Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке используется для обозначения средств и сопровождения действия, а также для ответа на вопросы «с кем?» или «с чем?».
Для образования творительного падежа у существительных используются определенные правила:
- Существительные женского рода, оканчивающиеся на -а, -я, в творительном падеже принимают окончание -ой или -ей. Например: девушка — девушкой, семья — семьей.
- Существительные женского рода, оканчивающиеся на -ь, в творительном падеже зависят от ударения в слове. Если ударение падает на последний слог, то используется окончание -ью, например: мать — матерью. Если ударение падает на предпоследний слог, то используется окончание -ь, например: вещь — вещью.
- Существительные мужского рода и среднего рода, оканчивающиеся на согласную, в творительном падеже принимают окончание -ом или -ем. Например: стол — столом, город — городом.
- Существительные мужского рода, оканчивающиеся на -й, в творительном падеже принимают окончание -ем. Например: парень — парнем.
- Существительные множественного числа в творительном падеже имеют окончание -ами. Например: друзья — друзьями.
Вот таблица, иллюстрирующая примеры изменения существительных в творительном падеже:
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный | друг | друзья |
Родительный | друга | друзей |
Дательный | другу | друзьям |
Винительный | друга | друзей |
Творительный | другом | друзьями |
Предложный | друге | друзьях |
Запомните эти правила и попрактикуйтесь в образовании существительных в творительном падеже, чтобы правильно использовать их в речи.
Другие типы склонения существительных
В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и склоняются, как прилагательные . Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:
- служащий
- провожающий
- прибывший
- слагаемое
- прохожий
- ванная
- запятая
- горничная
- горячее
- сказуемое
- мороженое.
Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов не возможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения.
Примеры: трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряхаграбли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты
Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму.
Примеры: метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра.
Примеры склонения существительных в таблицах
1-ое склонение
Падеж | Единственное число | ||
---|---|---|---|
И.п. | сестра | земля | армия |
Р.п. | сестры | земли | армии |
Д.п. | сестре | земле | армии |
В.п. | сестру | землю | армию |
Т.п. | сестрой | землёй | армией |
П.п. | о сестре | о земле | об армии |
Падеж | Множественное число | ||
---|---|---|---|
И.п. | сёстры | земли | армии |
Р.п. | сестёр | земель | армии |
Д.п. | сёстрам | землям | армиям |
В.п. | сестёр | земли | армии |
Т.п. | сёстрами | землями | армиями |
П.п. | о сёстрах | о землях | об армиях |
2-ое склонение
Падеж | Единственное число | |
---|---|---|
м.р. | с.р. | |
И.п. | стол, конь | село, поле |
Р.п. | стола, коня | села, поля |
Д.п. | столу, коню | селу, полю |
В.п. | стол, коня | село, поле |
Т.п. | столом, конём | селом, полем |
П.п. | о столе, о коне | о селе, о поле |
Падеж | Множественное число | |
---|---|---|
м.р. | с.р. | |
И.п. | столы, кони | сёла, поля |
Р.п. | столов, коней | сёл, полей |
Д.п. | столам, коням | сёлам, полям |
В.п. | столы, коней | сёла, поля |
Т.п. | столами, конями | сёлами, полями |
П.п. | о столах, о конях | о сёлах, о полях |
3-е склонение
Падеж | Единственное число | |
---|---|---|
И.п. | лошадь | печь |
Р.п. | лошади | печь |
Д.п. | лошади | печи |
В.п. | лошадь | печь |
Т.п. | лошадью | печью |
П.п. | о лошади | о печи |
Падеж | Множественное число | |
---|---|---|
И.п. | лошади | печи |
Р.п. | лошадей | печей |
Д.п. | лошадям | печам |
В.п. | лошадей | печи |
Т.п. | лошадьми | печами |
П.п. | о лошадях | о печах |
Способ определения
Разносклоняемые | Пример |
---|---|
Просклонять по падежам для определения окончаний; Определить по окончанию -мя. | Имя; Стремя; Бремя; Время; Плашмя. |
Несклоняемые | Пример |
---|---|
Не изменяются по падежам, подам и числам. | Пони;Колибри;Плато. |
Во множественном числе | Пример |
---|---|
Слово используется только во множественном числе; Нельзя опередить падеж и род. | Чернила;Сливки;Грабли. |
Словоформы | Пример |
---|---|
Произошли от причастий или прилагательных: Часто имеют окончание -ий. | Служащий;Горячее. |
Таблица склонений (1, 2, 3) и таблица склонений разных типов позволят успешно освоить школьную программу и сдать экзамены.
Старая система склонения
В древнерусском языке склонений было шесть.
Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».
В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.
Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).
Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.
Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).
Видео:Склонение имён существительных, 4 классСкачать
Ход игры:
Воспитатель (читает английскую народную песенку).
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Понравилась вам эта английская народная песенка, которую перевел на русский язык С. Маршак? А теперь скажите, носят ли свинки ботинки? Может быть, свинки надевают рукавички?
Я вам предлагаю: попытаемся вместе сочинить такую же веселую шутку о птицах и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. В качестве подсказки буду показывать картинки
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (чулок)
Без … (тапочек) и … (рукавичек)
Без ботинок и чулок
Повстречали мы … (сорок,
Без носок — … (щенков,
Без тапочек и рукавичек — … (синичек).
Молодцы! Веселое стихотворение у нас получилось.
«Узнай по звуку»
Цель: подвести детей к понятию о несклоняемости существительного пианино.
Материал: игрушки – пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т. д.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай по звуку». Закрыв глаза, играющие должны отгадать, на чем играет взрослый – на барабане, бубне, пианино
Произнося это слово, воспитатель, фиксирует внимание детей на то, что слово это не изменяется.Всегда говорят: «Играю на пианино»
Дидактическая игра «Усвоение формы предметов» Дидактическая игра на усвоение формы предметов (средняя группа) Путешествие При помощи восприятия в основном познаются внешние свойства.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие.
Конспект открытой НОД по логопедии «Образование имен существительных множественного числа» по теме «Приближение весны» Образование им. существительных мн. ч. в И. п. от им. существительных ед. ч. в И. п. по теме «Приближение весны» Задачи: 1) Образование им.
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры) Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР.
Независимость числа от пространственного расположения предметов; состав числа из двух меньших в подготовительной группе «МБДОУ Ровеньский детский сад№3 комбинированного вида Белгородской области» Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Развивающие игры. Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности Возраст детей: 6 – 7 лет (дети с особыми образовательными потребностями 8 – 10 лет) Срок реализации: 1 год СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная.
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Склонение имён существительных в единственном числе» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Краснодарского края специальная (коррекционная) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ станицы Полтавской.
Дидактический раздаточный материал по русскому языку 4 класс по теме «Склонение имён существительных»
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот… (…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).
Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .
От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).
Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Чередование суффиксов в основе
У некоторых групп существительных при склонении добавляются, исчезают и чередуются суффиксы. В основном это происходит при образовании множественного числа, иногда – косвенных форм единственного.
Формы на -ЬЯ (братья, стулья)
Некоторые существительные мужского и среднего рода способны образовывать две формы множественного числа – на -Ы -И и на -ЬЯ: колы – колья, крюки – крючья, зубы – зубья. Эти формы различаются либо по значению, либо стилистически:
- по значению: колы (отметки) – колья (палки), зубы (у живых существ) – зубья (пилы), корни (растений) – коренья (овощи), колени (части ноги) – коленья (трубы, ствола), листы (фанеры, книги) – листья (дерева), лоскуты (большие) – лоскутья (мелкие обрывки), мужи (крупные деятели) – мужья (супруги), сыны (родины) – сыновья (дети) и др. Смысловое различие пары крюки – крючья довольно тонкое.
- стилистически: при стилистическом разбиении одна форма оказывается общеупотребительной, а другая – присущей какому либо стилю речи (поэтическому, разговорному), либо устарелой, либо сохраняется только в составе фразеологизмов:
- устаревшие: каменья, уголья;
- разговорные: дядья;
- фразеологизмы: из грязи – в князи;
- высокий стиль: други, в поэзии ср.: взмахнуть крылами – крыльями; с дерев опадают листы – с деревьев падают листья.
Пара листы – листья, как видно из примеров, разделяется и по смыслу, и стилистически.
Есть формы, не отличающиеся от парных ни по смыслу, ни стилистически, которые просто употребляются редко: клины, клоки, сукú, комы.
При образовании форм на -ЬЯ имеет место чередование предшествующего суффиксу «ЙОТ» согласного: друг – друзья, крюк – крючья, а также появление беглого гласного: каменья, коренья, уголья.
Суффикс -АНИН -ЯНИН
Слова с суффиксом -АНИН -ЯНИН, обозначающие людей (горожанин, крестьянин, армянин, землянин), обладают следующей особенностью: во множественном числе они теряют конечную часть основы -ИН-, и при этом в именительном падеже имеют окончание -Е, а в родительном – нулевое: горожане, крестьяне, армяне, земляне. Исключение: семьянин.
Указанной особенностью обладают также следующие слова (плюс некоторые другие особенности):
- боярин
- барин — И. п. мн. ч. баре и бары
- болгарин, татарин, хазарин — И. п. мн. ч. болгары, татары, хазары
- господин — И. п. мн. ч. господа
- хозяин — во мн. ч. к основе добавляется -ЕВ: хозяева, хозяев, хозяевам
Суффикс -ОНОК -ЁНОК
Суффикс -ОНОК -ЁНОК (котёнок, медвежонок, опёнок), а также -ОК в слове щенок во множественном числе заменяется на -АТ -ЯТ: (котята, медвежата, опята). Окончание И.мн. -А, Р.мн. – нулевое.
Слово чертёнок во множественном превращается в чертенята.
Данное чередование имеется только у слов, обозначающих детёнышей, а также у слов маслёнок и опёнок. У других слов с этим суффиксом такого чередования нет: бочонок.
Суффикс -ОНОЧЕК -ЁНОЧЕК
Суффикс -ОНОЧЕК -ЁНОЧЕК (цыплёночек, мышоночек) во множественном числе заменяется на -АТ(О)К -ЯТ(О)К: (цыплятки, мышатки). Окончание И.мн. -И, Р.мн. – нулевое.
Определяем склонение
Тип склонения имен существительных в 4-5 классе определяется согласно алгоритму. Надо:
- Найти и выписать им. сущ. в словосочетаниях или предложениях. Это слова, отвечающие на вопросы «ЧТО? КТО?» и производные от них вопросы.
- Если слова приведены во множественном числе, надо перевести их в единственное число. Также нужно изменить падеж на именительный, если существительное указано в другом падеже. Вспоминаем, что им. сущ. в И. п. отвечает на вопросы «кто? что?», не употребляется с предлогами, слово помощник – есть, бывает.
- Указать род и выделить окончание им. сущ. в ед. ч. И. п. Для определения рода задаем вопросы «он мой?» (муж. р.), «она моя?» (ж. р), «оно мое?» (ср. р.). Чтобы выделить окончание, следует изменить слово по числам и падежам. Изменяемая часть и есть окончание.
- Применить правило: если слово жен. р или муж. р., обозначающее человека имеет окончание -А или -Я, пишем тип склонения 1. Слово муж. р. или ср. р. с окончанием -О либо -Е относим ко 2-му типу склонения. Существительное жен. р. без окончания (с мягким знаком на конце) обозначаем «3-е склонение».
Схема кратко:
Для примера определим тип склонения им. сущ. в предложении: В ясном небе сверкали звезды, а на белом инее радужно искрились нежные пушинки.
Шаг первый. В (каком?) ясном (чем?) небе (что делали?) сверкали (что?) звезды, а на (каком?) белом (чем?) инее (как?) радужно (что делали?) искрились (какие?) нежные (что?) пушинки. Выписываем существительные: небе, звезды, инее, пушинки.
небе | звезды | инее | пушинки | |
Шаг второй
(И. п., ед. ч.) |
небо | звезда | иней | пушинка |
Шаг третий
(род, окончание) |
ср. р., -О | жен. р., -А | муж. р., нулевое окончание | жен. р., -А |
Шаг четвертый (вывод) | 1 скл. | 1 скл. | 2 скл. | 1 скл. |
Видео урок для учеников 3 класса:
Склонение имен существительных в 4 классе:
Видео урок по теме для школьников 5 класса:
Презентация по русскому языку 4 класс склонение имен существительных
Самоанализ урока
(русского языка по теме: основные типы склонения имен существительных. Изучение нового материала)
Данный урок является в разделе части речи «Имя существительное», сегодняшний урок был изучение нового материала. Главное обоснование этого замысла урока является, то, что детям необходимо делиться своими знаниями и умениями, им нравиться помогать сказочным героям, так они себя чувствуют более успешными. Программные требования и образовательный стандарт в уроке были соблюдены.
В ходе урока решали главные задачи:
Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.
Дать понятие склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.. Структура урока соответствует образовательному стандарту: 1) Мотивация учебной деятельности
2) Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока учащимися. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока соответствует образовательному стандарту: 1) Мотивация учебной деятельности. 2) Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока учащимися. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
На каждом этапе была работа по развитию УУД (регулятивных, личностных, коммуникативных, предметных, метапредметных) выбрана технология проблемного обучения, игровая. Форма урока была организована групповая, индивидуальная, работа в парах. Использовались наглядный, словесный, практический методы обучения. Все это способствовало достижению запланированных целей и задач.
Склонение существительных – что это?
В 3-м классе дети узнают, что существительные изменяются по падежам. Это называется склонением. Для примера просклоняем слова картофель, пуговица, пламя:
Падеж | Слово-помощник | Предлоги | Вопросы | Слово №1 | Слово №2 | Слово №3 |
Именительный (И. п.) | есть
бывает |
Кто?
Что? |
картофель | пуговица | пламя | |
Родительный (Р. п.) | нет
не бывает |
у, с, из, до, для, без, от около, после,
вокруг |
Кого?
Чего? |
картофеля | пуговицы | пламени |
Дательный
(Д. п.) |
дам
подойду |
к, по | Кому?
Чему |
картофелю | пуговице | пламени |
Винительный (В. п.) | смотрю
спрячусь |
на, о, в, во, за, про, под, через | Кого?
Что? |
картофель | пуговицу | пламя |
Творительный (Т. п.) | смеюсь
стою |
над, перед, с, между, со, за, под | Кем?
Чем? |
картофелем | пуговицей | пламенем |
Предложный (П. п.) | мечтаю
нашел |
о, об, на, во, в, при | (О) ком?
(О) чем? |
О картофеле | О пуговице | О пламени |
Как пользоваться таблицей: к слову-помощнику из второй колонки прибавляем любой подходящий предлог из третьей колонки (если есть) и вопрос из четвертой колонки. Записываем, как изменяется имя существительное. Пример: смотрю + на + что (кого?) картофель, пуговицу, пламя (В. п.).
В русском языке падеж выражается окончанием.
Какие бывают виды склонений?
В 4-м классе детям предстоит узнать, что существительные с одинаковым окончанием в одних и тех же падежах распределяются на 3 группы: 1-е, 2-е и 3-е склонение. Для того чтобы верно указать тип склонения, нужно вспомнить, что такое рода и числа. Смотрим таблицу:
Чтобы правильно определять группу склонения существительных, надо запомнить, слова какого рода и с каким окончанием относятся к 1 типу, 2 и 3 типу.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
Род | женский
мужской (только если обозначает людей) |
мужской
средний |
женский |
Число | единственное | ||
Окончания | -А, -Я | нулевое, -Е, -О | нулевое, -Ь на конце |
Падеж | именительный | ||
Примеры | мамА, девицА, воЛя, каплЯ, дядЯ, левшА | медведь, стол, герой, окнО, полЕ, солнцЕ, полотнО | сиренЬ, молодежЬ, матЬ, солЬ, лошадЬ |
Правило трех склонений имен существительных кратко в таблице:
Несклоняемые существительные
Из программы 5-го класса дети узнают, что некоторые имена существительные не изменяются в предложениях. У них нет окончаний. Как правило, это слова, заимствованные из других языков:
- кафе;
- кофе;
- леди;
- манго;
- метро;
- пальто;
- фламинго;
- шоссе
- шоу;
- и др.
Они называются несклоняемыми, поскольку не склоняются по падежам. В словаре такие слова имеют соответствующую пометку. Часто дополнительно указывается род.
Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно найти слово в словаре или подобрать к нему прилагательное. Род прилагательного и связанного с ним существительного одинаковый.
Кроме заимствованных слов, не склоняются:
- русские и украинские фамилии, оканчивающиеся на -О, -ИХ, -ЫХ: Коваленко, Долгих, Седых.
- сокращения НАТО, ООН, МГУ, ВДНХ и другие.
Разносклоняемые
В древнем русском языке существовало не три склонения существительных, а шесть. После того как количество склонений сократилось, осталось 11 слов, которые не получилось отнести ни к одной группе. При изменении по падежам они имеют окончания, соответствующие 2 склонению (Т. п.) и 3 склонению (Р. п., Д. п., П. п.). Поэтому их называли «разносклоняемые». К разносклоняемым относят существительное «путник» и десять слов с -МЯ на конце:
Родительный падеж
Родительный падеж – это один из шести падежей в русском языке. Он используется для обозначения принадлежности или отношения к чему-либо.
Для образования родительного падежа существительных существует несколько правил:
- Если существительное оканчивается на согласную букву, то в родительном падеже оно изменяется по принципу склонения по классам. Например: стол — стола, кот — кота.
- Если существительное оканчивается на мягкий знак «ь», то в родительном падеже оно образует окончание «-и» у женского или среднего рода и окончание «-я» у мужского рода. Например: сестра — сестры, окно — окна.
- Если существительное оканчивается на «а» или «я» и имеет твердый корень, то в родительном падеже оно образует окончание «-ы» (у женского рода) или «-и» (у мужского и среднего рода). Например: мама — мамы, год — года.
- Если существительное оканчивается на «а» или «я» и имеет мягкий корень, то в родительном падеже оно образует окончание «-и». Например: Маша — Маши, яхта — яхты.
- Некоторые существительные имеют неправильное склонение в родительном падеже. Например: душа — души, сын — сына.
Также в родительном падеже возможны различные употребления и изменения прилагательных, числительных и местоимений, которые зависят от рода, числа и падежа существительного.
Использование родительного падежа важно для корректного образования фразы или предложения, а также для передачи правильного значения и принадлежности предмету или лицу. Примеры использования родительного падежа:
Примеры использования родительного падежа:
Именительный падеж | Родительный падеж |
---|---|
Маша читает книгу. | Маши читает книгу. |
У меня есть красивая сумка. | У меня есть красивой сумки. |
Мальчик играет с мячом. | Мальчика играет с мячом. |