Читать краткое содержание главы Максим Максимыч
Повесть начинается с рассказа автора о том, как ему пришлось ждать в гостинице во Владикавказе оказии. Гостиница была простая, обслуживало её три человека, и автор приготовился провести в скуке время в ожидании. Но на следующий день приехала повозка с его знакомым, Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Как оказалось, Максим Максимыч понимал толк в поваренном искусстве и смог приготовить вкусного фазана. Позже, знакомые сидели за бутылкой вина и молча смотрели на улицу, потому что говорить им было особо не о чем.
Вдруг мимо проезжает несколько повозок с армянами, а позади них едет красивая карета, сделанная по последней моде и явно не предназначенная для тех дорог. Позади этой коляски шёл балованный лакей, у которого автор поинтересовался, не оказия ли пришла. Лакей презрительно посмотрел и ничего не ответил, на заданный вопрос ответил армянин, что, да, приехала оказия.
Барский лакей стал выгружать вещи в гостинице и Максим Максимыч поинтересовался, чья эта коляска. Узнав, что её владельцем является Григорий Александрович Печорин, штабс-капитан сильно обрадовался, потому что считал его своим близким другом. Узнав, что Печорин остался в гостях у одного полковника, старик попросил лакея доложить о нём, и, с радостью и надеждой в сердце, он сел на скамейку за воротами и стал ждать приезда своего товарища. Прождав его весь день, но, так и не дождавшись, расстроенный Максим Максимыч вернулся в гостиницу поздно ночью.
На следующий штабс-капитан встал очень рано, сказав, что ему нужно сходить к коменданту, он попросил своего знакомого, послать за ним, если приедет Печорин. Через какое-то время, автор увидев Печорина, послал слугу за Максим Максимычем. Печорин велел лакею собирать вещи, а сам он уселся на скамейку. Автор внимательно рассматривал пришедшего, и сделал вывод, что он как раз той наружности, которая привлекает женщин. Он подошёл к нему и сказал, что его хотел видеть штабс-капитан. И в этот момент они увидели бегущего к ним старика. Он был очень рад Печорину, хотел было кинуться ему на шею, но тот лишь равнодушно протянул ему руку. Обида и досада захлестнули бедного Максим Максимыча. Немного поговорив, Печорин. Старик был разочарован, зол и обижен, отдал автору все заметки своего друга. Когда его знакомый стал собираться, старик ехать отказался, сказав, что ему надо закончить дела, потому что, торопясь встретить Печорина, он их не успел сделать. Знакомый уехал один, взяв с собой заметки.
В этой повести главная мысль заключается в том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей, особенно старшего поколения, потому что им просто нечем их заменить, надо относиться к ним с уважением.
История написания и публикации «Героя…». Как складывался настоящий вид композиции романа? Основные идейно-художественные функции композиции.
Только в 1838 году, как предполагают исследователи, у Лермонтова сложился окончательный замысел романа как целостного произведения, состоящего из цепи повестей. В самой ранней редакции последовательность этих повестей была следующая: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри». Первые две повести имели подзаголовок «Из записок офицера» и составляли как бы первую часть романа, вторая – «Княжна Мэри» — носила исповедальный характер и раскрывала личность Печорина. «вероятнее всего, в августе – сентябре 1839 года Лермонтов переписал все «главы» романа (за исключением «Бэлы», которая к этому времени была опубликована) с черновиков в особую тетрадь, внося в процессе переписывания некоторые поправки. На этой стадии работы в роман вошла глава «Фаталист». Роман уже имел такую хронологию повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист» и «Княжна Мэри». По-прежнему роман имел две части, как и в предыдущей редакции. Но роман стал уже более философски насыщенным, более глубоким. Лермонтов создает завершающую редакцию романа, включив в него главу «Тамань». При этом писатель изменил композиции произведения: он поставил «Тамань» первой в записках Печорина, дав им название – «Журнал Печорина» и предпослав ему «Предисловие», новеллу «Фаталист» переместил в конец, что более соответствовало философскому смыслу романа. Итак, роман Лермонтова стал состоять из 6 частей.
Но нужно иметь в виду, что точек зрения по поводу истории написания «Героя нашего времени» очень много, потому что нет соответствующих документов. Исследователи анализируют текст и мемуары. Так, есть мнение, основанное на воспоминаниях С.О. Жигмонта, что «Тамань» написана ранее других повестей, в 1837 году, а вслед за ней была создана повесть «Максим Максимыч». Но есть и диаметрально противоположная точка зрения: «Фаталист» написан позже «Максима Максимыча» (Б. Эйхенбаум), а «Тамань» — вообще самая последняя по времени написания (Э. Герштейн).
Некоторые исследователи даже считали, что во всех повестях перед нами разные герои. Но, как пишет Э. Герштейн, Печорин везде один и тот же. Он просто рассматривается с разных сторон. «В романе дается не статический образ Печорина, а серия его портретов, выполненных в разных ракурсах».
Таким образом, нарушение хронологии понадобилось М.Ю. Лермонтову, чтобы: «поставить один и тот же характер глазами рассказчиков разных социальных положений и разного жизненного опыта и таким способом проверить истинность рассказа Печорина о самом себе в «Журнале»; соотнести внешние, эмпирически не объяснимые парадоксы поведения Печорина с его беспощадным самоанализом в том же «Журнале»; сместить центр занимательность с повествования о «происшествиях» на исследование психологической загадки «героя времени» (поэтому сообщение о смерти Печорина настигает читателя, когда он не прочел даже и половины романа!)». Характер Печорин раскрывается перед нами от «внешнего» к «внутреннему», от «казаться» к «быть».
Одиночество Печорина
Герой всячески пытается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь, и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, возникла именно из-за того, что герой отгородился от людей, оставив в кругу своих интересов только свою личность. Печорин, может быть, смог полюбить людей, обрести настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая уединение.
Так Печорин был создан компанией. Он сам об этом говорит, разговаривая с Максимом Максимыч или Марией. Но в конце концов Пекорин стала человеком, который закрыл свою душу от всего хорошего и хорошего, что могло в ней поселиться. Об этих людях можно только пожалеть, ведь с таким циничным характером добиться счастья просто невозможно. Каждый человек — хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись искренне и надолго испытывать чувства, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.
Прибытие Печорина в город
В окно рассказчик увидел, как во двор въехало несколько повозок и легкая щегольская дорожная коляска. Друзья расспросили следовавшего коляской слугу, и оказалось, что среди прочих прибыл и Печорин, который остался ночевать у полковника Н. Максим Максимыч страшно обрадовался, попросил известить барина о себе и сел на лавочку за воротами ждать старинного приятеля. Но ожидание было напрасным, Печорин в этот день так и не появился. Ночью Максим Максимыч долго ворочался и вздыхал. а утром ни свет ни заря уже снова сидел на скамейке. Потом штабс-капитан вынужден был отправиться по делам, но просил рассказчика сразу послать за ним, если подойдёт Григорий Александрович.
Через десять минут после его ухода появился Печорин. Это был молодой человек аристократической наружности. С первого взгляда ему нельзя было дать больше двадцати трех лет, но присмотревшись — все тридцать. Самым примечательным в его внешности являлись его глаза: они не смеялись, когда он смеялся, а это признак либо злого нрава, либо глубокой. постоянной грусти. Рассказчик тотчас послал инвалида в комендатуру — позвать Максима Максимыча.
Образ и характеристика Максима Максимыча
Хотя Максим Максимыч не является главным героем спектакля, он играет важную роль в романе. Во-первых, именно из его слов читатель получает первое представление о Печорине. Во-вторых, характер Печорина лучше всего раскрывается на контрасте с образом штабс-капитана.
Главные качества Максима Максимыча — честность, простота и добрый нрав. Образ человека и немного хитрого штабс-капитана противоречит образу Печорина: сложного, страдающего человека, не ладящего с миром.
Внешность Максима Максимыча описана в повести «Бела»: «На нем было офицерское пальто без бретелей и волосатая черкесская шляпа. На вид ему было за пятьдесят, смуглый цвет лица свидетельствовал о том, что он давно знаком с закавказским солнцем, а усы его преждевременно поседели не соответствовали его твердой походке и бодрому внешнему виду…».
Иллюстрация Юрия Иванова
Максим Максимыч много лет служит на Кавказе, все видел, но признает, что ни к черкесским пулям, ни к красотам Кавказа не привыкнуть: «Да, к свисту пули можно привыкнуть, что есть, привыкнуть скрывать непроизвольный сердечный ритм».
Капитан хорошо знает Кавказ, его природу и обычаи, даже если предвзято относится к местному населению: «Дураки! Вы бы в это поверили? Они ничего не умеют, они не способны ни на какое образование! По крайней мере, наши кабарды или чеченцы, пусть и разбойники, голые, но с отчаявшимися головами, а у этих людей нет тяги к оружию: ни на ком не увидишь приличного кинжала. Они настоящие осетины!»
Он умеет воевать (получил повышение за «дела против горцев») и поддерживать хорошие отношения с соседями. И «мирный князь», отец Белы, и вор Казбич были его кунаками, то есть друзьями. Максим Максимыч разговаривает с черкесами на их языке, ведет дела честно, но не позволяет обворовывать себя.
Капитан не пытается навязать свои правила местным жителям. Он признает, что у горцев есть свои обычаи. Когда Казбич убивает отца Белы, мстя за кражу лошади, Максим Максимыч возражает: «Конечно, по-своему, он был абсолютно прав». Рассказчика поражает это свойство русского человека: «прощает зло везде, где видит необходимость или невозможность его уничтожения».
Максим Максимыч ценит дружбу. Быстро подходит к рассказчику. Во время службы в крепости дружески общается с Печориным.
У Максима Максимыча нет жены и детей. Возможно, поэтому офицер средних лет был особенно теплым и отцовским по отношению к Азамату и Беле. Создается впечатление, что смерть девушки его печалит больше, чем Печорина.
Максим Максимыч живет в простой системе координат. Он честный активист, добрый товарищ, человек, способный к состраданию, когда он не противоречит долгу.
И он совершенно не понимает уставших от жизни молодых людей вроде Печорина: «Какое чудо! Скажите, пожалуйста, похоже, вы были в столице, а недавно: неужели там вся молодежь? «Либо в шутку, либо всерьез капитан приходит к выводу, что молодые русские научились скучать по британцам -« но они всегда были печально известными пьяницами!»
Если Печорин — «герой нашего времени», то Максим Максимыч — герой другой уходящей эпохи. Сам он горько признает это, столкнувшись с холодностью Печорина на новой встрече: «Куда мы, старые невежды, гоняемся за вами! Если встретитесь, так стыдитесь и тянитесь к нашему брату». И рассказчик, и читатель. Офицер, обманутый в меру своих ожиданий, в этот момент вызывает только симпатию.
Иллюстрация В.И. Комаровой
И все же образ Максима Максимыча не оставляет сильного впечатления. Вряд ли его можно считать положительной альтернативой Печорину, но рассказчик не сомневается, что он честный и достойный человек. Недаром рассказ Белы заканчивается словами: «Признайте, однако, что Максим Максимыч — человек, достойный уважения? .. Если я признаюсь, то буду полностью вознагражден за свою историю, может быть, слишком долгую».
Сергей Никоненко в роли Максима Максимыча в сериале «Печорин». Герой нашего времени »(2006 г)
Вариант 2
Максим Максимыч – обычный рядовой солдат, всю жизнь отдавший этому благородному делу. Он является полной противоположностью главного героя произведения. Но вместе с тем, его образ по-настоящему важен для раскрытия души Печорина.
Если задуматься, что читатель знает о Максиме Максимыче, то информации будет не так много. Хотя его положительных качеств не перечесть. Он очень добр к окружающим людям, по-детски наивно восхищается природой. Это, кстати, огромная редкость для военного человека, сердце которого не очерствело после многочисленных боев и ранений. Мужчина очень нежно и по-отечески относится к Григорию Александровичу и Бэле. Возможно от того, что сам был заядлым холостяком, чем похвастаться не мог. Правда в том, что очень одинок был этот человек пятидесяти лет. Он не понимал и не принимал светского общества, поэтому всегда общался «по-свойски». Он знает много историй. Свидетелем многих был сам. Эти истории любит рассказывать остальным. Вот еще одно отличие от Печорина. Григорий Александрович записывает всё в блокнот, а Максим Максимыч предпочитает устную разговорную речь.
Служил он в основном на Кавказе, о чем говорила его смуглая кожа, часто находящаяся под лучами горячего кавказского солнца. За многие годы он хорошо изучил кавказский язык и частенько в свою речь вставлял их фразы. Волосы его были седы так же, как и пышные усы. За долгие годы службы ему было присвоено звание штабс-капитана.
Очень важно, что именно из уст Максима Максимыча мы впервые узнаем о самом Печорине, видим его взаимоотношения с Бэлой и с окружающими людьми. Неоднократно показано, что старый офицер не понимает Печорина и его действий, но вместе с тем, их связь сохраняется на протяжении многих лет
И какого же удивление и Максима Максимыча и самого читателя, когда Григорий Александрович Печорин так холодно и равнодушно встречается со старым приятелем. Кажется, что сам читатель чувствует боль и непонимание от этой ситуации. После того, как добрый, чуткий старик со слезами на глазах был готов обнять Печорина после пяти лет расставания, тот не предпринял того же и равнодушно отвесил пару фраз. А так как можно заметить, что Максим Максимыч обидчив, как ребенок, что неоднократно подчеркивается в произведении, то значит мужчину очень задела эта ситуация. Должно быть, на этом история Печорина и штабс-офицера Максима Максимыча закончилась.
Видео:Метаэтика. Что такое хорошее поведение?Скачать
Проблемно-тематический анализ романа по главам
Композиция романа кольцевая. Автор начинает с повести «Бэла» и заканчивает «Фаталистом». Время действия относится к периоду, когда Печорин проходил службу в кавказской крепости. В первой и последней повести присутствуют два основных действующих лица. Первый из них — сам Печорин, а второй — Максим Максимович.
«Бэла»
Лермонтов заинтересовывает читателя главным героем уже с первой главы. Повествование идет от имени Максим Максимыч — простого, но малообразованного человека, неспособного понять Григория Александровича. С его слов может сложиться представление о Печорине, как об абсолютном эгоисте, который по своей прихоти стал причиной смерти черкешенки.
С одной стороны, Григорий без страха идет на кабана, а с другой — бледнеет, заслышав скрип двери. В первой главе сложный характер и мотивы главного героя непонятны читателю.
«Максим Максимыч»
Со следующей повести личность Печорина начинает раскрываться. Повествование в этот раз идет от безымянного путешественника. Он составляет психологический портрет главного героя. Перед читателем предстает довольно противоречивая личность. Это сплетение силы и слабости.
Григория Александровича характеризует крепкое телосложение и внезапно начинающаяся «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и морщины. Самым важным в облике персонажа являются его никогда не смеющиеся глаза.
Своим эгоизмом и равнодушием молодой человек ранит Максима Максимыча. Читателю неприятно такое поведение Печорина, глубоко погруженного в свои раздумья и отталкивающего привязанного к нему добряка. Читатель задается вопросом: «Есть ли хоть что-то дорогое ему в этом мире?».
«Тамань»
В этой повести Григорий проявляет себя как довольно деятельная натура, способная вмешаться в судьбу других людей. По ходу сюжета он попадает в опасные ситуации, из которых ему удается удачно выпутаться. Однако опыт, приобретенный в Тамани, стал достаточно горьким для молодого человека.
Итоговой фразой становится: «Разве дело мне до бедствий и радостей человеческих?».
Княжна Мэри»
Здесь со стороны Печорина проявляется полное презрение к принятым в обществе правилам, талант подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть соперников.
Накануне дуэли, ставшей следствием конфликта с Грушницким, Григорий Александрович подводит своеобразный итог своей жизни, их которого читатель узнает об одиночестве и чувстве бесполезности главного героя.
«Фаталист»
Печорин и поручик Вулич заключившие пари о том, «может ли человек сам распоряжаться своею жизнью, или над каждым висит рок», очень похожи. Отличает их убежденность Григория в том, что предопределения нет, в то время как Вулич уверен в обратном. Главный герой, как и раньше, проявляет бессердечие в этом пари. Однако, молодой человек демонстрирует противоположные качества при бескровном захвате подвыпившего казака.
«Княжна Мери»: анализ произведения
«Княжна Марья» может быть типичной старинной историей. Автор делает акцент на аристократии, их жизни и их ценностях. Но Лермонтов затронул гораздо более глубокие темы истории, и подробный анализ поможет их понять. «Княжна Марья» — часть романа «Герой нашего времени», ее анализ невозможен без анализа всего произведения.
«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
Лермонтов давно вынашивал идею романа. Известно, что автора вдохновил пушкинский «Евгений Онегин». Прочитав, Лермонтов был настолько впечатлен, что захотел создать нечто подобное, роман, который поразил бы современников и утвердил бы его как писателя:
«Герой нашего времени»: жанр, композиция
Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и идею романа. Композиционно «Герой нашего времени» представляет собой хронологически не связанный между собой цикл рассказов. Помимо предисловия, роман включает следующие главы:
- «Бела»;
- «Максим Максимыч»;
- «Тамань»;
- «Княгиня Мария»;
- «Фаталист».
Некоторые рассказы были опубликованы еще до того, как был опубликован весь роман. Но глава «Княжна Марья» впервые появилась уже при публикации всего романа — в 1840 году.
Герой нашего времени — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, особенно Печорина. Недаром Лермонтов не расположил рассказы в хронологическом порядке: повествование следует так, что читатель постепенно открывает разные грани души Печорина.
При этом каждая глава романа уникальна. В частности, «Княжна Марья» — это рассказ в виде дневника.
Титульный лист первого выпуска «Героя нашего времени»
Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», принадлежит эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проблемы, поставленные Лермонтовым и Пушкиным, во многом совпадают:
Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
Сюжет анализируемой истории повествует о любовной драме, и образ княгини Марии помогает прочувствовать ее глубже:
- Лермонтов представил героиню интеллигентной, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
- Однако Мария своими искренними чувствами становится жертвой извечной игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.
Автор сознательно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется убитой горем. Или, наоборот, усвоит ценный урок и подарит любовь тем, кто этого действительно заслуживает.
Лермонтов раскрывает природу любви через другого персонажа: Веру. Только она увидела все достоинства и недостатки Печорина, приняла его как есть. Главный герой осознает это поздно, хотя именно Вера смогла изменить его и сделать счастливым.
Проблема «лишнего человека»
Как и Онегин, Печорин — умный и дальновидный человек, который выделяется из своего общества. Эти черты характера приводят к тому, что оба героя разочаровываются друг в друге и в жизни в целом. Они не видят смысла в жизненных стремлениях или чувствах и просто не способны на это. Это делает их «лишними людьми».
Здесь Лермонтов копнул глубже Пушкина и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Затем на смену активным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, уже не видевшее смысла в борьбе и ее существовании.
В результате Печорин, как типичный лишний человек, остается недовольным. Автор подсказывает читателю: счастье можно найти, только если найдешь смысл жизни.
Как видите, в повести «Княгиня Мария» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а вместе с ним и его основные идеи, важные в наше время.
Печорин – типичный представитель своего поколения
Общественная обстановка
Роман был написан во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чье восшествие на престол могло прервать восстание декабристов, позже подавил все проявления свободы мысли и держал под строгим контролем все аспекты общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась стагнацией экономики и образования. В тот момент невозможно было проявить себя как личность, что мы и наблюдаем в романе по примеру Печорина.
Невозможность реализовать себя
Он мчится, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? с какой целью я родился?..
И правда, что она существовала, и правда, что была для меня высокая должность, потому что я чувствую огромную силу в душе… Но я не представлял себе эту должность, я позволял себе увлечься соблазнами пустых и неблагодарных страстей».
Изучение науки принесло ему разочарование: он увидел, что успех приносит только приспособляемость, а не знания и умения. Он также не оказался на монотонной военной службе. Ему не нравится семейная жизнь. Ему остается только одно: искать все новые и новые развлечения, часто очень опасные для него самого и для других, чтобы не скучать.
Скука как характерное состояние представителей высшего общества
Скука — обычное состояние Печорина. «.. Что вы делали?» — спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось снова встретиться спустя долгое время. «Я скучал по тебе!» — отвечает Пекорин. Но не только он в таком состоянии. И это одна из причин, по которой Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вроде бы были в столице, а недавно: неужели там вся молодежь?» — недоумевает Максим Максимыч, имея в виду своего попутчика (в роли автора). И он подтверждает: «.. есть много людей, которые говорят то же самое .. наверное, есть те, кто говорит правду .. сейчас те, кому больше скучно, пытаются скрыть эту беду как порок».
Напрасные усилия
Героя не устраивает его судьба. Он постоянно пытается что-то изменить, но все попытки оборачиваются только отрицательными результатами. Он тратит силы на поступки, недостойные образованного и нравственно красивого человека. Он замусорен отношениями с людьми, даже если на самом деле остро нуждается в человеческой поддержке. Он пренебрегает любовью и дружбой, не отпускает никаких чувств. Но у Печорина есть все, чтобы стать человеком с большой буквы, быть полезным обществу и достичь нравственной красоты. Но почему он выбирает для себя путь отшельника, играющего сердцами и судьбами других?
Это риторический вопрос, над которым автор предлагает нам задуматься. Возможно, дело как раз в том поколении, о котором пишет Лермонтов. Недаром еще до начала рассказа информирует читателя о том, что он собрал воедино все пороки поколения. Он рисует Печорина как человека странного и неординарного, но в то же время типичного для своего времени, который мог достичь высокого уровня нравственного развития, но само время не позволяло ему этого сделать.
Журнал Печорина
В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.
Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.
Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.
«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.
Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»
«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы
Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели»
Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.
Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» по жанру не похож на традиционный роман. У него сложная композиционная структура, сохраняющая целостность текста.
В традиционном романе множество событий и персонажей сцеплены единством сюжетной линии. В романе «Герой нашего времени» нет единого сюжета, он состоит из разрозненных пяти произведений, которые объединяет только образ главного героя, Григория Александровича Печорина. Причем эти повести расположены, нарушая хронологию, в соответствии с авторским замыслом. Естественному хронологическому порядку соответствовала бы следующая последовательность: сначала «Тамань», где Печорин останавливается по пути на Кавказ, затем – «Княжна Мери», в которой описываются похождения Печорина в Пятигорске и дуэль, потом – «Бэла», где повествуется о службе в военной крепости, куда он сослан после поединка,в «Фаталисте» — пребывание героя в казачьей станице во время отлучки из крепости, в повести «Максим Максимыч» Печорин изображен спустя пять лет; оставив службу, он едет в Персию.
В композиции, выбранной Лермонтовым, теряется определенная интрига. Например, когда происходит дуэль с Грушницким, мы уже заранее знаем, что Печорин останется жив, ведь в предыдущем повествовании из предисловия к «Журналу Печорина»известно, что герой умрет по пути из Персии. Читательское напряжение ослаблено намеренно, увлекательность сюжета для Лермонтова не так важна.
Сначала мы в предисловии знакомимся с автором и персонажем, затем события непоследовательно переданы так: «Бэла», «Максим Максимыч», затем «Журнал Печорина», включающий в себя предисловие, «Тамань», «Княжну Мери», «Фаталиста».При таком порядке Лермонтов заставляет погружаться не вглубь развития событий, а вглубь души героя, к его постепенному пониманию.
Сначала мы видим героя глазами наивного Максим Максимыча, замечающего лишь внешнюю сторону поступков Печорина, причины которых нам не понятны, хотя рассказ штабс-капитана интригует читателя. Потом мы видим Печорина глазами рассказчика — попутчика, человека с другим опытом и образом мыслей, его суждения изложены в предисловии к «Журналу Печорина».Читая личный дневник Печорина, смотрим на мир его глазами. В этих записках предстает личность героя, его попытка самоанализа. Лермонтов сочетанием различных точек зрения создает объемное восприятие героя.
В повести «Бэла» действие происходит на Кавказе. Рассказчик, следующий по делам к месту службы, знакомится в пути с немолодым штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему историю своего сослуживца и приятеля, прапорщика Печорина. Этот молодой офицер, увлекшись юной дочерью черкесского князя, похищает княжну при помощи ее брата Азамата. Печорин, страстно влюбленный в Бэлу, со временем к ней охладевает, а девушку убивает из мести Казбич, который мечтал к ней посвататься.
В повести «Максим Максимыч» повествователь становится свидетелем встречи штабс-капитана с Печориным, внимательно наблюдает за их беседой. Печорин ведет себя сдержанно и холодно, к общению не расположен. Он направляется в Персию, и оставляет бывшему сослуживцу свои записи, которые тот отдает рассказчику.
Из толстой тетради, названной «Журналом Печорина», рассказчик выбрал три истории и опубликовал их,давим названия, написав предисловие и сохранив повествование от лица героя.
В «Тамани» Печорин рассказывает о том, как, остановившись на ночлег в убогой лачужке приморского городка, нехотя разоблачил шайку контрабандистов, и чуть не погиб от рук красавицы-дикарки, заманившей его на свидание и пытавшейся утопить из страха, что он может донести на них властям.
Тамань
В «Княжне Мери» описана история, случившаяся с Печориным в Пятигорске, модном курорте с минеральными водами, излюбленном месте аристократического общества. Он встречает Веру, свою бывшую возлюбленную, знакомого юнкера Грушницкого и сближается с доктором Вернером. Соперничая с раздражающим его Грушницким, влюбляет в себя привлекательную, пользующуюся успехом в обществе княжну Мери. Соперничество заканчивается дуэлью, на которой Печорин убивает Грушницкого.
В последней части «Фаталист» рассказывается о роковом случае. Офицеры затеяли спор о предначертании судьбы. Поручик Вулич, поспорив, выстрелил себе в лоб. Но пистолет дал осечку, и он остался жив. Печорин интуитивно почувствовал, что этому человеку суждено умереть. Вулич спустя полчаса случайно погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая собственную судьбу, помогает схватить убийцу.На этом завершается повествование романа.
Проблематика романа
В романе Лермонтова можно выделить несколько центральных проблем, лежащих в основе сюжета:
- судьба;
- свобода;
- любовь;
- поиск смысла жизни.
Основная проблема — найти смысл жизни. Странный герой часто задает себе философские вопросы о смысле жизни, но не находит ответа. Он пытается наполнить свою жизнь яркими и интересными моментами, но это не делает его счастливым.
Также в романе автор говорит о проблеме безнравственности. Печорин был слишком эгоистичным и гордым, чтобы заботиться о чувствах других, но он уже ничего не мог поделать с собой.
Известные российские критики В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский в своих статьях спорили, почему Печорин был героем своего времени, почему плохо относился к другим. Лермонтов отвергает российские власти XIX века и проводит анализ подрастающего поколения, его ценностей и идеалов. Таким образом, автор выдвинул на первый план социальную проблему, а именно, что молодые люди не могут нормально развиваться в стране, где много нерешенных проблем.