Необходимость логических задач для детей
Различные загадки на логику способствуют активизации мыслительного процесса, побуждают думать, рассуждать, анализировать, делать собственные умозаключения. Расшифровка каждой задачи — это возможность развивать смекалку и усидчивость.
Решение логических задач для детей 6 лет приводит к сосредоточенности на одном объекте продолжительное время, что так необходимо в процессе обучения в школе. Упражнения развивают умение запоминать предлагаемый материал, анализировать ситуацию, способствуют саморазвитию и являются трудотерапией.
Учиться мыслить нестандартно — путь к рациональному и объективному решению различных жизненных задач. Это возможность находить выход из любой затруднительной ситуации в будущем.
https://youtube.com/watch?v=1-u9i79ShVs
Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми
Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру).
В середине года можно задавать два свойства для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т.д.». Играя с блоками можно решить следующие задачи:
- Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.
- Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).
- Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
- Развивать словесно-логическое мышление.
Игра «Что изменилось»
Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
Игра «Третий лишний»
Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
Игра «Раздели фигуры»
Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик.
Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т.д.).
Игра «Найди клад»
Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад.
Игра «Второй ряд»
Выложите 5-7 фигур в ряд и предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера).
Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (каточками), обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры.
Игра «Разложи на группы»
Педагог предлагает детям разделить фигуры, опираясь на соответствующую карточку-признак: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольный и т.д.
Игра «Помоги ёжику добраться до дома» («Выложи дорожку»)
Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению). Для игры понадобятся специальные схемы, по которым дети будут выкладывать дорожку для ёжика. Например, сначала нужно положить красную фигуру, потом жёлтую, потом синюю, потом жёлтую, потом красную и т.д. по стрелке. Более сложный вариант, в котором необходимо учитывать сразу два признака: сначала положить синюю треугольную фигуру, потом красную квадратную, потом синюю круглую, потом жёлтую прямоугольную и т.д.
Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать как элемент образовательной деятельности, а так же для индивидуальной работы с малышами для развития математических представлений.
Предлагаю вам скачать архив с карточками для игр с малышами, в который входят набор карточек-символов и картинки для игры «Помоги ёжику добраться до дома». В архиве так же есть карточки для работы с детьми более старшего возраста, которые пополнят математический уголок в младшей группе.
Надеюсь, материал оказался Вам полезен, и в следующей статье мы разберём игры с блоками Дьенеша в средней группе.
Не забывайте делиться и оставлять свои комментарии.
Для самых маленьких
Уже с 2 лет кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, руководствуясь простейшими признаками: размером, формой, цветом. Оптимальный материал для них – игрушки (ближе к 4 годам их можно заменить яркими карточками с простыми, понятными картинками). В этот период логические игры должны быть простейшими, требующими от дошкольника 1–2 действий.
Вот несколько примеров логических цепочек:
- Чей малыш? Если в игровом арсенале найдутся соответствующие игрушки, лучше взять их. Либо подготовить карточки: большие, прочные, яркие и простые. Нужны изображения известных ребенку животных, птиц и их детенышей. Взрослые животные раскладываются перед малышом, ему предлагается положить рядом с каждым его детеныша. Далее цепочка может удлиняться и трансформироваться в «чей плод», «чья одежда», «чей лист» и др.
- Дополни ряд. Перед ребенком раскладывают карточки с изображением неких предметов (или сами предметы), объединенных значительным обобщающим признаком (посуда, одежда, фрукты, животные и др.). Рядом располагается группа разнородных предметов или картинок, среди которых изображение одного предмета, соответствующего признаку цепочки. Малышу нужно найти его и дополнить выстроенный логический ряд.
- Чье это? Ребенок должен совместить карточку с обобщающим предметом и его частями (предметы и профессия, для которой они нужны, машина и ее детали, человек и части его тела и т. д.). Вариантов возможно несколько. Например, взрослый выкладывает несколько предметов, а ребенок должен найти для них общее изображение. Или разложить перед ним обобщающие предметы, а он должен выложить около каждого соответствующие части (сложность этого задания зависит от возраста и способностей малыша). Можно предложить самому выбрать из стопки картинок сначала определяющие предметы, а затем под каждым из них – детальные.
- Что лишнее? Задача понятна из названия цепочки: исключить из ряда предметов один, принадлежащий по определяющему признаку к другой категории, при этом объяснив, по какому критерию он был определен как лишний.
Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные. Например, дать несколько карточек, изображающих сюжет любимой сказки ребенка. Пусть расположит их последовательно, чтобы по ним можно было восстановить всю цепь событий сюжета. Или предложить карточки с изображением определенного процесса (смена времен года, заваривание чая в стакане, прорастание цветка и т. д.). Задача будет та же: восстановить хронологию.
Виды логических игр для детей 6-7 лет
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
- графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
- математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
- речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
- головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми;
- литература с игровыми заданиями. С одной стороны — это хороший способ приучить ребенка к чтению и познанию мира именно посредством чтения, а с другой стороны — это способствует непосредственному развитию логики, памяти, внимания;
- игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но в плюс в этом, несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и «стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает и полезный опыт.
Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком. Это плохо скажется на его здоровье (испортится зрение, нарушится осанка), а также приведет к возникновению компьютерной зависимости. Допустимое время на работу за компьютерными гаджетами в 6-7 лет регламентировано педиатрами и составляет до 30 минут в день.
Упражнения на логику
Задания, которые направлены на развитие логического мышления, побуждают мыслить и анализировать.
Математические
Математические задачи, которые направлены на развитие логики для детей 5 лет, могут быть следующими:
- Маша взяла три яблока, а Коля на 1 больше, чем Маша. Сколько яблок взял Коля?
- Коля нарисовал 4 лодки, а Максим на 3 лодки больше. Сколько лодок нарисовал Максим?
- Глебу 9 лет, а его брату на 2 года меньше. Сколько лет брату Глеба?
- Аня нарисовала 10 домиков, а Илья наполовину меньше. Сколько домиков они нарисовали вместе?
Для детей 6 лет:
- Садовник обрабатывал кусты роз. В первый день он обработал 5 кустов, а на второй на 3 куста меньше. Сколько всего кустов обработал садовник за два дня?
- Братья решили построить дом из кубиков. Саша принес 5 кубиков, а Андрей на 3 кубика больше. Сколько всего стало кубиков?
- В банке лежит 6 ягод, а в тарелке в два раза меньше. Сколько ягод лежит на тарелке?
Настольные логические игры
Настольные игры направлены на нахождение выхода из игровой ситуации, которая представлена в виде наглядного пособия. Такую игру можно распечатать дома на принтере. К настольным играм относятся: лото, шашки, домино, дидактические игры и т. д.
Для детей 5-7 лет можно предложить поиграть в следующие игры:
«Что необходимо врачу?». Основные цели игры: сформировать знания о профессии врача, о том, какие ему необходимы инструменты для работы. Также данная игра развивает мелкую моторику, речь и умения высказывать свои мысли логически. Для игры распечатываются картинки с разными инструментами: те, которые использует врач для работы, и те, которые нет. Малыш должен подобрать необходимые для врача инструменты, пояснив свой ответ, для чего они ему необходимы.
«Когда это может быть?». Данная игра закрепляет представление детей о временах суток
Также она воспитывает терпение и внимание. Необходимо разложить картинки с разными временами суток
Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.
Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.
Картинки с изображениями времен суток
Компьютерные игры и программы
Компьютерные детские программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Данные программы доступны в режиме онлайн. Они формируют умения, навыки учебной и практической деятельности.
Примеры программ, развивающих логическое мышление: «Логика для малышей», «Baby Logics», «Cifiri», «Веселые картинки». Данные программы являются инструментальным пакетом для создания и решения задач, которые связаны со сборкой на экране множества объектов текстовой и графической структуры.
Особенно понравятся детям красочнее программы «От винта», «Аir-Race». Здесь управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отведения курсора мыши в определенную сторону.
Программы «MathMatic», «Занимательная арифметика» будут развивать умения считать и читать. Такую программу можно использовать для детей 7-8 лет.
Шуточные
Решение шуточных задач развивает внимание, сообразительность, побуждает рассуждать. Картотека задач-шуток на смекалку:
Картотека задач-шуток на смекалку:
Картотека задач-шуток на смекалку:
- Кто быстрее может плавать: утенок или цыпленок?
- Птица или гусеница быстрее долетит до цветка?
- Над лесом пролетело два крокодила. Один был красный, а другой был желтый. Кто быстрее пролетит лес?
Книги для развития мышления
Подборка полезных книг для развития интеллекта и мышления:
Книги для развития мышления у детей
. Автор Ольга Александрова.
Книга подойдет для развития мышления у детей с младенчества.
. Авторы: А. Ядловский, И. Никитенко, Т. Шабан
Отличная подборка современных головоломок, оптических иллюзий и загадок в самых лучших детективных традициях. Интересно будет и детям школьникам от 12 лет, и взрослым.
Интересна будет дошкольникам. Яркие иллюстрации, логические задачки увлекут ребенка и поспособствуют развитию внимания, памяти, логики.
. Авторы: П. Горев, В. Утёмов
Книжка поможет развить системное и творческое мышление, повысить интеллектуальный уровень ребятам дошкольного возраста.
Развитие мышления. Идеально для дошкольного возраста, 4-6 лет. Книга через
старые добрые загадки познакомит ребят с окружающим миром, потренирует логику и смекалку.
. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка
Авторы: Дэниэл Дж. Си
гел, Т. Пэйн Брайсон
С одной стороны, эта книга — ответы на самые актуальные вопросы родителей: как вести себя, если ребенок устроил истерику в магазине, если малыш не хочет идти в детский сад, не может общаться со сверстниками.
С другой стороны, книга поможет родителям объяснить ребенку, как устроен человеческий мозг. Малыш начнет лучше понимать себя и контролировать.
Помогите ребенку раскрыть свои возможности с помощью огромной коллекции головоломок. Образное и логическое мышление, умение сосредотачиваться на задаче, терпение, способность к анализу и систематизации информации — все эти полезные навыки поможет развить данная книга. Ориентирована на возраст от 6 лет.
Книги для развития мышления взрослых
В этой книге вы узнаете о мышлении очень много неожиданных фактов, поймете отличия мышления ребенка от мышления взрослого человека, особенности мышления животных и искусственного интеллекта.
Научитесь извлекать максимум пользы из поступающей информации, раскачайте свое мышление и будьте эффективны во всех своих начинаниях.
Думаете математике вам в жизни не пригодится? Если применять ее правильно, она может сделать вашу жизнь успешнее и счастливее. Присмотритесь!
Быть разумным и рациональным вообще очень полезная вещь. Почему-то мы часто об этом забываем в угоду спонтанности. Книга поможет перестроить свое мышление и получать лучшие результаты от действий.
. Авторы: Г. Лорейн, Дж. Лукас
Помогает развить воображение, лучше усваивать большой по объему материал, запоминать новые иностранные слова и целые записные книжки.
Бесценная книга, которая заменит сразу несколько, поскольку помогает развить память, интеллект, навык скорочтения и управления энергией. Вооружитесь карандашом и становитесь с каждой страницей еще более профессиональным человеком.
Самые эффективные упражнения на тренировку мышления и памяти, которые используются спецслужбами. Быть суперагентом можно, достаточно читать правильную книгу!
Эта книга научит мыслить ярко и критически, умея находить лучший выход из самой сложной ситуации. Она легка в прочтении и увлекает с первых страниц. Настоящее удовольствие с пользой для мышления.
Десятки упражнений для тренировки мышления и интеллекта, чтобы сдать IQ тест.
Продолжайте разгадывать
Во времена СССР, когда компьютеров и гаджетов не было, популярностью пользовались периодические издания – газеты и журналы с разнообразными логическими и творческими заданиями. Например, «Советская смекалка».
Самые интересные советские задачки можно найти в книжках-сборниках, например, «Лучшие советские задачи и головоломки. Проверь свою наблюдательность и изобретательность» И. Е. Гусева. Задания в нем не похожи на обычные задачи – не надо знать математические формулы и строгие научные правила. Формулы надо создавать самим, искать ответ на вопрос, изобретать пути решения.
Вы, решая задачки, наверняка убедились – чтобы найти ответы на многие вопросы, надо не просто видеть, что-то на картинке, но и рассуждать. Прокачайте навыки мышления на онлайн-программе «Когнитивистика» – вам откроются больше 20 новых техник эффективной мыслительной деятельности.
В сборниках также были задачки, где нужно наблюдать за реакцией и действиями людей. Решить их могут только люди, способные считывать окружающих, вплоть до скрытых эмоций, мотивов человека. Прокачайте этот навык на онлайн-программе «Профайлинг» всего за несколько недель.
Желаем успеха в разгадывании все новых увлекательных загадок! И обязательно пройдите наш опрос:
Что такое логическое мышление
Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.
У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.
Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.
Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.
Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.
Упражнение 3. Ребусы
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Игры с блоками Дьенеша
Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)
Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.
Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.
В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.
— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?
— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.
— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.
— Здорово получилось!
Или вот такая история…
— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!
— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).
Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.
Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:
- Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
- Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
- Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)
Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.
Игры с блоками Дьенеша для средней группы
Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.
Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.
Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.
Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.
Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.
Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.
— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.
Игра 3. Ищем спрятанный клад.
Для игр такого типа мне пригодились пособия:
- «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
- «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!
Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы
Игра 4. Поиск затонувшего клада.
Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.
Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.
Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:
- «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
- «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
- «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»