Можно ли считать Печорина героем своего времени?
Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции?
Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.
Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:
А потому он хорошо знает, о чём говорит.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Ольга Иванова
14/16
-
Vyacheslav Tkachev
16/16
-
Марьям Хасанова
9/16
-
Роман Савченко
16/16
-
Владислав Исаев
16/16
-
Игнатий Загородников
14/16
-
Наталья Садовская
11/16
-
Sacred Air
14/16
-
Людмила Федорова
16/16
-
Курбанов Шамиль
9/16
Время и герой
Несмотря на то, что Лермонтов четко и ясно ставит перед нами временные рамки, вопрос душевных приоритетов остается открытым во все времена. Именно это делает произведение вечным и бессмертным. Так или иначе, автор рассматривает проблему именно во времена расцвета декабризма. Как же время влияет на судьбу и характер человека? Лермонтов рассматривает личность, которую съедает время бездействия, время, когда силы тратятся впустую, а все идеалы призрачны и малозначимы.
Можно ли сказать о том, что такая проблема присуща любому времени? Вероятно, да. Ведь идеалы каждый человек должен определить для себя самостоятельно. Сегодня эта тема особенно актуальна, можно наблюдать некое сходство между временем, описанным Лермонтовым и нашим веком. Сегодня тоже само время способно съесть талантливых людей, если они не умеют бороться.
В произведении поднимается тема сопоставления времени и человеческой нравственности. Героем своего времени автор называет Печорина, но зрителю открывается загадка – прямой ли смысл имеет звание «герой», или косвенный? Насколько героичен человек, который, имея все задатки положительного персонажа, сам для себя выбирает путь «нравственного калеки»? Это вопрос, над которым предстоит глубоко размышлять, возможно, не один раз перечитывая произведение автора, ставшего великим.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Печорин герой своего времени», размышляя над темой произведения, основными характеристиками главного персонажа и вечным вопросом времени и поколения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы февраля для 9 класса:
Любовная лирика Лермонтова
Занятие Плюшкина
Печорин и Ундина
Почему Печорин и Вернер не стали друзьями?
Краткое содержание «Премудрый пескарь»
Сочинение на тему «Что такое подвиг»
Краткое содержание «Холстомер»
Капитан Копейкин
Мое отношение к Печорину
Образ Манилова
Проблематика
Роман “История одного города” стал объектом споров и негативной оценки публикой из-за своей проблематики – искажения отечественной истории. Автор использует сатирический подход, чтобы высмеять и иронизировать над историческими личностями, представленными через образы градоначальников в Глупове.
Салтыков-Щедрин создает город Глупов как символическое отображение всего русского общества того времени, где исторические события и фигуры предстают в искаженном свете. Каждый градоначальник отражает определенную историческую личность, и через них автор иронизирует над недостатками и ошибками истории.
На самом ли деле герой? Печорин как собирательный образ
Главное действующее лицо произведения М.Ю. Лермонтова – молодой дворянин Григорий Александрович Печорин. Какой смысл вложил автор в слово «герой»? Является ли офицер Печорин героем в положительном смысле слова: человеком, совершившим подвиг, проявившим смелость и отвагу, готовым к самопожертвованию? Человеком, на которого хочется равняться, которому хочется подражать?
Ответ дает сам автор. В предисловии к роману он пишет, что это портрет не одного человека. Этот портрет Лермонтов составил из пороков всего поколения. Печорин воплотил в себе характерные черты, свойственные людям его эпохи, его среды.
Какие пороки, как в зеркале, отражены в нашем герое?
Пустившись в большой свет, Печорин быстро понял лживость и лицемерие светского окружения, и оно ему опротивело. Герой одинок, он не находит понимания в обществе, его не любят и даже ненавидят. А все потому, что, по словам Белинского, это «пустые, ничтожные люди». И они не могут простить молодому человеку его превосходства. Печорину больно и горько от этого. Он ожесточается и надевает маску безразличия.
Герой признается: «…во мне душа испорчена светом…, и жизнь моя … пустее день от дня». Боясь насмешек, лучшие качества свои Печорин таил в глубине сердца. Там они и умерли. И молодой человек «сделался нравственным калекой».
К наукам тоже охладел, потому что увидел: успех зависит не от знаний и способностей, а от умения приспосабливаться. Военная жизнь также быстро разочаровала его.
Однако нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что за внешним равнодушием и апатичностью кроется великое страдание и поиски настоящей жизни. Неразрешимые вопросы смысла бытия мучат героя. В своем дневнике он рассуждает о высоком назначении, которое ему, верно, было дано, потому что он чувствовал «в душе … силы необъятные».
Но Печорин не находит настоящего дела, и действия его достойны осуждения. Жизнь без цели, без стремлений, презрительное отношение ко всем, даже к себе, приводят к равнодушию и к скуке. Молодой офицер понимает, что жизнь прожита напрасно. На мой взгляд, такие настроения переживало все поколение молодых людей, ярким представителем которого является наш герой.
Возможно, любовь способна вдохнуть в его очерствевшую душу жизнь? Печорин жаждет чистой и бескорыстной любви. По словам В.Г. Белинского, его душа «не каменистая почва, но засохшая … земля», в ней есть семена, которые готовы прорасти пышными и роскошными цветами любви.
На жизненном пути молодого человека числится не одна победа над женскими сердцами. При этом он быстро охладевает к девушкам и с легкостью расстается с ними. Он не верит в любовь. Но безразличию к судьбам княжны Мери и черкешенки Бэлы противостоит сильная душевная привязанность к Вере, хотя это чувство не становится спасением для Печорина, потому что и Вере он приносит одни страдания. Однако герой способен к эмоциональному переживанию. Когда Печорин понимает, что окончательно потерял Веру, он искренне страдает, о чем говорят его горькие слезы.
М.Ю. Лермонтов нарисовал героя столь выпукло, чтобы читатели, увидев порождение эпохи «безвременья», ужаснулись и поняли, что общество нуждается в оздоровлении. По словам В.Г. Белинского, Лермонтов написал грустную думу «о нашем времени». Остается заметить: каково время, таковы и герои.
Таким образом, Печорина вряд ли можно назвать героем в традиционном понимании этого слова. Скорее, автор иронизирует в названии своего произведения. И эпоха, описанная писателем в данном произведении, могла создавать только таких разочарованных, циничных, страдающих молодых людей, подобных и Печорину, и самому Лермонтову.
Сочинение предоставлено Al-Mira.
Истинные дворяне
Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.
Конфликт произведения
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина заложен глубокий конфликт между народом и властью, между простыми людьми и организованной государственной машиной.
Основной конфликт проявляется в противостоянии народа и его правителей, в котором каждый новый градоначальник продолжает тиранию, перенимая самые низменные черты предыдущих. Этот конфликт символизирует широкую проблему отношений власти и народа в русском обществе того времени.
Салтыков-Щедрин не жалеет ни градоначальников Глупова, ни простых людей, исходя из того, что раболепие, чинопочитание и угодничество народа-хамелеона создают плодотворную почву для тирании правителей. Автор раскрывает схожесть между глуповскими мужиками и представителями интеллигенции, подчеркивая, что все они подчинены общим условиям исторической жизни.
Сочинение на тему Печорин герой своего времени
Свое сочинение на тему Печорин герой своего времени начинаю с того, что данный персонаж весьма неоднозначен. В этом образе автор собрал все те пороки, которые были характерны для молодежи того времени.
Печорин является представителем знати. Это привлекательный, довольно молодой офицер. Он в любой ситуации выглядит просто безупречно
Это получивший отличное образование человек, который привлекает внимание всех окружающих
При этом сам же Печорин не привязан ни к кому. Дружбой он не дорожит. Молодой человек способен даже предать. Настроение у него периодически меняется. Отмечаются явные противоречия в характере. То он активный и смелый, то кроткий тихоня, погружающийся в собственные мысли.
Печорина можно назвать отличным психологом. Он понимает других людей, получает удовольствие от управления их судьбами, чувствуя явное превосходство. Он высмеивает недостатки и даже чувства других людей. Ему безразлично состояние их души.
Герой является эгоистом, который явно равнодушен к другим и склонен проявлять жестокость. Окружающим он ничего хорошего не приносил. От него были лишь беды и несчастья. Печорин разрушал чужие жизни и убивал людей. Правда, в собственном падении он обвиняет не себя самого, а близких ему людей. Мол, в детстве ему не дали ласки и тепла, он слышал лишь оскорбления. Именно поэтому и вырос равнодушным, невероятно злым, с явным чувством зависти. Не удивительно, что судьба у него оказывается столь трагической.
Герой ли своего времени Печорин?
Разбираясь герой ли своего времени Печорин, в сочинении стоит сказать, что назвать его героем по сути нельзя. Он является лишь характерным представителем того времени. Это потерянное поколение, которое не смогло применить собственные знания, таланты и энергию в тех условиях. Правда, при этом оправдывать его бездействие все равно нельзя. Ведь на судьбу человека оказывает влияние далеко не только лишь социум и окружающая обстановка. Многое зависит от него самого.
Вариант 8
Герой нашего времени – это знаковое произведение русской литературы, в котором на примере образа Печорина автор показывает глубину человеческой души и ее противоречивость. Печорин – это молодой и красивый офицер, но его внешние данные не отражают его внутренний мир, который полон противоречий.
Поступки Печорина вызывают множество вопросов и осуждений со стороны окружающих. Он убивает Грушницкого на дуэли, соблазняет Бэлу и играет с чувствами княжны Мери. Также он опасается брака и решил не жениться на Вере, своей настоящей любви. Все эти поступки вызывают у окружающих осуждение и непонимание.
Однако Печорин – это не просто злой и недобрый человек. Он имеет множество противоречивых черт характера. Он независимый и свободный человек, но одновременно чувствует себя одиноким и безразличным к окружающим. Он холоден и циничен, но в то же время способен на сострадание и эмпатию. Его душа полна противоречий, и это делает его образ таким живым и интересным.
Отношение Печорина к любви тоже противоречиво. Он любит Веру, но не может сделать выбор в ее пользу из-за своей независимости и свободолюбия. Он играет с чувствами княжны Мери, но, похоже, не испытывает к ней настоящих чувств. Его отношение к любви отражает его стремление к свободе и независимости, которые он ценит выше всего.
Отношение Печорина к смерти вызывает множество вопросов у окружающих. Он часто обсуждает ее и кажется, что он не боится ее. Однако это не значит, что он желает смерти. Его отношение к смерти связано с его мировоззрением и фатализмом, которые пронизывают всю его жизнь.
Мое отношение к образу Печорина разнообразно. С одной стороны, я не могу одобрять его поступки и безразличие к чужой боли. С другой стороны, мне кажется, что за этой внешней холодностью и цинизмом скрывается глубокая психологическая боль, которую он пытается забыть, затупив чувства и эмоции. Возможно, он является жертвой обстоятельств и недостаточной любви в своей жизни. В любом случае, образ Печорина заставляет задуматься о проблемах любви, смерти, судьбы и психологических травмах, которые могут привести к такой безразличной внешности.
Мне нравится624Не нравится284
Рейтинг сочинений
2309
860
563
451
340
296
282
273
Основная тема
Роман затрагивает глубокую и актуальную тему – несовершенство политического устройства и рабское положение народа. Автор открывает перед читателями картину общества, где народ оказывается полностью угнетенным и беспомощным перед системой, которая его порабощает.
Главная тема произведения – неспособность народа изменить сложившуюся ситуацию. Взгляды русского народа оправдывают рабское положение, и они смиренно принимают его как неизбежное. Салтыков-Щедрин приводит на примере небольшой глубинки, Глупова, яркий пример такого общества, где народ считает, что жесткий правитель необходим для существования порядка.
Тема лишнего человека
В русской классической литературе XIX века поднимается много проблем, связанных с личностью и характером. Авторы рассуждают на тему взаимодействия индивидуума с обществом и властью. Вероятно, они вкладывали в уста героев собственные мысли и переживания. Современные исследователи выделили в прозаическом наследии той эпохи 3 основных типа литературного героя:
- маленький человек;
- лишний человек;
- новый человек (нигилист).
Молодой аристократ Печорин — яркий представитель своего времени. Он красив, умён, благовоспитан, но ему нет места среди окружающих.
Молодой человек чувствует себя ненужным и неудовлетворённым. Общество сделало его изгоем, отказавшись принять и понять нравственные взгляды.
Сочинения «Печорин — герой нашего времени» десятки лет пишутся девятиклассниками.
Роль образа светского общества в романе
Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.
Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.
Сочинение на тему: Печорин – герой своего времени.
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени»
Чтобы понять М.Ю.Лермонтова, написавшего в начале XIX века роман «Герой нашего времени», нужно обратиться к предпосылкам создания этого произведения. В стране царила очень сложная обстановка. Любое свободомыслие пресекалось на корню. Автор до последнего не знал, как общественность примет его новое творение, которое раскрывает без прикрас все существование его современников. Лермонтов обличает все общественные пороки. Типичным героем того времени представлен Печорин. В нем сосредоточились все основные черты, которые, по мнению автора, были характерны для тогдашней молодежи.
Судьба этого молодого человека трагична. Он был сослан из Петербурга на Кавказ из-за дуэли. Не обошлось здесь и без женского участия. На протяжении этого пути с ним происходят разные нелицеприятные истории, в результате которых его разжалуют. Печорин много путешествует, знакомится с новыми людьми. На протяжении этого времени он пережил много личных драм, оказал значительное влияние на жизнь нескольких очень приличных женщин, которые относились к нему крайне благосклонно. Среди них – Мери Лиговская, Вера, Бэла.
Я стал задумываться над характером, образом жизни этого человека и пришел к выводу, что он очень неординарный, умный мужчина. Печорин образован, имеет широкий кругозор. Хочу отметить, что он постоянно стремится действовать. Ему быстро становится скучно, если он надолго останавливается на одном месте, в окружении одних и тех же людей. В этом его беда.
Он не может позволить себе испытать истинное счастье даже с той женщиной, которую любит по-настоящему. Спустя небольшое количество времени он начинает скучать и искать новые приключения, интриги. Причем в этот момент его не интересуют чувства близких людей. Он не считается с ними.
Его поступки глубоко эгоистичны. И это заключается не только в самой сути поступков, но и в том, как он себя оправдывает. Он пытается убедить Мери в том, будто люди сами виноваты в том, что Печорин стал таким. Они едва ли не с детства видели в нем негатив, о котором говорили прямо в лицо. Ему пришлось волею судьбы узнать, что такое ненависть, скрытность, злопамятность, обман. Так он объясняет то, что стал нравственным калекой.
Печорин – очень активный человек, но если бы его активность можно было пустить в нужное русло, то его жизнь сложилась бы иначе и он был бы счастлив.
Примечательны слова Печорина в его дневнике. Суть их заключается в том, что он испытывает большое удовольствие, когда подчиняет своей воле чувства окружающих, их преданность. В этом он видит первый признак торжества власти. Стремление расположить к себе достойных женщин – не что иное, чем признак честолюбия.
Когда в его жизни появилась Вера, Печорина нисколько не смутил факт, что она замужем. Наоборот, это его привлекало еще больше, делало, по его мнению, жизнь интересней. Он стремился добиться своей цели, вопреки всему, невзирая ни на что. Пожалуй, изо всех его любовных историй, именно чувства в Вере можно назвать истинными, настоящими. Когда Печорин получил ее прощальное письмо, то, как безумец, погнался на своем коне за ней. Но он не смог ее догнать, а упал в чистом поле на траву и заплакал. При этом лишь Вера знала этого человека таким, каким он был на самом деле: с его недостатками и достоинствами.
Думаю, что во многом на его судьбу, характер повлияло общество, обстановка в стране. Несмотря на то что он был талантливым человеком, Печорин не смог применить свои способности в сложившихся обстоятельствах. В его лице Лермонтов отобразил трагичное существование многих молодых людей того времени.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени»
Сочинение 3
Автор описывает главного героя, который очень хорошо знаком со всеми чувствами, которые только может испытывать человек. Кроме этого он видит еще и то, что окружающие его люди являются бессердечными людьми. Они видят и замечают только свои проблемы, а вот до проблем других людей им нет никакого дела. Конечно, Печорин был бы рад измениться, но когда он видит других людей и видит их отношение друг к другу, то и сам постепенно становится таким же, как и они.
А поскольку он был очень красивым мужчиной, то девушки легко и просто влюблялись в него. Сначала он ухаживал за ними, а потом когда ему они надоедали, то легко и просто бросал их. И ему совершенно было наплевать, что им от этого было больно.
Среди читателей нашлись и те люди, которым все равно было его жаль. А все, потому что он не умеет даже порадовать самого себя, а чего тогда ждать другим людям от него. В его сердце ни разу не постучала любовь и от этого он несчастный человек. Именно таких людей и видел автор как раз в свое время, и он считает, что Печорин является героем своего времени.
Если внимательно читать произведение, то можно понять, что проблема здесь заключается в том, что Печорин является умным человеком, вот только кроме него его талант было некому оценить.
Многим может показаться, что Печорин на сто процентов является отрицательным героем, но вместе с тем многие считают его наоборот положительным героем. Ведь, несмотря на все это он прекрасно справляется со всеми проблемами, которые сваливаются на него. Кроме этого с первого момента показывает себя с хорошей стороны, а вот Грушницкому для этого требуется намного больше времени.
Печорина очень сильно раздражает Грушницким своим поведением, а для того чтобы вывести его из себя он старается посильнее разозлить его.
В детстве практически все издевались над главным героем, и поэтому сейчас он ни перед чем не остановиться и будет действовать до конца. Кроме этого на чувства других людей ему наплевать. А поскольку никто даже не попытался ему в свое время помочь, то теперь и он никому ни в чем помогать не собирается и будет делать только то, что считает важным и нужным для него.
Образец 2
В этом романе Лермонтов повествует о жизни в 19 веке страны, жизнь которой в это время была нелегкой. Николай первый только восстание декабристов и теперь хотел сделать из страны казарму, думать о свободе было уже нельзя.
Обычный молодой человек — Печорин, именно о нем рассказывал автор в романе. Каков же этот герой? Трагичная судьба. Из-за неприятной истории его ссылают на Кавказ из такого родного Петербурга, по приезду обратно он узнает, что разжалован и едет обратно на Кавказ. Вот и все его путешествия закончились и его потянуло на родину, но по приезду из Персии практически сразу умирает.
Еще в начале романа становится понятно, что Печорин чудак как внешне так и внутренне, так же это подчёркивают и некоторые герои романа. Скорее всего это и привлекает к нему противоположный пол. О таком мечтает каждая — красивый, добрый с хорошем чувством юмора и даже богатый. Чего же заслуживает такой герой? Упрека или сочувствия? Как мне кажется у Печорина полно положительных качеств.
Во-первых главный герой не мало образованный, умный человек. Он хоть и критически относится к людям, но и не менее строг к себе.
Во-вторых Печорин хоть и кажется эгоистом, но безумно любил Веру и боялся ее потери. Все же потеряв ее, утратив последний лучик света, даже тогда герой не сломился и убедил себя, что он сам хозяин своей судьбы.
Так же герой тянется и хочет быть ближе к людям, но находит в них только не понимание в свою сторону, так как Печорин искал в своей жизни, то чего далеко не понимали люди. Печорину хочется испытывать острые ощущения, но в поисках их он только страдает потому, что не где их не может найти и ради собственной прихоти рискует всем.
Печорин – личность которая может вызвать симпатию, отвращение, неприязнь, все это вместе и ещё кучу разных эмоций. Эго поступки собрали в себя одновременно и энергичность и крайнюю жестокость, а действия лишь пустоту. А как он поступал с девушками это было ужасно, например Белла и Мери он влюблял их в себя, играл чувствами, а наигравшись бросал. А Грушинского он убивал так, как будто делал это тысячу раз прежде.
Особенно хорошо Лермонтов подметил психологический образ героя. Вел повествование о его чести, нравственности. По моему мнению до Лермонтова не кто больше так не проработал на столько образ хотя бы одного своего героя в произведение.
Гости Анны Шеррер
Роман начинается с описания популярного петербургского салона, в котором собираются высокопоставленные придворные его величества Александра I. Злободневный разговор о Наполеоне теряет свою остроту и смысл в нотах пафоса. Живая мысль, ворвавшаяся в беседу, тонет в лицемерных охах и ахах.
Под кажущимся блеском князя Курагина кроется корысть. Каждый свой визит чиновник рассчитывает с точки зрения личной выгоды. Старый вельможа появляется только в тех кругах, где есть возможность свести нужное знакомство. Своих детей князь Василий считает обузой.
Фрейлины и вельможи играют роль сознательных граждан и умных собеседников. В светской беседе привыкли надевать маску приличия, требуемую придворным этикетом. По словам автора, петербуржская знать ходит на званые вечера, чтобы плести государственные интриги, реализовывать коварные планы личного обогащения.
Чиновники встречаются в непринужденной обстановке, чтобы выпросить теплое место для неустроенных сынков и подыскать партию с приданым. Лев Толстой с сарказмом относится к маскараду приличий, указывая, что там «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».
Сочинение 2
Автор в своем предисловии говорит о том, что в образе Печорина он собрал все пороки молодого поколения того времени. Это один из самых неоднозначных литературных героев.
Печорин – представитель знатного общества, офицер. Это красивый молодой человек
Он всегда безупречно выглядит, образован и умен; обладает харизмой, притягивает к себе внимание окружающих
Сам Печорин, напротив, ни к кому не испытывает привязанности, не дорожит дружбой и, даже, способен на предательство. По сути, он человек одиночка. Его настроение переменчиво, а характер противоречив. Печорин может быть смелым, энергичным, настойчивым и наоборот – тихим, кротким, задумчивым.
Он прекрасный психолог, хорошо понимает человеческую натуру. Печорину нравится управлять судьбами окружающих, ощущать своё превосходство над ними. Он смеётся над слабостями, чувствами и недостатками людей, его не волнует их душевное состояние.
Печорин — жестокий и равнодушный эгоист. Он приносит всем окружающим его людям одни несчастья. Печорин виноват в смерти Бэллы и гибели Грушницкого. Он разрушил жизни княжны Мэри и любимой им женщины Веры. Из-за Печорина поплатилась семья контрабандистов из Тамани.
Белинский назвал его “страдающим эгоистом”, потому что от своих неоднозначных поступков он и сам страдает. Печорин считает, что в нём два человека. Один – живет, в настоящем понимании этого слова, а другой — как бы наблюдает со стороны и осуждает поступки первого. Печорин прекрасно осознаёт, кто он на самом деле, называя себя «нравственным калекой». Тем не менее, герой обвиняет в своем падении не себя, а близких. Родные в детстве его не любили; не ласкали, а оскорбляли. Скромный, добрый, честный мальчик вырос в злого, равнодушного, завистливого взрослого человека, закрытого от всех.
Печорина не устраивает его жизнь. Герой постоянно находится в поиске ярких ощущений, в смене событий. Ему быстро всё надоедает, хочется чего-то нового.
Судьба Печорина заканчивается трагически. Он умирает молодым, возвращаясь из Персии, куда ездил в поисках приключений.
Печорин — вовсе не «герой» своего времени, а типичный его представитель. Он один из молодых людей потерянного поколения, не нашедший применения свои талантам, энергии, знаниям, уму в условиях общественного строя той эпохи. В то же время, нельзя оправдывать бездействие героя. Многое в жизни человека зависит и от самого себя.
На самом ли деле герой? Печорин как собирательный образ
Главное действующее лицо произведения М.Ю. Лермонтова – молодой дворянин Григорий Александрович Печорин. Какой смысл вложил автор в слово «герой»? Является ли офицер Печорин героем в положительном смысле слова: человеком, совершившим подвиг, проявившим смелость и отвагу, готовым к самопожертвованию? Человеком, на которого хочется равняться, которому хочется подражать?
Ответ дает сам автор. В предисловии к роману он пишет, что это портрет не одного человека. Этот портрет Лермонтов составил из пороков всего поколения. Печорин воплотил в себе характерные черты, свойственные людям его эпохи, его среды.
Какие пороки, как в зеркале, отражены в нашем герое?
Пустившись в большой свет, Печорин быстро понял лживость и лицемерие светского окружения, и оно ему опротивело. Герой одинок, он не находит понимания в обществе, его не любят и даже ненавидят. А все потому, что, по словам Белинского, это «пустые, ничтожные люди». И они не могут простить молодому человеку его превосходства. Печорину больно и горько от этого. Он ожесточается и надевает маску безразличия.
Герой признается: «…во мне душа испорчена светом…, и жизнь моя … пустее день от дня». Боясь насмешек, лучшие качества свои Печорин таил в глубине сердца. Там они и умерли. И молодой человек «сделался нравственным калекой».
К наукам тоже охладел, потому что увидел: успех зависит не от знаний и способностей, а от умения приспосабливаться. Военная жизнь также быстро разочаровала его.
Однако нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что за внешним равнодушием и апатичностью кроется великое страдание и поиски настоящей жизни. Неразрешимые вопросы смысла бытия мучат героя. В своем дневнике он рассуждает о высоком назначении, которое ему, верно, было дано, потому что он чувствовал «в душе … силы необъятные».
Но Печорин не находит настоящего дела, и действия его достойны осуждения. Жизнь без цели, без стремлений, презрительное отношение ко всем, даже к себе, приводят к равнодушию и к скуке. Молодой офицер понимает, что жизнь прожита напрасно. На мой взгляд, такие настроения переживало все поколение молодых людей, ярким представителем которого является наш герой.
Возможно, любовь способна вдохнуть в его очерствевшую душу жизнь? Печорин жаждет чистой и бескорыстной любви. По словам В.Г. Белинского, его душа «не каменистая почва, но засохшая … земля», в ней есть семена, которые готовы прорасти пышными и роскошными цветами любви.
На жизненном пути молодого человека числится не одна победа над женскими сердцами. При этом он быстро охладевает к девушкам и с легкостью расстается с ними. Он не верит в любовь. Но безразличию к судьбам княжны Мери и черкешенки Бэлы противостоит сильная душевная привязанность к Вере, хотя это чувство не становится спасением для Печорина, потому что и Вере он приносит одни страдания. Однако герой способен к эмоциональному переживанию. Когда Печорин понимает, что окончательно потерял Веру, он искренне страдает, о чем говорят его горькие слезы.
М.Ю. Лермонтов нарисовал героя столь выпукло, чтобы читатели, увидев порождение эпохи «безвременья», ужаснулись и поняли, что общество нуждается в оздоровлении. По словам В.Г. Белинского, Лермонтов написал грустную думу «о нашем времени». Остается заметить: каково время, таковы и герои.
Таким образом, Печорина вряд ли можно назвать героем в традиционном понимании этого слова. Скорее, автор иронизирует в названии своего произведения. И эпоха, описанная писателем в данном произведении, могла создавать только таких разочарованных, циничных, страдающих молодых людей, подобных и Печорину, и самому Лермонтову.
Сочинение предоставлено Al-Mira.
Изображение московского общества в романе «Евгений Онегин»
Московское дворянство Пушкин изобразил немного с иной точки зрения. Пушкин подчеркивает консерватизм образа жизни московских дворян и во многом сопоставляет его с Москвой, изображенной Грибоедовым. Но Москва в изображении Пушкина добрее, хоть и такая же прагматичная и бездуховная.
Действие произведения А.С. Пушкина заканчивается в Петербурге. В конце романа автор снова изображает петербургское дворянство и сопоставляет его образом Петербурга, описанным в начале произведения. Однако изменения произошли не столько в самом Петербурге, сколько в отношении к нему Евгения Онегина. Главный герой произведения теперь смотрит на светские развлечения со стороны. Он теперь чувствует не столько усталость от светского общества, сколько чуждость к нему. Любовь к Татьяне помогла Онегину понять пустоту отношений между людьми в светском обществе, фальшивость великолепия и блеска балов
Пушкин, чтобы акцентировать внимание читателя на этом обстоятельстве, описывает петербургское общество уже не с легкой иронией, как в начале произведения, а сатирически
Таким образом, Пушкин в романе «Евгений Онегин» показал все стороны дворянской жизни, пошлость устоев и неумеренность нравов, неважно, городское это дворянство или поместное, петербургское или московское. В романе сквозит мысль, что именно эта среда и порочное окружение сгубило Евгения
Главный герой прозрел слишком поздно, за что и понес наказание, лишившись личного счастья.
Митрофан и мать
Митрофан типичный маменькин сынок.
«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.
Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:
«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»
Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.
«Не хочу учиться, хочу жениться»
Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.