Сочинение октябрь уж наступил цитата

Лирика есенина сочинение

Женщины-летчицы

В те времена летчики были элитой элит советских войск, и девушки также были ее частью. Более того, после начала войны было сформировано несколько авиационных полков, полностью состоящих из девушек, и они отлично себя показали в боях.

Самым знаменитым был 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — или, как их прозвали сами фашисты, «Ночные ведьмы». И было за что — полк, мало того, что состоял исключительно из женщин, так еще и получил звание гвардейского за особые заслуги в уничтожении врага. К тому же, девушки были вынуждены летать только ночью — на их самолетах по другому было никак, поскольку на вооружении полка состоял тихоходный двукрылый учебный самолет ПО-2. До 1943 в нем не был даже пулемета, а бомбы приходилось подвешивать к днищу — бомбового отсека тоже не было предусмотрено.

Но отвага девушек доходила до того, что они даже не брали парашюты, загружая вместо них дополнительную бомбовую нагрузку. Любопытно, что прицела также изначально не было и девушки создали его сами, остроумно назвав ППР — «проще пареной репы». И вот, представьте, ночью, когда большинство истребителей не летают, в небе появляются юркие самолетики, которые благодаря своей конструкции могли несколько десятков километров планировать в полной тишине (что они и делали), забрасывая противника бомбами.

Немецкое сарафанное радио вскоре разнесло байку, согласно которой Германию бомбят выпущенные из сталинских лагерей преступницы, бешеные и способные не спать ночью. В общем, настоящие ведьмы Сталина.

23 девушки из этого полка были награждены звездами Героя Советского союза, что говорит о беспримерном мужестве и боевых качествах советских летчиц.

Говоря о женщинах-летчицах, нельзя не упомянуть и Лидию Литвяк, которая считается самой результативной женщиной-летчицей в мире за всю историю войн. На ее счету 12 самолетов противника. В боях за Сталинград Лидия немецкого аса Эрвина Майера, кавалера Рыцарского креста, на чьем счету было 30 воздушных побед. Когда захваченный в плен Майер (ему удалось спастись благодаря парашюту) попросил показать победившего его аса, он решил, что его пытаются разыграть. Перед ним была хрупкая девушка, для которой это был один из первых вылетов. Однако Лидия в таких деталях описала воздушный бой, что Майеру пришлось признать — это действительно сбивший его советский летчик.

Лидия Литвяк

Во время этих боев на борту ее самолета красовалась белая лилия, за что Лидия была прозвана «Белая лилия Сталинграда». К сожалению, в 1943 году она погибла, посмертно получив звание Героя Советского Союза.

«Черный человек»

С внучкой писателя Льва Толстого, Софьей, Есенин познакомился незадолго до гибели, она прекрасно понимала, что уставший от жизни поэт мечтает о покое и уюте. А ему казалось отличной идей породниться с известной семьей.

Софья Андреевна Толстая и Сергей Есенин

«Она, конечно, любила Сергея Есенина безмерно, она все делала ради него и, когда он лежал в больнице, записывала под диктовку его стихи, помогала ему в психологическом плане преодолеть какие-то проблемы. Преодолеть вот того самого черного человека, который сидел внутри Сергея Есенина», – Татьяне Чечеткина.

Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,Осыпает мозги алкоголь.

Свою самую трагическую поэму Есенин закончил за полгода до смерти. «Черный человек» – двойник, который появляется по ночам из зеркала, садится на край кровати и обвиняет поэта во лжи, в неискренности, в том, что он никогда не был собой и всегда носил сулящие выгоду маски.

«Он пишет вот об этом в конце своего пути, о том, что те маски, которые он носил, они изношены, о том, что дальше идти некуда, о том, что он превратился в черного человека, который смотрит на него из зеркала», – Олег Лекманов.

Осенью 1925 года, поздним вечером, Есенин читает «Черного человека» Юрию Олеше и Илье Ильфу. Потом присутствующие вспоминали, что были в восторге и в шоке одновременно. Все чувствовали, что, возможно, видели Есенина в последний раз, потому что это была не просто поэма, а прощальная исповедь.

«Может быть, отсюда и серьезный секрет есенинской поэзии, она вся исповедальная. Он ничего не скрывает, он не боится открыть свою душу, не боится открыть боль в своей душе, не боится показаться в неприглядном виде, я бы даже так сказал. Вот за это мы его и любим» – Сергей Никоненко.

Последние месяцы жизни Есенина напоминали агонию в приступе пьяного безумия. Поэт с балкона сбросил свой бюст работы Коненкова, уверяя, что Сереже, так он назывался свое изваяние, очень жарко и душно.

Во время поездки в Баку кинулся в резервуар, наполненный нефтью, и чуть не утонул. 26 ноября 1925 года поэт в очередной раз лег на лечение в психиатрическую клинику, именно здесь за месяц до гибели, он и написал стихотворение про клен, росший под окном его палаты.

Он как-то сравнивал свою кудрявую голову с этим цветущим деревом, но теперь Есенин не оставляет себе шанса – пора прощаться. Вместо предполагавшихся двух месяцев он выдержан в больнице лишь 25 дней и опрометью сбежал в Ленинград.

«Организм у Есенина был слабый физически, есть люди, которые как говорится, как с гуся вода, а есть на алкоголь очень податливые и быстро разрушающиеся натуры. Такой натурой и был Есенин», – Станислав Куняев, поэт, литературный критик.

Братья и сестры

Общеизвестно, что у Сергея Александровича было две сестры – Екатерина и Александра. Именно эти женщины оставили наиболее полные воспоминания о поэте. Но мало кто знает, что у Татьяны Федоровны и Александра Никитича Есениных, помимо старшего мальчика-первенца и двух девочек было еще… 11 детей! К сожалению, все они либо родились уже мертвыми, либо умерли во младенчестве. В то время медицина была еще крайне несовершенной, и, как следствие, детская смертность была очень высокой. Этой трагедии, ставшей привычным делом для большинства российских женщин, поэт посвятил стихотворение «Заря окликает другую»:

«Потом ты идешь до погоста

И, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно и просто

За братьев моих и сестер».

Внуки и правнуки

Потомки великого поэта здравствуют и поныне. У дочери Татьяны родилось двое сыновей, и одного из них, разумеется, назвали Сергеем – в честь деда, а второго – Владимиром.

Владимир носил фамилию отца – Кутузов, и у него двое сыновей – правнуков Есенина.

Его брат Сергей унаследовал девичью фамилию матери, у него две дочери – Зинаида и Анна. Сын Зинаиды родился в 1991 году. Он носит имя прапрадеда – Сергей. У Анны в 1990-е годы родилась дочь Дарья – также праправнучка Есенина.

У брата Татьяны Константина в первом браке родилась дочь Марина.

Активно занимались продвижением наследия своего знаменитого родственника и племянницы Сергея Александровича – дочь Екатерины Наталья и дочь Александры Татьяна.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

Из детства в ужасы войны – мотив, который звучит даже в поздних стихах Друниной. Фронтовая ностальгия не покидала ее до последних дней жизни. Война не оставила поэтессу даже в мирное время. Там были ужасы, но была и настоящая дружба. На передовой нет обмана, нет лжи. И тем, кто воспитан на фронте, непросто жить в мире, где превыше всего материальные ценности. Особенно если речь идет о женщине. Ей сложнее приспособиться и перестроиться на иной лад.

Страшное явление, не имеющее право на существование – женщина на войне. Сочинение, посвященное творчеству поэтессы Юлии Друниной, должно основываться на этой аксиоме. Она так долго жила в своем прекрасном романтичном мире, и военные ужасы оправдывала столь безграничной любовью к родине, что когда этой родины не стало, не стало и ее. Поэтесса трагически ушла из жизни в 1991 году.

Композиция полотна

Основной задумкой художника во время написания картины была четкая передача игры бликов солнца. Очарованный с одной стороны уникальной природой, и неподкупной наивностью главной героини — с другой, мастер попытался передать неповторимую игру сияющих глаз своей сестры и солнечных лучей.

В результате получившийся портрет превзошел все ожидания Серова: фигура женщины, которая замерла возле подножия раскидистого дерева, излучает собой вдохновение и спокойствие. Вся жизнеутверждающая красота произведения выражается ясным и сочным колоритом разных тонов.

В кратком описании картины нужно отметить сюжетную линию этого шедевра. Роскошный пейзаж рядом с домом в Домотканово освещается летним солнцем. Этот мотив невозможно передать словесно — такое большое количество красок в зеленых и желтых оттенках использовано художником!

В тени липы прячется уставшая от жары юная барышня. Но даже густая крона дерева не может полностью укрыть ее от солнечных лучей. Но, несмотря на это, вся фигура модели указывает на безграничную умиротворенность и спокойствие. Кажется, что наивный, практически детский взгляд натурщицы скрывает в себе твердость убеждений и великую мудрость. Девушка как бы сливается с природой, одухотворяя ее собой. Картина является настоящим гимном первозданной красоты.

Серов долго подбирал ракурс, во время которого все изображаемое на холсте получило бы асимметрическую, внутреннюю неподвижную уравновешенность при внешней устойчивости композиции. При диагональном расположении ствола дерева голова Марии в центре полотна. Тающие и летящие мазки, отблески света при максимальной насыщенности цветовой гаммы находятся в основе произведения, прозрачные краски, которые не смешаны, создают чувство движения воздуха.

Женщины поэта

Каждый из стихов Есенина про любовь тесно связан с определённым периодом в его биографии. Адресаты его произведений — любимые женщины. Сам поэт говорил, что никогда не врал в своих произведениях — каждое из них было исповедью, признанием, сообщением или извинением, которую он пытался донести до возлюбленной. Чтобы лучше понять смысл и посыл творчества писателя, необходимо разобраться в его романтических отношениях:

  • Первой студенческой любовью поэта, которой он посвятил стихи, была Анна Сардановская. В 16 лет девушка пообещала выйти за него замуж, но затем тот уехал в Москву, а она сыграла свадьбу с другим. В 1821 году Сардановская умерла при родах, что, несмотря на долгую разлуку, сильно повлияло на Есенина. В посвящённом ей коротком стихе «За горами, за жёлтыми долами…» главный герой и его возлюбленная представлены очень невинно — в них нет ничего пошлого, циничного или вызывающего. Текст пропитан тоской по роману, которого так и не случилось. Несмотря на мрачность содержания, тон и средства выразительности облегчают произведение, благодаря чему оно оставляет светлые чувства.
  • Первой женщиной, с которой поэт вступил в серьёзные отношения, стала его гражданская жена Анна Изряднова. Он не посвящал ей официальных стихотворений, но мысли о несостоявшейся свадьбе и своём сыне он записал в произведении «Тёплый вечер». Разлука причина творцу сильные душевные переживания, что сказалось на настроении его будущей лирики.
  • В 1917 году Есенин вступил в брак с Зинаидой Райх. Вместе они прожили недолго — всего 4 года. Писатель уже начинал вести свою разгульную жизнь и даже поднимал на жену руку, что и стало главной причиной расставания. В 1821 году супруги развелись, а в 1924 Есенин посвятил Райх одно из самых популярных своих стихотворений — «Письмо к женщине». Оно посвящено размышлением поэта о прошлом и будущем, его сожалениям. Читая произведение, можно легко заметить контраст между «тогдашним» и «теперешним» писателем.
  • В 1922—1923 годах, у Есенина завязался пылкий роман с Айседорой Дункан. Ей он посвятил длинный стих «Пой же, пой на проклятой гитаре», в котором читается страсть и бешеное упоение жизнью, далёкое от традиционной семейной идиллии.

Популярные сочинения

  • Описание картины Зима Шишкина сочинение (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс) Когда наступают холода, природа замирает и больше не существует будто движения и живность куда-то исчезает. Наступает сон, который идет естественным ходом как противоположность активности лета.
  • Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали
  • Сочинение Отношения Печорина и Бэлы в романе Герой нашего времени В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова одна из повестей названа в честь девушки Бэлы. Красивое и необычное имя принадлежит черкесской девушке.

9.

Нина Онилова
Нина родилась в крестьянской семье, воспитывалась в детдоме. Девушка работала швеей. Когда началась война, она вступила в ряды Красной армии.

Девушка получила прозвище Анка-пулеметчица. Она посмотрела фильм про Чапаева, и мечтала стать пулеметчицей. Она попала на фронт в качестве санинструктора, хотя на тот момент умело стреляла из пулемета.

Однажды Онилова проявила себя, она заменила убитого пулеметчика. Девушку перевели в пулеметный взвод. В 1941 году она принимала участие в боях под Одессой, где нанесла сильный урон противнику.

В 1942 году участвовала в обороне Севастополя. В бою Нина получила серьезное ранение, она скончалась в возрасте 20 лет.

Биография Есенина

Сергей Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии (см. ). Его родители были крестьянами, и имели кроме Сергея двух дочерей: Екатерину и Александру.

В 1904 году Есенин поступил в земское училище в родном селе, а в 1909 начал учебу в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках.

Имея вспыльчивый и неусидчивый характер, Есенин осенним днем 1912 года приехал в Москву, в поисках счастья. Сначала он устроился в мясную лавку, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина.

С 1913 года стал вольнослушателем в университете имени А. Л. Шанявского и водил дружбу с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Надо сказать, что это имело большее значение в дальнейшем формировании личности будущей звезды на небосклоне русской словесности.

«Вы забрали наших мужей, а прикрываетесь медалями»

— Вы упомянули, что к изучению темы женщин на войне вас подтолкнул разговор в транспорте. О чем он был?

— Это был не единичный разговор. Однажды в автобусе две импозантные женщины средних лет перед очередной военной датой говорили о женщинах на войне. И одна из них нелестно отозвалась о женщинах, как о ППЖ — полевая походная жена

Неосторожно я сказала, что они не правы, предложила почитать документы, литературу. На меня так косо посмотрели, мол, что ты вмешиваешься. И никто в том автобусе меня не поддержал

И никто в том автобусе меня не поддержал.

Следующим был таксист, который со всей мужской откровенностью сказал, что все награды женщины получили через постель. Причем он был моложе меня, война не затронула ни его, ни его мать, но он «все знал». Более того, некоторые историки поднимали эту тему в научных исследованиях — не хочу их называть. И позже они, кстати, отказались от такой трактовки.

Я подумала, почему же спустя столько лет после войны эта тема остается такой нездоровой в головах обывателей. И начала ей заниматься.

Нина Петрова. Фото: Ефим Эрихман

— А по-вашему, такого вообще не было?

— Вы знаете, сестра моей мамы всю войну прошла фельдшером. Моя мачеха, вторая жена отца, была фронтовым водителем. И я знаю, что это за женщины. А я не из той породы, чтобы слышать оскорбления в их адрес и молча это терпеть. Но доказывать правду надо историческими фактами.

— Так о чем говорят факты? Не было такого?

— Ну, как не было. Не было любви? Была. Все были молоды, и сердцу не прикажешь. И во время войны и после складывались семьи. Но не было такого, что все награды получены через постель! Это оскорбительно.

Я изучала, как шла мобилизация, добровольно или принудительно, в какие рода войск шли женщины, как себя там проявляли и какое отношение было к ним на фронте. И документы из архива впервые публикую в своем сборнике «Женщины Великой Отечественной войны».

Там есть воспоминания, которые присылали женщины, ставшие мамами, бабушками. Они рассказывают о том, как их берегли солдаты. Телефонисток, санитарок, поварих. Мы же привыкли к героиням. Летчицы, снайперы. Мы не писали об обыденных буднях фронтовой жизни. Только в 90-е начали это делать.

Сразу после войны женщины стыдились носить ордена и медали. Особенно в небольших городах. Они не хотели возвращаться по месту призыва и просили, чтобы их отправили куда-нибудь в другое место, но это не всегда удавалось. Женщин не привлекали к выступлениям на радио.

— Реабилитация женщин произошла ведь не сразу? Понадобилось, как минимум, два десятка лет, чтобы их военные заслуги признали?

— Она в умах до сих пор не произошла! Я нашла документ, датированный 1945 годом. Капитан Баранов, будучи в Ленинграде, стал очевидцем того, как оскорбляли женщин. Мирные граждане на остановке ждали транспорта. Мимо стройными рядами шла рота женщин в гимнастерочках и надраенных сапожках.

И вдруг капитан слышит, как из толпы на остановке раздается крик: «Вы, ППЖ, забрали наших мужей, а прикрываетесь медалями! Вы их через постель получили!» Боевой офицер настолько был ошарашен, что написал письмо в ЦК ВЛКСМ с просьбой о разъяснительной работе среди населения. Чтобы о женщинах, которые воевали, рассказывали.

Конечно, женщины, оставшиеся в тылу, переживали. Мало того, что у них было обязанностей и за себя и за того парня, который воевал, они еще теряли мужей. И не только боевые были потери. Мужья увлекались, изменяли, не возвращались домой.

— Да, одно дело, когда он погиб, и совсем другое, когда жив, но вернулся не к тебе.

— Но у Симонова есть и обратные ситуации. Проводила на фронт мужа, может он и не вернется, а тут какой-то подходящий кадр. Я никого не осуждаю. Но она устраивает бытие, а муж приезжает на побывку и что видит? Что он не у дел и уже не муж. Семьи распадались как по вине одной, так и другой стороны. Так что это сложный вопрос.

В общем, реабилитация окончательная произошла в 1965 году, когда выступил Леонид Брежнев. Готовились торжественно отмечать двадцатилетие Победы, и он сделал торжественный доклад. В нем он сказал, что если на одну чашу весов положить подвиг мужчин на войне, а на другую — труд женщин на фронте и в тылу, то эти чаши уравновесились бы. Это была высокая оценка. Все СМИ воодушевились, начали отыскивать забытых героинь, приглашать выступать, тот год стал переломным. Но сделано было далеко не все.

Хочется, чтобы наши соотечественники знали следующее:

Нина Петрова. Фото: Ефим Эрихман

Популярные сочинения

  • Описание картины Зима Шишкина сочинение (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс) Когда наступают холода, природа замирает и больше не существует будто движения и живность куда-то исчезает. Наступает сон, который идет естественным ходом как противоположность активности лета.
  • Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали
  • Сочинение Отношения Печорина и Бэлы в романе Герой нашего времени В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова одна из повестей названа в честь девушки Бэлы. Красивое и необычное имя принадлежит черкесской девушке.

Царская семья и Есенин

До февральской революции оставалось чуть больше года, Есенин и его наставник – известный крестьянский поэт Николай Клюев, пришли в московскую мастерскую русского платья Братьев Стуловых за специально пошитыми костюмами.

«Они должны были выступать перед великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве, в Марфо-Мариинской обители. И там для них были специально сшиты уже костюмы, сапоги выточены», – Олег Лекманов, филолог.

Образ сказочного Ивана-царевича, который в самый разгар Первой мировой войны развлекает стихами сестру царицы немки, петроградская интеллигенция расценила как предательство. Однако, Есенина это не смутило. Чуть позже, во время службы санитаром на военном поезде, он получил высочайшее приглашение – выступить в Царском селе перед императрицей, четырьмя царскими дочками и наследником престола.

«Никакой Блок того времени, никакая там Ахматова, никакая Цветаева не были на приеме у царственных особ, а его – мальчишку, которому двадцать лет только исполнилось в 16 году, вот приглашают первые лица государства», – Станислав Куняев, поэт, литературный критик.

Растроганный оказанной ему честью Есенин сочиняет стихотворение, которое после революции постарается забыть.

В багровом зареве закат шипуч и пенен,Березки белые горят в своих венцах.Приветствует мой стих младых царевенИ кротость юную в их ласковых сердцах…

Багровое зарево уже не за горами, до расстрела царской семьи всего два года. Но пока царевны молоды и красивы, а сказка на глазах становится явью, рязанский пастушок превращается в Ивана-царевича и получает награду от царской дочки – драгоценный перстень.

Это золотой перстень с хризопразом, и в нем вместо пробы стоит знак императорский – это корона. Считается, что именно Мария Николаевна могла Есенину подарить это кольцо. Потом уже Есенин рассказывал близким друзьям историю, как целовался с царской дочкой на лестнице дворца, а она кормила его сметаной.

Поздней осенью 1917 года лишний раз вспоминать о том, что поэт, оказывается, был представлен императрице Александре Федоровне, стало как минимум небезопасно. Срочно выпросив отпуск, Есенин сбежал в Константиново переждать, пока все уляжется. Позже в автобиографии он напишет, что революция застала его в дисциплинарном батальоне, куда он угодил за отказ писать стихи в честь царя.

«После революции и особенно после того, когда царская семья была уничтожена, он и рта не мог открыть и признаться, что он написал такие стихи и был, наверное, не то чтобы счастлив, а постарался забыть их, чтоб никто о них не знал», – Станислав Куняев, литературный критик.

Среди поэтов-современников вряд ли кто-то мог соперничать с поэтом Есениным в умении молниеносно реагировать на изменения в политической обстановке. Носить маску Ивана-царевича отныне было опасно, маска деревенского пастушка уже отыграна.

Кроме того, тщеславный Есенин начал тяготиться тем, что в паре с Николаем Клюевым, он как ни старался, был вторым номером. Главным крестьянским поэтом оставался его старший товарищ. Он был опытнее, изощреннее как поэт, и имел гораздо больше литературных связей.

Клюев Николай Алексеевич

«Здесь еще особенность заключалась в том, что помимо всего прочего, Клюев был гомосексуалистом, а Есенин нет. И Клюев недвусмысленно как бы к Есенину приставал, если говорить вульгарным языком», – Олег Лекманов, биограф Есенина.

Их пути разошлись. Позже, став маститым поэтом, Есенин сделал своему старому другу неожиданный подарок – бритвенный набор, и пояснил: «Россия кровью истекает, а ты все в старообрядчество впал, верой я тебе не мешаю, но поэзия должна быть совсем другой. Сбрей свою бороду старообрядческую».

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

11 класс

Сочинения по русской литературе

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

С. Есенин — один из самых ярких и своеобразных русских поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Тема любви в его поэзии очень многогранна: это не только любовь к женщине, но и любовь к родине, к людям, ко всему живому, что есть на земле.

С. Есенин воспевает врачующую силу любви к женщине. Жизнь без любви была для С. Есенина равносильна гибели, опустошению, отчаянию. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта.

Был я весь — как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут…

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии С. Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть, отчаяние — переживания поэта разнообразны. Но тема любви сближается в его стихах с главной темой — темой родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. Воспоминание о родном крае становится главным мотивом цикла:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

Но в самые трудные для себя минуты С. Есенин говорит еще и о любви к людям, человечеству:

Стеля стихов злаченые рогожи,

Мне хочется вам нежное сказать.

И стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» — о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Источник этой любви к родной земле, к людям — мир родной семьи поэта. Читая стихи, посвященные матери, деду, сестре, понимаешь, почему С. Есенин называет себя «нежным». Глубоким чувством дышат строки, обращенные к сестре:

Ты — мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Но самый дорогой человек для С. Есенина — мать. Не случайно рядом с бюстом великого поэта на Ваганьковском кладбище могила той, что дала звонкий голос «последнему поэту деревни». Однажды С. Есенин признался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю». Он всегда тосковал по родному дому, знакомому каждому по его стихам. В стихотворении «Письмо матери» С. Есенин пишет:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

С большой любовью пишет С. Есенин о животных — «братьях наших меньших». С глубоким сочувствием говорит он о корове, у которой выпали зубы, о белоногом телке, отнятом у матери. В своих стихах он очень точно воссоздал трагедию матери-собаки, потерявшей своих щенят:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

А когда читаешь стихотворение «Собаке Качалова», поражаешься умению поэта разговаривать со зверем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «такую лапу не видал я сроду», «тебя по шерсти бархатной потрогать».

«Есенин, как один из лучших лириков мира, все прочувствованное, пережитое, испытанное им за короткую жизнь превратил в шедевры поэзии.

Он воспел женщину… воспел любовь… и счастье. Воспел женщину так же сильно, как родные поля, как жизнь, как свет. Он так же сильно воспел мать, как отчую землю. Он был рожден для любви, добра, радости и счастья, для поэзии», — такую оценку даст великому русскому поэту другой поэт другого времени — Кайсын Кулиев.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Описание картины Серова «Девушка, освещённая солнцем»

Лето. Тенистый парк. Меж листвой, играющей на ветру, скользят вниз тёплые лучи солнца. Под старым деревом, опершись на его широкий ствол спиной, на простой лавке сидит девушка. Она в общем спокойна, но несколько вопрошающе или даже с немым укором смотрит в глаза зрителю.

Длинные тёмно-каштановые волосы девушки убраны от лица, открывая его мягкий овал. На щеках румянец, юные губы изящно очерчены. Руки лежат на коленях, пальцы сплетены.

На девушке светло-бежевая блузка с отложным воротником и частым рядом небольших белых пуговиц на застёжке впереди. По краям воротника и длинных рукавов, открывающих руки почти до локтей, присборенная кружевная лента, которая придаёт блузке нарядность и кокетливость. Добавляет их и подтягивает весь образ коричневый кожаный ремешок на талии. Простого кроя, свободная тёмно-синяя юбка отсылает зрителя к концу XIX века, когда повседневные дамские наряды начали стремиться к практичности.

Солнечный свет – второй полноправный герой этой картины. Блики солнца, благодаря листве и теням, через которые они проходят на своём пути, расцвечивают фигуру героини замысловатыми пастельными пятнами. Лицо, руки, светлая блузка – всё в отметинах и разводах синих, зелёных, жёлтых, коричневых, белых оттенков.

Подобные приёмы обращения со светом и тенью характерны для импрессионистов, движение которых в то время только зарождалось во Франции. Название направления в живописи образовано от французского слова «впечатление». Именно оно, впечатление, ощущение, мимолётный взгляд Валентина Серова – на картине «Девушка, освещённая солнцем».

Работа над ней стала исследованием художника, стремлением к чему-то необычному, попыткой найти новую технику. Сохранить в живописи свежесть первого впечатления – вот что волновало художника. В этом новизна шедевра – он задумывался как портретный этюд, а стал полноценным психологическим портретом.

Путь в галерею

В конце 1888 года Московское общество любителей художеств планировало провести в Москве 8-ю периодическую выставку, на ней Серов и собирался представить свою работу. Хлопотами по этому поводу занимался Илья Остроухов, московский художник и коллекционер (Серов находился в Петербурге).

О новой работе Серова, где героиней была девочка, сидящая в неком солнечном парке, в художественных кругах уже слышали. Павел Третьяков изъявил желание посмотреть этот портрет. Остроухов сообщил об этом Серову и 11 декабря Третьяков увидел картину. Она ему понравилась и уже 19 декабря владелец художественной галереи предложил 300 рублей за этюд Серова.

О сделке через Остроухова договорились до открытия выставки (чтоб не платить процентов). В выставочный каталог работа Серова была внесена под скромным названием «Этюд девушки».

«Твоё имя в Третьяковской галерее», –  сообщал Остроухов в письме Серову 22 декабря. Через три дня выставка открылась. Портрет уже был сопровождён табличкой: «Собственность Третьякова».

Эволюция стихов

Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.

Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах. Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.

Революция 1818−1819 годов оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни. Это выражается в таких строках:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Но от этого ль тёмная сила

Приучила меня к вину.

Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувствам — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — на уродливые внутреннее и внешне. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.

https://youtube.com/watch?v=LUYHvB5wuBc

Последние дни Есенина

Последние несколько лет жизни поэт усиленно работал, как будто предчувствовал свою скорую кончину. Он много путешествовал по стране и три раза ездил на Кавказ.

В 1924 г. состоялась поездка в , а затем в , где выходят в печать его произведения «Поэма о двадцати шести», «Анна Снегина», «Персидские мотивы» и сборник стихов «Красный Восток».

Когда произошла Октябрьская революция, она придала творчеству Сергея Есенина новую, особенную силу. Воспевая любовь к родине он, так или иначе, касается темы революции и свободы.

Условно считается, что в постреволюционный период было два великих поэта: Сергей Есенин и . При жизни они были упорными соперниками, постоянно соревнуясь в таланте.

Хотя подлых высказываний в отношении оппонента себе никто не позволял. Составители биографии Есенина часто приводят его слова:

Бонус

  1. Любимым блюдом Сергея Есенина была вареная картошка, а из вин он предпочитал рислинг.
  2. Есенин был невысокого роста – 168 сантиметров.
  3. Общеизвестно, что Сергей Есенин был блондином с голубыми глазами. Но вот бородой он пошел в деда – щетина его отливала в рыжину. Поэтому поэт всегда тщательно брился и даже пудрился, только бы никто не заметил его «изъяна». Он вообще следил за внешностью, был франтом и щеголем – всюду возил за собой огромные чемоданы с дорогими костюмами и галстуками.
  4. Любимым поэтом Сергея был А.С. Пушкин, а писателем – Ф.М. Достоевский. Любил он также и Максима Горького – своего современника. А вот Владимира Маяковского – терпеть не мог и постоянно с ним соревновался.
  5. Стихотворения Есенина (особенно из цикла «Москва кабацкая» крайне почитаются на зоне. Связано это с близкими каждому зэку мотивами любви к матери и презрения к женщине (подруге жизни, жене). Как правильно отметил писатель Варлам Шаламов, эти две черты не могут гармонично сочетаться друг с другом, поэтому особая привязанность завсегдатаев тюрьмы к матери – не более чем легенда.
  6. Есенин курил папиросы «Сафо». Также пробовал он кокаин и гашиш – модную тогда забаву среди литературной богемы.
  7. Сергей Александрович говорил с заметным рязанским «акцентом» — мягко произносил букву «г» и слегка «окал».
  8. Сохранилось несколько записей голоса поэта, а также небольшие отрывки кинохроники – как отечественной, так и зарубежной. Немногие его современники удостоились быть запечатленными в движении.

Имя Сергея Есенина навеки вписано в сокровищницу русской литературы. Еще многие и многие поколения будут проникаться его певучей поэзией… В чем же секрет Есенина? Почему он так близок именно русской душе? Думается, что причина этого – в особой интонации. Главные мотивы поэзии Есенина – любовь к Родине, в том числе и к малой, любовь к женщине – это все вечное, непреходящее. Но ему удалось уловить и еще одно непреходящее качество русской души – это желание потосковать, погрустить, пожалеть себя. Как ни странно, но все поздние (и отчасти ранние) стихи Сергея Александровича наполнены жалостью к себе, тоской по утраченному счастью, мечтами о новой, лучшей доле… Это ли не исконно русские мотивы? До боли щемящая необходимость себя пожалеть, поговорить и погрустить наедине с самим собой – порой это просто необходимо каждому из нас…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: