«легкое дыхание» — анализ рассказа ивана бунина

Тема любви в рассказе легкое дыхание бунина сочинение

Тематика новеллы

Тема любви занимает основное место в рассказе Бунина «Легкое дыхание». Анализ произведения поможет лучше понять суть. Автор раскрывает тематику через призму характера главной героини — очаровательной и непосредственной молодой девушки.

Для Ивана Алексеевича любовь — это, в первую очередь, разрушительная и всепоглощающая страсть. Неудивительно, что в рассказе любви сопутствует смерть (юный гимназист Шейнин задумывался о суициде от неразделенных чувств к Ольге, а она в свою очередь стала жертвой любовника). Такова концепция Бунина.

Несмотря на аморальное поведение гимназистки, автор, все же не позволяет себе критиковать ее поступки. Наоборот, неиссякаемая энергия Мещерской, ее женственность, способность видеть только хорошее, безграничное обаяние привлекает писателя. Не во внешности заключается настоящая красота женщины, а в способности вдохновлять людей. Именно в этом и есть главная мысль рассказа.

Беспечность и своеобразная поверхностность Ольги — обратная сторона ее сущности. Главная проблема героини состоит в том, что никто из окружающих не научил ее находить баланс между легкостью и ответственностью.

Именно равнодушие близкого окружения стало причиной гибели героини. Однако смерть не может унести с собой очарование юности — «легкое и нежное дыхание» развеивается во вселенной, чтоб затем снова возродиться.

Популярные сегодня темы

Одним второстепенных образов считается Симеон. Симеон относится к отрицательным персонажам. Герою присуще лицемерие, жестокость и цинизм.

Н.С Лесков, один из знаменитых писателей, использовавших в своем творчестве русскую речь. Писатель высказывал в своих творениях точку зрения русского народа.

В данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.

Из яичка вылупился маленький стрижонок, его прозвали Скрипом. Он жил в норе с мамой, братьями и сестрами. Папы у них не было, стрижиха одна выкармливала и воспитывала своих птенцов

1. Оля Мещерская – девочка-гимназистка из богатой семьи. Ее не волнуют растрепанные волосы или руки, вымазанные чернилами

Для Оли важно быть естественной. Она имеет чувство собственного достоинства, умеет защитить себя от нападок начальницы гимназии

Мне нравится этот образ, кроме одной Олиной черты – бессердечного обращения с противоположным полом. Девушку мало волнуют последствия ее слов, но они оказываются роковыми. Мещерскую убивает казачий офицер, не сумевший простить девушке ее жестокий отказ.

2. Я спрашиваю себя, откуда девушка научилась этой жестокости? О ее родителях ничего не сказано, но Оля хорошо одета. У нее дорогие гребни, туфли. Видно, что родители заботятся о ней, не жалеют для дочери денег, но сама обстановка в школе напряженная. Гимназия больше напоминает казарму, чем учебное заведение. Не понятно, за что начальница ругает Олю? Судя по сюжету, девушка уже неоднократно подвергалась ее нападкам. Ее наставница, скорее всего, просто завидует юной гимназистке, ее веселому характеру, непосредственности, свободе. Я считаю, что такие люди и убивают внутри своих воспитанников любовь, вместо которой появляется ненависть, отвращение, жестокость.

4. Мне не понятно, как могла так рано умереть девушка, созданная именно для любви? Действительно ли она была счастливым человеком или же казалась такой? Скорее всего, она чувствовала свой скорый уход и пыталась прожить оставшееся время в полную силу.

Оля прочла во взрослой книжке, что самое главное для настоящей женщины – это легкое дыхание. Именно таким увидела свое дыхание юная красавица. Олина жизнь оказалась короткой, но прошла она на одном дыхании – радостно и легко. Немолодая классная дама, прожившая много лет, вряд ли ощущала столько чувств, сколько испытала Оля за свою короткую, но яркую жизнь.

Ольге было шестнадцать лет, она ничем особо не выделялась среди других гимназисток. Не было в ней невиданной красоты, шарма взрослой женщины, но была необычайная внутренняя свобода и человеческое достоинство. Девушка, не задумываясь о собственной жизни, жила без страха и осмотрительности, дышала полной грудью. При этом легко отметая все упреки в свой адрес и слухи вокруг своего имени.

Ее наставница, наоборот, руководствовалась разумом и поэтому одергивала девушку, не принимая ее поведения и стиля. Однако она не знала, что в жизнь юной Оленьки вмешался взрослый мужчина, который руководствовался лишь своим инстинктом. Это погубило девушку, ведь она не была готова к взвешенным взрослым решениям. Ее разум не успел проснуться, чтобы контролировать чувства.

Героиня была искренней и легкой. Она шла по жизни, флиртовала с поклонниками и не подозревала, к чему это ее приведет. Неискушенная и неопытная, она не могла разобраться в любовных хитросплетениях. Ей не хватило времени, чтобы научиться управлять своей энергией.

Любовь в произведениях Бунина часто ходит бок обок со смертью. Этот рассказ – не исключение. Понятие любви у великого писателя всегда сопряжено с кратковременной вспышкой страсти, несущей после себя боль и страдание, а иногда и смерть. Но Бунин уверен, что смерть не всесильна и она не может уничтожить красоту, которая возродится вновь.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

  • Должна ли женщина служить в армии сочинение

      

  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста шрам на ноге почти

      

  • Сочинение на впр 8 класс история

      

  • Сочинение по картинкам 4 класс про щенка

      

  • Сочинение по теме дубровский 6 класс по плану

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное легкомыслие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит читателей автор, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжёлый осадок.

Тема новеллы

Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.

Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами

Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.

Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля. Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости

Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним.

Смысл названия

Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина.

Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни:

Оля ко всему относилась легко и весело.

Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской. Она обычная девочка, не отличалась от своих сверстниц. В подростковом возрасте Оля заметно похорошела. Стала стройной, очаровательной, милой, имела красивые волосы.

И тут не обошлось без зависти

Другие гимназистки косо посматривали на нее, так как Оля без труда привлекала внимание парней. Другим же стоило это немалых усилий и все могло быть безрезультатно

Так появились всевозможные слухи и сплетни про девушку.

В свете этих событий случились следующие казусы. Директор гимназии вызвала Мещерскую к себе в кабинет, где Оля признается в интимной близости с братом директора. Для многих это было неожиданностью. И дальнейшие события еще больше отталкивают от героини, так как ее партнеру было около пятидесяти лет.

Оля вела дневник, в котором описывает сложившуюся ситуацию и нам становится все ясно. Она, обычный подросток, у которого в этом возрасте играют, бушуют гормоны. Все довольно привлекательно, романтично и легко. Героиня поддалась этому наплыву чувств и совершила обдуманный поступок. А человека, с которым у нее случилась близость, она начала ненавидеть.

Алексей Михайлович Малютин, брат директора гимназии, взрослый и зрелый мужчина испытывает к девушке сильные чувства, похожие на любовь. Это вполне объяснимо, ведь она молодая, красивая, привлекательная. Он, находясь с ней рядом, не смог сдержать своих чувств и поддался соблазну. Малютин искренне желал, чтобы она стала его женой, но Оля ответила отказом. Для Алексея Михайловича это было неожиданно, он не захотел смириться с таким исходом событий и убил Олю.

Я считаю, что между героями не было настоящей, искренней любви. Бунин же стремился донести до своего читателя, что чувства возникают между людьми разных возрастов. И она будет счастливой только при условии, что это взаимно. Малютин не получил ответа на свою симпатию, вследствие чего мы видим драматичный конец.

Оле, которой едва исполнилось пятнадцать лет, далеко до образа роковой соблазнительницы. В силу своей наивности и неопытности, она не знала, как выйти из сложившейся ситуации. Малютин, который так и не смог осознать свою вину и ошибку, во всем обвинил ее.

Автор заканчивает рассказ следующими строками: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту уничтожить невозможно, она возродится снова.

`

Образ Оли Мещерской

Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.

Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров

Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих. Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Главные герои и их характеристика

В рассказе “Легкое дыхание” Ивана Бунина встречаем несколько основных персонажей, каждый из которых обладает своей уникальной характеристикой, позволяющей нам лучше понять их.

Ольга Мещерская

Мне нравится1Не нравится

Ольга Мещерская, основной и самый раскрытый персонаж рассказа, обладает рядом уникальных черт

Писатель уделяет особое внимание внешности героини, описывая ее изящность, красоту, харизму и грацию. Она привлекает внимание своей привлекательностью и притягательностью

Однако, информация о внутреннем мире Оли Мещерской представлена в меньшей степени, поскольку автор делает акцент на ее откровенности и переменчивости. Однажды Оля прочитала в книге, что главным элементом очарования женщины является “легкое дыхание”. Она начала активно развивать эту особенность как внешне, так и внутренне. Однако не только ее вздохи поверхностны, но и ее мысли летают, словно бабочки. Именно поэтому она погибает в расцвете лет, словно нежный мотылек.

Алексей Михайлович Малютин

Мне нравится1Не нравится

Алексей Михайлович Малютин, 56-летний офицер и семейный друг Мещерских, обладает своей уникальной характеристикой. Он представляет собой красивого пожилого мужчину, обладающего обаянием и привлекательностью.

Однако, в ходе событий рассказа, Малютин оказывается в интимной ситуации с Олей Мещерской, оставшись с ней наедине в доме. В таком положении он не сдерживается и совращает девушку. Несмотря на то, что Оля изначально питала некоторое желание “стать женщиной”, она в конечном итоге испытывает отвращение к Малютину и откровенно признается в этом.

Позднее, Малютин погибает в русско-японской войне, в одну и ту же зиму вместе с главной героиней. Его судьба связана с трагическим развитием событий в рассказе и подчеркивает мгновенность и непостоянство жизни.

Казачий офицер

Мне нравится1Не нравится

Казачий офицер в рассказе представляет собой загадочного и мрачного персонажа, о котором известно мало. Его мотивы и намерения остаются неясными для читателя. Описывается он как некрасивый и небогатый мужчина, что создает контраст с яркой внешностью и привлекательностью главной героини.

Нюансы отношений между Казачим офицером и Олей Мещерской остаются за кадром, однако ясно, что офицер относился к их роману очень серьезно. Он так сильно влюбился в Олю, что не смог справиться с тем, что ее чувства не были взаимными. Это стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.

Для Оли Мещерской их связь была скорее экспериментом или мимолетным увлечением, в то время как офицер стремился к более серьезным отношениям и свадьбе. Это различие в ожиданиях стало источником конфликта, который привел к трагическому финалу.

Начальница гимназии

Мне нравится1Не нравится

Начальница гимназии в рассказе представляет собой строгую и правильную женщину, которая осуждает ветреное поведение Оли Мещерской. Она придерживается своих собственных нравственных принципов и установок, и ее жизненные принципы кажутся совершенно противоположными непосредственности и откровенности Оли.

Несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке, начальница гимназии оказывается обезоруженной перед Олей. Разговор между ними, хоть и недолгий, считается одним из наиболее запоминающихся моментов новеллы. Это происходит потому, что начальница гимназии оказывается неспособной сдержать или повлиять на свободу и откровенность Оли. Встреча этих двух персонажей выявляет противопоставление между строгостью и жизнерадостностью, стереотипами и непредсказуемостью.

Гимназист

Мне нравится1Не нравится

Гимназист, влюбленный в Олю, выделяется своей сильной привязанностью к ней, но одновременно неспособностью вынести ее изменчивое поведение. Подобно офицеру, он приходит к решению совершить убийство, но в отличие от офицера, его целью является не Оля, а он сам. В рассказе о нем сказано очень мало, только что он юн и значительно моложе других поклонников Оли.

Гимназист страдает от того, что Оля играет с ним и не принимает его серьезно. Он находится в сложной ситуации, где его чувства и желания не находят отклика у объекта его внимания. Эта невзаимность вызывает в нем страдание и отчаяние, приводя его к мысли о самоубийстве.

Характеристика остальных героев

«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

  • Алексей Михайлович Малютин — 56-летний офицер, семейный друг Мещерских, красивый пожилой мужчина. Однажды остаётся наедине с девушкой дома, не сдерживается и совращает её. Несмотря на первоначальное желание «стать женщиной», Оля чувствует к нему отвращение, в чём открыто признаётся. Позже Малютин погибает в русско-японской войне, в одну зиму с главной героиней.
  • Казачий офицер — любовник Оли, загадочный и мрачный персонаж, о мотивах которого мало что известно. Он описывается как некрасивый и небогатый мужчина. Нюансы его взаимоотношений с главной героиней остаются за кадром, но ясно, что он относился к роману очень серьёзно — настолько, что отнял жизнь возлюбленной, узнав о невзаимности своих чувств. Для самой Мещерской их связь была чем-то вроде эксперимента или мимолётного увлечения, в то время как офицер хотел свадьбы, что и стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
  • Начальница гимназии — строгая, правильная женщина, осуждающая ветреное поведение Оли. Скованная собственными нравоучениями и установками, она оказывается совершенно обезоружена непосредственностью и откровенностью Мещерской, несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке. Разговор с ней, несмотря на недолгую продолжительность, нередко называется одним из самых запоминающихся моментов новеллы.
  • Классная дама — немолодая женщина, которая живёт мечтами вместо реальности. Для неё Оля становится чем-то вроде идеала, а её жестокую судьбу она считает воплощением несправедливости мира. После смерти Мещерской классная дама регулярно посещает её могилу, предаваясь сентиментальным размышлениям.

Проблематика

  • Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
  • Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
  • На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.

Персонажи рассказа и их краткая характеристика.

Главные герои

Оля Мещерская —  гимназистка 16 лет из богатой семьи, рано развилась в красавицу. Она грациозная, легкая, весёлая, прекрасно танцует, её очарование не требует никаких усилий. Обворожительную Олю любят не только молодые люди, в ней души не чают ученицы младших классов. Ключевой особенностью гимназистки было так называемое «легкое дыхание», схожее с дыханием весны, её стихийностью.

Яркий образ Оли Мещерской, которому сам автор не даёт никакой оценки, вызывает противоречивые чувства. Ранний опыт она приобрела, пожалуй, по вине пожилого ловеласа. Символично, что, прогуливаясь по саду с юной Оленькой, Малютин сравнил себя с Фаустом, а её — с Маргаритой. Однако на этом жизнерадостная гимназистка не остановилась. Безусловно, Оля Мещерская порочна, в то же время она детски наивна и искренна. В этом противоречии она ещё обольстительнее.

Писатель ненавязчиво показывает, что в ней главное — живость. Глаза на кладбищенском медальоне радостные и «поразительно живые». Оля смотрит на начальницу «ясно и живо, но без всякого выражения». Она ни о чём не думает. Бунин признавался, что в этом «недуманье» и заключается главный секрет «лёгкого дыхания». В героине над нравственностью и разумом господствует некая стихийность, жажда жизни во всей её полноте. Расплата за эту жажду была страшной — Ольгу застрелил очередной любовник. Соединить пленительную Олю Мещерскую со смертью, с выстрелом на вокзале — мучительно трудно. Образ героини прелестен и трагичен одновременно.

Начальница гимназии — типичная  директриса, женщина строгих правил. В её удивительно опрятном кабинете висит портрет царя — символ власти. Эта седая, но ещё моложавая дама бдительно следит за поведением вверенных ей гимназисток. Она не без оснований считает, что Мещерская ведёт себя недопустимо для воспитанницы гимназии. Образ начальницы контрастирует с главной героиней и оттеняет её.

Курьёзная ситуация в том, что родной брат начальницы соблазнил её подопечную, которой она периодически читает нотации. Поучения чиновной дамы Оля, однако, пропускает мимо ушей. Их диалог в рассказе похож на поединок. На выговор madame относительно туфель за двадцать рублей, дорогих гребней и причёски, как у женщины, Оля легко и спокойно парирует, что она уже женщина стараниями брата уважаемой madame. Этой лёгкостью и непосредственностью главная героиня противостоит правилам и приличиям, воплощённым в образе начальницы гимназии.

Классная дама —  воспитательница в гимназическом классе Оли Мещерской, маленькая женщина. Это мечтательная старая дева, которая живёт выдумкой, заменяющей ей реальную жизнь.

Немолодая девушка привыкла жить ради кого-то в своём «выдуманном мире». Сначала она посвятила себя брату, обычному прапорщику, для которого придумала необыкновенное будущее. После его смерти она какое-то время воображала, что трудится за идею. Бледное личико Оли в гробу отозвалось новой мечтой для этой впечатлительной натуры. Каждое воскресенье классная дама стала ходить на могилу девушки. Она задаётся вопросом, как можно совместить этот чистый взгляд с тем ужасным, что связано с именем Оли Мещерской? Порой женщина думает, что отдала бы полжизни, только бы не видеть этой могилы. На самом деле она счастлива, как человек, преданный страстной мечте.

Этот персонаж тоже противопоставлен главной героине, которая не отличалась мечтательностью.

Алексей Михайлович Малютин — красивый 56-летний мужчина, брат начальницы гимназии. Он появляется в дневнике Ольги

Из него же читатель узнает, что персонаж одевается со вкусом, «держится кавалером», юной особе приятно его общество и внимание. Скоро отрывается, что это безответственный и безнравственный тип

В отсутствии родителей он совращает наивную пятнадцатилетнюю девушку, дочь своего друга.

Казацкий офицер — последний мужчина Ольги и её убийца. Персонаж описывается некрасивым, его вид назван плебейским. С кругом Мещерской этот человек не имеет ничего общего. Известно о нём немного: приехал из Новороссийска, собирался возвращаться. С Олей они совершенно разные, можно только догадываться, почему она вступила в связь с человеком не своего круга.

Офицер ревнив, страстен, груб и, похоже, с болезненным мужским самолюбием. Признание Ольги в нелюбви, её насмешка, записи в дневнике — всё могло спровоцировать казака схватиться за пистолет и оборвать жизнь этой девочки, пусть испорченной, но неотразимой. 

Анализ произведения

Стилистические особенности

Бунин оставил след в литературе и как писатель-прозаик, и как поэт. Язык его новелл очень поэтичен, авторская манера письма узнаваема, недаром в литературоведении закрепилось такое понятие как «бунинский стиль». «Легкое дыхание» отражает характерные особенности: простота и краткость сочетаются с образностью, метафоричностью, «воздушностью» текста.

Важную роль в рассказе играют портретные описания, дополняющие и раскрывающие образы персонажа. Не случайно знакомство с Олей Мещерской начинается с её «надгробного портрета». Средством выразительности является пунктуация. Текст изобилует незаконченными предложениями, многоточиями.

Концептуальные и содержательные особенности

Произведение Бунина содержательно соотносят с концепцией «живой жизни», популярной в литературе и философии того времени. В её основе — идея о ценности самой сути человеческого существования, а «живость» понимается как непременный его атрибут.

Сюжет в рассказе вторичен. Он умышленно изложен «отрывками», через последовательность ярких эпизодов. Некоторые литературоведы отмечают, что в рассказе отсутствует «интерес к сюжету как таковому». Центральная метафора «Легкое дыхание»  по мнению литературоведа Выгодского определяет построение рассказа.  «Быть предельно живым, значит быть предельно обреченным» — в такой фразе мировоззренческую специфику произведения выражает исследователь С. Вайман.

Жанр

«Легкое дыхание» — прозаическое произведение малой литературной формы, то есть рассказ. Часто к произведениям Бунина применяют термин «новелла». Использованные приёмы, смешение «двух планов повествования», тематическая, композиционная и концептуальная линия произведения позволяют отнести его к литературе модернизма.

Кратко об истории создания

Текст рассказа родился в Орловской Губернии, в деревне Васильево, где автор проживал в тот период. Писателю поступило предложение о публикации в журнале «Русское слово», с редактором которого Иван Алексеевич был в хороших отношениях. Готового произведения у Бунина не было, в голове ожили кладбищенские впечатления, и на бумагу вылилась история гимназистки Оли Мещерской, на страницах журнала она была опубликована в 1916 году.

«Легкое дыхание» жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, — значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. «Легкое дыхание», однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

Вопрос смысла жизни вечен, в литературе начала ХХ века также продолжалось обсуждение этой темы. Теперь смысл виделся не в достижении какой-то ясной цели, а в чем-то ином. Например, согласно теории «живой жизни», значение человеческого существования в нем самом, независимо от того, какова эта жизнь. Этой мысли придерживались В. Вересаев, А.Куприн, И. Шмелев, Б. Зайцев. «Живую жизнь» отразил в своих сочинениях также И.Бунин, его «Легкое дыхание» — яркий пример.

Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».

Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Лёгкое дыхание» объединены в таблице.

Оля Мещерская Главная героиня, гимназистка. Изящная и красивая. Вызывает восхищение и зависть. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в сочинении.
Начальница гимназии Сухая и строгая. Моложавая женщина. Склонна к поклонению своим фантазиям. Начальница гимназии предстает как противоположность Мещерской. Будучи сухой и строгой, она считает, что Мещерская ведёт себя чересчур ветрено. Описывая обстановку кабинета, Бунин показывает разницу между восприятиями этих женщин. Начальница сидит за вязанием, не поднимая головы, за письменным столом, над которым висит царский портрет. Оля рассматривает обстановку кабинета, чувствуя запах ландышей на столе и тепло печи, смотрит на портрет царя, где он изображен во весь рост посреди красивого зала. Для начальницы её кабинет предстает как обычная комната, когда для Оли Мещерской кабинет полон ощущений и чувств.
Малютин Брат начальницы. Красивый пятидесяти шестилетний мужчина. Друг и сосед отца Мещерской, который развратил девочку, пользуясь отсутствием родителей. Подлый и хитрый человек. В дневнике Мещерской приводится описание Малютина. Он предстает как красивый и всегда хорошо одетый мужчина пятидесяти шести лет. Хотя он намного старше её, Оле сначала нравится его общество.
Казачий офицер Некрасивый и плебейского вида. Не принадлежит к кругу Мещерской. Ревнивый и жестокий человек, не сумевший простить девушку. Офицер не может принять отказ, он убивает Олю, потому что она предпочла другого. Мог ли Бунин таким образом показать поведение мужчины, который не умеет любить и не считается с интересами той, на ком он хочет жениться? Тогда сцена между Мещерской и офицером предстает как образ отношений женщины и мужчины, который любит только себя. Символично, что Мещерская умирает от рук офицера.
Классная дама Классная дама – немолодая девушка, преданная идеям, которые заменяют ей действительную жизнь.
Гимназист Гимназист, влюбленный в Олю, не может вынести её изменчивого поведения. Как и офицер, он решается на убийство, но он пытается убить не Олю, а себя. Про этого персонажа очень мало сказано, только то, что он юн и намного моложе остальных поклонников Мещерской. Оля играет с ним и не воспринимает всерьез.

Критика

Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.

Писатель Константин Паустовский был высокого мнения о мастерстве писателя, считая отличительное качество Оли Мещерской достойным высших похвал. Литературовед Александр Гизетти отметил в произведении Бунина описание провинциального быта, отметив, что жизнь Оли смята похотью. Отдельные критики считали смерть Оли платой за стремление к полной жизни.

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/bunin/tema-lyubvi-legkoe-dyhanie
  • https://studbooks.net/586270/literatura/zhelanie_lyubvi_rasskaze_bunina_legkoe_dyhanie
  • https://nauka.club/literatura/lyegkoe-dykhanie-bunina.html
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-tema-lyubvi-i-smerti-v-rasskaze-i-a-bunina-legkoe-dyhanie/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lyogkoe-dyhanie-bunin/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: