Краткое содержание
Уже в первом действии читателя ждёт знакомство с «палачами» и «жертвами». Сначала был разговор Кулигина с теми, кто близко знал купца Савелия Прокофьевича Дикого. Оказалось, что этот карикатурный самодур постоянно ругался, без ругани жить не мог, а особенно сильно злился Дикой, когда начинался разговор о деньгах.
Потом начинается разговор купца-самодура с племянником: короткий и очень резкий. Дикой нещадно ругался, а Борис покорно слушал брань вечно сердитого дяди. Затем купец уходит, а Борис рассказывает о том, каково жить в доме Диких, где глава семейства постоянно буянит.
После разговора с Кулигиным Борис призадумался: нравы в городе Калинове жестокие – типичные для провинции. Больше всего тревожила молодого человека любовь к замужней женщине.
Впереди читателя ждёт знакомство с иной семьёй – Кабановыми. Суровая купчиха, прозванная Кабанихой, нещадно придирается к сыну, Тихону. Главный упрёк – якобы перестал молодой человек любить родную мать, лишь о жене думает. Когда Кабаниха ушла домой, Тихон с огорчением говорит, что не может угодить матери: раньше были придирки из-за холостой жизни, теперь же из-за жены. Он решает пойти к Дикому и напиться, чтобы хоть как-то разогнать невыносимую тоску.
Сестра Тихона, Варвара, поговорила с Катериной. Оказалось, что до замужества Катерина жила, как вольная птица, видела приятные сны, а после замужества всё изменилось. Всё чаще и чаще приходило желание уйти из опостылевшего дома, а всё потому, что Катерина полюбила Бориса Григорьевича. Несчастная героиня начинает задумываться о самоубийстве – измена мужу для нее ужасный грех. Символично появление полусумасшедшей старой барыни, «олицетворяющей рок» (по словам Вайля и Гениса).
Во втором действии Тихон уезжает, выслушав от жестокой матери много наставлений. Читатель узнаёт, что Катерина лишь жалеет мужа, а полюбить вряд ли сможет. Когда же героиня остаётся одна, то понимает, что сердце обмануть нельзя – всё равно хочется встретиться с Борисом – и нетерпеливо ждёт ночи.
В начале третьего действия к Кабанихе приходит Дикой. Купец нетрезвый, как всегда, раздражённый, и хочет, чтобы суровая купчиха разговорила его. Беседа завязывается, а затем «палачи» уходят в дом Кабановых.
Борис встречается с Катериной. Оказалось, что Тихон вернётся не очень скоро, а значит, можно вволю погулять.
В четвёртом действии разворачивается драма: Тихон Кабанов вернулся раньше, чем ждали. После неожиданного появления старой барыни героиня раскаивается и говорит о том, что всё то время, пока муж был в отъезде, гуляла с Борисом. Кабаниха не упускает возможности придраться к сыну: дескать, не послушался матери, и стряслась беда.
В пятом действии драма перерастает в трагедию. Узнав, что Катерина полюбила Бориса, Кабаниха решила, что любовника надо прогнать, а невестку хорошенько проучить. Тихон поговорил с Диким, и суровый купец одобрил план Кабанихи. Попрощавшись с Катериной, Борис уехал в далёкий сибирский город. Сама же героиня решила, что жить ей незачем, и бросилась с обрыва в речной омут.
Узнав, что жена пропала, Тихон нервничает. Начинаются поиски, и вскоре Кулигин находит утопленницу. Увидев мёртвую Катерину, Тихон в отчаянии заявляет, что виновница трагедии – Кабаниха.
История создания первого произведения Островского
Первое произведение, принесшее литературную известность молодому Островскому, называется «Гроза». Эта пьеса была написана в 1859 году и сразу же вызвала большой интерес у публики. Для Островского «Гроза» стала настоящим прорывом и открывшим новый этап в его творческой карьере.
История создания этой пьесы началась еще в 1857 году, когда Островский прочитал роман Александра Олеся «Тяжёлые думы». Вдохновленный этим произведением, писатель решил создать свою собственную драму, основанную на русских народных обычаях и традициях. Он провел множество исследований, изучая материалы о русской деревне и ремесленниках.
Сам процесс написания пьесы занял у Островского около двух лет. Первый вариант «Грозы» был создан в 1858 году, но после прочтения друзьями и знакомыми он был переработан и улучшен. Островский приложил много усилий, чтобы достичь максимальной правдоподобности и эмоциональной насыщенности своего произведения.
«Гроза» была впервые поставлена на сцене в Малом театре в 1859 году и сразу вызвала огромный успех. Публика и критики были поражены яркостью и патриотическим духом пьесы, а молодой Островский получил признание как один из самых талантливых драматургов своего времени. «Гроза» стала отправной точкой для его дальнейшей работы и помогла ему заявить о себе как выдающемся русском писателе.
В «Грозе» Островский раскрывает проблемы русской деревни, сталкивающейся с социальными и экономическими противоречиями. Пьеса затрагивает такие важные темы, как любовь, предательство, крепостничество и насилие. Она сильно воздействовала на молодого Островского, вдохновив его на дальнейшее исследование социальной справедливости и анализ социальных противоречий в своих будущих произведениях.
История первых публикаций и успеха произведения
Первые публикации произведения, которое принесло молодому Островскому литературную известность, состоялись в журнале «Современник». Этот журнал, основанный Александром Герценом и Николаем Огаревым, был одним из центров интеллектуальной жизни России в середине XIX века.
Произведение, которое принесло первый успех Островскому, называлось «Бедность не порок». Это была драма в пяти действиях, описывающая жизнь простого народа в провинциальной России. Впервые она была опубликована в журнале «Современник» в июне 1854 года.
С первых же публикаций «Бедности не порок» произведение привлекло внимание критиков и читателей. Своей правдивой и живой манерой изложения, автор показал настоящую жизнь простых людей, их трудности и стремление к лучшей судьбе
Реалистическое изображение быта и глубокие характеры персонажей сразу же нашли отклик у публики.
После успеха «Бедности не порок» Островский продолжил писать драмы, которые стали его неподражаемым стилем. Эти произведения высоко оценились как литературной критикой, так и широкой публикой
Они и по сей день являются важной частью русской литературной культуры и продолжают влиять на современных писателей и театральные постановки
Вариант 3
Город Калинов, в котором происходят события пьесы «Гроза», оживает перед нами благодаря разнообразию его персонажей и их характерам. Все они имеют свои сильные и слабые стороны, свои привычки и пороки. Город пропитан жестокостью и двуличностью, а также застарелыми представлениями о морали и нравственности.
Главная героиня пьесы, Катерина, страдает от душевных мук и внутреннего конфликта. Она чувствует глубокую вину за свою запретную любовь и пытается противостоять ей, но безуспешно. Ее судьба и городская обстановка приводят ее на край отчаяния, и она решает покончить жизнь самоубийством.
Город Калинов также изображается как место, где люди преследуют свои интересы независимо от моральных принципов. Всякий раз, когда Катерина пытается осуществить что-то по-своему, она сталкивается с преградами и осуждением окружающих. Она встречает на своем пути людей, которые считают себя высшими и не преминут унизить ее. Постоянные упреки и попытки контроля над ее жизнью раздражают Катерину и делают ее чувствовать себя одинокой и беспомощной.
Город Калинов также олицетворяет заточенность и ограниченность общества. Люди живут по установленным правилам и не способны выйти за рамки этих рамок. Они подчиняются авторитетам, даже если это приводит к несчастью и страданию. По мере развития сюжета становится очевидно, что город Калинов представляет собой мир, где люди не могут быть счастливыми и осуществить свои мечты.
Тем не менее, город Калинов также показывает нам ряд ярких и сильных персонажей, которые стоят на защите Катерины и демонстрируют свою независимость и смелость. Такие персонажи, как Варвара и Борис, сопереживают Катерине и готовы пойти на риск ради своей свободы и любви.
Быт города Калинов, как и нравы его жителей, тесно связаны с их недостатками и противоречиями. Идеалы красоты, достатка и свободы заменены жестокостью, моральными предрассудками и двойными стандартами. Горожане живут в закрытом мире, в котором свобода действия и самовыражение ограничены общественными ожиданиями.
Быт и нравы города Калинов в пьесе «Гроза» ярко и живо передают сложность и противоречивость человеческого характера. Они показывают, как жизнь в условиях окружающей среды и социальной системы может оказать сильное влияние на судьбу и душевное состояние человека
Вместе с тем, пьеса подчеркивает важность того, чтобы сохранять свою независимость и искать счастье несмотря на все преграды и трудности
Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.
Образ города Калинова
Город Калинов возникает в пьесе «Гроза» Островского как царство «неволи», в котором живая жизнь регламентирована строгой системой обрядов и запретов. Это мир жестоких нравов: зависти и корысти, «разврату темного да пьянства», тихих жалоб и невидимых слез. Течение жизни здесь сохранилось таким же, как сто и двести лет назад: с истомой жаркого летнего дня, чинными повечериями, праздничными разгулами, ночными свиданиями влюбленных пар. Полнота, самобытность и самодостаточность бытия калиновцев не нуждается ни в каких выходах за свои пределы, — туда, где все «неправильно» и «по-ихнему все напротив»: и закон «неправедный», и судьи «тоже все неправедные», и «люди с песьими головами». Толки о давнем «литовском разорении» и о том, что Литва «на нас с неба упала», раскрывают «историософию мирян»; простодушные рассуждения о картине Страшного суда — «богословие простецов», примитивную эсхатологию. «Закрытость», удаленность от «большого времени» (термин М.М. Бахтина) — характерная черта города Калинова.
Всеобщая греховность («Нельзя, матушка, без греха: в миру живем») — сущностная, онтологическая характеристика калиновского мира. Единственный способ борьбы с грехом и обуздания своеволия видится калиновцам в «законе быта и обычая» (П.А. Марков). «Закон» обузил, опростил, подмял под себя живую жизнь в ее вольных порывах, стремлениях и желаниях. «Хищная мудрость здешнего мира» (выражение Г. Флоровского) сквозит в духовной жестокости Кабанихи, дремучей упертости калиновцев, разбойничьей ухватке Кудряша, изворотливой сметливости Варвары, дряблой уступчивости Тихона. Печатью социального изгойства отмечен облик «нестяжателя» и бессеребренника Кулигина. Нераскаянный грех бродит по городу Калинову в обличье сумасшедшей старухи. Безблагодатный мир томится под гнетущей тяжестью «Закона», и лишь отдаленные раскаты грозы напоминают о «последнем конце». Всеобъемлющий образ грозы возникает в действии, как прорывы высшей реальности в здешнюю, потустороннюю действительность. Под натиском неведомой и грозной «воли» время жизни калиновцев «в умаление приходить стало»: близятся «последние времена» патриархального мира. На их фоне время действия пьесы прочитывается как «осевое время» ломки целостного уклада русской жизни.
Второй период творчества Островского
Второй период творчества Островского (1852 — 1855) прошел под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде еще сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Лучшая пьеса этого периода — «Бедность не порок» (1854), в которой автор создает свою модель русского патриархального мира, вступающего в противостояние с миром современной цивилизации. Действие пьесы происходит в доме богатого купца Гордея Торцова; время действия — святки, один из самых светлых русских праздников. Люба, дочь Гордея, любит бедного приказчика отца Митю, понимая, однако, что она ему «неровнюшка». Митя жизнь готов отдать за любимую, но на благополучный исход не рассчитывает: Торцов собирается отдать дочь замуж за богатого фабриканта Коршунова. Коршунов вторгается в светлый мир народной нравственности с явным желанием разрушить его, он олицетворяет все «соблазны» буржуазной цивилизации. Развязка могла быть только драматической, но Островский вводит в сюжет случай, определяющий благополучный исход событий: появляется Любим Торцов, его проникновенные речи оказали воздействие на решение брата, и под влиянием пережитого в финале пьесы потрясенный Гордей решает отдать Любу за Митю.
Комедийное и драматическое тесно сплетено в пьесе. Патриархальный мир Торцовых — это не только художественная утопия, но и своеобразный набросок будущего «темного царства»; отношения в нем конфликтны, они строятся на власти денег, подавлении «младших» «старшими». Но Островскому очень хочется верить в то, что здоровые, чистые, светлые народные начала победят и справедливость восторжествует.
Апологеты «темного царства»
Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…
Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.
Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.
Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».
Удивительное совпадение
В 1859 г., то есть в год написания пьесы, в Костроме произошла трагедия — в Волге обнаружили тело молодой утопленницы. Этот факт постепенно породил убеждение, что сюжет «Грозы» полностью взят из реальной жизни, а Калинов есть не что иное, как переименованная Кострома. Погибшей девушкой оказалась Александра Клыкова. Впоследствии на костромских театральных постановках актёры намеренно изображали Кабановых максимально похожими на Клыковых. Не поверить в эту теорию было сложно, так как в процессе следствия совпадений нашлось предостаточно:
- гибель Александры расценивали как самоубийство;
- и Катерине, и Александре не было ещё и 20 лет;
- обе не имели детей;
- обеих угнетала тяжёлая атмосфера в семье;
- властная свекровь держала семью в ежовых рукавицах;
- слабохарактерный муж не мог защитить жену от нападок своей матери;
- Александра, не видя любви от мужа, завела отношения с почтовым служащим, а Катерина из-за чувств к Борису считала себя изменщицей.
У многих и сомнения не возникало, что Клыкова является ключевой фигурой в истории создания пьесы «Гроза», но, как выяснилось, это было не так.
Сочинение по литературе на тему: Город Калинов и его обитатели
Другие сочинения:
- Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и Read More ……
- Комедия “Ревизор” является злободневной уже более 150 лет. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому когда мы читаем “Ревизора” сегодня, то узнаем современный провинциальный город Read More ……
- “…она представляет собою ужасное зрелище страны, где… есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей”. В. Г. Белинский. Драматургия Н. В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в Read More ……
- Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ……
- Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылевы – Наташа – Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной Read More ……
- Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. В образе Зевса в “Илиаде” отразилось отношение греков к своим царям. Царь в античном обществе считался лучшим из людей и стоял намного выше остального населения. Зевс – это тот же царь богов, только в Read More ……
- Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Read More ……
- На страницах повести “Капитанская дочка” А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать разнообразие и многогранность характеров и судеб обитателей Белогорской крепости – тесного и замкнутого мирка. Мы Read More ……
Город Калинов и его обитатели
«Гроза» — драма АН. Островского. Написана в июле-октябре 1859 г. Первая публикация: журнал «Библиотека для чтения» (1860, т. 158, январь). Первое знакомство русской публики с пьесой вызвало целую «критическую бурю». По поводу «Грозы» сочли необходимым высказаться видные представители всех направлений русской мысли. Было очевидно, что содержание этой народной драмы открывает «глубочайшие тайники неевропеизированной русской жизни» (А.И. Герцен). Спор о ней вылился в полемику об основных началах национального бытия. Добролюбовская концепция «темного царства» акцентировала социальное содержание драмы. А А. Григорьев рассматривал пьесу как «органическое» выражение поэзии народной жизни. Позднее, в XX веке возникла точка зрения на «темное царство» как душевную стихию русского человека (А.А. Блок), предлагалась символическая трактовка драмы (Ф.А. Степун).
История создания пьесы Гроза. Дополнительная информация
Однако Александр Николаевич не просто так задел тему провинциальной жизни Поволжья, написанию пьесы поспособствовала этнографическая экспедиция, организованная правительством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Островский был одним из участников данной миссии. Не секрет, что Калинов – город вымышленный, собирательный образ городов Поволжья, однако от этого он не теряет своей убедительности.
Интересен факт, что сон Катерины – это прототип реально записанного сна актрисы Любови Павловной Косицкой, которая, кстати, впоследствии сыграла роль самой Катерины.
Калинов как царство несчастных людей
Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.
Зажиточные же горожане — купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».