Смысл «Станционного смотрителя»
О чем заставляет задуматься повесть: нужно уважать труд каждого человека; любая профессия необходима для нормального функционирования всей системы. Если работа является низкооплачиваемой, мало востребованной, это не значит, что без нее вполне можно обойтись.
Для того чтобы были чистыми и уютными участки около домов, нужны дворники. Следить за тем, чтобы никто не проник в школы, больницы, магазины, должен сторож. Без помощи слесаря сантехника в квартире придет в негодность. Поможет найти необходимую, редкую книгу для дипломной работы библиотекарь. Этот список можно продолжать бесконечно. Труд каждого человека по-своему сложен. Все профессии важны для общества, иначе система даст сбой, если в ней пропадет или сломается какой-то винтик.
Воспитание человека проявляется в его социальном поведении
Важно отношение людей друг к другу. Если кто-то успешен, занимает видную должность в прибыльной компании, это не дает ему права унижать других людей, кичась своей профессией и хвастаясь уровнем заработной платы
Нельзя оценивать кого-то только по записи в его трудовой книжке, а также считать, много или мало денег он получает, работая, например, охранником в продуктовом магазине.
По-настоящему воспитанный, морально зрелый человек одинаково уважителен и к людям, занимающим высокий пост, и к дворнику, который каждое утро наводит порядок около его дома. Ценностные установки проявляются в манере общения с теми, кто взамен не может ничего противопоставить, а порой и ответить. Почтение к чужому труду — мерило нравственности человека.
Следующим моральным нравоучением является уважение к близким людям, трепетное отношение к их переживаниям и тревогам. Дети должны беречь своих родителей, заботиться о них и проявлять любовь к старикам. Каждый человек, имеющий ребенка, желает ему счастья, поэтому много трудится, забывает о личных желаниях ради своего чада. Как же больно и обидно бывает родителям, когда подросшие сын или дочь, заведя собственную семью, забывают о тех, кто воспитал их.
Безусловно, у Дуни есть право на личное счастье, но при этом не должен страдать отец. Необязательно было убегать тайно с любимым и скрываться. В ее новой жизни вполне нашлось бы место и родителю. Не случилось бы трагедии, если бы девушка откровенно поговорила с отцом, наладила бы отношения. Вырин простил бы и понял дочь.
Часто осознание тяжести своего поступка приходит к человеку далеко не сразу, а через какой-то период времени. К сожалению, иногда бывает слишком поздно. Так случилось и с Дуней. Когда совесть в ней проснулась и стала требовать успокоения, оказалось, что просить прощения уже не у кого: отец умер, не справившись с горем разлуки с дочерью.
Писатель говорит своему читателю, что необходимо ценить время, проведенное с родными людьми, ведь семья — это самое главное в жизни. Если вдруг человек обидел, задел кого-то из своих близких словом или поступком, стоит набраться мужества и извиниться. В этом случае гордость или стыд могут привести к множеству бед.
О чем заставляет задуматься?
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Дуня Вырина — дочь станционного смотрителя, вокруг ее судьбы развивается весь сюжет. Красивая, хозяйственная, умная, она не может не понравиться. Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Но вот в их жизни появляется ротмистр Минский, который, притворившись больным, вводит отца в заблуждение и увозит девушку с собой — в город. Лишь в конце мы узнаем, что Минский был действительно влюблен и имел относительно дочери смотрителя самые серьезные намерения. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность.
Нечестно, мне кажется, поступила Дуня. Несколько лет живя в богатстве и роскоши, она даже весточки не прислала своему страдающему от тоски и одиночества отцу. Может, девушка хотела позабыть о прошлой жизни? Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей? Мы этого никогда не узнаем. Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика, потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в родные места. Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер.
И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.
Ответы:
Главный герой Самсон Вырин занял место в галерее художественных типов, имеющих общечеловеческое и вневременное значение. Благодаря гению Пушкина, его гуманному взгляду на судьбу маленького чиновника, общество открыло для себя истину, что сердце и душа простого станционного смотрителя способны переживать любовь и высокую трагедию из-за несправедливости, чёрствости окружающих людей.
Автор заставил своих современников задуматься о том, как легко обидеть беззащитного человека и что именно он зачастую является носителем благородства и достоинства. Тогда как представитель высшего сословия проявляет ограниченность, духовную неразвитость и неспособность к доброте и великодушию.
Счастье чиновника 14 класса оказалось очень хрупким, чтобы выстоять под напором эгоизма и спесивой гордости великосветского хлыща Минского. Что ему за дело до отцовских слёз и страданий обманутого человека?!
Предложить за увезённую, а по сути, украденную дочку деньги мог только совершенно бессердечный человек. Читатель задумывается о том, что бедняку-чиновнику трудно вести равный разговор с обидчиком-дворянином и вдвойне горше сознавать, что и от денег отказаться в своём нищем положении Вырину сложно.
Мы сопереживаем оскорблённому отцу, топчущему ненавистную подачку. Но ещё больше сострадаем, когда он возвращается, а денег уже нет.
Пушкин помогает так глубоко прочувствовать безвыходное положение своего героя, что даёт читателю надёжную прививку против хамства и эмоциональной тупости.
Много споров может вызвать поступок дочери станционного смотрителя – красавицы Дуни. Обманута ли она Минским или хотела быть обманутой?
Её не коснулась горькая судьба быть соблазнённой и брошенной офицером-щёголем. Она живёт как барыня, у них с Минским родились и подрастают дети, которые не знают нужды.
Но они никогда не узнают и своего деда. А сама Дуня не получит прощения из уст оставленного отца. Картинки о блудном сыне, которые она с детства видела на стенах станционного домика, — это и её история блудной дочери. С той большой разницей, что блудный сын возвратился к отцу, раскаялся и был прощён. А Дуня через много лет нашла только могилу, и с этим сознанием непоправимой ошибки ей жить всю жизнь.
Повесть оставляет убеждение, что предавать и обижать близких людей нельзя. Мир и так жесток. В нём много человеческого равнодушия и зла. Прибежище от них человек вправе искать у родных, в своей семье.
Характеристика персонажей
В произведении главными персонажами являются автор, Самсон Вырин и его дочка Дуня. Второстепенные герои — гусар Минский, пивовар со своей семьей.
Система образов, список главных героев и их характеристика кратко описаны в таблице:
Главные герои | Характеристика |
Самсон Вырин | Занимает должность смотрителя. На отношения к нему проезжающих гостей не сетует. Любит свою дочку Дуню, которая напоминает ему о жене. Самсон простодушный и добрый человек. Не ожидает от остальных подвоха. Именно по этой причине у гусара получилось легко одурачить Вырина. Самсон тяжело переживает расставание с дочкой и отправляется на ее поиски. После того как находит, не может вернуть девушку домой. По прибытию на станцию, пытается утопить тоску в алкоголе. Пока работал, пил немного. А как уволили, полностью спился, а через время умер. |
Рассказчик | С ним читатель знакомится в предисловии. Он молод, ему постоянно нужно ездить в различные города по делам. Автор прослыл любознательным человеком. Ему нравится разговаривать со смотрителями, которые рассказывают ему интересные истории. Также он изображен незлым и нежадным человеком. Вырина автор угощает пуншем. Ему понравился и смотритель, и дочка. |
Дуня | Молодая привлекательная девушка, хозяйственная, может найти общий язык с уставшими проезжающими. Использует свою красоту, с господами иногда кокетничает. Многим дает разрешение себя поцеловать. Сильно переживает, когда покидает отца. Вероятней всего, она влюбилась в гусара Минского. Сбежала с ним, не сказав про это родителю, поскольку считала, что он будет ее отговаривать, так как Дуня и гость имеют разные сословия. |
Минский | Это богатый приезжий гусар, возможно, дворянин. Сразу же увлекается Дуней. Чтобы побыть на станции дольше, прикидывается больным. За время нахождения Минского в доме смотрителя между ним и девушкой появляются чувства. Вероятней всего гусар уговаривает Дуню поехать в Питер. Но по сюжетной линии видно, что она терзается. Ей трудно покинуть отца, однако любовь пересиливает. |
Примечания
- ↑ . «ПОЛКА». Дата обращения: 11 июня 2023.
- ↑ . Gallerix — Гигантский музей онлайн (раздел «Книги»). Дата обращения: 15 июня 2023.
- Московский телеграф. Ч. 42. № 22.. — 1831.
- . Literaturus.ru. Мир русской литературы. Дата обращения: 18 июня 2023.
- . КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 21 июня 2023.
- ↑ . РУСТЬЮТОРС. Дата обращения: 17 июня 2023.
- . КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 21 июня 2023.
- . ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». Дата обращения: 19 июня 2023.
- . ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». Дата обращения: 19 июня 2023.
- . «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.. Дата обращения: 17 июня 2023.
Характеристика произведения
Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.
Таким образом, станционный смотритель — это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.
Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома — это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного — воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».
«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина — глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.
Рассказ Пушкина, который включен в его сборник «повестей Белкина», Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик. В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Молодая девушка бросила родного отца, фактически, она предала его, погнавшись за призрачной мишурой богатой жизни. Даже женившись на Дуне, вряд ли Минский будет выводить ее в свет, и вся ее жизнь пройдет на правах содержанки. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.
Описание Самсона Вырина — это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье — его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер. |
|
Юная, привлекательная дочка Вырина. Расторопная, хозяйственная, во всем помогает отцу. Ей хочется другой жизни, она кокетлива и несколько распущенна. Умеет пользоваться своей привлекательностью, и когда проезжий офицер собирается увезти ее, она беспрекословно следует за ним, хотя и переживает за оставшегося в одиночестве отца. Покончив с крестьянской жизнью, Дуня приезжает на станцию только тогда, когда отца уже нет в живых, в образе богатой и знатной дамы. |
|
Мелкий чиновник, часто разъезжающий по служебным делам. От его лица идет описание героев повести. Любознательный молодой человек, с уважением относящийся к простым людям. Умеет найти подход к людям, любит слушать различные истории. Внимательный и наблюдательный человек, умеет сопереживать и сочувствовать чужому горю. Узнав о том, что у Дуни все сложилось хорошо, и она была на могиле отца, он прощает ее. |
Основная тематика
Главная тематика этого произведения Пушкина — личность «маленького человека». Также в нем в нескольких аспектах раскрывается тема любви:
- «Маленький человек». Это персонаж, которого многие люди не замечают, но у него большая душа. Из повествования рассказчика читатель видит, что остальные его не считают за личность, он относится к низшему сословию, это лишь персонал по обслуживанию. Но в действительности, этот покорный старик безмерно добр. Невзирая ни на что, все время готов предложить проезжим ночлег. Минскому он разрешает пожить у себя в доме, кормит гусара.
- Тема любви. Для начала, это чувство отца к дочке, эту любовь не может пошатнуть даже расставание, обида и время. Вырин безмерно любит Дуню, отправляется на ее поиски пешком. Ради дочки он готов стерпеть грубость и побои, и только удостоверившись, что девушка выбрала богатство, он опускает руки и убеждается, что бедный отец Дуне теперь не нужен. Еще один аспект — любовь девушки и гусара. Вначале читатель переживает за судьбу девочки в Питере: ее на самом деле могли просто обмануть. Но в конце оказалось, что это случайное знакомство после обернулось свадьбой.
Выстрел
Кратко Подробно Оригинал
Офицеры армейского полка, расквартированного в провинциальном местечке, познакомились с таинственным человеком по имени Сильвио.
- Сильвио
- — 35 лет, угрюмый, с крутым нравом, злым языком и таинственным прошлым.
Когда-то он служил в гусарском полку и очень метко стрелял, но участия в дуэлях не принимал. Больше о нём ничего не было неизвестно.
Однажды Сильвио собрался уезжать. Перед отъездом он рассказал одному из офицеров, как в годы службы позавидовал молодому графу и вызвал его на дуэль. Во время дуэли граф показал, что совершенно не боится и не дорожит своей жизнью. Взбешённый Сильвио не стал стрелять и оставил за собой право воспользоваться этим выстрелом, когда ему вздумается. Теперь Сильвио узнал, что граф собрался жениться, и решил продолжить дуэль, ведь его врагу было что терять.
Несколько лет спустя вышедший в отставку офицер познакомился с графом и его молодой женой. В их гостиной он увидел картину, простреленную «двумя пулями, всаженными одна в другую». Этот меткий выстрел напомнил ему о Сильвио. Оказалось, что граф — его враг.
Пять лет назад Сильвио явился к графу и принудил его тянуть жребий. Первый выстрел снова достался графу, но от волнения тот промахнулся и попал в картину. Тут появилась испуганная графиня, граф тоже пришёл в смятение, и Сильвио не стал стрелять. Ему хватило того, что граф испугался. Выходя из комнаты, Сильвио почти не целясь выстрелил в картину и попал в простреленное графом место.
Позже офицер узнал, что Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании.
Противопоставление с библейской историей
Судьба Дуни перекликается с притчей о блудном сыне. Не зря сцены с этим сюжетом запечатлены на картинах, которые висят в доме смотрителя. Что общего и что различного между повестью А. С. Пушкина и библейской историей?
Дуня, как и блудный сын из притчи, покидает своего отца. Герой истории уходит в поисках новой жизни, но проводит время греховно, аморально. Стоит отметить: совместный быт Дуни с Минским изначально порицаем обществом, так как влюбленные не состояли в браке. Самсон Вырин переживает, что дочь стала содержанкой богача, честь ее будет опозорена, а судьба сломанной.
В отличие от Дуни блудный сын вовремя одумался и вернулся в отчий дом, в котором отец всегда ждал его. Молодой человек искренне раскаялся и был прощен. Так могла бы закончиться история повести, если бы Дуня повела себя активнее и сознательнее.
Следует обратить внимание и на еще один момент, Самсон Вырин не принял решения дочери, не смог смириться с тем, что она счастлива именно с этим человеком
К такому Самсон Вырин оказался не готов. Он сконцентрировался на своем личном горе, утонул в переживаниях. Смотритель не смог признать и понять, что дочка действительно счастлива, она любима. Как бы ни было сложно и больно отпускать ребенка в собственную жизнь, это необходимо. Дочка выросла, ей нужна семья: муж и дети. Наверно, если бы Вырин увидел и положительную сторону этой истории, не случилось бы трагедии.
Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения «Станционный смотритель». «О чем заставила задуматься повесть А. С. Пушкина» — такой может быть тема открытого урока в старших классах.
История создания
«Повести Белкина» (установившееся сокращённое название книги) созданы в так называемую первую «Болдинскую осень». После успешного сватовства к Наталье Гончаровой, Пушкин отправился улаживать дела в выданное ему отцом по случаю женитьбы имение Большое Болдино (Нижегородская губерния), надеясь вскоре вернуться в Москву. Однако начавшаяся в городе эпидемия холеры и дорожные карантины задержали его на три месяца (с 3 сентября по 5 декабря 1830 года). Вынужденное ожидание оказалось самым счастливым и продуктивным временем в пушкинской творческой биографии.
Вернувшись в Москву, поэт написал будущему издателю в Санкт-Петербург: «…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает». Благодаря авторской датировке повести были закончены: «Гробовщик» — 9 сентября, «Станционный смотритель» — 14 сентября, «Барышня крестьянка» — 20 сентября, «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Предисловие «От издателя» датируется предположительно второй половиной октября или 31 октября — началом ноября 1830 года.
Готовя книгу к печати, Пушкин изменил первоначальный хронологический порядок текстов: написанные последними «Выстрел» и «Метель» оказались в начале сборника.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Описание повестей
А. С. Пушкин написал каждую повесть в том или ином направлении русской литературы, существовавшем в то время: «Выстрел» — реализм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм; «Гробовщик» — содержит элементы готического романа. В произведениях легко прослеживается тема «маленького человека».
«Выстрел» — история о растянувшейся на несколько лет дуэли, о битве самолюбий, природе храбрости и психологии мести.
«Метель» — трагикомедия странной женитьбы, где через несколько лет завершается встречей героини со случайно обручённым с ней незнакомцем.
«Гробовщик» — рассказ о мрачном профессионале похоронного дела (противопоставленном весёлым гробокопателям Шекспира и Вальтера Скотта), к которому во сне являются обманутые им когда-то мертвецы.
«Станционный смотритель» — вариация сюжета о «блудной дочери», которая вопреки воле отца бежит в Петербург с гусаром, но — вопреки его опасениям — не оказывается на панели, а выходит замуж и появляется на могиле умершего от горя родителя «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с чёрной моською».
«Барышня крестьянка» — счастливая версия «Ромео и Джульетты» в декорациях русской деревни. У враждующих соседей есть сын и дочь; желая познакомиться с молодым человеком, вовсе не бедная Лиза переодевается крестьянкой; страстные свидания завершаются узнаванием барышни, примирением семей и будущей помолвкой.
Герои произведения
Основных героев повести двое: отец и дочь.
Самсон Вырин — старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.
Самсон — типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона — смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте — девушкам они сулят только грехопадение и опасность.
Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери — важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.
Дуня
В противовес своему отцу, Дуня — более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару — это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней — видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья — она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит — это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.
Сочинение: В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)
Во многих областях литературного творчества Александр Сергеевич Пушкин стал первооткрывателем. Одним из его новаторских достижений было обращение к теме «маленького человека». Что понимается в литературоведении под термином «маленький человек»? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ни-
чем не примечательный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гуманистический пафос.
Она находит своего героя, как выразился выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах.
Впервые такого героя можно обнаружить в пушкинских «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина».
В повести «Станционный смотритель» мы знакомимся с «маленьким человеком» в образе Самсона Вырина. Это, по словам автора, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо что от побоев, и то не всегда…».
Его должность автор называет «настоящей каторгой». Почему? Оказывается, «всю досаду, накопленную во время скорой езды, путешественник вымещает на смотрителе.
Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага… если не случится лошадей… какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!».
Совет
Итак, хотя герой повести и дворянин, но он имеет самый низший чин, а исполнение им служебных обязанностей, достаточно тяжелых, чревато тем, что его, без всякой вины, может оскорбить любой проезжающий, если он выше чином.
Однажды с этим беззащитным человеком происходит событие, которое на всю жизнь повергает его в неизбывное горе. Единственным утешением его старости была молодая дочь Дуня. И вот ее увозит с собой в Петербург проезжий гусар. Как пи пытался Самсон Вырин вернуть дочку домой, он оказался бессилен из-за своей бедности и отсутствия высоких покровителей.
Разлука с дочерью подорвала его здоровье, и он через некоторое время умер. А пока был жив, старик горевал не только о разлуке с дочерью, но и о ее печальной судьбе. Он думал, что гусар Минский со временем бросит ее и она вынуждена будет нищенствовать и скитаться одна в большом городе. Однако в этом он ошибся: судьба Дуни сложилась довольно счастливо.
Когда мы встречаем ее в финале повести, то видим благополучную барыню, из чего можем предположить, что ее роман с Минским завершился счастливым браком. Но старик ничего об этом не знал, поэтому горе оказалось безутешным и свело его в могилу.
Однако главная вина в печальной судьбе Самсона Вырина лежит не на гусаре, а на самой Дуне. Ведь она могла бы, добившись жизненного благополучия, вспомнить о своем отце и постараться облегчить ему жизнь. Однако, когда это случилось, было уже поздно.
Таким образом, можно сделать вывод: Самсон Вырин прав в том, что маленькому, лишенному чинов, денег и положения в обществе человеку невозможно добиться справедливости от хозяев жизни. А заблуждается он в чувствах к нему родной дочери. Она оказалась черствой и эгоистичной и раскаялась в этом только тогда, когда отца уже не было в живых.
На этой странице искали :
- характеристика самсона вырина из повести станционный смотритель
- характеристика станционного смотрителя самсона вырина
- В чем прав и в чем заблуждается самсон вырин
- сочинение по повести станционный смотритель
- характеристика самсона вырина
Значение повести в истории литературы
Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».
При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.
Словарь
1. Мистификация – намеренный обман, введение в заблуждение.
2. Чин 14 класса – последний чин в «Табеле о рангах», учрежденного Петром I
3. Нагайка – плеть для управления лошадьми
4. Притча – поучительный рассказ, в котором иносказательно дана мораль
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Станционный смотритель», 1972
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей
Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми
Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.