Содержание
-
Слайд 1
Презентация уроков по литературе в старших классах
Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
-
Слайд 2
Цель: проследить эволюцию темы дружбы в лирике Пушкина; проанализировать стихотворения, посвященные лицейскому братству
-
Слайд 3
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Лицей -
Слайд 4
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.( «19 октября 1825г.» )
-
Слайд 5
Они подружились сразу, эти два мальчика с похожими фамилиями: Пушкин и Пущин. Свою дружбу “с первого взгляда” они пронесли через всю жизнь.
-
Слайд 6
Иван Иванович Пущин (Жанно)«Поэта дом опальный,О Пущин мой,ты первый посетил…»
Первый лицейский друг Пушкина, умный, жизнерадостный, надежный. Декабрист. Посетил Пушкина в Михайловском.
«Поэта дом опальный,
О Пущин мой,ты первый посетил…» -
Слайд 7
Стихотворения о Пущине И.И.
«К Пущину» (1815), «Пирующие студенты» (1814), «19 октября 1825 г.», «Пущину» («Мой первый друг») (1826).
Почему Пушкин использует жанр дружеского послания?
О каком событии из жизни друзей идет речь в стихотворении «Пущину»? Как это стихотворение попало к ссыльному Пущину?
Каким предстает лирический герой?
Каким местоимением сопровождается обычно имя Пущина в произведениях Пушкина? Почему?
Каким чувством проникнуты эти стихотворения?
Как характеризуют эти произведения А.С.Пушкина как человека?Задания для анализа
-
Слайд 8
«Итак, Пущин навсегда остался для Пушкина «первым», «бесценным». Умирая, Пушкин вспоминает о нем: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского». Узнав о гибели друга, Пущин был потрясен: «Если бы я был на месте Дантеса, то роковая пуля встретила бы мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России».
-
Слайд 9
Барон; наделенный живым умом, воображением, поэтической душой. Поэт. Тайком отослал в 1815г. стихи Пушкина в журнал. Умер в 1831г.
-
Слайд 10
Пирующие студенты (1814)
Чем чаще празднует лицей (1836)
19 октября 1825 г.
К Дельвигу (1821)
Дельвигу (1817)
К портрету Дельвига -
Слайд 11
Почему Пушкин называет Дельвига «парнасским братом»?
Какие качества Дельвига отмечает поэт? Процитируйте.
Какое значение слова «дружество» вкладывает Пушкин в уста своего героя?
Какой философский мотив возникает в стихотворениях, когда речь идет о Дельвиге? Докажите. -
Слайд 12
Таким образом, Дельвиг был не только другом, но еще и соратником по перу. Дельвиг писал идиллии, песни, романсы. «Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,- писал поэт.
Дельвиг в гостях у Пушкина -
Слайд 13
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля)»Мой брат родной по музе, по судьбам»
Добрый; вспыльчивый и чувствительный одновременно. Умный, одержимый литературой. Поэт, критик, переводчик. Декабрист. 10 лет провел в тюрьмах. Умер в Сибири.
-
Слайд 14
Проанализируйте стихотворения:»Пирующие студенты» (1814), «Разлука» (1817), «19 октября 1825г. «, «Кюхельбекеру» (1825)
Какую клятву дает лирический герой?
Почему эти слова обращены именно к Кюхельбекеру?
Какой мотив опять появляется в этих стихотворениях? Почему? -
Слайд 15
Итак, в стихотворениях, обращенных к Кюхельбекеру, вновь появляются анакреонтические мотивы и ярко проявляется глубина духовной связи двух друзей: Пушкина и Кюхельбекера.
-
Слайд 16
Прости… Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!
И пусть (услышит ли судьба мои мотивы?)
Пусть будут счастливы все, все мои друзья! -
Слайд 17
Федор Матюшкин
Константин Данзас
Александр Горчаков
Иван Малиновский -
Слайд 18
Проверь себя
-
Слайд 19
Раннее творчество
«Пирующие студенты» (1814)
«Мое завещание друзьям» (1815)
«Воспоминание» (1815)
«В альбом Илличевскому» (1817)
дружба-это
веселье, пиры,
вино.Южное творчество
«Из письма к Я.Я.Толстому» (1821)
«Чаадаеву» (1821)
«Дельвигу» (1821)
«Друзьям» (1822)Дружба-это
высшая человеческая ценность.
Зрелое творчество
(1820-1830)
«Была пора:наш праздник молодой…!
«Чем чаще празднует лицей»
«19 октября 1828»Пафос дружеской лирики меняется: мотив пира трансформируется. Появляется обобщенный образ друзей.
-
Слайд 20
«Кому из нас под старость День лицея Торжествовать придется одному?»
В 1870 г. по инициативе Ивана Малиновского решался вопрос о создании памятника Пушкину. Он был открыт в Москве. Скульптор Опекушин.
На открытии памятника был только один, последний из первого выпуска лицея – восьмидесятидвухлетний Александр Горчаков.
Посмотреть все слайды
Что Пушкин думал о дружбе?
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт и прозаик, посвятил много внимания теме дружбы в своих произведениях. В его работах можно найти размышления и рассуждения о том, что значит быть друзьями и какие ценности они несут в нашу жизнь.
Пушкин считал дружбу одним из самых важных и значимых аспектов жизни человека. Он писал о ней также как и о любви и свободе. Для Пушкина дружба была неотъемлемой частью человеческой сущности, она давала смысл жизни и помогала преодолевать трудности и невзгоды.
Пушкин описывал дружбу как некую гармонию, взаимопонимание и поддержку. Для него друзья были людьми, с которыми можно делиться секретами, найти понимание и взаимную аффекцию. Он считал, что дружба должна быть основана на искренности и доверии, а не на выгоде или интересах.
В своем произведении «Евгений Онегин» Пушкин показывает, как дружба может быть испытана в разных ситуациях. Одной из ключевых тем в романе является развитие и преображение дружеских отношений главного героя с Ленским, который погибает в дуэли.
Также Пушкин через своих героев выражал свои собственные мысли о дружбе. В его письмах и стихотворениях появляются фразы, отражающие его отношение к дружбе, такие как: «Друг изложит тебе сердце свое, — и даже худую его часть, — он тобою одурачен не будет. Друг любит тебя так, как ты есть» или «Друг, что есть друг: он один тебя понимает».
В дружбе Пушкин видел не только поддержку и понимание, но и возможность расти и развиваться. Он считал, что друзья играют важную роль в воспитании человека и формировании его характера. Дружба помогала Пушкину расширять свой кругозор, открывать новые горизонты и давала ему вдохновение для своего творчества.
Таким образом, для Пушкина дружба была не только ценностью, но и важным компонентом жизни
Он описывал ее как одну из ключевых составляющих счастья и удачи, а также понимал ее важность для создания гармоничного общества. Дружба оставала вечной темой, которую Пушкин без устали исследовал и описывал в своих произведениях
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)
19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. В связи со всем этим день открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».
Жанр — дружеское послание.
Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества. Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на брегах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоминаниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг друзей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
Центральная тема стихотворения «19 октября» — тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Несколько интересных сочинений
-
Александр Островский, является величайшим автором русской литературы, написавшим такое знаменитое произведение как Гроза. Начало произведения, начинается с описания вымышленного города Калинова
-
Главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин живет в Петербурге, служит титулярным советником. Его работа заключается в переписывании бумаг
-
Главный герой рассказа – полицейский Очумелов. Именно его автор иронично сравнивает с хамелеоном. Учиненное этим надзирателем расследование преисполнено противоречивыми подходами к оценке ситуации
-
«Отцы и дети» — известный роман русского писателя И.С. Тургенева. Главной темой произведения является описание и развитие конфликта старого и нового поколения.
-
В романе «Дубровский» А.С. Пушкина главный герой Владимир Дубровский представлен в образе благородного разбойника. Автор рисует черты его внешности достаточно кратко и лаконично.
Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина
Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него колоссальную роль. Их сообщество сформировалось во время учебы в лицее. Конечно, и до лицея, и после у Александра Сергеевича были друзья, но здесь появился «костяк» компании.
Многие стихи прямо обращены к одному другу (так и называются), с которым поэт на «ты», конечно. Например, «К Ломоносову», где друг (как и остальные) отправляется в путешествие. Скорее всего, это не буквальный путь, но работа, творчество
Александр Сергеевич желает своему другу избежать проблем и, что важно, не забыть о нём. Когда-нибудь они обязательно увидятся, снова дружески сядут за стол
В «Послании к Галичу» Пушкин удивляется, что друг его не в пути. Пушкин сам задаёт вопросы, сам предполагает ответы друга. Неужели, теперь тот в келье? Или, что ещё странней, в театрах или на балах? Пушкин не воспевает друга, а, скорей, его ругает, ведь все те крайности не для него. Александр Сергеевич хотел бы увидеть Александра Галича за праздничным столом – в кругу друзей, как прежде, за беседой. Думаю, что в своём кругу Пушкин легко обсуждал философские, политические вопросы, тут и рождалась истина, вдохновение… Стихотворение похоже на письмо, веселое, полное хороших воспоминаний.
7 стр., 3385 слов
Тема дружбы в творчестве Пушкина
… Пушкина не метафора («Друзья души моей»), а конкретные личности, и это удивительный случай. Непреходящее чувство дружбы характеризует способность Пушкина… к постоянству.( Хотя в … лирики Дельвига … в Шлиссельбургской крепости, с 1828 — в Нерчинских рудниках, в 1839-56 — на поселении в Туринске, Ялуторовске. Знакомство Пущина и Пушкина … в грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин …
Послание очередное «К Юдину» Пушкин начинает с вопроса, мол, Павел Михайлович точно ли хочет знать, как живёт Александр Сергеевич. Далее приводится описание «скучной и провинциальной» жизни. Надо сказать, что автор вроде бы и доволен жизнью деревенской – без излишеств. В этом тихом уголке он спокойно пишет стихи… С Горацием, читая его труды, «общается» Пушкин. Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь.
Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он писал им письма, они приезжали. Однако важней для нас (читателей), что поэт обращался к друзьям в своих стихах, упоминал своих друзей в строках. С друзьями автор откровенен, грустно ли ему или весело.
Для 9 класса
Популярные сегодня темы
-
Один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся» — полесовщик Ярмола Попружук. Он появляется в первых строках произведения как слуга начинающего писателя Ивана Тимофеевича.
-
После прочтения рассказа «Зеленая лампа» Александра Грина на душе остается осадок теплоты и добра. Казалось бы, такой небольшой рассказ, но в нем имеется уйма смысла.
-
Гордей Торцов – один из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Он является братом Любима Торцова и имеет говорящее имя.
-
Действительность существует в соответствии с конкретными законами и канонами. Трудности, препятствия, разочарование, недовольство, зависть – это все обычная часть нашей реальности, от которой не сбежать и не скрыться.
-
Роман «Мастер и Маргарита» был закончен Булгаковым М.А. в начале 40-х годов двадцатого века. Две сюжетные линии книги отображают все пороки и достоинства человечества. Книгу можно назвать мистической
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(842)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(759)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(736)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(736)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(829)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(614)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(631)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(740)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(535)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(563)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Значение дружбы для великого поэта
Дружба в жизни Александра Сергеевича Пушкина играла огромную роль. Его друзья были для него не только источником вдохновения, но и поддерживали его в трудные моменты, помогали в творчестве и в повседневной жизни. Эти отношения имели особое значение для самого поэта.
Один из ближайших и самых значимых друзей Пушкина был Петр Андреевич Вяземский. Они познакомились в 1813 году и сразу нашли общий язык. Вяземский был для Пушкина мудрым советником, критиком и поддержкой в сложные моменты. Он всегда был готов выслушать своего друга и дать дельные советы. В свою очередь, Пушкин тоже ценил эти отношения и всегда был готов помочь Вяземскому, как в личных делах, так и в профессиональной деятельности.
Еще одним важным другом Пушкина был Василий Андреевич Жуковский. Они познакомились еще в юности и просто не могли обойтись друг без друга. Жуковский был одним из первых, кто оценил поэтический талант Пушкина и поддерживал его в начале карьеры. Он вдохновлял поэта, помогал с созданием идеи и структуры произведений. Благодаря такой поддержке от Жуковского Пушкин вышел на новый уровень в своем творчестве.
- Друзья были для Пушкина источником вдохновения.
- Важнейшим другом и советником был Петр Андреевич Вяземский.
- Василий Андреевич Жуковский был первым, кто оценил талант Пушкина и поддерживал его.
Кроме того, Пушкин ценил дружбу как таковую и стремился создать сильные и верные отношения. В его произведениях многочисленные персонажи дружат и помогают друг другу. В поэтическом цикле «Евгений Онегин» мы видим дружбу главного героя с Ленским и Ольгой. Именно эти отношения дают Онегину возможность чувствовать некоторое счастье и доброту в своей жизни.
Таким образом, дружба играла не только большую роль в личной жизни Пушкина, но и стала важной составляющей его творчества. Своих друзей поэт ценил и благодарил за поддержку и вдохновение, которые он получал от них
Именно благодаря таким отношениям Пушкин смог создать такие шедевры, которые стали бессмертными в мировой литературе.
Вариант 2
Во времена поэтического ренессанса дружба являлась неотъемлемой частью жизни литературного общества. Друзей приобретали и теряли, с друзьями устраивали дуэли, и так далее. Многие авторы посвящали свои произведения друзьям и близким людям. Пушкин был отнюдь не исключением.
Основу для его понятия дружбы и товарищества заложили ещё во время его обучения в лицее. Там он встречает своих первых настоящих друзей, вследствие чего привязывается к ним и готов сделать ради них всё что угодно. Там он и знакомится с понятием дружбы до гроба и духом истинного товарищества.
Позже в своей жизни он встречает ещё огромное множество людей, но назвать своим другом он может далеко не всех. Он тщательно отбирает себе друзей, чтобы не ошибиться в выборе. Но истинным друзьям он максимально верен, а они верны ему, что и создает атмосферу товарищества. Своим друзьям Пушкин в благодарность за их дружбу или еще, по каким либо причинам, часто посвящал стихи и произведения. Каждое произведение уникально, так как он писал их разным людям, но общую характеристику им дать можно. Произведения были наполнены искренними словами о том, что он ценит дружбу с тем или иным человеком, и что для него данная дружба является нерушимой. Произведения, наполненные данными словами о дружбе, ещё сильнее укрепляли веру Пушкина в своих друзей, из-за чего он сильнее к ним привязывался, а они в свою очередь, привязывались к нему.
Вообще произведения Пушкина всегда отличались особым способом игры словами, из-за чего каждое его произведение создавало прекрасное впечатлении о личности его написавшего, из-за чего люди, которые не были знакомы с Пушкиным лично, характеризовали его как человека хорошего, с большим, но израненным сердцем. Как поэта его хвалили практически все читатели, говоря о его безмерном таланте. Так или иначе, Пушкин был, является, и будет одним их лучших отечественных писателей поэтической направленности.
В данном сочинении я поделился своим субъективным мнением насчёт такого писателя как Александр Сергеевич Пушкин, и его творчества на тему Дружбы и товарищества в его произведениях. Это мнение может быть опровергнуто, так как оно не претендует на истинную верность.
Стили и жанры
Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.
Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.
Период взросления
Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.
В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.
Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.
Сочинение Тема дружбы в творчестве великого поэта Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин-великий поэт. Сомневаюсь, что есть в нашей стране человек, не знающий «дивного гения»(как написала после его смерти не менее талантливый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворение «Смерть поэта»).
Воистину гениальный поэт, жизнь и смерть, которого вызывают интерес у историков и литераторов по сей день. Но сейчас хотелось бы порассуждать о друзьях Александра Сергеевича и об их влиянии на его творчество.
Друзья для Пушкина часто были «светом в окошке», и этот свет проникал в его сердце, которые творчески передавала все пережитые эмоции листу бумаги.
Как доказательство, хочется напомнить о стихотворении, адресованном Ивану Ивановичу Пущину «мой первый друг мой друг бесценный». Пушкин пишет: «Твой колокольчик огласил». Тот колокольчик был как свет в окошке. Свет, давший надежду на спасение от одиночества.
Так же можно сказать, что в поэме «Руслан и Людмила» была создана благодаря дружбе с Жуковским, ведь именно с Жуковским они поспорили о том чья поэма будет гениальнее, и появилась эта чудесная поэма(Жуковский признал победу оппонента).
7 стр., 3223 слов
«…Чувства добрые я лирой пробуждал… » (по лирике А.С. Пушкина)
… моем восприятие лирика пушкина в моем восприятии пушкин в моем восприятии эссе Сочинение на тему добрые чувства в лирике пушкина Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В.Г.Белинский Пушкин-великий поэт …
Ну а дружба с Чаадаевым, подарила нам прекрасное стихотворение, которое так и называется «К Чаадаеву». Дружба с человеком, объявленным государством сумасшедшим, дала Пушкину определённое политическое и общественное мировоззрение, и вдохновила на написание чудесного стихотворения. Ну и нельзя не вспомнить о дружбе с Петром Андреевичем Вяземским, и стихотворными посланиями Пушкина. Вяземским поддерживал Пушкина в трудные времена, в ссылке Пушкину часто приходили письма от Вяземского. Дмитрий Петрович Мирский писал «их переписка – сокровищница остроумия».
Данный список можно продолжать ещё очень долго, но к сожалению объём сочинения не позволяет мне этого сделать. Поэтому хочется уже подытожить цитатой из стихотворения Александра Сергеевича:
«Я дружбой пламенею,
Я дружбе верен стал.
Мне дружба заменяет
Умершую любовь!»
Друзья для любого человека являются поддержкой опорой. А друзья творческих гениев являются вдохновителями, идеи и поступки друзей являются основой вдохновения, а гений складывает идеи и поступки в произведения искусства.
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.
Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября». которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.
Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.
Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз». разрушить который никто не в состоянии.
Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.
Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут». и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот» .
«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен». – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои». «несчастный друг». «мой брат родной по музе, по судьбам». «мой запоздалый друг» и прочие.
Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?». «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.
«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу». и даже царя за то, что тот основал Лицей.
Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». «Служенье муз не терпит суеты». «Пируйте же, пока еще мы тут!»
Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.
Литература 9 класс
«Соколов-Микитов» — Детство и Юность. Возвращение на Родину. “Ленкорань” (1934). Скитания кончились. В 1918 г. Иван Сергеевич демобилизовался, уехал к родителям на Смоленщину. Писатель по праву относится к основоположникам географического очерка в отечественной литературе. Тогда были написаны “Автобиографические заметки”, “Свидания с детством”. Литературную деятельность начал в 1916. Работал там учителем единой трудовой школы.
«Память Пушкину» — Душа. Сквер у лицея. Ученые. Памяти А.С.Пушкина. Земля. Памятники поэта. Пушкин в поэзии. Стихотворение. Скульптор. Исполнились мои желания. Грязные сплетни. Участь моя решена. Солнце русской поэзии. Черты личности Пушкина. Памятные места Пушкина. Что значит для нас Пушкин. Свободная стихия. Пушкин в период Болдинской осени. Годы ссылки. Александр Сергеевич. Старик Державин. Венчание первого поэта.
«Русская литература XIX века» — Лицей. Смерть поэта. Первый друг. Русская литература XIX века. М. Ю. Лермонтов. Образование. П. А. Вяземский. Писатели. Гусарский полк. Романтизм. А. С. Пушкин. Реализм. Береза. Вечернее небо. Золотой век.
««Евгений Онегин» 9 класс» — Что узнала Татьяна об Онегине, посетив его дом. Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет. Жизнь поместного дворянства. Сон Татьяны странный или вещий. Заполни пробелы в таблице. Особенности композиции романа. «Энциклопедия русской жизни». «Онегинская» строфа. Общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…».
«Помещики в «Мёртвых душах»» — Герой ярмарок. Коробочка. Характеристика. Отличительные черты. Помещики «мертвы» духовно. Домовитая хозяйка. «Мертвые» и «живые» души в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Рачительность. Манилов. Плюшкин. Помещики. Образы помещиков. Чертов кулак. Собакевич. Вещи. «Мертвые» души. Ноздрев. Отношение к ведению хозяйства. Крестьяне. Гоголь.
«Жюль Верн «Таинственный остров»» — Учитель. Мирное пребывание «робинзонов» на острове. Изготовление кирпичей. Роман. Достижения науки превзойдут силу воображения. Жюль Верн написал около 60 романов. Роман «Таинственный остров». Взаимовыручка. Пятеро смельчаков-северян. Гедеон Спилет. Роман Жюля Верна. Поселенцы обустраивают свою жизнь. Жилище. Жюль Габриель Верн. Краткий перечень научно-технических предвидений. Покорил полюс. Таинственный остров.
«Литература 9 класс»