Проблематика
- Проблема личности и государства – одна из центральных в произведении. Простой народ представлен в лице бедного, скромного чиновника, который едва сводит концы с концами, но при этом имеет чистую советь и добрую душу. Олицетворением государства в поэме становится величественный Медный всадник. Лишившись рассудка после смерти возлюбленной, Евгений случайно натыкается на памятник, который оживает в больном воображении героя. Так Пушкин преподносит противостояние личности и государства. Услышав слова недовольства в свой адрес, Медный всадник в гневе бросается за Евгением – никто не смеет роптать на императора! Правитель мыслит масштабно, его проекты поражают воображение своей смелостью и амбициозностью, вот только интересы простых людей его совершенно не трогают. Сильной, властной рукой Петр подчинял себе волю народа, с чьим мнением он никогда не считался. Он возвел прекрасный город, который в силу своего месторасположения стал кладбищем для многих жителей во время наводнения 1824 года. В противостоянии государства и личности последняя всегда терпит поражение, поскольку является слабой, беззащитной и никому не нужной.
- Проблема одиночества раскрывается в лице Евгения, не сумевшего обрести себя в новых условиях, после потери любимого человека. Пушкин демонстрирует, как хрупким и беззащитным становится человеком перед лицом сильных страданий. Далеко не каждый способен стоически переносить потери, находить в себе силы идти дальше. Потеряв невесту, Евгений становится одиноким, глубоко несчастным человеком.
- Проблема равнодушия выражается в полной безучастности государства во время природного бедствия. Власть не удосужилась подать руку помощи несчастным петербуржцам, оказавшимся в плену у водной стихии. Судьбы горожан, ставших невольными жертвам разбушевавшейся Невы, никого не интересовали.
Образ Евгения в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”
Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер.
Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность, а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты.
Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Важно
Герой поэмы “Медный всадник” Евгений – порождение “петербургского” периода русской истории. Это “маленький” человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.
…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он
Живет в Коломне и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине)
Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его “маленьким” человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей “петербургского” периода.
В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом, но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков, а Евгений смотрит на дом любимой.
И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека.
Он – антипод “кумира на бронзовом коне”, у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться.
Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей, а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.
Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него Героя. Он сходит с ума, бродит по улицам враждебного ему города, но “мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах”.
Совет
Именно шум природной стихии в сочетании с “шумом” в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с “кумиром на бронзовом коне”.
Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли.
Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, “того, чьей волей роковой под морем город основался”. В нем родились чувство ненависти к “державцу полумира” и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: “Ужо тебе!..”.
Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения.
И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.
В тот момент, когда Евгений “прозревает”, он становится Человеком в его родовой сущности. Мы видим противостояние “грозного царя”, олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, “мгновенно гневом возгоря”, наказывает “безумца бедного”.
При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный “шепотом”. Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это “святое” безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно.
Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.
Обратите внимание
Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации, действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.
Главные герои «Медный всадник» характеристика персонажей произведения Пушкина с описанием
Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение. Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян. После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.
Евгений
Бедный чиновник, когда-то принадлежавший к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретится со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись на место трагедии, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытье Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его.
Медный всадник
Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначительный образ. Петра Первого многие видели ни разумным правителем, а деспотичным тираном.
Параша
Возлюбленная Евгения, которая живёт на берегу Невы с обратной стороны залива в маленьком домишке вместе со своей матерью. Это всё, что известно о героине. Она погибает во время наводнения. Параша – главный смысл существования Евгения, потеряв её, он теряет будущее. Проходит время и Евгения находят мёртвым – он утонул в Неве и выброшен на островок.
По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных – Краткое содержание «Медный всадник»
- для самых нетерпеливых – Очень краткое содержание «Медный всадник»
- для самых занятых – Читательский дневник «Медный всадник»
- для самых любопытных – Анализ «Медный всадник» Пушкин
- для самых крутых – Читать «Медный всадник» полностью
Отношение государства
С образом Петра Великого читатель знакомится во вступлении. Здесь он описывается как Творец, который покорил стихию и основал город на Неве.
Его нововведения были губительны для простых людей, ведь они ориентированы лишь на знать. Да и последней пришлось туго: можно вспомнить, как придворным стригли бороды. Но главной жертвой был обычный народ: именно они тысячами жизней настелили дорогу к Петербургу.
«Город на костях» — это олицетворение государственного строя. В реформах комфортно жил только Петр и его окружение, поскольку они видели лишь одну сторону нововведений — прогрессивную и полезную, а то, что пагубное действие этих реформ легло на плечи «маленьких людей», их не интересовало. На погибающий в воде Петербург вся знать глядела с высоты птичьего полета и не прочувствовала на себе все печали водного сооружения города. Царь отражает в себе безапелляционную правительственную систему: нововведениям быть, а люди «как-то проживут».
Если вначале читатель видит Творца, то ближе к середине произведения писатель пропагандирует идею, что Петр I не Бог, и полностью усмирить стихию он не может. В финале поэмы можно лицезреть только каменное подобие бывшего правителя.
Образ государя и сегодня вызывает споры у современников. Невозможно не признать его заслуг, но и закрывать глаза на страдания обычных людей, на плечи которых легли все преобразования, тоже нельзя. Как к нему относиться, каждый определяет самостоятельно, а писатель в своем произведении показал многостороннюю личность царя.
Цитаты из «Медного всадника»
Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.
Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.
- «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
- «Померкла старая Москва».
- «…Россию поднял на дыбы».
- «Люблю тебя, Петра творенье».
- «И жизнь ничто, и сон пустой».
- «Живет в Коломне, где-то служит».
- «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
- «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
- «Вскипела кровь».
- «Вода и больше ничего!»
- «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
- «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».
Евгений
ЕВГЕНИЙ — герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833), мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Е. индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы — заурядного и массо-видного, «каких встречаем всюду тьму» (поэма «Езерский»), Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип — аналог символической фигуры «медного всадника». На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Е. отчетливо выявлено уже в самом начале первой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива «мещанского счастья» должна как будто закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации — перед лицом разыгравшейся стихии и принесенных ею несчастий — Е. словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». И если в начале поэмы подчеркнута несоизмеримость личности Петра, поглощенного мыслью о судьбах России, и Е. с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Е. нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его живое сочувствие. Он становится олицетворением массы, воплощением несчастных и обездоленных людей — жертв наводнения. И это его возвышение закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн «на звере мраморном верхом», в классической наполеоновской позе («руки сжав крестом») позади бронзового монумента, он становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем, уже во второй части, Е. совершает поистине героический поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные» к ветхому домику «у самого залива» — жилищу своей невесты. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец, в кульминационной точке поэмы, в момент, когда «прояснились в нем страшно мысли», герой, «злобно задрожав», обращается с прямой угрозой к «державцу полумира». И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает — пусть на мгновение — Е. и Петра. И хотя это всего лишь выходка безумца, сама решимость бросить вызов «грозному царю» овеяна в поэме ореолом величия. Конечно, сам по себе минутный бунт Е. не страшен «горделивому истукану». Но он в глазах Пушкина грозный симптом — предвестие новых мятежей, грядущих социальных катаклизмов, тем более что на царя восстает «ничтожный» потомок некогда славного дворянского рода, в чьей душе пробуждается мятежное своеволие и гордая независимость аристократических предков. Ибо социально и политически униженное старинное русское дворянство представлялось Пушкину «страшной стихией мятежей» (ближайшим историческим примером для него было восстание декабристов). Скрытая, внутренняя готовность к протесту связывает Е. с Дубровским и Гриневым, с персонажами ряда неоконченных произведений Пушкина конца 1820-1830-х гг., воплощающих напряженные раздумья поэта о судьбе древней русской аристократии и ее взаимоотношениях с верховной властью.
Лит.: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. Т. VII. С. 542-547; Брюсов В.Я. «Медный всадник» // Брюсов В. Собр. соч. М., 1975. Т. VII; Харлап М.Г. О «Медном всаднике» Пушкина // Вопросы литературы, 1961, № 7; Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. Глава пятая. Л., 1974; Измайлов Н.В. «Медный всадник» А.С.Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения // Пушкин А.С. Медный всадник (серия «
Лит. памятники»). Л., 1978. С. 258-265; Panfilowitsch Igor. Aleksandr Puskins «Mednyi vsadnik». Deutungsgeschichte und Gehalt. Miinchen, 1995.
Все характеристики по алфавиту:
«Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина (1799 — 1837) представляет поэму или стихотворную повесть. В ней поэт соединяется философскую, социальную и историческую проблематику. «Медный всадник» — это, одновременно, и ода великому Петербургу и его создателю Петру I, и попытка определить место простого человека в истории, и размышления об иерархии мирового порядка.
2 вариант
Евгений является главным героем произведения А.С. Пушкина «Медный всадник». Он предстаёт перед нами обычным человеком, серым, ничем не выделяющимся, словно смешавшимся в толпе. К сожалению, нам многое о нём неизвестно, автор рассказал лишь о его работе чиновником в небольшом здании. Он работал там всего два года. Александр Пушкин показывает Евгения довольно трудолюбивым человеком, который был готов сидеть с раннего утра и до поздней ночи, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Также у Евгения есть корни аристократического происхождения, но Евгений обеднел и стал сторониться богатых людей. Перед нами показывается образ человека, немного потерявшегося в себе, но, когда автор впервые упоминает Парашу, читатель заметит, что именно с Парашей у Евгения связаны все мечты и надежды, он видит в Параше смысл жизни. Мы видим, что Евгений мечтает завести семью, начать спокойную жизнь, завести детей. Однако его мечтам не суждено сбыться…
Во время бури Параша вместе с матерью трагически погибают. Старый, обветшалый домик Параши был снесён, осталась лишь ива, растущая рядышком. Евгений очень скорбил по возлюбленной, с её гибелью он потерял все мечты, надежды и смысл жизни, читатель поначалу сопереживает ему. Однако Евгений не собирается справляться с чувствами и жить дальше. Он начинает жить на улице с денежных подач добрых граждан, а нередко злобные люди избивали его, но Евгению было всё равно. Этот образ вызывает у меня отвращение, он показывает, насколько Евгений стал жалким и беспомощным. Я считаю, что Евгений – человек, который слабый духом, он не способен справиться с проблемами, превозмочь себя.
Но вот в Евгении появляются некие изменения в душе. Он жаждал наказания виновника смерти Параши. Пушкин показывает, что даже слабый человек способен бороться за свои права. Он встал напротив памятника Петра Первого. Мы чувствуем элементы трагедии. Несмотря на всё безумие Евгения, он восстает против несправедливости по отношению к нему и высказывает Петру Первому, раз он построил этот город, то ему и нести ответственность за гибель его возлюбленной.
Вскоре Евгений погибает во время бури. Он погиб так же, как и его возлюбленная, и его смерти никто не заметил. Евгений трагически сгинул, но никто не плакал по нему, и никто не заметил его смерти – он был лишь серой мышью для общества.
Я считаю, что это произведение показывает Евгения как народ в целом, конфликт простых людей и государства. Правда, решения этого конфликта мы так и не увидели в повести, что, наверное, символизирует невозможность, слабость простолюдин в сравнении с госдарством.
Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”
С одной стороны, Пётр 1 — великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень — это безусловные заслуги, значение которых огромно. С другой стороны, Пётр — самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа — не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.
Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя — плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.
Несколько интересных сочинений
Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром
Илья Обломов, один из созданных персонажей, которого создал Гончаров. Несмотря на то, что он являлся одним из ярких представителей русской литературы, он вобрал в себе много негативных черт характера
Одним из главных героев является купец средних лет, имеющий богатое состояние. Этот мужчина с весьма тяжелым характером, он серьезен, порой суров. Его семья боится его, он является главой в ней
Талант — дар свыше и, безусловно, дается каждому человеку. А вот раскрыть его в себе, развить и воспользоваться им могут единицы. Я думаю, что увидеть в человеке ростки каких-либо задатков, могут родители и учителя.
Учитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным. Обучить и передать свои знания младшему поколению
В поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ, это типичный петербуржец, маленький человек, который думает только о материальных благах, о продвижении по карьерной лестнице, быте, доме.
Евгения беспокоят только семейные заботы, он не думает ни о будущем, ни о прошлом, ни о Родине. Все это и составляет образ маленького человека, который так не любит Александр Пушкин.
У Евгения нет фамилии, это показывает отношение автора к главному герою. Этот литературный примем Пушкина доказывает, что на роль Евгения может подойти любой человек, живший в Петербурге в то время.
Когда описывается сама важная сцена — наводнение, автор применяет антитезу. Евгений стоит за памятником, каждый смотрит вдаль. Но взгляд Медного всадника устремлен в прошлое России, а Евгений любуется своим домом. Это показывает, что Евгения совершенно не волнует ситуация в стране, он эгоистичен и зациклен на банальных вещах.
После наводнения главный герой сходит с ума, он без смысла ходит по улицам Петербурга. Он начинает вспоминать произошедшее, свое хорошее прошлое. Для Пушкина это является качествами живого, настоящего человека.
На фоне переживаний Евгения выступает природа. Шум природы гармонирует с шумом в душе главного героя. После осознания всей беды, Евгений начинает здраво мыслить, понимаем, кто виновен в случившемся, он ощущает невосполнимую потерю.
Евгений жаждет наказания виновника, поэтому поднимает бунт. Читатель может заметить изменения в Евгении, это эволюция души, которая породило прозрение и недовольство беспорядком.
Пушкин в своем произведении показывает беспомощность маленького человека, который все же осмелился восстать против памятника. Ситуация наполнена трагедией, но все, несмотря на безумие и горе, Пушкин показал, что люди способны бороться за свои права, за справедливость.
Образ Евгения показал всю сущность русского народа, его пробуждение от векового сна, эволюцию, способность на бунт. Русский народ никогда не унижался и не терпел наглость со стороны государей, это и хотел донести Александр Сергеевич Пушкин до читателей.