Презентация, доклад на тему презентацию на тему осетинский орнамент подготовили ученицы 6 класса мбоу сош №17 им.в.зангиева г. владикавказа тедеева алина и габараева мадонна

Классные картинки с изображением осетинских орнаментов, простые рисунки с узорами, которые можно повторить карандашами или красками

Татарский орнамент как проявление культуры

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия.

По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.

Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок.

Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали.

Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры.

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба

Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Слайды и текст этой презентации

Й О Р Н А М Е Н Т

Презентация Патока . М .Е

система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит.

Слайд 3Орнамент несет в себе сакральный смысл. Он должен оберегать от

злых сил, человека. Довольно много встречается солярной символики — круги,

кресты, свастики, изображение солнца в движении. Скифский орнаментальный мотив во все времена выстраивался на противопоставлении двух начал – темного и светлого. В эпоху Средневековья аланы задавали тон орнаментальной моде на всем Северном Кавказе. В осетинской орнаменте можно найти очень много сюжетов, которые показывают нам преемственность от кобанской эпохи.

Слайд 4Мир по представлениям осетин, делился на три космические зоны: верхний

– небесный, средний- земной и нижний- подземный . Основным символом

мироздания выступает образ Мирового древа, Древа жизни.

Символика Мирового дерева вобрала в себя магико – сокральную, очистительную и охранительную семантику .В его основе лежал культ плодородия, почитание женского плодоносящего начала.

Образ Мирового дерева

Слайд 5С древних времен человек наблюдал за дневным светилом. Принося человеку

свет и тепло, солнце выступало в роли доброго природного начала

.Солнце изображалось конем, быком, бараном или рыбой. Но самый популярный знак в виде солярного знака (свастики) Солярный герой нартовского эпоса –Сослан ,погибает от своей же ипостаси – солярного колеса Болсага. Существует солярный образ подземного мира –Солнце мертвых. По традиции в осетинских ущелиях, в переди погребальных носилок катили крурлый плоский хлеб диаметром до полумера –Соти (солнце мертвых)

Солярные знаки

Слайд 6 Верховное женское божество у скифов- Апи ( Богиня

–мать) представляла из себя полудеву ,полузмею и вбирает в себя

три вертикальные зоны мира : небесную — крылья , земную – человеческое тело , подземную – змеиные отростки . Так как Богиня-мать была связана с идеей порождения, а значит с образом Мирового дерева , то в ее облике присутствуют признаки дерева. Ближе всего к образу скифской Богини находится образ героини нартовского эпоса- Дзерасса, исполнявшей все три сокральные функции : девы-птицы , супруги земного воина Ахсартага и водной девы – нимфы.

Богиня — мать

Слайд 8Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет.

Они украшали бронзовые предметы, найденные еще в 19 веке рядом

с селением Кобан, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения

Слайд 10 Посредством кодов орнамент сформировал универсальную модель мира, напрямую

связанную с религиозной символикой народа. Орнаментальные композиции из поколения в

поколение украшали собой праздничную одежду. В традиционных осетинских орнаментах заложены священные символы этнической культуры (мира): образ божественного женского персонажа, мирового древа, астральных знаков, символы преисподней. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол. Символика древних кобанских мастеров жива и по сей день. Она угадывается во многих современных узорах. В этих богатых орнаментах — национальный дух осетин.

ОРНАМЕНТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ ОСЕТИН

по сторонам света. Лицевая сторона на осетинских цыртах некогда подвергалась раскраске, при этом цвет носил символическую нагрузку и определял взаимоотношения изобразительной символики разных зон. Так, лик-солнце чаще окрашивался в красные, оранжевые цвета, растеневидный орнамент — Древо жизни – в зелено-голубые, посвятительная надгробная надпись и предметные символы – в черные.

Публикация «„Осетинский орнамент на кувшине“, Декоративное рисование с применением нетрадиционных техник» размещена в разделах

  • Нетрадиционные техники рисования
  • Орнамент и узоры
  • Орнамент и узоры. Рисование
  • Посуда. Все о посуде для детей
  • Посуда. Рисование
  • Республика Северная Осетия — Алания
  • Рисование. Все материалы
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017

• Продолжать упражнять в создании элементов орнамента, выбирать палитру красок.

• Продолжать формировать лексико-грамматические категории по теме «Посуда».

Воспитательные:

• Воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к творчеству осетинского народа, своему краю, а также самостоятельность в выполнении задания

Развивающие:

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Развивать воображение, внимание, мышление. • Развивать речь детей: учить отвечать полными предложениями

• Развивать речь детей: учить отвечать полными предложениями.

Здоровье и безопасность:

• Обеспечить правильность осанки детей.

Раздаточный материал: клеёнка, гуашь (зеленая, красная, желтая, коричневая,, поролоновые штампы, салфетки влажные, листы А4, иллюстрации

Демонстрационный материал: готовый образец

Предварительная работа:. Рассматривание разных орнаментов. Использование и назначение орнамента.

Оборудование: проектор

Сюрпризный момент: гостья –нана

Ход занятия.

В. Нана, что случилось, почему ты такая грустная?

Н. Я торопилась к вашему приходу, хотела напоить ребят молоком, но мой любимый кувшин разбился. Кувшины у меня есть, но они не раскрашены.

В. Поможем нана украсить кувшины?

Д. Да.

В. Посмотрите на экран

я покажу вам, как раскрасить кувшин.

Эти повторяющиеся узоры называют орнаментом. С древних времен человек разрисовывал различные предметы одежды, мебели, посуды, жилища.

Человек подсмотрел узоры для орнамента у природы. Люди верили, что изображения элементов растительности и животного мира поможет им уберечься от злых духов.

каждого народа свои орнаменты, свои любимые цвета.

Вы обратили внимание, какими цветами украшена посуда, которую мы посмотрели сейчас?

Д. Красным, зеленым, желтым.

В. У осетин красный цвет означает тепло и радость, зеленый цвет-цвет вечной зелени, желтый -цвет солнца. Эти краски мы и будем использовать. Для этого пройдем за столы

В. Дети, а чем мы обычно рисуем. Ответы….

А вы заметили, что на столах нет кисточек? Потому что сегодня мы познакомимся с новым методом рисования, который называется тампонированием. Краску мы будем наносить не кисточками, а губками. Для этого я приготовила для вас трафареты

вы их прикладываете к кувшину и аккуратно промакиваете вырезанную часть. Чтобы орнамент получился с красивым, не размазанным краем, трафарет нужно придерживать в месте приложения губки. Краски нужно брать немного, а то она будет растекаться. Посмотрите, как это делаю я. Видите, получился узор? Вы тоже можете создать свои узоры.

Сначала сделаем зарядку для наших пальчиков:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтобы брать и чтоб дарить.

Чтобы клеить и лепить,

И, конечно, рисовать

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять

Работа детей

На листок бумаги А-4 кладут трафареты орнамента, берут кусочек губки, опускают губку в краску и прикладывают ее к трафарету. Методом примакивания заполняют всю поверхность трафарета. И так повторяют несколько раз, пока не заполнят цветами весь узор.

В. Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте покажем нана наши кувшины.

Нана: Спасибо вам большое, дети! Теперь у меня столько красивых кувшинов!

Рефлексия.

В. Ребята вы большие молодцы, хорошо потрудились.

Чем мы сегодня занимались?

Чем мы украшали кувшин?

В. Ребята вы большие молодцы, хорошо потрудились.

Нана очень довольна, а за то, что вы ей помогли, вот вам от нее подарок.

Слайд 8Для украшения национальных костюмов использовались также особые виды ткачества и плетения.

Осетинские мастерицы плели тесьму и шнур. Шнур получался двух видов — плоский («тъæпæнбыд») и четырехгранный («тымбылбыд’). Шнур использовался для отделки бурок, башлыков, мужской и дамской обуви, а также для изготовления пуговок и петелек для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.Значительное место в осетинской народной вышивке занимает аппликация из кожи и сукна. Вышивка-аппликация является древнейшим видом шитья у осетин. Замечательные образцы аппликации известны в числе аланских древностей.

Особым видом женского рукоделия было вязание различных изделий из шелковых и шерстяных ниток. Шелковая шаль («цыллæхыз»), связанная из белых сученых нитей, обязательно входила в состав приданого невесты. Такие шали надевали девушки, выходя на праздничные торжества. Форма шали была квадратной, края украшены бахромой.

Слайд 33 Одним из наиболее интересных проявлений самобытного орнаментального искусства

осетин является резьба по дереву. Осетинские мастера прославились замечательным искусством резьбы на различных бытовых предметах и деревянных сооружений. Излюбленными орнаментальными узорами на деревянных предметах являются комбинации пересекающихся треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников, прямых и ломаных линий с различными вариациями солярных знаков.

Резьба по дереву главным образом встречается в нагорной Осетии на предметах домашнего обихода: креслах, кроватях, чашах и т. п., а в более зажиточных домах – на опорных столбах, воротных арках, дверях, оконных наличниках.

Слайд 2 Осетинский орнамент является одним из богатейших разделов народного искусства. Заложенная в

него скифо – сарматская система знаков и симвалов до сих пор остается не до конца разгаданной.. Самобытное, национальное по форме осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит.
В основе осетинского орнамента обычно лежали растительные, геометрические или зоологические мотивы. Формы орнамента позволяют проследить преемственность с древних времен, начиная с Кобанской культуры. На скифских, средневековых аланских и поздних осетинских орнаментах имеются похожие изображения Богини Матери, мирового древа, фарна и т.д.

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.Культурное наследие того или иного народа едва ли может быть полностью освоено без изучения орнаментального искусства, созданного народом на протяжении его многовековой истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: