Краткое содержание[]
Действие разворачивается в провинциальном волжском городке Калинов. Пустая неинтересная жизнь. Озлобленные малограмотные люди не прочь оттяпать друг у друга кусок имущества, обворовать, ущемить, оскорбить, обидеть — но при этом благочестиво ходят в церковь, что для них составляет определенный ритуал жизни — и больше ничего.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — объясняет один из действующих лиц, часовщик-самоучка Кулигин.
Катерина — замужем, но ее внимание привлекает человек, в котором она увидела совсем иные качества — не то, что привыкла видеть у своих соседей. Островский даже помечает в ремарках: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»
Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность. Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех.
Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания. Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее (через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А. П. Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась).
Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.
Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей. Но — нет! Даже в сегодняшнем ключе нельзя рассматривать эту пьесу только как любовную драму, без социального видения — это невозможно. «Гроза» — это именно социальная пьеса, а «несостоятельные мужчины» любого вида и любой эпохи — отпрыски своего времени и своих общественных устоев.
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
- Островский, во-первых, обличает самодурство
как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое. - Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм
с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу. -
Проблему противоречивого русского характера
, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам. -
Нравственные проблемы
связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем. -
Трагедия совести
немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше . -
Невежество.
Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.
Действие пятое
Кабанов, встретясь на бульваре с Кулигиным, жалуется ему на невыносимую обстановку в доме: Катерина, безответная и тихая, ходит, как тень, маменька, мол, ее поедом ест. Варвару она точила-точила, посадила было под замок, да дочь из дома и сбежала — вероятнее всего, с Кудряшом, потому что он тоже пропал.
Бориса Дикой высылает с глаз долой — на три года в сибирское местечко Тяхта.
Приходит служанка Глаша, сообщает, что куда-то ушла Катерина. Борис, беспокоясь за нее, вместе с Кулигиным отправляются на ее поиски.
На пустую сцену выходит Катерина, мечтающая в последний раз увидеть и проститься с Борисом. Она вспоминает его, плача:
Услышав ее голос, появляется Борис. Они горюют вместе. Борис совершенно покорился судьбе: он готов ехать, куда его пошлют. Катерина не хочет возвращаться домой. Что домой, что в могилу, размышляет она. Да и то в могиле лучше. Кабы только не схватили да не воротили в дом насильно. Восклицая:
В следующем явлении появляются Кабанова, Тихон, Кулигин и работник с фонарем. Они ищут Катерину. Подходят еще люди с фонарями. Большинство предполагает, что, мол, ничего страшного, потерянная сама скоро вернется. Голос за сценой требует лодку, сообщая, что в воду бросилась женщина.
Из толпы говорят, что Катерину вытащил Кулигин, заметив ее платье в омуте. Тихон хочет бежать к ней, но мать не пускает его, грозя проклятием.
Выносят тело Катерины. Кулигин говорит:
Тихон пытается обвинить мать в несчастье, но та, как всегда, держится твердо. «Нечего о таком сокрушаться», — говорит она.
Но последними в пьесе все-таки становятся слова Тихона, который восклицает, обращаясь к мертвой жене:
Ниже мы перечислим основных героев «Грозы» Островского и приведем их в том числе и речевые характеристики.
Проблема самореализации
При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.
Аргументы из художественной литературы для сочинения 9.3 ОГЭ
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Дружба и любовь
Дружбу Аристотель понимал как длительные и высокие отношения, когда двое близки по духу и у них есть общие интересы. Дружба невозможна без доверия, верности и откровенности, а также бескорыстной помощи своему другу.
- Сочинение Какой опыт дает человеку война?
Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый момент понимает, как он был счастлив ранее
- Сочинение Любовь в жизни Онегина и Татьяны (9 класс)
Написанный гением русского слова роман «Евгений Онегин» стал знаковым произведением русской языковой культуры. А. С. Пушкин рассказывает читателю любовную историю простушки Татьяны и уставшего от дворянского образа жизни Евгения.
- Главные герои произведения Черная курица, или Подземные жители
Алеша. Учащийся Петербургского пансионата. Алеше 9-10 лет, его обучение в пансионате длится уже около двух лет.
- Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение
Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем
Александр Николаевич Островский осмелился заглянуть за железные ворота самодуров, описать их нравы, жизненные устои, быт. Автор с ненавистью в душе рассказывает о тех, кто унижает и оскорбляет человека как личность. Островский верил, появятся люди, которые станут «лучами света» и изменят жизнь в лучшую сторону.
Значение[]
Пьеса оказалась настолько отвечавшей потребностям российского общества, что ее персонажи и сюжет стали узнаваемы. Разгорались даже споры, какая именно из действительно произошедших драм послужила основой для Островского. Известно, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались под сходство с Клыковыми. Однако дело в том, что трагедия девятнадцатилетней Клыковой из Костромы произошла в самом конце 1959 года, когда пьеса А.Островского была фактически завершена. Нет, не конкретная драма стала сюжетом пьесы, сюжетом стала вся российская драма.
А на звание уездного города Калинова, где происходит действие пьесы, претендовал также ряд других городов Тверской и Костромской губерний: Ржев, Торжок, Городня, Корчев, Калязин, Кинешма… — везде было что-то подобное. «Уездный город Калинов» после «Грозы» ещё появится в других пьесах автора: «Горячем сердце» и в «Лесе». В последней пьесе, правда, Калинов выступает лишь как некий символ. Он и есть символ — город жестоких нравов, безграмотности, символ русской провинции.
Типичность ситуации привлекла внимание журналистики и критики.
Ожесточенные споры развернулись и в прессе. Противоположные взгляды излагали литераторы Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев; статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» (опубликована в 1860 г.) стала хрестоматийной, а работа Григорьева, названная «После „Грозы“ Островского», публиковалась в трех номерах «Русского мира» в течение января — февраля 1860 года.
Огромный резонанс, который получила пьеса, привлек интерес множества деятелей культуры, в том числе и не только в России. В 1885 году «Гроза» была переведена на французский язык Легрелем. Вскоре появился еще один перевод — Павловского и Метенье, в котором 8 марта 1889 г. «Гроза» была поставлена в Париже в театре Бомарше.
Да и до сих пор пьеса вызывает массу дискуссий и различных литературоведческих суждений.
Пьеса стала хрестоматийным произведением русской литературы и по сей день входит в школьную программу изучения русской литературы.
М. А. Антонович
…г. Писарев решился исправлять Добролюбова, как г. Зайцев Сеченова, и разоблачать его ошибки, к которым он причисляет одну из самых лучших и глубокомысленнейших статей его «Луч света в темном царстве», написанную по поводу «Грозы» г. Островского. Эту-то поучительную, глубоко прочувствованную и продуманную статью г. Писарев силится залить мутною водою своих фраз и общих мест.
Г. Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом и с развитым характером, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света». Навязавши таким образом Добролюбову свою собственную фантазию, г. Писарев и стал опровергать ее так, как бы она принадлежала Добролюбову. Как же можно, рассуждал про себя г. Писарев, назвать Катерину светлым лучом, когда она женщина простая, неразвитая; как она могла протестовать против самодурства, когда воспитание не развило ее ума, когда она вовсе не знала естественных наук, которые, по мнению великого историка Бокля, необходимы для прогресса, не имела таких реалистических идей, какие есть, например, у самого г. Писарева, даже была заражена предрассудками, боялась грома и картины адского пламени, нарисованной на стенах галлереи. Значит, умозаключил г. Писарев, Добролюбов ошибается и есть поборник искусства для искусства, когда называет Катерину протестанткой и лучом света. Удивительное доказательство!
Так-то вы, г. Писарев, внимательны к Добролюбову и так-то вы понимаете то, что хотите опровергать? Где ж это вы нашли, будто бы у Добролюбова Катерина представляется женщиной с развитым умом, будто протест ее вытекает из каких-нибудь определенных понятий и сознанных теоретических принципов, для понимания которых действительно требуется развитие ума? Мы уже видели выше, что, по взгляду Добролюбова, протест Катерины был такого рода, что для него не требовалось ни развитие ума, ни знание естественных наук и Бокля, ни понимание электричества, ни свобода от предрассудков, или чтение статей г. Писарева; это был протест непосредственный, так сказать, инстинктивный, протест цельной нормальной натуры в ее первобытном виде, как она вышла сама собою без всяких посредств искусственного воспитания.
Таким образом вся эта фанфаронада г. Писарева в сущности очень жалка. Оказывается, что он не понял Добролюбова, перетолковал его мысль и на основании своего непонимания обличил его в небывалых ошибках и в несуществующих противоречиях…
Плата за грех
Несмотря на то что в глазах автора, читателя и всего калиновского общества Катерина осталась символом чистоты и высокой нравственности, она нарушила традиционную мораль, изменив мужу, и не осталась безнаказанной. Грозе, ставшей фатальной для героини, предшествует появление фигуры сумасшедшей барыни, сопровождающееся раскатами грома и предрекающее скорую гибель. Так, стихия символизирует наказание для согрешившей героини.
Для русской литературы второй половины XIX века тема преступления и дальнейшей расплаты становится актуальной. Один из ярчайших примеров — знаменитый роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
В судьбе главной героини «Грозы» эта тема остро поднимается и находит отклик. Катерина не может простить себе грех и не выносит порицания общественности. Борис после их вынужденной разлуки произносит фразу: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»
Если говорить кратко, то гроза в произведении Островского — не просто проявление стихии, но и олицетворение грядущих перемен. Город Калинов, который является вымышленным, — это собирательный образ типичных провинциальных городков того времени. Их обитатели цепляются за изжившие себя патриархальные устои.
Писатель интересовался бытом и порядками русских купеческих семей. Написанию пьесы предшествовала исследовательская работа — А. Н. Островский посетил Тверь и Торжок, где стал очевидцем сохранившихся со времен новгородской старины пережитками в виде девичьей свободы и затворничества женщин после замужества.
Эти наблюдения можно видеть в противопоставлении образа жизни незамужней Варвары и отягощенной брачными узами Катерины. Пьеса также посвящена судьбе русской женщины в непростую эпоху переворотов.
Образ Катерины довольно противоречив — верующая девушка с высокими моральными принципами дважды нарушает религиозные законы, поскольку чувство внутренней независимости оказывается выше заповедей Бога. Двойственные мнения по поводу неоднозначного персонажа Катерины Кабановой и полемика, вызванная современниками Островского, свидетельствуют о нетривиальности и актуальности персонажа.
Предоставленный материал поможет написать мини-сочинения по произведению Островского «Гроза» об образе грозы в пьесе. Большое значение в этом творении имеют и песни, их анализ также будет полезен ученикам, чтобы лучше понять смысл произведения.
Характер Катерины
Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.
Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.
Преданность себе и своим убеждениям
После смены супруга Катерина не изменяет себе. В самом начале пьесы еще живы лучшие стороны ее души: вежливость, деликатность, открытость, мечтательность, вера в честность и порядочность людей. Молодая женщина способна любить и дарить свою любовь другим.
Но уже в первом акте Катерина делится своими страхами и мыслями о грядущей смерти с сестрой Тихона Варварой: «Что мне делать! Моей силы недостаточно. Куда мне идти; Я собираюсь сделать что-нибудь для себя из тоски!».
Женщине надоели славянские порядки и дремучий нрав калиновского общества, существовавшего в невежестве и мраке.
Конфликт между Катериной и ее окружением — закономерное развитие сюжета произведения. И если Катерина громко «одобряет» свекровь и утверждает, что любит Тихона, она открывает Варваре свои истинные чувства к ним. Катя не может изменить себе, своим идеалам и принципам. Невозможность этого предательства приводит ее к мысли о скорой гибели и трагическом исходе конфликта.
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
- Островский, во-первых, обличает самодурство
как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое. - Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм
с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу. -
Проблему противоречивого русского характера
, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам. -
Нравственные проблемы
связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем. -
Трагедия совести
немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше . -
Невежество.
Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема любви
В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.
Изобретатель Кулигин
Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле — электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.
Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается на контрасте «темного царства» и «луча» — Катерины.
Измена своему слову и любимой женщине
Еще одно изменение обсуждается в работе. Это предательство Борисом любимой и самого себя.
При первой встрече с Борисом у читателя может сложиться впечатление, что перед ним стоит положительный герой произведения. Борис отличается от остальных персонажей своим образованием, воспитанием, складом ума и живостью характера.
Но по мере развития сюжета становятся очевидными и не столь положительные качества молодого человека. Борис довольно хитрый и меркантильный. Работая у Дикого, он живет в ожидании своего наследства, проявляя характер абсолютного непротивления порядкам и устоям, установившимся в дядином хозяйстве.
Кульминацией раскрытия образа Бориса является его духовная измена Катерине. Когда городская общественность узнает об их связи, а Дикий в гневе собирается выслать племянника с глаз долой, Борис даже не пытается бороться за свои чувства, за любимую. Он смиренно принимает решение Уайлда.
Борис, предавший любимую, предает самого себя. Ему очень жаль Кэтрин. Борис по-прежнему очень любит ее, но на прощание ему хватает только: «Катя, что-то нехорошо! Ты о чем подумала? Утомляюсь, дорогая, думать о тебе».
Человек и природа едины. Все мы продукт природы, ее часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин бесконечно любит природу, все, что его окружает. Он всегда работает на совесть, живет мирно, но всегда оказывается виноватым. Причина этого в том, что Егор не мог нарушить гармонию природы, боялся вторгнуться в мир живых.
Герой понимал природу, а она понимала его. Только Полушкин и его сын Колька могли «успокоить самых разъяренных собак двумя словами». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сна», и все, чего он хотел, это «зачерпнуть эту нетронутую красоту ладонями и нежно, не проливая и не брызгая», принеси это людям».
Но люди его не понимали и считали не приспособленным к жизни. А Егор призвал беречь и уважать Родину. «Никто не является царем ее, природы. Не царь, королем называться вредно. Он ее сын, ее старший сын. Так что будь благоразумен, не гони свою мать в гроб». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоты природы, привык только ее покорять.
Но у Полушкина подрастает сын Колька, который, надеюсь, сможет заменить отца. Он будет любить и уважать свою Родину, защищать ее.
«Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий
К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из важнейших в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребенком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы ее ребенок был здоров и упитан. Простакова считала, что такие термины, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни.
Героиня нанимала учителей, но их целью было лишь заработать денег. Учителя плохо справлялись со своей работой, да и сама дама потакала лени сына. У Простаковой не сложилось наследника; моральные ценности были ему чужды.
Лишенный знаний и навыков, Митрофанушка оказался совершенно неприспособленным к жизни. Фонвизин показал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает, что реализовать себя в обществе может только тот, кто постоянно стремится к новым знаниям.
«Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве
В повести «Портрет» Н. В. Гоголя рассказывается о двух художниках, один из которых вдохновенно работал над картинами, бескорыстно оттачивал и совершенствовал свой талант, а другой растрачивал данный ему дар, превращая его в источник дохода.
Такая проблема выбора стоит перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, настоящие шедевры искусства живут и прославляют своих авторов веками, а созданные ради обогащения приносят лишь материальную пользу.
«Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве
Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказывает о двух композиторах, чьи взгляды на музыкальное творчество радикально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и ему удается творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение.
Старый Сальери уверен, что искусство похоже на ремесло, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но до сих пор не знает секрета великого таланта, ведь дар человеку дан свыше.
Взаимоотношения Катерины и Тихона
Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание — хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.
Абсолютно реальная трагедия
Жестокая история Катерины поистине трагична и, к сожалению, совершенно правдива; неизвестно, сколько еще подобных инцидентов было возможно. Островский прекрасно понимал серьезность проблемы власти патриаршества, он беспокоился об этом и хотел донести свои мысли по этому поводу до читателей с помощью «Гроза» и «луч света в темном царстве». Именно наставлению народа посвящено его знаменитое эссе.
Конфликт поколений в драме представлен без яркой битвы и множества споров, как это было, например, в «Отцах и детях». Однако она ничуть не теряет своей силы для читателя. Безвыходное положение главного героя наглядно показывает, насколько глубоко в общество вросла старина и как сильно люди не хотят терять свое влияние и свои позиции.
Действие четвертое
Гуляющие горожане от начинающегося дождя собираются под крышей полуразрушенной старинной галереи, рассматривая и обсуждая сохранившиеся еще на ее стенах росписи с изображениями боевых сцен.
Тут же разговаривают Кулигин с Савелом. Изобретатель уговаривает купца пожертвовать денег на солнечные часы и громоотвод. Дикой по обыкновению бранится: дескать, гроза дается в наказание от Бога, и никакое это не электричество, от которого можно защититься простым куском железа.
Дождь заканчивается, все расходятся. Зашедшие в галерею Варвара с Борисом обсуждают поведение Катерины. Варвара говорит, что после приезда мужа она
Начинается гроза. Под крышу галереи снова собирается народ, среди них — Кабанова, Тихон и смятенная Катерина.
Тут же появляется сумасшедшая старая барыня. Она грозит Катерине геенной огненной и адскими муками. Снова гремит гром. Молодая женщина не выдерживает и признается мужу в измене. Тихон растерян, свекровь злорадствует: