Образ Запорожской Сечи — видео
Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места
Тарас осторожно проехал с сыновьями между них, сказавши: «Здравствуйте, панове!» – «Здравствуйте и вы!» – отвечали запорожцы. Везде, по всему полю, живописными кучами пестрел народ
По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!
«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009
Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада. На большой опрокинутой бочке сидел запорожец без рубашки: он держал в руках ее и медленно зашивал на ней дыры. Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в средине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке. Около молодого запорожца четверо старых выработывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и, вдруг опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! – сказал наконец Тарас. – Видишь, как парит!» – «Не можно!» – кричал запорожец. «Отчего?» – «Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью». А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; все пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движенья, как все отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.
– Эх, если бы не конь! – вскрикнул Тарас, – пустился бы, право, пустился бы сам в танец!
А между тем в народе стали попадаться и степенные, уваженные по заслугам всею Сечью, седые, старые чубы, бывавшие не раз старшинами. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. Остап и Андрий слышали только приветствия: «А, это ты, Печерица! Здравствуй, Козолуп!» – «Откуда Бог несет тебя, Тарас?» – «Ты как сюда зашел, Долото?» – «Здорово, Кирдяга! Здорово, Густый! Думал ли я видеть тебя, Ремень?» И витязи, собравшиеся со всего разгульного мира восточной России, целовались взаимно; и тут понеслись вопросы: «А что Касьян? Что Бородавка? Что Колопер? Что Пидсышок?»
И слышал только в ответ Тарас Бульба, что Бородавка повешен в Толопане, что с Колопера содрали кожу под Кизикирмоном, что Пидсышкова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград. Понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»
Законы и структура Сечи
Между битвами Запорожская Сечь – место безостановочного пиршества, пьянки и разгула. Автор сравнивает ее с балом, праздником, шумным и не имеющим конца. Но это только внешнее восприятие, на самом деле все гораздо сложнее. Законы жизни строгие и не позволяющие их нарушения. Необыкновенное создание имело строгую структуру. Сечь, как военный стан, объединяла курени – войсковые подразделения. У каждого куреня свое жилье. Во главе стоял атаман – куренной. Он отвечал и контролировал деньги, топливо, заботился об одежде и питании. У казаков ничего не было личного, все отдавали атаману. Таких отделений было примерно 60. Над всеми куренями стоял старшина. Его должность была выбираемой. Такая система строилась на самоуправлении. Ценились в Запорожье вольность, товарищество, уважение мнения старших.
Законы не позволяли казаку забывать смысла казачьего братства:
- воровство каралось поркой у столба.
- не отдавших долг приковывали цепь к пушке, спасти должника мог товарищ.
- смертоубийство – закапывание живым вместе с тем, кого убил.
- Суровые законы утверждены для воспитания уважения внутри братства, мужественности и стойкости.
Царство свободы
На протяжении всей повести автор и герои прославляют Сечь. Они описывают ее как песню, полет, царство. Сколько эпитетов подбирается к образу:
- гнездо;
- наука;
- вольница;
- гордость.
Казацкая республика – это территория со своими законами, обычаями и строгим порядком. Царство и приют людей, представителей сильной половины человечества, отличается свободой, равными возможностями для всех. Сечь — место, где воспитываются гордые и крепкие мужчины с особым характером, присущим казакам. Дух вольности невозможно передать словами. В Запорожье приезжают не только для обучения. Здесь место встречи старых друзей, передача знаний, обмен новостями.
Самоуправление и свобода
Запорожская Сечь, основанная в 16 веке на территории современной Украины, славилась своей уникальной формой организации и самоуправления. Одной из главных ценностей для запорожцев была свобода. Только находясь под свободным небом и не имея государственного управления, запорожцы становились настоящими хорунжими и защитниками своих земель.
Запорожские казаки не признавали абсолютной власти, руководящей лица избирались самими казаками. Все вопросы затрагивающие политику, экономику и внешние отношения обсуждались на общих казачьих сходках. Это была наиболее демократичная форма управления государственными делами. Постановления и решения принимались коллективно, и каждый казак имел равное право для высказывания своих мнений и предложений.
Самоуправление запорожцев было связано с фактической независимостью их территории от внешних сил. Запорожская Сечь не принадлежала ни одному государству, благодаря свободе движения и военной мощи казаков. Они сами решали вопросы ведения внешней политики, устанавливали торговые отношения, заключали союзы или вели войны по своему усмотрению.
Запорожская Сечь считалась оплотом свободы и сопротивления. Запорожцы не признавали рабство и угнетение, они готовы были сражаться до последнего, чтобы сохранить свое самовластие и права. Многие запорожцы были зажиточными и влиятельными людьми, но они не стремились к богатству и власти, они ценили свободу и равенство больше, чем материальные блага.
- Самоуправление и свобода были главными принципами запорожской демократии
- Казачьи сходки делились на заседания и обсуждали все вопросы
- Запорожская Сечь не принадлежала ни одному государству
- Запорожцы готовы были сражаться за свое самовластие и права
- В запорожской культуре ценили свободу и равенство больше, чем материальные блага
Общественный строй Запорожской Сечи
Боевые искусства казаков Запорожской Сечии
Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни. От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра.
9 стр., 4434 слов
Сила казака (Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
… казак; а где буерак, там сто казак. Слайд 8 Усиление роли казачества в военной и общественно-политической жизни Речи Посполитой в начале ХVII века неразрывно связано с возрастанием значения Запорожской Сечи, … материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над «Тарасом Бульбой». Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году. …
Запорожские казаки
Запорожская сечь в повести «Тарас Бульба»: описание и значимые цитаты
В повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя запорожская сечь занимает важное место в сюжете. Сечь представлена как сообщество казаков, которые живут в степи и защищают свои земли от врагов
Гоголь описывает запорожскую сечь как мужественное и свободное общество, где каждый член готов служить своей родине и бороться за её независимость. Казаки из запорожской сечи характеризуются сильным духом, смелостью и преданностью идеалам свободы.
Одной из значимых цитат из повести «Тарас Бульба» можно считать следующую:
«Они забрали его, сунули в челюсть землю гордую, куда занес бы властительный адрес своим послом, и дали камень возле камня. Так и провожали государственные гости. Заколачивали взамен обычную табличку с фамилией и деловым адресом: «Обер-секчас мастеру строителю, общий человек Залужный, покойник и подъячий казачий Недогайдило Галактионович», и разбойным и вольным засовом заперли плотно калитку на все замки.» |
В данной цитате описывается похоронный ритуал в запорожской сечи. Казаки провожают своего умершего собрата, устанавливая над его могилой камни и закрывая калитку на все замки, чтобы никто не мог войти или выйти.
Такие описания и цитаты создают образ запорожской сечи как сильного и сплоченного сообщества, где каждый член готов пожертвовать своей жизнью ради свободы и независимости.
Кто такие казаки?
Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.
5 стр., 2363 слов
Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
… молодого человека как Запорожская Сечь». Головна / Сочинения по литературе / Гоголь Н.В. / Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба») Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с …
Кто такие казаки
Школа жизни
В Запорожье привозят сыновей, как это сделал Тарас Бульба. Старый полковник соскучился по товарищам. Сечь учит всему, что должен знать и уметь казак.
Сечь – это труд. Большое количество кузней стуком встречает въезжающих. У каждого казака должно быть свое оружие, без мастеров кузнечного дела не обойтись. Кожемяки готовят одежду, ремни, обувь. Они сильными движениями мнут шкуры волов.
Какие еще профессии обязательны в Запорожье:
- судостроители;
- рудокопы;
- торговцы.
Трудовые будни перемешиваются с воинским делом: скачки, стрельба, рукопашные бои. Молодых парней учат владеть саблей, управлять конем, метко стрелять. Кроме этого жизнь среди мужчин помогает овладеть полезными умениями.
У современного читателя Запорожская Сечь вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, место пьянки, разгула и праздника, но это только внешнее восприятие. Сечь – место рождения воли, богатырских характеров, истинной преданности Отчизне. Казачество изменило всю Русь.
Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» описываются события, которые происходили на украинской земле во времена Запорожской Сечи. Не удивительно, что автор проявляет повышенный интерес к Украине, ведь сам он уроженец этой страны.
Запорожская Сечь заняла особое место в творении автора. Вследствие семейной традиции, предком Николая Васильевича был гетман Запорожской Сечи. В детстве и юности он часто слышал истории о жизни казаков, и постепенно собрал образ жителей Запорожской Сечи и их быта. Свои знания и представления он изложил в повести «Тарас Бульба». Эти люди жили, опираясь на свои крайне строгие правила. Нарушители этих правил подвергались жестоким наказаниям.
Центральным персонажем повести выступает свободолюбивый казак, полковник – Тарас Бульба. Он отчаянно верит в благое влияние на становление личности казацкого парубка Запорожской Сечи. Она состояла из отдельных независимых куреней.
Управлялись курени куренными атаманами. Они ведали всем: деньгами, едой, одеждой. У обычных казаков ничего не хранилось, все передавалось для хранения куренному атаману. Было еще одно руководящее лицо – кошевой старшина. Он назначался на должность в результате выбора казаков.
Запорожская Сечь олицетворяла мечты о независимости украинского народа. Это можно проследить в каждом эпизоде повести, в которой прославляются жизненные устои казаков. Их строгость и беспристрастные законы, с которыми мы сталкиваемся во время чтения, восхищают читателя.
Эти принципы отчетливо просматриваются на примере родных сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрея. Несмотря на свою молодость, Остап является очень хорошим казаком, и уже успевает стать куренным атаманом. Примером второго сына, Андрея, является предательство и измена своей Родине и принципам. Он решил принять сторону вражеского государства. Тарас Бульба настолько тверд в своей жизненной позиции, что предательство не может простить даже собственному сыну. Он принимает решение убить его собственными руками. Самым страшным проступком для казака атаман считает измену. Сам же атаман так предан своим идеям, что выручая из плена своих товарищей, гордо гибнет во вражеском огне.
Это произведение стало яркой картиной того времени, когда Запорожская Сечь вынуждена была сражаться за права казаков и свободу родной земли. Превыше всего в людях ценились тогда верность, преданность и отвага.
Сочинение на тему: Запорожская Сечь — её нравы и обычаи в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.
Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.
Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.
Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.
Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.
В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.
Другие сочинения по повести «Тарас Бульба
Краткое содержание повести Тарас Бульба
Краткое содержание произведений Гоголя
Основание Запорожской Сечи
Занятием казацких ватаг по Днепру было «лупление чабанов татарских». Эти удальцы старались «разгромить татарскую ватагу, застигнув ее где-нибудь в удобном месте, отбив татарский табун или стадо овец, или разграбить караван турецких или армянских купцов, какого-нибудь московского или литовского гонца, посланного с подарками к хану, а то и городок турецкий или татарский», – писал украинский историк Михаил Грушевский. Вначале казачество было только своего рода сезонным промыслом, которым занимались украинские шляхтичи, мещане, крестьяне. Но с течением времени возникает класс людей, целиком и полностью посвящающих себя «казакованию», поселяющихся в степи и формирующих свой вольный политический организм.
В 1492 году впервые упоминается казацкая Сечь – укрепленное поселение в низовьях Днепра, в котором часть казаков оставалась зимовать с запасами провианта, пороха и оружия. В первой половине XVI века несколько «сечей» объединяются в общую политическую единицу. Казаки защищали Украину от набегов крымских татар, и местные магнаты покровительствовали казакам. Православный князь Дмитрий Вишневецкий в 1552 году заложил Сечь на острове Хортица ниже Днепровских порогов, где она с тех пор и известна. Вскоре, во время походов московского царя Ивана IV против крымцев, запорожцы оказали ему помощь.
Все больше и больше людей из Украины, презирая опасность рискованного военного житья в степи, уходило в вольные казаки от произвола магнатов и шляхты, от ограничений православного исповедания. Польские короли (Украина с 1569 года перешла от Великого княжества Литовского в непосредственное владение польской короны) пытались как-то контролировать этот процесс.
В 1572 году король Сигизмунд II Август создал из небольшой части днепровских казаков так называемое реестровое войско. Казаки, записанные в реестр, получали право частной собственности на землю (то есть приравнивались в этом отношении к шляхте). Их самоуправление признавалось государством, казаки были вправе избирать гетмана. Гетман утверждался в своем звании королем, первым гетманом был избран князь Михаил Вишневецкий. За это казаки были обязаны военной службой королю. Первоначально в реестр было записано 300 казаков. Всем, не попавшим в реестр, было предписано возвратиться в свои деревни или города.
Принципы украинского образования
Образ Запорожской Сечи только на первый взгляд представляется местом, где правил хаос. В действительности же эта территория со строгими порядками. Здесь присутствовал дух вольности и равноправные возможности для всех. Однако во главе верховенства был поставлен закон.
Характеристика Запорожской Сечи особенно наглядно проявляется в эпитетах к этому краю:
- гнездо;
- горница;
- вольность.
Все нравы вольницы подчинялись строгому образу жизни, который нарушать, никому было не позволено. Безусловно, в мирный период это было место разгула и пьянства. Со стороны создавалось ощущение, что происходил масштабный бал, не имеющий своего конца.
В случае возникновения опасности все в корне менялось. Это уже были не праздные люди. Сечь превращалась в военный стан, где разгулу уже не находилось места. Пьянство в военное время не прощалось и каралось смертью.
Однако и в мирное время существующие законы имели свою особенность. Их жесткость позволяла сформировать характер казацкого братства. Выражались они в следующих правилах:
- Воровство каралось привязыванием к позорному столбу, и каждый желающий мог ударить стоящего там человека.
- Должников приковывали к пушке цепью. Если у него был товарищ, желающий спасти друга, он мог это сделать.
- За убийство человека клали в гроб вместе с мертвецом и живым закапывали в землю.
Вариант 7
Остап и Андрий, два брата из произведения «Тарас Бульба» Николая Гоголя, стали живыми образами, пронизанными сложными чувствами и противоречиями
Это произведение вызывает у меня многочисленные эмоции и задумываться над важностью семейных ценностей, верности и сопереживания
Одним из ключевых моментов в истории Остапа и Андрия является их разрыв с отцом, казацким полковником Тарасом Бульбой. Тарас, стремясь воспитать сыновей настоящими казаками, проводит их через суровые испытания и отправляет в поход на Польшу. Во время осады города Дубно, Андрий предает отца и товарищей, чтобы спасти свою возлюбленную польскую панночку. Это решение вызывает бурю эмоций в сердце Тараса Бульбы, и он лично убивает своего сына за предательство
Этот трагический момент взывает к мысли о важности доверия и взаимопонимания в семье. Братья, прежде чем сделать такой выбор, должны были задуматься о последствиях своих действий и попытаться найти другое решение, чтобы сохранить свои братские узы и преданность отцу
Еще одним важным аспектом в этой истории является отношение к родной земле и Отчизне. Тарас Бульба, несмотря на трагедии, которые происходят в его жизни, остается преданным своей нации и борется за свободу своего народа. На смертном одре его помыслы остаются об Отчизне
В этом просматривается моральное послание о важности патриотизма и преданности своей стране, даже в трудные моменты. Тарас Бульба служит примером силы духа и посвящения, даже в самых тяжелых обстоятельствах
Гоголь в своем произведении использует яркий художественный язык, чтобы передать насыщенность эмоций и драматизм событий. Он описывает военные сражения, осаду города, а также внутренние конфликты и переживания героев, раскрывая их душевные состояния и противоречия. Читая эту историю, я вижу, что братья Остап и Андрий стали жертвами своих собственных поступков и решений, в результате чего они стали врагами, несмотря на свою кровную связь
Это напоминает мне о важности осознания последствий своих поступков и сохранении семейных уз, даже в самых сложных ситуациях
Произведение «Тарас Бульба» Гоголя показывает нам, что семейные отношения и преданность необходимы для сохранения единства и силы
Братья Остап и Андрий, ставшие врагами, подчеркивают важность доверия, взаимопонимания и поддержки друг друга в семье. Также мы узнаем о ценности патриотизма и верности своей стране, о чем говорит пример Тараса Бульбы, несмотря на его собственные страдания
В заключение, «Тарас Бульба» открывает перед нами сложный мир взаимоотношений и противоречий, которые могут возникнуть между близкими людьми. Это произведение напоминает нам о необходимости беречь и ценить свою семью, стремиться к доверию и взаимопониманию. Оно также внушает нам мудрость патриотизма и преданности, даже в самых трудных обстоятельствах
«Тарас Бульба» — это история о братьях, которые стали врагами, но она также является напоминанием о важности любви, согласия и семейных ценностей, которые должны быть превыше всего
Мне нравится78Не нравится49
Описание Запорожской сечи в повести «Тарас Бульба» в контексте цитаты «И бедный Луцк стоял на берегу Днепра и плакал в одиноком опустевшем полмесяце»
В повести «Тарас Бульба» Николая Гоголя описывается Луцк — город, который находится на берегу Днепра. Это место является одной из главных декораций повести, которая олицетворяет противостояние между козаками и польскими властями. В цитате «И бедный Луцк стоял на берегу Днепра и плакал в одиноком опустевшем полмесяце» передается общая печаль и одиночество города.
Через использование фразы «бедный Луцк» автор указывает на трудности и страдания, которые испытывает город. Упоминание «опустевшего полмесяца» создает образ о пустынной и запустелой обстановке вокруг Луцка.
Сочетание этих элементов описывает город, который подвергся разорению и разрушениям. Подобные детали создают потрясающую картину руин и печалей запорожской сечи, демонстрируя последствия и разрушения, вызванные конфликтом.