Сочинение на тему: человек и природа в повести олеся, куприн

Сочинение написать в формате декабрьского сочинения “природа и культура в жизни человека” темы: ” какова роль природы в раскрытии внутреннего мира героини? (по повести куприна “олеся”)

2 вариант

Действие повести происходит в деревне Полесье в глухой глубинке Волынской губернии, а главными действующими лицами выступает молодой барин Иван Тимофеевич, который волей судьбы оказался в провинции вместе со своим слугой Ярмолой, а так же молодая девушка по имени Олеся – внучка местной колдуньи Мануйлихи, живущей неподалеку от деревни.

Однако к числу действующих лиц смело можно добавить и саму природу Полесья – подобно главным героям, она так же выражает своё отношение к происходящим по сюжету событиям, а окружающий героев пейзаж меняется вместе с ними, как бы отражая их чувства и переживания.

В начале произведения, перед нами предстаёт картина бушующей за окном дома молодого барина снежной бури. Ветер приникает внутрь дома, создавая множество странных воющих звуков и сквозняков, чем удивляет самого Ивана Тимофеевича и вгоняет его в тоску – ему кажется, что он до конца жизни так и просидит в этом тихом и одиноком доме, олицетворяющем и его одиночество.

Однако сюжет движется дальше, и барин, вместе со своим слугой, идут на охоту в лес. Тут перед нами предстаёт холодный и заснеженный пейзаж русской глубинки. В ледяном воздухе царит абсолютная тишина, автор описывает нам пейзаж заснеженного холодного леса, в котором нет ни единого звука, и даже не слышится ветер. Именно таким же в начале повести нам предстаёт и Иван Тимофеевич – холодным, бесчувственным и скучающим в одиночестве.

Но уже вскоре, с развитием сюжета и их любовных отношений с Олесей, которую он впервые повстречал на той охоте и с тех пор начал регулярно с ней видится, настаёт весна, которая меняет окружающий пейзаж Полесья. Всё вокруг оживает, тает, как бы раскрывая нам внутренний мир Ивана Тимофеевича, который вырывается из скуки и одиночества, влюбляясь в Олесю. Дальнейшее цветение и тепло отражают и их милые проведенные вместе вечера.

Когда же по сюжету случается трагическое событие, природа так же не остаётся в стороне, перед нами предстаёт пейзаж ужасающей бури и грозы, бушевавшей в Полесье в день, когда и исчезает Олеся вместе со своей бабушкой-колдуньей. В конце, когда герой понимает, что больше никогда не увидит Олесю, в пейзаже всё опять меняется, говоря о скором приближении осени, а вместе с ней – того же холода и одиночества, которое было в начале.

Природа в повествовании

В творчестве Куприна, как и в повести «Олеся» в частности, детальные описания пейзажей и погоды играют большую роль: виды природы не только представляют собой декорации для действия, но и передают эмоциональное состояние героев. Достигается это несколькими приёмами:

  • использованием в тексте эпитетов («тёплая, отдохнувшая земля», «нарядная, прелестная дорожка»);
  • с помощью сравнений («ветер бесился, как озябший дьявол», «узкая дорожка, точно аллея, убранная эльфами»);
  • через прямое описание ощущений и мыслей героя («в рёве ветра слышались стоны», «вместе с ароматом в душу вливалась поэтическая, сладкая грусть»);
  • с помощью олицетворения («лес роптал и гудел с затаенной угрозой», «обнажённая земля выглянула из-под снега»).

Яркие описания полесских окрестностей вполне можно назвать пейзажной лирикой в прозе.

Кроме того, в повести природа выступает чуть ли не самостоятельным персонажем: метелью она не пускает главного героя из дома, горстями «яростно бросает» ему в окна сухой снег, дарит влюблённым погожие тёплые деньки, чтобы они могли насладиться расцветом взаимных чувств, наконец, разрушает их «сказку любви» страшным градом, из-за которого Олесе пришлось покинуть родные края, иначе деревенские жители наверняка бы её убили.

Так, через влияние природы на судьбы героев Куприн показывает её могущество. Человек перед ней на самом деле беспомощен и слаб, он вынужден покоряться, смиряться с ней как с непреодолимой могучей силой. Но если природу чтить, жить по её законам, чутко к ней прислушиваться, можно найти в ней и защитника, и мудрую мать. Она оберегала Олесю от жестоких людей преградой из лесов и болот, с детства учила её тайным знаниям жизни.

Особо примечательна следующая цитата рассказчика: «Я, как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни…». Так городской человек обрёл, хоть и временную, гармонию с природой. Он даже сравнивает себя с животным, но только потому, что теперь ему очень мало нужно для счастья: свет, тепло — и радость жизни в душе растекается сама собой, а всё остальное, искусственное, навязанное обществом, теряет всякий смысл.

А суетная городская жизнь после полесского приволья видится в совершенно ином, безрадостном свете. В итоге девушка-«дикарка» оказалась гораздо человечнее, чем обозлившиеся на неё жестокие люди.

Взаимоотношения человека и природы

Именно поэтому девушка так отличается от деревенских жителей, погрязших в предрассудках, ненависти и жадности. Единение с окружающей средой помогло героине стать терпимой и отзывчивой, ведь жители леса нуждались в защите и понимании, как и сама Олеся. Этот пример говорит о том, что человечество может научиться жить в гармонии с природой.

Книга В. Распутина «Прощание с Матерой» демонстрирует конкретность взаимоотношений природы и человека. Старшие поколения, жившие и работавшие на земле и породнившиеся с ней, могли говорить на одном языке со своей малой родиной. Знали ли они заранее, какая будет погода, какой урожай, какое явление укажет на изменение климата? Яркой представительницей этого поколения была Дарья Васильевна, не желавшая покидать деревню.

Но другое поколение было городским и уже разучилось понимать язык природы: сын Дарьи и ее невестка отдалились от Земли и равнодушно наблюдали за смертью Матеры. К сожалению, с появлением технологий и урбанизации человек все больше теряет контакт с окружающей средой и переходит на сторону преследователей.

Связь с природой говорит о нашем характере, что доказывает Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Так Николай Ростов любит и ценит природу: он с большим увлечением охотится и часто остается наедине с пейзажами. Совсем неудивительно, что свое призвание он нашел в труде на земле. Будучи землевладельцем, он весь день проводит на своих землях, наблюдая за сельскохозяйственными работами и приумножая природные богатства своей родины.

Николай не только отбирает у нее возможность охотиться, но и отдает взамен все силы воли и ума, создавая поля, усыпанные рожью, и ухоженные фермы со скотом. Этот пример показывает гармоничные отношения между природой и человеком.

Расуждение

Природа и человек непрерывно связаны, и это вполне естественно, так как невозможно такое, чтобы целое не было связано со своей частью. Особенно ярко эту связь показывают русские писатели, восхваляя русские поля, леса, реки и озера. Часто описанием природы писатели намекают на внутреннее состояние героев, изображают погоду как конфликт или его решение и сравнивают растения с человеком.

В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» представлено разделение на людей цивилизованных, более близких к друг другу, чем к природе, и людей, живущих с природой в гармонии, мирно сосуществуя вместе. По одну сторону баррикады показаны жители деревни, местный урядник, да и сам главный герой, по другую же – две ведьмы.

Главный герой – Иван Тимофеевич, молодой писатель из богатой семьи, по воле случая застрявший в деревне. Тем не менее, он не наслаждается местными видами и не ищет вдохновения для новых работ – вместо этого молодой человек предпочитает скучать, время от времени занимаясь разными вещами, вроде лечения больных крестьян и учению грамоте своего слуги. Впрочем, после знакомства с Олесей, молодой девушкой, живущей в лесу вместе со своей бабушкой, ведьмой Мануйлихой, герой проникается любовью к природе, во всем видит отражение своей возлюбленной.

Олесю же предстает перед нами как человек, более близкий к природе, чем к людям. Она с детства жила в лесу со своей бабушкой и почти не общалась с другими людьми. Автор подчеркивает ее красоту, намекая, что она красива больше благодаря своей естественности и непринужденности, чем красоте в прямом смысле. Писатель говорит о ее тесной связи с природой, в то время как общество, наоборот, ее отторгает, принимая за издевки все ее попытки измениться, стать похожей на остальных. Ярким примером служит тому ее поход в церковь, на что девушка решилась из-за главного героя. Несмотря на то, что шла она туда с благой целью – приобщиться к вере, отказаться от своей «ведьминской» жизни, стать ближе к Богу – местные люди подумали, что она пришла навести порчу, сочли ее действия кощунственными.

В то же время автор не брезгует и тем самым вышеупомянутым приемом проецирования чувств героев на природу. Особенно четко это видно к концу произведения, когда влюбленные расстаются навсегда. Тем же вечером случается гроза с градом, символизирующая расставание пары и их расстроенные чувства.

Как видно из всего вышеперечисленного, в этой повести человек и природа очень тесно соединены между собой, соединены настолько, что природа здесь продвигает сюжет дальше, к его логичному концу.

7 стр., 3382 слов

Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”

… и его приятелем детства. Все эти люди так или иначе связаны с главным героем повести — Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Кто он такой? Башмачкин, немолодой уже человек, — мелкий чи­новник одного из департаментов. … с них шинели. Прежде тишайший, Акакий Акакиевич теперь держал в страхе всю округу. Наш герой никак не желал успо­коиться. Он искал своего обидчика — «одно значи­тельное лицо», жестоко …

`

Самопознание благодаря природе: роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» — разговор А. Болконского с дубом.

Андрей Болконский. Кадр из фильма С.Бондарчука «Война и мир» Андрей Болконский. Кадр из фильма С. Бондарчука «Война и мир».

Андрей Болконский, один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», умел тонко чувствовать и видеть красоту природы, искать в ней ответы на свои вопросы. Старый мрачный дуб, встреченный им на дороге и впервые принятый героем за мертвого, вселил в него новую веру в то, что жизнь 31-летнего человека не окончена.

Андрей чувствовал себя разбитым после смерти жены и сравнивал себя с этим гигантским одиноким чернением среди зеленых берез: «Да, он прав, этот дуб тысячу раз прав, — думал князь Андрей, — пусть другие молодые люди поддаются этому» опять обман, мы знаем жизнь, наша жизнь кончена!» Но когда он прошел по тем же местам через 2 недели, герой увидел, что дуб, с которым он мысленно разговаривал, жив.

Крепкое, красивое дерево всем своим видом отвергало мысли Болконского о духовной смерти, усталости и скуке, которые никогда больше не будут его волновать весной и радостью. Это открытие заставило Андрея пересмотреть свои взгляды и вселило надежду в его сердце.

Несколько интересных сочинений

Эта сказка о торжестве справедливости в жизни и о непременном наказании зла. Одним из главных положительных героев произведения является князь Гвидон – сын царя Салтана

К драматургии Чехов обращается уже будучи известным и любимым писателем. Публика ждала от него комедий, похожих на его сатирические рассказы. Но вместо этого получила серьезные драмы, в которых поднимались животрепещущие вопросы.

Світ постійно змінюється, в кращу чи гіршу сторону, але разом з ним постійно змінюється і людина. Кожне покоління людей відрізняється від попереднього дуже багатьма ознаками. Зараз найпоширеніша думка, що покоління змінюються кожні 25 років

В жизни есть множество занятий, которые доставляют удовольствие. Отдых на природе, катание на велосипеде, компьютерные игры. Однако не всегда можно заниматься любимыми делами сколько захочешь.

(263 слова) А.И. Куприн изображал мир взаимоотношений людей во взаимосвязи с миром природы. Для лирического героя его произведений пейзаж – участник действий, нечто живое, способное отвечать на чувства. Читатель может насладиться красотой Полесья и представить себя на месте персонажей.

Описание Полесья отражает и события произведения. Весна, когда всё вокруг оживает, ассоциируется с зарождением чувств. Лунными летними ночами любовь становится крепче. Самые напряжённые моменты – точно вечера перед грозой. Наконец, когда гремит гром, происходит трагедия.

В повести “Олеся” пейзаж играет очень важную роль, являясь не просто зарисовкой, а непосредственным участником действия, отражающим духовный облик человека. Например, появление Ивана Тимофеевича на фоне зимней природы описывается с помощью словосочетаний “было… тихо”, “пышные комья снега”, “безветреный день”, “холодный вид”. К тому же, мысль о холодной натуре Ивана Тимофеевича впоследствии подтверждается словами Олеси: “Сердце у вас холодное, ленивое”.

События повести сопровождаются описанием природы: радостная, оживленная весна – зарождение чувств рассказчика к полесской колдунье, лунная летняя ночь – счастье любящих друг друга молодых людей, удары грома – трагическая развязка.

Таким образом, природа не просто украшает повествование писателя, а является орудием обличения человеческих пороков, способом обратить внимание на заложенные с рождения в человеке чувства любви, сострадания и благородства. Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения

То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение. Чаще всего картины природы усиливают впечатление, буря в сердце героя – буря на улице. Или, наоборот, автор использует зарисовки природы для контраста – солнечный день, а на душе героя дождливо и тоскливо. Тут играют и погодные условия, и сам ландшафт

Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение. Чаще всего картины природы усиливают впечатление, буря в сердце героя – буря на улице. Или, наоборот, автор использует зарисовки природы для контраста – солнечный день, а на душе героя дождливо и тоскливо. Тут играют и погодные условия, и сам ландшафт.

А этой повести описанию природы отдано достаточно текста. Тем более, что сама героиня как бы часть природы. Олеся понимает её, чувствует… Она ведь не городская девушка, она не забыла о своих корнях – о родине, которая не в словах, а в самой почве, в растениях, в животных и птицах. Её ведь даже считают ведьмой! Но вот она и ведает всё о травах и приметах. Не боится леса, его обитателей.

С самого начала рассказа речь о погоде, которая определяет планы главного героя. На улице сильный ветер. Герой собирается охотиться на зайцев, ведь охота – единственное его развлечение в деревне. Слуга героя, понимая, что при таком ветре все зайцы забились в норы, а ещё следов будет на снегу не найти, отговаривает его. Тут показано, что простые люди лучше понимают природу.

Герои взаимодействуют с природой. Например, свидание начинается под цветущим боярышником. Идет диалог, воспоминания… Тут Олеся срывает веточку боярышника, украшает ей свои волосы.

Любовь подарила героям месяц счастья. Прекрасная теплая погода, аромат ландышей, ленивые дни, теплые вечера

Понятно, что это герои обращали внимание на красоту природу, могли полениться днём, полюбоваться звездами ночью

В последней главе начинается гроза, которая и отражает ситуацию между героями. Кстати, грозу эту предсказала старуха… но говорила ли она только о природе? И вот снова приближается осень.

В этой повести прекрасная природа больше отражает настроение героев, а не противопоставлена ему.

Охрана природы

Он охраняет лес от браконьеров и буквально покрывает его собой, оставляя людям некий посыл о необходимости беречь окружающий мир.

В произведении И. Бунина «Суходил» раскрывается проблема недостаточной охраны окружающей среды. Автор описывает, как чернозем истощался из-за вырубки леса и неправильного земледелия. Когда-то земля давала прекрасные урожаи и была домом для множества зверей и птиц, но люди по невежеству своему уничтожили прекрасные земли: после вырубки деревьев высохли реки и без воды появилась земля быть мертвым и зияющим пустотой безжизненных оврагов.

Вместо плодородных полей раскинулась сухая и мертвая степь! Это последствия равнодушия к экологическим проблемам.

В книге В. Астафьева «Царь-рыба» почти все персонажи — браконьеры, которые только забирают ресурсы из тайги, но не дают ей ничего, кроме новых амбиций и новых грабежей. Так же поступил и местный рыбак Игнатьич, ему повезло в рыбалке. Однажды он поймал на крючок огромного осетра и не хотел делиться добычей, поэтому не позвал на помощь, когда рыба начала тонуть его и лодку.

Размер жертвы оказался таким, что борьба была неравной: вскоре сам Игнатьич стал добычей, и рыба рвалась, увлекая преследователя на дно. Рыбаку чудом удалось выжить, но после этого случая его мировоззрение изменилось. Этот пример говорит о том, что рано или поздно природа вознаградит своих гонителей и мучителей. Но лучше не доводить его до этого и оберегать от страшных людей.

Экология

Природные богатства России гибнут даже не под топором, а от невежества народа, который берет в качестве топлива отборную древесину, невзирая на экосистему региона и нужды умирающих и голодающих сирот, оставшихся без крова. Люди вырубают леса не спасая, как будто им ничего не жалко — в этом трагедия России, которую губят глупость и жадность.

  • Последствия равнодушия к экологии описала Т. Толстая в антиутопии «Поцелуй». Мир столкнулся с ядерной катастрофой, и все люди, выжившие в ужасных условиях, уже не могли продолжать свой путь: рожденные в новых реалиях были совсем не такими, как их родители. Все попытки воспитать их и привить им культуру оказались тщетными. Лицо человечества резко изменилось, как и мир вокруг, изувеченный радиацией.
  • В книге А. Чехова «Степь» описаны вполне реальные экологические проблемы России конца XIX века: Из-за бесконтрольного использования природных ресурсов страны теряют «богатство и вдохновение». Читатель видит в книге образы сухости, отчаяния, мертвого тумана и тоскует вместе с автором о том, как бестолково растрачивается дарованное свыше изобилие. В отличие от Егорушки, взрослые не замечают красоты степи и топчут ногами то, что дает им жизнь.

“Плаха” роман Чингиза Айтматова

Роман о рукотворном уничтожении природных ресурсов. В заповеднике, где живут волки, браконьеры прилетают на вертолетах, чтобы выполнить график поставок мяса. Охотники убивают не только волков, но и волчат и сайгаков. Ничто не останавливает людей — они жестоко обращаются с животными, им нравится эта власть над животными.

По сюжету одинокий волк, чей ребенок погиб в пожаре, также устроенном охотниками, приходит к людям, чтобы подарить любовь человеческому ребенку. Отец не понимает зверя и стреляет в волка, но попадает в маленького сына. Автор показывает, что жизнь — бумеранг, и природа все равно потребует свою долю. Человек не заботится о животном. И волк намного человечнее человека.

Главная героиня

Олеся не может представить собственную жизнь без природы. Она радуется каждому явлению, заботится об обитателях леса. Девушка красива не только внутренне, но и внешне. Ее внешность изысканна и необычна, сообразительная и сдержанная героиня наделена прелестными чертами.

Протагонистка имеет простое происхождение, но выражается подобно аристократке, используя верные речевые обороты. Великодушная возлюбленная Ивана Тимофеевича готова ради него на все. Внучка колдуньи жертвует своим достоинством и даже жизнью, соглашается работать в церкви ради благополучия дорогого человека.

Образы влюбленных противопоставляются, чему автор с охотой уделяет внимание. Олеся и природа — единое целое, они совершенно неразделимы

Городской барин и жители деревни — черствые, бесчувственные личности, забывшие о моральных устоях. Им не суждено распознать прелесть в том, что их окружает.

Человек и природа неразделимы мы неразрывно связаны с окружающей. Взаимоотношения человека и природы

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.

Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.

Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.

Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» . Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.

Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является проблема экологии. Рассуждения из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, но они не идут ни в какое сравнение с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика.

Как можно не думать о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и морских глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению вымирающих видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденные свободными»?

В чем проблема экологии для современного человечества? Аргументы из литературы, кино и даже компьютерных игр из категории «Одни из нас» уже не перестают его впечатлять. Иногда кажется, что воображаемую кнопку «стоп», отвечающую за прекращение разрушения окружающей среды, можно нажать только в самой крайней, экстремальной ситуации, когда пути назад может и не быть.

Большое количество ведущих ученых по всему миру непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более весомые аргументы. Нельзя закрывать глаза на проблему экологии. Меры по охране окружающей среды становятся все более масштабными. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, но современного человека это не останавливает. И кто знает, к чему это приведет позже…

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

11 класс

Сочинения по русской литературе

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ»

Произведения А. И. Куприна отмечены глубоким проникновением в законы жизни и одновременно восхищением ее энергией и богатством. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижений, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одно из главных чувств в мире купринских героев — это любовь. Проникновенно изображается это чувство в повести «Олеся». Как и в других произведениях А. И. Куприна, оно трагично, любящий человек заведомо обречен на страдания. Именно такая любовь коснулась полесской девушки Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича.

Героям повести суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе.

А. И. Куприн показывает зарождение этого чувства: «О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью». Случай изменяет отношения героев. Несколько дней Иван Тимофеевич болел, не приходил в избушку и, когда он снова появляется, Олеся бесконечно ему рада: «На этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и такая сияющая улыбка любви»

Обратим внимание, как точен писатель в передаче сложных чувств героини: не желая выдавать свои чувства, она все-таки не может их уже скрыть

В этот день Олеся признается в любви, начинает сбываться карточное предсказание. Олеся понимает, что будет несчастна, но идет на это совершенно сознательно: «Я думаю, что можно уйти от судьбы. Теперь мне все равно, все равно… Потому что я люблю тебя». Ее чувство глубоко и сильно, оно самоотверженно и бескорыстно. В нем полностью выражается характер героини: ее духовное богатство, доброта, свежесть воображения.

А. И. Куприн называет Олесю «дитя природы». Мир природы изображен в повести так же красочно и пластично, как и чувства героев. Повесть написана после пребывания А. И. Куприна в Рязанской губернии, в лесной глуши Полесья. Чувства героев так же естественны, как природа, на фоне которой развиваются их отношения. На фоне таинственного леса мы встречаемся с полесской «колдуньей» Олесей. Этот лес создает впечатление необычности всего происходящего. Картины пробуждающейся лесной природы сопровождают зарождение любви Олеси и Ивана Тимофеевича, а расставание героев — картины разбушевавшейся стихии. Пейзажи А. И. Куприна передают неповторимое очарование, величие и прелесть родной земли.

Произведениям А. И. Куприна суждено вечно жить в сердцах, открытых любви, великодушию, земным радостям человеческого бытия. Восхищение красотой мира пронизывает лучшие страницы произведений писателя.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Итоговые выводы о роли природы в жизни человека

Повесть «Олеся» А.И. Куприна эталонно демонстрирует, как взаимоотношения человека и природы влияют на жизнь и судьбу героев. Одним из основных выводов работы является то, что природа является прекрасным орудием воздействия на психику человека. Натуральные звуки, красивые виды лесов и полян, чистый воздух позитивно влияют на состояние души и укрепляют здоровье.

Природа — это не только идиллическое место отдыха для человека, но и своего рода «справедливый судья». Она раскрывает скрытые качества героев, возвышает и наказывает по мере заслуг. Характер главного героя, Олеси, соответствовал ее месту народного судьи, который живет в гармонии с природой и поэтому берет от нее справедливость.

Наконец, автор работы показывает, что природа — это неизбежный элемент общественной жизни. Монархия находится в упадке, раннее крепостное право было отменено, и бедняки получили поддержку и заботу от общества в целом. Однако естественные катаклизмы не теряют своего влияния на жизнь любого человека. Они неизбежно вмешиваются в жизнь героев, заставляют их бороться за экономию сил, управляться с надеждами и разочарованиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: