Комедия «недоросль» — проблематика произведения фонвизина

Фонвизин д.и. "недоросль". краткий анализ

История создания комедии

Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.

В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.

Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:

  • философию;
  • юриспруденцию;
  • социальную жизнь страны.

Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.

Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.

Действующие лица

Сюжет комедии разворачивается в середине XVIII века. Героями книги становятся люди из разных слоев населения, имеющие свое видение окружающего мира. На страницах произведения можно увидеть социальное неравенство. Главные персонажи:

  1. Терентий Простаков — глава семейства, необразованный и слабовольный человек, старающийся во всем угодить своей невежественной и властной супруге. Любит своего сына умеренно, иногда не может поверить, что это действительно его отпрыск. Несмотря на богатство и положение в обществе, не умеет читать.
  2. Госпожа Простакова — супруга Простакова и хозяйка дома, любящая мать Митрофана. Считается главным отрицательным персонажем, относится к дворянскому роду, поэтому считает, что ей разрешено делать все. На первый план в жизни женщины выходит любовь к своему сыну Митрофанушке. Именно из-за наличия такого персонажа довольно остро стоит проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».
  3. Митрофан — сын Простаковых, недоросль. Юноша настолько беспечен, ленив и наивен, что не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Он не следит за одеждой, не желает учиться и предпочитает только забавы.
  4. Правдин — государственный деятель, направленный в имение Простаковых для проведения расследования, касающегося обращения госпожи со своими подчиненными.
  5. Стародум — основной положительный персонаж в комедии, дядя Софьи, человек высоких моральных принципов. Он учит племянницу жить по правилам, быть образованной и приличной девушкой.
  6. Софья — племянница Стародума, девушка с добрым сердцем.
  7. Милон — молодой и достойный человек, офицер, который помог предотвратить похищение Софьи, своей возлюбленной.
  8. Скотинин Тарас — человек, фамилия которого говорит сама за себя. Является братом Простаковой, очень любит свиней, желает взять Софью в жены, поскольку девушка имеет наследство.
  9. Кутейкин, Вральман и Цыфиркин — учителя Митрофанушки, которые так и не смогли его чему-либо научить.

Трагедия произведения

Такой эгоизм Ольги заканчивается трагедией. Однажды класс отправляет в поход в лес, дабы повторить путь, который преодолел в годы войны отважный подросток Митя Калягин. Сначала Ольга вообще не хотела участвовать в походе, ведь она презирает массовые мероприятия.

Однако она пошла и, конечно, решила выделиться из коллектива — самостоятельно найти более короткий путь к цели и опередить класс. Поэтому она исчезла, никому ничего не сказав. Евдокия, обнаружив это, отправляется назад, к родителям Ольги, дабы сообщить им о пропаже дочери.

Но у Надежды, матери Ольги, слабое сердце, ей вредны любые переживания. Когда она узнает о том, что Ольга исчезла, и начинает обзванивать всех подряд, от родителей одноклассников до больниц и моргов, у нее помутился рассудок.

В итоге, вернувшаяся домой и весьма довольная собой Ольга обнаруживает мать сошедшей с ума. Таким образом, из-за ее эгоизма неисправимо пострадал самый близкий на свете человек, ее мать.

В этом произведении Алексин показывает, что талантливым может быть не только тот человек, который хорошо рисует или сочиняет стихи. Настоящий талант — это способность думать о других и щадить чувства дорогих тебе людей.

Поэтому «безумная Евдокия», которую эгоистичная Оленька считает посредственностью, на самом деле тоже очень талантлива. Ее проблема лишь в том, что она стремится делать людей лучше, не всегда понимая, что же есть «лучше», ориентируясь исключительно на собственные представления о норме и морали.

Проблема крепостного права

Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.

Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.

Виновником происходящих событий Фонвизин считает не воспитание, а рабство, растлевающее и развращающее помещиков. От нынешних дворян, по его мнению, не осталось ничего человеческого. Для них чужды такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, человечность.

Именно крепостное право превратило помещиков в тиранов и монстров. В финале комедии добро и справедливость восторжествуют. Помещиков лишат права владеть крепостными, а именье будет находиться под опекой государства. Конфликт разрешен.

Проблема воспитания молодых дворян

Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.

Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.

Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.

Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.

Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.

Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.

Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.

Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.

Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.

История написания и источники

Замысел к написанию комедии у Фонвизина сформировался в 1778 году. В то время он пробыл долгое время в Европе и возвращался домой под впечатлением от европейских комедий. Однако быстро написать задуманное не получилось – работа растянулась на три года.

Не обошел вниманием Фонвизин и произведения русских современников (Лукин, Эмин), а также комедии, написанные императрицей Екатериной ІІ. В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение

В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них

В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение. В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них.

Действующие лица

  • Госпожа Простакова
    – отрицательная героиня комедии, злая и жестокая женщина, помещица. Единственный, кто удосуживается положительного внимания и отношения от Простаковой – это ее единственный ребенок, сын Митрофанушка, которого она, несмотря на его взрослый возраст, всячески опекает и балует.
  • Терентий Простаков
    – отрицательный персонаж комедии, муж госпожи Простаковой и отец Митрофанушки. Он робкий и застенчивый человек, не умеющий постоять за себя и отстоять свои интересы. Он постоянно терпит унижение от своей жены.
  • Митрофаний Простаков
    – отрицательный персонаж комедии, 15-летний юноша. Необразованный подросток, хотя уже учится три года. Он эгоистичный и глупый человек.
  • Тарас Скотинин
    – отрицательный персонаж комедии, брат Простаковой. Глупый и корыстный человек. Отличается особой любовью к разведению свиней. Ради обогащения хочет жениться на Соне.
  • Стародум
    – положительный герой комедии, дядя Сони. Благородный человек, честным трудом обеспечивший свое материальное положение. Добрый и хороший человек.
  • Софья
    – положительный персонаж комедии. Добрая и милая девушка, сирота. Она живет вместе с Простаковыми, после смерти родителей так как приходится родственницей Простакову. Простаковы сначала хотят выдать ее замуж за Скотинина, а затем за Митрофанушку – причиной стали деньги Софьи.
  • Милон
    – положительный персонаж, молодой офицер давно влюбленный в Софью. Последние полгода влюбленные не общались, так как между ними была потеряна связь, но волей случая молодые люди встретились снова.
  • Правдин
    – положительный герой комедии, честный и добропорядочный чиновник, работа которого состоит в контроле отношений между помещиками и крепостными и наказание проявлений жестокости и грубости в этих отношениях. Он обличает неправомерные действия Простаковых по отношению к крестьянам и берет дела их поместья под контроль.
  • Пафнутьич Цыфиркин
    – положительный персонаж комедии, учитель Митрофана, преподающий ему арифметику. Цыфиркин раньше был военным и служил вместе с Милоном. Он хороший и честный человек, но из него получился плохой учитель.
  • Сидорыч Кутейкин
    – отрицательный персонаж комедии, дьячок, учитель грамоты Митрофана – трусливый человек, плохой, малограмотный человек.
  • Вральман
    – отрицательный персонаж комедии, бывший кучер Стародуба, учитель французского Митрофана. Он не учит подростка французскому, а только создает видимость обучения. Лицемерный обманщик и плут.
  • Еремеевна
    – отрицательный персонаж комедии. Крестьянка по происхождению, няня Митрофана, работающая у Простаковых больше 40 лет за копейки.
  • Тришка
    – положительный герой комедии, портной Простаковых. Добрый и искренний человек, не боящийся дать отпор или вступить в спор с Простаковой.

Сюжетное продолжение «Недоросля»

Несмотря на то, что второй части «Недоросля» не было издано, некоторые материалы позволяют говорить о том, что Фонвизин подумывал о продолжении своей комедии.

Для девушки замужняя жизнь сложилась не самым лучшим образом и была омрачена фактом измены Милона. Во втором письме содержится информация о реакции Стародума на эту новость и его утешения для племянницы.

Первый конфликт

О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.

Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.

Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.

Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.

На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.

Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.

Тема воспитания в творчестве Ч. Диккенса

Роман «Большие надежды» — одно из самых известных произведений Ч. Диккенса. По этому произведению было создано множество театральных пьес, роман был неоднократно экранирован. В книге присутствует своеобразный черный юмор, а в некоторых моментах приходится смеяться сквозь слезы, однако в большей степени «Большие надежды» — тяжелое произведение. Не всегда надежда оправдывается, и в такие моменты человек испытывает отчаяние.

Ч. Диккенса всегда волновала проблема человека в обществе. В своих произведениях он касается темы воспитания.

Статья: Влияние воспитания и среды на личность в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды»

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Замечание 1

Писателя волновала тема детства, главным действующим лицом его произведений почти всегда является ребенок.

Ч. Диккенс как писатель викторианской эпохи использует такие приемы, характерные для романа-воспитания:

  • История происхождения. Героем произведения является ребенок, часто – сирота, который потерял веру в ценность понятия семьи;
  • Автобиографичность;
  • Обучение. Именно обучение, получение знаний, необходимых для развития личности, является основным стержнем романа-воспитания;
  • Скитания и испытания. Скорее, здесь это побег от обыденной жизни. Благодаря испытаниям формируется характер героя;
  • Душевный конфликт;
  • Финансовая независимость. Герой достигает финансового благополучия через получение образования, оттачивания профессиональных навыков, накопления опыта;
  • Любовный конфликт. Персонажи испытываются не только деньгами и окружением, но и любовью. В романе воспитания чистая любовь противопоставляется порочной.

По Ч. Диккенсу, главным пунктом воспитания является зависимость нравственного облика подрастающего поколения от особенностей воспитания и среды. И особая роль в этом отводится семье. Именно семья имеет изначальное влияние на характер ребенка.

Первостепенными задачами в вопросах воспитания писатель называет привитие истинных нравственных и моральных ценностей, воспитание настоящего человека. Основными критериями воспитанного человека он называет гуманизм и духовность. И считает, что они отличают воспитанного человека от джентльмена традиционного английского воспитания 19 века.

Замечание 2

Это обусловливает основные задачи – поиск индивидуальных средств и методов воспитания и обучения. По Ч. Диккенсу, воспитание – это контакт взрослой жизни и детства, чреватый различными опасностями.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование. Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых. Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей — не повод им отказывать: главное — получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания. И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына. В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка — Простаков, а вот по матери — Скотинин. Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого. Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным. По-человечески жаль Простакова, которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит

Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам — бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль — впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать — «всякая дрянь».

Воспитание Софии — положительный пример

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед. Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: