопределяющим в судьбе поэта. После его написания он решает не размениваться на мелочи и идти к благородной цели. Александр Сергеевич решает, что если Бог наделил его литературным талантом, то нельзя его тратить на мелочи.

В стихотворении «Вольность» Пушкина раскрывается жизнь России того периода. Поэт отмечает, что в стране царит «законов гибельный позор», и если богатые люди поддерживают власть, то простой народ томится от оброков, барщины и крепостного права. Россия в XIX веке прославилась ратными подвигами и рабством. Александру Сергеевичу становится интересно, каким было бы общество, избавившееся от кандалов каторжан. В своем произведении писатель развивает тему свободы выбора. Он считает, что каждый должен решать самостоятельно, чем ему заниматься в жизни, выбирать свой путь, а не покоряться чьим-то приказам.

«Вольность» Пушкина – это открытое противостояние самодержавию. Писатель делает вывод, что власть в стране не должна передаваться по наследству, управлять государством должны достойные люди. Александр Сергеевич считает, что царский режим является символом покорности и «дремучести» народа. Он упрекает русских в излишней покорности и молчаливости, но отмечает, что они не первые, кто терпит беззаконие. Именно так поступали в Древней Греции, Риме, Европе, в то время как правители творили, что душе угодно.

В стихотворении «Вольность» Пушкина можно найти пророчество о возникновении тайных организаций, способных пошатнуть общественные устои. Поэт верит, что придут времена, когда правителям и чиновникам тоже придется подчиняться закону. Александр Сергеевич понимал всю утопичность идей и взглядов, описанных в этом произведении, поэтому при его жизни «Вольность» никогда не публиковалась.

Краткий анализ

История создания
– Стих написан в 1817 году, но издан лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения
– Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция
— Композиция условно разделена на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй — воспевает закон и порядок, в третьей — призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр
– Ода.

Стихотворный размер
– Четырехстопный ямб.

Метафоры
– «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты
— «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения
— «молчит закон», «сон отягощает».

Сочинение 2

Кирилл Петрович Троекуров – это человек, который спровоцировал Владимира Дубровского стать разбойником. Он был богатым помещиком из знатного рода. Происхождение Троекурова давало ему большие связи и возможности. Соседи и чиновники трепетали при имени Кирилла Петровича и старались ему во всём угодить. Он любил шумные застолья и в его доме всегда были гости. В быту Троекуров вёл себя, как грубый, необразованный и невоспитанный человек. В нём были собраны все человеческие пороки. Барину нравилось надсмехаться над гостями и устраивать с ними проказы. Несмотря на полноту, Кирилл Петрович много ел и увлекался алкоголем. Дворовые его побивались, но вместе с тем, гордились своим хозяином перед соседями.

Единственным человеком, с которым считался Троекуров, был его старый друг — Андрей Гаврилович Дубровский. Кирилл Петрович уважал его за независимый и решительный характер. Они были соседями и виделись каждый день, вместе охотились. Несмотря на бедность Дубровского, Троекуров даже хотел с ним породниться: выдать свою дочь замуж за его сына. Андрей Гаврилович не согласился, считая, что бедному дворянину лучше жениться на девушке своего круга.

Любимая и единственная дочь Маша не стала исключением из правил властного деспота. Против воли девушки Кирилл Петрович выдал её замуж за богатого и старого князя. Даже слёзы дочери не изменили его решения. Всемогущество над людьми – вот что главное в жизни Троекурова.

Свободолюбивая лирика в творчестве других русских поэтов

Свободолюбивая лирика, как течение в русской поэзии, была ярко представлена не только в творчестве Александра Пушкина, но и другими русскими поэтами. Они также выступали в защиту свободы слова, прав человека и критиковали социальные и политические несправедливости.

Один из таких поэтов — Михаил Лермонтов. В его стихотворениях, таких как «Бородино», «Смерть поэта» и «Парус», прослеживается сильное чувство патриотизма, любовь к свободе и готовность стоять за свои убеждения. Лермонтов, как и Пушкин, использовал свой талант и красивые метафоры, чтобы описать свое видение мира и вызвать эмоции у читателя.

Еще одним поэтом, который выразил свою свободолюбивую позицию в стихах, был Федор Тютчев. В его поэзии отражены размышления о вечных темах: свободе, любви, природе и жизни. Тютчев писал о борьбе человека за свободу и самоопределение, о том, что никто не может ущемлять его права и достоинство.

Нельзя не упомянуть и Николая Некрасова, который также в своих стихотворениях говорил о свободе и праведности. Его известное произведение «Кому на Руси жить хорошо» стало символом протеста против социальных и политических недостатков своего времени. Некрасов открыто выражал свое негодование по отношению к власти и боролся за свободу слова и справедливость.

Таким образом, свободолюбивая лирика не является исключительным привилегием Пушкина, но характерна и для творчества других русских поэтов. Она позволяет вписать в стихотворный образ свои мысли, чувства и идеи о свободе, правах человека и борьбе за справедливость.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью. А.С

Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Анализ стихотворения (оды) Пушкина «Вольность»

В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. После того, как поэт поселился в Петербурге он с головой ушел в общественно-политическую жизнь страны.

Именно в этот период Пушкиным написан ряд стихов с очень прогрессивным и свободолюбивым настроем. Именно таким произведением стала ода «Вольность». Пушкин посещает заседания «Арзамаса», становится членом «Зеленой лампы», однако в ряды тайного общества, о существовании которого поэт уже догадывался его так и не приняли за общение с «ненадежными» людьми.

Однако внешне беспечная светская жизнь не умоляла силы поэзии Пушкина, а поэзия эта действительно вдохновляла многих. Будучи певцом революционной энергии, стихи Пушкина стали воплощением на бумаге идей декабристов, он видел глубже их и стал литературным и политическим вождем этого движения.

В стихах Пушкина, и в «Вольности», все чаще появляется слово «свобода», однако у поэта она обретает разные грани — это и личная независимость, и возможность вольно мыслить и действовать. Александр Сергеевич был крайне возмущен существованием рабства, ведь порабощение человека человеком идет в разрез с самой природой.

В стихотворении «Вольность» он поднимает вопрос об ограничении влияния царей законами. Сам поэт считал себя продолжателем идей Радищева, о чем прямо заявлял. Однако, если первый рассматривал революцию единственным возможным вариантом обретения свободы крепостными, то Пушкин надеялся на законный вариант разрешения ситуации. В «Вольности» он осудил убийства французами своего короля Людовика XVI и дворянами Павла I. Однако в самой оде он не исключает силового вмешательства народа, автор призывает царя одуматься и восстановить справедливость принятием Конституции.

Стихотворения Пушкина с 1917 по 1920 свободно распространялись среди интеллигенции, рабочих, крестьян. Очень дерзкие и мятежные строки не могли не смутить Александра I, в гневе царь хотел сослать Пушкина в Сибирь, однако за него вступились друзья и 6 мая 1820 года он отравился в ссылку на юг России.

Стихотворение «Вольность» являлось прямым отражением мыслей декабристов, оно, как и другая поэзия Пушкина, будоражила умы людей, возбуждала в обществе революционные настроения. Оно стало кличем о борьбе за независимость, демократию и свободу.

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

Пушкин – великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.

В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.

Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит. Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).

В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Итак, можно сделать вывод о том, что тема свободы – одна из главных в творчестве А. С. Пушкина. Поэт освещает множество граней этой проблемы, но в основе каждой из них стоит гуманность и уважение к человеку и людям в целом.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи. Тема свободы, борьбы с самодержавием и крепостничеством отражены в его так называемой «вольнолюбивой лирике».

О губительной силе самодержавия, бросающего на верную смерть «рабов» во имя укрепления своей власти, поэт говорит в стихотворении «Анчар». Он возмущенно пишет о царе, который «ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал соседям в чуждые пределы». Стихотворение «Анчар» — один из самых сильных протестов против угнетения человека человеком. С каким гневом звучат слова: «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки»!

С возмущением и гневом обрушивается Пушкин на крепостников в стихотворении «Деревня». С негодованием говорит поэт о жестокой эксплуатации народа.

Здесь братство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца…

Поэт, мечтая увидеть свою родину свободной, а жизнь народа счастливой, восклицает: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…»

В оде «Вольность» звучит предостережение угнетателям и страстный призыв к борьбе за свободу:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

В послании «К Чаадаеву» Пушкин мечтает увидеть время, когда «Россия вспрянет ото сна» и «взойдет прекрасная заря» и, Обращаясь не только к своему другу, но и ко всем современникам, призывает:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Пушкин был тесно связан с декабристами и до конца своей жизни остался верен их взглядам. Поражение декабристов не поколебало веры поэта в то, что «оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода нас примет радостно у входа, и братья меч нам отдадут».

Светлая, неувядаемая вера Пушкина в торжество свободы и справедливости будила в современниках в мрачные годы реакции дух протеста и звала к борьбе с самодержавием. Оценить значение вольнолюбивой лирики Пушкина хочется его же словами:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как жаль, что сейчас, в наш «жестокий век», нам не хватает истинно народного поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: