Чувашские узоры на платьях — рисунки для детей

Чувашские узоры на платьях - рисунки для детей (фото) - detskieru.ru

Женский костюм

Основной частью костюма была узкая рубаха-платье туникообразного покроя — кепе. Вирьял обильно покрывали ее вышивкой и носили с напуском. У анатри кепе была широкой, расширенной книзу и с оборками, как у татарок. Поверх рубах носили передник: вирьял — с высокой грудкой, анатри — из красной пестряди и без грудки. Анатри надевали один пояс, а вирьял — три. Первый повязывали на кепе, второй и третий — поверх напуска и фартука. Все чувашки носили узорчатые поясные и набедренные украшения с бахромой. Верхней одеждой вирьял был кафтан шубор из белого холста, анатри — сахман из сукна. Зимней одеждой служила овчинная шуба керек.

Головные уборы и украшения. Полотенчатое покрывало чувашек анатри — сурпан из белого полотна длиной 2,5 м, украшенный на концах вышивкой, позументом и кружевом, носили с пустутри — повязкой, закрепляющей сурпан на голове. Сурпаны вирьял — узкие и не такие длинные (1,2 м), с двухсторонней вышивкой, бисером, бахромой, носили с узкой повязкой масмак. Анатенчи поверх сурпана надевали хушпу — шапочку с наспинной лопастью, украшенную монетами, бисером и кораллами. Ее головную часть сплетали из бисерных узоров, а по бокам подвешивали ряды монет, мелодично звенящих при ходьбе. Девушки носили тухью — шлемовидную шапочку с острием. Чувашки носили чересплечные перевязи (тевет) и много нагрудных, наспинных, шейных, поясных украшений.

Чувашский национальный костюм

В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.

Чуваши – тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) – по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.

Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.

Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.

Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.

Головные уборы и украшения

Эти шапочки – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.

Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.

В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама), браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг!), эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.

Из бани – под венец

Один из самых важных жизненных этапов чувашей – это свадьба. Перед свадьбой в бане не просто мылись, а очищали душу, чтобы оставить все, что было нажито на протяжении многих лет. Была как «невестина баня», так и «жениховая баня». К примеру, во время «невестиной бани» незамужние подружки устраивали для «молодой» настоящее испытание. Ее парили в несколько веников и периодически спрашивали: «как будут звать твоего женишка?». Чем дольше невеста терпела, тем больше к ней было почитания и уважения.

Летом в амбарах и клетях, а зимой – в банях – проводили обряд, во время которого старшие женщины учили невесту петь «песню плача». Этот обязательный обряд у верховых и низовых чувашей символизировал прощание с родным домом. Считалось, что до свадьбы невесте нужно было выплакать все свои слезы, чтобы не нести их в дом мужа.

https://vk.com/video_ext.php

Женские украшения с бисером

Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:

  • женские головные уборы (хушпу);
  • наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
  • браслеты и кольца (они же сула и сере);
  • маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
  • кошелёк для пояса (енчёк)
  • подвески на пояс (йёс хуре).

Свадебный костюм

Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:

  • платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
  • рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
  • свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
  • жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.

Детские костюмы

Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.

Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.

Женские шапки и покрывала

В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.

К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.

Украшения-обереги

В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.

Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.

Слайд 6В старину мужские рубашки у чувашей с верховьев Волги были

длинными и широкими, прямо до колен. Они выкраивались тоже туникообразно,

а грудной разрез был сбоку — справа или слева. Воротника такая рубаха не имела. Мужской чувашский национальный костюм характерен мелкими, но важными отличительными деталями. Грудной разрез рубахи завязывался тесьмой, а вокруг красовалась вышивка, и чем богаче она была, тем праздничнее. Так же украшены были концы рукавов и подол. Будничные же одежды часто вообще не были украшены. Костюм чувашского народа был предназначен не только для работы и праздников. Например, белизна мужских рубашек была традиционной и обязательной для всех, поскольку предназначалась и для языческих культовых отправлений. Здесь отличия были только в качестве холста: у богатых — потоньше, у бедных — погрубее. Рубахи носили под пояс. Интересно наблюдать, как видоизменялся крой в зависимости от развития технического прогресса. Как только появились широкие покупные ткани, чувашский мужской костюм приобрёл круглые проймы, потерял ластовицы, стал обязательным воротник. Прохладными вечерами летом чуваши красовались в лёгком холщовом белоснежном кафтане и пуставе из синего или чёрного сукна. Запах был предусмотрен справа налево, часто встречалась приталенная спинка со сборками.

Традиции и обычаи чувашского народа

Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах. В Чебоксарах его отмечает и современная молодежь.

Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.

Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.

Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадей. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.

Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.

Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.

Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.

Еще один национальный праздник жителей Чебоксар – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.

Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.

В зависимости от района торжество отмечают в разные даты, например, перед Рождеством или Новым годом. А некоторые проводят Сурхури в ночь перед Крещеньем.

Слайд 10Чувашские мужчины осенью носили длинные, ниже колен, кафтаны из толстого

сукна, у которых был большой отложной воротник и запахивающиеся под

кушак полы. А зимой появлялись большие овчинные шубы — жёлтые или чёрные. Они были очень длинными, на талии многочисленные сборки или складки, а меховая отделка шла по вороту и по рукавам. Кстати, чем больше было сборок и складок, тем шуба считалась богаче. А лучшие из них обшивались каймой по рукавам, карманам, воротнику и краям пол — чаще всего чёрного цвета. На кайму шла мерлушка, сафьян или хорошее дорогое сукно. В дорогу поверх шубы или кафтана на случай непогоды надевали чапан, дождевик или епанчу из очень плотного сукна, которые выкраивались прямоспинными и длиной до щиколоток, с огромным воротником и очень глубоким запахом. Носили дождевики либо нараспашку, либо под кушак.

Главное

Вышивка-национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Чувашская вышивка — это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы.

Конструкция нарядов

Белая рубаха (она же кепе) была неотъемлемым элементом как женского, так и мужского народного костюма. Конструкция рубахи была довольно простой: складывался холст конопли, а в бока вшивали клинья, расширяющие рубаху в нижней части. Рубахи для женских костюмов изготавливались с длиной 120 см и вырезом в центре на груди. Мужские рубахи имели аналогичные вырезы по бокам.

Мужские костюмы

Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.

Женские костюмы

Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.

Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты

Ход работы.

Учитывая, что первое прикосновение к произведению народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Узоры земли Чувашской»он включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация воспитателя, беседы, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом этапе имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.

Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью выделялись отдельные элементы и знакомство со смысловым назначением чувашского узора: ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода-шыв, прямая горизонтальная линия-земля-сер и другие. Провели дидактические игры «Подбери узор», «Прочти знак».

Расширяя знания об орнаменте на одежде, рассматривали головные уборы- масмак. сурпан, хушпу, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли головные уборы, изготовляли закладки, выполнялась аппликация головного убора.

После того как ребенок научится «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Дети с удовольствием составляли наряд чувашской национальной одежды.

На заключительном этапе выполняется работа по изготовлению чувашского народного костюма для куклы.

Материалы и инструменты:

-белая х\б ткань;

-нити красного и белого цвета;

-разноцветный бисер, монеты.

-ножницы.

Изготовление костюма.

Раскрой платья и фартука.

Обработка рукавов и воротника красными нитями.

Пришивание тесьмы к фартуку.

Прикрепление украшения к ленте — повязке на голову.

Для закрепления изученного материала было проведено открытое мероприятие под названием «Волшебный мир чувашского костюма», где одна из родителей была одета в чувашский национальный костюм. На празднике дети водили хоровод, рассказывали стихи на чувашском языке.

Глядя на народные костюмы, представляю, будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение

праздника в душе!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чувашское узорное ткачество: Книга- альбом/ В. А. Минеева.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.-182 с.

2. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. — М. ; Оренбург, 2002,- 400 с.:ил.

3. Делаем куклы. Пер. с ит. Т. Н. Григорьевой, издательство «Ниола-Пресс», 2006г.

4. Низов,Л. Н. Изучение мифов по чувашским орнаментам/Л. Н. Низов// Начальная школа. — 2008.-№6-с. 65-67; рис. —(Воспитание и обучение).

5. Сергеева,Е. И. Учитесь вышивать по- чувашски. / Сергеева Е. И. — Чебоксары; Новое время, 2007.-

Особенности мужских костюмов

Летняя одежда

Мужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.

Тёплая одежда

Одежда для мальчиков

Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.

Головные уборы

Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.

Обувь

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.

От знакомства до свадьбы

Юноши и девушки знакомились на празднествах, в хороводах и играх, которые объединяли молодёжь нескольких деревень. Помимо посиделок, будущего мужа или жену можно было встретить на ниме — так в чувашских селениях назывался обычай, когда несколько семей объединялись для выполнения трудной работы, например, сбора большого урожая или перевозки деревьев. После знакомства и сватовства, семьи начинали готовиться к самой свадьбе.

Для жизни новой семьи молодым строили дом рядом с родителями жениха. Дом ставили в центр двора, на котором также находились разные хозяйственные постройки. Так чувашская деревня разрасталась до 70-х гг. XIX в., после чего улицы стали делать прямыми, а дома было указано ставить не в центр дворового хозяйства, но фасадом на улицу.

Чувашский двор среднего по достатку хозяйства. Енькка Е. В. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX веков : учеб. пособ. для 6-7 кл. / Елена Енькка. — 3-е изд. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2009. С. 48

Традиционный чувашский свадебный обряд продолжался несколько дней и был праздником для обеих деревень. В нем участвовало большое количество людей: родственники со стороны жениха и со стороны невесты. Роли гостей были заранее определены и понятны всем участникам празднования. Важными действующими лицами свадьбы были глава свадебного поезда (свадебной процессии), старший дружка (распорядитель свадьбы, брат или близкий друг жениха), младший дружка, носитель свадебной сумы, подруги невесты, музыканты, хăйматлăх, вăй(ă) пуçĕ и т.д. Старшие свадебные чины контролировали действия и поведение остальных участников, следили за ходом свадебного ритуала. Но не только следование порядку обряда должно было защитить жениха и невесту от злых сил и обеспечить благополучие и богатство молодой семьи. Важную роль в свадебном ритуале играли предметы быта и элементы костюма, которым предписывались не столько утилитарные, сколько символические, защитные функции. Свадебную одежду богато украшали орнаментами, которые охраняли молодую пару и символизировали продолжение жизни.

Особенности

Цвета и оттенки

Одним из основных цветов, используемых в костюмах, был белый, символизирующий священную чистоту. Рубаха белого цвета обязательно надевалась по праздникам. Красный цвет в сочетании с белым также считался символом чистоты, поэтому часто встречался в мотивах традиционной одежды. Красный символизировал жизнь, все швы на одежде прикрывались тесьмой этого цвета.

В XIX в. чуваши применяли в производстве одежды домотканую пестрядь – ткань из разноцветных ниток. В одеяния из нее стали облачаться на праздники и полевые работы. Это вызывало недовольство у старшего поколения и в некоторых случаях, например, во время цветения ржи, действовал строгий запрет на ношение одежды из пестряди. За несоблюдением запрета нарушителю следовало наказание – обливание 41 ведром холодной воды.

Ткани

До 1850 г. чуваши производили ткани и изготавливали растительные красители в домашних условиях. Окрашивание пряжи занимало много времени, поэтому основным цветом костюма оставался непрактичный белый. И едва у анатри появились анилиновые краски, облегчившие окрашивание пряжи, началось производство пестряди. В 1850 г. наряды из нее практически заменили белые одеяния. В костюмах вирьял пестрядь не применялась.

Крой

Белая рубаха кепе присутствовала в женском и мужском варианте костюма. Крой был простым – конопляный холст складывали вдвое, в боковины вшивались вставки и клинья, которые расширяли рубаху книзу. Узкие и прямые рукава длиной 55-60 см сшивали с рубахой под углом 90 градусов, для свободы движения в рукав вшивали квадратную ластовицу.

Женские рубахи кроили длиной около 120 см с центральной прорезью на груди, а мужские – 80 см также с прорезью на груди, но с правой стороны.

Традиции

Чуваши — это народ, богатый уникальными традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Некоторые из наиболее известных традиций и обычаев Чуваши включают в себя:

  • Керамика. Чуваши славятся своей традиционной керамикой, которая изготавливается вручную и украшена народными рисунками.
  • Вышивка. Чувашские вышивки — это еще один вид ручного искусства, который популярен среди местных жителей. Они украшают одежду и предметы интерьера, используя разнообразные цвета и орнаменты.
  • Медовуха. Медовуха — это традиционный чувашский напиток, который делается на основе меда и дрожжей. Он обычно употребляется на праздниках и других торжественных мероприятиях.
  • Национальные праздники. Чуваши отмечают ряд национальных праздников, включая Чувашскую Новый год, которая отмечается в конце марта, и Чебуреке, который отмечается в начале сентября.
  • Традиционная музыка и танцы. Чуваши имеют свои уникальные музыкальные инструменты, такие как малый и большой нарты (ударные инструменты), а также традиционные танцы, которые исполняются в костюмах и сопровождаются живой музыкой.

Язык и письменность

Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. Также язык подразделяют на верховой («окающий») и низовой («укающий») говор. На основе последнего сформирован литературная лингвистика.

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Путешествие по России: Республика Чувашия

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная  галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.

Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.

Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.

Расселение чувашей в России

Основная часть народности обитает в Чувашской Республике (примерно 67,7%). Регион располагается на востоке, занимает большинство территории правого побережья Волги, между притоками Сури и Свиягой. На западе населенный пункт граничит с Нижегородской областью, на севере с республикой Марий Эл, на востоке с Татарстаном, на юге с Ульяновской областью. Чувашия является частью Приволжского федерального округа.

За пределами республики большое количество этноса проживает в Татарстане (более ста десяти тысяч человек), Башкортостане (примерно 107,5 тыс.). Значительная часть чувашей обитает в Ульяновской (девяноста пять тысяч), Самарской (84,1 тыс.) областях и в Сибири. Незначительная часть этноса нашла пристанище за пределами России.

Религия

Культура народности воистину уникальна. До сих пор в традиционных обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль народности большое влияние оказали ираноязычные соседи (скифы, аланы). От них чуваши переняли не только манеру одеваться, но и часть религиозных обрядов.

Что исповедуют чуваши? Современные представители этноса являются православными христианами, мусульмане встречаются в исключительных случаях несмотря на тесное соседство с татарами.

До присоединения к Руси народность проповедовала язычество. Верховным божеством считался Тура, покровитель неба. Чуваши в старинные времена поклонялись духами природы, проводили в их честь ряд ритуалов. В результате у этноса появилось огромное количество обрядов, связанных с культом древа жизни, сменой времен года, посевом и сбором урожая.

Многие из праздников сохранились и в наши дни, они гармонично объединились с христианскими обрядами. Ярким примером является чувашская свадьба, на которой молодожены и гости облачаются в национальные костюмы и проводят сложные ритуалы.

Культура и быт чувашского народа

Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Разновидности

Женский

Женские рубахи вышивали по левой и правой стороне прорези на груди, на рукавах, по швам и подолу. Фундаментальным цветом вышивки был красный, а очертания оформлялись черными нитками. В вышивке попадались желтый, зеленый, и, реже — темно-синий цвет. Вышивка на груди выполнялась в форме розеток и ромбов.

Сложный асимметричный мотив вышивки присутствовал на рубахах женщин, состоящих в браке. Подол был вышит скромно и ритмично – на нем перемежались полосы разного размера, геометрические узоры и нашивки.

Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья, цветы, использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого (или синего) цвета, которая придавала живость костюму во время движения.

Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки, на рубахе отсутствовали нагрудные узоры (кеске), нарукавные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.

Головные уборы — сурпан, масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.

Детский

В детском костюме отсутствовали статусное убранство и роскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом, штаны для детей постарше — без выреза. Также шили платья и тулупы.

Нарядная одежда девочек была простой, она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара), крепившееся к поясу сзади.

Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.

Мужской

Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем), сапоги, валенки, шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский, но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость.

Халат из домотканой ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивали знаки огня и использовали шелковые нашивки. Вышивка располагалась на груди, плечах, спине, рукавах, подоле, но орнамент практически не копировал орнамент женского костюма. Фигуры вышивки изображали лошадей, растения, человеческие руки

Особое внимание уделялось наспинным колоритным узорам, а на рукаве вышивали знак границы миров

Мужской костюм дополнялся суконными шляпами с полями, меховыми шапками селек. Вышивка на них в основном изображала солнце и звезды.

Молодые парни носили платок на плечах, как символ того, что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве. Платок жених надевал во время свадьбы.

Слайд 14Свадебная одежда Жениха одевали к свадьбе в красиво вышитую рубаху,

которую приготовила ему невеста, суконный синий кафтан с кушаком, за

которым была нагайка, сапоги, смушковую шапку и чёрные перчатки. Верховые чуваши на кафтан надевали специальное оплечье — сетка из бисера, украшенная раковинами по краям, а ворот кафтана и его передние края были обшиты кумачом. И жених, и его дружки были одарены невестой вышитыми полотенцами, которые они либо повязывали вокруг талии, либо перекидывали через плечо. Невеста, как уже было сказано, несла на себе пуд. Богато вышитая рубашка, разукрашенный шубор, суконный пустав, сапожки или ботинки кожаные с чулками, а остальное — украшения. Причём наряды её в течение свадебного обряда менялись с девичьего на женский, но легче не становились. Очень красивы были на свадьбе ещё три человека: тамада (предводитель), старший дружка и сваха. Свадебный халат дружки был действительно впечатляющим. Белоснежный холст, выкроенный по принципу распашного халата, длинный, прямой, без застёжек. Белый цвет считался священным, к нему очень трепетно относились. А вот кафтан предводителя свадьбы уже был по максимуму украшен и вышивками, и нашивками из шёлковых тканей или лент. Сваха поверх своего богато расшитого кафтана куталась в ручной работы огромный платок — шёлковый с узорами или просто расшитый вышивками. Это знак, который был понятен всем, — её особое положение на этом торжестве. Яркие орнаменты свадебных предметов — покрывал, платков, наспинного наряда жениха, плясового специального платка, покрывала для чиряса с пивом — всё это добавляло красочности и торжественности событию. —

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: