Образ Катерины в «Грозе»
Для героини пьесы распадение «русского космоса» становится «личным» временем переживаемой трагедии. Катерина — последняя героиня русского средневековья, сквозь сердце которой прошла трещина «осевого времени» и открыла грозную глубину конфликта человеческого мира и Божественной выси. В глазах калиновцев Катерина — «чудная какая-то», «какая-то мудреная», непонятая даже для близких. «Неотмирность» героини подчеркнута даже ее именем: Катерина (греч. — присно-чистая, вечно-чистая). Не в миру, а в церкви, в молитвенном богообщении обнаруживается подлинная глубина ее личности. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этих словах Бориса — ключ к тайне образа Катерины в «Грозе», объяснение озаренности, светоносности ее облика.
Ее монологи в первом акте раздвигают рамки фабульного действия и уводят за пределы означенного драматургом «малого мира». В них раскрывается свободное, радостное и легкое воспарение души героини к своей «небесной отчизне». За пределами церковной ограды Катерину подстерегает «неволя» и полное духовное одиночество. Ее душа страстно стремится к обретению родственной души в мире, и взгляд героини останавливается на лице Бориса, чуждого калиновскому миру не только в силу европейского воспитания и образования, но и духовно: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Мотив добровольной жертвы за сестру — «сестру жаль» — центральный в образе Бориса. Обреченный «на жертву», он вынужден безропотно ждать иссякания самодурной воли Дикого.
Только по внешней видимости смиренный, затаенный Борис и страстная, решительная Катерина — противоположности. Внутреннее, в духовном смысле они одинаково чужды здешнему миру. Видевшись считанные разы, ни разу не переговорив, они «узнали» друг друга в толпе и уже больше не смогли жить по-прежнему. Борис называет свою страсть «дурою», сознает ее безнадежность, но Катерина «нейдет» у него из головы. Сердце Катерины устремляется к Борису помимо ее воли и желания. Она хочет мужа любить — и не может; ищет спасения в молитве — «не отмолится никак»; в сцене отъезда мужа пытается заклясть судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…») — но Тихон не хочет понять ее («…и слушать не хочу!»).
Идя на свидание к Борису, Катерина совершает необратимый, «роковой» поступок: «Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то… ». В точности по Аристотелю, героиня догадывается о последствиях, предвидит грядущее страдание, но совершает роковой поступок, не зная всего ужаса его: «Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Но «огонь неугасимый», «геенна огненная», предсказанные сумасшедшей барыней, настигают героиню еще при жизни, — муками совести. Сознание и чувство греха (трагической вины), как оно переживается героиней, уводит в этимологию этого слова: грех — греть (греч. — жара, боль).
Прилюдное признание Катерины в содеянном — попытка загасить сжигающий ее изнутри огонь, вернуться к Богу и обрести утраченный душевный мир. Кульминационные события IV действия и по формальным признакам, и смыслово-содержательно, и образно-символически связаны с праздником Ильи-пророка, «грозного» святого, все чудеса которого в народных преданиях связаны с низведением небесного огня на землю и устрашением грешников. Гроза, что прежде громыхала в отдалении, разразилась прямо над головой Катерины. В соединении с изображением картины Страшного суда на стене полуразрушенной галереи, с выкриками барыни: «От Бога-то не уйдешь!», — с фразой Дикого, что гроза «в наказание посылается», и репликами калиновцев («эта гроза даром не пройдет»), она образует трагедийную кульминацию действия.
В последних словах Кулигина о «судье милосердном» слышится не только упрек грешному миру за «жестокость нравов», но и вера Островского в то, что суя Всевышнего немыслим вне милости и любви. Пространство русской трагедии раскрывается в «Грозе» как религиозное пространство страстей и страданий.
Протагонистка трагедии гибнет, а фарисейка торжествует в своей правоте («Понял, сынок, куда воля-то ведет!..»). С ветхозаветной суровостью Кабаниха продолжает блюсти устои калиновского мира: «бегство в обряд» — единственно мыслимое для нее спасение от хаоса воли. Побег Варвары и Кудряша на просторы воли, бунт безответного ранее Тихона («Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы… »), плач о погибшей Катерине — предвещают наступление нового времени. «Рубежность», «переломность» содержания «Грозы» позволяют говорить о ней, как о «самом решительном произведении Островского» (Н.А. Добролюбов).
Кабановы
Одним из значимых семейств города является семья Кабанихи. В ее состав входят сын с невесткой, дочка и сама Кабаниха. Муж старой Кабанихи умер несколько лет назад. В главе семейства стоит Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в простонародье называют «Кабаниха». Женщина обладает авторитарным типом характера. Она пропагандирует старые порядки и авторитарные отношения в семье. Кабаниха не принимает и не осознает различия в темпераментах и характерах людей, оценивает всех своей меркой, чем привносит в жизнь окружающих, в частности своих родных, горе.
Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи. В целом это хороший человек, который способен испытывать симпатию и сострадание к людям, но он очень зависим от своей матери и часто выполняет ее волю, даже в тех случаях, когда считает ее действия неправомерными.
В отличие от своего брата, девушка обладает хитростью и незаурядным умом, что позволяет ей обманывать свою мать, облегчает жизнь девушки в условиях домашней тирании.
Катерина Кабанова – невестка Кабанихи, жена Тихона. Необычная, мечтательная натура. Она, как и все в доме Кабановых, терпит незаслуженные унижения со стороны матери мужа.
Катерина заметно отличается от других жителей города своей искренностью и добротой, но при этом не обладает стойкостью характера, что приводит ее к физической гибели.
Савел Дикой
Савел Прокофьевич Дикой по своему поведению и авторитаризму сроден со старой Кабанихой. В городе он считается уважаемым человеком, но заслуги Дикого вполне сомнительны – его слава и заслуги, в первую очередь, заключаются в его неуважительном отношении к окружающим. Дикой часто обманывает людей, он может не заплатить своим работникам деньги, постоянно ввязывается в ссоры и скандалы, часто бранит своих родных и слуг. Не всегда Дикому удается поквитаться с предметом своего гнева. Если этим объектом стал какой-то важный чиновник, по отношению к которому поведение Дикого было бы не позволительным, принесло бы немало хлопот Савелу Прокофьевичу, то Дикой сдерживается, но затем срывается на своих работниках или родных. Все в городе недолюбливают Дикого за его скверный характер, но открыто противостоять ему решаются только единицы.
Борис Григорьевич
Неким образом сродни с образом Катерины в пьесе оказывается образ Бориса Григорьевича – племянника Дикого. Молодой человек – круглый сирота. Его бабушка оставила ему и его родной сестре наследство, но получить они его могут только с разрешения дяди, поэтому Борис старается всеми возможными способами угодить дяде и получить наследство. Борис влюбляется в Катерину Кабанову, это чувство взаимно. После обличения их любовной связи Борис проявляет трусость и между любовью и возможным получением наследства выбирает второе.
Калинов: реальный или вымышленный город?
Калинов — главный город, вокруг которого разворачивается сюжет пьесы «Гроза» Островского. Некоторые исследователи утверждают, что Калинов — вымышленный город, придуманный автором для создания фольклорной атмосферы в пьесе.
Однако, другие ученые не соглашаются с таким утверждением и утверждают, что Калинов — это настоящий город, в котором Островский проявил свои литературные таланты и представил реалии жизни России в XIX веке.
Некоторые доказательства наличия реального города Калинов: это расположение города в близости от Рязани, существование в городе рынка, которым пользуются жители городов в округе, и упоминание о Калинове в других литературных произведениях того времени.
Независимо от того, реальный город Калинов или нет, он стал ключевым элементом в пьесе Островского и полностью передает дух и культуру России того времени.
1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»
Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).
Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест. Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний. Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».
Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.
С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная. Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь. Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».
При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.
Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних. Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ. Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).
Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».
Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.
Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.
Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.
Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.
Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.
Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).
Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов. Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.
Автор сочинения – Измайлова Е. А.
Город Калинов и его обитатели в Грозе
Уездный город Калинов, место, где разворачиваются события драмы А.Н.Островского «Гроза», стоял на Волге. Был это небольшой, заштатный городок. Его жители не отличались особой интеллигентностью и ученостью, главное здесь было количество денег в кармане. Так, уважаемым и очень влиятельным человеком, в Калинове, считается купец Дикой. Он груб и изворотлив, хитер, но малообразован.
Дикой считает, что учение ему не нужно, так как деньги он считает очень хорошо. Ему подстатье купчиха Кабаниха, которая презирает всех, « у кого в кармане нет денег». Она ни во что не ставит ни сына Тихона – безвольного и тихого человека, ни его жену Катерину, не свою дочь Варвару. Всех их она считает «за зря жующими хлеб». Варвара приспособилась к материным оскорблениям. Тихон, спивается, и стремится, как можно быстрее, по любым делам, с удовольствием вырваться из дома.
Дома у Кабанихи «домострой». Своими требованиями, мелочными напоминаниями, обидными словами она добивается от членов семьи послушания и повиновения. Больше всех достается от Марфы Кабановой, невестке. Она воспитывалась в других условиях и ей тяжело слушать незаслуженные обвинения. Катерина полюбила племянника Дикого, Бориса. Ему тоже живется нелегко, так как их с сестрой наследство находилось под опекой дяди.
Племянники выросли, но Дикой, « только куражится» над ними, не собираясь ничего отдавать. Катерина очень сильно страдает, она не любит, ничего скрывать и говорить неправду, но она боится не только свекрови, страшнее всего, если о встречах узнают обыватели городка. Их сплетни и насмешки, нередко губили многих. У жителей этого места «жестокие нравы», так говорит Кулигин, механик-самоучка, один из горожан.
Он хорошо образован и хочет построить громоотвод, чтобы городок не страдал от стихий. Но, Дикой, к которому он обращается, отказывает ему. Противостоять и достойно ответить хаму – Дикому, может лишь Иван Кудряш, который, вообще, никого не боится. Не зря, в конце пьесы, он вместе с Варварой убегает из города, но вряд ли им удастся избавиться от «темного царства». Жители города малограмотны и любые природные явления объясняют лишь, « как наказание божие».
В городе есть бульвар, но по нему никто не гуляет, а если гуляют, то только по праздникам, чтобы показать наряды. Но что то уже начинает меняться в этом «болоте, какие-то новые силы идут на смену власти Кабановой и Дикого и гибель Катерины, как бы первая весточка, на пути к обновлению.
Город Калинов и его обитатели
Сейчас читают:
Сочинение на тему Однажды летом 6 класс
На летние каникулы, родители как всегда отправляют меня в деревню к моей тёте Тане. Наверное я странный, потому что все мои одноклассники рвуться остаться в городе, а меня поездка в деревню очень радует.
Сочинение Курск — мой город
Курск находится на юго-запад от Москвы, на расстоянии чуть больше 500 км. Ему 988 лет. Географически город расположен на Среднерусской возвышенности на берегах реки Сейм и её притока. В городе пересекаются железнодорожные,
Сочинение Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Каждый человек совершает на своем жизненном пути ошибки
Неважно были эти проступки незначительными или серьезными, специальными или неосознанными, важно лишь то, раскаялся ли после содеянного виновный.
Сочинение по картине Саврасова Лосиный остров в Сокольниках
Алексей Саврасов прекрасный пейзажист художник. Он всегда был чуток к красивым местам и живописной природе
Будь то сельские пейзажи с широкими полями и лугами, рощами, речками, деревьями или же простые животные из деревенской жизни,
Сочинение по картине Брюллова Бахчисарайский фонтан
Брюллов написал огромное количество разных картин, но одной из ярких является «Бахчисарайский фонтан». Именно об этом фонтане и идет замечательная и очень интересная легенда, которая известна каждому человеку.
Сочинение В лесу осенью 3 класс, 5 класс
Осень – это самое красивое и яркое время года. Многие люди не любят эту пору, потому что часто идёт дождь и не светит солнце. Но осенью можно очень весело проводить время и наслаждаться красотой вокруг. Осень – это прощальный карнавал перед
Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»
Любезный мой друг!
Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени. Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу. Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны. Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.
Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.
Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.
Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы. Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их. Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.
Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.
У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!
До следующего письма, крепко обнимаю тебя.
С наилучшими пожеланиями,
Ваш преданный друг Борис Григорьевич.
Октября 14, 1859 года
Сочинение предоставлено Греховой Юлией.
Роль города Калинов в развитии событий пьесы «Гроза» Островского: анализ и интерпретация
Выбор Островским города Калинов не случаен — он становится своеобразным символом России, передавая идею о традиционных ценностях и менталитете народа. Глубокий символизм города оказывает значительное влияние на развитие сюжета работы.
Главным символическим элементом города Калинов является калина — плод, который становится уникальной чертой этого региона. Символом калины становятся зеркало, косы и даже свадебный венок Полторацкой, это мотив является главным в образе города Калинов.
Архетип города Калинов символизирует природу, материнство, женское начало, Устойчивые мотивы Калинова удалось использовать в произведении для выражения идеи о силе природы человека, несгибаемой воли и трудолюбия, которые необходимы для достижения цели.
Город становится противопоставлением к общественным традициям столицы и центра страны, где происходит процесс приобретения «новых» ценностей. Калинов же остается традиционным российским городом, символизирующим богатство культуры и национальной идентичности.
Калинов является своего рода символом России, и через презентацию этого символа автор переносит сюжет «Грозы» на универсальный уровень, где его мотивы отражают борьбу человека за свои права и достоинство. Город Калинов он же локальный символический элемент, который был ярок опеределён и использован в авторском замысле.
Жители Калинова
Дикой и Кабаниха – главные самодуры пьесы. Характер Дикого особенно ярко проявляется в эпизоде, когда к нему с претензией приходит городничий: мужики жаловались на то, что Дикой их обсчитывает. Он даже не пытается себя оправдать, наоборот, он не считает зазорным, если купец крадет у простых жителей. Дикой груб и жаден, он постоянно ворчит и ругается. Из-за алчности испортился характер Савла Прокофьевича. В Диком не осталось совершенно ничего человеческого. Он не вызывает у читателя никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в Калинове сами жители потакают самодурству Дикого: они унижаются, просят у него денег, зная, что их оскорбят, и все равно, скорее всего необходимую сумму не дадут.
Дикого больше всего раздражает его племянник Борис, которому тоже нужны деньги. Купец открыто грубит племяннику, проклинает его, требует, чтобы тот уехал. Дикому абсолютно чужда культура. Он не знает ни Ломоносова, ни Державина. Накопление и приумножение материальных благ – вот его единственный настоящий интерес.
Кабаниха отличается от Дикого. Она «под видом благочестия» старается подчинить все своей воле. Кабаниха воспитала неблагодарную, лживую дочь, слабого, бесхарактерного сына. Сквозь призму слепой материнской любви она не замечает лицемерия Варвары. Но Кабаниха хорошо понимает, каким она сделала сына. К Катерине она относится хуже, чем ко всем остальным. В отношениях с невесткой проявляется желание Марфы Игнатьевны всех контролировать, наводить на людей страх – лидера или любят, или боятся, а Кабаниху любить не за что.
Следует отметить говорящие фамилию Дикого и прозвище Кабанихи. Они отсылают читателей к дикой жизни.
Феклуша и Глаша – низшее звено в городской иерархии Калинова. Они обычные жители, которые рады прислуживать господам. Феклуша и Глаша говорят о том, что сейчас в Москве «содом», ведь люди там начинают жить по-другому.
Культура и образование чужды жителям Калинова. Они хвалят Кабаниху за то, что она выступает за сохранение патриархального строя. А Глаша соглашается с Феклушей в том, что лишь в семье Кабановых сохранились старые порядки. Они считают, что дом Кабанихи – настоящий рай на земле, так как в других все погрязло в невоспитанности и разврате.
Реакция калиновцем на грозу схожа с реакцией на стихийное бедствие. Горожане бегут, стараясь спрятаться. Гроза в пьесе – не просто природное явление, а символ божьей кары. Именно так воспринимают ее Дикой и Катерина. Кулигин совсем не боится грозы и призывает горожан не паниковать. Он рассказывает Савлу Прокофьевичу о пользе громоотвода, но Дикой остается глухим к просьбам изобретателя. Кулигин, не имея возможности противостоять устоявшимся порядкам, вынужден приспособиться к такой обстановке. Борис понимает, что мечты Кулигина в Калинове так мечтами и останутся. Кулигин при этом отличается от других калиновцев. Это честный, скромный человек, зарабатывает на жизнь своим трудом, не прося о помощи богатых и влиятельных. Он подробно изучил порядки, по которым живет Калинов. Он знает об обманах Дикого, знает, что происходит за закрытыми дверями, но не может это изменить.
В «Грозе» Островский изображает Калинов и его жителей с негативной стороны. Он стремится показать, насколько плачевна ситуация в провинциальных городах, и делает акцент на том, что общественные проблемы требуют немедленного решения.
Несколько интересных сочинений
- Васильев Борис Львович
- Сочинение по произведению Остров сокровищ Стивенсона
Главным героем в данном произведении является молодой человек по имени Джим Хокинкс. Это произведение получилось очень интересным и захватывающим. Его родители являются хозяевами трактира
- Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение
Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально
- Сочинениепо по рассказу Совесть Гайдара 6 класс
В произведении Аркадия Петровича Гайдара «Совесть» поднята очень актуальная проблема – это проблема совести. Совесть – это наше моральное знание, определяющее зло и добро. Также,- это умение нести ответственность за свои поступки
- Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души
Степан Пробка – крепостной крестьянин, находящийся в распоряжении одного из персонажей в произведении. Внешне Степан весьма крепкий мужчина
Анализ образов Калинова и его жителей
Калинов — главный город, вокруг которого происходят события пьесы «Гроза» Островского. Этот образ символизирует промышленный прогресс и сильную власть. Город описывается как сонный и спокойный, но вместе с тем — неприступный и неприветливый. Автор создает насыщенный образ, фактически живого организма, в котором живут отдельные люди.
Жители Калинова в пьесе разные. Каждый герой представляет собой свою историю, неповторимую и глубокую. Смешение героев из разных социальных слоев придает пьесе социальную окраску. В них можно увидеть как достижения цивилизации, так и традиционное местное население.
- Кабаниха — образ жительницы за окраиной города, которая воспитывает свою дочь-красавицу Катерину. Она традиционна и консервативна. Ее образ символизирует крепкую связь с землей, традициями и родной культурой.
- Ляпкин-Тяпкин — фантазер, неспособный к чему-либо реальному. Он символизирует заблуждения и утопии, которые возможны в городской среде.
- Светлана — дочь местного купца, с легким умом и красивым голосом. Ее образ символизирует приобщение к городской цивилизации и прогрессу.
- Василий Григорьевич — городской голова, имеющий влияние и власть. Он символизирует прогресс и власть.
Таким образом, образ Калинова и его жителей символизируют движение общества вперед, социальные различия и разные точки зрения в одном месте. Они помогают читателю создать яркую картину города и его жителей в пьесе.
Образ города Калинов, быт и нравы обителей
Все события в произведении драматического характера под названием «Гроза», написанного Островским, происходят на территории города Калинова. Город является уездным и располагается на одном из берегов Волги. Автор говорит о том, что местность отличается прекрасными пейзажами и радует взгляд.
Мещанин Кулагин рассказывает о нравах жителей города, его мнение заключается в том, что у каждого из жителей достаточно жестокие нравы, они привыкли быть грубыми и жестокими, такие проблемы часто порождала существующая бедность.
Центром жестокости становятся два героя – купец Дикой и Кабаниха, которые являются яркими представителями невежества и грубости, обращенной к окружающим людям.
Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.
Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.
Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.
Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.
При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.
Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.
Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.