Анализ «Гамлет» Пастернак
Анализ «Гамлет» Пастернак
«Гамлет» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.
Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.
Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?
Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?
Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).
Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.
Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).
В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний
Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.
Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).
Другие материалы по творчеству автора:
- Краткое содержание по главам «Доктор Живаго» Пастернак
- Краткое содержание «Доктор Живаго» Пастернак
- Анализ «Доктор Живаго» Пастернак
- Анализ «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак
- Анализ «Золотая осень» Пастернак
- Критика «Доктор Живаго» Пастернак
- Анализ «Сосны» Пастернак
- Анализ «Февраль» Пастернак
- Анализ «Июль» Пастернак
- Анализ «Ландыши» Пастернак
Сочинение
Что такое ценности жизни? До конца разобраться в этом вопросе не сможет никто, так как каждый человек сам определяет для себя ценности и они совершенно разные. Для кого-то они формируются ещё в детстве, опираясь на ценности близких людей. Давай поговорим про самые распространенные из них.
Для кого-то на первом месте всегда лежит семья. Человек готов оставить свои желания только для того, чтобы его семья была счастлива. Так же, такие люди готовы бросать работу, только, чтобы провести драгоценное время, которого у нас так мало, с семьёй. Эти люди – хранители очага.
Для других эта же работа является смыслом всего их существования. Но, это лишь потому, что эти люди больше ценят деньги и их количество, а не саму работу. Нередко, такие люди одиноки, ведь на отношения просто не остаётся времени. Зачастую, ближе к старости они жалеют о своём выборе ценности.
Третьи же – просто желают жить в своё удовольствие. Для них ценность жизни – просто наслаждаться каждым моментом, путешествовать, есть вкусную еду и этот список можно продолжать бесконечно. Такие люди понимают ценность времени, и стараются не тратить его на негативные эмоции и переживания. Их можно назвать настоящими оптимистами.
Но есть такие ценности, которые затрагивают абсолютно каждого. К примеру, человеческие отношения
Очень важно, чтобы по жизни тебя сопровождал верный друг. Тяжело шагать по жизни в одиночестве, ведь совсем скоро ты можешь устать и никто тебя не подбодрит
Поэтому, если вы в ссоре с лучшим другом – выкиньте свою гордость, и сделайте шаг к примирению.
Конечно, важная ценность – оставаться хорошим человеком. К сожаления, некоторые её игнорируют. Но это тоже всё не просто так. Не стоит раньше времени судить человека, ведь мы не знаем, что повлияло его на изменения в худшую сторону. Такого человека нужно поддержать, ведь холодные и злые люди в глубине души – ранимые, добрые и мягкие.
Не забываем также о любви. Невероятное чувство, что наполняет тебя от макушки головы и до кончиков пальцев. Невозможно представить жизнь без её, да и не ощущая любви – можем ли мы называть себя человеком? Полагаю, что нет.
Суть в том, что для каждого есть свои ценности, но каждые нужно уважать и понимать, даже если вы с ними не согласны
А так же, немало важно определить их для себя. Правильно расставить приоритеты в жизни – задача каждого человека
Главное, потом не пожалеть, что жизнь ушла не туда.
Интересные детали «Неравного брака»
Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.
Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.
Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.
Еще:
- 10 известных вещей и понятий, которых на самом деле не существует
- Почему мы говорим «алло», отвечая на телефонный звонок
- Как посудомойка из СССР стала музой Кристиана Диора
- Почему Шварценеггеру запретили озвучивать «Терминатора»?
- «Наставить рога» и «ходить гоголем»: откуда пошли привычные выражения русского языка
Мечта и Каперна
К сожалению, Ассоль живет в очень приземленном месте. Ей очень трудно здесь, потому что и она, и окружение осознают ее отчужденность и особенность.
«Но у вас не рассказывают сказок… не поют песен. А если рассказывают и поют, то это истории о хитрых мужиках и солдатах, грязные, как немытые ноги… четверостишья». – так о Каперне говорит Эгль.
Казалось бы, в таком месте невозможно выжить хрупкой мечте Ассоль, но девушка бережно проносит ее сквозь грязные насмешки, обиды. И ничего, что ее считают полоумной и зло называют «корабельная Ассоль», Грэю достаточно одного взгляда на нее, чтобы понять, что все рассказы – это гнусная выдумка.
Характеристика Ассоль и Грея совершенно отличается от характеристики жителей городка, оба они совсем с другого мира. В Каперне им не место.
Описание картины Ромадина «Керженец»
Николай Михайлович Ромадин (1903—1978) — художник советской эпохи, превосходный пейзажист. Известность пришла к нему именно благодаря пейзажам, в реалистическом изображении которых проглядывала высшая гармония и божественная красота. Известные работы Ромадина — «Волга — русская река», «Последний луч», «Берендеев лес», «Первое цветение», «Вербы в половодье», «Затопленный лес», «Село Хмелёвка» и другие картины.
Произведение Николая Михайловича «Керженец» (1946) довольно популярно. Любил эту картину и сам художник. Вдохновила его на работу над «Керженцем» сама русская природа: река, неспешно текущая среди русских лесов Заволжья, густые леса, поляны, луга. Для художника-пейзажиста такие места притягательны, он более других видит их завораживающую красоту.
На переднем плане картины — цветущие вербы, подтопленные разливом реки. Они отражаются в воде, как в зеркале, со своим жёлтым пушистым цветом. Стоят в воде и другие деревья. По всему видно, что наступила весна. На заднем плане — противоположный берег, поросший лесом. Лес всех оттенков зелёного цвета словно подёрнут сиреневой дымкой.
Центральная часть картины — это река, отражающая все краски цветения, нежную зелень листочков, темноту елей, высокое весеннее небо и лодку с двумя людьми. Лодку не сразу можно заметить, она теряется на фоне отражения леса. В ней плывут рыбаки. Один из них стоя правит лодкой с помощью шеста, другой — в сидячем положении — занят снастями. Они в тёмной одежде, лица неразличимы. Лодка тихо плывёт по глади речной воды, оставляя светлый след.
Люди здесь второстепенны, главная героиня картины — река Керженец. В Керженце нет необъятной широты Волги, он сравнительно скромен по ширине и длине, но сотни лет несёт он свои чистые воды, кормит и поит людей, утоляет жажду животных и растений, даёт прохладу в летний зной, радует сердца людей красотой берегов и спокойным течением вод, в которых плещется солнце с облаками. Керженец изображён как значимая часть могучей природы, и в этом его величие.
Краски картины пронзительно нежны. Зелёное, жёлтое, сиреневое, голубое — всё это не кричит, подано скромно, но создаёт впечатление тихой радости. Да и можно ли не радоваться наступившей весне с её пьянящим воздухом и долгими вечерами?
От картины исходит спокойствие и умиротворение, она настраивает человека на созерцательный лад. В пейзаж Ромадина хочется просто вглядываться, и нет желания пускаться в пространные размышления. Так человек проникается красотой картины и настроением художника, сама идея произведения доходит до сердца зрителя, а потом вдруг оформляется в хорошую мысль.
Донести до людей своё видение мира в картине — цель каждого художника. Николай Ромадин ставил благородную цель — показать родную природу как одну из высших ценностей. И ему это удалось.
- Сочинение описание по картине М.Н. Ромадина «Первое цветение»
- Сочинение-описание по картине М.Н. Ромадина «Село Хмелевка»
«Жизнь прожить – не поле перейти» — сочинение по пословице.
У каждого своя дорога к счастью.
В чем смысл известного выражения «Жизнь прожить – не поле перейти»? Оно дает нам понять, что жизненный путь не может быть всегда легким и безоблачным. Нет на земле человека, который мог бы назвать себя счастливым абсолютно во всем. Может быть, смысл жизни и заключается в преодолении сложностей, возникающих на пути? Любому человеку даются определенные испытания, а опыт их преодоления навсегда остается с нами. И получить его только в теории никак нельзя, без практики не обойтись.
Часто бывает, что богатым и успешным людям завидуют. Но при этом забывается, что и в их жизни случаются неприятности. Кто-то считает, что если бы у него было все, что есть у соседа, то он был бы счастлив. Но это отнюдь не всегда так. Счастье не в том, чтобы иметь все, а в том, чтобы получать удовольствие от уже имеющегося. И еще одно обязательное условие достижения счастья – умение при любых обстоятельствах не терять веру. Мы должны верить в себя, в других, верить в лучшее, и тогда не иссякнут силы, которые помогут справиться с проблемами.
Даже опустившись на дно, человек не должен утратить веру в свои идеалы и отказаться от попыток узнать истину. Достойным примером может послужить образ Сатина из пьесы Горького «На дне». Его жизненная философия основывается на вере в человека. Он убежден, что труд приносит человеку пользу. А еще он уверен, что человеку поручена высокая миссия. И это несмотря на то, что остальные действующие лица в пьесе, попав на дно, перестали ценить жизнь и даже утратили человеческое обличье.
Доброта – хороший помощник.
В жизни немало преград и сложностей. Но она все равно наполнена красотой, радостью и надеждой. Просто надо учиться видеть их за ежедневной суетой. Мне кажется, хорошим помощник станет в этом доброта. Она дает возможность по-иному посмотреть на мир и окружающих людей. Наполненное добротой сердце способно прощать человеческие слабости и ошибки. Оно не будет копить обиды
Важно осознать, что нет идеальных людей. Каждый имеет право на ошибку, и вы сами не исключение
Но не надо без конца ругать себя за совершенный промах. Жизнь не стоит на месте, и, может быть, ошибка, допущенная сегодня, впоследствии еще окажет вам добрую услугу. Поэтому не надо унывать.
Выражение «Жизнь прожить – не поле перейти» очень верное. Чтобы прожить достойную жизнь, нужно постоянно заниматься саморазвитием и сохранять веру и доброту в душе.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.
На первый взгляд, «Гамлет» – вообще не относится к стихотворениям Юрия Живаго на евангельские темы, однако всё не так просто
Обратим особое внимание на два момента
Стихотворение было написано в феврале 1946 года. Тогда Пастернак завершил перевод шекспировской трагедии (состоялось первое её публичное чтение), тогда же (зимой 1945–1946 годов) начал работать над романом.
Во всех «евангельских» стихах Христос изображён очень иконично. Можно сказать, что при подробнейшем обращении к евангельскому тексту, в стихах Пастернака нет непосредственно (не глазами других героев) увиденного, чувственно изображенного Спасителя. Чаще всего, поэт говорит просто – Он.
Появление образа Гамлета (или актёра, играющего Гамлета), позволяет поэту резко развернуть ситуацию и произнести «я»:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
«Гамлет» словно бы ещё раз повторяет многие мотивы, которые мы уже слышали в «евангельских» стихах.
Это и «сумрак ночи», противостоящий герою (как в «Гефсиманском саде»), и гораздо более подробно, чем там, звучащие слова «Моления о Чаше». Но главная тема здесь звучит по-другому – остро и лично.
Вспомним знаменитый монолог Гамлета. Пожалуй, главная идея его выражена в строчках:
…Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье.
Но, по сути, тот же вопрос Христос ранее решил для Себя, отказавшись «от всемогущества и чудотворства» и объяснив апостолам, что
«Спор нельзя решать железом».
Однако речь в обоих случаях идёт никак не о покорности судьбе. В своих «Замечаниях к переводам Шекспира» Борис Пастернак писал: «»Гамлет» — не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения».
Добровольно позволяя Себя распять, Христос приносит Себя в жертву. Отсылая свой роман для зарубежной публикации, Борис Пастернак вправе был ожидать расправы на Родине, но страну не покинул.
В евангельский сюжет здесь органично вплелись переживания самого поэта, ещё до написания романа многократно номинированного на Нобелевскую премию и, надо полагать, прекрасно знавшего, сколько доносов написано на него в соответствующие органы:
Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
Отказ от сопротивления силой не всегда есть слабость. И жертва имеет смысл, даже если кажется, что всё вокруг «тонет в фарисействе»
И, принося жертву, очень важно до конца сохранять ясность ума; не упиваться своей ролью, но продолжать работать
Перед нами – самая личная и лирическая история Страстной седмицы. Жизнь прожить – не поле перейти.
Сочинение по рассказу История одного города
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал свое произведение на протяжении нескольких лет, в период с 1869 по 1870 гг. Изначально роман носил название «Глуповский Летописец». Позже он был переименован в «Историю одного города и выпущен частями в журнале «Отечественные записки» и вызвало бурные эмоции у читателей.
Большинство читателей сравнивают написанную книгу с небольшим рассказом, на самом деле это не так. Жанр «Истории одного города» — «Сатирический роман», в котором описана жизнь выдуманного города Глупова, но хронологические события, происходящие в нем, имеют место быть из летописей, найденных писателем.
Действие романа разворачивается в городе Глупове, название которого говорит само за себя. В романе описана жизнь градоначальников, их «великие дела»: взяточничество, наложение дани, взыскание различных податей и многое другое. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднял главную проблему – сущность истории Российского государства. Он оценивал прошлое и настоящее России довольно критически, так как считал большинство жителей страны «глуповцами». Что в переводе с языка древнего народа означает «головопяты». За свое невежество и неразумение он их переименовал.
Действие романа начинается с небольших враждующих племен. Устав от постоянной войны между собой они решили выбрать себе человека, который бы руководил делами племен и командовал своим народом. Так появился первый князь на Руси и город Глупов. Этим он описывал формирование Древней Руси и правление династии Рюриковичей.
Сначала призванный к власти князь возложил часть дел на своего помещика. Но тот оказался вором, правителю пришлось самому принимать жесткие меры. Затем писатель перечисляет большинство правителей российского государства, их вклад в историю и дела, какими он отличились. Начальники менялись один за другим, менялось и их мировоззрение и абсурдность правления, которое указывает автор в своем произведении.
Безумство и ни кому не нужные реформы создавали в стране хаос и беспорядок, люди становились нищими, наступала разруха. А монархи пребывали в постоянном состоянии то пьянства, то войны и до обычного народа им не было никакого дела. Постепенная череда ошибок со стороны власти привела к тяжелым последствиям, о которых с сарказмом и сатирой повествует автор. В конечном итоге, смерть, настигшая последнего правителя Угрюм-Бурчеева, из-за которой обрывается повествование, дает надежду русскому народу на изменение жизни к лучшему.
В романе «История одного города» писатель затронул множество важных для истории России тематик, таких как война, власть, невежество, религия, раболепство и фанатизм. Каждая тема по-своему важна и несет огромный смысл в жизненный устой простого народа.
Главная проблема, описанная в произведении, которую хотел подчеркнуть Салтыков-Щедрин – это бездействие и смирение простого народа по отношению к власти, их согласие с тем, что монархи ущемляют и угнетают их права, ущемляют их. Писатель склоняется к тому, что люди боятся статься без своего правителя. Страх впасть в анархию настолько силен, что ими движет сила, и желание подчинятся своему начальнику.
Суть романа «История одного города» заключается в том, что общество не желает принимать ответственные решения самостоятельно, взвалив все на плечи одного человека, которому не под силу изменить историю страны. Автор хочет показать, что без воли народа, его осознания и стремления к лучшей жизни ничего не изменится. Писатель не призывает к открытому бунту или революции, но он пытается убедить народ в том, что нельзя обладать слепой покорностью, только люди и их воля может повлиять на перемены к лучшему, нельзя бояться власти, а наоборот, обращаться к ней со своими проблемами.
Что такое Жизнь – сочинение
Наша жизнь — удивительный процесс, состоящий из сотен испытаний, некоторые из которых не просто сложны, а непреодолимы. Каждый день по своей природе уникален, он насыщен различными событиями, иногда хорошими, но и нередко плохими.
Это нормально, ведь в бытие должен сохраняться баланс, так называемое, равновесие между темным и светлым, как гармония между Инь и Ян у даосистов. Черная полоса жизни сменяет белую, уступая место скорби, печали и ужасу. Аналогично ее сменяет белая полоса, принося радостные эмоции, приключения и положительные воспоминания.
Жить в нашем мире непросто. Во времена существования надуманных стереотипов, личностных ярлыков и притязаний проживание на этой земле становится с каждым годом все труднее. Информационные технологии становятся все совершеннее, требуя от людей развиваться вместе с ними.
А для того, чтобы войти в этот бешеный ритм, нужно очень долго и кропотливо трудиться. Работать над собой, чтобы хоть как-то изменить общество. Ведь чтобы перевернуть существующие порядки, изменить мир, нужно начать с себя.
Долгие годы жизни наполнены по-своему победными взлетами и довольно горькими падениями. Жить непросто, но интересно, и именно поэтому люди продолжают существовать.
Выражение «Жизнь прожить — не поле перейти» как бы сравнивает ровную поверхность поля, на котором нет ни высокой растительности вроде деревьев и кустарников, ни холмов и обрывов, ни ям и колдобин с трудным жизненным тернистым путём, который буквально пронизан различными трудностями, сложностями и невзгодами.
Нашу действительность можно сравнить с рельефом юго-восточной Азии — многочисленные скалистые низменности, переходящие в пики высоченных хребтов, таких же острых и смертоносных, как регулярные ситуации, преследующие человека каждый день.
Не нужно останавливаться, встретив первое сопротивление, а наоборот, встав лицом к возникшим препятствиям, стойко принять их на себя, не отклоняясь от намеченного курса. Ведь если есть цель в жизни — есть смысл существования самого человека.
Очарование героини
Писатель в начале феерии показывает Ассоль восьмимесячной малышкой, оставшейся без мамы, за которой три месяца ухаживает добрый старик-сосед, пока отец плавал. В конце повести мы видим семнадцатилетнюю девушку, у которой сбылась мечта после встречи с Греем.
В пять лет Ассоль отличалась добрым нервным личиком, которое очень нравилось ее отцу. В 12 лет она была худенькой, загорелой девчонкой. У нее были густые темные волосы, выразительные глаза, маленький рот с кроткой улыбкой. Девушка была настолько чиста и выразительна, что сравнивается с ласточкой в полете.
В 17 лет все ее черты имели удивительную привлекательность: темно-русая, невысокого роста. От ее длинных ресниц тени спадали на щеки, любой проходящий мимо старался рассмотреть ее нежнейшие очертания лица.
Характеристика Ассоль доказывает, что любом возрасте она была очаровательной (несмотря на бедную и дешевую одежду). Ассоль замечали даже в таких нарядах. Грин использует для описания девушки очень тонкую деталь — косыночку, под которой спрятаны густые пряди девушки и ее взгляд.
В Каперне не очень восхищались внешностью очаровательной скромницы, жителей пугала ее диковатость и ум, скрывающиеся в глубоких темных глазах. Это совсем не та девушка с базара, у которой грубые руки и развязная речь.