Женские образы «Темных аллей»
Особое внимание стоит уделить необычным женским портретам, которыми так богаты «Темные аллеи». Иван Алексеевич выписывает образы женщин с таким изяществом и оригинальностью, что женский портрет каждого рассказа становится незабываемым и по-настоящему интригующим
Мастерство Бунина состоит в нескольких точных выражениях и метафор, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.
Рассказы «Руся», «Антигона», «Галя Ганская» являются образцовым примером различных, но ярких образов русской женщины. Девушки, истории которых созданы талантливым Буниным, отчасти напоминают те истории любви, которые они переживают.
Можно сказать, что ключевое внимание писателя направлено именно на два этих элемента цикла рассказов: женщины и любовь. И истории любви такие же насыщенные, неповторимые, порой – роковые и своевольные, порой – до такой степени оригинальные и невероятные, что в них тяжело поверить
Мужские образы в «Темных аллеях» слабовольные и неискренние, и это тоже обуславливает роковое течение всех историй о любви.
История написания
Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин писал, находясь во Франции, работа длилась в период 1937—1945 гг. Создание книги было для автора в определенной мере спасением от трагизма жизни. Тогда ему сильно требовались деньги, также у него пропали все надежды на возвращение в Россию. Помимо этого, на него влияла депрессивная военная обстановка в Европе, в которой вовсю свирепствовала черная чума нацизма. «Чистый понедельник» включен в сборник рассказов, работа над созданием произведения была завершена весной 1944 года.
Действие в повести начинается в 1913 г., именно тогда у Бунина был пик творческого расцвета. Удивительно то, что писатель не дал персонажам имен, но время описал довольно точно. Вероятно, вспоминая те годы, автор испытывал ностальгию, именно она помогала ему, изгнанному из страны, забыться от тоски по тем местам, куда он отправляет героиню своего произведения.
С рассказчиком Ивана Алексеевича роднит горькое чувство потери: он также утратил любовь — свою Россию. Это можно проследить во всем: в описании современной литературы, философских вечеров Андрея Белого, капустников.
Герои рассказа и их характеристика
Главными героями в рассказе «Чистый понедельник» являются прекрасная молодая пара. Они олицетворяют чистую и искреннюю любовь, которая проходит через душевные испытания и разлуку. Их любовная история начинается восхитительно и идеально, но конец рассказа оказывается несчастным, печальным и трагичным, по крайней мере для одного из героев.
Молодой человек
Мне нравится2Не нравится2
Молодой человек, являющийся одним из главных героев, обладает красивой внешностью и происходит из дворянской семьи. Он испытывает самоуверенность и обладает хорошим образованием. Веселый и жизнерадостный, он полностью влюблен в свою девушку и покрывает ее разнообразными подарками, исполняя все ее прихоти.
Однако, несмотря на то, что девушка принимает все его знаки внимания, она отказывается выйти за него замуж и не строит с ним планов на будущее. Молодой человек не понимает причину ее отказа и отсутствия желания создать семью, но он не злится и не спешит принуждать свою возлюбленную. Он ведет себя сдержанно и терпеливо.
После расставания с девушкой, молодой человек страдает и переживает, он начинает утопать в печали и пьянстве, посещает церковь в поисках утешения и ответов. Однако, со временем он снова находит себя. Проходит уже два года с тех пор, как его возлюбленная ушла от него, и он осознает, что должен двигаться вперед.
В один день он случайно встречает ее в церкви среди монахинь, но его любимая не узнает его. В этот момент он окончательно прощается со своими мечтами и надеждами. Это становится для него окончательным символом того, что прошлое остается в прошлом, а он должен принять реальность и идти дальше.
Девушка
Мне нравится2Не нравится2
Девушка в рассказе предстает перед нами как молодая и богатая женщина, проживающая в сердце столицы. Она обладает изысканной внешностью и стройной фигурой, притягательной для всех вокруг. Умна и сообразительна, однако она воспринимается как неким образом отстраненной от окружающего мира.
Ей не требуются ухаживания, цветы или сладости, а источник ее удовлетворения находится в других сферах, таких как чтение или интересные увлечения. Она находится в поисках самой себя и проявляет странности, отказываясь связывать себя семейными узами. Эта загадочная девушка ставит перед своим возлюбленным загадку, которую он не может разгадать. Сильная воля и отличительная индивидуальность делают ее уникальной в сравнении с другими женщинами.
Она ценит дорогую одежду и наслаждается чтением, даже способна остаться дома ради этого увлечения. Девушка скрытна и спокойна в своем поведении. Частые посещения монастырей и кладбищ говорят о ее внутренней тонкости и способности переживать через себя все, что происходит вокруг. Она обладает особым обаянием в манере своей речи, произнося слова тихо и медленно.
В конечном счете, девушка меняет свою роскошную жизнь, отказываясь от дорогих нарядов в пользу уединения с Богом, она отправляется в монастырь.
Главные герои, влюбленные, оказываются абсолютно противоположными людьми, у них разные внутренние миры и ценности. Они представляют разные стороны жизни, однако их взаимодействие и встречи порождают непредсказуемые последствия и меняют их жизни навсегда.
Старушка из монастыря
Второстепенной героиней произведения является старушка из монастыря, которую молодой человек встретил в церкви в моменты глубокого печали после разрыва с возлюбленной. Эта старая женщина имела для него особое значение, так как она обратилась к нему и сказала, что страдание, которое он испытывает, является грехом.
У влюбленных героев было всего одно прекрасное мгновение близости, которое произошло в ночь масленицы. Однако, внезапно для юноши, девушка приняла решение уйти в монастырь в чистый понедельник.
Этот поступок, наполненный любовью к Богу, кажется похвальным, но при этом вызывает страдания в сердце ее возлюбленного. Он живет в муках и горе, осознавая, что его возлюбленная отстраняется от мирской жизни. Более того, он не знал о ее неожиданном решении в течение двух лет. Девушка может быть непонятной для окружающих, но она заслуживает уважения за свою силу воли и способность так сильно изменить свою судьбу.
Главные герои и их характеристика
Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.
В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.
Образец 3
Бунин пишет рассказ в 1944 году, в период Второй мировой войны. Как известно, в годы войны советская власть открыла многие церкви, с иконами облетали Москву, для того чтобы уберечь город. Люди могли снова обратиться к вере.
Действие рассказа — 1912-14 года, период тоже трудной для России, предреволюционные года, близость войны. Период, когда обращение к вере является актуальным и весьма насущным.
Главная героиня – как отражение эпохи, она развлекается, но этими развлечениями не прельщается и не увлекается, она как будто видит эфемерность всего существования и чувствует зыбкую природу своего времени. При этом Бунин специально вводит в повествование подлинных исторических личностей: Станиславский, Москвин, Сулержицкий, Белый, Качалов – в некоторой степени они являются лицом своего времени. Главные герои тоже вхожи в этот свет, более того, они притягивают восхищенные взгляды, зачастую оказываются в центре внимания, привлекают собственной красотой и независимостью.
Итак, она не чужда развлечениям, но когда выдается свободный вечер или утро, посещает соборы и храмы. Она изучает историю и в этом Бунин подчеркивает стремление к корням, к поиску подлинного лица и сути народа. Также главная героиня разбирается в православной традиции, но не называет себя религиозной. В этом заключается интересная деталь, главная героиня представляется более искательницей и аналитиком, чем просто верующей. Она испытывает теплые чувства религиозной тематике, но также имеет чувства глубокие.
Такие же глубокие, но немного своеобразные чувства к главному герою, которому она разрешает ласки, но не отдается полностью. В этом проявляется определенная целомудренность, которая не является чем-то напускным, ведь он для нее «первый и последний» и более у нее никого. Поэтому тут мы видим в большей степени устремленность к спасению собственной души и души своего возлюбленного. Он часто спрашивает любит ли она его и требует подтверждений, сомневается. Однако в заключительной сцене рассказа мы видим как она узнает своего возлюбленного в полной темноте, уже будучи монахиней.
Бунин описывает связь этих людей как невероятно прочную и возвышающуюся над обыденностью мира. Главный герой увлечен и буквально воспевает каждую деталь героини, восхищен всем вплоть до следов на снегу от ее ботинок. Главная героиня более молчалива и задумчива, она размышляет над книгами и над этим миром. В итоге единственным выходом, который выбирает она является уход в монастырь как поиск чего-то настоящего, чего-то подлинного в этом мире.
Анализ произведения Чистый понедельник для 11 класса
1944 год. Вторая мировая как никогда раньше, оказывает пагубное влияние на семьи, любовь и чувства в целом. Бунин, находясь на территории современной России, прекрасно понимает чувства всех солдат, матерей и девушек, ждущих своих возлюбленных. В это же время в его творчестве рассматривается тема любви и автор рьяно ищет ответов на вечные вопросы.
Произведение «Чистый понедельник» создаётся именно в это время. Примечательно то, что героям имена не даны – автор не счёл необходимым давать имена, потому что такая история могла случиться много раз со всеми. Вместо этого, мужчина выступает в роли рассказчика, что даёт возможность читателю как-бы из первых уст слышать слова, чувствовать переживания, понимать, чем руководствуется влюблённый юноша в своих поступках.
Герои являются антагонистами друг другу: он пылок, энергичен и характером напоминает итальянца, а она более сдержанна в поступках и словах. Барышня находится в центре Вселенной, а автор как-бы приставлен к ней. Он сам пишет о том, что её не трогают ни богатства, ни красивые места, ни обеды. Девушка принимает все ухаживания, однако остаётся холодна.
Во время Великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. Он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно, что из-за своей сосредоточенности на своих чувствах не мог думать об её счастье. А что может желать такая натура, которая богата духовно, задумывается о сущности любви и счастья? Сколько она ускользала, когда попытки сблизится переходили грань приличия настолько, что герой уже собой не владел!
Ему не было дано понять косвенных знаков, что свою жизнь связать с таким мужчиной она не хотела. Однако в последнюю ночь девушка ему отдаётся, что даёт иллюзию, будто они окончательно сблизились. После этого, она уезжает в монастырь. В проекции на современность Бунина, даются такие известные имена, как Станиславский, Андрей Белый, Москвин. Появляясь на мгновение, они делают заманчивые предложения или помогают развлечься красивой паре. Однако ценности не представляют.
Спустя недели запоя и бездельничества без своей любимой, автор приходит в монастырь и встречает там ту самую, в обличии монашки. Бунин показывает тем самым, что, не смотря на заманчивые предложения, не несущие за собой духовной ценности и временные невзгоды (война же), Россия обретёт себя. Как героиня мучилась, пытаясь понять свою роль, так и государство переживало плохие времена. Однако будет тот Чистый понедельник, который очистит страну от той грязи, что сейчас на ней!
Главная мысль
Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.
Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.
Проблематика книги «Чистый понедельник»
Она заключается в следующем:
Невзаимное чувство – основная проблема новеллы. Молодой человек страдает из–за утраты избранницы, мятущейся между страстью и своими душевными потребностями. Не случайно внутренние черты персонажа так контрастируют с ее внешними данными: дьявольски привлекательная красота (черные волосы, черные глаза, смуглая кожа) и искренние побуждения к Создателю.
Сложность достижения взаимности между основными персонажами. Юной девушке не видится счастливой семейной жизни, она видит себя в духовном служении. Избранник не поддерживает ее си старается убедить в собственном видении их совместного будущего (брака и семьи). В данной ситуации обнажена взаимная конфронтация.
Сложности счастья. О счастье у персонажей представления разные. Он жаждет земных удовольствий и наслаждений, а ее не прельщают роскошь и праздность.
Отчаяние – тоже затронутая Буниным проблематика. Мужчина не справился и стал злоупотреблять спиртным. Он бродит по узким проулкам, усеянным лачугами и проститутками.
Проблематика рассказа
В своем произведении автор, кроме основных тем, рассматривает и ряд определенных проблем. Среди них:
- Взаимопонимание между персонажами. Героиня не понимает сути семейного счастья, ее радует собственное духовное призвание. Мужчина не способен понять этого. Он старается навязать возлюбленной собственное видение будущего — семья и дети. Из этого следует, что любовь не сближает людей, а только обнажает противоречия.
- Отчаяние — важная проблема, затронутая Иваном Алексеевичем. Слабый мужчина сломался и начал топить собственное горе в алкоголе. Он вошел в мрачную обстановку, где улице усеяны питейными заведениями и падшими женщинами.
- Неразделенные чувства — главная проблема рассказа. Мужчина сильно страдает от того, что его избранница ушла в монастырь. Девушка же разрывается между потребностями души и страстью. Совсем не случайно писатель демонстрирует контраст внешности героини с ее характером: темная красота и светлые порывы к Создателю.
- Проблема счастья. Каждый персонаж по-своему трактует это чувство. Для мужчины это семья, для женщины — служение Всевышнему. Герой стремится к земным радостям, его избраннице чужда праздная жизнь. Действующие лица рассказа богаты и красивы, но в то же время несчастны. Скорее всего, большая радость состоит не в этих ценностях.
Вариант 4
Бунин пишет о чувствах между двумя людьми. Они – характерные представители своего времени, даже имена автор не называет и при этом достигает удивительного эффекта. Многие читатели вообще не замечают отсутствия имен главных героев.
Девушка богата и красива, как описывает ее рассказчик, обладает какой-то индийской красотой. Молодой человек имеет красоту и нравы тоже южные, но более «персидские». Он тоже является состоявшимся человеком, приковывает восхищенные взгляды.
Отношения между ними остаются практически платоническими, точнее допускают некоторую физическую близость, которая никогда не доходит до своего логического завершения. Героиня всегда тактично отстраняет его, после чего они отправляются гулять по ресторанам и театрам и так много дней, а точнее, ночей подряд.
Тем не менее, как узнает читатель потом, героиня не чужда православной культуре и даже разбирается в тематике веры, хотя и не проявляет никогда чрезмерной религиозности и набожности. Она при этом может делать весьма точные замечания, которые подчеркивают ее некоторую отстраненность от этого мира «книги, театры и остальное» ей будто не нужны совсем. Этот факт подчеркивает и сам рассказчик, когда описывает героиню, но создается впечатление, его некоторой насмешки над героиней.
Например, он говорит о ее фразе «не понимаю, как людям не надоедает всегда обедать и ужинать» и после этого довольно детально описывает блюда, к которым сама героиня любила приложиться. Она обладала «московским» вкусом, не чуралась простых земных удовольствий.
Когда героиня говорит о своем намерении уйти в итоге в монастырь, герой тоже воспринимает такой выпад как не серьезный и даже хочет в ответ сказать, мол, если так случится, то и сам он сделает так чтобы оправиться на каторгу или нечто подобное.
В итоге именно намерения героини оказываются полностью серьезными. Она всерьез воспринимает и истории о муромском князе Павле и его супруге.
Для героини история ее страны является частью ее собственного существа, об этом упоминает Бунин «история ее интересует». Более того в образе героини сквозит та святость, та исконность Руси, которая теперь сокрыта под напускным и мирским. Не удивительно, когда девушка в итоге уходит в монастырь, она видит в эти предреволюционные годы выход только в том чтобы обратиться к чему-то настоящему, более высокому, чем земное и праздность.
Однако, она помнит своего возлюбленного «первого и последнего». Именно она узнает в кромешной тьме, будучи монашкой.
11 класс
Анализ книги «Чистый понедельник»
Символически Бунин всегда сравнивал любовь с тайной, загадочной и соблазнительной. Она всегда должна была сопровождаться страстью, мимолетностью, быстротой и всепоглощением; она должна была оставлять самый глубокий след в человеческой душе, приводить к катарсису. «Буря грустных и трагических чувств» – так видится любовь в рассказах писателя.
Девушка не уверена в собственных моральных ценностях, она действительно желает отправиться в монастырь, но страшится расставания с избранником, являющимся для нее частицей мира развлечений. С применением любимой техники писателя основные персонажи не наделены именами: просто «он и она». Любовники были близки лишь непродолжительное время, особой связи из–за молчания девушки между ними не было, ему с не было неинтересно. Она с завидным постоянством умилялась собственным ощущениям, не осознавая их причины. Главная сложность ключевых персонажей – недопонимание друг друга и даже отсутствие желания понять.
Она страдала, металась, не решаясь конкретно определиться с решением, но в итоге осознала, что ее вера в Создателя, желание ему служить и быть справедливой были гораздо сильнее, чем любовь к мужчине. Вот потому то она и отправилась в монастырь, не поставив в известность своего избранника о принятом ею решении. Она боялась разбить себе сердце. Он же ничего не понимает и не стремится оправдать ее выбор, стремления и грезы. На пике телесной страсти, он хочет только бракосочетания, их жизни вместе: его заботят ее чаяния, он ругает ее за пустопорожние мысли и метания. Мастерски И. А. Бунин случайно детскую непосредственность героини и истинное положение вещей во взаимоотношениях.
Сюжет рассказа «Темные аллеи»
Сюжет его незамысловат. Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. Надежду он узнает не сразу. Теперь она — хозяйка в котором однажды произошла их первая встреча. Герой выясняет, что все это время она любила лишь его.
Рассказ «Темные аллеи» продолжается. Николай Алексеевич пытается перед женщиной оправдаться за то, что не навещал ее столько лет. «Все проходит», — говорит он. Но очень уж неискренни, неуклюжи эти объяснения. Мудро отвечает Надежда генералу, сказав о том, что молодость проходит у всякого, а любовь — нет. Женщина укоряет возлюбленного, что тот бросил ее бессердечно, поэтому она много раз хотела наложить на себя руки, но сознает, что теперь уже поздно укорять.
Остановимся подробнее на рассказе «Темные аллеи». показывает, что Николай Алексеевич как будто не чувствует раскаяния, но Надежда права, говоря о том, что забывается все-таки не все. Генерал тоже не смог забыть эту женщину, свою первую любовь. Напрасно просит он ее: «Уходи, пожалуйста». И говорит, что лишь бы Бог простил его, а Надежда, видно, уже простила. Но выясняется, что нет. Женщина признается, что не смогла этого сделать. Поэтому генерал вынужден оправдываться, извиняться перед своей
бывшей возлюбленной
, говоря о том, что никогда не был счастлив, но жену свою любил без памяти, а она бросила Николая Алексеевича, изменила ему. Сына обожал, возлагал
большие надежды
, а получился из него наглец, мот, без чести, сердца, совести.
Главная героиня
Делая анализ «Чистого понедельника» Бунина, стоит обратить внимание на портрет безымянной девушки, которую создает автор в начале произведения. Она вела праздный образ жизни
Много читала, занималась музыкой, любила посещать рестораны. Но всё это она делала как-то равнодушно, без особого интереса.
Она образованна, начитанна, с удовольствием погружается в мир роскошной светской жизни. Ей нравится хорошая кухня, при этом она удивляется, «как людям не скучно каждый день обедать и ужинать»? Она называет актёрские капустники пошлыми, при этом отношения со своим возлюбленным заканчивает именно посещением театра. Героиня Бунина не может понять, в чём его предназначение в этой жизни. Она не из тех, кому достаточно жить в роскоши, рассуждать о литературе и искусстве.
Внутренний мир главной героини очень богат. Она постоянно размышляет, находится в духовном поиске. Девушку привлекает окружающая действительность, но в то же время и пугает. Любовь становится для нее не спасением, а проблемой, которая чудовищно тяготит, принуждает принять единственно верное внезапное решение.
Главная героиня отказывается от мирских радостей, и в этом проявляется ее сильная натура. «Чистый понедельник» — это не единственный рассказ из сборника «Темные аллеи», в котором автор уделил немало внимания женскому образу.
Бунин на первый план выдвинул переживания героя. При этом показал довольно противоречивый женский персонаж. Героиню устраивает образ жизни, который она ведёт, но всяческие детали, мелочи, удручают ее. Наконец она принимает решение уйти в монастырь, тем самым разрушает жизнь человека, который любит ее. Правда, этим она причиняет страдания и себе. Ведь в письме, которое отправляет девушка возлюбленному есть слова: «Пусть Бог мне даст сил не отвечать тебе».
Выводы, которые можно сделать из произведения
Чистый понедельник – это глубокое и трогательное произведение, в котором автор передал главную мысль о том, что в жизни не нужно искать легкой дороги и бежать от трудностей, а нужно бороться, доказывать свою ценность и находить в себе силы преодолеть любые препятствия.
Бунина удалось воспроизвести дух эпохи, показать обыденность жизни и одновременно подчеркнуть важность моральных ценностей и духовной красоты. Конфликт, который происходит в сердце героя, возникает из-за его внутренних принципов и становится символом борьбы за свои идеалы
В произведении есть и другая важная тема – мир, где сила и деньги решают все, но сильный человек – это не только тот, кто обладает властью, но и тот, кто обладает духовной силой. Приятно читать литературу, которая заполняет реальные пробелы в нашем образовании и позволяет увидеть жизнь на самом деле.
Чистый понедельник — это главным образом произведение о саморазвитии, о том, что человек и есть тот, кто не может остановиться на достигнутом и должен всегда искать пути к совершенству своей личности. Именно развитие интеллекта, духовности и образования — это главный смысл жизни каждого человека, вне зависимости от социального статуса и возраста.