Презентация на тему вода

Стихи о войне, стихи на войне

Как поменялось отношение к войне

Мы поговорили о разнице описании войны в литературных произведениях. Теперь я предлагаю затронуть тему того, как менялось отношение людей к войне с течением времени. Крестьянин в Средневековье чаще всего не принимал участия в военных действиях: его завоёвывали, он становился подданным другого государя. А воевали дружины между собой. Чаще всего было так. Безусловно, это находило отражение в литературе. Когда греки собирались к Трое, они же тоже не все пошли, а только воины. В итоге Гомер написал фактически об аристократах того времени. Там всё время идёт столкновение двух личностей. Он описывает, как один герой с другим столкнулся, все остальные будто застыли. Потом другая пара, например Ахилл и Гектор. Вот такой способ изображения.

Рис. 10. Поединок Ахилла с Гектором (рисунок на вазе) (Источник)

Вот такие герои, как правило, выживают, либо они так умирают, что это сопровождается какими-то красивыми событиями. Это литература выживших. И если мы посмотрим на продолжение этого, например воспевание героических подвигов в классицизме, ведь если мы смотрим на русскую литературу, то у нас вначале идет жанрово каноническая, ориентированная на церковный канон, на духовное формирование человека, а потом появляется литература светская, литература послепетровского времени, и там, конечно, мы ориентируемся на античные образцы, на доблесть Александра Македонского, на великих гомеровских героев.

Рис. 12. А. Македонский (Источник)

Т. е. традиции героического эпоса сохраняются в разных жанрах и переходят в прозу, поэзию, например героическая поэма как синтез и гомеровская традиция. И там, и там говорится о лежащих грудах тел, но они какие-то обесчеловеченные. Ведь нас вообще с ними не знакомят. Лазарев М.И.:

Но в этот день газеты написали, что на западном фронте без перемен. Это как-то не хорошо по отношению к читателю. Ладохина Н.А.:

Или В. Гроссман – военный журналист, который это всё видел. Лазарев М.И.:

Так вот мне кажется, что есть ещё одна важная вещь: для аристократа важна не жизнь, а честь. Поэтому он и войну рассматривает так, что умру, но честь сохраню. Он, может, уже и жить устал, от того что думает постоянно о том, как честь сохранить. А когда у человека главное – это жизнь, которую он может сейчас потерять, то, конечно, и взгляд другой. А талант – это независимая вещь.Ладохина Н.А.: Ещё раз хочу подчеркнуть, что когда я говорю про ценность жизни, то имею в виду, что любая война делается для того, чтобы на этой территории и в этом народе жили люди, рождались дети и чтобы жизнь продолжалась. Если мы будем рассматривать войну как механизм для удовлетворения наших амбиций, то у нас найдутся и средства, и способы, и возможности, и очень страшно, если мы будем считать это карьерной лестницей.Лазарев М.И.: Но от этого никуда не деться. Если не будет юношей, которые считают армию, военную карьеру своим предназначением в жизни, то страна будет не готова. К сожалению, так. И там, и тут есть такие юноши, поэтому войны и происходят. Не только от того, что они есть, но от того, что есть такая готовность.

  • Сочинение от лица обломова

      

  • О чем шепчут листья сочинение 3 класс

      

  • Письмо катерине из пьесы гроза сочинение

      

  • Сочинение деревенская проза распутин

      

  • Самодурство в недоросле сочинение

Сколько и где?

Всего на земном шаре 1390 млн км3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. На суше вода спрятана в ледниках и постоянных снегах — около 1,86%. Вечным льдом покрыты Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова в высоких широтах. В горах на больших высотах образуются горные ледники. Под землёй воды немного — всего около 1,7% от общего объёма, а на воды суши (реки, озёра, болота, водохранилища) приходится примерно 0,02%. В живых организмах и в атмосфере тоже есть вода. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.

Соотношение суши и океана

Состав гидросферы земли

Тема войны в творчестве К. Д. Воробьева — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Константин Дмитриевич Воробьев в октябре 1941 г. в составе роты кремлевских курсантов попал на фронт.

В декабре под Клином Воробьев оказался в плену, дважды бежал. В 1943 г., находясь в шяуляйском подполье, за тридцать дней он написал повесть о пережитом в плену. “Повесть эта, как писал другой фронтовик В. Кондратьев, не только явление литературы, она – явление силы человеческого духа, потому как. .. писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена…”. В 1946 г. рукопись повести была отправлена в “Новый мир”, но не опубликована.

У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось. Уже после смерти Воробьева в 1985г. рукопись обнаружилась в архиве журнала и была напечатана под названием “Это мы, Господи!..”

В начале 60-х г. К. Воробьев написал две небольшие повести о войне: “Убиты под Москвой” и “Крик” . В основу обеих повестей легли личные воспоминания автора во время боев под Москвой. Одни увидели в повестях Воробьева правдивость в изображении военных событий, другие -“искажение правды о войне”. “Что это такое?! – вопрошал автора “Убиты под Москвой” один из критиков. – Мрачный реестр страданий, ужасов и смертельно изуродованные тела, оторванные руки, искалеченные жизни”. На самом деле повесть “Убиты под Москвой” очень эмоциональна. В ней сочетается, с одной стороны, реалистичность и, с другой стороны, глубокое осмысление событий, анализ поступков героев с высоты прожитых автором лет.

По форме это короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. В произведении Воробьева поднимаются извечные проблемы: о героизме, воинском долге и гуманизме задумывается курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта… вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой”.

В судьбе одного курсанта сконцентрирована судьба всей России.

В своей повести автор говорит, что погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезно-противно самой природе человеческой. Протест против этого звучит в потрясающей сцепе, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.

В “послеоттепельное” время традицию фронтовой лирической повести продолжили Б. Васильев и 15. Кондратьев.

Все сочинения

В. Быков, Л. Бородин: «другая» война

В военной прозе выделяются два периода:

  • Проза военных лет. Это повести, очерки, рассказы, написанные в годы войны;
  • Послевоенная проза. В этих произведениях происходит осмысление многих вопросов, например, за что русскому народу выпали такие испытания, почему в первые месяцы войны русские оказались в таком беспомощном положении, кто виноват в страданиях русского народа и т.д. Эти вопросы рассматривались в ракурсе обращения к воспоминаниям очевидцев и к документам военной поры.

Но такое деление условно, так как литературный процесс – это явление довольно противоречивое и парадоксальное, а осмысление темы войны в послевоенный период было сложнее, чем в период военных действий.

Тема Великой Отечественной войны является ключевой в творчестве лучших писателей современности: Ю. Бондарева, М. Алексеева, В. Карпова, В. Астафьева, В. Кондратьева, В. Богомолова, А. Иванова, В. Быкова, П. Проскурина., И. Стаднюка и т.д. Каждый писатель высветил своими красками разные грани этой неисчерпаемой темы.

Замечание 1

М. Алексеев писал: «У каждого свой Сталинград, своя война…».

В 1992 году вышел в свет роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты», в котором писатель показывает войну в ее настоящем выражении – в страданиях, крови и смерти.

В.В. Быков, белорусский писатель-фронтовик, считал, что из современной литературы военная тема уходит, а героическое изгнано из обихода. Прямая ложь и «неполная правда» о войне, отмечает писатель, принижают смысл и значение нашей военной литературы.

У многих читателей вызывает протест изображение В. Быковым войны в повести «Болото». Писатель показывает жестокость советских солдат по отношению к мирным жителям. По сюжету повести, в тыл к врагу, в оккупированной фашистами Белоруссии, высадились парашютисты, задача которых – найти партизанскую базу. Но парашютисты потеряли ориентир, и взяли в проводники мальчика, которого затем убили из соображений секретности задания и безопасности. Не менее страшен рассказ В. Быкова «На болотной стежке». Этот рассказ – «новая правда» о войне. И снова писатель рассказывает о жестоких и безжалостных партизанах, которые расправили с местной учительницей за то, что она просила не разрушать мост, ведь иначе фашисты уничтожат всю деревню. Эта учительница в деревне – последний защитник и спаситель, но партизаны ее убили как предателя. Произведения В. Быкова вызывают горячие споры и дискуссии.

Активный участник современного литературного процесса Л.И. Бородин в 2004 году опубликовал повесть «Ушел отряд». В этом произведении тоже изображена «другая» правда о войне, о партизанах. Герои повести – солдаты-окруженцы первых дней войны, оказавшиеся в немецком тылу в партизанском отряде. Автор по-новому рассматривает взаимоотношения оккупированных деревень с партизанами, которых они вынуждены кормить. Глава партизанского отряда застрелил старосту деревни, но этот староста не был предателем, он был для сельчан «своим человеком» и посмел сказать слово против партизан. Это произведение можно поставить в один ряд с произведениями В. Быкова по манере изображения подлости и героизма, психологической борьбы плохого и хорошего.

Писатели-фронтовики говорили, что не вся правда о войне сказана и написана. Историческая дистанция позволили увидеть прошедшее и пережитое русским народом в другом свете, появились другие книги о войне. Современную литературу о войне сложно представить без большого количества мемуарной литературы, написанной участниками войны.

Роман-размышление В. Пикуля «Площадь павших борцов. Барбаросса»

Документальное и историческое начало в произведениях В. Пикуля полифункционально и многоаспектно. Сам принцип работы писателя над сбором материала к произведениям можно назвать установкой на достоверность. Ориентированность Пикуля на передачу документальных сведений отражается и в выборе композиции, и в выборе жанра произведений.

Пикуль в своих романах не устает напоминать читателям, что история русского народа – великая история великого народа, трагическая, драматическая и героическая.

Роман «Площадь павших борцов» — это произведение о Сталинградской эпопее, которая потрясла весь мир героизмом и мужеством русских солдат.

Роман Пикуля – это роман-размышление. Этот последнее, незаконченное произведение писателя.

Сталинградская битва в романе Пикуля предстает не просто подвигом русских воинов, но и сплетением стратегии с политикой.

К изучению Сталинградской битвы Пикуль обратился после того, как узнал подробности гибели своего отца. Полковой комиссар С. М. Пикуль, отец писателя, держал оборону в Доме пионеров, где был тяжело ранен в голову. Он погиб во время переправы через Волгу.

В. Пикуль не изменяет своей художественной традиции. Писателя интересует политический потрет истории, поэтому произведение «Площадь павших борцов» — это политический роман с присущими этому жанру особенностями. Основа сюжета романа – хитросплетения военной стратегии, политические страсти, интриги международной дипломатии.

Сам писатель отмечает, что в романе он дает глобально-стратегический обзор событий.

Проза

Крупные  произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны:

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Интересные факты

Чтобы привлечь внимание учащихся к теме и сохранить их интерес, нелишним будет дополнить рассказ о свойствах воды интересными фактами. К таким особенностям можно отнести следующие:

  1. Растения и животные более чем на 50% состоят из воды.
  2. Недра Земли содержат в 10 раз больше жидкости, чем весь Мировой океан.
  3. Если бы Земля имела форму гладкого шара, океан покрыл всю поверхность слоем более 3 км.
  4. Синий цвет океаны приобретают благодаря избирательному поглощению света и особенностям его рассеивания.
  5. Помимо воды, крайне малое количество веществ в природе расширяются при переходе в твердое состояние из жидкого.

Кроме озвученных свойств, имеются и другие, не менее важные, полезные и интересные. В процессе дальнейшего обучения школьники узнают подробнее о химических и физических особенностях самой распространенной жидкости. Наиболее важные из них:

  • плотность;
  • электропроводность;
  • удельная теплоемкость;
  • оптические характеристики;
  • поверхностное натяжение.

Информация будет полезна школьникам при подготовке к докладу о свойствах воды в жидком состоянии. Окружающий мир в 3 классе предполагает упрощенное рассмотрение многих процессов, поэтому любознательные ученики могут воспользоваться и дополнительной литературой. При написании короткого сообщения по теме достаточно перечислить основные свойства вещества и рассказать, какие агрегатные состояния оно может принимать.

Литература в Великую отечественную войну

Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными к судьбе своей страны.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

https://youtube.com/watch?v=p_Ar06PpdIs

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Призыв искоренить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» мы слышим в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна», «Бей врага!» В. Инбер И. Авраменко, в очерках Л. Леонова «Слава России».

Особенности литературы во время войны

Война заставляла задуматься не только о настоящих проблемах, но и об истории России. Именно в это время появляются работы А. Толстого «Родина», «Петр Первый», повесть «Иван Грозный»,  а также «Великий государь», пьеса В. Соловьева .

Появилось такое понятие, как произведение, написанное «По горячим следам». То есть буквально вчера вечером написанное стихотворение, очерк или рассказ, сегодня мог появиться в печати. Большую роль играла публицистика, так как благодаря ей виделась возможность задеть патриотические чувства русских людей. Как говорил А. Толстой, литература стала «голосом русского народа».

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов

Творчество писателей во время ВОВ

Неоспоримым вкладом в общую копилку стало творчество А. Твардовского. Конечно, самое известное из его произведений – поэма «Василий Теркин» стало некой иллюстрацией жизни простого русского солдата. Она глубоко раскрывала характерные черты советского воина, за что и стала горячо любимой в народе.

Многие произведения советских писателей печатались в главной газете СССР на тот момент – «Красная звезда». Там публиковалось творчество В. В. Вишневского, К. М. Симонова, А. П. Платонова, В. С. Гроссман.

Большую роль играет во время войны и творчество К.М. Симонова. Это и стихотворения «Сороковые», «Если дорог тебе твой дом», «У огня», «Смерть друга», «Мы не увидимся с тобой». Спустя некоторое время после второй мировой был написан первый роман Константина Михайловича «Товарищи по оружию». Свет он увидел в 1952 году.

Послевоенная литература

Второй из примеров – М. Шолохов. Им будут написаны такие впечатляющие произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Правда, последний роман так и не считается завершенным. Писать его Михаил Шолохов начал еще в военные годы, однако вернулся к завершению замысла только спустя 20 лет. Но в конечном итоге последние главы романа были сожжены писателем.

Биография легендарного летчика Алексея Маресьева стала основой знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Читая ее, нельзя не восхищаться героизмом простых людей.

Одним из классических примеров произведений о Великой Отечественной войне можно считать роман Ю. Бондарева «Горячий снег».  Написан он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до победного конца.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Тема войны в русской литературе 20-го века

XX век стал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционных потрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.

В литературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит их осмысление.

Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XX века. Это произошло в силу разных причин:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.
  2. Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.
  3. Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.

Военная тематика представлена в самых разных жанрах:

  • художественная литература — преломление реальности в художественной форме с помощью образов и символов;
  • документальная проза — построение сюжетной линии на реальных событиях с небольшими включениями художественного вымысла;
  • мемуары — описание событий, очевидцем которых был сам автор.

Среди наиболее часто встречающихся литературных форм о войне следует отметить следующие:

  • повести;
  • рассказы;
  • романы;
  • поэмы;
  • стихотворения;
  • эссе.

Цели, которым служила военная литература, были многообразны:

  1. Патриотическая — воспитание чувства любви к Родине и восхищения перед ее героическим прошлым.
  2. Морально-нравственная — предоставление лучших образцов поведения человека как нравственных ориентиров.
  3. Историческая — фиксация произошедших событий для дальнейшего их осмысления будущими поколениями.
  4. Художественно-эстетическая — создание системы символов и художественных образов, эстетическое преломление реальности.
  5. Пропагандистская — внедрение установок, идей и принципов, продиктованных Коммунистической партией и руководством страны.
  6. Гуманистическая — приоритет общечеловеческих ценностей, разоблачение антигуманного характера войны.

Участь

Ифлиец Семён Гудзенко ушёл на фронт добровольцем, стал пулемётчиком. После тяжёлого ранения вернулся к студенческой специализации, но остался в действующей армии — корреспондентом газеты «Суворовский натиск». Он — один из тех, для кого война стала своего рода Литературным институтом. Именно на фронте определился его поэтический стиль. И писать он стал куда сильнее, чем в довоенной ифлийской юности. Он (а несколько позже — ещё и Борис Слуцкий) писал об участи фронтовиков — на войне и после войны, о тех, кто выжил и о тех, кто остался даже без надписи на камне.

Его «Моё поколение» — программное стихотворение, за которым стоит не только личная судьба поэта.

Великая Отечественная война в литературе

В боях Великой Отечественной войны принимало участие большинство трудоспособного мужского населения нашей необъятной страны. Писатели наряду с солдатами так же защищали нашу родину, как и все остальные люди.

На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.

Во многих произведениях художественной литературы есть идея защиты своей Родины. Главные темы этих произведений:

  • преданность родине
  • ненависть к врагу
  • героизм
  • гуманизм освободительного движения
  • вера в победу

Главным героем произведения становится человек сражающийся с врагом.

Великий русский писатель, поэт и публицист И. Г. Эринбург внес несоизмеримый вклад в воспитание ненависти к врагу у русского народа. Он сравнивает фашистов со злобными и мерзкими существами, в которых нет ничего человечного.

Следует отметить, что писатели в своих произведениях никогда не описывали врага слабым, а победу над ним легкой. Они старались продемонстрировать как его сильные стороны, так и слабые. К сильным сторонам относили хорошую военную подготовку, военный опыт, озлобленность. Слабость заключалась в отсутствии высоких идеалов, наличие низших целей. У русских людей имелось неоспоримое преимущество: наши идеалы были несравнимо высокими, наша сила духа была сверхсильной, в отличии от низменных идеалов фашистов.

В те страшные для Советского Союза дни до сознания каждого человека был донесен смысл войны. Задача писателя в то время состояла в том, чтобы дать народу то, что он сам желает слышать.

Главные темы произведений о войне:

  • народ на войне
  • народ в тылу
  • народ в плену
  • народ в разрушенных городах
  • народ в оккупации

Невозможно переоценить подвиг русских писателей, их вклад в борьбу против фашизма. Возможно для кого-то это прозвучит странно, но во время войны вышло около 160 миллионов художественных произведений. На самом деле в этом нет ничего необычного, именно в литературе люди черпали силы на дальнейшую борьбу с врагом, литератур воодушевляла людей на подвиги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: