Детские годы писателя
Жизнь и творчество Булгакова берёт начало с 3 (15) мая 1891 г
. Ребёнок был очень красивым и обладал запоминающейся внешностью. Голубые бездонные глаза и худощавая фигура прекрасно подчёркивали артистичность Михаила. Мальчик с детства был очень заинтересован, если не влюблён в литературу. Одним из первых произведений большого объёма, которое прочитал юный Михаил, была книга «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. На тот момент мальчику было всего восемь лет. А ещё раньше, в семилетнем возрасте, из-под его детской руки вышло первое произведение – рассказ «Похождения Светланы».
Отец будущего писателя был доцентом Киевской духовной академии, а мать преподавала в Карачаевской прогимназии. Михаил Афанасьевич был самым старшим ребёнком в многодетной семье. У писателя было четыре сестры – Варвара, Лена, Вера и Надежда, и два брата – Коля и Ваня.
Семья маленького Миши была из потомственных колокольных дворян, их предки были священниками и служили в орловской губернии.
Произведения
Повести и романы
- «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1921)
- «Белая гвардия» (роман, 1922—1924)
- «Дьяволиада» (повесть, 1923)
- «Записки на манжетах» (повесть, 1923)
- «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
- «Роковые яйца» (повесть, 1924)
- «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
- «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
- «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
- «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)
- «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
Пьесы, либретто, киносценарии
- «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
- «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
- «Бег» (пьеса, 1926—1928)
- «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
- «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
- «Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)
- «Адам и Ева» (пьеса, 1931)
- «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
- «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
- «Ревизор» (киносценарий, 1934)
- «Последние дни (Пушкин)» (пьеса, 1935; в СССР поставлена в 1943, опубликована в 1955 году)
- «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
- «Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
- «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
- «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
- «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
- «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
- «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)
Рассказы
- «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)
- «Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
- «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923)
- «Сорок сороков» (1923)
- «Воспоминание…» (рассказ, посвящённый смерти В. И. Ленина, 1924)
- «Ханский огонь» (1924)
- «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925)
- «Богема» (1925)
- «Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925)
- «Бубновая история» (1926)
- «Я убил» (1926)
- «Морфий» (1926)
- «Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
- «Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
- «Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
- «Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
Значение повести «Собачье сердце» в русской литературе
Булгаков в «Собачьем сердце» продолжил сатирические традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, которых считал своими учителями. Эта повесть-предостережение только к концу 80-х годов прошлого века перестала быть запрещенным произведением, была впервые опубликована в журнале «Звезда» в 1987 г. и имела оглушительный успех. Уже через год по повести режиссером В. Бортко был снят одноименный фильм, получивший множество наград и ставший классикой мирового кинематографа. Цитаты из повести с остросоциальным содержанием в занимательном изложении стремительно разлетелись на крылатые выражения и афоризмы. Уже прошло почти 95 лет после создания «Собачьего сердца», но по-прежнему к нему не ослабевает читательский интерес.
Словарь
1. Батум – дореволюционное название грузинского портового города Батуми.
2. Поденщина – временная неквалифицированная работа с повременной оплатой.
3. Репортаж — жанр журналистики, оперативное сообщение информационного характера.
4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение.
5. Гротескный – сатирический, с элементами фантастики.
6. Инсценировка – переработка литературного текста для постановки на сцене.
7. ОГПУ – Особое государственное политическое управление, являющееся органом государственной безопасности.
8. Отродье – презрительное название людей злого рода.
9. МХАТ – Московский Художественный академический театр.
10. ЖЗЛ – «Жизнь замечательных людей», литературная серия художественных биографий знаменитых людей.
11. Либретто – литературно-драматический текст, представляющий собой сценарий большого музыкального произведения.
12. Голгофа – небольшая гора, на которой был распят Иисус Христос.
13. Мещанство – мелочное стремление к приобретательству, комфорту, материальным благам.
14. Абажур – колпак на лампе, прикрывающий яркий свет от лампочки.
15. Домком – домовой комитет, организация, занимающаяся хозяйственными проблемами дома
16. Прототип — реальная личность, послужившая писателю натурой для создания литературного образа.
17. Гипофиз – мозговой придаток, вырабатывающий гормоны.
18. Репрессии – преследования, карательные меры государственных структур.
19. Нарком – народный комиссар.
Главные герои и их характеристика
Главными героями повести и действующими лицами считается профессор Преображенский (имя отчество – Филипп Филиппович) с псом Шариком, обновленным псом и превращенным в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Также к главным героям относится доктор Борменталь с коммунистом Швондером.
Профессор образованный и свободный от новой идеологии доктор наук и хирург, который в открытую ругает Советы и имеет собственное убеждение против них, считая, что лишь культура сможет помочь государству встать на ноги после разрухи, а не насильственный вид принуждения. Понимая, что эксперимент не удался, и Шариков становится некультурным лицом и хамом, Филипп Филиппович все-таки пытается сделать из него порядочного гражданина.
Пес Шарик бездомная собака, от которого ведется повествование истории. Его подбирает на улице доктор, и он начинает жить у него. Будучи собакой, он отличается благодарностью, лаской, но хитростью, которую он обрел, будучи бездомным. Над ним профессор и проводит свой эксперимент, пересаживая ему человеческие органы. В итоге пес превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, мерзкого коммуниста, хитрого вора и убийцу.
Полиграф Полиграфович колоритный и заурядный коммунист, который многократно переступает через закон и нормы морали ради собственной выгоды. Мечтает стать богатым и знаменитым, но получать необходимые для этого знания и навыки не желает. Все плохое впитывается им как в губку. Тяга к убийству зверей иллюстрируется готовностью убить любого гражданина нового государства, если это будет нужно.
Доктор Борменталь начинающий ассистент Преображенского по должности, являющийся порядочным и культурным лицом. Он предан профессору, поскольку когда-то тот ему помог обрести веру в себя и дал работу. Если вкратце, именно он настоял на обратном превращении Полиграфа в собаку, проявив стойкость духа с твердостью характера.
Швондер герой, который встречается Шарику, когда тот становится человеком. Он становится его сослужителем. Относится к представителям нового советского общества, имея соответствующий характер, одежду и поведение. Является председателем домового комитета.
Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чьи органы использовал Филипп Филиппович для пересадки собаке Шарику.
Основные темы произведения
Общество и индивидуальность
В произведении «Собачье сердце» Булгаков рассматривает проблему взаимоотношений между индивидуальностью и обществом. Он показывает, как общество стремится подчинить индивидуальность своим стандартам и требованиям, а также как это влияет на саму личность. Главный герой – Профессор Преображенский – буквально превращает собаку в человека в попытке «исправить» ее поведение под требованиями общества. Это приводит к многочисленным проблемам, и, наконец, Профессор вынужден признать, что пытаясь изменить индивидуальность, он убивает ее.
Человеческая натура и дуалитет
Еще одной важной темой произведения является человеческая натура. Главный герой – Собака Шарик – сначала описывается как почти животное, но когда он становится Шариковым, он обретает разум, но теряет свою животную часть
Таким образом, произведение рассказывает о дуализме человеческой натуры: о сопряженности и взаимозависимости разума и инстинктов. Булгаков показывает, что борьба между этими двумя сторонами нашей природы может быть разрушительной, как в случае с Шариком.
Мировоззрение и религия
Существует множество отсылок к религии и мировоззрению в произведении. Например, имя Профессора Преображенского напоминает о преображении Господа на горе, а имя Шариков – об Иосифе Шарике, святом покровительствующем животным. Булгаков показывает, что религия может иметь различные интерпретации и что некоторые люди воспринимают ее как оправдание для своих личных целей.
Искусство и творчество
Произведение включает в себя отсылки к искусству и творчеству. В частности, книга Серебрякова, которая важна для сюжета, на самом деле является отсылкой к реальной книге «Жизнь Керацелли» Юрия Олеши, которая была важна для Булгакова. Кнут Азазелло, который появляется в конце романа, также связан с мифологией и творчеством. Эта тема показывает, что искусство и творчество являются жизненно важными элементами нашей культуры и могут быть вдохновением для многих людей.
1921 год. Михаил Булгаков едет в Москву
Приблизительную дату приезда Булгакова в Москву, где он решил обосноваться, нетрудно установить. Сопоставим даты его письма в ноябре 1921 года к матери. В этом послании он сообщает, что приехал в столицу полтора месяца тому назад. Значит, он появился в столице в начале октября 21-го года. Трудными оказались для Михаила Булгакова и его жены, прибывшей из Киева, первые годы жизни в Москве. Много усилий понадобилось, чтобы решить вопросы о жилище и заработке. Это хорошо известно, об этом не раз свидетельствуют:
- письма писателя к родным
- воспоминания о писателе современников, знавших его в то время
- различные другие достоверные источники
Благодаря вмешательству Н. К. Крупской, к которой Михаил Булгаков обратился с письмом, его и Татьяну Николаевну прописали в доме № 10 по Садовой. Дом этот принадлежал до революции миллионеру Пигиту. Супруги обосновались в комнате, которую им уступил филолог Андрей Михайлович Земский, женатый на Надежде, сестре Булгакова.
Вид дома, в котором жил Булгаков, в начале XX века.
Неслыханная слава суждена была этому огромному дому. В нём силой и властью творческого воображения писателя поселились герои романа «Мастер и Маргарита», принесшего автору бессмертие. Прежде всего «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций» Михаил Александрович Берлиоз, «директор театра Варьете» Степа Лиходеев, а затем и сам «дух зла и повелитель теней» Воланд со своей свитой.
Многих гостей принимали в этом доме Воланд и его приближенные на своем достопамятном балу. Но неизмеримо больше людей из многих стран мира побывало с тех пор в «нехорошей квартире». И во дворе дома на Садовой, и на лестнице, ведущей в эту квартиру, поклоняясь памяти некогда жившего там с женой Мастера.
Первая мировая война. Михаил Булгаков работает в госпитале
Летом 1914 года, через год после того, как Михаил Булгаков и Татьяна Лаппа стали мужем и женой, началась мировая война. Молодые супруги находились в Саратове, в доме родителей Татьяны. Там Булгаков, будучи еще студентом-медиком, начал работать в местном госпитале. Затем он с женой вернулся в Киев и продолжил занятия в университете. Университетский курс он окончил весной 1916 года. Булгаков, окончив в 1916г. медицинский факультет Киевского университета, получил, как и его товарищи по выпуску, «звание работника ополчения второго разряда». После этого сразу же поступил на службу, уже в качестве врача, в госпиталь Красного Креста.
Университетский диплом М.А. Булгакова
Гонение Булгакова
Удачная карьера недолго тешила самолюбие гениального писателя. Уже в 1930 году произведения Булгакова перестают публиковаться, постановки подвержены запретам
.
С этого момента у писателя начинается трудное материальное положение. В этом же году Булгаков пишет брату в Париж о своих проблемах. Также он отправляет письмо самому И. Сталину, говоря в нём о том, что вождь должен определить его будущее либо разрешить выехать за границу, либо дать возможность зарабатывать на хлеб в родной стране.
Почти через месяц Булгакову позвонил сам Сталин, и посоветовал обратиться в МХАТ с просьбой предоставления рабочего места.
В МХАТе писатель принимается на работу в качестве режиссёра-ассистента, а через пять лет сыграл роль в спектакле «Пиквикский клуб».
Спектакль «Каббала святош» репетировался на протяжении пяти лет и вышел с громаднейшим успехом в 1936 году
, но после семи представлений, в газете «Правда» выходит статья, в пух и прах критикующая постановку. После этого Булгаков уходит из МХАТА и устроился в Большой театр в качестве либреттиста и переводчика.
В 1939 году Булгаков готовит к постановке пьесу «Батум», посвящённую И. Сталину, но перед самой премьерой приходит телеграмма о том, что Сталин запрещает постановку, потому как считает неуместным пьесу о себе.
Анализ 2
Михаил Афанасьевич Булгаков – известнейший русский писатель 20 века, на его счеты такие произведения как: Мастер и Маргарита, Белая гвардия, Записки юного врача (которые были написаны по его жизненному опыту), Роковые яйца и Собачье сердце. Сегодня мы поговорим о повести «Собачье Сердце».
«Собачье сердце» у Булгакова вышло очень странным многие его современники не могли понять замысел и смысл этого произведения. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Какой же всё-таки смысл у произведения «Собачее Сердце»». Сначала мы начнем с того как создавалась повесть и её «историю».
Эту повесть Булгаков написал очень быстро, по меркам других писателей, всего за три месяца. Т.к. Булгаков проживал в советское время, то все его произведения были под строжайшим контролем властей. И так получилось, что в 1926 при обыске квартиры писателя была обнаружена ныне неопубликованная повесть и её изъяли у писателя. Но она была всё же была доступна для людей, только не совсем легальными способами. Это произведение не держали у себя долгое время, обычно её передавали из рук в руки всего на один вечер. Писатель также много раз пытался опубликовать «Собачье сердце» за границей, но до 1968 года ему это не удавалось. Официально же повесть опубликовали только в 1987 году на страницах журнала «Звезда». Сейчас поговорим о замыслах и идеях этой повести.
Многие современники при прочтении выдвинули идею, что в тексте говорится о советском обществе и строе. В нем тонко отмечается, что коммунизм порабощает людей своими принципами. Так, например, под речами всеми известного Швондера Шариков начал открыто говорить о своих правах и свободах для своей же выгоды. И в конце концов доносит на ученых, которые спасли ему жизнь и «очеловечели» его. Учёным ничего не осталось сделать, как обратно превратить Шарикова в собаку.
Отдельную роль играют герои произведения. Каждый из героев показывает определённую сторону советского человека, например, Преображенский – демократа, а Швондер – коммуниста и так далее. Из-за советской цензуры пострадало множество мелких элементов, которые дополняют и вносят вклад в произведение. В первоначальной варианте было множество политических лиц они бы могли дополнить, а может быть и внести свою лепту в это произведение.
В конце хочу отметить, что «Собачее сердце» это не только сатира, а еще и реальное представление русского народа и общества. «Собачее сердце» я хочу посоветовать всем прочитать, чтобы понять культуру, нрав, быт русского человека и не повторять ошибок, которые делали в этот период времени.
Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества
Социально-философская сатира Булгакова стала новым явлением в литературе. В «Собачьем сердце» за занимательным, фантастическим сюжетом и сатирическими зарисовками прослеживается философское осмысление перемен, происходящих в России после революции.
Многие современники Булгакова критически высказывались о революционных событиях в стране. Горький писал, что у революционеров отношение к людям как у бездарных ученых к собакам и лягушкам, предназначенных для научных опытов, называл большевистское руководство «правительством экспериментаторов и фантазеров», для которых Россия только «материал опыта». Философ Н.Бердяев написал, что «пророки и апостолы «социалистического» приступили к огромному эксперименту». Короленко отмечал, что прежде всего душа человеческая должна переродиться, невозможно «навязывать новые формы жизни» насильственно, изменить человеческую природу по приказу. М. Волошин писал о большевиках, что «они хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем». Так и в повести «Собачье сердце» доктор Борменталь после операции профессора Преображенского запишет в своем дневнике: «Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу».
Основной темой «Собачьего сердца» станет исследование социального революционного «опыта» большевиков. Но опыт этот, как показывает Булгаков, оказывается разрушительным и социально-опасным для общества. Сам Булгаков искренне писал в своем письме к правительству, что он скептически относится к революционным процессам и противопоставляет им «Великую Эволюцию». Булгаков спорит с одним из основных положений новой идеологии, что возможно форсированное улучшение условий жизни и создание человека новой формации, отвергает идею скоропалительной переделки человеческой природы. Лишь эволюционным путем, постепенными преобразованиями можно менять мир к лучшему.Невозможно создать новое идеальное устройство общества, разрушив старое, как невозможно путем хирургического вмешательства сделать из собаки человека. Появившийся в результате эксперимента в «Собачьем сердце» Полиграф Полиграфович Шариков тому неоспоримое подтверждение.
На фоне социальных потрясений необыкновенно остро звучит у Булгакова тема дома. Все герои булгаковских произведений грезят о доме. Булгаков с любовью описывает отличительные черты мирного быта интеллигентной семьи, все, что было нормой, традицией, привычным образом жизни. Дом – это место, где можно отгородиться от внешнего мира, отдохнуть уставшей душой. Булгаков доказывает несомненность права человека на частную жизнь, ее неприкосновенность; в советском же обществе все у всех должны были быть на виду, уединение, обособленность, индивидуальность осуждались. То, что в 20-е годы считалось приметами мещанства и пошлости, для Булгакова осталось священными основами быта. «Никогда не сдергивайте абажур с лампы – абажур священен», — писал он в «Белой гвардии». В послереволюционное время дома гибнут, квартиры становятся жилплощадью, превращаясь в общежития.
Шариков начинает разрушение профессорской квартиры с уничтожения чучела совы, битья стекол, порчи мебели, после устраивает грандиозный потоп и грязные попойки с уличными проходимцами. Для Булгакова дом почти живое существо, у него есть имя. «Пропал Калабуховский дом!», — скажет профессор Преображенский, узнав, что в доме завелся домком.
По воспоминаниям Преображенского можно проследить, как меняется облик Калабуховского дома после 1917 г.: исчезают цветы в парадном, ковры и калошницы вместе с калошами, пальто и шубы жильцов вместе с вешалками, заколотили парадный вход, стали ходить с заднего входа, все становится грязным и испорченным, стало барахлить водоснабжение, пропадать электричество. Зато появился поющий домком, занимающийся дележкой квартир и уплотнением жилплощади. Дом превращается в общежитие, где все как один, и не поймешь, где женщина, где мужчина – все товарищи. Произошла абсурдная подмена равенства людей одинаковостью, все стали не равны, а одинаковы.
Булгаков сожалел о прекрасной, ушедшей в небытие атмосфере дома с его обычаями, традициями, семейным уютом, культурой общения друг с другом. Например, в описании сцены обеда у профессора Преображенского изображен целый ритуал, совершенно непонятный Шарикову, который говорит: «Да что вы все как при царском режиме мучаетесь». Попытки привить Шарикову хорошие манеры оказались провальными.
Вариант 4
В произведении «Собачье сердце» автор с особой тонкостью отражает актуальные вопросы, которые делают вызов новому времени. Автор рассуждает о моральной ценности, которую должна нести науки. О том, какая нравственная ответственность ложится на плечи учёного проводящего научный эксперимент.
Прогрессирующая наука испытывает бессилие перед трансформацией человеческого сознания. Профессору удалось решить лишь поверхностный вопрос изменения, который не привёл к желаемому результату. Идея прогресса не может основываться только на постоянном омолаживании человека. Если нарушить цикличность смены поколений, то затормозится развитие мира.
Фабула повести обладает многоплановостью. На передний план выходят ответственные обязательства, которые должен нести создатель за результат своего эксперимента. Значимой остается тема свободы личности. Автор доказывает, что свободным человеком является тот, который имеет право на свои убеждения.
Писатель вводит в повествование иронические элементы, которые сочетаются со средствами художественной выразительности. Особенностью является прием основанный на сатире, когда каждый герой предстает перед читателем в представлении обывателя: «богатый чудак», «красавец — тяпнутый», «некий фрукт». Неспособность Шарикова вести диалог с жильцами, четко формулировать мысли, способствует возникновению ряда комичных ситуаций.
Своей повестью писатель пытается донести до сознания народа, что любое насильственное действие является преступлением. Все живые существа, обитающие на Земле, имеют полное право на свое существование, что является неписанным законом природы
Важно на протяжении всей жизни уметь сохранять чистоту душевных помыслов. Такое мнение писателя позволяет ему осуждать насильственные вмешательства Преображенского, который своими экспериментами нарушает естественный ход вещей
Гражданская война озлобила народ, превратила его в маргинальную хамскую основу. Автор в образе Шарикова показывает плод насильственного вмешательства. Невоспитанный и безграмотный Шариков стал прообразом всего народа 20-х годов.
Основные мотивы творчества Булгакова
Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.
- В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
- В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
- Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
- Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.
Рассказы 20-х годов
Своим именем он подписал и рассказы, вошедшие в цикл «Записки юного врача». Первоначально этот цикл появился (за исключением «Стального горла», напечатанного в 1925 году в «Красной панораме») на страницах московского журнала «Медицинский работник».
В общей сложности Михаил Афанасьевич Булгаков написал около 40-ка рассказов. Практически все они были написаны в начале его литературной карьеры, в 20-е годы, точнее даже в 1922-26 годах. В данном случае имеются в виду его художественные рассказы, но не газетные заметки и фельетоны, которые он писал, сотрудничая с газетами. Большая часть рассказов объединена в три сборника:
- Сборник «Заметки и миниатюры», 1922 г. (14 рассказов)
- Цикл «Записки юного врача», 1925 г. (7 рассказов)
- Сборник «Трактат о жилище», 1927 г. (4 рассказа)
Рассказ «Я убил»
Видимо, воспоминания о жизни и работе в Никольском он прочно сохранял на протяжении долгого времени. Упорно отделывал, как всегда, свою прозу и обогащая ее новыми темами, новыми размышлениями и образами. Примером этому стал рассказ «Я убил», также опубликованный в «Медицинском работнике» (18 ноября и 12 декабря 1926 г.). События, описанные в этом рассказе, происходят в последний день хозяйничанья петлюровцев в Киеве.
Доктор Яшвин наделён явно чертами сходства с Булгаковым. Он вызван к полковнику Лещенко, который, как сообщает конвоир, допрашивает «коммунистов и жидов», нещадно избиваемых шомполами. Когда к нему врывается женщина, муж которой был расстрелян по его приказанию, и плюет ему в лицо, разъяренный петлюровец приказывает «дать ей двадцать пять шомполов».
И еще один мотив, связанный с этическими концепциями творчества Булгакова, привлекает внимание в этом рассказе, — мотив справедливого возмездия, мотив убийства, трактуемого как казнь преступника
Повесть «Морфий»
В трех декабрьских (9, 17, 23 числа) номерах 1927 года в этом журнале появилась повесть «Морфий». И это была последняя прижизненная публикация прозы Михаила Булгакова на его Родине…
Поначалу название было «Недуг», и это должен быть роман. Л. Яновская в своей книге «Творческий путь Михаила Булгакова» (1983) показала — думается, достаточно убедительно, — что этот роман позднее (предположительно в 1927 году) был переделан в повесть «Морфий». В повести отчетливо проступают автобиографические черты и переживания Булгакова в период, когда он страдал от последствия инфекции. Инфекция поразила его в результате отсасывания через трубку дифтеритных пленок из горла заболевшего ребенка. Это явствует из рассказов жены Таси, с громадным трудом спасшей его от «недуга», иными словами, от морфинизма.
Кадр из фильма «Морфий» режиссёра Алексея Балабанова. В главной роли Леонид Бичевин
Рассказ «Ханский огонь»
Незадолго до того, как началась публикация «Записок юного врача», в начале 1924 года, в «Красном журнале для всех» был напечатан рассказ Булгакова «Ханский огонь». Тема обреченности навеки ушедшего прошлого переплетается в рассказе с темой яростного и бессильного озлобления. Это озлобление побуждает последнего князя Тугай-Бек-Ордынского, бежавшего от революции в Париж, вновь появиться в своем подмосковном дворце, превращенном в усадьбу-музей «Ханская ставка», и, задыхаясь от ненависти, поджечь его.
Мотив «очистительного огня», пришедший к писателю из глубокой древности, торжествует в эпилоге рассказа. Это вынуждает князя, мечтавшего о виселицах на Красной площади и расправах с новыми хозяевами страны, признаться себе:
Такие слова мог бы, разумеется, произнести и белогвардейский генерал Хлудов. Когда он принимал в эпилоге пьесы «Бег» решение явиться из эмиграции в Россию с повинной. В этой пьесе должна была получить развитие и завершение тема поражения белогвардейского движения. Победно эта тема прозвучала уже в «Днях Турбиных», знаменитой пьесе Булгакова. Пьеса была создана им на основе своего романа «Белая гвардия». Писателя она выдвинула в первые ряды мастеров отечественной литературы.
Первая публикация романа с автографом Булгакова