Склонение имён существительных в русском языке

Презентация на тему "склонения имён существительных" 4 класс

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке используется для обозначения средств и сопровождения действия, а также для ответа на вопросы «с кем?» или «с чем?».

Для образования творительного падежа у существительных используются определенные правила:

  1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на -а, -я, в творительном падеже принимают окончание -ой или -ей. Например: девушка — девушкой, семья — семьей.
  2. Существительные женского рода, оканчивающиеся на -ь, в творительном падеже зависят от ударения в слове. Если ударение падает на последний слог, то используется окончание -ью, например: мать — матерью. Если ударение падает на предпоследний слог, то используется окончание -ь, например: вещь — вещью.
  3. Существительные мужского рода и среднего рода, оканчивающиеся на согласную, в творительном падеже принимают окончание -ом или -ем. Например: стол — столом, город — городом.
  4. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на -й, в творительном падеже принимают окончание -ем. Например: парень — парнем.
  5. Существительные множественного числа в творительном падеже имеют окончание -ами. Например: друзья — друзьями.

Вот таблица, иллюстрирующая примеры изменения существительных в творительном падеже:

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный друг друзья
Родительный друга друзей
Дательный другу друзьям
Винительный друга друзей
Творительный другом друзьями
Предложный друге друзьях

Запомните эти правила и попрактикуйтесь в образовании существительных в творительном падеже, чтобы правильно использовать их в речи.

Другие типы склонения существительных

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия. Они сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные . Эти сло­ва отне­сем к отдель­но­му типу скло­не­ния суще­стви­тель­ных, напри­мер:

  • слу­жащий
  • про­во­жа­ющий
  • при­бывший
  • сла­га­емое
  • про­хожий
  • ванная
  • запятая
  • гор­ничная
  • горячее
  • ска­зу­емое
  • моро­женое.

Отдельный тип скло­не­ния состав­ля­ют суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют только фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов не воз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов скло­не­ния.

Примеры: тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряхаграб­ли, брю­ки, весы, каче­ли, румя­на, пери­ла, чер­ни­ла, хло­пья, слив­ки, кон­сер­вы, буд­ни, сут­ки, кани­ку­лы, город­ки, шах­ма­ты, про­во­ды, выбо­ры, деба­ты

Особняком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех падежах сохра­ня­ют одну и ту же фор­му.

Примеры: мет­ро, паль­то, кен­гу­ру, зебу, колиб­ри, сулу­гу­ни, дра­же, трю­мо, каноэ, алоэ, шас­си, так­си, жалю­зи, бра.

Примеры склонения существительных в таблицах

1-ое склонение

Падеж Единственное число
И.п. сестра земля армия
Р.п. сестры земли армии
Д.п. сестре земле армии
В.п. сестру землю армию
Т.п. сестрой землёй армией
П.п. о сестре о земле об армии
Падеж Множественное число
И.п. сёстры земли армии
Р.п. сестёр земель армии
Д.п. сёстрам землям армиям
В.п. сестёр земли армии
Т.п. сёстрами землями армиями
П.п. о сёстрах о землях об армиях

2-ое склонение

Падеж Единственное число
м.р. с.р.
И.п. стол, конь село, поле
Р.п. стола, коня села, поля
Д.п. столу, коню селу, полю
В.п. стол, коня село, поле
Т.п. столом, конём селом, полем
П.п. о столе, о коне о селе, о поле
Падеж Множественное число
м.р. с.р.
И.п. столы, кони сёла, поля
Р.п. столов, коней сёл, полей
Д.п. столам, коням сёлам, полям
В.п. столы, коней сёла, поля
Т.п. столами, конями сёлами, полями
П.п. о столах, о конях о сёлах, о полях

3-е склонение

Падеж Единственное число
И.п. лошадь печь
Р.п. лошади печь
Д.п. лошади печи
В.п. лошадь печь
Т.п. лошадью печью
П.п. о лошади о печи
Падеж Множественное число
И.п. лошади печи
Р.п. лошадей печей
Д.п. лошадям печам
В.п. лошадей печи
Т.п. лошадьми печами
П.п. о лошадях о печах

Способ определения

Разносклоняемые Пример
Просклонять по падежам для определения окончаний; Определить по окончанию -мя. Имя; Стремя; Бремя; Время; Плашмя. 
Несклоняемые Пример
Не изменяются по падежам, подам и числам.  Пони;Колибри;Плато. 
Во множественном числе Пример
Слово используется только во множественном числе; Нельзя опередить падеж и род. Чернила;Сливки;Грабли. 
Словоформы Пример
Произошли от причастий или прилагательных: Часто имеют окончание -ий.  Служащий;Горячее. 

Таблица склонений (1, 2, 3) и таблица склонений разных типов позволят успешно освоить школьную программу и сдать экзамены.

Старая система склонения

В древнерусском языке склонений было шесть.

Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».

В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.

Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).

Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.

Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).

Видео:Склонение имён существительных, 4 классСкачать

Ход игры:

Воспитатель (читает английскую народную песенку).

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Понравилась вам эта английская народная песенка, которую перевел на русский язык С. Маршак? А теперь скажите, носят ли свинки ботинки? Может быть, свинки надевают рукавички?

Я вам предлагаю: попытаемся вместе сочинить такую же веселую шутку о птицах и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. В качестве подсказки буду показывать картинки

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (чулок)

Без … (тапочек) и … (рукавичек)

Без ботинок и чулок

Повстречали мы … (сорок,

Без носок — … (щенков,

Без тапочек и рукавичек — … (синичек).

Молодцы! Веселое стихотворение у нас получилось.

«Узнай по звуку»

Цель: подвести детей к понятию о несклоняемости существительного пианино.

Материал: игрушки – пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т. д.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай по звуку». Закрыв глаза, играющие должны отгадать, на чем играет взрослый – на барабане, бубне, пианино

Произнося это слово, воспитатель, фиксирует внимание детей на то, что слово это не изменяется.Всегда говорят: «Играю на пианино»

Дидактическая игра «Усвоение формы предметов» Дидактическая игра на усвоение формы предметов (средняя группа) Путешествие При помощи восприятия в основном познаются внешние свойства.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие.

Конспект открытой НОД по логопедии «Образование имен существительных множественного числа» по теме «Приближение весны» Образование им. существительных мн. ч. в И. п. от им. существительных ед. ч. в И. п. по теме «Приближение весны» Задачи: 1) Образование им.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры) Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР.

Независимость числа от пространственного расположения предметов; состав числа из двух меньших в подготовительной группе «МБДОУ Ровеньский детский сад№3 комбинированного вида Белгородской области» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Развивающие игры. Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности Возраст детей: 6 – 7 лет (дети с особыми образовательными потребностями 8 – 10 лет) Срок реализации: 1 год СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная.

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Склонение имён существительных в единственном числе» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Краснодарского края специальная (коррекционная) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ станицы Полтавской.

Дидактический раздаточный материал по русскому языку 4 класс по теме «Склонение имён существительных»

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот…(…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

На горизонт… (…скл, …п.), в груд… (…скл, …п.), по рек… (…скл, …п.), из-за тучк… (…скл, …п.), в мор… (…скл, …п.), в темнот… (…скл, …п.), от бол… (…скл, …п.), по капельк…(…скл, …п.), у кошк…(…скл, …п.).

Вставьте нужное окончание, укажите склонение и падеж .

От радост…(…скл, …п.), в ельник… (…скл, …п.), из бумаг… (…скл, …п.), к зим… (…скл, …п.), при солнышк… (…скл, …п.), в гнев… (…скл, …п.), у мышк.. (…скл, …п.), на скатерт… (…скл, …п.), по тропинк… (…скл, …п.).

Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать

Чередование суффиксов в основе

У некоторых групп существительных при склонении добавляются, исчезают и чередуются суффиксы. В основном это происходит при образовании множественного числа, иногда – косвенных форм единственного.

Формы на -ЬЯ (братья, стулья)

Некоторые существительные мужского и среднего рода способны образовывать две формы множественного числа – на -Ы -И и на -ЬЯ: колы – колья, крюки – крючья, зубы – зубья. Эти формы различаются либо по значению, либо стилистически:

  • по значению: колы (отметки) – колья (палки), зубы (у живых существ) – зубья (пилы), корни (растений) – коренья (овощи), колени (части ноги) – коленья (трубы, ствола), листы (фанеры, книги) – листья (дерева), лоскуты (большие) – лоскутья (мелкие обрывки), мужи (крупные деятели) – мужья (супруги), сыны (родины) – сыновья (дети) и др. Смысловое различие пары крюки – крючья довольно тонкое.
  • стилистически: при стилистическом разбиении одна форма оказывается общеупотребительной, а другая – присущей какому либо стилю речи (поэтическому, разговорному), либо устарелой, либо сохраняется только в составе фразеологизмов:
    • устаревшие: каменья, уголья;
    • разговорные: дядья;
    • фразеологизмы: из грязи – в князи;
    • высокий стиль: други, в поэзии ср.: взмахнуть крылами – крыльями; с дерев опадают листы – с деревьев падают листья.

Пара листы – листья, как видно из примеров, разделяется и по смыслу, и стилистически.

Есть формы, не отличающиеся от парных ни по смыслу, ни стилистически, которые просто употребляются редко: клины, клоки, сукú, комы.

При образовании форм на -ЬЯ имеет место чередование предшествующего суффиксу «ЙОТ» согласного: друг – друзья, крюк – крючья, а также появление беглого гласного: каменья, коренья, уголья.

Суффикс -АНИН -ЯНИН

Слова с суффиксом -АНИН -ЯНИН, обозначающие людей (горожанин, крестьянин, армянин, землянин), обладают следующей особенностью: во множественном числе они теряют конечную часть основы -ИН-, и при этом в именительном падеже имеют окончание -Е, а в родительном – нулевое: горожане, крестьяне, армяне, земляне. Исключение: семьянин.

Указанной особенностью обладают также следующие слова (плюс некоторые другие особенности):

  • боярин
  • барин — И. п. мн. ч. баре и бары
  • болгарин, татарин, хазарин — И. п. мн. ч. болгары, татары, хазары
  • господин — И. п. мн. ч. господа
  • хозяин — во мн. ч. к основе добавляется -ЕВ: хозяева, хозяев, хозяевам

Суффикс -ОНОК -ЁНОК

Суффикс -ОНОК -ЁНОК (котёнок, медвежонок, опёнок), а также -ОК в слове щенок во множественном числе заменяется на -АТ -ЯТ: (котята, медвежата, опята). Окончание И.мн. -А, Р.мн. – нулевое.

Слово чертёнок во множественном превращается в чертенята.

Данное чередование имеется только у слов, обозначающих детёнышей, а также у слов маслёнок и опёнок. У других слов с этим суффиксом такого чередования нет: бочонок.

Суффикс -ОНОЧЕК -ЁНОЧЕК

Суффикс -ОНОЧЕК -ЁНОЧЕК (цыплёночек, мышоночек) во множественном числе заменяется на -АТ(О)К -ЯТ(О)К: (цыплятки, мышатки). Окончание И.мн. -И, Р.мн. – нулевое.

Определяем склонение

Тип склонения имен существительных в 4-5 классе определяется согласно алгоритму. Надо:

  1. Найти и выписать им. сущ. в словосочетаниях или предложениях. Это слова, отвечающие на вопросы «ЧТО? КТО?» и производные от них вопросы.
  2. Если слова приведены во множественном числе, надо перевести их в единственное число. Также нужно изменить падеж на именительный, если существительное указано в другом падеже. Вспоминаем, что им. сущ. в И. п. отвечает на вопросы «кто? что?», не употребляется с предлогами, слово помощник – есть, бывает.
  3. Указать род и выделить окончание им. сущ. в ед. ч. И. п. Для определения рода задаем вопросы «он мой?» (муж. р.), «она моя?» (ж. р), «оно мое?» (ср. р.). Чтобы выделить окончание, следует изменить слово по числам и падежам. Изменяемая часть и есть окончание.
  4. Применить правило: если слово жен. р или муж. р., обозначающее человека имеет окончание -А или -Я, пишем тип склонения 1. Слово муж. р. или ср. р. с окончанием -О либо -Е относим ко 2-му типу склонения. Существительное жен. р. без окончания (с мягким знаком на конце) обозначаем «3-е склонение».

Схема кратко:

Для примера определим тип склонения им. сущ. в предложении: В ясном небе сверкали звезды, а на белом инее радужно искрились нежные пушинки.

Шаг первый. В (каком?) ясном (чем?) небе (что делали?) сверкали (что?) звезды, а на (каком?) белом (чем?) инее (как?) радужно (что делали?) искрились (какие?) нежные (что?) пушинки. Выписываем существительные: небе, звезды, инее, пушинки.

небе звезды инее пушинки
Шаг второй

(И. п., ед. ч.)

небо звезда иней пушинка
Шаг третий

(род, окончание)

ср. р., -О жен. р., -А муж. р., нулевое окончание жен. р., -А
Шаг четвертый (вывод) 1 скл. 1 скл. 2 скл. 1 скл.

Видео урок для учеников 3 класса:

Склонение имен существительных в 4 классе:

Видео урок по теме для школьников 5 класса:

Презентация по русскому языку 4 класс склонение имен существительных

Самоанализ урока

(русского языка по теме: основные типы склонения имен существительных. Изучение нового материала)

Данный урок является в разделе части речи «Имя существительное», сегодняшний урок был изучение нового материала. Главное обоснование этого замысла урока является, то, что детям необходимо делиться своими знаниями и умениями, им нравиться помогать сказочным героям, так они себя чувствуют более успешными. Программные требования и образовательный стандарт в уроке были соблюдены.

В ходе урока решали главные задачи:
Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.
Дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие  интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.. Структура урока соответствует образовательному стандарту: 1) Мотивация учебной деятельности

2) Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока учащимися. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока соответствует образовательному стандарту: 1) Мотивация учебной деятельности. 2) Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока учащимися. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

На каждом этапе была работа по развитию УУД (регулятивных, личностных, коммуникативных, предметных, метапредметных) выбрана технология проблемного обучения, игровая. Форма урока была организована групповая, индивидуальная, работа в парах. Использовались наглядный, словесный, практический методы обучения. Все это способствовало достижению запланированных целей и задач.

Склонение существительных – что это?

В 3-м классе дети узнают, что существительные изменяются по падежам. Это называется склонением. Для примера просклоняем слова картофель, пуговица, пламя:

Падеж Слово-помощник Предлоги Вопросы Слово №1 Слово №2 Слово №3
Именительный (И. п.) есть

бывает

Кто?

Что?

картофель пуговица пламя
Родительный (Р. п.) нет

не бывает

у, с, из, до, для, без, от около, после,

вокруг

Кого?

Чего?

картофеля пуговицы пламени
Дательный

(Д. п.)

дам

подойду

к, по Кому?

Чему

картофелю пуговице пламени
Винительный (В. п.) смотрю

спрячусь

на, о, в, во, за, про, под, через Кого?

Что?

картофель пуговицу пламя
Творительный (Т. п.) смеюсь

стою

над, перед, с, между, со, за, под Кем?

Чем?

картофелем пуговицей пламенем
Предложный (П. п.) мечтаю

нашел

о, об, на, во, в, при (О) ком?

(О) чем?

О картофеле О пуговице О пламени

Как пользоваться таблицей: к слову-помощнику из второй колонки прибавляем любой подходящий предлог из третьей колонки (если есть) и вопрос из четвертой колонки. Записываем, как изменяется имя существительное. Пример: смотрю + на + что (кого?) картофель, пуговицу, пламя (В. п.).

В русском языке падеж выражается окончанием.

Какие бывают виды склонений?

В 4-м классе детям предстоит узнать, что существительные с одинаковым окончанием в одних и тех же падежах распределяются на 3 группы: 1-е, 2-е и 3-е склонение. Для того чтобы верно указать тип склонения, нужно вспомнить, что такое рода и числа. Смотрим таблицу:

Чтобы правильно определять группу склонения существительных, надо запомнить, слова какого рода и с каким окончанием относятся к 1 типу, 2 и 3 типу.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Род женский

мужской (только если обозначает людей)

мужской

средний

женский
Число единственное
Окончания -А, -Я нулевое, -Е, -О нулевое, -Ь на конце
Падеж именительный
Примеры мамА, девицА, воЛя, каплЯ, дядЯ, левшА медведь, стол, герой, окнО, полЕ, солнцЕ, полотнО сиренЬ, молодежЬ, матЬ, солЬ, лошадЬ

Правило трех склонений имен существительных кратко в таблице:

Несклоняемые существительные

Из программы 5-го класса дети узнают, что некоторые имена существительные не изменяются в предложениях. У них нет окончаний. Как правило, это слова, заимствованные из других языков:

  • кафе;
  • кофе;
  • леди;
  • манго;
  • метро;
  • пальто;
  • фламинго;
  • шоссе
  • шоу;
  • и др.

Они называются несклоняемыми, поскольку не склоняются по падежам. В словаре такие слова имеют соответствующую пометку. Часто дополнительно указывается род.

Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно найти слово в словаре или подобрать к нему прилагательное. Род прилагательного и связанного с ним существительного одинаковый.

Кроме заимствованных слов, не склоняются:

  • русские и украинские фамилии, оканчивающиеся на -О, -ИХ, -ЫХ: Коваленко, Долгих, Седых.
  • сокращения НАТО, ООН, МГУ, ВДНХ и другие.

Разносклоняемые

В древнем русском языке существовало не три склонения существительных, а шесть. После того как количество склонений сократилось, осталось 11 слов, которые не получилось отнести ни к одной группе. При изменении по падежам они имеют окончания, соответствующие 2 склонению (Т. п.) и 3 склонению (Р. п., Д. п., П. п.). Поэтому их называли «разносклоняемые». К разносклоняемым относят существительное «путник» и десять слов с -МЯ на конце:

Родительный падеж

Родительный падеж – это один из шести падежей в русском языке. Он используется для обозначения принадлежности или отношения к чему-либо.

Для образования родительного падежа существительных существует несколько правил:

  1. Если существительное оканчивается на согласную букву, то в родительном падеже оно изменяется по принципу склонения по классам. Например: стол — стола, кот — кота.
  2. Если существительное оканчивается на мягкий знак «ь», то в родительном падеже оно образует окончание «-и» у женского или среднего рода и окончание «-я» у мужского рода. Например: сестра — сестры, окно — окна.
  3. Если существительное оканчивается на «а» или «я» и имеет твердый корень, то в родительном падеже оно образует окончание «-ы» (у женского рода) или «-и» (у мужского и среднего рода). Например: мама — мамы, год — года.
  4. Если существительное оканчивается на «а» или «я» и имеет мягкий корень, то в родительном падеже оно образует окончание «-и». Например: Маша — Маши, яхта — яхты.
  5. Некоторые существительные имеют неправильное склонение в родительном падеже. Например: душа — души, сын — сына.

Также в родительном падеже возможны различные употребления и изменения прилагательных, числительных и местоимений, которые зависят от рода, числа и падежа существительного.

Использование родительного падежа важно для корректного образования фразы или предложения, а также для передачи правильного значения и принадлежности предмету или лицу. Примеры использования родительного падежа:

Примеры использования родительного падежа:

Именительный падеж Родительный падеж
Маша читает книгу. Маши читает книгу.
У меня есть красивая сумка. У меня есть красивой сумки.
Мальчик играет с мячом. Мальчика играет с мячом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: