Грибоедов а.с. «горе от ума», краткий анализ

«горе от ума» (а. грибоедов). анализ произведения и краткое содержание

Краткое содержание

Служанка Лиза утром стучится в спальню к Софье Фамусовой, но та не откликается: она всю ночь беседовала с Молчалиным, секретарём отца. Появляется Фамусов, заигрывает с Лизой. Из спальни Софьи выходит Молчалин. Павел Афанасьевич Фамусов спрашивает о причинах столь раннего визита к его дочери. Его успокаивают.

Наедине с Лизой Софья вспоминает о том, как они с Молчалиным слушали музыку. Служанка напоминает барышне о прежнем кавалере — Александре Андреевиче Чацком. Софья говорит, что у Молчалина гораздо больше достоинств (скромность, альтруизм, душевная тонкость).

Появляется Чацкий. Он расспрашивает Софью о московской жизни, о знакомых, которые кажутся Чацкому глупыми и нелепыми. В том числе он спрашивает и о Молчалине, предполагая, что тот многого достигнет («ведь нынче любят бессловесных»). Софья обижается.

Приходит Фамусов, неохотно интересуется делами Чацкого. Тот обещает ответить позже, так как ещё не успел побывать дома.

Во второй половине дня Чацкий снова появляется в доме Фамусова. Фамусов настораживается: не хочет ли Чацкий стать женихом Софьи? Фамусов рекомендует Чацкому сначала добиться успеха на службе. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает Чацкий. Фамусов укоряет Чацкого, рассказывая о своём дяде, добившемся большого успеха благодаря угодливости и покорности. Чацкий же настаивает, что «век покорности и страха» давно в прошлом.

Приходит полковник Скалозуб (по мнению Фамусова, интересный жених для Софьи). Скалозуб хвастается своими военными делами, Фамусов безбожно льстит, Чацкий некоторое время терпит, а потом разражается монологом против льстецов, клеймит их «рассудка нищету». Скалозуб ничего не понимает и соглашается с Чацким.

Вбегает Софья. Она в ужасе: Молчалин упал с лошади. Чацкий начинает что-то подозревать. Он затевает беседу с Молчалиным, но приходит к выводу, что нельзя полюбить человека, не имеющего собственного мнения.

К Фамусову продолжают съезжаться гости. Они ведут пустые и праздные разговоры. Чацкий надо всеми насмехается (в частности иронизирует над Молчалиным). Софья злится, поэтому начинает интригу: она говорит г. N о сумасшествии Чацкого, зная, что тот разнесёт слух в обществе. Переходя от одного человека к другому, слух этот обрастает немыслимыми подробностями («Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили»). В результате Чацкого причисляют не только к сумасшедшим, но и к басурманам, вольтерьянцам и невесть кому ещё. Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий — басурман и вольтерьянец.

Растерянный Чацкий сталкивается с Софьей и ругает московское дворянство за преклонение перед французами: ведь русский человек, по его мнению, куда достойней любого другого. Чацкого никто не слушает: все танцуют.

Появляется Репетилов. Он шумно предлагает Чацкому посетить «секретнейший союз» и познакомиться с «решительными людьми»

Чацкий знает цену Репетилову, поэтому отказывается, и Репетилов тут же переключает внимание на Скалозуба

Репетилов обсуждает с Загорецким предположительное безумие Чацкого. Репетилов не хочет верить, но все кругом его убеждают. Чацкий случайно слышит этот разговор. Он в гневе. Чацкого интересует только, не дошли ли подобные слухи до Софьи (он и предположить не может, что именно она распустила эту клевету).

Лиза с Молчалиным беседуют в вестибюле. Молчалин сознаётся, что его интересует не Софья, а её служанка: по-настоящему ему нравится только Лиза. Это слышит и Софья, и спрятавшийся за колонной Чацкий. Софья в ярости. Она гонит Молчалина вон. Чацкий тоже даёт волю чувствам и обличает коварство Софьи. Прибегают слуги и Фамусов. Павел Афанасьевич грозится отдать Лизу в птичницы, а Софью отправить к тётке в Саратов.

Чацкий горько смеётся над собственной слепотой и покидает дом, с которым хотел связать свою жизнь. Фамусов же волнуется, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!».

Вариант 2

Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера. Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения.

Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия. Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы.

Жанр произведения «Горе от ума» 9 класс

Александр Сергеевич Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в начале девятнадцатого века. В ней упоминается главная проблема того времени, по-прежнему актуальная и в наши дни. Произведение написано в жанре комедия, но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Главным персонажем поэмы является Павел Фамусов – глава поселения в Москве и предводитель общества. Он и его последователи поддерживают старое общественное мнение. Попасть в его окружение может только человек, занимающий высокую должность или имеющий большой капитал. Он поддерживает льстивых, жадных и услужливых людей, которыми являются приближенные к нему персонажи: Скалозуб и Молчалин.

Софья – дочь Фамусова, была воспитана отцом и в целом разделяла его мировоззрение. Она питала теплые чувства к Молчалину, а он был с ней только для того, чтобы быть ближе к ее отцу. Только благодаря этому он попал в общество Фамусова.

Совершенной противоположностью всему этому обществу был Чацкий – детский друг Софьи, с ранних лет влюбленный в нее. После трех лет путешествия по заграничным странам, он вернулся в Москву, пытаясь внушить окружающим отсталость их жизненного уклада. В развитое время продвижения культуры, науки и искусства необходимо уважительно относиться к каждому человеку, не зависимо от чина и капитала. Фамусовское общество высмеяло его точку зрения, и Софья, в том числе.

Если начать разбирать все ситуации пьесы «Горе от ума», то получается, что с некоторых точек зрения она не является комедией.  Единый жанр произведению поставить очень сложно. Из-за перечисления в пьесе важных общественных и нравственных проблем ее можно назвать высокой комедией. Но только один этот жанр не раскрывает весь творческий замысел писателя, и комедийное представление терпит некоторые изменения.

В первую очередь происходит нарушение единства действия. В пьесе появляются сразу два конфликта, решение которых не заканчивается в пользу добра. Оказавшись в одиночестве против большого общества, Чацкий вынужден отступить, оставив все, как есть. Так же в произведении Грибоедова главные герои не делятся на плохих и хороших. В каждом присутствует как положительная, так и негативная сторона.

Помимо комедии в пьесе присутствует и драматические нотки. Надежды Чацкого, с нетерпением ожидавшего встречи со своей возлюбленной Софией, разбиваются в дребезги о жестокую реальность. Девушка встречает своего бывшего возлюбленного холодно и отрешенно, а в дальнейшем придает его, распуская слухи о сумасшествии мужчины. Ему приходится навсегда покинуть дом, в котором рос, из-за предательства любимой и ощущения, что он лишний в этом обществе старых нравов.

Новаторское произведение

Грибоедов создал уникальное и неповторимое творение. Начинающееся как комедия, сочинение начинает приобретать «нотки» самых различных жанров, которые, казалось бы, никогда нельзя было бы представить в одном произведении. Однако благодаря великому мастерству писателя, комедия предстает перед читателем в виде единого целого.

В целом «Горе от ума» представляет собой сложное произведение с разнообразными темами, в котором просматриваются элементы всех разновидностей литературных жанров: комедии, драмы, водевиля, трагедии, басни, гражданской лирики и баллады. Все эти черты соединяются воедино в произведении и являют собой новый стиль написания творений.

Виды комического

Юмор Добрый смех, незлобная насмешка Рассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин
Ирония Скрытая насмешка в речи повествователя В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин)
Сатира Беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя
Сарказм Гневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

Своеобразие композиции комедии «Горе от ума»

Композиция комедии «Горе от ума» очень специфична, и ее отличают следующие особенности:

✓      противостояние двух групп персонажей (группа, во главе которой стоит Чацкий, и группа Фамусова), что обусловливает своеобразие конфликта пьесы;

✓      развернутость экспозиции, в которой отсутствует главный герой (появляется в пьесе не сразу);

✓      особая значимость каждого персонажа второго и третьего планов, включая внесценических, что впоследствии найдет свое отражение в пьесах А.Н. Островского;

✓      симметрия построения, что проявляется в следующем:

•        разделение четырех актов на две части, где в первой доминирует любовная интрига, а во второй — общественный конфликт, при этом обе интриги присутствуют на протяжении всей комедии, но одна доминирует над другой;

•        различное, неодинаковое количество явлений в каждом акте;

✓      множество монологов, которым отводится большая роль в комедии;

✓      важная функция сплетни, скрепляющей все сюжетные линии пьесы в одно целое, и эта сплетня в течение всей комедии растет и развивается, обрастая новыми, порой противоречащими друг другу подробностями.

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»
: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Проблематика, идея, тема произведения

Главная проблема произведения – проблема ума и глупости, что отражено в названии. Спорят «век нынешний и век минувший»: у каждого – свой взгляд на культуру и ценности, честь и совесть. И эти взгляды оказываются диаметрально противоположными. Все окружение Чацкого считает, что главное в жизни – материальный достаток, устойчивое положение в обществе и хорошая репутация. Главное – это то, что будут говорить о вас в свете. И жить нужно, как живет большинство: вовремя «подслужиться», подсуетиться, угодить, получить должный чин, награду и хорошее жалование.

Статья: Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

А иметь собственное мнение не обязательно, да оно и не требуется:

И Чацкий, желающий «служить делу, а не лицам», выглядит странно со своими оригинальными суждениями, он не понятен остальным, да и опасен, в каком-то роде. Поэтому, легче объявить Чацкого сумасшедшим – какой спрос с умалишенного? А, чтобы не мешал и не раздражал – изгнать неугодного: «с глаз долой – из сердца вон».

Замечание 1

В своей комедии Грибоедов ярко и глубоко отобразил борьбу двух традиций, двух лагерей русского общества XIX века: духа рабского, слепого подражания всему иноземному и духа гордого свободы и независимости людей возвышенных, идейных.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру

Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова

В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Основные литературоведческие определения

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос,
  • Лирика,
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте — само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия.

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках — кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр.

Эпос (с греческого — «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого — «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Фактчек

  • Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
  • Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности. 
  • В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
  • Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
  • Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
  • Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде. 

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Подарок для Снегурочки. Зимняя сказка (С. Прокофьева, илл. О. Фадеева). «Подарки зимы» С.Л Прокофьева план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему С прокофьева подарки зимы

Тема: «Путешествие в страну Грамматика»

Система персонажей

В этом произведении много персонажей разной степени значимость. Но главными являются несколько.

Александр Андреевич Чацкий — сирота, воспитанный Фамусовым. Три года он провел заграницей, взгляды его изменились и стали чужеродными. Он умен, остроумен и прогрессивен – критикует тогдашнюю помещичью Россию с ее крепостническими порядками. Хотелось бы добавить, что многие исследователи, следом за А. С. Пушкиным, в образе Чацкого видели образ самого Грибоедова. Это именно его ум, благородство, энергия воплотились в художественном образе. А Чацкий:

Фамусов – владелец дома, где происходит действие. Он – вдовец, имеющий взрослую дочь. С одной стороны, это – добрый человек, не лишенный сострадания: берет на воспитание сироту Сашу Чацкого и воспитывает длительное время. С другой – лицемер, лишенный чести и совести. Для него главное – высокий чин и деньги. А методы получения материальных благ значение не имеют: будь то взятки и лесть;

Софья – бывшая возлюбленная Чацкого, дочь Фамусова. Они с Чацким выросли вместе, и, естественно, влюбились друг в друга, как тогда казалось. Но не только Чацкий изменил свои взгляды за три года: Софья тоже расставила приоритеты и определилась с выбором ценностей. И этот выбор – не в пользу Чацкого;

Избранник Софьи – Молчалин, секретарь Чацкого. Именно его Софья предпочла Чацкому, ведь он более «удобен» и пригоден для совместной жизни, да и угождать умеет преотлично. Да, он глуп, и что с того?

Второстепенные персонажи – неактивные действующие лица, оказывающие значительно влияние на развитие сюжетной линии:

  1. Скалозуб – офицер, зацикленный на военной карьере;
  2. Репетилов – друг хозяина дома. Из-за распутной и бурной жизни в молодости он не смог обеспечить себе должную карьеру и достойное положение в обществе.

Комедия написана в стихотворной форме – шестистопным ямбом, эту манеру Грибоедов перенял у Крылова. Иногда автор отступает от установленных правил написания и переходит на строчки меньшей длины – это уменьшает тяжеловесность и однообразие. Язык – живой, литературный, реальный язык того времени: «аглицкий», «карбонарии», «вельможа в случае». У каждого персонажа – свой лексикон и манера говорить. Конфликт между Чацким и остальными отражен и в разговорной речи персонажей. Особенностями написания являются драматургическое и художественное мастерство.

Иначе говоря, «Горе от ума» — это, конечно же, произведение, отражающее, прежде всего, дух своего времени, однако, в то же время, это современное произведение, которое отчетливо и ясно отображает ум и глупость, быт и повседневность, политические идеалы прошлого и современности.

Не будучи профессиональным писателем, Грибоедов создал гениальное произведение, оказавшее огромное влияние на русскую литературу. Здесь – и приобретение познаний: широко представлена жизнь московских дворян после событий 1812 года, их проблемы, тревоги и мировоззрение. И процесс отрыва передовых дворян от широкого общества, родной среды. Автор избежал схематизма и великолепно передал всю сложность персонажей и той эпохи. Поэтому, комедия имеет огромное литературное и историческое значение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: