В. п. астафьев. «фотография, на которой меня нет» (1968). 8 класс

Фотография на которой меня нет краткий пересказ с цитатами

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие» : из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке

На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался» . Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом» .

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть» . Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства» , по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой» : между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам» , но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сель­ский учитель, лет 25, волосы гладко зачё­саны назад, уши отто­пы­рены, лицо бледное, непри­метное, добрый и умный, само­от­вер­женный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сель­ская учитель­ница, жена Евгения Нико­ла­е­вича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением

Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Анализ образов

Главный персонаж произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Пересказ событий, который ведет от его имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители деревни Овсянка. Витя после смерти родителей живет у дедушки с бабушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать такую характеристику: не выказывал ни особого прилежания, ни хорошего поведения.

Екатерина Петровна — внешне суровая женщина, заботящаяся о любимом внуке. Ночь напролет ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже ругательствами, характерными для этой местности.

Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как Витя. Это была его идея — пойти кататься на увал, поэтому он не может не поддержать заболевшего товарища. А ведь в 30-е годы сфотографироваться было действительно большим событием.

С большой любовью и уважением описывает автор еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая чета ютится с ребенком в половине ветхого домика, но при любой возможности старается помочь школьникам. Когда ребятам уже не на чем писать, учителя занимают их познавательными прогулками. Учитель отличается не только добротой, но и смелостью. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.

Композиция рассказа

В этом произведении присутствует два рассказчика. События довоенного времени в рассказе описываются глазами ребенка – непосредственного, наивного, верящего в светлое будущее. В самом конце произведения появляется взрослый рассказчик. Он смотрит на старое фото и видит прошедшее глазами человека, прошедшего войну и потерявшего на ней многих близких людей. Многие из них остались лишь на этой фотографии. Перед глазами читателя проходит довоенное время и война. И хоть в произведении описание военной трагедии отсутствует, это подразумевается само собой. Именно в этом заключается особенность композиции рассказа «Фотография, на которой меня нет». Сделав такой вывод, читатель иначе начинает относится к жизни, к своему прошлому, к фотографиям, которые хранят историю и память.

Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.

Витя, являясь сиротой, воспитывается дедом с бабушкой и представляется писателем в образе простодушного мальчугана, не избалованного постоянными ласками и теплотой, сообразительного и неглупого.

Мальчик живет в далекой деревне в период тридцатых годов двадцатого века, когда в сельской школе отсутствует классная мебель, учебники, тетради, карандаши. Однажды школьникам объявляют о приезде фотографа, и учитель решает каким образом дети будут располагаться на классной фотографии. Дети, обучающиеся прилежно, будут сидеть впереди, в центре встанут ребята, которые учатся средне, а неуспевающих поставят в самом конце. Поскольку Витя со своим лучшим другом Санькой не отличаются хорошим поведением и отличным прилежанием, рассчитывать оказаться на лучших местах им не стоит.

Мальчишки, немного погоревав, решают отправиться вечером кататься на санках с крутого обрыва и в игре Витя сильно простужает ноги. Всю ночь бабушка, ворча на безобразника, растирает мальчика, поит горячим молоком и укутывает в теплое одеяло, не покидая место возле кровати любимого внука.

Однако на утро Вите не удается выздороветь и пойти в школу, чтобы впервые сфотографироваться со всем классом. Санька, как верный друг и товарищ, отказывается от участия в фотосьемке без любимого приятеля.

Вечером к Вите заходит его учитель, решивший навестить мальчика, являющийся для детей главным авторитетным лицом в деревне, отличающимся искренней заботой о ребятишках и особой интеллигентностью. Преподаватель дарит Вите фотографию, на которой его и Санькино фото отсутствуют, стараясь поддержать мальчишку, поскольку понимает, что ему досадно видеть знакомые лица без своего присутствия.

Витя хранит фотографию всю свою жизнь, периодически вглядываясь в пожелтевшие лица на фото, и трепетно вспоминает времена своего далекого, счастливого детства.

Повествуя о небольшом эпизоде своей жизни, писатель раскрывает смысл настоящей ребячьей дружбы, помнящей доброту и ценящей любовь, заботу.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

  • мох вбирает сырость;
  • уголь не дает стеклам обмерзнуть;
  • рябина предохраняет от угара чадящей печки.

Основная мысль

Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, где автор вспоминает, как ценно для него было отношение учителя, а также каким он запомнился, — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и хоть как-то облегчить их жизнь. Автор желает всем, кто выберет профессию учителя, дожить до таких же почестей и надолго остаться в памяти народа.

Школьная фотография до сих пор в сохранности, хотя уже давно пожелтела, а уголки обломались. Спустя много лет писатель с теплотой думает о своих товарищах и учителях, глядя на сохранившийся снимок. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, кто не вернулся с войны. Основная мысль, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто изображение, на которое интересно смотреть. Это своего рода народная летопись, история, размещенная на стенах. Историческая память складывается не только из политических событий и войн. Главное — это судьбы людей, живущих в этой стране.

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Вариант 2

История создания произведения

Рассказ автобиографичен, в нем рассказывается о событиях, которые происходили в 30-х годах 19-го в. В России в это время прошла коллективизация и началась борьба с кулачеством. Сейчас понятно, что основную массу кулаков составляли трудолюбивые зажиточные крестьяне.

Рассказ написан от первого лица. Композиция произведения интересна тем, что в начале произведения рассказчик – мальчик, а в конце – взрослый мужчина, вспоминающий о событиях детства.

Сюжет

В село приезжает фотограф, чтобы сделать снимок учащихся с учителями. Но накануне Санька каталя с горки и из-за переохлаждения у него обострился ревматизм. Поэтому он не смог пойти в школу и на фотографии его нет.

Учитель пришел к Саньке домой и принес снимок, который Санька сохранил на всю жизнь.

Главными героями произведения выступают мальчик Витя, его друг Санька, его бабушка Катерина, учитель Евгений Николаевич. Витя и Санька – друзья, хулиганистые деревенские мальчишки, не отличающиеся прилежанием в учёбе. Санька из солидарности с Витькой тоже не пошёл фотографироваться. Бабушка Вити – деревенская старушка, в чьей речи сильно выражен простецкий деревенский говор. Она часто употребляет архаизмы, некоторые слова выговаривает неправильно. Она добрая, хоть и ругает Витю за то, что он застудил ноги. Также она в своё время сильно помогла некоторым раскулаченным односельчанам, которых выгнали из их домов. Учитель – человек большого ума и сильной любовью к своему делу. Он, не щадя сил и средств обустраивает немудрёную сельскую школу, а также храбро защищает учеников от змеи, которая собирается на них напасть. Кроме главных героев имеется много второстепенных. Тема морали затронута в произведении весьма широко.

Организация сельской школы

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Анализ произведения

В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.

Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.

Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:

  • приносят угощения;
  • подшивают ему валенки;
  • помогают колоть дрова и т. п.

В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.

Главные герои таких снимков:

  1. Другие люди – на фотографии может быть запечатлен момент с семьей, друзьями или коллегами. В этом случае подчеркивается значимость этих людей в жизни автора снимка. Он показывает, что важны не только мы сами, но и окружающие нас люди.
  2. Места и события – иногда фотографии без автора становятся своеобразными свидетелями исторических событий или незабываемых мест. Они позволяют нам заглянуть в прошлое и увидеть то, что мы не смогли наблюдать непосредственно.
  3. Абстрактные объекты – на некоторых фотографиях отсутствуют какие-либо люди или места. Вместо этого, фотографы могут сфокусироваться на абстрактных объектах, которые отражают определенные идеи или эмоции.

Проблематика фотографий, на которых меня нет, заключается в поиске смысла и значимости в отсутствии

Такие снимки задают вопросы о нашем месте в мире, о нашей идентичности и о том, что действительно важно в жизни. Они могут мотивировать нас размышлять о нашей роли в прошлом, настоящем и будущем, а также о наших отношениях с другими людьми и окружающей средой

Описание фотографии

Фотография, которая изображена на данной странице, заставляет задуматься и вызывает много вопросов. В центре изображения находится пустое кресло с высокой спинкой, окруженное различными предметами. На кресле лежит старый торшер, его кабель замотан вокруг ножки кресла, словно он только что был использован. Рядом с креслом на полу видны разбросанные страницы газеты, а на столе установлена чашка с остатками кофе.

В фоне фотографии видно просторное помещение с высокими потолками и старой мебелью. Комната выглядит запущенной и пыльной, на полу видны следы недавней уборки. Свет холодно проникает через большие окна, создавая атмосферу тишины и покоя.

Судя по всему, фотография зафиксировала пустоту и одиночество, оставшиеся после ухода человека. Отсутствие людей и наличие расставленных вещей создает ощущение жизни, только что покинувшей помещение. Главными героями фотографии можно назвать невидимого человека, который до недавнего времени занимал это кресло, и само кресло, ставшее свидетелем и молчаливым участником жизни человека.

Тема и проблематика рассказа

В своем автобиографическом рассказе В.П. Астафьев рассказывает о жизни в сибирской деревни в довоенный период. В произведении четко прослеживается главная мысль, которая касается каждого человека. В небольшом, но при этом очень содержательном рассказе писатель охватывает несколько тем:

  • Историческую тему;
  • Тему родственных отношений, которые важны для каждого и о которых человек должен помнить всегда;
  • Тема взаимопонимания и дружбы;
  • Тема любви и верности.

В рассказе Астафьев повествует о приезде в деревню фотографа из города. Для каждого из жителей деревни это события считается очень значительным. Действие рассказа происходит в довоенные годы.

Главный герой рассказа, Витя, намок в снегу вместе со своим другом, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка Вити всеми средствами старается внука вылечить, чтобы тот скорее выздоровел и смог сходить сфотографироваться. Однако болезнь не сдается, и все усилия заботливой и любящей бабушки оказываются тщетными. К Вите приходит друг Санька, который, увидев, что тот не может идти, тоже отказывается фотографироваться. Именно так проверяется настоящая дружба. Писатель показывает, какое великодушное сердце и какую силу воли может иметь ребенок, чтобы отказаться от большого и долгожданного события, которое, возможно, никогда больше не повторится

На примере Саньки писатель учит умению отказаться от всего важного, дорогого и неповторимого во имя дружбы. Санька понял, что в данный момент его поступок является самым важным не только для Вити, но и для него самому

Поступок Саньки – пример великодушия и самоотверженности.

Проблематика отношений в рассказе касается не только Вити, но и других жителей деревни.

В произведении присутствует образ учителя. Учитель – очень уважаемый человек в деревне. Это образованный, интеллигентный, дружелюбный, вежливый человек. Он пользуется большим уважением со стороны жителей деревни, которые прислушиваются к его мнению. Женщины часто приносят учителю деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, и делают это незаметно и ненавязчиво. Они помогают учителю дровами, подшивают ему валенки. Учитель – городской житель, отдается полностью своей работе и самоотверженно отказывается от городской жизни ради воспитания и обучения деревенских детей. Именно учитель принес Вите фотографию, на которой запечатлены все деревенские школьники, кроме Вити. Поступок учителя – это тоже пример сопереживания и доброты.

Уже повзрослев, Витя смотрит на фотографию, на которой запечатлены школьники на фоне его родного дома. Перед Витей встают образы людей, живших рядом с ним, людей, которые вместе с ним учились и работали. Фотография – это часть истории, она хранит события давно прошедших дней.

Замечание 1

Еще одна проблема, которую понимает в своем рассказе В.П. Астафьев – память о прошлом, которую надо беречь и без которой нет будущего.

Чему учит?

Рассказ Астафьева является очень поучительным. Так, он учит каждого не бояться идти на жертвы ради дружбы. Санька смог отказаться от желаемого и неповторимого ради друга

Герой осознал важность этого поступка не только для заболевшего товарища, но и для самого себя. Поступок Саньки представляет собой прекрасный пример милосердия, преданности и самоотверженности

Астафьев заставляет задуматься о том, почему важно хранить теплые воспоминания о близких. Эта память о бабушке, друге, учителе стала нравственным ориентиром рассказчика, его талисманом на жизненном пути

Поведение этих добрых и преданных людей показало ему, как нужно себя вести в будущем.

Приезд фотографа

Можно было бы ему остановиться у пары молодых учителей, но они занимают всего лишь половину ветхого домика, да и малыш их постоянно плачет. Жители Овсянки выдвигают аргумент, что такое жилье не подходит фотографу, поэтому селят его у служащего сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова. Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Такое решение устраивает весь местный люд.

Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в оставшееся время строят планы, как будут фотографироваться. Они думают:

  • как лучше сесть;
  • кто что наденет;
  • кто разместится впереди, а кто сзади.

По всему выходило, что Вите, как и его другу Саньке, даже середина не светит. Придется им располагаться в последнем ряду, как не отличившимся ни в учебе, ни в хорошем поведении, а там непонятно, будет ли их видно на снимке. Ребята хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но те не поддались на уловку и прогнали друзей. Витя и Санька отправились кататься на санках с очень высокого обрыва. Разгоряченные, они вывалялись в снегу и понабирали его в сапоги-катанки.

Главные герои и их роль в рассказе

Рассказчик – это главный наблюдатель и повествователь событий. Он описывает свои эмоции и переживания, а также ведет читателя через историю, создавая напряжение и таинственность. Его роль заключается в том, чтобы заинтриговать и заставить задуматься о том, что произошло и почему.

  • Анна – подруга рассказчика, основной предмет фотографии. Ее отсутствие на фото вызывает удивление и непонимание у рассказчика, и это становится центральной проблемой истории. Роль Анны заключается в том, чтобы предоставить причину и объяснение ее отсутствия на фотографии.
  • Мужчина, который открыл фотографию без рассказчика и Анны, также играет важную роль в рассказе. Он становится инициатором размышлений и поиска причины этого странного события. Роль мужчины заключается в том, чтобы вызвать беспокойство и неопределенность, а также перевести рассказ в следующую стадию, где рассказчик начинает искать ответы и объяснения.
Герой Роль
Рассказчик Наблюдатель, повествователь, создание напряжения
Анна Предмет фотографии, объяснение отсутствия на снимке
Мужчина Инициирует размышления и поиск ответов

Сюжет

В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.

В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.

Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.

Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.

для самых компанейских —

для самых занятых —

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время. Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится

На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Книга Астафьева «Фотография, на которой меня нет» знакомит читателя с деревенской жизнью людей, которым пришлось жить в далекие для нас тридцатые годы. Здесь мы видим отражение военного времени в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Данная работа отображает быт людей, которые не знают роскоши, где все живут, чем могут и как могут, но при этом сельчане не теряют своей человечности, вся деревня живет, как одно целое, как сплоченная семья: крепкая, огромная, а главное, дружная. Да, здесь также бывают ссоры, здесь встречаются и пьяницы, но большая часть населения – это замечательные люди, пусть и необразованные, пусть и неграмотные, но зато душевные, добрые, отзывчивые, дружные, преданные.

Рассказ Астафьева Фотография, на которой меня нет краткое содержание

Рассказ Астафьева «Фотография» и его краткое содержание знакомит нас с одной из глав произведения автора «Последний поклон», где Астафьев делится с читателем своими воспоминаниями и описывает жизнь бедных людей, что проживают в сибирской деревне. Там произошел настоящий фурор, неслыханное событие – приезд фотографа, о котором жители могли только слышать и мечтать. Но, благодаря учителю, который самоотверженно трудился на благо глухой деревни, который добился, чтобы в школе появились учебники, парты, стулья, тетрадки, карандаши, в село приехал и фотограф, что запечатлел на фотографии учащихся овсянской школы.

Правда, Витьке и его другу не посчастливилось оказаться на фото, так как в день, когда делали фотографию, мальчику нездоровилось. Из-за своего ревматизма, который дал о себе знать после длительного катания на санках, он больше недели пробыл дома и пропустил важный момент в своей жизни. Но фотография у него осталась на память, а принес ее Вите тот самый учитель, который всегда помогал жителям сельского поселения и который запечатлен в памяти героя произведения, как человек, что всегда защитит своих подопечных, как в случае со змеей.

Астафьев Фотография, на которой меня нет герои

В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» героем произведения является Витька, тот самый мальчик, которому не удалось сфотографироваться из-за проблем с ногами. Он живет без родителей, с бабушкой, которая хоть и ругает своего внука, но всегда позаботиться о нем.

Кроме того, в рассказе не последнюю роль играет учитель, который также является героем произведения Астафьева, Санька — друг Вити, бабушка Вити, дядя Левонтий и жители деревни.

«Фотография, на которой меня нет» Астафьева – замечательное произведение, что показало нам быт и отношения людей в далекие времена тридцатых годов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: