Лермонтов поэт xix века

Темы и мотивы лирики м. ю. лермонтова

Цикл «Демон» и изображение трагической любви

Цикл «Демон» — одно из наиболее известных поэтических произведений Михаила Лермонтова

Он посвящен теме трагической любви и является важной частью романсов, созданных автором

В цикле «Демон» Лермонтов изображает чувство любви как нечто мучительное, страдания и трагедию. Центральный персонаж, Демон, воплощает в себе темные, мрачные и опасные стороны человеческой природы. Он влюбляется в прекрасную девушку Тамару, но их любовь обречена на гибель.

Лермонтов использует различные поэтические средства, чтобы передать эмоциональную глубину и сложность чувств героев. Он использует образы природы, чтобы сравнить их с эмоциями героев. Например, он описывает море как «вечный голубой кратер», отражающий глубину чувств Демона и Тамары.

В цикле «Демон» Лермонтов также обращается к мотиву смерти, чтобы подчеркнуть трагические последствия неразделенной любви. Герои встречаются в захватывающем поэтическом образе под луной, но их любовь приводит лишь к смерти и разрушению.

Оформление цикла «Демон» в форме стихотворного романа позволяет Лермонтову увеличить эмоциональное воздействие на читателя. Использование стихотворной формы позволяет автору передать глубину чувств и мыслей героев в более яркой и сильной форме.

Цикл «Демон» Лермонтова стал значительным вкладом в русскую поэзию и оказал влияние на многих писателей и поэтов. Его изображение трагической любви и использование поэтических средств для передачи эмоций и чувств дали возможность создать одно из наиболее выразительных и запоминающихся произведений русской литературы.

Революционное отношение к обществу в стихах Лермонтова

Михаил Лермонтов, великий русский поэт и прозаик, известен не только своей лирикой, но и своим революционным отношением к обществу. В своих стихотворениях Лермонтов выражает свое недовольство социальной несправедливостью и угнетением людей. В этих стихах поэт выступает как посланник нового, свободного общества.

Лермонтов часто использовал образы несчастных и угнетенных людей, чтобы передать свое негодование по отношению к существующему порядку вещей. В его поэзии можно найти горькую критику дворянских привилегий, олицетворенную в образах бедных крестьян и простых людей. Он открывает глаза на их страдания и несправедливость, вызывая у читателя гнев и сострадание.

Стихи Лермонтова, такие как «Бородино», «Смерть Пушкина» и «Беглец», говорят о его революционном духе и его стремлении к переменам в обществе. В этих стихах Лермонтов осуждает несправедливость и угнетение, а также призывает к действию и изменениям. Он выдвигает идеалы равенства и свободы, которые стали характерными для революционного движения.

Кроме того, Лермонтов использовал поэтические средства, чтобы передать свои революционные идеи. Он использовал ритм и рифму, чтобы создать эмоциональный и динамичный эффект в своих стихах. Это помогает передать его страсть, гнев и непримиримость к несправедливости и тирании.

Таким образом, стихи Лермонтова являются ярким примером его революционного отношения к обществу. Они выражают его недовольство социальной несправедливостью и угнетением людей, а также его желание изменить существующий порядок. Лермонтов сквозь свою поэзию выражает идеалы равенства и свободы, которые стали основой революционной борьбы в России.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Непосредственно одиночеству посвящены стихотворения «И скучно, и грустно», «Одиночество» (Как страшно жизни сей оковы), «Пусть я кого-нибудь люблю…», «На севере диком стоит одиноко» и др.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Преемственность и художественная традиция

Литературное направление романтизма, которому принадлежит поэт Михаил Лермонтов, оказало значительное влияние на его поэтическое творчество. В то же время, он также сохранял преемственность и связь с предшествующими художественными традициями.

Изначально Лермонтов начинал своё творчество под влиянием классической литературы, особенно влияние на него оказали произведения Александра Сергеевича Пушкина. Так, в поэтическом сборнике «Черная-чернее» Лермонтов вдохновлялся поэзией Пушкина и черпал свои образы из его произведений.

Однако с появлением романтизма в России Лермонтов начинает менять своё творчество под влиянием нового направления и его художественных приёмов. Романтизм привносит в его поэзию эмоциональность, интенсивность, пылкость и решительность в выражении своих мыслей и чувств. Вместо привычного стиля и формы поэзии Лермонтов использует свободный стих, который позволяет ему более полно выразить свои эмоции и переживания.

Однако, несмотря на влияние романтизма, Лермонтов сохраняет преемственность с предшествующими художественными традициями. Некоторые его стихотворения напоминают структуру и мотивы классической лирики, а также можно увидеть значения и символы, которые были характерны для поэзии предыдущих эпох.

Таким образом, художественное творчество Лермонтова является результатом взаимодействия и преемственности различных художественных традиций. Это сочетание позволяет ему выразить свои мысли и чувства в необычных формах и приёмах, одновременно сохраняя связь с предшествующими эпохами.

Смерть Лермонтова

По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил, что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл свой ужасный выстрел. Лермонтов присел, а затем упал.

Последний поединок Лермонтова. (wikipedia.org)

Официальное известие о смерти поэта гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.

Николай Мартынов. (wikipedia.org)

Мартынов дожил до шестидесяти лет. Он желал, чтобы его похоронили в селе под Москвой, принадлежавшем его отцу, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков, чтобы никто не смог идентифицировать могилу убийцы Лермонтова и память о нём исчезла бы навсегда. Но это не было соблюдено. Мартынов был похоронен в семейном склепе. Позднее ребятня из детской колонии прознала, кто там пребывает. Они разломали склеп и, по разным данным, останки Мартынова то ли раскидали по усадьбе, то ли сбросили в пруд.

Дуэль с Барантом

В Петербург Лермонтов вернулся знаменитым. Его тепло приняли в свой круг друзья А. С. Пушкина: В. Жуковский, П. Вяземский, Н. Карамзин, П. Плетнев, В. Соллогуб и др. Привезенные из ссылки сочинения по мере доработки регулярно печатались в «Современнике» и «Отечественных записках», создаются давно задуманные «Демон» и «Мцыри».

Бывая на балах и приемах, светский лев Лермонтов, обладатель аристократических манер и демонического взгляда, занял мысли всех дам, грезивших о героях и знаменитостях. Сам Михаил Юрьевич в ту пору был увлечен недавно овдовевшей великой княгиней М. А. Щербатовой, за которой также волочился барон Эрнест Барант, атташе французского посольства в России. 16 февраля (28 по н. с.) 1840 г. на балу у графини А. Лаваль соперники повздорили, и Лермонтов вызвал Баранта на дуэль. По уверениям современников предметом ссоры была не только вышеупомянутая дама, но и давняя взаимная неприязнь. Дело в том, что 3 года назад Барант-старший счел стихотворение «Смерть поэта» оскорбительным для всех французов. Памятуя об этом, Эрнест, известный скверным характером, спровоцировал скандал и вынудил поэта требовать удовлетворения.

Поединок состоялся 18 февраля 1840 г. в 12 часов пополудни у Парголовской дороги за Чёрной речкой. Сначала дрались на шпагах. Француз успел слегка оцарапать поэта, потом у Лермонтова сломался клинок. Взялись за пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся, Михаил Юрьевич разрядил пистолет, выстрелив в сторону. На этом все закончилось, соперники помирились, напились шампанского и разъехались.

В Пятигорске

23 мая 1841 г. Михаил Юрьевич в компании Монго-Столыпина прибыл в Пятигорск и по разрешению начальства задержался для лечения на минеральных водах. Думал ли поэт о том, что дни его сочтены? Едва ли, хотя ходили слухи, что перед отъездом Лермонтов побывал у провидицы Аграфены Кирхгоф, той самой, что напророчила Пушкину смерть на 37-м году жизни от руки белого человека. Поэт спросил у гадалки, дадут ли ему отставку. Та, покачав головой, ответила, что отставка будет, но после нее он в Петербург не вернется и желать уже ничего не будет. Так оно и случилось: менее чем через 2 месяца Михаил Юрьевич был застрелен на дуэли давним приятелем Николаем Мартыновым.

Своего убийцу Лермонтов знал давно. Вместе они учились в юнкерской школе, поэт был вхож в московский дом Мартыновых и одно время даже ухаживал за Натальей, сестрой Николая. Что же случилось между старинными знакомыми?

Была у Михаила Юрьевича нехорошая привычка – находясь в обществе, он выбирал себе «мишень» для шуток, над которой всячески подтрунивал и насмехался. Летом 1841 г. такой «мишенью» стал Николай Соломонович, повсюду носивший колоритный черкесский костюм. Мартынов пытался было отвечать, но в словесных пикировках он явно проигрывал остроумному собеседнику. В дальнейшем лермонтовские издевки и карикатуры стали раздражать беднягу. Неоднократно Николай Соломонович обращался к поэту с просьбой оставить его в покое, но тщетно…

Очередная стычка между Мартыновым и Лермонтовым произошла 13 июля 1841 г. на дружеских посиделках у сестёр Верзилиных. Одна из хозяек вечера, Э. А. Клингенберг (сводная сестра А. П. и Н. П. Верзилиных) рассказала потом о событиях того злополучного вечера: «13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его „montagnard au grand poignard“ („горец с большим кинжалом“. – фр.). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: „сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах“, и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову… Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».

Сразу после выхода из дома Верзилиных поссорившиеся приятели объяснились. Их разговора никто не слышал, но сам Мартынов впоследствии сообщил следующее: «…я сказал ему, что я прежде просил его прекратить эти несносные для меня шутки, – но что теперь, предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, – то я заставлю его перестать. – Он не давал мне кончить и повторял несколько раз сряду: что ему тон моей проповеди не нравится: что я не могу запретить ему говорить про меня то, что он хочет, – и в довершение сказал мне: „Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, – следовательно ты никого этим не испугаешь“… Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего секунданта». Выставляя Лермонтова провокатором, Николай Соломонович вполне мог и лукавить, ведь от того, кто будет признан зачинщиком дуэли, зависела мера наказания, а, следовательно, и вся его дальнейшая судьба.

Зрелый этап

Переломным моментом становится смерть Пушкина. Именно это событие кардинально меняет творчество Лермонтова. Кратко выразить это можно одним словом – пробудился.

Теперь Михаил Юрьевич осознает свое предназначение как пророка и поэта. Жечь сердца людей глаголом. Показывать обществу реальную ситуацию, которая сложилась на всей территории Российской империи.

До самой смерти поэт развивает общественно-политические идеи Пушкина, Белинского, Чаадаева. В творчестве зрелого периода ставит вопросы о судьбе поколения, трагичности любви, старается осмыслить место поэзии в истории человечества.

Биография[]

Детство и образование

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой.

Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828—1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830—1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Служба и начало литературного пути

В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить.

По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок».

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), «Боярин Орша»(1835—1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838—1840) считаются шедеврами литературы.

«Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы», — так кратко и точно А. А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль

В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Лирика первой половины 19 столетия пронизана романтическим пафосом, поэтому основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова созвучны с настроениями романтиков. Они воспевали волю и свободу, подвиги и героические поступки, восхищались природой, страдали от непонимания и неприятия филистерским обществом и оттого уезжали в экзотические страны, уходили на войну. Это все не чуждо и лирике Лермонтова.

Часто мотив отождествляется с темой произведения, смысловой доминантой. Также мотив может выражать общий смысл стихотворений, ряда произведений, либо представлять символ, цельный образ. Поэтому, рассуждая о мотивах в творчестве М. Ю

Лермонтова, важно учитывать, что под мотивом можно рассматривать и тему, и символ, и общий образ, и ведущее настроение

Статья: Лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

М. Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но даже за это время он многое повидал и многое оставил после себя. Именно он возглавил русскую поэзию после А. С. Пушкина. В своей лирике поэт поднимает ряд важнейших проблем русского народа, человечества, а также поколения, современного поэту.

Ведущими мотивами лирики Лермонтова являются:

  • Мотив одиночества;
  • Мотив свободы;
  • Мотивы неволи;
  • Тема поэта и общества;
  • Тема подвига;
  • Мотив любви к природе;
  • Тема любви;
  • Любовь к Кавказу и т.д.

Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Разочарование

Поэт устал от бесконечной и бессмысленной битвы с современниками, которые не желают услышать его голос и проснуться от смертельного забытья. Мечущаяся и деятельная натура молодого человека постепенно успокаивается в путах лживого и трусливого общества.

Каждая строчка вышеназванных стихотворений сквозит стремлением вырваться из клетки, которой Лермонтов считал свою жизнь. Он, как и в ранние юношеские годы, все еще пребывает в рассеянности, будто родился совершенно не в свое время.

Как и многие другие поэмы Лермонтова, эти стихи связывают пейзажи и внутренние ощущения автора. В трех вышеназванных произведениях мы видим грусть и бесконечное одиночество человека, который положил жизнь на то, чтобы пробудить поколение, но остался неуслышанным.

Моё отношение к творчеству лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, русский писатель, творчество которого оценить невозможно. За короткие 26 лет своей жизни этот писатель создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу.

Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться.

В данной статье мы рассмотрим творчество Лермонтова. Кратко коснемся периодизации развития автора, а также поговорим об основных мотивах его произведений.

Особенности творчества Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся поэтов XIX века. Его творчество отражает множество особенностей, которые делают его стиль узнаваемым и оригинальным.

  • Реализм в описании человеческих чувств и страстей: Лермонтов часто обращается к глубоким эмоциональным состояниям, таким как любовь, одиночество, отчаяние и месть. Он изображает их с большой точностью и живостью, что позволяет читателю почувствовать их настоящую силу.
  • Обращение к истории и национальной символике: Лермонтов в своих произведениях часто обращается к историческим событиям и легендам. Он использовал национальные символы, чтобы передать свои идеи и чувства.
  • Тема судьбы и самоанализ: В творчестве Лермонтова часто присутствуют размышления о смысле жизни, о судьбе и своем месте в мире. Он исследует тему человеческого ничтожества перед вселенной и может быть очень самокритичным и интроспективным.
  • Лиричность и меланхолия: Поэзия Лермонтова часто пронизана лиричностью, эмоциональностью и меланхолией. Он обращается к темам любви, разлуки и смерти, создавая атмосферу тоски и грусти.

Лермонтов также известен своим использованием традиционных лиро-эпических форм, таких как баллада, сонет и, особенно, поэмы. Он умело сочетал формы с содержанием, создавая гармоничные и сложные произведения.

Вся эта комбинация особенностей делает творчество Лермонтова оригинальным и уникальным в русской и мировой литературе XIX века.

Отношение Лермонтова к власти и обществу

Михаил Лермонтов, как один из самых ярких представителей русской литературы XIX века, всегда был известен своим критическим отношением к власти и общественной несправедливости. Он был свидетелем множества социальных противоречий и неравенства, что оказало глубокое влияние на его литературное творчество.

Лермонтов был убежденным противником самодержавия и крепостного права, что отразилось в его произведениях. В его поэзии часто звучат резкие и выразительные обличения власти и политической системы того времени. Он выступал в защиту маленьких людей, страдающих от произвола власти и бесправия.

В своих произведениях, Лермонтов осуждал несправедливость и социальную неравенство. Он открыто критиковал дворянство и показывал его недостатки и жестокость. В романе «Герой нашего времени» главным образом стоит проблема механичности отношений между людьми, отсутствия их подлинной силы и способности проявлять гуманистические чувства и чувство справедливости.

Лермонтов, как и великий Александр Пушкин, был думающим, критически мыслящим человеком, который оказывал большое влияние на литературное развитие России. Его социальная позиция, его отношение к власти и обществу доказывают его неподдельную заботу о судьбе своей Родины и людей, которые в ней живут.

Детство

Детские годы поэта прошли в Тарханах. Поначалу за ним присматривала немка Христина Осиповна Ромер, женщина добродушная и очень набожная. Когда мальчик подрос, его образованием занялся приглашенный гувернер, немец Кнап. Кроме того, в воспитании Мишеньки принимали непосредственное участие тётушки, кузины и, разумеется, бабушка. Купаясь в женской ласке, мальчик рос баловнем и не знал ни в чем отказа

Огромное внимание уделялось физическому развитию худенького болезненного Мишеньки. Не жалея денег, Елизавета Алексеевна ежегодно возила внука на воды, приглашала к нему лучших докторов

И все же несмотря на внешнее благополучие счастливым по-настоящему будущий поэт себя не чувствовал. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов подробно описал детские переживания своего двойника – Саши Арбенина, мечтательного и бесконечно одинокого мальчика, «грезы души» которого не захотел понять никто из окружающих.

А в десятилетнем возрасте Миша влюбился. Первое чувство настигло его во время очередной поездки на Кавказ. Спустя годы поэт написал об этом следующее: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей».

Так, ещё в детстве, Лермонтов определил для себя нелёгкую миссию – «любить необходимость мне!»

Жизнь и творчество Михаила Лермонтова

С самого раннего детства Лермонтов оказался влиятельным и образованным семейным кругу. Изучив домашний архив, он был ознакомлен со множеством литературных произведений и проникся их красотой и силой.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московское училище правоведения, где начал свои писательские эксперименты. Вскоре его талант был отмечен престижной Гоголевской премией за поэму «Царь-девица», что дало толчок к развитию его литературной карьеры.

Михаил Лермонтов продолжал активно творить и писать стихи. В его произведениях часто прослеживается тема отчуждения и одиночества, что отражает его собственные эмоции и взгляды на жизнь. Особую популярность получили его поэтические произведения, такие как «Бородино», «Смерть поэта» и «Демон».

Однако творчество Лермонтова не осталось безнаказанным. Его острые общественные взгляды и критика власти вызвали недовольство царского правительства. В 1840 году Лермонтов был отправлен в армию на Кавказ, где проявил себя как отважный воин. Однако драматические события его жизни продолжились. В 1841 году Лермонтов был убит в дуэли, что вызвало шок и горе в литературном мире и укоренило его статус пророка мрачного будущего России.

Творчество Михаила Лермонтова оказало значительное влияние на русскую литературу. Его работы глубоко проникли в души читателей и помогли открыть новые грани литературного искусства. Он признан одним из величайших поэтов России и до сих пор его произведения остаются вечными и актуальными.

  1. Википедия
  2. Сайт «Лермонтов»

М. Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик и драматург, один из самых крупных литературных деятелей первой половины XIX века. Период активного творчества Лермонтова совпал с тяжелым периодом в истории Российской Империи, что нашло непосредственное отражение в произведениях писателя. Родившись более двухсот лет назад, М. Ю. Лермонтов и по сей день остаётся одним из самых известных и узнаваемых русских авторов.

Творчество М. Ю. Лермонтова относится к Золотому веку русской литературы.

Лермонтов прожил лишь 27 лет, за это время успев создать множество гениальных произведений, занявших своё почётное место в списке лучших произведений российских авторов. После смерти поэта император Николай I объявил: «Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Замечание 1

Основные мотивы творчества М. Ю. Лермонтова — это тоска и одиночество.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Такие настроения связаны как с детством поэта, так и с политической ситуацией в России 1830-ых, разочаровавшейся в идеях декабристов.

С самого юного возраста Лермонтов демонстрировал задатки своего поэтического таланта. Будучи болезненным ребёнком, развлечение будущий писатель находил не в обыкновенных детских играх и забавах, а в своём воображении. В неоконченное автобиографической повести Лермонтов писал: «Он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души». Очень рано духовно развившись, поэт встретился со своим первым разочарованием: никто из окружающих не мог понять его душевных стремлений. Потому в ребёнке начали развиваться недовольство окружающим миром и вместе с тем сочувствие к тем, кто был так же, как он, одинок и несчастен.

Вслед за А.С. Пушкиным, чью гражданскую позицию Лермонтов горячо поддерживал, поэт тяжело воспринял поражение дворянской революции, что тоже оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.

Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова касались роли поэта и поэзии и судьбы русского народа. Лермонтов часто обращался к теме природы и одиночества. В произведениях автора прослеживаются горячая любовь к народу и острая ненависть к самодержавию, против которого поэт смело высказывался в своих стихотворениях. Презрение у Лермонтова вызывало и молодое поколение, инертное и не понимающее, что делать. В молодых людях поэт видел «лишних людей», безразличных к тому, что происходит в их стране.

Творчество М.Ю. Лермонтова литературоведы традиционно делят на два этапа:

  1. Этап становления поэта (1828 — 1836 гг.);
  2. Зрелость.

Границей между двумя этими периодами стала гибель А.С. Пушкина, которой Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта», прославившее его на всю страну.

Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова

На протяжении всей жизни Михаила Лермонтова преследовали грусть и одиночество. Белинский называл его «поэтом совсем другой эпохи». 

Возможно, это и являлось причиной грусти и тоски, он не чувствовал себя нужным этому времени и людям, живущим в нем. Всегда был «один среди людского шума».

Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными. Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными. 

Герой полон гордого скептицизма и недоверия, в каждом видит «глупого лжеца», оттого не хочет «с шумной быть толпою».

Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.

Сильные эмоциональные переживания в стихах Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов был известен своей способностью выразить глубокие эмоции и переживания в своих стихотворениях. Его поэзия отличается насыщенностью чувствами, интенсивностью и страстностью.

Одной из главных особенностей стихотворения Лермонтова является их эмоциональная напряженность. Поэт часто обращается к теме хрупкости жизни, одиночества и смерти. В его стихах присутствуют сильные чувства и настроения, такие как грусть, тоска, отчаяние и ярость.

Горе является одной из главных тем, затрагиваемых Лермонтовым в своих стихах. В его поэзии можно найти многообразные вариации горя: от личного горя, связанного с потерей близкого человека, до горя по поводу утраты свободы и идеалов.

Многие стихи Лермонтова посвящены также страсти и любви. В них автор выражает свои сильные эмоциональные переживания, особенно ту муку, которую вызывает неразделенная или запретная любовь. Также автор обращается к теме роковой женской красоты и ее разрушительной силе.

Часто в стихотворениях Лермонтова присутствует тема бунта и неприятия общественного порядка. Поэт выражает свою негодование и ярость по отношению к несправедливости и лицемерию мира. Он воздает хвалу свободе и индивидуализму, выражая свою духовную свободу через поэтические образы и символы.

Итак, стихи Лермонтова отличаются сильными эмоциональными переживаниями. Они являются отражением его жизненного опыта, стремлений и внутреннего мира. Страсть, мука, горе, ярость и любовь — все эти эмоции пронизывают его творчество и делают его неповторимым.

Реализм и его влияние на Лермонтова

Реализм является одним из важнейших литературных направлений, которое оказало значительное влияние на поэтическое творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Реализм, возникший в XIX веке, стремился отразить действительность во всей ее многогранности и неприукрашенности. Это направление сосредоточивалось на описании повседневной жизни, характера и мыслей человека, а также на критике социальных явлений и нравов.

Влияние реализма на творчество Лермонтова проявляется в его поэтических произведениях, таких как «Смерть поэта», «Демон» и других. В этих стихотворениях автор поднимает актуальные социальные и философские вопросы, проникает в глубинные проблемы человеческого существования.

В своих произведениях Лермонтов применяет реалистический метод, подробно изображая события, характеры и психологию героев. Он описывает реальные ситуации и отношения, исследуя социальные структуры и противоречия. Это стало его визитной карточкой и привнесло в его творчество особую глубину и значимость.

Реализм позволил Лермонтову поднять такие важные темы, как свобода, справедливость, любовь и смерть, и обозреть их с разных сторон. Он изображает противоречия и несовершенство мира, а также вводит в свои произведения элементы фантастики и мистики, чтобы показать границы реальности и неразрешимые загадки существования человека.

Таким образом, реализм имел огромное влияние на творчество Лермонтова. Он обогатил его стихи жизненностью, глубиной и актуальностью, а также помог автору задать вопросы о смысле жизни и искать на них ответы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: