Самуил маршак, «двенадцать месяцев»: краткое содержание, характеристика героев

Чему учит сказка 12 месяцев — анализ и мораль

Краткое содержание сказки

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей.

Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.

Четырна­дца­тилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес — за подснежниками.

Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице.

Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил.

Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными.

Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко.

Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь.

Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой.

Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат — погреться у костра, Мачеха с Дочкой — шубы, хоть собачьи.

Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет.

Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Важности детской сказки

Любовь к чтению важно прививать ребенку с детства. Ему нужно объяснять, что любая книжка – это целый новый мир, который откроет ему свои тайны

Просто необходимо также обсуждать с ребенком прочитанное, обращать его внимание на поступки героев, делать главные выводы по произведению, рассуждать

Русская классическая литература знает немало примеров авторской сказки:

  • П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • А. Пушкин, например, «Сказка о золотом петушке»
  • В. Жуковский «Сказка о мертвой царевне»
  • А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
  • А. Платонов «Волшебное кольцо»
  • Л. Петрушевская «Говорящий сверток»
  • С. Маршак сказка-пьеса «Двенадцать месяцев»…

У каждого из этих авторов была причина прийти к жанру сказки. Оно и понятно: если следовать словам А. Пушкина, то сказка, в которой много неправды, скрывает в себе жизненные намеки, преподающие читателю добрый урок. Тогда становится ясно, что писатели пытались донести до читателя свою правду, к которой они пришли сквозь годы творческого пути.

Встреча с месяцами

Огромный костер горит посреди поляны — яркий, жаркий. А вокруг него сидят люди и тихо переговариваются.

«Вот, странно, — думает путешественница. – И не охотники вроде, а и на дровосеков не похожи. Одежда вон какая нарядная, богатая — все из материи золотой, серебряной да из бархата зеленого».

Троих стариков среди сидящих насчитала она, троих среднего возраста, трех юношей. А вон у самого огня и еще три — те совсем мальчишки. Кто же эти люди?

Тут старик, ближе всех находящийся к ней, вдруг обернулся. А до чего грозен, бородат, броваст! Испугалась девочка, хотела убежать, да спросил ее дед: кто ты, откуда и зачем пришла?

Девочка рассказала ему свою историю: подснежники, дескать, нужны. И пустую корзинку показала. А тот рассмеялся недоверчиво: ну и выдумщица!

Девочка ответила, что не пустят ее домой, если вернется она с пустой корзинкой. Мачеха злее, чем мороз. Придется ей остаться в лесу и замерзнуть. И горько заплакала.

Тут заговорили между собой мужчины, зашумели. Поднялся вдруг один из них — это был молодой парень с шубкой, накинутой на одно плечо, и обратился к старику: «А уступи-ка мне свое место, братец Январь!»

«Так ведь еще Февраль между нами!» — возразил Январь, показывая на лохматого старика с растрепанной бородой.

А Февраль, тоже девочку хорошо знавший, заметил:

Образ и характеристика Мачехи

Сказка является полезным и поучительным жанром литературы не только для детей, но и для взрослых. Ведь героями сказок выступают не только вымышленные, волшебные герои, в существование которых верят только дети,   а также взрослые люди в реальной жизненной ситуации. Поэтому сказки полезно периодически перечитывать не только детям, но и взрослым, для того чтобы проанализировать тот или иной поступок и сделать  выводы для себя.  На примере положительного или отрицательного героя, сказки помогают пересмотреть своё поведение, определить приоритет определённым ценностям в жизни.

В сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» бесспорно отрицательным героем является мачеха. Ведь проанализировав любой её поступок, нельзя найти ни одной положительной черты характера. Это старая, скупая старуха, мысли и поступки которой направлены на материальное обогащение для удовлетворения своих собственных потребностей. Представляя её внешний образ, видим женщину маленького роста, достаточно плотного телосложения, которая постоянно что-то  недовольно говорит, выражая свои эмоции. Выражение лица чаще угрюмое, глаза, как два чёрных уголька, а брови постоянно нахмурены от злости. Округлённые щёки и яркий румянец на лице говорит о достаточно крепком здоровье в теле этой женщины.

Добротой и нежностью мачеха не отличалась. Внешность её полностью соответствовала  внутреннему мировоззрению.  Ради вознаграждения, которое пообещала капризная принцесса, она выгнала бедную падчерицу в морозный вечер в лес за цветами. При этом, прекрасно понимая, что зимой подснежники не растут. У мачехи не было ни капли жалости, что девочка замерзнёт в лесу. Она никогда не проявляла к падчерице доброты, заботы, понимания и сострадания, а только эксплуатировала девочку, как служанку. Бедная падчерица  работала каждый день и круглый год в любую погоду, поэтому её знал каждый месяц в году. Однако, как бы  девочка не выполнила задание, как бы она не старалась,  мачехе не нравилось. За это она постоянно ругала и оскорбляла падчерицу.

Но чувство корысти и обогащения взяли верх у женщины и по отношению к своей родной дочери. Увидев падчерицу с подснежниками, и услышав историю о двенадцати месяцах, мачеха, не задумываясь, решила отправить свою родную дочь.  Она  отправила  её ночью в лес к двенадцати месяцам за подарками, чтобы потом их продать и получить хорошие деньги. У неё даже не возникло и мысли, что это ребёнок, и с ним может что-то случиться. Вся материнская любовь и ласка ушла на задний план, а на первом месте оказались корысть и личная выгода. Такое поведение и отношение к близким людям закончилось для мачехи трагически.

Весь смысл сказки заключается в том, чтобы стараться быть в жизни добрым,  вежливым, проявлять заботу по отношению к тем, кто живёт рядом.   Нужно всегда ценить и  уважать человека, радоваться жизни и доставлять радость окружающим. Ведь жизнь это самое дорогое, что у нас есть.

Источники вдохновения для образа

Во-первых, авторы сказки обратились к богатой русской народной традиции, где персонажи-мачехи не являются редкостью. Во многих народных сказках и историях фигура мачехи выступает как символ жестокости, зависти и желания причинить вред своим приемным детям. Эти источники вдохновения помогли создать образ старухи мачехи, который является типичным представителем этого архетипа.

Кроме того, вдохновение для образа могло быть найдено и в современной литературе. Множество писателей создавало женские персонажи, которые обладали подобными чертами характера. Например, в романе «Золушка» Шарля Перро, злобная мачеха стала одним из самых ярких и запоминающихся персонажей.

Также, образ мачехи мог быть вдохновлен реальными жизненными ситуациями. Многие люди знакомы с ситуациями, когда приемные родители или мачехи проявляют жестокость и пренебрежение к своим подопечным. Вдохновляясь подобными событиями, авторы сказки могли создать образ старухи мачехи, который настолько реалистичен и узнаваем, что вызывает сильную антипатию у читателей.

Таким образом, образ старухи мачехи был вдохновлен различными источниками — народными традициями, современной литературой и реальными ситуациями. Эти источники помогли создать яркий и запоминающийся образ, который олицетворяет злобу и жестокость.

Характеристика героев

В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:

  • падчерица;
  • солдат;
  • братья-месяцы;
  • профессор.

Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.

Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:

Главные черты характера мачехи

Мачеха, появляющаяся в сказке «Двенадцать месяцев», обладает определенными характеристиками, которые делают ее негативным образом и определяют ее отношение к своей падчерице.

Первая черта, которая является главной и отличительной для мачехи, — это ее эгоизм. Она сосредоточена только на своих интересах и желаниях, не учитывая чувства и нужды других, в данном случае — падчерицы. Мачеха не скрывает своего пренебрежения и провоцирует конфликтные ситуации, чтобы показать свое превосходство.

Вторая черта, которая идет вместе с эгоизмом, — это жестокость. Мачеха пользуется своей властью в семье, чтобы причинять страдания падчерице и унижать ее. Она не ограничивается только словами, но и наносит физическую боль и страдания, надеясь сломить дух девочки.

Третья черта, которая присуща мачехе, — недоброжелательность. Мачеха не проявляет никаких добрых чувств к падчерице, не показывает ни малейшего понимания или сострадания. Она всегда настроена враждебно, желая показать свое превосходство и добиться подчинения.

Все эти черты характера делают мачеху одним из самых отвратительных персонажей в сказке и создают негативный образ. Писатели сказок использовали этот образ для предоставления читателям уроков о зле и морали, а также предоставления счастливого окончания, где мачеха получает заслуженное наказание, а падчерица получает справедливое вознаграждение.

Жестокость мачехи

Все действия мачехи направлены на причинение страдания и унижение падчерицы. Она принуждает девочку работать без всякого покоя, заставляет ее заниматься тяжелой физической работой, не предоставляет никаких условий для ее нормального развития и счастливого детства. Это проявляется в том, что мачеха не только не заботится о падчерице, но и активно старается нанести ей вред.

Такое отношение мачехи к героине создает в сказке яркий контраст между этими двумя образами. Через их противопоставление автор хочет показать, что злоба и жестокость приводят только к неприятностям и несчастью, а доброта и забота о других — к счастью и благополучию.

Таким образом, жестокость мачехи является одной из главных черт ее характеристики в сказке «Двенадцать месяцев». Она служит важным элементом сюжета и способствует формированию образа этого негативного персонажа.

Алчность мачехи

Мачеха не останавливается ни перед чем, чтобы удовлетворить свою алчность. Она готова пойти на любые меры, даже если это означает причинить вред своим родным или окружающим. Ее алчность превращает ее во врага своей семьи, встречает отношение окружающих подозрением и злобой.

Алчность мачехи проявляется в ее отношении ко всему, что принадлежит ее падчерицам. Она не может терпеть, чтобы они получали любовь и благосклонность от своего отца. Мачеха пытается писать доверчивого отца и забрать все, что достается девочкам. Она не останавливается даже перед тем, чтобы забрать у них последнюю надежду — своих настоящих родителей, двенадцать месяцев.

Такая черта характера мачехи делает ее одной из самых негативных и злобных героев сказки «Двенадцать месяцев». Алчность мачехи становится одной из важных характеристик ее личности, которая определяет ее поступки и отношение к другим персонажам сказки.

Образ Алчность
Мачеха Жадность, удержимое желание обладания всем

Зависть мачехи

Зависть мачехи проявляется в ее отношении к сводной дочери. Она не признает ее достоинства и старается лишить ее счастья и удовлетворения. Мачеха всячески пытается сделать жизнь девочки невыносимой, она нагружает ее трудными заданиями и подавляет ее надежды и мечты.

Завистливый характер мачехи является главной причиной конфликтов в сказке. Ее зависть и недоброжелательность создают напряженную атмосферу в семье и препятствуют развитию и счастью сводной дочери.

Таким образом, зависть мачехи является главной чертой ее характера в сказке «Двенадцать месяцев». Она вносит много негатива в отношения в семье и мешает героине достичь счастья и удовлетворения

Этот образ является важной характеристикой мачехи и помогает подчеркнуть ее роль в развитии сюжета и главную тему сказки

Причины Следствия
Зависть Недоброжелательность
Отношение к сводной дочери Подавление ее надежд и мечт
Конфликты Напряженная атмосфера

Образ Падчерицы

Мне очень нравятся сказки, ведь в них так много волшебства. Особенно люблю сказки, в которые могут чему-то научить, заставляют задуматься о том, как нужно себя вести, а как не нужно. Одна из моих любимых сказок – «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

В этой сказке повествуется о семье, в которой жила недобрая и жадная женщина с Дочерью и Падчерицей. Мне очень нравится Падчерица. Она трудолюбивая и старательная. Вся работа по дому лежит на ней. Она и грядки пропалывает, и белье полоскает в реке, и хворост носит из лесу. И все время она в работе, и зимой, и летом, и весной и осенью. А ведь зимой и осенью холодно , дует сильный ветер, трещит мороз, а ей в это время приходилось таскать хворост их леса, ходить по глубоким сугробам, мерзнуть на ветру. Но Матери и Дочери не было ее жалко.

Однажды Мать с Дочкой заставили Падчерицу идти в лес за подснежниками по лютому морозу, когда на улице было наметено столько снега, что его приходилось разгребать, чтобы открыть двери в дома. Жители города находились дома, грелись у теплых печей. И девочка не посмела их ослушаться, потому что она была уважительная и не любила ссориться со старшими, а Мать все-таки была старше ее. Взяла она корзинку и пошла в лес. Все в лесу ей было знакомо, ведь она не один раз бегала туда за хворостом, за ягодами и грибами. Но в этот холодный вечер ей было страшно и грустно, ведь она знала, что подснежники не растут зимой, а возвращаться без цветов она не смела.

Уже отчаявшись, Падчерица заметила огонек и пошла в его сторону, и это говорит о ней, как о смелом человеке, ведь там могли быть и разбойники. Но вот девочка вышла к костру. Сначала окинула сидящих людей взглядом и хорошенько их разглядела. Она сумела и посчитать их и рассмотреть одежду. И это говорит о ней, как о внимательном, вдумчивом человеке.

Когда один из месяцев спросил ее, зачем она пришла в лес, Падчерица вежливо ответила ему, она сказала правду, что пришла за подснежниками. Конечно, месяцы были удивлены этим, но поверили ей, потому что знали эту девочку, как большую труженицу. Ведь они видели ее и зимой и летом, и весной, и осенью. И все время она была в работе, все время трудилась, не покладая рук. И решили ей помочь, ведь ей нельзя было возвращаться домой без цветов, а они все-таки были волшебниками.

Взяли братья свой посох и по очереди ударили им о землю. Времена года сменили друг друга и подснежники появились на полянке. Падчерица набрала цветов и снова побежала на полянку, чтобы отблагодарить братьев-месяцев, но там их уже не было. Вот ведь какая умница! Не забыла о том, что за добрые дела нужно обязательно благодарить.

Вернулась она домой и отдала мачехе и сестре цветы, а когда они спросили ее, не одарили ли они ее чем-нибудь еще, она ответила, что больше и не просила ничего. Не жадная была девочка, не думала ни о какой выгоде для себя.

Мачеха с Дочкой остались в зимнем лесу. А Падчерица выросла, вышла замуж и вырастила деток. Мне очень нравится эта сказка и ее главная героиня – добрая девочка. Ее пример учит нас доброте, трудолюбию, скромности.

«Изюминка» сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

Сочинение про Падчерицу

Во многих сказках рассказывается о нелегких отношениях мачехи и падчерице. Будь это Отечественные или зарубежные авторы. Большое количество сказок на эту тему написано для мотивации человека. Так как только преодоление трудностей формирует характер читателя.

Самуил Яковлевич Маршак смог точно отобразить образ падчерицы. Она красивая молодая девушка. Очень заботливая и доброжелательна. Она любит природу и постоянно с ней общается.

Все мы знаем, что зимой подснежников нет. Но мачеху это не остановила, так как она хотела получить награду. Падчерица ушла в лес спустя некоторое время принесла домой огромный букет подснежников. Который ей дали ее новые друзья двенадцать месяцев. И тогда мачеха забрала букет и поспешила к королеве за наградой. Но то, что было, рождено злом добра принести не может. И у мачехи с дочкой появилась проблема, они не знали, откуда были цветы и где они выросли. Им пришлось рассказать правду, как они заполучили подснежники.

Тогда они стали выяснить это у падчерицы. Но она не рассказало про своих друзей, даже под угрозой смерти. И тогда королева решила обмануть падчерицу. Ее послали вновь в лес за подснежниками, но в этот раз за ней следила королева со своими придворными. Когда девушка пришла к костру где были все двенадцать месяцев, стали быстро меняться времена года. Королева не понимала, что происходит, им приходилось снимать одежду, то снова ее одевать. Сначала приходило лето, но потом опять возвращалась зима. А в это время падчерицу наряжали в королевские наряды. Но все эти преображения не как не изменили внутреннею чистоту нашей героини. Падчерица первым делам отказалось от вознаграждения за подснежники, и согласилась помочь королеве.

Первыми влияние падчерицы почувствовали мачеха и ее дочь, так как она их обратила в собак. Под условия если они перестанут сориться, то она их расколдует.

Затем она отблагодарила каждого человека, который любит и бережет природу. Она сказала, нужно беречь природу и она будет беречь нас. Если не беречь природу можно запустить необратимый процесс, который погубит всех нас. Природа щедро одаривает всех без исключения своими богатствами. Сама падчерица осталась милой добродушно девушкой. Вокруг нее всегда царил мир и справедливость…

Начало

Так спрашивает автор читателя, предваряя сказку. Ну, конечно, мы все это знаем. Каждый из нас, не задумываясь, назовет месяцы, составляющие год. Но смысл вопроса Маршака не в том, чтобы напомнить нам это, а совсем в ином.

Ведь январь придет вслед за декабрем, а май наступит, когда закончится апрель. И никак иначе. Никогда не встретятся месяцы, шагающие друг за другом, не дождавшись своего срока.

Но вот якобы жил в маленькой деревеньке, расположенной в горной стране Богемии, такой человек, девочка, которой удалось лицезреть всех братьев-месяцев сразу. Как ей это удалось, и чем все закончилось — такова, коротко говоря, основа сюжетной канвы этой истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: