Мордовские национальные костюмы: традиционная одежда для мужчин и женщин

Мордовский костюм презентация, доклад

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, «змеиная головка», «крылышки», «солнечные узелки», «козьи копытца» или «куриные лапки» были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

Что значит название эрзя?

У эрзян, одной из групп мордовского народа, весьма интересное название. Оно принадлежит к древним этнонимам и, как считает подавляющее большинство учёных, происходит от “эрсемс”, эрзянского глагола. Если использовать русскую интерпретацию перевода, получим — “жить”, “живущий”. Вероятно, эрзя отмечали, что они те, кто живёт издавна на исконных землях (а это восточные регионы Мордовии).

Впрочем, о происхождении названия есть и иные версии. Существует предположение о том, что слово восходит к древнеиранскому “аршан”, а именно — “человек”. От себя хочу отметить, что многие древние народы в своём самоназвании использовали именно такое определение, указывая, что они — люди этих территорий.

Кроме того, в подтверждение теории говорит и язык эрзян, в котором имеется значительный процент иранских заимствований. Существует и ряд старинных обычаев, которые явно перекликаются с зороастрийскими верованиями иранских племён (например, почитание собаки и похоронные ритуалы).

Автор А. О. ВяйсяненЭрзянская женщина в «сороке» (женский головной убор).Шентала, Бугульминский район, Россия, 1914 год

Первые упоминания об эрзя относятся к XIV веку и встречаются в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он рассказывал об “арджанах”, населявших земли современной Мордовии.

Позднее ногайский правитель Юсуф в своей грамоте, отправленной в Москву, говорит о народе “рзань”, под которым подразумевает эрзя. Как вы могли заметить, впоследствии это название стало основой для появления именования одного из крупных русских городов — Рязани.

Мордовский костюм.

Национальный костюм — красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм — это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.

Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Войдя в анналы истории мордвы как уникальное явление, национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру XXI столетия. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.Смелостью художественного замысла, новаторским решением отмечены работы выпускников Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова. Для молодых мастеров национальная традиция становится ключом к созданию современной модели. Принципы народного моделирования проявляются в особенностях кроя, конструкциях элементов, расположении декора новой современной вещи

Эмоционально-образная сторона доминирует в творческом процессе, большое внимание уделяется ручной отделке, разнообразным традиционным приемам украшения костюма, орнаментации деталей. В этом взаимодействии народных традиций и современности воплощена благородная задача — показать богатство и разнообразие национального костюма, сохранить различные техники и технологии мордовского народного искусства (вышивки, низания и шитья бисером, плетения и аппликации)

Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать локальные особенности народного костюма, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие.Моделирование одежды — одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.

Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Народ мордва. Немного истории

Как вы знаете, в древности территорию современной России населяли летописные племена — меря, весь, мурома, мещёра, чудь, мордва. Эти народы самым активным образом участвовали в политической жизни Древней Руси. Заключали межплеменные союзы, воевали, мирились, а потом… сошли с исторической сцены, оставив после себя тысячи нерусских топонимов и гидронимов, обогатив русский язык и культуру. Обрусели, то есть стали русскими – так объясняют исчезновение этих племён историки. Обрусели — забыли язык, предков, забыли религию. Да, культурная и религиозная колонизация России сделал своё дело, и мы — потомки мери, муромы, мещёры – не можем логично объяснить, почему наш родной город называется так, а не иначе. Мы-то, обыватели – ладно. Ответить на, казалось бы, элементарные вопросы не в состоянии профессиональные историки и филологи. Но как так получилось, что древние названия русских рек, озёр, деревень, городов для многих поколений исследователей звучат как абракадабра (расшифровали же египетские иероглифы)?

Это объясняют тем, что большая часть топонимов Центральной России происходит из мерянского языка. А так как народ меря исчез, то исчез и мерянский язык. Названия городов и рек со временем переосмысливались русским населением, часто — до неузнаваемости. Смысл был утерян. Правда последнее время исследователи пробуют дешифровать мерянские слова с помощью марийского языка, считая, что мари – это и есть потомки той самой летописной мери. Но результаты, скажу я вам, получаются так себе .

А между тем, эта самая меря (мурома, мещёра, чудь) никуда не делась, а как проживала на своих исконных землях, так и проживает. Да, сейчас это почти поголовно русские, но ещё в XVIII веке историки писали о мере следующее:

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2014 — Мордовский летний костюм.Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Кукла ВЫШЛА.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Фото куклы:

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник). 

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам). Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Мордовский национальный костюм в современном мире

Мордовский костюм – это настоящее произведение искусства. Издавна умение правильно одеваться передавалось из поколения в поколение, и сейчас остатки самобытного прошлого еще живут в сердцах жителей финно-угорских краев.

Мордовский национальный костюм- это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соеденяет не только художественное творчество.Само умение одевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством. которое в народе передовалось из поколения в поколение.

Мордовская женщина- хранительница культуры родовых традиций, из века в век сберегала в своем костюме идеал нации.

Вложение Размер
1.docx 28.59 КБ
1_chast.pptx 2.26 МБ
2_chast.pptx 2.2 МБ

Экономика, промышленность и сельское хозяйство

Алексеевское месторождение цементного сырья — применяемого на заводах ОАО «Мордовцемент» в Чамзинском районе. Месторождение фосфоритов, горючих сланцев и незначительное железных руд.
Атемарское месторождение известняка.

Мордовия относится к индустриально-аграрному типу регионов. Основными отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка. Развиты чугунолитейное производство, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность. Энергетика основана на использовании тепловых электростанций. Крупные промышленные предприятия Мордовии тесно сотрудничают с зарубежными партнерами. Так, развиваются совместные проекты предприятий республики с телекоммуникационными компаниями Alcatel и Nokia, функционирует Саранский филиал пивоваренной корпорации «САН ИнБев», филиал группы компаний Danone-Юнимилк «Молочный комбинат „Саранский“».

Среди крупных предприятий республики – Саранский завод «Резинотехника»; Рузаевский стекольный завод; Рузаевский завод химического машиностроения; Саранский завод автосамосвалов группы ГАЗ; Саранский вагоноремонтный завод; Вагоностроительная компания Мордовии; завод «Сарансккабель»; Саранский приборостроительный завод; предприятия «Лисма», «Электровыпрямитель», «Мордовцемент», «Магма» и «Лато».

Сельское хозяйство – одна из главных отраслей производства. Благодаря использованию новых технологий и вводу в строй новых мощностей, агропромышленный комплекс Мордовии – один из ведущих в стране. По производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения регион находится на первом месте в России.

В то же время, инвестиционная привлекательность Мордовии – невысокая, инвесторы сюда не спешат. Это связано со многими параметрами, включая наличие природных ресурсов и  региональной инфраструктуры, численность экономически активных и квалифицированных кадров, доходы населения и его покупательская способность, потенциал местной экономики и финансовая устойчивость региона. По многим из этих параметров Мордовия уступает другим регионам ПФО.

Кухня

Первыми по достоинству любой турист оценит мордовские традиции и обычаи, связанные с национальной кухней. Несмотря на то, что во многом блюда похожи на русские, есть в них свои черты, которые можно распробовать уже при первом знакомстве. В основном рацион состоял из продуктов земледелия. Интересен хлеб, который и сейчас готовят в ресторанах национальной кухни: это кислый хлеб, выпекаемый в печах на капустном листе. У него особый аромат, который особенно любят дети.

Готовили много различных каш, делая их по консистенции как современные каши-размазни, заправляя при этом маслом конопли. Поэтому блюда были не только вкусными, но и полезными. Особое место занимали блины из пшеницы, их выпекали очень толстыми, чтобы заворачивать разную начинку.

Но самая главная роль отводилась творогу. Можно сказать, что творог – это своеобразный белый хлеб в Мордовии, потому что его комбинируют с разными продуктами и добавляют в большинство блюд. Из напитков очень популярными были простокваша и квас, которые до сих пор не утратили актуальность.

Представители этого народа очень любят поесть. И сейчас считается, что вкусное кушанье на праздник порадует любого мордвина больше, чем другие сюрпризы и приятные неожиданности.

Историческая справка


известно, что еще в каменном веке территорию Среднего Поволжья населяли племена андрофагов и тисагетов. Это прародители современных эрзя и мокша. В XII веке дружины русских князей совершили несколько нападений на эти народы, затем монголо-татары опустошили и разграбили эти земли и мужчин взяли в свое войско.

В XVI веке Иван Грозный, направляясь в военный поход на Казань, покорил мордву. Дворяне присягали правителю Москвы. Царь Иван Васильевич раздал боярам и монастырям мокшанские и эрзянские земли.

Произошло насильственное обращение местного населения в православие. Многие мордовцы в то время со своими семьями и имуществом бежали в бега, сплавляясь по Волге до ее низовий, где власть царя не распространялась. Население, оставшееся на исконной территории, вместе с обращением в веру подвергалось русификации. Те, кто бежал, тоже ассимилировались, но процесс шел медленнее.

Национальный костюм

Мордовская культура и традиции включает в себя национальные костюмы, которые и сейчас можно видеть в республике во время праздников и проведения народных обрядов.

В прежние века мокшане и эрзяне одевались по-разному. Мокшанки облачались в штаны с широкими удобными штанинами и в рубашку, которую подпоясывали на талии. Головными уборами служили особые шали или платки, их скручивали наподобие черемисской чалмы.

Эрзянки носили рубаху до пола, а сверху надевали особый национальный кафтан, который называется «шушпан». Для торжественных и праздничных случаев его обшивали красной оторочкой. Голову украшали убором, напоминающим кокошник.

В последние десятилетия традиционный наряд мордовского народа переживает бурное возвращение. Его носят не только на праздники, но и на важные мероприятия, приёмы, политические встречи и т.д.

Женский костюм

Женский костюм мордвы характеризовался, прежде всего, количеством вышивки, густо покрывавшей большую часть рубахи панар. Ее гамма включала оттенки от сине-черного до темно-красного, с вкраплениями зеленого и желтого. Костюм женщин эрзя отличался архаичным набедренным украшением пулай, которое носили от совершеннолетия до самой старости. Праздничный вариант украшали ужовками (т. е. раковинами каури), медными цепочками, бляшками, цветным бисером, шерстяной бахромой и кистями. Поясные украшения из каури и подвесок мокшанки носили по бокам, а число поясных полотенец кес-коруцят могло доходить до шести. Женщины-эрзянки носили также вышитую нераспашную одежду покай. Верхней одеждой им служила руця, а женщинам мокша — плахон. Частью костюма мокша были также длинные холщовые штаны понкст.

Мордва-эрзя: женщина в головном уборе панго, рубахе панар и набедренниках пулай; юноша в русском костюме

Характерные черты мордовского национального костюма

О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:

  • материал изготовления одежды – домотканый отбеленный холст — льняной или конопляный;

  • покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распашной белой одежды;
  • отделка – шерстяная вышивка, для которой характерны красный и чёрный цвет;
  • украшения – нагрудники и кушаки, с металлическим и бисерным декором;
  • обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и кожаные сапоги со сборками.

Особенности мужского, женского, детского костюмов

Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.

Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.

Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу. Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.

Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.

Головной убор у женщин и девушек различался. Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.

Детский костюм повторял все элементы взрослого, но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.

Чем украшаются, какая обувь?

Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:

  • к головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;

  • налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
  • девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
  • в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
  • нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно красивы были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полоски, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался орнамент);
  • наручные украшения – разнообразные браслеты и кольца;
  • область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
  • к поясу подвешивали парные подвески, состоящие из металлического каркаса и проволоки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.

Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:

  1. традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
  2. кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
  3. зимняя обувь – валенки;
  4. на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
  5. поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.

Справка. В традициях народа считать красавицами женщин с прямыми ровными и полными ногами. Онучи, кроме основной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног любой женщины идеал.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: