Анализ произведения «левша» (н. с. лесков)

Как относятся к левше другие герои?

Критика и художественные особенности

После публикации «Левши» критика упрекала автора в использовании народного сюжета, на что Н. С. Лесков заявлял, что повествование полностью вымышлено и только стилизовано под народное творчество.

Исследователями неоднократно говорилось и о социальных темах, которые поднимает писатель. Прежде всего, это жестокость и безразличие власти по отношению к своему народу, непросвещенность самого народа, талант которого оказывается неспособен раскрыться в полную силу.

Использование сказовой формы обуславливает целый ряд художественных особенностей произведения. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, приближенного к образу самого Левши. Это простой человек, в речи которого обильно встречаются искажения слов («мелкоскоп», «грандеву», «колтыхание») и просторечные выражения («а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел»).

«Но чувство меры, вообще мало присущее таланту Лескова, изменяло ему и в этом случае. Иногда обилие подслушанного, записанного, а порой и выдуманного, новообразованного, словесного материала служило Лескову не к пользе, но к вреду, увлекая его талант на скользкий путь внешних комических эффектов, смешных словечек и оборотов речи. Этот … недостаток резко сказался в знаменитых «Полунощниках» и в еще более популярном «Сказе о тульском левше и стальной блохе».(А. В. Амфитеатров, «Собрание сочинений Ал. Амфитеатрова. Т. 22. Властители дум», 1914 г.)

Сказ Н. С. Лескова написан живым и простым языком, но при этом поднимает немало серьезных проблем. Это безразличие государства к своему народу, отсутствие просвещения, неуважение к простому человеку и неспособность по достоинству оценить мастерство и талант. Комизм в «Левше» удивительным образом переплетается с трагизмом, что позволяет читателю наиболее полно рассмотреть ситуацию и сделать из нее выводы.

Правда ли, что левши более креативные и талантливые?

Подтверждением «боевой гипотезы» служат турнирные таблицы в современных контактных видах спорта. Исследования показывают Frequency-dependent maintenance of left handedness in humans , что левшей статистически больше среди успешных спортсменов в таких видах, как бокс и фехтование, а также в контактных играх, среди которых футбол и бейсбол. В то же время в одиночных видах спорта, например в беге и гимнастике, преимущества у левшей нет.

Помимо успехов в спорте, левши вносят и интеллектуальный вклад в общее дело. Левшей больше The Handedness Distributions of Gifted and Non-Gifted Children среди одарённых детей с коэффициентом интеллекта выше среднего. Те же Гешвинд и Галабурда предполагали, что за счёт преимущественного развития правого полушария леворукие люди должны обладать склонностью к архитектуре и математике, и некоторые данные в пользу последнего утверждения имеются Spatial ability as a predictor of math achievement: The importance of sex and handedness patterns (о том же повествует и бессмертное произведение Николая Лескова). Кроме того, есть исследование, показывающее, что мужчины-левши, окончившие колледж, зарабатывают немного больше The Economic Consequences of Being Left-Handed , чем их сверстники-правши.

Развитие двигательных навыков

Развивая мелкую моторику рук, нужно учитывать особенности обучения левшей. Начать развивать двигательные действия нужно с простых упражнений, постепенно переходя к сложным. Когда ребёнок сможет усвоить каждое задание, можно соединить их. Помогите ребёнку осваивать бытовые предметы: ножницы, мышку для компьютера.

Воспитание детей с разными доминирующими полушариями ничем не отличается. Но нужно учитывать особенности левшей

Принимая во внимание, что люди с развитым правым полушарием более творческие и эмоциональные, родителям левшей психологи рекомендуют:

не акцентировать внимание, что у вас левша, не вселять в голову малыша мысль, что с ним что-то не так;
поощрять и развивать творческие способности;
не пытаться насильно переучивать ребёнка пользоваться правой рукой – это негативно скажется на психике, малыш станет рассеянным и раздражительным;
поощрять, когда ребёнок сам проявляет желание использовать обе руки: универсальный навык обязательно пригодится в жизни;
правильно организовать рабочее место школьника, чтобы свет на рабочий стол падал справа, показать, как правильно наклонить тетрадь;
предупредить учителя в школе об особенности ребёнка, сообщить, что ожидаете лояльного отношения к нему со стороны учебного заведения;
помочь ребёнку адаптироваться к миру, где большинство – правши: купить ножницы, компьютерную мышь и другие предметы, сделанные специально для левшей.

Поддерживайте ребёнка во всех его начинаниях. Учитывайте особенности развития левшей. Они не такие, как все – этим и уникальны!

Рассказ о творчестве писателя

История создания сказа «Левша»

Николай Семенович Лесков появился на свет в селе Горохове недалеко от Орла 4 февраля 1831 г. Он был старшим ребенком в семействе, в котором родилось еще 6 детей. О своем происхождении Лесков говорил, что он из «колокольных дворян», его предками были представители дворянства и духовенства. Его отец был сыном потомственного священника, получил образование в семинарии, но вопреки семейной традиции не стал священнослужителем, а пошел работать в Орловскую уголовную палату следователем. За успехи на службе был удостоен дворянского титула. Мать Николая происходила из обедневшей московской дворянской семьи. Детство Николай провел в имении Горохово у родственников матери, затем на хуторе Панино, который приобрел отец, и в городе Орле. С 1841 г. по 1846 г. учился в гимназии.

С 1847 г. Николай служил писарем в Орловской уголовной палате. Вскоре после смерти отца от холеры в пожаре сгорело почти все имущество семьи. В 1849 г. мать Николая отправила в Киев к своему брату, профессору медицины С. Алферьеву, который устроил юношу писарем в Казенную палату. В свободное время Лесков вольнослушателем ходил на лекции в Киевском университете. Также в это время он серьезно занимался изучением языков, интересовался культурой, искусством и зодчеством Древней Руси.

В 1857 г. Николай Лесков ушел со службы, нанялся в сельскохозяйственную компанию «Шкотт и Вилькенс». Лесков три года ездил по делам компании почти по всей России, изучал «до мельчайших подробностей» народную жизнь. В 1860 г. переехал в Петербург, чтобы попробовать свои силы в журналистике. Лесков писал очерки, статьи и фельетоны для нескольких изданий: «Петербургских ведомостей», «Отечественных записок», «Русской речи» и др. С 1862 г. стал постоянным автором «Северной пчелы», в качестве журналиста этого издания побывал в длительной творческой командировке, объездил Прибалтику, Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Францию.

Со временем Лесков начал пробовать свои силы как писатель. В 1863 г. вышел его первый роман «Некуда», который получил негативные отзывы критиков-демократов. Следующие романы «Обойденные» и «На ножах» он написал о том, какими бедствиями могут обернуться увлечения социалистическими идеями, вызвавшими подъем революционно-демократического движения в 60-годы XIX в. Революционеры в его произведениях представлены людьми, которые рассуждают о народном благе, но не понимают проблем народа, призывают к бессмысленным бунтам. Будущее России Лесков видел не в революционных преобразованиях, а в духовном преображении общества.

Многие прогрессивные люди того времени не понимали жизненных принципов Лескова и его творчество, которое только к концу жизни писателя обрело своих почитателей. Л. Толстой говорил, что Лескова современники не понимают, потому что он – «писатель будущего». Умер Лесков в Петербурге 21 февраля 1895 г.

Более 20 лет произведения Лескова демократические критики называли «позором русской литературы», их публиковали лишь в непопулярных журналах. Творчество Лескова не признавали ни либералы, ни демократы, ни консерваторы. Лесков сам был далек от политики и участия в общественных движениях. Основной в его произведениях была тема праведничества русского человека, его духовные искания. Праведником называли человека, живущего по нравственным законам, готового к самопожертвованию. Одним из самых ярких образов «праведника» в произведениях писателя стал главный герой из «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе», который увидел свет в 1881 году. Напечатано произведение было в журнале «Русь», но внимания к себе не привлекло. Но этому небольшому сказу суждено было стать самым известным произведением Лескова.

Есть еще в истории сказа «Левша» любопытное обстоятельство. В предисловии к первому изданию «Левши» автор написал, что сказ записан им со слов оружейника в Сестрорецке, уроженца Тулы, переселившегося на север во времена правления Александра I. Этот почтенный старец-сказитель помнил старину, царствование Николая I, следовал «старой вере» и почитал божественные книги. Но после Лесков признался, что сам сочинил сказ, персонаж Левши им был придуман, а замысел возник из прибаутки народных оружейников: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал». В этом высказывании отражено соперничество русских мастеров с английскими, гордость оружейников своим умением. Предисловие автор убрал из последующих изданий.

Н.С. Лесков

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Популярные сочинения

Летние ночи гораздо короче зимних. Самый длинный день и самая короткая ночь бывает 22 июня, эта ночь длится всего 6 часов. Ночь в городе отличается от ночи в деревне или на даче.

В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе

Автор рассказа Царь-рыба, Виктор Петрович Астафьев выдвигает проблему, о который хоть раз задумывался каждый человек на земле. Проблема взаимоотношения людей с природой. Именно эта тема лежит в основе рассказа.

Чтобы понять цель, которую поставил в произведении писатель Н. С.Лесков, следует рассмотреть отношение к нему других героев.

Через отношение к мастеру Левше таких героев, как донской казак Платов, заявивший царю, что русские мастера не хуже английских, и сам царь. Видно, что автор в образе Левши показал простого человека, олицетворяющего весь русский народ, такой же талантливый, страдающий от гнёта крепостного права и не понимания сильных мира сего. Лесков считал, что крепостной строй, не имеет права на существование.

Первым с Левшой познакомился Платов, он хотел показать себя знающим человеком и, якобы, ценит таланты Левши и его помощников. Но целью Платова является личная выгода и карьера, желание выслужиться перед царём. Он хочет поразить царя отличными мастерами, которые без микроскопа, одним только мастерским умением могут переплюнуть англичан, сделавших стальную, очень маленькую блоху. И если англичане использовали микроскоп, то Левше не понадобилось никаких новшеств, для того, чтобы сделать более мелкую работу.

Платов говорит о том, что в России есть великие мастера, хотя к Левше он относится не очень-то и положительно. Когда оказывается, что блоха не может танцевать, Платов хватает мастера за чуб, и отчитывает его за то, что тот загубил английскую игрушку.

На приёме у царя Левша сумел уговорить того, чтоб он отправил его в Англию. Он хотел рассмотреть новые технические достижения мастеров из другой страны, чтобы применить их в своей работе.

После того, как русские мастера поработали с блохой, и она не стала двигаться под музыку, английских мастеров, тем не менее, поразила работа Левши. Как смог он, без микроскопа, сделать подковы для очень маленькой блохи, подковать их очень маленькими гвоздиками, да ещё на каждом гвоздике высечь своё имя, которое англичане смогли прочитать только под большим увеличением.

В произведении можно рассмотреть и отношение самого автора к Левше. Он ценит, уважает и восхищается им. Его талант, мастерство, а также любовь к Родине заставляет Лескова преклоняться перед талантливым русским народом в образе главного героя сказа. В свой смертный час Левша думает о родной отчизне и просит передать императору, что нельзя .ружья чистить кирпичом.

Своим произведением писатель призывает помнить о талантливом тульском мастере, внесшем вклад в развитие родной отчизны.

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

1 стр., 443 слов

Судьба мастера в России (Левша) –

… к народу, призывает к справедливой оценке русских мастеров, которые многое делают для авторитета страны. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Судьба мастера «Левши», рассмотрит сюжетную основу сказа Н. С. … государству, действительно трагична. Усугубляется все тем, что Левша в сказе Н. С. Лескова как мастер ценится за рубежом, но в собственной стране к нему относятся равнодушно. Власти …

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: