Родион раскольников: характеристика героя романа «преступление и наказание»

Образ раскольникова в романе преступления наказания достоевского сочинение

Краткий анализ

Описание Раскольникова находится в центре всего произведения. С него начинаются суждения Достоевского о сути преступления и наказания. Кара приходит не во время ареста. Преступник чувствует последствия сделанного, вину, угрызения совести сразу после совершения поступка. Социальный вакуум, одиночество, сомнения, муки совести — это наказание страшнее, чем тюрьма. От этого не спрятаться и не скрыться.

В произведении описан урок, то, чему писатель пытается научить людей. Пример Родиона предостерегает человека от совершения такого поступка. Достоевский показывает читателям, чем может грозить отступление от религии, нигилизм, неправильная философия.

Значение романа «Преступление и наказание»

Этот роман, написанный в середине XIX века, оказал огромное влияние как на русскую, так и на западную литературу, и его ценность стала еще более очевидной со временем.

Уже при жизни Достоевского произведение вызывало интерес за пределами России. Отрывок из “Преступления и наказания” был переведен на французский язык, и в 1880-е годы роман был переведен на основные европейские языки. Это свидетельствует о том, что даже в свое время произведение имело мировую значимость.

Однако настоящее воздействие “Преступления и наказания” проявилось в XX веке. Мотивы и идеи, заложенные в романе, нашли свое воплощение у западных писателей и философов. Английские модернисты Вирджиния Вулф и Дэвид Лоуренс, восприняли темы душевного кризиса, морального выбора и границы моральной ответственности из “Преступления и наказания”. Французские экзистенциалисты, включая Жана-Поля Сартра и Альбера Камю, также нашли в романе Достоевского параллели с собственными философскими размышлениями о свободе воли и смысле жизни.

Однако наиболее значительное влияние “Преступление и наказание” оказало на немецкоязычную литературу. Работы Германа Гессе, Лео Франка, Йозефа Рота, Стефана Цвейга и Роберта Музиля, содержат явные отсылки к моральным и этическим вопросам, поднятым Достоевским в его произведении. Они также продолжили размышления о психологии и сознании человека, начатые русским писателем.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и в итоге – совершённое им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются тёмные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором

Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих из описанных героев ожидает трагическая судьба и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Кратко мое мнение

Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.

Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд. Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой. Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.

Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова. Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой. Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать. Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории. Когда человек в одиночестве, когда нет отвлекающих факторов, а есть только мысли и идеи, он с каждым днём будет уверяться в их правильности всё больше и больше. Так случилось и с Раскольниковым.

Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.

Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой. Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу

Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться

Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу. Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться.

Характер Раскольникова

Раскольников являет собой человека замкнутого, склонного к ипохондрии. Главный герой превратил свою замкнутость в особенность характера, которой казалось бы гордился. Однако, это не совсем так. Он бы и рад общаться с людьми больше, но нищета гнетет его и заставляет все дальше отдаляться от друзей и родных.

В начале романа Ф.М. Достоевский представляет читателю Раскольникова следующим образом: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.» При этом писатель подчеркивает, что Родион был чрезвычайно беден.

У Раскольникова нет друзей, кроме Разумихина, которому тяжело приходится переносить скверный характер Родиона. Достоевский пишет о своем персонаже:» Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.»

Разумихин характеризует нрав Раскольникова в противоречивом ключе. Он говорит, что, с одной стороны Раскольников неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой – добрый и великодушный юноша. Особенностью характера Раскольникова является то, что он не только высказывает свое мнение, но и отстаивает его.

Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Родион Раскольников живет в комнатке, похожей на гроб: » Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»

Такая жизнь является одним из стимулов для вынашивания мысли об убийстве. Именно на фоне и под воздействием вопиющей нищеты Раскольников обособляется от всех. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться.

Помыслы о предстоящем убийстве терзают душу Раскольникова. Она как птица в клетке хочет вырваться и сбежать от черных мыслей и ненависти.

Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все «за» и «против», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу.

Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский пишет следующее:»Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений».

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

Следующая цитата

Родион Раскольников, герой романа «Преступление и наказание» — непростой, интеллектуально и духовно развитый молодой человек. Ужасные условия жизни и беспросветная бедность, окружающая несправедливость и нереальность перемен к лучшему зарождают в сознании героя странную теорию о превосходстве одного человека над остальными. Согласно ей, Родион стремится встать над жизненными законами, что может быть дано лишь избранным.

Он проводит много времени в одиночестве, чтобы его теория относительно отнятия жизни у другого человека окончательно сформулировалась. Раскольников решает испытать себя: «тварь ли я дрожащая или право имею. ». В доказательство своих умозаключений он хочет убить старую ростовщицу, которую считает никчемной и вредной для общества.

Преступление герой совершил, однако никакого душевного подъема не испытал, не поднялся над обществом и жизнью, а наоборот – упал в темную, страшную пропасть. Родион сторонится людей, боясь запятнать их своей грязью, он постоянно находится в состоянии депрессии.

«Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!», — так говорит Соня, услышав его ужасную историю. Раскольников решил открыться ей, потому что девушка тоже жила в грязи, как и он сам, безмерно тяготясь своим положением. Она же и уговаривает его сдаться с повинной, чтобы снять груз с души. И даже отправляется за Раскольниковым на каторгу.

Герой приходит к выводу, что его теория несостоятельна, а забота и внимание Сони постепенно исцеляют его душу. Читая евангелие, Родион понимает теперь, к чему нужно стремиться, в чем заключается истинный смысл жизни

Теперь ему предстоит искупить свой грех годами, проведенными в ссылке и вернуться обновленным человеком.

Достоевский показал нам, что не существует в жизни понятия вседозволенности. Рано или поздно любое преступление будет наказано, если не законом, то самой жизнью.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

  • Цените тех кто рядом с вами цитаты

      

  • Джонатан сафран фоер цитаты

      

  • Кружка цитаты великих людей 16

      

  • Булгаков об алкоголе цитаты

      

  • Уильям артур уорд цитаты

Внешность героя

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности. Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды. О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:

  • пронзительные глаза темного цвета;
  • «…все лицо прекрасное…»;
  • замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;
  • Темные волосы;
  • Чуть выше среднего по росту;
  • Тонкая и стройная фигура;
  • Черты лица юноши тонкие и выразительные;

Контраст внешности и одежды удивителен. Вещи поражают мешковатостью, грязью и бедностью. Обычный прохожий посчитал бы его одежду лохмотьями и постеснялся бы выйти в ней на улицу, но Родион спокоен и уверен в себе. Как одет Родион:

  • «…широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто…»;
  • «…очень широкое, настоящий мешок…» (о пальто);
  • «… рассыльный, лучше одет…».

Одежда – становится причиной нелюдимости, от юноши просто хочется отодвинуться, отойти в сторону.

История создания

Великий русский писатель нашел вдохновение для этого произведения, находясь на самом дне человеческой драмы и отчаяния – в каторжных лагерях Сибири. Это была непростая пора, в которой он вынужден был общаться не только с политическими заключенными, но и с опасными уголовниками, включая убийц и воров.

Наблюдая за их жизнью и действиями, Достоевский пришел к важному умозаключению: многие из них совершали преступления из отчаяния, лишенными средств к существованию после отмены крепостного права, они отправлялись в большие города, где искали способы выживания, порой прибегая к пьянству, грабежам и убийствам. Именно эти наблюдения стали основой для создания романа, который Достоевский задумывал как исповедь главного героя, Раскольникова, в которой бы разгадывались духовные муки и внутренний конфликт

Однако, пока он работал над произведением, стало очевидно, что история требует большей глубины и насыщенности

Именно эти наблюдения стали основой для создания романа, который Достоевский задумывал как исповедь главного героя, Раскольникова, в которой бы разгадывались духовные муки и внутренний конфликт. Однако, пока он работал над произведением, стало очевидно, что история требует большей глубины и насыщенности.

Достоевский, несмотря на значительное количество написанных страниц, сжег практически завершенный роман и начал его написание снова, воплощая его в новой, более сложной форме.

Процесс создания романа был долгим и утомительным, но именно благодаря настойчивости и самокритичности Достоевского “Преступление и наказание” стало произведением, которое мы знаем сегодня. Сложности также возникали с выбором названия для произведения.

Писатель рассматривал несколько вариантов, включая “Рассказ преступника” и “Под судом”, но в конечном итоге остановился на заголовке “Преступление и наказание”. Это название несет в себе не только идею уголовного наказания за совершенное преступление, но и подчеркивает душевные муки преступника, которые так великолепно разбираются в романе.

В 1865-1866 годах Достоевский завершил работу над романом, и он был опубликован в журнале “Русский вестник”. Реакция на произведение была разнообразной – от резкого неприятия до бурного восхищения. Впоследствии роман был переведен на множество языков и оказал значительное влияние на мировую литературу.

Писатели развивали темы, затронутые Достоевским, и часто подражали его стилю. Театральные постановки и экранизации романа доказали его бессмертную актуальность, делая его вечным шедевром литературы.

Внешность Родиона Раскольникова

Родиону Раскольникову 23 года. Герой был статной внешности: высокий рост, темные глаза, стройный и с красивыми черными волосами. Однако при своей очень красивой внешности он крайне плохо одевался. Персонажи романа часто упоминают, что Родион был одет в лохмотья. У него было только одно летнее пальто, в которое он одевался и в зимнее время. Он одевал высокую шляпу, которая была без полей и совершенно не подходила герою. Родион приехал в Петербург несколько лет назад учиться. Он был студентом юридического факультета, но из-за денежных проблем бросил учебу. Жил герой в маленькой комнатке, которая своим видом полностью подходила к описанию внешности персонажа: бедная, маленькая каморка, где все направлено на то, чтобы стать меланхоликом и замкнутым человеком.
Рис. 2. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов

Борьба за идею

Описывая кратко характеристику Раскольникова, нужно сказать об идеях, за которые он, как считает Порфирий Петрович, храбро сражается. Такие черты характера как гордость, бедность, высокомерие породили в сознании главного персонажа идею. В этом случае просматривается влияние немецкой философии. Ее смысл заключается в том, что всех людей Родион делит на две группы:

  1. Обычные личности, «твари дрожащие».
  2. Выдающиеся люди, «право имеющие».

Себя главный герой, естественно, относит к последней категории. Знатоки теории Ницше о суперчеловеке с легкостью увидят, что эта группа относится к людям, которые как канат туго натянуты над бездной и молнией бьются из тучи. Человека же Ницше видит как переправу между сверхчеловеком и животным.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

  • Чрезмерная необоснованная гордость.
    Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.
  • Тщеславие.
    Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж Раскольникова взят из жизни. Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома. В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.

Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» — противоречивый персонаж. Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?

Ответ не так прост, как кажется. Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Родион хотел проверить, каким человеком он является. «Обычной тварью дрожащей» или человеком, имеющим право. Родион думал о том, что он – человек, который творит историю.

Убив старуху, Родион пытается доказать себе не только то, что он – необычный человек, но и то, что, совершив убийство, избавляет мир от тирана, наживающегося на чужом горе.

После убийства Родион чувствует угрызения совести. Родион думает о том, сможет ли жить дальше с клеймом убийцы. Он понимает, что он не такой, как его герои, которые спокойно спят, посылая тысячи невинных людей на смерть. Он убил всего лишь двух женщин, но уже ищет искупления.

Погружаясь в свои мысли, Родион начинает отдаляться от людей. Ему необходимо найти человека, который сможет понять его. Этим человеком является Соня Мармеладова.

Заблуждения Родиона хорошо раскрываются, когда читатель видит перед собой другого персонажа – Свидригайлова. Его идеи очень схожи с идеями Родиона. Свидригайлов считает, что можно творить зло, если цель является благой. Отличает его от Родиона то, что Свидригайлов не раз совершал преступления. Он был убийцей и жуликом.

В отличие от Свидригайлова, Родион понимает, что все его теории и истины – ложь. Сонечка Мармеладова помогает ему в раскаянии. Родион понимает, что нет большей истины, чем вера в Бога. Он отправляется на казнь, полюбив Соню.

Таким образом, Раскольников – это человек, глупо веровавший в теорию о разделении людей. Это человек, у которого есть совесть, который подвергает сомнению свои догмы, когда в его жизни появляется настоящая любовь.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции. Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории. Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Родион Раскольников: бедный студент и борец за переустройство мира

Родион Раскольников — типичный представитель бедных студентов, чья жизнь ограничивается необходимостью обеспечить себе пропитание и необходимые условия для выживания. В своем произведении Достоевский являет себя Раскольниковым и использует его образ, чтобы передать сильное послание о нравственности и внутреннем преобразовании человека.

Описывая свой герой явно политическим радикалом, автор показывает, что Раскольников является идеалистом и идейным человеком, который верит в возможность изменить мир. Он даже совершает убийство старушки-процентщицы, чтобы проверить свою способность менять мир и определить, насколько способен он быть правителем и преобразователем, а не простым инструментом управляемой массы.

Интересно отметить, что даже с присвоенной в результате убийства большой суммой денег, Раскольников не тратит их, предпочитая погрузиться в свои идеи и размышления. Для него, как и для многих представителей радикальной молодежи того времени, ценность заключается именно в этом. Однако главной целью автора в данном произведении не является преподнесение страшного образа народника, способного на нарушение крови и морали, как Нечаев, в другом своем романе «Бесы».

Невозможно сказать с уверенностью, основано ли произведение на личных опыте автора, однако автор явно придают Раскольникову черты собственного переживания. Роман Федора Достоевского представляет собой сильное и всепроникающее размышление об истинных возможностях и слабостях человеческой натуры и показывает путь к истинному осознанию собственных ошибок и получению второго шанса.

6 стр., 2610 слов

Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского

… из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя

Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение. Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Выводы

Раскольников стал заложником своего положения в обществе. Будучи достаточно умным, способным и образованным человеком, он не имел возможностей и средств нормально жить. Сильно расстроенный своим положением, Раскольников не видит иного способа, как заработать себе на жизнь за счет других людей, которых он считает лишь «мясом», материалом, которым можно воспользоваться ради достижения своих целей. Единственное, что заставляет Раскольникова вновь поверить в добро и забыть о своих безумных идеях — это ни что иное как любовь к девушке. Именно Соня Мармеладова показала герою, что творить добро гораздо лучше, нежели причинять боль. Под ее воздействием Раскольников начинает верить в Бога и раскаивается в своих грехах. Кроме того, герой самостоятельно сдается полиции и начинает новую жизнь.

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди»
и «собственно люди»
.

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности. По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий. Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Выводы

Произведение “Преступление и наказание” имело значительное воздействие на мировую литературу, особенно в XX веке

Этот роман оказал важное влияние на английских модернистов, французских экзистенциалистов, и немецких авторов. Мотивы и темы, поднятые в романе, стали актуальными вне зависимости от времени и места

Достоевский подходит к описанию персонажей с объективностью, избегая личных оценок и комментариев. Это позволяет читателям сами оценивать моральные дилеммы и внутренний мир героев, что делает произведение более глубоким и многогранным. Родион Раскольников, как центральный персонаж, вызывает двойственные чувства и разные толкования. Его преступление и внутренний моральный конфликт служат основой для анализа природы человека и влияния социальных обстоятельств на его поступки. Роман демонстрирует социальную борьбу и влияние экономических и социальных факторов на поведение героев. В этом контексте преступление Раскольникова рассматривается как проявление борьбы за выживание. Роман вызвал разнообразные реакции среди современников автора. Он стал предметом горячих дискуссий и дебатов, что подчеркивает его значимость и сложность.

Персонажи романа

Родион Раскольников
1

Соня Мармеладова

Аркадий Иванович Свидригайлов

Петр Лужин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: