7 секретов «грозы»

Характеристика кабанихи

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в речи использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!», «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.

Социальное положение — купчиха.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — отсутствует.

Внешность — немолодая женщина.

Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя

Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках

Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Образ героини в произведении

Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.

В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.

Характеристика Кабанихи из пьесы Гроза

кабаниха пьеса героиня

Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы — антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных представлений и ценностей, так и в масштабе и силе характеров. Обе они — максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями, не допускают возможностей никакого компромисса. Религиозность обеих также имеет одну сходную черту: обе они не верят в прощение и не вспоминают о милосердии. Однако этим черты сходства исчерпываются, создавая почву для сравнения и подчеркивая сущностно значимый антагонизм героинь. Они представляют собой как бы два полюса патриархального мира. Катерина — его поэзию, одухотворенность, порыв, мечтательность, дух патриархального уклада в его идеальном значении. Кабаниха вся прикована к земле и земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботясь о внутренней сути человеческих отношений (см. ее грубый ответ на слова Катерины о том, что свекровь для нее все равно что родная мать; все поучения сыну).

Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности — все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины — к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен. и это. вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Вариант 1

Кабаниха, героиня пьесы «Гроза» А.Н. Островского, является сложной, противоречивой личностью. Ее характер олицетворяет множество эмоций и внутренних конфликтов. Одно из главных черт ее характера — это любовь к красоте. Она восхищается собственной внешностью и стремится всегда выглядеть прекрасно. Однако, за этой красотой скрывается глубокое одиночество и страх быть не любимой. Она чувствует себя забытой, никому не нужной и ищет подтверждения своей ценности. Она не знает, как скрывать свои эмоции и честна в своих чувствах.

Кабаниха воспитывалась в богатой семье, в которой она была самой маленькой принцессой. Ее мама все делала за нее, она не знала ни бедности, ни трудностей. В результате этого, она выросла ранимой, эгоцентричной и неспособной справляться с трудностями. Она привыкла к комфорту и не может привыкнуть к обыденной жизни.

Несмотря на все свои недостатки, Кабаниха — добрая и отзывчивая душа. Она всегда готова помочь и поддержать других, особенно детей. Она обожает детей и искренне радуется общению с ними. Она видит в детях невинность и искренность, и это дарит ей радость и счастье.

В отношениях с мужем Кабаниха испытывает множество противоречивых чувств. С одной стороны, она не может скрыть свою ненависть и отвращение к мужу, который ее угнетает и заставляет подчиняться. С другой стороны, она испытывает любовь к нему, но эта любовь постепенно перерастает в ненависть. Ей трудно принять тот факт, что она вынуждена жить с ним и заботиться о нем.

Главной чертой характера Кабанихи является ее внутренняя борьба с моральными устоями и религиозностью. Она осознает грех своей страсти к другому мужчине и страдает от собственного противоречия. Она знает, что таит в себе непростительную греховность, и это причиняет ей боль. Она мечтает о свободе и счастье, но понимает, что они несовместимы с ее действиями.

В конце пьесы Кабаниха принимает решение совершить самоубийство. Она видит в этом единственный способ освободиться от своих страданий и греха. Ее смерть становится последним актом протеста и попыткой найти свободу.

Кабаниха — сложный и многогранный персонаж. Ее характер отражает внутренние трагедии и противоречия. Она добрая и отзывчивая, но одновременно эгоистичная и своенравная. Она любит красоту, но теряет себя в ней. Она честна и открыта, но ее честность приводит к гибели. Кабаниха — это символ борьбы с собой и внутренней трагедии, история о том, как слабый человек ищет свое место в мире и пытается найти смысл своей жизни.

Мне нравится7.8 k.Не нравится4.5 k.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы — сцена проводов сына Тихона
. Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему — выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине — невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине
, считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом
. Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях — они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов
. По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова — неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой — свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является одним из основных отрицательных, образующих сюжет. Отсюда и глубина изображения его драматургом Островским. Сама пьеса показывает, как в недрах отжившего, но еще сильного патриархального общества поборники «темного царства» в самом зародыше душат едва проявившиеся ростки нового. При этом автор произведения изображает два типажа, поддерживающих основы старозаветного, основанного на догмах общества. Это вдовствующая зажиточная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, а также богатый купец Савел Прокофьич Дикой. Неудивительно, что они называют друг друга кумами.

Отношение окружающих к героине

Несмотря на все попытки убедить всех вокруг, что она милая и хорошая женщина, у Кабанихи этого не получилось. Вся правда о ее любви к тирании и тяжелом характере все равно просочилась в массы. Периодически окружающие обсуждают эту тему.

Главный разоблачительный массив информации о Марфе Игнатьевне приходится на разговор Кулигина и Кудряша. Последний отмечает, что внешность обманчива и обличает двойственность поведения женщины. По его мнению, Кабаниха проживает 2 жизни:

  • реальную, где она деспот и тиран;
  • «напоказ окружающим».

Кудряшов считает, что у Марфы все проходит «под видом благочестия». Подобную тему развивает в рассказах Кулигин. Он утверждает, что Кабаниха «нищих обделяет, а родных совсем одолела».

Благодаря использованию литературной мистификации Александр Островский показывает читателю необычный образ, который состоит только из негативных характеристик. Марфа Игнатьевна старается своими поступками сохранить прежний устой, однако он стремительно разрушается. У женщины не получается таким способом достичь положительных изменений. Однако самое печальное то, что женщина разрушает жизни своих детей.

Цитатная характеристика

Описание Кабанихи с цитатами раскроет его образ, продемонстрирует не только внешность, но и черты характера, манеры поведения и отношение к жизни.

Портрет

Полное имя Кабанихи — Марфа Игнатьевна Кабанова. Это жена богатого купца, вдова.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), жена богатого купца, вдова».

Кабанова — близкий друг и крестный отец купца Дикого.

— Ты что, кума, так поздно бегаешь?»

Черты характера и поступки

Кабанова – лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.

— Придурок-с! Бедняков одевает, а весь дом съедает».

В доме Кабанихи так устроено, что невозможно жить спокойно без обмана и лицемерия.

«…ты помнишь, где ты живешь! Наш дом основан на этом. И я не был лжецом, но я научился, когда это стало необходимо».

Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Она имеет особую власть над своим старшим сыном Тихоном.

«Да как же мне, матушка, ослушаться тебя! »

«Я, кажется, матушка, ни на шаг не вне твоей воли».

Кабанова (строго). Там нечему ломаться! Ты должен делать то, что говорит твоя мама. (С улыбкой.) Выздоравливает, как и было приказано».

«Его сердце болит, потому что он ходит по собственной воле. Теперь она отдает ему приказы, один грознее другого, а потом заставит его поклясться образом, что он все сделает точно так, как приказано».

Кабанова по-своему, желая детям добра, держит под контролем всех домочадцев, делая из них глубоко несчастных людей.

Кабанова упрекает сына в том, что он много времени проводит с молодой женой. Он боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.

«Я давно видел, что твоя жена дороже твоей матери. С тех пор, как я вышла замуж, я не вижу такой же любви от тебя».

Кабанова не нужно обижать человека. Она не видит в этом ничего плохого.

Кабан демонстративно религиозен, но его набожность никоим образом не влияет на его тяжелый и деспотический характер.

«Ну, я пойду помолюсь Богу, не мешай мне».

Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как поступали ее предки на протяжении веков.

«Знаю, знаю, слова мои тебе не по душе, но что поделаешь, я тебе не чужой, сердце мое за тебя болит. Я давно видел, что ты хочешь завещание. Что ж, подожди, живи и будь свободен, когда меня не станет. Тогда делай что хочешь, старших над тобой не будет».

Кабанова не сомневается, что жена должна бояться своего мужа. Иначе в доме не будет порядка.

Увидев Катерину, обнимавшую Тихона перед расставанием, Кабаниха приходит в ярость. Она считает, что верная жена должна проявлять не любовь и нежность, а полное послушание главе семейства.

«Что ты на шее висишь, бессовестный! Не прощайся с любимым! Он твой муж, глава! В порядке вы не знаете? Поклонись в ноги!»

Кабанова видит силу и поддержку общества в старших, которые могут научить молодых давно установленным правилам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.

«Молодость — вот что это значит! На них даже смотреть интересно! Если бы не она, она бы рассмеялась в голос: ничего не знают, порядка нет. Они не знают, как прощаться. Хорошо, если у кого в доме есть старейшины, они охраняют дом, пока живы. И ведь тоже глупые, хотят делать свое дело; но когда они выходят на волю, то путаются в послушании и смехе добрых людей… Вот так и избавляешься от старого. Я не хочу идти в другой дом. А если подняться, то плюнешь, но выберешься быстрее. Что будет, как умрут старики, как останется свет, я не знаю. Ну, по крайней мере, хорошо, что он ничего не видит».

«Не считай себя старше! Они знают больше, чем вы. На старых есть признаки всего. Старик не скажет ни слова ветру».

Кабанова — безжалостная женщина. У нее нет чувств к Катерине, покончившей с собой. Все его мысли заняты тем, чтобы не ударить в грязь лицом перед людьми.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

Речевая характеристика Кабанихи

Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.

(Иллюстрация Герасимова С,В, детгиз 1950

Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене — слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права — ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.

Образ Кабанихи

Марфа Кабанова — отрицательный персонаж в пьесе А.Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстаёт лицемеркой, ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно привечая странников и паломников, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.

Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.

Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть

Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.

Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.

Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.

Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.

Вместо заключения

Отрицательный характерный персонаж — купчиха Кабанова — раскрывается постепенно по ходу действия. Противостоит ли ему образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» в полной мере? Скорей всего, нет. Девушке нечего противопоставить удушающей атмосфере вокруг нее, она молит лишь о понимании. Она совершает ошибку. Мнимое освобождение от домашнего «темного царства» Кабановых — роман с Борисом — оказывается миражом. Катерина раскаивается. Казалось бы, мораль Кабанихи победила… Купчихе ничего не стоит превратить девушку в своего союзника. Для этого стоит лишь проявить милосердие. Однако, как говорится, привычка — вторая натура. Кабаниха, «оскорбившись», третирует уже безответную, униженную Катерину с удвоенной силой.

Суицид невестки приносит разрушительные последствия для семьи Марфы Игнатьевны. Мы наблюдаем теперь кризис и в послушной (до появления Катерины) семьи купчихи, которая распадается. Кабаниха уже не может эффективно защищать «старину». Из вышесказанного напрашивается вывод, что на рубеже XIX века уклад жизни российского общества неуклонно менялся.

Фактически, общество уже тогда требовало освободительного декрета, отменяющего крепостное право, позволяющего разночинцам поднять роль просвещения и социальных свобод.

Дикой Савел Прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.
Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и
полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «Нет над тобой
старших, вот ты и куражишься», — объясняет Кабаниха поведение Д.
Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не
рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Д. трудно не рассердить. Он и
сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую
минуту.
Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в
выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит»,
«аспид».
Но «нападает» Д. только на людей слабее себя, на тех, кто не
может дать отпор. Зато Д. побаивается своего конторщика Кудряша, который
слывет грубияном, не говоря уж о Кабанихе. Ее Д. уважает, больше того,
она единственная, кто понимает его. Ведь герой иногда и сам не рад
своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. Поэтому
Кабаниха считает Д. слабым человеком. Кабаниху и Д. объединяет и
принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и
беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг.

КАБАНИХА — центральный персонаж драмы А. Н. Островского «Гроза» (1859).
К. принадлежит к тем властным и сильным натурам, которые осознают себя
хранительницами «порядка» , исконных норм и правил жизни: Кукушкина
(«Доходное место») , Уланбекова («Воспитанница») , Мурзавецкая («Волки и
овцы») , Мавра Тарасовна («Правда — хорошо, а счастье лучше») . Сама
себе хозяйка («богатая купчиха, вдо- 181 ва») , Марфа Игнатьевна
Кабанова управляет домом, опираясь на старинный закон быта и обычая.
«Порядок» для нее — средство обуздания вольной жизни, единственная
защита «домашнего космоса» от хаоса «воли» . К. ощущает себя
блюстительницей «закона» и потому проживает свою жизнь спокойно, твердо и
верно, искореняя любой намек на неподчинение домашних. Жестокость К.
проявляется в привычке управлять «грозой» , не ведая любви, обходясь без
милости, не подозревая о возможности прощения. Ветхозаветной суровостью
веет от пожелания К. согрешившей невестке: «Живую в землю закопать,
чтоб она казнилась» . Ничто не способно поколебать уверенность К. в
правильности ее жизненной философии: ни бегство дочери из опостылевшего
дома, ни самоубийство невестки, которую она «сокрушила» , ни внезапные
обвинения дотоле безвольного и бессловесного сына: «Маменька, это вы ее
погубили» . Она судит Катерину беспощадно и говорит без сожаления: «Об
ней и плакать-то грех» . Бесполезны напоминания Кулигина о Боге, судье
милосердном, — К. никак не отзывается на них. Но зато, согласно обычаю,
«низко кланяется народу» за услугу в поисках бедной самоубийцы. К.
«люта» , «крута» в соблюдении «старины» — и все «под видом благочестия» .
Монументальный образ К. — живое воплощение «жестоких нравов» , о
которых Борис говорит: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а
все-таки не привыкну никак» . К. раскрывается в пьесе как честная и
страшная в своей последовательности защитница безблагодатного «закона» ,
не просветленного христианской любовью. Дальнейшим развитием этого
образа в русской драматургии стала Васса Жеяезнова М. Горького. Первая
исполнительница роли К. — Н. В. Рыкалова (1859). Среди других
исполнительниц — Ф. В. Шевченко (1934), В. Н. Пашенная (1962).

Вывод

Марфа Кабанова является одним из ключевых женских образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она символизирует собой невежество, жестокость, тиранию, требующую от окружающих полного подчинения. Суровая и беспощадная, она собственноручно разрушает судьбы своих детей.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать косность и отсталость провинциального общества. Цитатная характеристика Кабанихи позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 10 классе, кратко составить доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: