Характеристика алеко в поэме «цыганы», образ, описание в цитатах

«Цыганы» в русской критике

Читателей, прежде всего, заинтересовали фольклорные мотивы пушкинского творения. Александр Сергеевич много внимания уделил аутентичности цыганской культуры, описанию бессарабской экзотики. Произведение отличается колоритностью, атмосферностью, особым драматизмом. Эти черты не оставили публику равнодушной.

Критики отмечали самобытность пушкинского произведения. Публика заметила, что на Пушкина повлиял Байрон, но это влияние осталось исключительно в рамках «манеры письма». «Московский Вестник» отметил, что текст открывает новый этап творчества литератора. В целом, критики выделяли в литературной биографии Александра Сергеевича три этапа:

  • «Итальяно-французский» период;
  • «Байронический» период;
  • «Русско-пушкинский» период.

Третий этап, соответственно, характеризуется склонностью писателя к драматизму, соотнесенностью со своей эпохой, народностью, желанием писать «национальные» произведения. В этот период Пушкин, как никогда до этого, в своих текстах отображал типичные черты своего века. В это время писатель создает множество мрачных творений. Некоторые из произведений так и остались неоконченными.

Детальнее об идее «Цыган»

«Цыганы» – это результат рефлексии автора над собственной жизнью. Пушкин в этот период находился в ссылке, на далеком Юге. Писатель не отошел от литературной работы, поэтому был в курсе последних веяний в творческой сфере.

На Юге, в Бессарабии, литератор открывает для себя цыганскую культуру. Цыгане, свободолюбивый народ, не любили ограничений в любовных отношениях. Эта особенность приближала цыган к первобытному, лишенному цивилизации, обществу.

Пушкинский герой – «жертва» романтизма, мировой скорби, культуры со всей ее фальшью и ложью. Но и жизнь среди цыган не позволяет юноше излечиться от яда цивилизации. На русского писателя явно повлияло наследие Байрона и Шатобриана. Эти деятели проклинали культуру, светскую жизнь, ограничения и правила. Но жить простой, дикой жизнью, руководствоваться лишь своими чувствами и порывами оказывается не так-то легко. Герой Пушкина не выдержал испытания свободой. С одной стороны, культура дает человеку выжить. Однако с другой стороны, это выживание сопряжено с эгоизмом, насилием и желанием ограничить свободу других людей.

5

5
(
1

голос
)

История и образ Алеко в «Цыганах»

Как Рене Шатобриана, как некоторые герои Байрона, как герой «Кавказского Пленника», герой «Цыган» Алеко бросает город и цивилизованных людей из разочарования их жизнью. Он отказался от их полного условностей бытия – и не жалеет об этом. Молодой цыганке Земфире он говорит:

О чем жалеть? Когда б ты знала, Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главу пред идолами клонятИ просят денег да цепей.

Ему ненавистно все в брошенной им жизни. Судьба цыган его пленяет, и Алеко мечтает, что сын его, выросши дикарем, не будет никогда знать:

…нег и пресыщеньяИ пышной суеты наук…

зато он будет:

…беспечен здрав и волен, Не будет ведать ложных нужд; Он будет жребием доволен,Напрасных угрызений чужд.

Алеко «опростился», сделался настоящим цыганом, водит ручного медведя и этим зарабатывает пропитание. Но он не слился с этой первобытной жизнью: как и Рене, он временами тоскует:

Уныло юноша глядел На опустелую равнину И грусти тайную причину Истолковать себе не смел. С ним черноокая Земфира, Теперь он вольный житель мира, И солнце весело над ним Полуденной красою блещет. Что ж сердце юноши трепещет?Какой заботой он томим?

Но стоило Алеко убедиться, что его подруга Земфира ему изменила, в нем проснулся прежний эгоист, выросший в условиях культурной «несвободной» жизни. Он убивает изменницу-жену и её любовника. Цыганский табор бросает его, и, на прощанье, старый цыган, отец убитой Земфиры, говорит ему знаменательные слова:

Оставь нас, гордый человек, Ты не рожден для дикой воли, Ты для себя лишь хочешь воли. Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душой, Ты зол и смел – оставь же нас.Прощай! да будет мир с тобой!

В этих словах Пушкин указал полную несостоятельность «байронических героев» «эгоистов», которые слишком живут собой и для себя. Этих героев Пушкин теперь развенчивает в характеристике поэм Байрона: «Гяур» и «Дон Жуан». В них, по его словам:

…отразился век. И современный человек Изображен довольно верно, С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом,Кипящим в действии пустом.

В этих словах, вся характеристика Алеко и ясное раскрытие новых отношений поэта к байронизму. В поэзии Байрона Пушкин теперь увидел только «безнадежный эгоизм».

Алеко развенчан Пушкиным: с него смело сдернута маска, и он стоит перед нами без всяких прикрас, наказанный и униженный. Байрон никогда не развенчивал своих героев, так как они – его любимые созданья, выношенные в его сердце, вскормленные его кровью, воодушевленные его духом. Если бы он написал поэму «Цыганы», то она, конечно, имела бы другой конец… Жаль, что в своих, наиболее типичных, поэмах он никогда не подвергал своих героев такому испытанию, какому рискнул подвергнуть своего Алеко Пушкин.

У Байрона герой, проклинающий людей, с их суетой, с их цивилизацией, бросается на лоно природы, и если дух его не сливается всецело с жизнью природы, так как нигде не умиротворяется, то все-таки никогда природа эта не становится ему на дороге в виде той неумолимой, суровой силы, которая сломила Алеко.

Итак, Алеко – образ, который при детальном анализе может быть сопоставлен с героями Байрона, так как в нем чувствуется и энергия, и мрачность духа, оскорбленного в борьбе с людьми. В нем есть и мания величия, присущая истым созданиям байроновской фантазии. Но Алеко осужден Пушкиным, он не окружен даже тем бледным ореолом мученичества, которое слабо мерцает вокруг чела «Кавказского Пленника». Алеко уже не Пушкин, и байронические мотивы, звучащие в речах героя «Цыган», не прошли сквозь сердце Пушкина. Он просто взял любопытный тип, перенес его в своеобразную обстановку и поставил в столкновение с новой интригой. Здесь было чисто объективное творчество, характеризующее в литературной жизни Пушкина переход к периоду эпического творчества.

Цыганская жизнь

Таким образом, юноша ищет спасения от душного воздуха цивилизации в дикой культуре цыган. Героя прельщает свобода этого народа. Алеко предается сладостным мечтам о будущем. Юноша желает, чтобы его сын вырос среди цыган, чтобы его ребенок не знал:

Негам и наукам герой предпочитает иное. Алеко хочет, чтобы его будущий сын был:

Пушкин наделяет своего героя чертами бунтаря-Шатобриана. Но Алеко, как и Шатобриан, наследуя жизнь дикаря, сам не сумел стать дикарем. Иногда сердце героя тяготила тоска:

Внутренний мир Алеко

Писатель, таким образом, критикует романтические идеалы, потому что герой не достигает желанной цели.

Путешествие, жизнь среди свободного, дикого народа не приносят Алеко облегчения. Наоборот, Алеко грустит, но не понимает причин своего состояния. Юноша тоскует по привычному стилю жизни, по городскому комфорту, по компании интеллектуалов. Герой не вписался в цыганский мир, цыганская вольница не приняла Алеко как часть себя. Суть мира цыган осталась чуждой для юноши, который оказался не готов к свободе чувств и действий.

Пушкин о героях Байрона

Таким образом, русский писатель критикует известный тип байронического героя. Пушкин считает этот тип полностью несостоятельным, эгоистичным. В этих героях, по мнению автора:

Александр Сергеевич прошел длительный путь творческой эволюции – от увлечения наследием Байрона до критики байронического героя. Теперь писатель называет персонажей английского поэта «безнадежными эгоистами». Пушкин развенчивает образ Алеко, снимает с героя маску, обнажая его пороки. Писатель воздает юноше по заслугам, наказывая и унижая своего персонажа. Байрон любил и превозносил своих героев, но Пушкин осмелился представить ключевого персонажа поэмы в негативном свете, как антагониста.

Алеко легко сопоставляется с типом байронического героя. Пушкин наделяет своего персонажа манией величия, энергией, мрачностью духа. Алеко, впрочем, лишен ореола мученика, характерного для героев английского поэта.

Образ и характеристика Алеко в поэме Цыганы Пушкина сочинение

Алеко – главный герой в поэме Пушкина Цыганы. Как ни странно, но сам Алеко цыганом не является и не становится таковым, хотя и перенимает повадки этого народа.

После того как цыгане приютили Алеко, он начинает зарабатывать по деревням развлечениями с медведем – типично цыганский заработок. Помимо этого он страстно любит Земфиру, девушку которая его привела в табор и с которой он завязал свои отношения. По сути, он получает свой новый дом, но в действительности остается человеком цивилизации.

Этот герой гордый и ревнивый. Он свободолюбив, но не признает ни чьей другой свободы. Собственно, он не признавал этого и когда проживал в городе, мы можем только домыслить, но, вероятно, он скрывается от властей после совершенного преступления, к которому привела его пылкость.

Если бы Алеко полностью стал цыганом, то внял бы словам старого цыгана, который рассказывал о любви женщин своего народа (они свободны выбирать и даже от старого цыгана тоже ушла супруга, полюбив другого) и понял бы Земфиру. Если он ищет свободы для себя, то следовало бы принять и возможность свободы для других, в частности возможность свободы выбора Земфирой своего возлюбленного. Земфира – молодая девушка, которая, хотя и является частью молодой семьи, не станет обманывать себя и собственные чувства, если она полюбила молодого цыгана, то отправляется вслед за своим чувством и начинает новые отношения.

Алеко представляет собой гордого европейца, который относится ко всему довольно высокомерно. Тем не менее, он – достойный человек, ведь крепко любит свою избранницу и не собирается отступать от собственного выбора. Отсутствие взаимности со стороны молодой цыганки приводит Алеко к совершению нелицеприятного поступка, который оборачивается его изгнанием.

В итоге он остается одиноким посреди поля с собственной телегой и вне табора. На самом деле и, когда он был частью табора, то тоже был одиноким, он не смог стать частью другого мира и этот новый мир не принял его. При этом цыгане его уважают за смелость, но называют злым, они уважают его выбор, но не способны терпеть такого человека в таборе.

Сочинение про Алеко

Пушкин писал не только стихи и романы, он писал и поэмы. Одной из очень известных и является поэма «Цыгане». Главный герой этой поэмы — молодой человек, выросший в богатой европейской стране, но так и не нашедший там свободы. Все моральные нормы, законы, традиции и устои кажутся ему преградой к свободе всего мира, кажутся нелепыми и сковывающими душу таких орлов свободы, как он сам.

В один прекрасный день Алеко встречает цыганку Земфиру, в которую влюбляется с первого взгляда. Земфира же отвечает ему взаимностью. Она провожает своего возлюбленного к себе в табор цыган, где они и начинают вместе жить. Живя с любимым, Земфира, как и читатель, узнаёт, что её мужа преследует закон, что он скрывается от властей.

Алеко — очень страстный человек, он не просто любит и ценит Земфиру, она для него заменяет весь мир. Ему вообще никто не нужен, кроме неё одной, так сильно он её любит и ценит. При всём при этом, он считает, что женские сердца любят, шутя, игриво, в отличие от мужских, которые страдают при любви, отдают все свои соки для поддержания страсти и для того, чтобы объект симпатии был счастлив. Тут же читатель узнаёт и о том, что Алеко — очень мстительный человек, который не прощает своих врагов и обидчиков. Он готов убить спящего врага, настолько он злой и жестокий человек. Для многих это является доказательством и его бесчестия, ведь даже в самые ужасные войны находились люди, которые никогда бы не убили своих врагов в спящем положении.

Чтобы обеспечивать себе и своей женщине жизнь, Алеко выступает в таборе с медведем перед публикой. Он полностью отвык от жизни городской, приноровился к табору и полюбил его душой. Земфира говорит, что Алеко хочет свободы лишь для себя, а не для всех людей, что его борьба за свободу во всём мире — это лишь борьба за свободу для себя, эгоистичная борьба.

Вскоре у них рождается ребёнок, но чувства Земфиры начинают остывать, она больше не находит Алеко таким прекрасным мужчиной, каким его считала до свадьбы — теперь она действительно узнала, каков молодой бунтарь на самом деле. Заканчивается поэма тем, что Земфира изменяет Алеко с другим цыганом, зная о том, какой её муж ревнивый. Алеко, узнав про измену, убивает и любовника, и саму Земфиру, за что его исключают из табора, оставив в поле одного, как брошенную птицу. Алеко очень гордый человек, и он никогда бы не попросил прощения у табора, чтобы его оставили. Да и какая ему жизнь теперь без человека, бывши ему всем миром. Но если Алеко действительно так любил Земфиру, убил бы он её?

Поэма «Цыганы»

«Цыганы» — это поэма, написанная Пушкиным, которая стала завершающей в цикле «южных» поэм.

История поэмы Цыганы

Свое произведение по поэме «Цыганы» и ее анализ я начну, пожалуй, с истории написания поэмы «Цыганы» Пушкина. Свою работу автор начал писать в 1821 году. Идеей зарождения данного сочинения стала кишиневская ссылка, во время которой Пушкину пришлось странствовать с цыганами и наблюдать за их жизнью. Их поведение и быт настолько поразил автора, что под впечатлением Пушкин взял перо, из-под которого и явилось данное произведение. Завершил свою работу писатель в 1824 году.

Конфликт поэмы Цыганы

Конфликт поэмы «Цыганы» построен на противоречии страстей самого героя. Здесь мы видим, как переплелись два разных мира: мир городских людей и людей воли и свободы. Особенность конфликта в поэме «Цыганы» заключается в том, что Алеко – главный герой, смог вырваться из власти города, присоединился к цыганам, с которыми хотел прожить свободную жизнь, но по-настоящему так и не сумел стать человеком воли, поэтому и услышал свой приговор: «Оставь нас, гордый человек».

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Каким же был мотив бегства Алеко из города и почему он решил примкнуть к циганам? Все очень просто. Герой поэмы свободолюбивый человек, такой себе, бунтарь, которому надоели рамки, который захотел стать свободным. Алеко разочаровался в благах цивилизации, для него городская жизнь стала превращаться в ад, а тут еще и совершенное героем преступление, о котором автор нам не повествует. Среди цыган же ему хорошо, он быстро вливается в жизнь цыган, принимая первобытный быт.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизованном обществе

Продолжая анализ произведения, остановимся на цивилизованном обществе и несвободе человека в нем, а также на вольности цыган, что изобразил писатель в своем произведении. Так вот, автор критикует жизнь людей среди цивилизации, где есть все блага, где есть все для того, чтобы жить свободно, но, люди здесь, как в клетке. Здесь люди теряют себя, живут по писанным правилам, скованы законами. А вот жизнь вне цивилизации, где не имеется установленных законов, полна свободы действий, вот только, выбрав свободу, нужно быть готовым к бедному существованию, где приходится песнями и плясками зарабатывать себе на жизнь.

Роль лирического отступления о луне

Тема любви затронута в поэме Пушкина «Цыганы», а значит, рядом здесь и романтизм в поэме «Цыганы».
Любовь само по себе сложное чувство, здесь невозможно приказать сердцу любить или нет, невозможно и предугадать исход событий. Так Земфира — героиня поэмы «Цыганы», полюбила другого, не задумываясь пошла на измену, причинив Алеко — герою поэмы «Цыганы» боль, а чтобы передать состояние души героя, автор прибегает природной картине, используя отступление о луне. И здесь она «Зашла в туманы». К тому же луну автор неспроста использовал, видимо, хотел показать, насколько изменчивой может быть женщина и приказать женщине любить одного, невозможно как и заставить луну остановиться на месте.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Мариула – это мать Земфиры, которая бросила мужа с ребенком, ради новой любви. И автор неслучайно нам рассказывает о Мариуле, тем самым показывая, что и дочь ее пошла той же дорогой, вот только их возлюбленные поступают по-разному. И, если свободный старый цыган отпустил жену, ведь он знает, что любви не прикажешь, то Алеко, который жил среди правил, жил в мире, где существуют рамки, не смог простить и отпустить, поэтому он и пошел на такой шаг, как убийство.

Авторская позиция в поэме

Когда читаешь произведение Пушкина «Цыганы», то видим, что автор не выбирает ту или иную сторону, он не становиться на защиту Алеко или цыган, а попросту сочувствует старику и положительно относится к главному герою, правда, его поступок, когда герой решается на убийство, не одобряет, поэтому словами старика, он прогнал Алеко из табора.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Каков художественный смысл последней сцены? Здесь писатель хотел нам показать, каким одиноким в своей жизни остался главный герой произведения. Он, как та телега среди поля, что осталась стоять брошенной в степи. Именно так себя чувствовал и Алеко. Эпилог также играет свою роль. Здесь автор показывает нам, что независимо от того, в таборе ты живешь или среди цивилизации, невозможно избежать своей жизни, уготованной судьбой. Судьба настигнет тебя, где бы ты ни был и куда бы ни спрятался.

2 вариант

В поэме знаменитого классика рассказывается о молодом человеке по имени Алеко, который попал в цыганский табор и частично перенял его нравы.

Пушкин не повествует в подробностях о прошлой жизни юноши. Известно лишь, что ранее Алеко жил в довольно обеспеченной городской семье. Его тяготили ханжеские нравы общества, и он мечтал о вольной жизни. Во время своих скитаний молодой человек встретил красивую девушку из цыганского табора по имени Земфира, и между ними возникли романтические чувства.

Девушка познакомила Алеко с членами своего табора, которые приняли его благосклонно. Цыганский уклад жизни понравился юноше. Алеко был счастлив с Земфирой, и постоянно демонстрировал ей свою любовь. Тем не менее, молодой человек желал всегда играть доминирующую роль в отношениях и не скрывал это от возлюбленной. Отец Земфиры говорил юноше, что тот должен чтить традиции цыганского народа и не пытаться диктовать собственные правила.

По характеру Алеко был лидером, желая полностью обеспечивать семью и принимать все решения. Ему трудно было смириться с правом Земфиры на личную свободу. Девушка начинала сердиться на молодого человека, высказывая ему всё, что думает. В итоге она попросту разлюбила Алеко и ушла вместе с ребёнком к другому цыгану из табора.

Юноша почувствовал себя униженным и принял решение жестоко отомстить Земфире за измену. Будучи в ярости, Алеко убил девушку и её нового возлюбленного. Цыганский табор принял решение изгнать молодого человека за его ужасный поступок. Алеко ранее пользовался уважением из-за своего храброго характера, но после таких действий его возненавидели.

Юноша остался на улице в одиночестве, ему уже некуда было идти. Алеко мог бы вернуться и попросить у цыган прощения, но самовлюблённый характер не позволял ему сделать это. Семейное воспитание всё же сказалось на его представлениях об общественной иерархии, молодой человек так и не научился уважать свободу других.

Поэма Пушкина окончилась поистине печально. Главный герой, так мечтавший о новой вольной жизни, в итоге потерял абсолютно всё. Он утратил связь со своими родными и лишился признания цыган.

Идея поэмы Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» является отражением как личной жизни Пушкина в , так и литературных влияний. Наблюдения над жизнью полувосточного Кишинева, знакомство с бытом бессарабских цыган заставили Пушкина всмотреться в своеобразное местное понимание «любви», которое было совершенно чуждо культурному человеку. Этот интерес Пушкина выразился также в стихах «Черная Шаль», «Режь меня, жги меня».

Оказалось, что среди цыган сохранилась еще та свобода любовных отношений, которая носит черты первобытного общества и в культурной среде давно заменена цепью зависимостей – от писаных законов до условий светского «приличия». Из всех человеческих чувств любовь мужчины и женщины – чувство самое эгоистическое. Пушкин выбрал трудный любовный вопрос для анализа того типа героя, который был свойственен его творчеству периода южной ссылки – человека зараженного ядом «мировой тоски», врага культурной жизни с её ложью. Герои писателей, влиявших тогда на Пушкина (, персонажи Байрона) проклинают культурную жизнь, прославляют жизнь дикарей… Но выдержит ли такой герой первобытную жизнь, со всей простотой её быта, чистотой и свободой чисто растительного и животного бытия? Герой пушкинской поэмы «Цыганы» не выдержал испытания. Одной ненависти к культуре оказалось недостаточным для того, чтобы сделаться дикарем. Выросший в атмосфере эгоизма и насилия, культурный человек всюду несет, вместе с прекрасными словами и мечтами эгоизм и насилие.

Пушкин. Цыганы. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

Особенности цыганской души

Вообще у Пушкина цыганы главные герои
сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по . Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории
. Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев. Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

Трагические персонажи по Пушкину

Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами
. Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

Поэма «Цыганы», краткий анализ

Пушкин, поэма «Цыганы», краткое содержание

Литературное влияние Байрона и Шатобриана на пушкинских «Цыган»

Литературные влияния на пушкинских «Цыган» шли со стороны Байрона и Шатобриана: первый помог поэту нарисовать «тип», помог изобразить «местный колорит», дал саму форму поэмы, перебивающуюся диалогами. Второй дал некоторые детали в обрисовке образов героев, и, быть может, помог разобраться в душе героя.

За пушкинским Алеко, как и за Рене Шатобриана, тоска следует по пятам. Это их характерная черта. В романе Шатобриана мы встречаем любопытный образ патриарха индейского племени Chaktas. Он знает жизнь, с её бедами и печалями, много видел на веку, он выступает судьей эгоизма и сердечной пустоты юноши Рене. Chaktas не произносит таких энергичных укоров, которые услышал Алеко от старого цыгана, но, тем не менее, зависимость пушкинского героя от шатобриановского вполне возможна. Сходство между произведением Пушкина и Шатобриана простирается до тождества замысла: оба писателя сознательно развенчивают своих героев, наказывая их за пустоту души.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: