Анализ рассказа толстого «кавказский пленник»

Сравнительная характеристика жилина и костылина в рассказе толстого кавказский пленник

Краткое сочинение Жилин и Костылин Разные судьбы 5 класс

Мне очень нравится читать в свободное время книги самый любимый писатель Л. Н. Толстой. Его произведения и рассказы такие увлекательные и интригующие читаю быстро и не могу оторваться. Перед тем как приступить к чтению я усаживаюсь за стол и приступаю к чтению, мысленно переношусь в историю рассказа. Сегодняшнее мое сочинение будет по рассказу, который был написан в 1872 году и название « Кавказский племенник» речь пойдет о героях это разных людях, с противоположными судьбами.

В произведении описывается история двух офицеров, которые совсем полные противоположности в любых действиях. И судьбы у них совсем иные. Первый герой в рассказе « Кавказский пленник» смелый, добрый, решительный, трудолюбивый и зовут его – Жилин. Также как уже говорилось иметься и противоположный персонаж трусливый, слабохарактерный и зовут его — Костылин.

История как два офицера попалив на Кавказе в плен, оказавшись в сложной ситуации, герои поступают и рассуждают совсем по — другому. Видно из первых строк Жилин всегда придет на помощь другу, то Костылин думает только о себе и спасает в первую очередь свою жизнь, рассчитывает на помощь товарища и ждет чуда, боится сам принимать решения. Когда герои попадают в татарский плен, их там просят каждого написать письмо домой с выкупом и в этой ситуации их действия расходятся.

Жилина – считаю я благородным и хорошим человеком. Ведь он пожалел свою маму знал у нее нет денег, которую требовали татары, и он пишет письмо указывает самую минимальную сумму и дает другой адрес, и рассчитывает на свои силы и планирует бежать из плена. Что можно сказать о Костылене в своем письме указывает сумму в пять тысяч рублей, сидит и ждет чуда, когда его родные соберут нужную денежную сумму и пришлют выкуп и его выпустят.

На мой взгляд — Жилин молодец, находясь в плену, он помогал всем делает игрушки, ремонтирует изломанные вещи, люди приходили к нему за советами и заводит дружбу с девушкой. А Костылин все время бездельничал, маялся ерундой и думал поскорее бы, прислали выкуп. Противоположность их характером проявилась в ситуации, когда они все-таки решились на побег. Жилин поступает как настоящий герой взяв все свои силы, терпит боль как больно бежать в колодках, а Костылин все время ноет его посетила мысль о возращении не может он выдержать такие тяжкие муки. А смелый и сильный Жилин тянет на своих плечах лентяя и причитающего друга, и из-за него им не удаться сбежать из плена.

После возвращения в плен смелого и решительного героя не покидает мысль снова бежать, так как он хорошо относился к людям помогал во всем проблемах, ему на помощь идет девушка Дина, с которой у них завязалась дружба, и он сбегает с плена. Когда он оказывается на свободе, она ему дается не простым путем, он собирает деньги на выкуп и спасает Костылина.

Если бы Костылина не выкупили из плена, он бы вскоре и умер в плену. Писатель подобрал правильно героев смелый и трусливый, трудолюбивый и ленивый, интересно было знать, как поступят герои в тяжелой ситуации, и я до последнего думал, что Костылин все-таки измениться. Рассказ мне понравился не оставил меня равнодушным.

Сейчас читают:

  • Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение

    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

  • Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила»

    Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,

Мобильный телефон позволяет быть всегда на связи, делиться свежими новостями с друзьями и сообщать родителям о том, что с тобой все в порядке. Мобильные телефоны упростили нашу жизнь.

Проблематика романа Герой нашего времени сочинение

Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.

Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

К каким ценностям должен стремится человек? Каким путём должен он добиваться своих целей? Что он может себе позволять, а чего не приемлет жизненный путь? Что ценнее — благородство несмотря ни на что, или бесчестите ради хорошей жизни?

Бородинское сражение в романе Война и мир сочинение

Большинство литературоведов, исследователей творчества Льва Николаевича пишут, что классик искажал многие исторические факты в художественных целях. Это касается, в основном, военных сцен, и, в частности, битвы на Бородинском поле.

Чему учит?

Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.

Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.

Вариант 1

Рассказ «Кавказский пленник» погружает нас в жизнь двух русских офицеров, Жилина и Костылина, чьи судьбы оказываются совершенно разными. Это произведение вызывает у меня глубокие эмоции и вносит немало мыслей о человеческой храбрости, предательстве и благородстве.

В рассказе я вижу Жилина как героя сильного и волевого, который несмотря на невзгоды и опасности не сдается. Его решимость и смелость проявляются, когда он планирует побег из плена и уговаривает Костылина присоединиться к нему. Жилин демонстрирует взаимопомощь и сострадание, таща Костылина на себе, когда тот оказывается не в состоянии идти. Он проявляет настоящую дружбу и бескорыстие, готов рисковать своей жизнью, чтобы спасти товарища.

В отличие от Жилина, Костылин проявляет слабость и страх в трудной ситуации. Он бросает Жилина на произвол судьбы и выбирает свою безопасность вместо верности и поддержки. Это решение оказывается роковым и приводит Костылина к еще большим страданиям.

Судьба этих двух героев преподносит нам важную моральную урок. Жилин своей храбростью, силой духа и благородством возвращает добро злу. Он несмотря ни на что остается верным своим принципам и продолжает служить на Кавказе. Костылин, сделав ошибку и предав Жилина, страдает от своих поступков и понимает ценность настоящей дружбы и преданности.

Данный рассказ вызывает во мне глубокое сострадание к Жилину и разочарование в Костылине. Я восхищаюсь храбростью и самоотверженностью Жилина, его способностью сохранять человечность и доброту даже в самых сложных обстоятельствах. Этот рассказ учит нас ценить настоящих друзей, быть честными и преданными, даже в трудные моменты. Жилин и Костылин демонстрируют нам, что судьба человека зависит от его поступков и выборов. Храбрость и мужество, сочетаемые с человечностью и состраданием, помогают преодолеть трудности и добиться благородной судьбы, как у Жилина. В то же время, предательство и страх могут привести к печальному и трагическому исходу, как у Костылина.

Этот рассказ заставляет задуматься о ценности дружбы, отваги и человеческих ценностях. Мы учимся быть сильными и верными своим принципам, даже когда все идет не по плану. Мы осознаем, что истинная сила проявляется не только в физической храбрости, но и в способности противостоять и преодолевать свои страхи и сомнения.

Итак, рассказ «Кавказский пленник» показывает, что судьбы людей могут различаться в зависимости от их поступков и характера

Он напоминает нам о важности верности, дружбы и благородства. Я надеюсь, что каждый из нас будет стремиться к подобным качествам, чтобы сделать свою судьбу яркой и значимой, как у Жилина, и избегать ошибок и предательства, которые ведут к печальным последствиям, подобным тем, что постигли Костылина

Мне нравится646Не нравится199

Вариант 6

«Кавказский пленник» – это захватывающий рассказ, который я прочитал с большим интересом. Он повествует о двух героях, Жилине и Костылине, и их совершенно разных судьбах. Через их приключения и выборы мы видим, как наши действия могут определить наше будущее.

Жилин – настоящий герой. Он смело служит на Кавказе и показывает пример мужества и сострадания. Когда они оказываются в плену, Жилин не падает духом. Он находит способы противостоять трудностям и сохранять свою человечность. Вместо того, чтобы просто сидеть в яме, он лепит кукол из глины, чтобы подарить их хозяйской дочери. Это проявление доброты и творчества в тяжелых условиях.

Костылин же совершает необдуманный поступок, когда он бросает Жилина в беде и выбирает свою собственную безопасность. Его трусость и эгоизм приводят его к дополнительным страданиям и терпким разочарованиям. Когда Жилин предлагает ему план побега, Костылин не способен преодолеть свои физические трудности и стать настоящим товарищем для Жилина.

Через судьбы этих двух героев, рассказ намекает нам на важность выбора и последствий наших поступков. Мы видим, что доброта, мужество и сострадание, как у Жилина, помогают преодолеть трудности и сохранить надежду

С другой стороны, эгоизм и трусость, как у Костылина, только ухудшают ситуацию и приводят к большим проблемам.

Этот рассказ напоминает нам о важности выбора правильного пути в жизни. Мы должны стремиться быть смелыми, сострадательными и ответственными людьми, которые не боятся стоять за свои принципы и помогать другим

В конечном итоге, это поможет нам создать свою собственную счастливую и значимую судьбу.

Таким образом, рассказ «Кавказский пленник» ярко показывает, как разные судьбы героев могут зависеть от их выборов и поступков

Он напоминает нам о важности мужества, сострадания и ответственности, а также о том, что наши действия имеют последствия. Поэтому мы всегда должны стремиться быть честными, смелыми и добрыми людьми, чтобы создать свою собственную счастливую и значимую судьбу

Мне нравится641Не нравится345

Сюжет произведения

Рассказ строится вокруг главного героя — офицера Жилина, который воевал на Кавказе. Однажды Иван получил письмо от своей мамы. В нем она писала о том, что чувствует себя совсем плохо и боится, что не успеет увидеться с сыном в последний раз, слезно просит приехать домой. Офицер не думал долго и решил выполнить желание матери.

Обоз, на котором ехал офицер, двигался очень медленно, поэтому Иван вместе с другим офицером решили идти вперед. К сожалению Жилина и его попутчика Костылина замечают горцы и берут их в плен. Они попадают к «хозяину» Абдул-Мурату, который хочет получить за них выкуп. Жилин понимает, что у его матери нет таких больших денег, поэтому направляет письмо по несуществующему адресу.

Два офицера находятся в плену уже около месяца. Все это время Иван старался найти общий язык с местными, делал игрушки их детям и чинил вещи для жителей аула, в том числе и для Абдул-Мурата и его дочери Дины. Дина была доброй девочкой, чтобы поблагодарить офицера, она носила ему, пока никто не видит, что-то из еды. В это время Костылин ждет ответа из дома и надеется на выкуп. Жилин же в свою очередь понимает, что надеяться можно только на самого себя, поэтому по ночам он медленно, но верно роет подкоп.

В одну из ночей Жилин решается совершить побег. Он зовет с собой и Костылина, вместе им удается выбраться из сарая, в котором их держали, через подкоп. Пока офицеры ищут, где крепость русских, они сильно натирают себе ноги. Костылин не может идти из-за этого и Жилин принимает решение нести товарища на себе. Быстро идти Жилин с ношей не мог, поэтому их нагнали и снова взяли в плен. Но посадили их на этот раз не в сарай, а в яму и пригрозили убийством, если через две недели их родственники не пришлют выкуп.

Самочувствие Костылина в яме ухудшалось. Жилин решает снова бежать и придумывает новый план. Иван просит Дину помочь ему, чтобы она принесла ему длинную палку, с помощью которой он выберется из ямы. Жилин хотел взять с собой и Костылина, но у того совсем уже не оставалось сил, поэтому ему приходится бежать в одиночку. Иван всю ночь пробирался к крепости и под утро его увидели неприятели. Но Жилин из последних сил стал кричать и его услышали казаки. Они помогли ему спастись. А Костылин еще месяц провел в плену, за него заплатили выкуп, и он вернулся в крепость еле живым.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

Сочинение на тему снежинка

В какой части находится алжир

Суть

В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником. На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену. Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.

Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.

Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.

В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.

Главная мысль

Писатель призывает людей стать проще и ближе к народу и к реальным жизненным потребностям, в этом основная идея всего его учения, которое он объяснял в небольших и несложных книгах. На примере Жилина и Костылина он показывает, что излишества и праздность жизни губят добродетель и ум. Настоящий человек должен иметь лишь необходимые вещи, отказываться от излишков, и тогда его дух окрепнет, а природные способности раскроются в полной мере. Героям приходится сталкиваться со страшными испытаниями, плен проверяет их дух на силу, их разум на изворотливость и хитрость. И в этой борьбе выигрывает тот, кто действительно достоин победы. Деньги, ценности, звания и ранги бессильны, не ими нужно мерить достоинство личности.

Смысл рассказа в том, что в жизни люди всегда сталкиваются с разными трудностями, поэтому надо использовать все свои умения, чтобы справляться с превратностями судьбы, а не надеяться на то, что можно будет откупиться. Человек должен избавиться от иллюзий, которые дают ему деньги и чины, и наживать реальные богатства – ум, отвагу и доброту.

Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой

Сочинение «Жилин и Костылин»

Вариант 3

Жилин и Костылин — главные персонажи рассказа Толстого «Кавказский пленник». Офицеры, взятые в татарский плен и вынужденные находиться в заточении до получения выкупа из семей, имеют такие разные характеры, что нельзя не остановиться на рассмотрении каждого из героев, охарактеризовать их положительные и отрицательные грани личности.

Положительное раскрыто в личности Жилина, все же отрицательные черты автор передал второму офицеру Костылину.

Получается, что сходство у них только в месте службы — Кавказ и условиях пленения — заточение под стражу, а в конце нахождение в глубокой ямы для предотвращения повторного побега.

На этом сходства заканчиваются и начинаются различия.

Костылин — мужчина высокого роста с плотным телосложением, даже можно сказать, что он излишне толстоват.

Жилин — сухощавый маленького роста офицер, на вид более ничем не примечателен.

Характер же у Жилина сильный, в отличие от трусливого Костылина, он держится всегда уверенно и мужественно.

Костылин на редкость трусоват, что не часто можно встретить в офицерском составе. Он излишне нежен и плаксив. Когда писал письмо, т просил поскорее прислать за него 5 тысяч, чтобы его высвободили из плена.

Жилин же был добр к своей семья, зная, что выкуп может сильно ударить по благосостоянию близких, он просил лишь малую сумму, да и то письмо не отправил по домашнему адресу. У него сразу были другие планы на освобождение. Он строил план о побеге из плена.

Пока же его план только готовился, он не сидел без дела: мастерил кукол для хозяйской девочки, чинил часы, плёл корзины.

В то время Костылин только ныл и охал о своей тяжёлой участи в плену.

Когда настал день побега, Жилин и товарищу по несчастью помог, но тот был слишком грузный, а Жилин слишком мелковат, чтобы тащить на себе Костылина. Поэтому их быстро поймали и бросили в глубокую яму так, чтобы им уже было оттуда не выбраться.

Девочка полюбила Жилина, она приносила ему покушать, а когда узнала о зверских планах по отношению пленных, она бросила палку, по которой Жилин смог выбраться из ямы и бежать из плена.

Он благополучно добрался до своих, а Костылин дождался выкуп из дома и был выпущен еле живым за его 5 тысяч рублей.

Мне нравится1Не нравится1

Сочинение Жилин и Костылин : разные судьбы

Сочинение Жилин и Костылин : разные судьбы . План: 1)Вступление . Главные герои рассказа. 2)основная часть . Почему у героев разные судьбы?Каков каждый герой?Как характеризует каждого героя автор,другие герои? Как проявляет каждый себя в сложной ситуации? Как относится герой к людям? Как они относятся к ниму ? Какая разница в характерах и поведении героев повлияла на их судьбы? 3) Заключение. Моё отношение к героям. помогите . Нужно ответить на это вопросы и получится сочинение по рассказу «Кавказский пленник». Ответ —

Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин — человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не таков. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.

Заключение

Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один — человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй — трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении «Кавказский пленник». Жилин и Костылин — разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

Самуил Маршак отметил, что произведение «Кавказский пленник» (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

Впервые рассказ был напечатан во втором номере журнала «Заря» 1872 года. Сюжет в некоторой степени основан на реальном случае, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1853 году. Писатель вместе со своим другом и сослуживцем, чеченцем Садо, оказались в опасности. Их нагнали противники и намеревались взять в плен. Хотя у писателя был сильный и молодой конь, на котором он мог с легкостью оторваться от погони, он не стал бросать друга одного в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось не заряжено. Он все равно не растерялся и грозно целился во врагов, пытаясь запугать их. Кавказцы же не стреляли в русских солдат, так как хотели взять их живыми. Им удалось приблизиться к крепости, где их увидели казаки и примчались на подмогу.

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: