Господа головлевы

Достопримечательности санкт-петербурга – сочинение

Содержание и смысл романа

В очерках, ставших главами романа «Господа Головлевы», Салтыков-Щедрин исследует проблемы вырождения дворянства. Его герои страдают не от внешних проблем: напротив, все проблемы семейства идут изнутри. Герои Салтыкова-Щедрина, хоть и имеют свои реальные прототипы, карикатурны, их отрицательные качества возведены в абсолют. В основе всех неприятностей семейства лежит алчность помещицы Арины Головлевой, которая обладает редким талантом преумножать богатства рода, но вместе с тем не желает ими делиться. Она не любит своих детей, считает их обузой и не готова отдать им в наследство честно нажитые ей земли. Ее дети же не умеют любить, помогать друг другу, беречь свое имущество и, получая от матери хоть что-то, сразу теряют полученное.

Каждая глава романа заканчивается смертью одно из членов семьи. Это интересное сюжетно-композиционное решение позволяет читать роман как сборник рассказов, и в то же время объединяет его главы воедино, соединяя их в единую череду событий, приведших к вымиранию всего помещичьего рода из-за неправильного воспитания, отсутствия крепких семейных уз, потребительского и грубого отношения друг к другу. Наследники Арины Головлевой не могут ужиться вместе, они грызутся за наследство и в то же время не питают родственных чувств к матери, которую они стараются отогнать от себя, прогнать подальше, так что в итоге ей приходится уехать в самую бедную деревню доживать свой век.

Проблема гибели дворянства на тот момент была популярна в русской литературе, но именно Салтыков-Щедрин затронул ее безжалостно и остро, показывая читателям не внешние причины происходящего, а те внутренние проблемы, которые существуют в помещичьих семьях. Члены семейства Головлевых деградируют. Пороки родителей в детях стократно усиливаются, проявляются острее и живее, и, кроме того, к наследственным склонностям примешиваются еще праздный образ жизни, нежелание что-либо делать и к чему-либо стремиться, лень, пьянство, ограниченность ума и кругозора. Герои этого романа замкнуты на себе, они не считают нужным общаться с окружающими их людьми, и от этого также страдают. Они сами разрывают семейные узы, живут в отсутствии любви и целей и не хотят ничего менять.

Юношество

Однако, окончив школу, он принял решение исследовать методы образования, принятые в других странах. Из всех путей, которые были доступны сыну аристократа: возможности стать политиком, построить военную карьеру — он выбрал путь науки, сосредоточившись на образовании.

Наибольшее впечатление произвёл на юношу Пьера да Кубертена визит в Англию, где он побывал в возрасте 20-ти лет. В частности, переворот в мировоззрении Кубертена произвела одна из самых престижных на тот момент школ в Великобритании — Школа Рагби. Упор в образовании в этой школе был сделан на прививание мальчикам христианских ценностей и атлетическую физическую подготовку. Поощрялись командные игры, включая названную именем школы игру регби.

Именно на физические упражнения и обратил внимание Кубертен. Он был уверен, что как командные игры, так и просто физическое развитие не только приносят пользу телу, но и укрепляют дух, учат работать в команде, общаться, приводят мысли в порядок, а также держат мальчиков вдалеке от праздных занятий

Уже не тот[править]

Барон нового времени

— сказочно богатый банкир или фабрикант, благодаря своему богатству фактический купивший настоящий наследственный дворянский титул и таким образом ставший равным старинной титулованной аристократии. Например, Данглар из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма. Обычно дворянство официально не продаётся, но вы же знаете, каков капитализм. Может даже быть богаче самого короля, не говоря уже о потомственных баронах и графах с древними родословными. Это сюда.

Примеры

  • Ротшильды. Nuff said.
  • Фуггеры — купеческий и банкирский дом Германии XV—XVII вв. Вышли из среды деревенских ткачей. Наибольшего размаха деятельность достигла при Якобе Богатом (1459—1525), который стал фрайхерром, а потом ещё и рейхсграфом.
  • Робер Сюркуф — удачливый пират, ставший при Наполеоне бароном.
  • В нашей истории такие бароны тоже были, например, Шафировы.

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» — роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники

Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический

Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Проблематика романа

М. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует помещичий класс, высмеивает дворянские сословия, внешний облик которого не соответствует тому, что скрывается внутри семей. Читатель постепенно погружается в атмосферу упадка, разложения, гибели дворянства. В семье Головлевых главное – это нажива, члены семейства борются любыми способами за получение наследства. Поражает озлобленность персонажей, их ограниченность, лицемерие.

Детям приходится льстить и заискивать перед Ариной Петровной, чтобы получить лакомый кусочек. Автор особенно выделяет Порфирия Головлева, который особенно старается угодить маменьке. За это остальные члены семьи прозвали его «Иудушка». М. Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы» подробно описывает смысл жизни таких паразитирующих особей как Иудушка. Герой со слащавыми речами, пытаясь получить расположение, совершает страшные вещи: издевается над крестьянами, разоряет близких людей, плетет паутину интриг ради выгоды, становится причастным к смерти собственных детей.

Главные герои

Костылев Михаил Иванович

54-летний мужчина, владелец ночлежки для нищих.

Хозяин ночлежки — приюта для бедняков, бездомных людей, обитателей социального дна. Злобный, лицемерный человек, способный на любую подлость ради денег. Женат на молодой женщине Василисе, с которой грубо обращается, а также всячески обижает её младшую сестру Наташу. Костылев занимается скупкой краденых вещей, которые ворует Васька Пепел. Погибает в драке от рук Васьки.
Подробная характеристика Костылева.

Василиса Карповна

Молодая женщина 26 лет, жена Костылева.

Умная, изворотливая, жестокая и бездушная женщина, которая живёт со стариком Костылевым из-за денег. Издевается над своей младшей сестрой Наташей. Имеет любовную связь с Васькой Пеплом, которого подбивает на убийство опостылевшего мужа.
Подробная характеристика Василисы.

Наташа

20-летняя девушка, младшая сестра Василисы.

Добрая, милая, глубоко нравственная девушка, которая вынуждена терпеть издевательства со стороны своей старшей сестры Василисы и её мужа. Устав от тяжёлой жизни в доме сестры, соглашается стать возлюбленной вора Васьки Пепла и с ним покинуть ночлежку. После смерти Костылева оказывается в больнице, а затем бесследно исчезает.
Подробная характеристика Наташи.

Васька Пепел

Обитатель ночлежки, потомственный вор, 28-летний парень.

Потомственный вор, который сбывает краденые вещи Костылеву. Из-за его жадности Пепел дважды сидел в тюрьме. Имеет любовную связь с Василисой, но в итоге охладевает к ней и влюбляется в Наташу, с которой планирует уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Во время драки случайно убивает Костылева и попадает в тюрьму.
Подробная характеристика Васьки Пепла.

Андрей Митрич Клещ

Обитатель ночлежки, 40-летний мужчина, слесарь.

Жестокий, равнодушный человек, который очень плохо обращался со своей женой Анной: бил, обижал, держал впроголодь. Даже когда Анна мучительно умирает от чахотки, он не жалеет её. Вынужден продать свои инструменты, чтобы оплатить похороны жены. Утратив возможность зарабатывать на жизнь, впадает в глубокую депрессию.
Подробная характеристика Клеща.

Анна

Жена Клеща, 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой.

Добрая, кроткая, терпеливая женщина, которая безропотно сносит издевательства и побои своего мужа Клеща. Прожив безрадостную жизнь, она заболевает чахоткой. По её словам, причиной смертельного недуга стала жестокость и равнодушие её супруга. Умирает с мечтой о долгожданном покое в загробном мире.
Подробная характеристика Анны.

Барон

Обитатель ночлежки, 33-летний мужчина, опустившийся дворянин.

Родом из богатого и знатного дворянского семейства. Оказался на дне общества после отбывания тюремного наказания за растрату казённых денег. Сожительствует с Настей, которую презирает, но при этом просит у неё деньги на выпивку. Берёт уроки игры в карты у Сатина, чтобы стать карточным шулером.
Подробная характеристика Барона.

Настя

Обитательница ночлежки, 24-летняя девушка, сожительница Барона.

Молодая проститутка, которая живёт с Бароном. Забывает о своей тяжёлой жизни благодаря любовным романам, которые с упоением читает всё свободное время. Придумав свою идеальную любовную историю, искренне верит в неё.
Подробная характеристика Насти.

Бубнов

Обитатель ночлежки, 45-летний мужчина, картузник.

В прошлом владелец мастерской, скорняк. После измены жены и последующего развода остался ни с чем. Оказавшись без средств и крыши над головой, становится обитателем ночлежки. На жизнь зарабатывает пошивом картузов.
Подробная характеристика Бубнова.

Сатин

Обитатель ночлежки, мужчина 40 лет, карточный шулер.

Образованный человек, в прошлом телеграфист, а сейчас опытный мошенник. Зарабатывает на жизнь, обманывая во время игры в карты. За свой обман бывает жестоко избит. Не хочет честно жить и работать, предпочитая беззаботную жизнь шулера. В прошлом отсидел 5 лет за убийство обидчика своей сестры.
Подробная характеристика Сатина.

Актёр

Обитатель ночлежки, 40-летний мужчина, бывший актёр.

Интересный человек, бывший театральный актёр. Не сумев справиться с жизненными трудностями, стал запойным пьяницей. Поверив в рассказы Луки о существовании бесплатной клиники для алкоголиков, бросил пить и начал собирать деньги на дорогу. Когда Лука внезапно исчез, так и не назвав город с лечебницей, Актёр покончил жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Актёра.

Картина Шишкина Дубы

Иван Шишкин родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина, продолжателя древнего вятского рода Шишкиных.

С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За годы учебы дополнительно к занятиям в академии самостоятельно писал этюды в окрестностях Петербурга и во время пребывания на острове Валааме. За три года за достигнутые успехи ему были присуждены три малые серебряные медали, малая и большая золотые как раз за виды окрестностей Санкт-Петербурга и за виды местности на Валааме. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. За границей он создал много рисунков пером, которыми восхитил иностранцев, некоторые рисунки даже были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с произведениями первоклассных европейских мастеров.

В 1866 году Иван вернулся в Санкт-Петербург, хотя срок его пенсионерства еще не был закончен. Шишкин предпочел путешествие по России.

После учреждения Товарищества передвижных выставок производил для них рисунки пером.

В 1870 году стал членом кружка аквафортистов, образовавшемся в Санкт-Петербурге, принялся за гравирование «царской водкой», уделяя ему столько же времени, сколько и живописи.

Его работы обеспечили ему репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и замечательного аквафортиста.

В 1873 году Шишкин за картину «Лесная глушь» получил звание профессора Академии.

В 1892 году был приглашён на должность руководителя учебной пейзажной мастерской.

Умер скоропостижно в Петербурге в 1898 году, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Шишкина не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

http://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/shishkin/dubovaya-roshcha

http://www.sdamna5.ru/dubovaya_roscha

http://jiyuu.su/sochineniya/kartina-shishkina-dubovaya-roshcha.html

Вариант 1

“Господа Головлевы” – произведение, написанное в 1876 году Салтыковым-Щедриным. Это сатирический роман, который описывает жизнь дворянской семьи Головлевых. Главный герой – Аристарх Головлев, который является типичным представителем дворянской интеллигенции того времени.

В романе Салтыков-Щедрин изображает жизнь дворянства как бессмысленную и беспощадную. Головлевы – это семья, которая живет на своих доходах, но не может себе позволить ничего, кроме пустой роскоши. Аристарх Головлев – это человек, который не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание.

В романе Салтыков-Щедрин критикует не только дворянство, но и церковь, бюрократию и общество в целом. Он показывает, что все эти институты не работают в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов.

Главный герой романа – Аристарх Головлев – это человек, который не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание. Он пытается найти смысл жизни в науке, но не может найти ответа на свои вопросы. В конце концов, он понимает, что его жизнь была бессмысленной и что он никогда не смог найти свое место в жизни.

В целом, “Господа Головлевы” – это сатирический роман, который критикует дворянство, церковь, бюрократию и общество в целом. Салтыков-Щедрин показывает, что все эти институты не работают в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов.

Сочинения на тему: «Моя поездка в Санкт-Петербург»

Волшебство в районе Санкт-Петербурга!

Многие мечтают побывать в Санкт-Петербурге, ведь это не только безумно красивый и величественный, но и очень загадочный город. Я тоже мечтала поехать туда, а этим летом моя мечта сбылась! Оказалось, что этот город полон своих мистических историй и легенд. «Часто, тайны известны только местным жителям», – думала я. Однако есть еще те, кто хранят эти легенды – достопримечательности города!

Пожалуй, главной отличительной чертой Санкт-Петербурга можно считать дикую Неву – первую хозяйку города, встретившую меня у самого порога. На реке Неве и стоит город. «Стихия воды – вечная тайна человечества!» – первая мысль, посетившая меня, когда я увидела эту реку. Окунуться в тайны Невы можно всего лишь прогулявшись по отделанной набережной, сдерживающей природную мощь воды. Там, мне даже показалось, что отражение в Неве какое-то странное – мутное!

Еще одна тайна Санкт-Петербурга – это присутствие в городе духа творчества, прибывшего с великими деятелями много лет тому назад. Чего только Сенатская площадь, прячущая памятник Медному Всаднику, названный по одноименной поэме А.С.Пушкина. Это достояние культуры отлито из бронзы, а отделано гранитом, из-за чего даже внешний вид статуи кажется чрезмерно тяжелым. Его тяжесть тянется в мысли прохожих.

В Санкт-Петербурге по улицам гуляют не туристы, а тайны, которые можно почувствовать, только оказавшись в этом городе. Я никогда не забуду своей первой поездки в это удивительное место!

Моя поездка в Санкт-Петербург

Моей давней мечтой была поездка в какой-то далекий и красивый город. Как-то раз я рассказал об этом своему папе, и он решил исполнить мое желание, как только я поступил в 4 класс. Так мы с родителями и отправились в Санкт-Петербург!

Ехать пришлось на поезде, прибывшим в сам город поздно вечером, поэтому я почти ничего не запомнил. Однако огни, светящие из всех уголков: неоновые вывески и гирлянды, запомнились мне очень хорошо!

Второе запомнившееся мне место, в котором мы побывали – Эрмитаж. Этот музей был построен в честь великой императрицы – Екатерины II. Все внутри очень красиво отделано, а особенно мне запомнился коридор, соединяющий два корпуса музея. В этом туннеле все стены расписаны героями библейских, портреты которых ни разу не повторились!

Третий пункт назначения – храм Спас на крови, где был убит император Александр II. Это место запоминается своей невероятной атмосферой.

Предпоследнее путешествие я с родителями совершил в зоопарк. В этом месте держат самых разнообразных животных и птиц. Больше всего мне запомнились хищники, потому что их вид совершенно не соответствовал внутреннему состоянию. Они выглядели безобидными, но могли накинуться в любой момент: тигр съел кролика прямо перед моими глазами! В зоопарке было действительно весело и интересно!

Последнее место, где я побывал, находясь в Санкт-Петербурге – Исаакиевский собор. Я запомнил купола этого собора: деревянный, золотой и каменный. Внутренний купол был великолепно расписан. Есть в соборе и иконостас, выстроенный в четыре ряда: герои Старого завета, герои Нового завета, ангелы и Святой Исаак. Все эти иконы оформлены сусальным золотом, тогда как все прочие иконы собора представляют собой вид мозаики. Я действительно восхитился этим местом: его размерами и красотой отделки, в которой продумана каждая деталь!

Санкт-Петербург мне полюбился, несмотря на нашу недолгую встречу. Я бы хотел вернуться туда и побывать во всех тайных уголках, ведь уверен, что они найдут, чем меня удивить!

На дне: характеристика Барона

Ночлежка у М.Горького стала местом, где сошлись вместе люди разного происхождения, уровня образования и воспитания. Образ и характеристика Барона в пьесе «На дне» – пример попадания на социальное дно помещика.

Прошлое героя

Предками Барона были богатые дворяне. Семья славилась во времена Екатерины и Николая. Дед занимал высокие посты. Имение насчитывало сотни крепостных слуг. Десятки лакеев ходили вокруг «золотого мальчика». Проснувшись утром, лежа в постели, пил кофе со сливками. Удивительное время! Барон вспоминает о тех днях с сожалением. Остальную судьбу можно выстроить по ступеням:

Учился в дворянском институте. Не помнит только, чему учился.

Служил чиновником в дворянской палате.

Попался на трате казенных денег.

Был уволен и отправлен в тюрьму.

Оказался среди постояльцев ночлежки.

Что стало причиной такого быстрого снижения социального статуса? Лень, отсутствие самостоятельности, привычка жить за счет чужого труда. Еще одна причина – неуважение к труду предков. Юноша не знает, как создавался капитал. Он надеется, что все пойдет само собой, но нажитое многими поколения проходит сквозь пальцы и исчезает в прошлом. Вся жизнь в богатстве проскочила как сон. Дни в ночлежке тянутся медленнее.

Характер

Барон забыл не только свое имя и фамилию, он потерял все, чему его учили. Осталось прозвище, напоминающее о возвышенном происхождении персонажа. Нет изысканных манер, культурных навыков. Остались барские замашки. Мужчине всего 33 года, а кажется, что это измученный судьбой старик. Бывший дворянин говорит, что его жизнь смешна. Сатин не согласен, нет веселого в судьбе, много глупого. Какие характеристики дают герою постояльцы костылевского подвала:

Барон почти привык к нищете, но иногда прорывается наружу «барин». Хочется мужчине чему-то научиться. Он играет в карты, пытается мухлевать, но его быстро раскрывают. Уловки не даются Барону, не помогает и образованность. Избалованный в детстве Барон сохраняет надменность и высокомерие.

Смысл персонажа

Барон – сожитель доброй девушки из подвала Насти. Девчонка занимается проституцией, но увлеченно читает книги, придумывая себе настоящую любовь, надеется на истинные чувства. Дворянский предок смеется над женщиной, называет дурой или дурехой. Ему как будто нравится насмехаться, злить и обижать близкую ему женщину. Барон объясняет свое отношение:

Барон унижает Настю перед всеми постояльцами подвала. Девушка сравнивает его с червяком, поедающим яблоко (ее), называет несчастным. Автор помогает понять, как добрый, но бедный человек может оказаться выше и чище душой «разложившихся» дворян.

Потеряна и совесть у персонажа. Смеясь над увлечением женщины, он просит у нее денег на вино. Ему не стыдно пользоваться другими, проявляя к ним пренебрежение. Мужчина идет мириться,

Серость души

Барон не смог остаться в стороне от спора постояльцев о Луке. Он не согласен со стариком: нельзя ждать лучшей доли, если все потерял. Прошлое не вернуть. Барон растревожен мыслями и философскими рассуждениями Луки. Ему кажется, что он жил не свою судьбу. Переоделся под кого-то и сыграл ту роль, какая досталась. Неловко Барону от этих ролей. Где же тогда истинный Барон? Когда потерял свое лицо? Сколько помнит себя персонаж, у него в голове туман.

Классик подсказывает, такое состояние испытывало целое поколение дворян. Им все преподнесли на блюдечке с золотой каемочкой, оставили для пользования, а как не научили. Быстро разбилось блюдце, и заблудились молодые люди.

Не сформировался характер юноши, не сформировался мужчина. Барон не умеет даже спокойно рассуждать, как Сатин, ничто не греет сердце. Копится только обида, и растет злость из-за растраченного впустую наследства.

Барон не умеет ничего, но легко приспосабливается. Он носит на базар корзины Квашни. Бывший богач гордо вышагивает с коромыслом на плечах. В обращении к нему других жильцов чувствуется насмешка:

Художественное своеобразие

Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.

Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.

Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.

Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи

Роман начинается с повторения истории о блудном сыне. И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца. Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.

Смерть Иудушки в конце романа напоминает смерть раскаявшегося уды. Герой пробуждается в страстную пятницу под влиянием чтения Евангелия и умирает, как и Иуда, в субботу.

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ

  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

По произведению: «Господа Головлёвы»

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Описание картины Рембрандта Возвращение блудного сына

Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии, а в России всегда придерживались строгой духовности.

Рембрандт – голландский художник, он пишет много красивых работ, некоторые мне известны и практически везде удивительно переданы эмоции людей и также удивительно отображаются тени. На самом деле не многие художники могут так писать свет и тень, но Рембрандту удавалось. На этом полотне эти факты тоже заметны, тут есть и отличные тени и много эмоций.

Конечно, притча о блудном сыне – полностью символическая. Иисус рассказал простую историю о том, как сын ушел из дома, но потом вернулся и отец принял его, несмотря ни на какие недостатки. В этой притче отец – Господь Вседержитель, а сын – собирательный образ человека (или даже грешника) который раскаивается и возвращается к истинной вере.

На картине голландского живописца представляется завершение этой истории. Раскаявшийся сын стоит на коленях, а отец прижимает его, обнимает и немного склонил голову. Эти позы и выражение лиц говорят о глубоких и довольно светлых эмоциях: прощение, милосердие, искренность.

На заднем фоне мы видим какую-то домашнюю челядь и, возможно, других родственников главного героя. Эти люди устремляют свои взгляды к главному герою – раскаявшемуся юноше и эти взгляды полны сострадания и доброты. Кстати, благодаря этим взглядам Рембрандт достигает интересного объема и композиционного эффекта, лучи внимания героев картины как бы сходятся на главном герое и зритель тоже приводит свой взгляд именно к нему.

Хотя в целом эта картина говорит о доброте и прощении, мне композиция и цветовое решение кажется каким-то мрачным и немного суровым. Тем более, глубокая символика из притчи Христа тут переводится в какую-то банальную обывательскую историю.

Темы, затронутые в книге

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов. Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:

  1. В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
  2. Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
  3. Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.

Тема

Анализ «Господ Головлёвых» следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлёвы» иронический. Автор высмеивает несоответствие оболочки помещичьих семей и того, что видим внутри.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: