Каков он – идеальный учитель?
Она обладает анально-зрительным сочетанием векторов – идеальным для того, чтобы состояться как учителю истории в старших классах. Предназначение человека с анальным вектором – передача знаний и опыта последующим поколениям. Он делает это талантливо, гениально. Интерес к истории обусловлен желанием человека с анальным вектором ценить прошлое
Оно для него необычайно важно. Как иначе передашь накопленное точно и без искажений?
Как обладатель зрительного вектора, Алла Николаевна прививает детям культуру и нравственность. Она точно чувствует свою задачу и даже озвучивает ее на том памятном уроке: «Вы все никчемные, маленькие, невежественные уроды, которые даже не пытаются стать людьми. Наоборот, вы делаете все, чтобы ими не стать. А моя задача – направить вас на путь истины и разума, чтобы вы не позорили себя и свою страну… Моя задача – наполнить вас знаниями, открыть новые горизонты жизни. И если мне это удастся, я достигну высшей цели своего дела – воспитания личности».
Но человеку с анальным вектором трудно приспособиться к кожному времени, потребительскому и стремительно меняющемуся, особенно когда кажется, что все против тебя. У анального человека часто не выдерживает сердце, когда он не может адаптироваться к такому миру. Сердце – его слабое место. Вот почему оно болит у Аллы Николаевны.
Она не видит достойной оценки и благодарности за свой труд, что так важно для человека с анальным вектором. Она в отчаянии
Она не знает, что делать, и тогда пистолет становится последним и единственным аргументом.
В этот момент симпатии зрителя не на стороне учительницы. Она выглядит потерянным, слабым человеком, который ненавидит детей.
И все же – почему этот аргумент срабатывает? Почему дети проникаются ценностями сострадания, коллективизма, уважения к взрослым? Неужели насилие – единственное, что помогает в такой ситуации? Какой истинный урок преподала ребятам «училка»?
Школа – прошлое и настоящее
Алла Николаевна, учительница истории, потомственный педагог, работает в школе уже 40 лет. Но с каждым годом работать становится все сложнее. Дело не в возрасте. Она не видит результата своего труда. И приходит к выводу: «Это – не дети. Это ослабленные организмы, неспособные к обучению», «Педагоги не нужны, а нужны менеджеры, которые организовывают процесс получения знаний».
Очередной урок в 11 «А» классе вызывает сердечную боль. Мало того что директор школы, бывшая ученица Агнесса Андреевна, только что отчитала за невыполнение требований образовательного стандарта («я – плохой учитель»), так еще и эти неучи ни в грош не ставят. Все, что им нужно – электронные игрушки, деньги, шмотки, успех. Кому нынче нужна история?
Попытка справиться с неуправляемым классом заканчивается тем, что в руке у Аллы Николаевны оказывается пистолет, который она отбирает у своего ученика Шиловского. С этого момента начинается самый главный урок в жизни учеников 11 «А» класса.
Закрывшись в классе, учительница намеревается устроить всем ученикам экзамен по истории. Хотя больше ее интересует, что они из себя представляют, каковы их планы на жизнь и к чему они придут, если не изменят свои взгляды на образование и отношения между людьми.
Давайте посмотрим фильм «Училка», используя системно-векторное мышление. За вполне очевидным посылом картины раскроем всю глубину человеческих взаимоотношений, увидим проблемы и попробуем наметить решения.
Потеряно ли поколение?
Алла Николаевна считает, что поколение потеряно, что предыдущие поколения ее выпускников были лучше. Ее ученики – директор школы Агнесса Андреевна, полковник спецназа Кадышев, который прибыл на вызов по поводу чрезвычайной ситуации в школе, безусловно, предстают перед нами очень положительными героями, способными к самопожертвованию, неравнодушными гражданами своей страны. Чего не скажешь о ее нынешних учениках, о которых она говорит: «Вы плюете на всех. Вы любите только себя. Вы слышите только себя».
С одной стороны, она права: советская школа отличалась от современной бо́льшим соответствием уретральной ментальности русского народа, в которой общее всегда ставилось выше личного, в которой все дети были нашими, поэтому их развитию уделялось очень много внимания. В чести были ценности анального вектора, поэтому учитель был уважаемым человеком, а школа – храмом науки. Безусловно, все эти ценности утеряны в современной российской школе, которая нынче по-кожному относится к сфере услуг.
С другой стороны, утверждение, что дети становятся все более ужасны, мы слышим в каждом поколении. Мол, в наше время дети были лучше, а теперь неучи, отморозки. Так воспринимает мир человек с анальным вектором, для которого прошлое имеет бо́льшую ценность, чем настоящее.
Противоречия между учителями и учениками, отцами и детьми были всегда. Как не вспомнить в этой связи столь любимые нами фильмы «Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна», в которых поднимаются те же вопросы – откуда в детях такая жестокость, кто виноват в этом?
Причины противоречий между поколениями не во времени, а в непонимании психики человека. Дети не хуже. Они другие. С каждым поколением объем их психического, сила желаний возрастает. Они острее чувствуют все, что преподносится взрослыми, буквально схватывают на лету то, что носится в воздухе. Они рождаются более способными и даже более гениальными, чем мы, взрослые. В фильме это очень ярко показано на примере Бирюкова Дмитрия Ильича – компьютерного гения и хакера лет девяти, который по знанию современных технологий заткнет за пояс любого взрослого.
Чтобы найти к таким детям подход, их нужно понимать. С ними уже не срабатывают прежние методы воспитания ремнем или окриком. Они остро чувствуют давление на свои свойства и бунтуют. Растет индивидуализм. В условиях изобилия, в котором растут современные дети, нужно точно знать, как задавать им стремление к развитию, которого не возникает у человека, когда у него все есть.
И в то же время со всем их психическим багажом, накопленным предыдущими поколениями, это все еще дети, которые не до конца развились. Их культурный слой еще не завершил свое формирование, он хрупок. Подростки, собираясь вместе, становятся подобны животной стае. Сражаются за ранг, готовы перегрызть друг другу глотки в конфликтной ситуации.
И взрослые ни в коем случае не должны пускать этот процесс на самотек. Нельзя давать детям самим полностью определять, что им делать, а что нет, потому что это несформированные еще личности
Они еще до конца не понимают важности образования и культуры. Поэтому ответственность развить их, найти свое место в жизни лежит на взрослых и на учителях в частности
Алла Николаевна, «училка», это понимает, но у нее опускаются руки.
Система образования – сфера услуг или колыбель человека и гражданина?
Фильм поднимает важные проблемы в сфере современного образования. Быстрыми штрихами показаны они в самом начале фильма – в тоскливых размышлениях Аллы Николаевны, в разговорах учителей в учительской, в ежедневной рутине обычного школьного дня. От чего сразу создается впечатление тупика и безысходности.
Из школы ушла важная составляющая – воспитание детей. Даже среди учителей бытует мнение, что школа – есть место насилия над личностью, что воспитывают родители, а задача школы – дать детям знания. И личное дело учеников – взять или не взять их. Таким образом, школа снимает с себя ответственность за главный результат – воспитание личности, полезной обществу и счастливой.
Директор школы отчитывает заслуженного и опытного педагога за то, что она вовремя не прошла аттестацию. В школе идет смещение акцента на отчетность, бумажную работу. Хороший учитель вынужден отрывать время от детей, чтобы соблюдать образовательный стандарт. Аттестация оказывается важнее того, что вкладывается в детей. Директор уже не преподает, как раньше. Главным его инструментом в современном мире потребления становится калькулятор.
Общество испытывает неприязнь и враждебность по отношению к школе. Обычным делом становятся подозрения в коррупции (а там и «до терроризма один шаг»), отношение как к сфере услуг, неуважение к учителю, которое, конечно же, передается детям. Дети ведут себя так, как показывают им взрослые.
Такая ситуация вполне понятна. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, мир находится в кожной фазе развития, в которой главными ценностными ориентирами становятся деньги, успех, потребление. Россия вынуждена жить под давлением обстоятельств, подстраиваться под новые требования, перенимать западный опыт, который наработан в русле кожных ценностей.
Однако опыт этот не ложится на почву уретрально-мышечного менталитета, свойственного россиянам, вызывает дикие противоречия и внутреннюю ломку. Нравственность, наш внутренний ориентир, заменяется моралью, высшая справедливость и милосердие – законом, коллективизм – индивидуализмом, творческий подход – единым стандартом. «Если бы был сегодняшний стандарт, Гагарин бы в космос не полетел».
В итоге происходит массовая утрата базового чувства защищенности и безопасности. Ведь когда человека принуждают жить в противоречии со своим мироощущением – это всегда психологическая травма. Мы все травмированы, поэтому неприязнь зашкаливает. И проявление этой неприязни мы видим на протяжении почти всего фильма.