Сочинение Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание 10 класс
Уникальность знаменитого нетленного романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, что всякий герой в нём владеет своим четким взглядом на жизнь, своим голосом, своими мыслями.
Родион Раскольников представлен в качестве центрального персонажа – в прошлом студент, скоропостижно оставивший учебу ввиду финансовых затруднений. Он разрабатывает свою личную концепцию, основанную на разделении всего общества на два разряда – простые и непростые. Согласно его теории, люди непростые, необыкновенные имели полнейшее право на распоряжение жизнями простолюдин.
Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.
В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.
Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.
Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника — негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью. Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают
Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах
Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.
Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.
Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.
10 класс
Преступление и наказание
◄ Предыдущая: Вопросы Следующая: Вопросы ►
И. С. Глазунов.Раскольников |
Родион Раскольников и его теория «сильной личности». Родион Раскольников — недоучившийся студент-юрист. Он знает жизнь с худшей стороны: раздавлен бедностью, живёт в ужасных условиях, всем должен, вынужден прятаться от хозяйки, ушёл из университета. Это типичный представитель разночинцев 60-х годов XIX века, который живёт в столице, оторван от народа, не знает его настоящих ценностей. Раскольников молод, тщеславен и образован, он создаёт свою философию под влиянием нигилизма. Но этот нигилизм не такой, как у Базарова: Раскольников отрицает Бога и восхищается человеком-индивидуалистом.
За полгода до убийства Раскольников написал статью «О преступлении», где описал свою теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» (схема 19). Её суть герой обсуждает с Порфирием Петровичем, читавшим статью, и Разумихиным (часть 3, глава 5).
Схема 19. Суть теории Родиона Раскольникова |
Теория Раскольникова антигуманна по своей сути, поскольку деление людей на две неравные по количественному и качественному составу группы происходит на биологической основе (по неизвестному природному закону), оно фатально (нельзя перейти из одной группы в другую) и не имеет точных критериев. Результат, который эта теория может принести человечеству, герой видит на каторге во сне о трихинах. Если его идея овладеет умами всех, то приведёт к всеобщей вражде и массовым преступлениям. Доказательством губительного влияния теории Раскольникова на человека является и его опыт: герой совершил двойное убийство, проверяя, к какой группе относится он сам.
Исследователи романа неоднозначно оценивали причину, по которой Раскольников совершает преступление. Так, Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» (1867) утверждал, что «теорию никак нельзя считать причиною преступления». По мнению критика, на убийство Раскольникова толкнули «тяжёлые обстоятельства». Н. Н. Страхов в статье «Наша изящная словесность» (1867) писал: «Главный корень, из которого выросло чудовищное преступление Раскольникова, заключается в <…> теории <…> само же убийство произошло из непременного желания приложить к делу свою теорию». Литературоведы ХХ века отмечали, что сразу несколько причин (социальных, философских, психологических — о них подробно говорит Соне сам герой) подтолкнули Раскольникова на страшный эксперимент.
Автор показывает, что теория Раскольникова была болезнью, подхваченной в Петербурге. Начало её совпадает с появлением замысла преступления, а убийство — что-то вроде кризиса, после которого начинается выздоровление или наступает смерть. Герой находится в лихорадочном состоянии: он не может адекватно воспринимать время, его сознание выхватывает из реальности только ужасные картины (обманутая девочка в парке, женщина-самоубийца на мосту), он постоянно спорит с самим собой, пытаясь убедить себя в неизбежности и правильности своих действий. Постепенно Раскольников осознаёт, что напрасно совершил преступление, пытаясь «внедрить» свою философию в жизнь. Но герой разочаровывается не в теории, а в себе самом, понимая, что он не принадлежит к числу избранных. Только на каторге произойдёт «выздоровление» Раскольникова, освобождение его от власти ложной идеи. Герой выйдет из острожной больницы и впервые почувствует настоящую жизнь, увидит не отвратительный Петербург, а широкие степи с юртами кочевников и, по-новому ощутив свою любовь к Соне, вновь станет перед ней на колени.
Фамилия героя вызывает ассоциацию с раскольниками, которые отъединились от общества ради своей веры. Сам герой тоже живёт уединённо, а после преступления отгораживается от мира, объявляет матери, что уходит навсегда. «Говорящей» фамилией подчёркивается противоречивость натуры главного героя. Порфирий Петрович видит в нём «человека удручённого, но гордого, властного и нетерпеливого». Разумихин говорит, что «в нём два противоположных характера поочерёдно сменяются».
Раскольников — трагический тип. Его преступление оборачивается духовным самоубийством и показывает герою собственную ничтожность, так как его теория не подтвердилась на практике. И всё-таки убийца Раскольников оказывается ближе писателю, чем нравственно безупречный Разумихин. Авторская симпатия объясняется философией Достоевского, считавшего страдание проявлением настоящей человечности, залогом воскресения, возрождения личности.
Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
(95 голоса, среднее 4.48 из 5)
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд, ярко- голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общие нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как
нравственный циник, он — зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности
В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе
В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием; крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.
Газобетонные блоки – это надежный, проверенный временем стеновой материал. Автоклавный ячеистый бетон известен под разными материалами, но по сути один и тот же материал, искусственный камень. Купить газобетонные блоки в спб помогут специалисты-консультанты.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Зеркальное отражение героя
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя
Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение
Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.
Теория Раскольникова и её развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
«…Вошь ли я, как вы, или человек? Смогу ли я преступить и взять или нет? … Тварь ли я дрожащая или право имею?» — именно эти мысли и привели Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о «праве сильного» отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях.
Раскольников считает, что люди представляют собой «две категории». Первые – «твари дрожащие», именно они принимают на себя роль страдающих и безропотных. Другие – «сильные мира сего», эта категория в силу своей исключительности может пренебрегать любыми моральными устоями. Раскольников относит себя ко второй группе людей и задается вопросом, как далеко он может пойти в своей «свободе».
«…Вошь ли я, как вы, или человек? Смогу ли я преступить и взять или нет? … Тварь ли я дрожащая или право имею?» — именно эти мысли и привели Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. В какой-то момент для него преступление становится той силой, которая может разъяснить главному герою, в чем смысл его существования.
Однако, совершив убийство, Раскольников перестает чувствовать свою исключительность. Теперь сомнения одолевают его, хотя сам процесс развенчания идеи не носил моментальный характер. Раскольников много времени шел к собственному разоблачению.
Причину своего страшного поступка Раскольников объясняет Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу, божественное начало.
Следовательно, теория «сильного человека» во многом была бессмысленной изначально, если после долгих и мучительных душевных страданий Раскольников все же приходит к мысли о несостоятельности своих идей. Ф. М. Достоевский уверен, что бунт Раскольникова является преступлением перед законами божескими и человеческими, которые существуют в народе в виде основ христианской нравственности.
Кульминация развенчания идей героя происходит в финале романа, когда во время каторжных работ Раскольников только и живет мыслями о Соне, о любви к ней. Любовь в самом широком смысле этого слова становится тем единственным, что спасает Раскольникова от духовной гибели.
Источник
Деньги
Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:
— Часть 1, Глава III
Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.
О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:
— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г
Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:
— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)
Двойники Родиона Раскольникова
Единственный друг
По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.
Почтенный жених
В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.
Мрачный Свидригайлов
Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.
Лебезятников Андрей Семёнович
Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.
Мудрый следователь
Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»
Женские двойники героя
Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа
Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат
Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.
Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.
Ф. М. Достоевский
Свидригайлов и Лужин как отражение «темной» стороны личности Раскольникова
В романах Достоевского почти все ведущие герои являются идеологами. А потому героя своего романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова Достоевский наделил духовными двойниками, которыми являются Свидригайлов и Лужин. Эти образы олицетворяют «темную» сторону личности главного героя, концентрируют в себе его пороки, что позволяет читателю получить максимально верное представление о личности и характере Раскольникова.
Достоевский показывает нам Свидригайлова как человека без совести и чести. Это человек равнодушный, скучающий. Он хочет найти в жизни «нечто всегдашним рожденным угольком в крови пребывающее». Образ Свидригайлова – своеобразное предостережение Раскольникову: Свидригайлов – это существо, в которое превратится Раскольников, если не послушается голоса собственной совести и будет жить, имея на душе преступление, которое не было искуплено страданием.
В образе Свидригайлова раскрывается вся сущность нравственного падения человека, пошедшего по пути преступлений. Он все время тревожит Раскольникова, убеждая его, что они «одного поля ягоды»: «Ну, не сказал ли я, что между нами сеть какая-то общая точка?» Свидригайлов не видит человека ни в ком, он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью извлечения из них выгоды при помощи шантажа нет ничего дурного. Свидригайлов для Раскольникова становится воплощением чего-то низкого, омерзительного, но, тем не менее, Родиона Раскольникова влечет к этому темному началу. Ведь Раскольников решил реально, а не фантастически стать «властелином», а значит решил пойти по дороге Свидригайлова. Внутреннее сходство Раскольникова и Свидригайлова состоит также в грехе безбожия, гордости и праздности. Кроме того, они оба страдают от сознания подобной праздности. Но Раскольников в конце романа смог преодолеть в себе свидригайловскую гордость и праздность, свидригайловский демонизм, нашел любовь и жизнь, а значит – себя. Ему стала невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Свидригайлова и Лужина, он стал ненавидеть их, хотя в сущности не имел на это никакого права.
В контексте темы моего сочинения внимания заслуживает еще один персонаж романа – Лужин – предприниматель, сделавший себя сам, который хочет, будучи человеком «маленьким», стать человеком «большим», превратиться из никого в хозяина жизни. Здесь можно провести параллель между Раскольниковым и Лужиным. Раскольников – бедный студент, которому очень хочется выкарабкаться из того нищего состояния, в котором он находится. Но не просто перерасти себя на этом этапе! Он хочет видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении. Так появляется теория о разделении людей на два разряда. Причем и Лужин, и Раскольников хотят видеть свою принадлежность к высшей категории. Это стремление приводит к тому, что Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню.
Оба этих героя – Раскольников и Лужин – неверно воспринимают собственное положение, их точка зрения относительно своего места в обществе сводится к тому, что они считают себя лучше других людей, по крайней мере тех, которые становятся их жертвами. Единственная разница между Лужиным и Раскольниковым – в том, что у первого понимание самой проблемы и методы, которые он использует, более пошлые, чем у второго. Лужин опошляет и тем самым дискредитирует теорию «разумного эгоизма».
Мотивы же Раскольникова благородны, он действует не из расчета, а из заблуждения.
Однако нельзя давать одинаковую оценку этим трем персонажам – Раскольникову, Лужину и Свидригайлову. Достоевский показал нам внутренний мир Раскольникова через взаимодействие героя с персонажами, которые его окружают, через постоянную борьбу между сознанием и подсознанием, его душевные переживания. Писатель показывает нам, какую власть может иметь над человеком идея и какой страшной может быть эта идея, если она способна толкнуть человека на преступление.
Достоевский подверг анализу сознание и подсознание главного героя, он полностью раскрыл перед читателем характер Раскольникова. Писатель показал нам внутренний мир героя с помощью контраста – через сравнение черт, присущих Раскольникову, с личностными характеристиками Свидригайлова и Лужина.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Схожесть во мнениях — причина ненависти
Следует, между тем, сказать, что идея Лужина очень не нравилась Раскольникову. Вероятно, на интуитивном уровне Родион ощущал сходство со своими идеями и мыслями. Он указывает Петру Петровичу, что по его, «лужинской», теории дозволено «людей резать». По всей видимости, сходство в мыслях и видении ситуации в мире обуславливает безотчетную ненависть Родиона к Петру Петровичу. В итоге проявляется некая «опошленность» теории Раскольникова. Петр Петрович предлагает «экономический» ее вариант, тот, который, по его мнению, применим в жизни и направлен на достижение целей материальными в основном средствами. Таким образом, можно сделать вывод, что Лужин – двойник Раскольникова в житейско-бытовом плане.
3 стр., 1494 слов
Достоевский ф. м. — Критика индивидуалистического бунта …
… Достоевский вводит в роман ряд героев, помогающих понять суть преступления Раскольникова. И оказывается, что низкие и циничные люди, такие как Свидригайлов и Лужин, являются “двойниками” Раскольникова. Автор показывает, что Раскольников … автора. Большую роль в критике индивидуалистического бунта играют “двойники” Раскольникова, а особенно Свидригайлов и Лужин. Свидригайлов является самым ярким …